И вот, об Евсевии у Барония читаем: „Егда же готфы у Дуная воеваху, той Евсевий сущ от стражей избегших оставлен, видя многия церкви вдовствующие без пастырей: утаися в одеждах воинских, прохождаше Сирию, Финикию и Палестину, поставляя иереев и диаконов, и иные услуги полезныя верным совершая. Сие же в толикой нужде невозбранно бе в чуждих епархиях, и Духу Святому подвизающу его сердце в таковой службе“ (лето 370. число 4-е). В Четии-Минеи же ясно говорится, что Евсевий рукополагал и епископов: „Многия правоверныя церкви бяху без своих служителей, и святительския престолы без архиереев, ово от ариан в Константиево царство, ово же от кумирослужителей во Иулианово владение, и иным избиенным, и иным разгнанным бывшим: и аще бы не прекратил Господь Иулианова живота и царства, едва бы какая церковь с служителями своими осталась цела. В такое лютое время Евсевий святый, утаив свой сан святительский, в воинская облекся, обхождаше Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христианы в святей вере: и идеже аще обреташе церковь без служителей, поставляше иереи и диаконы и прочия клирики, а инде и епископы постави от тех, иже обрете отмещущих Ариевы догматы, мудрствующих православно“ (Четя-Минея 22 июня); и у Иродиона Ветринского находим подобное же свидетельство: „Когда арианство угрожало Церкви опасностью, Афанасий Великий , возвращённый из заточения, в разных городах, через которые он проходил, хотя они были и не его епархии, рукополагал не обинуяся; то же делал Евсевий Самосатский во время гонения от ариан при Валенте. Он, по свидетельству Феодорита, одетый в воинское платье, прошёл всю Сирию, Финикию и Палестину, рукополагая пресвитеров и диаконов, поставляя на другие церковные степени, и исправляя все бывшие в церквах беспорядки. Равным образом в Сирии Киликии и других местах, которые исчисляет Феодорит, рукополагал он епископов. Все сие было противно общим правилам, но требовало того благосостояние Церкви, которая в таких случаях давала им власть поступать, как епископам целой вселенской Церкви“ (Памятники древн. христ. Церкви, т. I, стр. 55–56). И не один Евсевий рукополагал единолично... Так, мы видим из пролога, что св. священномученик Автоном поставил единолично в епископа Корнилия в Вифинии к церкви св. архангела Михаила (пролог 12 сент.). Также и св. Златоустый, во время изгнания своего из Царь-Града и пребывания в Куксе, „по обращении ко Христу бесчисленного множества людей, постави им седмь епископов и множество пресвитеров и диаконов“ (Маргарит в житии 158 и об.). Так вот и м. Амвросий, если и рукоположил Кирилла единолично, поступил законно, справедливо, а отсюда законно и наше священство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он указал именно следующие примеры: «Всеобдержность: Правило 76 св. Апостол (в толковании) не повелевает епископу хотящу скончатися, брата, или сына, или иного сродника по любви в епископский сан поставити («Корм.» гл. 1, л. 21). Случайность же: Св. Стефан архиепископ сурожский, еще при животе ему сущу, в наследство своего престола единого от клирик своих поставил архиепископом» («Мин. Чет.» и «Прол. деян.» 15). Всеобдержность: «Святый собор, иже в Карфагене, правилом 49 законоположил не менее трех епископов в поставление епископа довлети, аще же мощно и всея области епископи должни суть снитися» («Корм.», гл. 15). Случайность же: «Святый священномученик Автоном… в Вифинии… будучи сам един токмо епископ, обаче постави и другого епископа». (Старообрядцы впоследствии не редко действовали на основании сей случайности). «Но и еще дивнейшее в святой церкви бысть событие (продолжает Павел), яко спасительный промысл Божий случайные наши нужды милостиво и чудесно совершает… Блаженный Федим епископ сотвори вещь странну и необычну: небреже о сем, яко несть прибыл к нему Григорий и яко расстояние между има путного шествия бе три дни, освяти и не пришедша Григория епископом в неокесарийскую