В день памяти священномученика Николая Морковина глава Тверской митрополии совершил Литургию в кашинской тюрьме, где был расстрелян святой 29 февраля 2024 г. 12:50 28 февраля, в день памяти священномученика Николая Морковкина,  митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил тюремный храм в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского, в г. Кашине Тверской области на территории СИЗО 2. В этом году тюремному храму исполнилось 160 лет. Церковь, построенная в Кашинском тюремном замке в 1864 году на средства купца 1-й гильдии Н.В. Терликова, в 20-е годы прошлого века была закрыта, впоследствии ее переоборудовали в обычные тюремные камеры. Известно, что в этой тюрьме находился в заключении священномученик Николай Морковин, расстрелянный 28 февраля 1938 года по приговору тройки НКВД. В 2005 году в небольшом помещении была создана домовая церковь в честь святителя Ермогена Московского. Окормляющий СИЗО-2 священник Владимир Саулов выступил с инициативой, которую поддержала администрация изолятора, — восстановить историческую тюремную церковь. Общими усилиями администрации изолятора, Тверской епархии, общественного совета при УФСИН Тверской области за короткий срок помещение церкви было реконструировано, оборудовано и приготовлено к богослужениям. 22 декабря 2010 года состоялось великое освящение храма. Митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в тюремном храме. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков; благочинный Кимрского церковного округа протоиерей Евгений Морковин — правнук священномученика Николая; заместитель председателя Синодального миссионерского отдела по апологетической миссии, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии , клирик храма святителя Николая Мирликийского у Соломенной Сторожки г. Москвы священник Сергий Фуфаев; настоятель храма Рождества Христова г. Кашина иерей Вадим Фомин; клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери иерей Максим Луканов; клирик Вознесенского кафедрального собора г. Кашина священник Александр Рычков; протодиакон Роман Соколов; диакон Иоанн Зорин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

священник Афанасий Гумеров Содержание Предисловие Житие священномученика Иоанна Восторгова (1867–1918) Лик святых. Проповеди о святых угодниках божиих Христианин должен быть святым Суд святых Свидетели верные Мир душевный Любовь ко Христу Женщина-христианка Подражание святым Вера и ревность Вечная память в Церкви Русь Святая Христианство жизненное Заветы древних святителей Московских Святые заветы детям Патриотическое служение русского духовенства. Заветы святителя Алексия Заветы жизни святителя Иоанна Златоустого Священной памяти небесного покровителя земли Русской Вечное чудо христианства Заветы патриарха Ермогена Слово похвальное Ермогену, Святейшему Патриарху Всероссийскому Служение вечному. Священной памяти Святейшего Патриарха Ермогена В ожидании прославления Святейшего Патриарха Ермогена Духовный вождь русского народа Правда веры и жизни Уроки прославления святых Блаженной памяти Московского митрополита Филарета Кронштадтский светоч и газетные гиены В Кронштадте у отца Иоанна Знамения времени. Отец Иоанн Кронштадтский и граф Л. Н. Толстой Божие дитя. Памяти отца Иоанна Кронштадтского В Иоанновском монастыре Говори, не умолкай! Православие в Японии Спасение царево На царской страже В жертву всегда избирается лучшее В память вечную будет праведник. Слова и речи о подвижниках веры и благочестия Тайна обаяния великого полководца Памяти царя-миротворца Нравственный облик царя-миротворца Церковная деятельность на Кавказе в царствование императора Александра III Памяти императора Александра III. Смысл и значение его царствования Жертвы и герои долга Беспредельная преданность Богу Основатель Православного Палестинского общества Памяти убиенного архиепископа Никона, экзарха Грузии Слово на панихиде по убиенном архиепископе Никоне Труды протоиерея Иоанна Восторгова     Сборник содержит житие, слова и проповеди замечательного пастыря и проповедника начала XX века протоиерея Иоанна Восторгова , подвигом мученичества утвердившего свою веру в эпоху гонений на Церковь и отречения от Христа. Будучи настоятелем Покровского собора на Красной площади, отец Иоанн стяжал себе широкую известность как яркий проповедник и патриот. Священномученик Иоанн в должности синодального миссионера много потрудился для утверждения Православия, посвятив свои яркие дарования и силы Святой Церкви. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторую Неделю Великого поста — день памяти святителя Григория Паламы 28 февраля 2010 г. 16:20 Во вторую неделю Великого поста Православная Церковь молитвенно отмечает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году на этот день перенесено празднование памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (1612). В воскресенье, 28 февраля 2010 года, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся мощи священномученика Ермогена. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во второе воскресенье Великого Поста воспоминается память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Архиепископ Григорий был человеком просвещенным, замечательным богословом, имевшим опыт монашеской жизни на горе Афон. В далеком XIV веке он обозначил себя как особенно проникновенного духовного мыслителя. В своем творчестве он защищает Божественный Фаворский свет, утверждая, что свет, который явил Христос на Фаворе ученикам, не был обычным светом, как некоторые считали, но видимым явлением Божественной энергии, Божественной благодати. Почему мы вспоминаем святителя Григория именно Великим постом? А потому, что свои проникновенные умозаключения он делал не на основе книжной учености, а на основе реального духовного опыта — своего собственного и многих других монахов, отшельников на горе Афон, которые через пост, через уединение, через молитву препобеждали в себе страсти и пороки и открывали путь Богопознания, проникаясь силой Божественного присутствия в их жизни настолько, что это Божественное присутствие почивало на них видимым образом. Очень многие из этих уединенных старцев-подвижников действительно сияли светом, словно повторяя то, что произошло на горе Фавор. Воспоминание об этом удивительном духовном явлении, которое получило в богословской науке именование исихазма, неслучайно в Великом посту. Пример святителя Григория, архиепископа Фессалоникийского, пример многих подвижников того времени, как и других времен, помогает нам понять, что означает пост.

