Первый настоятель – протоиерей Николай Алексеевич Котельников основал в 1902 году первое в Уфимской губернии училище для глухонемых детей, которое располагалось в кирпичном здании чуть выше храма. Потеряв зрение в 1907 году, Котельников был вынужден выйти за штат, оставшись руководителем училища. До революции на первом этаже здания училища находилась домовая церковь в честь священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. В советское время в помещении домовой церкви был устроен спортзал. Сейчас там планируется размещение епархиального музея. Глухонемые дети покинули это здание только в середине 1990-х годов, когда оно пришло в аварийное состояние. Силами православного братства здание «возвращено к жизни». Сейчас здесь находятся Уфимский центр дистанционного обучения православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Центр Православной педагогики «Преображение», воскресная школа, церковная библиотека и православное братство. В соседнем здании работает иконостасная мастерская. Важной стороной жизни Крестовоздвиженского прихода стала миссионерская деятельность. Ежегодно организовывается сплав по реке Юрюзань. Во время сплава в двух деревнях (Ежовка и Сафоновка) на местах разрушенных храмов установлены кресты (в 2004 г.) и служится Литургия. Первый настоятель – протоиерей Николай Котельников и церковный староста Трофим Петрович Козлов были похоронены у алтаря. Их могилы существуют и поныне. Крестовоздвиженская церковь построена в 1893 году по благословению выдающегося миссионера епископа Уфимского Дионисия (Хитрова). С ним вместе участвовал в освящении храма и затем провел в нем ряд бесед со старообрядцами священник-миссионер Евграф Еварестов, ныне прославленный в лике святых как священномученик. Первым настоятелем храма был протоиерей Николай Котельников, ставший для прихожан поистине «добрым пастырем и добрым отцом». Он похоронен у алтаря церкви рядом с бессменным церковным старостой и главным донатором храма купцом Трофимом Козловым. Приход Крестовоздвиженской церкви до революции был одним из самых многочисленных в Уфе и состоял, в основном, из рабочего люда. При храме действовало церковно-приходское попечительство, помогавшее бедным жителям Нижегородки и во время первой мировой войны семьям солдат, ушедших на фронт. Была церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=05436

Святыню положили в серебряный ковчежец, опечатали его патриаршей печатью и стали носить по домам горожан, возлагая дар из Персии на больных и недужных. Вскоре от святыни последовали чудесные исцеления, подтвердившие, что доставленная в Москву реликвия действительно является Ризой Господней. Так когда-то и святая равноапостольная царица Елена, мать святого равноапостольного царя Константина Великого, смогла найти Животворящий Крест Господень, возложив его на умершего. 27 марта Риза Господня была торжественно положена в юго-западном углу Успенского собора Московского Кремля, в приделе святых апостолов Петра и Павла, под сень специально изготовленного и устроенного бронзового шатра, где в настоящее время пребывают мощи священномученика Патриарха Ермогена. Из-за бывшего в марте 1625 года Великого поста, когда Риза Господня была привезена в Москву, ежегодный праздник в честь этого события – Положение Ризы Господней в Москве – был установлен 10 июля по старому стилю (23 июля – по новому), в канун возведения на царство Михаила Фёдоровича. Только в этот день, когда на праздник в Москву съезжалось множество народа, Ризу Господню выносили для поклонения верующим на середину Успенского собора. …По описи Успенского собора 1627 года, в нём было три части Ризы Господней. Они хранились на кипарисовом Гробе. Одна часть называлась большой, вторая – меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам, чтобы к ней могли прикоснуться немощные и болящие. Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города страны. Так, в 1626 году Патриархом Филаретом малая частица Ризы Господней была передана в Кострому – в Ипатьевский монастырь. Часть Ризы Господней хранилась в киевском Софийском соборе, две части – в Санкт-Петербурге (одна – в церкви Спаса Нерукотворенного Образа, находящейся в Зимнем дворце, другая – в соборном храме Петропавловской крепости). По свидетельству, относящемуся к середине XIX века, «в Петропавловском соборе почти во всякое время дня можно встретить усердно молящихся близ того аналоя, в котором помещается ковчег с Ризою Господнею».