церковь … о чесом свидетельствует св. Григорий Нисский , пиша житие сего святого («Мин. чет.» нояб. 17)». На основании этой случайности у старообрядцев, как мы видели, было уже одно архиерейское поставление, о котором Павлу, из уважения к памяти и примеру предков, не излишне было бы здесь припомнить, чего однако же он не нашел удобным сделать… Но в статье его особенное значение же придавалось, очевидно, следующему примеру, поставленному у него на первом месте: «Всеобдержность: правилом 19 первого вселенского собора от ереси Павла Самосатского крещенных покрещивати, такожде хиротонисанных паки хиротонисати непременно святый собор повелевает» («Кормч.», гл. 5). Случайность: «Святейший же Никифор патриарх, в правильной своей книге, на вопрос о том, киим осужденным, от них же хиротонисавшиеся ничим же вредишися, сбывшийся случай сказует сице: «Павлу Самосатскому изгнану бывшу, с хиротонисавшиеся от него ни един изгнан, аще и содействаху ему оная, за яже он изгнан бысть и прочая подобна сему явствует». За свидетельством об этой случайности, к которой всего больше подходило желаемое Павлом изъятие будущего епископа из общепринятого у старообрядцев чиноприятия, он отсылает читателя к неизвестному «древлегреческому патриаршему потребнику, иже хранится в Москве, на печатном дворе (?)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Не питай, возлюбленный мой брат, в сердце своем злого помысла, будто я говорю тебе только для того, чтобы устрашить тебя мнимыми грядущими бедствиями. Для чего мне устрашать тебя тем, что бывает действительно, и что будет с тобою неизбежно, если ты не отстанешь от путей нечестия твоего? Горе тебе, сын нетрезвый, сын распутный, легкомысленно старающийся превратить истину во лжу, горе тебе, если ты слышал слова мои теперь и не хочешь послушать их! Они увеличат осуждение твое и умножат муки твои, потому что ты знал их и не хотел послушать. Я знаю, как глубоко пал ты; не слова, а только бедствия, только муки души и тела твоего могут спасти тебя от конечной погибели!.. III. Господи! Прежде даже не погибнем, спаси нас, спаси всех, обуреваемых нечистыми страстями! Удержи нас от нетрезвой и нецеломудренной жизни! Спаси нас Твоею всесильною благодатью! (Составлено прот. Гр. Дьяченко с дополнениями по «Воскресным чтениям» за 1840 г.). Двенадцатый день Св. священномученик Автоном (О том, что между сном и смертью существует великое сходство) I. Cb. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклетиане, ревностно проповедовал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313 г.) в то время, как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в VI b., говорит: «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святые мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славного мужа». В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе… II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщего суда Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Аминь. 12-й день 13. О нетлении святых мощей (Из жизни св. священномученика Автонома. Чет. Мин. сент. 12) Все истинно православные христиане с верою чтут нетленные мощи святых Угодников Божиих, с благоговением относятся к ним и часто проходят огромные пространства для того, чтобы поклониться им и помолиться самим Угодникам, нетленно почивающим. Так относятся к мощам Святых православные христиане. Но далеко не так относятся люди века сего, или храмлющие в вере на оба колена, или вовсе неверующие. И когда с ними заходит речь о нетлении мощей, они обыкновенно говорят: «Я этого не понимаю! Да что это такое? Да может ли сохраниться тело нетленным, пролежав в земле столько лет?» и т.