http://patriarchia.ru/db/text/1102802.ht...

Кончина Святого Патриарха Гермогена в темнице Чудова монастыря, 1912 г.//из архива Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену ЖМП 4 апрель 2012 /  11 апреля 2012 г. 23:12 Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» 9 за 1916 год). Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову 1 , а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову 2 . Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX — начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах. Малая вечерня На «Господи воззвах» — четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире — изнурила) есть… Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость».

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

Закрыть itemscope itemtype="" > На память о светлом торжестве 25 мая - прославление сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913) 24.05.2022 1646 Время на чтение 6 минут Ко дню прославления священномученика Ермогена, патриарха Московского всея России   Исполнилось, наконец, сердечное желание православных русских людей, удовлетворена потребность их сердца, совершилось давно ожидаемое событие: еще раз разверзлось небо над Русью православной и оттуда в сиянии славы небесной благословил родную землю ее великий печальник, страдалец за нее, святейший патриарх Ермоген. Триста лет почивал безмолвно в благоухании святыни, под сводами первопрестольного храма Успения Владычицы, и вот, теперь будто живой встает он из своего гроба, чтобы во время благопотребно поддержать родную свою Русь в минуту трудную, во дни новой смуты, новой борьбы за святые идеалы Русской земли, за веру православную, за Русского Царя Самодержавного, и являет свое заступление в знамениях и чудесах многих. 12-го мая, когда Церковь празднует память его друга и сотрудника в служении Церкви и отечеству, преподобного Дионисия, Радонежского чудотворца, совершилось торжественное прославление памяти Патриарха Ермогена. Три-четыре дня во время этих торжеств священный Кремль Москвы был переполнен массами народа, со всех концов Руси православной стекшегося к гробнице новоявленного чудотворца. Канун, 11-е мая, был днем последнего поминовения святителя по чину поминовения усопших. В последний раз Церковь приносила имя его, яко единого от нас, в молитве ко Господу, да упокоит его душу Господь во Царствии небесном; в последний раз совершены по нем заупокойный парастас накануне и литургия сей день; после литургии сонм святителей и собор священнослужителей приблизились к месту его упокоения и совершили последнюю панихиду, которая скорее напомнила последование утрени великой субботы с ее торжественно-величавым предчувствием близкого воскресения, чем поминовение покойника. Гулко под сводами древнего собора раздалось последнее пение «вечной памяти» святейшему Ермогену, чтобы смениться пением до скончания веков: «святителю, отче Ермогене, моли Бога о нас!»