http://pravoslavie.ru/132998.html

Акафист Акафист священномученику Ермогену, как уже отмечалось, существует по меньшей мере в двух редакциях, и текст, опубликованный в трехтомнике «Акафисты русским святым» (СПб., 1995–1996) и получивший распространение в Интернете, содержит существенные отличия от первоначальной версии, увидевшей свет в 1916 году. Редакции 1916 года свойственны общие выражения, используемые для прославления святителя. В более поздней редакции можно говорить о хронологии, но выглядит она довольно причудливо: в первых строфах (не только в 1-м кондаке и 1-м икосе, которые читаются также в конце акафиста, но и во 2-м кондаке) Ермоген изображается как всероссийский святитель. В следующей строфе (2-й икос) мы видим его на Казанской кафедре. Далее — он уже (точнее, еще) приходской священник (3-й кондак и 3-й икос). В 4-м кондаке он «вновь» архиерей, и далее изложение событий в целом соответствует исторической канве. В тексте 1916 года в каждом икосе — по восемь хайретизмов (в издании 1995 года — по шесть), икосный рефрен выглядит следующим образом: «Радуйся, святителю Ермогене, пастырю добрый Руси православныя» (1995 год: «Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли»). В настоящее время мы не располагаем надежными сведениями об официальном одобрении акафиста святителю. Возможно, он никогда не проходил через утверждение в Синоде. Если это так, тогда созданная в 2011 году при Издательском совете Русской Православной Церкви рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, членом которой является автор этих строк, возможно, при работе над этим гимном возьмет в качестве основного варианта текст 1916 года. Патриарх Московский и всея Руси Ермоген в нашем официальном календаре и в Служебнике именуется священномучеником. Такую же характеристику святого мы видим в тексте службы. Однако в написании службы (и многократно в ее тексте) встречается слово «святитель». Такая двойственность вполне объяснима: с одной стороны, очевиден насильственный характер смерти Патриарха (как и в случае с митрополитом Филиппом на полстолетия ранее); с другой — причины заточения были не в последнюю очередь политические. И всё же, хотя Ермогена и не склоняли явным образом к отречению от Христа, как это было с мучениками в IV и XX столетиях, его мученическая кончина была прямым следствием верности Патриарха православной вере, его неприятия инославного правителя на престоле московских царей.

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

Важно, чтобы настоятели храмов и монастырей владели темой, хорошо понимали значение сохранения культурного наследия, безбоязненно, открыто и доброжелательно взаимодействовали с представителями музейного сообщества и чтобы это сотрудничество было двусторонним. Проводятся образовательные семинары, направленные на повышение уровня знаний епархиального духовенства и мирян, ответственных за сохранение памятников архитектуры, икон и церковной утвари. Такие семинары с участием ведущих реставраторов России, представителей Министерства культуры Российской Федерации проведены для учащихся духовных школ. Проведен конкурс на архитектурно-художественное исполнение памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси. Вы знаете, конечно, эту драматическую историю: когда в 1913 году праздновалось 300-летие окончания смуты, на самом высоком уровне было принято решение о том, чтобы на Красной площади был воздвигнут памятник Патриарху Ермогену – на том месте, где сейчас находится мавзолей. Последующие события помешали реализовать этот проект, и, к сожалению, даже после перемен в нашем Отечестве, в 1990-е годы и в начале 2000-х, никак не удавалось решить вопрос о том, чтобы этот памятник был поставлен. В прошлом году, по милости Божией, удалось достигнуть полного согласия и с руководством страны, и с Министерством культуры, и со всеми теми, кто выражал сомнения по поводу целесообразности установки такого памятника. Мной был заложен камень в Александровском саду, недалеко от Кремлевской стены, – по той простой причине, что на первоначальное место, как вы понимаете, поставить этот памятник в настоящее время не представляется возможным. Но место тоже очень достойное, и сейчас, как я уже сказал, был проведен открытый конкурс и выбран проект-победитель. Надеемся, что 25 мая 2013 года, в день 100-летия прославления Патриарха Гермогена, этот памятник может быть открыт. Был проведен конкурс на соискание Патриаршей премии в области киноискусства за 2012 год. По просьбе Сербской Церкви и Республики Сербия был осуществлен сбор средств в помощь пострадавшим в Косово и Метохии, в первую очередь на памятники церковной архитектуры, находящиеся под эгидой ЮНЕСКО. Проведены благотворительные концерты духовной музыки, собрано 200 000 евро. Сколько смогли, столько и собрали, но важно, что помощь все-таки была направлена.