п. Правду ли же так говорят нам люди века сего или нет? Когда священномученик Автоном был убит неверными, тогда тело его было погребено некоторою диакониссою Мариею и пролежало в земле очень долгое время. По прошествии уже многих лет по указанию Божию один воин обрёл оное и вынул из земли. Тут мощи святого видел блаженный Симеон Метафраст , и вот что говорит о них: «Видел я доблестного подвижника, который и по смерти победил законы природы, и восстаю к Божию славословию. Когда я приник очами ко гробу мученика, я увидел его святые мощи непобеждённые силою смерти. Обыкновенно у умершего человека чрез три дня после смерти весь состав телесный разлагается, но здесь не то. У сего пресветлого мужа, после стольких лет пребывания тела его в земле, ни один волос не истлел. Глаза не повреждены, лицо его цело, кожа крепка, на бровях власы остались также целы, и только глаза закрыты. И когда я смотрел на святого, мне казалось, что закон смерти он исполняет только молчанием. Весь телесный состав его сохранился, и ничто не отложилось ни от главы его и ни от прочих частей тела. Так Господь прославляет тех, которые и Его в своих телах прославили». Из того, что видел Метафраст, видно теперь также и то, что люди века сего, отвергая нетление святых мощей, заблуждаются и, говоря, что пролежав много лет в земле, тело не может сохраниться, – говорят неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Потрудившись в сих странах в деле проповедания Слова Божия довольно долгое время, святой Автоном снова возвратился к Корнилию: ему хотелось посетить приобретенное им стадо Христово. Он поставил Корнилия пресвитером и вместе с ним стал служить спасению рода человеческого. Когда нечестивый царь Диоклитиан прибыл в Никомидию, с целью погубить всех находящихся там последователей Христовых, тогда идолопоклонники стали отыскивать и святого Автонома, как самого известного из христиан. Но святитель, желая еще более народа привести от тьмы бесовской к свету познания истинного Бога, не предал себя в руки мучителей. Храня себя для блага церкви, святой Автоном отплыл в Клавдиополь, находившийся на берегу моря Евксинского 3 ], где и сеял семена Слова Божия, кои, падая на добрую почву сердец человеческих, вскоре по благодати Божией принесли многие духовные плоды. Устроив здесь как должно всё относящееся ко благочестию и наставив верующих на путь спасения, святой Автоном опять возвратился в Сореос. Увидав, что число верующих здесь еще более умножилось, святой поставил Корнилия епископом, а сам отправился в Асийскую страну 4 ], где стал искоренять терние безбожия и распространять святую веру в Единого Бога. И здесь, по благодати Божией, он многих избавил от заблуждения и вечной погибели, разрушая проповедью идольские жертвенники и созидая в сердцах человеческих духовные храмы — Духу Святому. Вскоре святой Автоном снова посетил Корнилия и порученную ему паству. Увидев, что все поучаются здесь закону Божию и преуспевают в добродетелях, Автоном был утешен сим и благодарил Бога, что труды его были не напрасны и что его духовные чада, — коих он породил благовествованием, — умножились. Близ города Сореос находилось одно селение, по имени Лимна; жители сего города были еще омрачены тьмою идолослужения. И вот, отправившись к ним, святой Автоном стал проповедовать им Христа и, обратив здесь многих в христианство, научил их тайнам святой веры, просветил крещением, и чрез то присоединил их к избранному стаду Христову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Автоном, – такое оригинальное имя носит наш сектант, – много выстрадал на своем веку; его не раз судили, административно ссылали в места не столь отдаленные, – одним словом, он на собственном горбу испытал все прелести российского режима. Бесхитростные записки Автонома, представляющие из себя серию «писем к друзьям», отчетливо рисуют нам ход развития его мыслей, все богатые переживания его мечущейся души. Он выступает перед нами в качестве истинно верующего в духе православия. Но сомнения гложут его. Первые его рассуждения все касаются религии: перед нами проходит длинный ряд писем, направленных по адресу Иоанна Кронштадтского , с целыми трактатами по догматическим вопросам. Затем Автоном