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Триста лет назад русское царство пережило время глубоких и опасных потрясений. Кончилась правящая царская династия Рюриковичей, и наступило «смутное время», время «лихолетья», когда русские люди, особенно принадлежащие к высшим кругам, «измалодушествовались». Но русские люди были тогда глубоко преданы православной вере. Православная Церковь была в Древней Руси могущественной народной и государственной силой; эта сила спасла Русь от разорения и из теснин смуты вывела ее снова на широкий путь возрождения и дальнейшего процветания. Светоч православия указывал русскому народу истинный национальный путь и в потемках всеобщей разрухи. Венец и бармы Мономаха 1 попадали в руки самозванца, но самозванец был окружен иноверцами, его невеста была «девка лютерской веры», он взял «некрещеную жену бесерменския веры», его свита – «ляхи и лютари и римского закона каплаки бечинствоваху во святой Божией церкви» – и этого достаточно было не только для того, чтобы народное сердце отвернулось от нового царя, но даже и для того, чтобы возмущенный народ надругался в Кремле над трупом загадочной личности. Отчаявшись своими силами установить порядок, бояре решают просить в московские цари польского королевича Владислава 2 и пускают ляхов в Москву. Сам король польский Сигизмунд 3 не прочь сделаться московским царем. Но был в Москве твердый, как «адамант», «начальный человек земли русской» святейший патриарх Ермоген 4 , готовый «душу свою положить за веру христианскую несомненно». Он потребовал, чтобы Владислав был прежде крещен и чтобы литовские люди вышли из Москвы. Напрасно бояре «позорили и лаяли» патриарха, напрасно говорили, что «попы не управляют государством», – «поборатель за веру православную и отечество русское» был непоколебим, проклинал изменников и благословлял народ на восстание, на защиту национальных святынь от поругания иноверных. Русский народ оказался с патриархом и против изменников. Народными ополчениями отозвалась земля русская на голос патриарха. Ценою жизни своей заплатил Ермоген за свою верность Церкви и отечеству. В мрачном подземелье московского Чудова монастыря – там могучий дух православного патриарха дал новое направление русской истории. 17 февраля 1612 года уморенный голодом скончался патриарх, а через год Москва встречала своего русского православного царя Михаила Феодоровича Романова 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье в Успенском соборе Московского Кремля 2 марта 2014 г. 15:28 2 марта 2014 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и день памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки, братия и сестры! Всех вас хотел бы сердечно приветствовать с особым праздником для града Москвы — днем памяти святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Два года назад мы праздновали 400-летие со дня его мученической кончины. В прошлом году мы имели возможность осуществить надежду огромного числа москвичей на установление памятника святителю как выдающемуся духовному лидеру страны, как выдающемуся государственному деятелю, позиция которого оказалась решающей, чтобы предотвратить полное порабощение Руси иноземными силами, сохранить ее независимость, сохранить Церковь, сохранить веру православную. С какой радостью билось сердце, когда мы освящали памятник, который по злой человеческой воле не мог быть воздвигнут в течение ста лет! И как хотели те, кто более ста лет назад поставил вопрос об установке памятника у Кремлевской стены, так все теперь и совершилось. Память о святителе Гермогене занимает особое место в нашей церковной истории, в нашей агиографии, в нашем календаре святых. В образе этого человека соединились верность Богу, верность Церкви и верность своему народу, а потому святитель Гермоген является примером для всех нас — примером, вдохновляющим на жертвенное служение Церкви и народу.  Сегодня память святителя Гермогена совпала с другим важным днем в церковном календаре — с Прощеным воскресеньем. Этот день посвящается воспоминанию изгнания Адама из рая, и неслучайно именно это воспоминание предлагает Церковь накануне Великого поста. Что такое изгнание из рая? Это отлучение человека от непосредственного общения с Богом.

http://patriarchia.ru/db/text/3588242.ht...