http://religare.ru/2_100549.html

Важно, чтобы настоятели храмов и монастырей владели темой, хорошо понимали значение сохранения культурного наследия, безбоязненно, открыто и доброжелательно взаимодействовали с представителями музейного сообщества и чтобы это сотрудничество было двусторонним. Проводятся образовательные семинары, направленные на повышение уровня знаний епархиального духовенства и мирян, ответственных за сохранение памятников архитектуры, икон и церковной утвари. Такие семинары с участием ведущих реставраторов России, представителей Министерства культуры Российской Федерации проведены для учащихся духовных школ. Проведен конкурс на архитектурно-художественное исполнение памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси. Вы знаете, конечно, эту драматическую историю: когда в 1913 году праздновалось 300-летие окончания смуты, на самом высоком уровне было принято решение о том, чтобы на Красной площади был воздвигнут памятник Патриарху Ермогену – на том месте, где сейчас находится мавзолей. Последующие события помешали реализовать этот проект, и, к сожалению, даже после перемен в нашем Отечестве, в 1990-е годы и в начале 2000-х, никак не удавалось решить вопрос о том, чтобы этот памятник был поставлен. В прошлом году, по милости Божией, удалось достигнуть полного согласия и с руководством страны, и с Министерством культуры, и со всеми теми, кто выражал сомнения по поводу целесообразности установки такого памятника. Мной был заложен камень в Александровском саду, недалеко от Кремлевской стены, – по той простой причине, что на первоначальное место, как вы понимаете, поставить этот памятник в настоящее время не представляется возможным. Но место тоже очень достойное, и сейчас, как я уже сказал, был проведен открытый конкурс и выбран проект-победитель. Надеемся, что 25 мая 2013 года, в день 100-летия прославления Патриарха Гермогена, этот памятник может быть открыт. Был проведен конкурс на соискание Патриаршей премии в области киноискусства за 2012 год. По просьбе Сербской Церкви и Республики Сербия был осуществлен сбор средств в помощь пострадавшим в Косово и Метохии, в первую очередь на памятники церковной архитектуры, находящиеся под эгидой ЮНЕСКО. Проведены благотворительные концерты духовной музыки, собрано 200 000 евро. Сколько смогли, столько и собрали, но важно, что помощь все-таки была направлена.

http://religare.ru/2_100549_1_21.html

Митрополит был заточен в Богоявленский монастырь, а потом свезен в Тверской Отрочь монастырь. Здесь, по приказу Ивана Грозного, 23 декабря 1569 года он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. После мученической кончины святителя Филиппа тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. Он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение мощей Казанских чудотворцев — святителей Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен Собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарху подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания, в которых призывал обратиться от злых дел своих.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