выступает перед нами в качестве уже „настоящего сектанта», пытающегося пересоздать жизнь на евангельских началах, и отчасти последователя Л. Н. Толстого: тут мы имеем беседы о нравственном самоусовершенствовании, о непротивлении злу и т. п. Религия, рассуждает Автоном, должна занимать главное место в жизни человека; между тем, люди чрезвычайно мало уделяют внимания учению о нравственности. «Спросите, например, любого крестьянина, зачем он пашет, сеет, молотит. И он вам ответит самыми удовлетворительными словами, из которых вы увидите, что он вполне понимает свое дело. Спросите также и всяких дел мастеров, купцов, инженеров, докторов и т.п., и все эти люди ответят вам еще более удовлетворительно, чем крестьянин. А спросите вы всех этих людей о том способе, посредством которого они думают добывать то, что необходимо для души. Спросите, каким «способом воспитывать в себе нравственные качества души, каким способом усмирить в себе человека душевно-нравственного, человека, в котором бы духовная, Божеская сторона преобладала над животной... И все эти люди наговорят вам такого, что вы сразу увидите из их слов, что оны совсем не понимают того, что в жизни людей должно быть на первом плане». Итак, нравственное самоусовершенствование, духовное развитие человека должно быть выдвинуто в первую очередь. Но Автоном, однако, очень скоро приходит к убеждению, что нравственное самоусовершенствование, духовное развитие человека должно идти рука об руку с улучшением его материального быта. „Сколько миллионов людей стонут под игом неправды, которая лежит на них тяжелым камнем и которую они не в силах сбросить с себя потому, что они окружены непроницаемым мраком невежества». Но мыслимо ли просвещение для человека, голодного и замученного тяжелым трудом? Нашему самобытному философу приходится дать отрицательный ответ. Случай ставит вплотную перед Автономом „проклятые вопросы» текущей действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  2.5 из  5) Л. А. Травин Божиим милосердием облагодетельствованного Леонтия Автономова сына Травина, уроженца из бедного состояния родителей, происшедшего в достоинство благородства, бывшие с 1741 г. в жизни его обстоятельства и приключения, для сведения и пользы собственно потомкам его описанные самим им От редакции: Печатается по: Труды Псковского археологического общества. 1913–1914. Вып. 10. С. 25–429. Вступ. статья и публ. Л. И. Софийского. Воспоминания были переизданы (с некоторыми сокращениями и изменениями): Травин Леонтий. Записки/Худ. А. Стройло. Вступ. статья В. В. Кожинова. Послесловие В. Я. Курбатова. Псков: Сельцо Михайловское, 1998. Леонтий Автономович Травин (1732–1818) — автор самых ранних по времени написания крестьянских записок. Родившись крепостным, он сумел из «самого подлого сословия» выслужиться и к 54 годам получить права личного дворянина. Как явствует из содержания его записок, они были составлены в 1806–1808 гг. Рождение мое на свете в 1732 году февраля 9го дня , во области Псковской, в бывшем пригороде Белье , от родителей скудно живших. Отец мой Автоном Степанов, ведущий род свой от дворцовых писарей; сказывают же, что предки его были церковники в Козмодемьянском погосте; это на Исы реки; а мать моя Агафья Иванова, от действительно служащих церковно причетников , дочь пономаря Ивана Автономова, бывшего в том же Белье при церкви Архангела Михаила на городище; его же отец Автоном Давыдов в Печанском погосте был священником, а сын его Макарий — протопопом во Пскове, в соборе Архангельском, брат родной моей матери, и по вдовстве его пострижен и был иеромонахом, переименован Мартирием в Спаса Мирожском монастыре. Из такого поколения отец мой находился крепостным графа Павла Ивановича Якушинского и его жены . Отправляя должность писарскую в Велейской вотчине и провожая житие неотрадное, умре в 740 году, по замечанию моему, от волшебной порчи, от мужика Артемья, прозванием Аршина, быв от роду около сорока лет, а от женитьбы своей прожил только десять год, оставив мать нашу в преждевременном вдовственном бедствии, и нас, четырех сыновей, в сущем сиротстве и малолетстве, из коих я был старший осьми лет, второй сын Алексей шести, по нем Иван четырех, меньшой Никита двух лет.