Патриаршее слово на торжественном акте по случаю 90-летия восстановления Патриаршества 19 листопада 2007 р. 20:39 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с приветственным словом на торжественном акте по случаю 90-летия восстановления Патриаршества , который состоялся 19 ноября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя . Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, многоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые представители государственной власти и традиционных религий, дорогие братья и сестры! Девяносто лет назад в Храме Христа Спасителя после Божественной Литургии свершилось судьбоносное событие — избрание Патриарха Московского и всея Руси. После двухсотлетнего перерыва в управлении Церковью «первым епископом» и передачи его полномочий созданному светской властью Синоду, на престол Первосвятителей Московских был поставлен Святейший Патриарх Тихон, вошедший в историю как мудрый пастырь и мужественный исповедник. Состоявшееся избрание одиннадцатого Патриарха спустя два столетия после насильственного упразднения Патриаршества царем Петром I, явилось главным историческим итогом Поместного Собора 1917-1918 годов. Это событие, проходившее на переломном рубеже эпох, ознаменовало возвращение к каноническим нормам церковного устройства и определило судьбы Православия в нашем Отечестве на протяжении всего ХХ века — исполненного противоречий и трагедий, ставшего горнилом «огненного искушения» (1 Пет. 4:12) не только для Церкви, но и для всего нашего народа. Значение Патриаршества для Русской Православной Церкви не исчерпывается лишь функциями церковного управления. В 1589 году Патриаршество на Руси было учреждено решением русских архиереев, которое было подтверждено Восточными православными Патриархами. Однако это было событие не только внутрицерковное, но и государственное, поскольку в нем сплелись как церковные, так и общенациональные интересы. Первосвятитель — духовный символ народного единства, печальник и ходатай за свою паству. Так было на протяжении всего XVII века, явившего нам замечательные образы: пламенного патриота священномученика Патриарха Ермогена, а также опытного устроителя церковных дел и мудрого советника самодержавной власти — Патриарха Филарета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205941...

Освящение колива 9 апреля 2012 г. 15:30 Служение Патриарха Кирилла с 1 по 25 марта 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за чередой уставных богослужений в Казанском храме Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. После богослужения от лица сестер Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница обители игумения Викторина (Перминова). Затем Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом. 1 марта, в день 400-летия со дня мученической кончины священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа Москвы. По окончании чина освящения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Подвиг святителя Ермогена можно сравнить с самыми выдающимися деяниями сынов Отечества нашего, направленными на спасение страны. Святой Ермоген стоит в одном ряду с Александром Невским, Дмитрием Донским и последующими царями и полководцами, которые в судьбоносные моменты жизни Отечества делали всё для того, чтобы оно было спасено», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании повечерия Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом. «Великий пост, пребывание на богослужениях, молитвенное правило — всё это приобретет совершенно иную силу воздействия на каждого из нас, если будет сопровождаться постоянным испытанием совести. Именно к такому постному подвигу призывают нас святоотеческая мысль, предание Святой Церкви, пример подвижников благочестия», — отметил Святейший Патриарх. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам Преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Щапове. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «Село Щапово в Молоцком стане Московского уезда» упоминается в 1607 г. После Смуты боярин В. П. Морозов заложил в своей вотчине новое село и поставил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1779 г. стараниями нового владельца села В. В. Грушевского построена каменная церковь со шлемообразным купольным завершением. В 1815 г. село купил И. С. Арсеньев, впоследствии Е. Арсеньева пристроила к церкви придел во имя мч. Иоанна Воина. В 1889 г. новый владелец села, московский фабрикант И. В. Щапов занялся благоустройством церковного прихода. Были построены два дома притча, каменное здание церковноприходской школы, в которой обучалось до 200 детей. После революции внутреннее убранство церкви было уничтожено. Храм использовали под кузницу, мастерские и склад удобрений. В середине 1980-х гг. храм отреставрировали, устроив там концертный зал. В 1996 г. Успенскую церковь освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В настоящее время приходская жизнь налажена, действует воскресная школа, община занимается благотворительной и духовно-просветительской деятельностью. В Москве, в Архиве древних актов, хранятся рукописные сборники – Писцовые книги. В одной из них – запись 1607 года, упоминающая «село Александровское в Молоцком стане Московского уезда», когда то село «почели селить». После окончания в 1612 году Смутного времени боярин Василий Петрович Морозов закладывает в своей вотчине в честь победы над поляками новое село, где на высоком месте, над речкой Лубенкой ставит церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Кто же этот Александр, в честь которого было названо село? Сын родоначальника Морозовых, Терентий Михайлович, был боярином святого благоверного князя Александра Невского и отличился в Невской битве 15 июля 1240 года. А его правнук служил воеводой в Передовом полку, который принял на себя основной удар в Куликовской битве. Через века победа на Неве перекликается с победой над польско-литовскими захватчиками, являя собой неувядаемую славу русского оружия и подвиг священномученика Ермогена, Патриарха всея Руси, уморенного голодом поляками.

http://sobory.ru/article/?object=10085

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010