Празднование святителю Ермогену совершается дважды в год: 1 марта (17 февраля) по церковному календарю, в день его преставления (в 1612 году), и 25 (12) мая — в день прославления (в 1913 году). В эти дни совершается одна и та же служба, однако на каждый из двух дней имеется свой тропарь. Кроме того, имя Патриарха Ермогена внесено в число московских святителей (5 октября). На " Господи воззвах " : стихира, глас третий Постигоша Русь греси ея, потоцы беззакония смятоша ю: приложи бо беззаконие к беззаконию и погибаше за беззаконие свое, но обратися ко Господу и спасеся, святителю Ермогену проповедующу и к покаянию зовущу и глаголющу: приидите чада, послушайте мене, исповедайте на ся грехи ваша и в беззакониих ваших смиритеся: любитъ бо Господь смиренныя сердцем и сокрушенныя духом приемлет, яко у Господа милость и многое у него избавление. Тропарь на преставление, глас четвертый (1 марта или 17 февраля по ст. ст.) Российския земли первопрестольниче, и неусыпный о ней к Богу молитвенниче! За веру Христову и паству твою душу свою положив, державу нашу утвердил еси и страну нашу от нечестия избавил еси. Темже вопием ти: спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, Отче наш. Тропарь на прославление сщмч. Ермогена, глас пятый (25 мая или 12 мая по ст. ст.) Приспе день светлаго торжества, град Москва радуется, и с ним Русь Православная ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в явлении честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Ермогена, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. _________________________________ 1 Православная энциклопедия. Т. I. С. 380. 2 Святитель Ермоген, Патриарх Московский. М., 2005. С. 550.   11 апреля 2012 г. 23:12 HTML-koд для сайта или блога: Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» 9 за 1916 год). Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову, а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

В отношении художественного языка («иконного стиля») это верно, а в отношении почитания и поклонения образу всё иначе. Многие наши храмы (особенно поздние) расписаны в стиле «живописания», т.е. академической живописи XVIII–XIX вв. (в том числе Храм Христа Спасителя в Москве, Владимирский собор в Киеве и др.). Иконы в названных и других храмах тоже нередко написаны в том же стиле, однако им воздается почитательное поклонение: каждение ладаном, возжигание свеч, лобзание, служение перед ними молебнов, чтение акафистов. Причем перед такими иконами молились величайшие святые Руси. Напомним, что прп. Серафим Саровской молился перед иконой «Умиление» (отсюда иное название иконы – «Серафимово Умиление»), которая ныне находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха в Москве. Эта известная икона написана в стиле академической живописи, а не русской или греческой иконописи. О ее современной чудотворной копии необходимо рассказать особо. Локотская икона Божией Матери “Умиление” Икона Божией Матери «Умиление» Локотская. Слева – типографская печать на бумаге, справа – нерукотворный образ на обратной стороне. Оклад сделан на обе стороны иконы.      В начале эпидемии коронавируса в марте 2020 г. центральные православные информационные ресурсы сообщили о том, что в Москву будет принесена необычная икона Божией Матери. Официальный сайт Московской городской епархии писал: «14 марта 2020 года в 15.00 в храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Гольянове будет принесена чудотворная мироточивая Локотская икона Божией Матери “Умиление”. В дни пребывания святыни в храме в Гольянове доступ к ней будет открыт с 8.00 до 20.00. Молебны с акафистом у чудотворного образа будут совершаться ежедневно в 10.00, 14.00 и в 18.30. Икона будет пребывать в церкви до 21 апреля. “Икона Божией Матери “Умиление” Локотская – единственная в мире двусторонняя мироточивая икона . Чудотворная икона явилась в одной благочестивой семье поселка Локоть Брянской области. Это бывшее имение великого князя Михаила Романова, брата царя Николая II. 2 ноября 1999 года икона замироточила”, – рассказал настоятель храма сщмч. Ермогена иерей Алексий Довгополый.