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Повар Троицкого Даниилова монастыря Иоанн, по прозванию Богдан, лишился языка и долгое время лежал, как мертвец. Подозвав к себе знаками домашних, больной просил их послать за отцом духовным, чтобы не умереть без покаянии. Случайно вблизи оказался иеромонах Даниилова монастыря Матфей; он исповедал больного и причастил Тайн Христовых, и жена Богдана, Стефанида, с великой верой пошла к колодезю преподобного Даниила, зачерпнула воды и дала выпить мужу. По молитвам угодника, больной тотчас выздоровел. Государев помытчик (помощник сокольничего) Антон Казаринов объявил: «За грехи свои я потерял разум и лежал на одре, как бездыханный истукан. После 40 дней страданий со слезами я стал молить угодника Божия Даниила об исцелении, обещал пойти к гробу преподобного и отслужить молебен, а также велел принести воды из Даниилова колодца. Испив этой воды, я уже не чувствовал болезни, встал со одра и пошел в обитель преподобного: совершил молебен у его гроба, всем рассказал о чуде и возвратился домой, славя Бога и Его святого угодника. Посадский человек города Переяславля Залесского Автоном, по ремеслу гладильщик, потерял слух: в голове у него начались шум и ломота. Больной сильно страдал целый год. Он имел веру к преподобному Даниилу и часто молился ему от избавления от беды. В четверг седьмой седмицы по Пасхе, когда, по преданию Даниилову, погребали в Троицкой обители странников, прибыл в монастырь и Автоном. Он припал со слезами ко гробу Божия угодника и просил его об исцелении. Вдруг, как бы забывшись, он слышит сильный гром, содрогается от страха, приходит в себя и уже не чувствует прежних болей. Когда со крестами отправились к скудельнице, пошел и выздоровевший Автоном; по окончании обряда погребения он открыл настоятелю и братии о совершившемся чуде. Иона Самаровский, монах Троицкой Данииловой обители, очень болел ногами и не мог выходить из келлии около полутора лет. Болезнь не ослабевала, но с каждым днем становилась острей и острей. Старец часто молился преподобному Даниилу и призывал его к себе на помощь. Однажды ночью он слышит большой звон, который навел на него страх и в то же время несколько облегчил боли. Выбравшись из келлии, Иона видит над ракой угодника множества горящих свечей; больной пополз к гробу, свет начал ослабевать и, наконец, светильники погасли совсем. Помолившись у гроба долгое время, Иона направился в свою келлию и по пути спросил монастырского сторожа: «Разве утреня окончилась?» Сторож ответил: «Отец, еще не пели петухи и нигде в обители не было звону к заутрени». После разговора со сторожем исчезла болезнь старца, и он объявил о чуде над ним архимандриту с братией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

История его, кн. 8, гл. 13); много было и скрывавшихся подобно Автоному епископов, в сообществе с которыми Автоном и мог рукоположить Корнилия. При таких обстоятельствах Автоном не имел нужды нарушать основное правило св. апостолов об епископском рукоположении, всегда имея возможность, при своих путешествиях, достать себе из скрывающихся, подобно ему от Диоклитиана, епископов для участия в хиротонии Корнилия. При этом слово „поставил“ не значит ещё „рукоположил“, а в Писании употребляется в смысле определения, утверждения на священную степень кого-либо: „Филиппин (кесарь) постави (патриархом) Иоанна некоего“ (Бароний 711 лето). Нельзя же думать, что кесарь поставил – рукоположил Иоанна, а значит, определил, утвердил и только. Сослались вы на Иоанна Златоустог о, что он, во время изгнания своего из Царь-Града, проживая в Куксе „по обращении к Христу бесчисленного множества людей, постави им седмь епископов“ (Маргарит – в житии л. 158 об.), но там же, в житии, сказано, что в Куксе был епископ Адельфий, в доме которого и жил И. Златоуст (Маргарит в житии, 157 об. и 172 об. лл.), тоже говорится и в Прологе (13 ноября л. 345) и Четьи-Минее. Значит, св. Златоусту и не было нужды единолично рукополагать епископов. Оболгав св. Златоуста, оправдания Амвросию вы не нашли. Перетрухин. Но, братия, с толкованием слов преп. Феодора Студита о. миссионером я не соглашаюсь. Преп. Теодор Студит прямо говорит, что „во время ереси, по необходимости, не всё бывает по правилам, установленным во время мира“. Заключение же Феодора Студита : „всё это я высказал – незаконодательно; ибо это дело епископов, но преподал в виде совета из любви“, относится к последнему вопросу: „Следует ли поминать отца, умершего в ереси, на литургии?“ Мы можем указать и другие правила, коими по нужде дозволяется единолично рукополагать во епископа. Так, в толковании 60 прав. Карфагенского собора читаем: „Заявлено было, что два епископа поставили иерея (иереем здесь называется епископ, ибо пресвитера, по второму правилу св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1827 г. в селе Горлово, как было сказано, трудами протоиерея Иоанна Стахиева была завершена постройка двухпрестольной каменной церкви св. Димитрия Солунского, настоятелем которой отец Иоанн оставался вплоть до своей кончины в 1835 г… Надо сказать, что с 1834 г. протоиерей Иоанн Стахиев был местным благочинным, а другой горловский священник, о. Павел Мизеров, с 1853 г. был духовником благочиния. Соответственно, в 1830-1850 гг. церковь села Горлово была центром благочиния. По исповедной ведомости 1829 г. в горловском приходе, состоявшем из села Горлово, деревень Дмитриево и Александрово и сельца Даниловское, проживало 2 583 прихожанина вместе с семьями духовенства… Еще при своей жизни протоиерей Иоанн Стахиев сдал в 1853 г. один из двух своих домов в аренду купеческому сыну Петру Роцкому для того, чтобы средства от аренды использовать на устройство в горловской церкви придела во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и сооружения для него иконостаса. В своем завещании, составленном в том же 1853 г., протоиерей Иоанн определил, чтобы по истечении десятилетнего срока аренды дом был продан, а вырученные деньги потреблены на устройство иконостаса… Население горловского прихода в первой половине XIX в. стремительно увеличилось: с 1824 человек в 1818 г. до 3886 человек – в 1855 г… Рост количества прихожан побуждал церковный причт не просто устроить третий придел в Димитриевском храме, а, вообще, расширить всю церковь, перестроив ее трапезную часть. В июне 1855 г. святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский, благословил работы по расширению трапезной. В итоге, к 1862 г. в трапезной на пожертвования местных прихожан были устроены новые, теплые приделы: справа – святителя Николая, а слева – трехсвятителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Правый придел был освящен а 1860 г., а левый – в 1862 г… …В 1870-1880 гг. боголюбивые клирики и прихожане горловского храма неоднократно делали те или иные пожертвования в свою приходскую церковь. Так в 1875 г. скопинская купчиха Анна Проскурина пожертвовала в церковь села Горлово два священнических и одно диаконское облачения черного цвета из полубархата, двое шитых бисером воздухов – малиновые из бархата и розовые из атласной ткани, серебряный ковчег и медную канунницу (панихидный стол). Общая стоимость этого пожертвования – 220 руб. В 1877 г. горловский крестьянин, бывший церковный староста, Автоном Суханов подарил храму две металлические позолоченные хоругви и паникадило, общей стоимостью 140 руб. В 1882 г. местный диакон Илья Троицкий пожертвовал 225 руб. на устройство киота для Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=18733

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010