http://pravoslavie.ru/147408.html

Фото: Иван Правдолюбов/Православие.Ru После прочтения президентского послания С.Б. Иванов поздравил собравшихся с открытием памятника. Фото: Иван Правдолюбов/Православие.Ru Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил всех тех, кто помог реализовать этот проект к 100-летию канонизации святителя: «Сегодня необычный день, сегодня мы празднуем 100-летие со дня прославления святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. И я благодарю всех, кто принимал участие в реализации этого замечательного проекта таким образом, чтобы именно в этот юбилейный день мы и могли открыть памятник у стен Кремля. Низкий всем поклон и сердечная благодарность». Фото: Патриархия.Ru Всем присутстовавшим на торжественной церемонии были вручены иконки священномученика Ермогена с Патриаршим благословением. По материалам портала Патриархия.Ru Рейтинг: 9.5 Голосов: 47 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 15 ноября 2015, 19:18 СВЯТИТЕЛЮ ЕРМОГЕНЕ,моли Бога за нашу СВЯТУЮ РУСЬ. Снова терзают со всех сторон,и народ в рассеивании. виктор 26 мая 2014, 02:04 Вот нам выбор на все времена - Русь Православная! А Патриарх Гермоген нам пример как представитель наш перед Богом. Аминь Эвели 24 ноября 2013, 22:00 Как приятно читать такие заметки! Как здорово, что власть России понимает значение таких людей как Патриарх Гермоген и поддеживает Церковь в начинаниях. Какой же умница наш Патриарх Кирилл. Может не подобает его так простецки называть, но умница и умница - иначе не скажешь. Его выступления такие мудрые, такие краткие и ясные и важные... Всегда их читаю. Нравится его актичная позиция. Про Гермогена читала - плакала... millie toll 27 мая 2013, 04:38 Святый мучениче отче Ермогене ,ты у Престола Божия предстоиши ! Помолись о рабах Божиих Православных Христианах по всей Земле Матушке рассеянных, а мы поминать тебя будем в своих скромных молитвах. р Б Людмила Владимир 26 мая 2013, 22:09 Христос Воскресе! Святейший Патриарх Гермоген, отдавший свою жизнь за Бога и за людей истинно верующих в Него, всем нам пример того, как нужно отставивать свою веру. Лик Православия - в деяниях и твёрдости таких подвижников. Слава Богу!

http://pravoslavie.ru/61764.html

5 (18) февраля. Святителя Феодосия Черниговского (1696 г.). 9 (22) февраля. Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805 г.). 11 (24) февраля. Священномученика Власия, епископа Севастийского (около 316 г.). Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392 г.). 12 (25) февраля. Иверской иконы Божией Матери. Святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (1378 г.). 14 (27) февраля. Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869 г.). 17 февраля (2 марта). Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612 г.). 18 февраля (3 марта). Святителя Льва, папы Римского (461 г.). 23 февраля (8 марта). Священномученика Поликарпа Смирнского (155 г.). 24 февраля (9 марта). Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. 28 февраля (12 марта) 50 . Преподобного Кассиана Римлянина (435 г.). Март 2 (15) марта. Иконы Божией Матери «Державная» (1917 г.). Святителя Арсения, епископа Тверского, чудотворца (1409 г.). 4 (17) марта. Благоверного князя Даниила Московского (1303 г.). Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (938 г.). 5 (18) марта. Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463 г.). 7 (20) марта. Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Ефрема, Василия, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV в.). 9 (22) марта. Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся (около 320 г.). 11 (24) марта. Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (638 г.). 12 (25) марта. Святителя Григория Двоеслова , папы Римского (604 г.). Преподобного Симеона Нового Богослова (1021 г.). 17 (30) марта. Преподобного Алексия, человека Божия (411 г.). 18 (31) марта. Святителя Кирилла Иерусалимского (386 г.). 25 марта (7 апреля). Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925 г.). 30 марта (12 апреля). Преподобного Иоанна Лествичника (649 г.). 31 марта (13 апреля). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца (1461 г.). Святителя Иннокентия, митрополита Московского (1879 г.). Апрель

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010