5 (18) апреля. Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652 г). 12 (25) апреля. Преподобного Исаака Сирина в Сполете Италийском (550 г.). 17 (30) апреля. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478 г.). Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641 г.). 19 апреля (2 мая). Блаженной Матроны Московской (1952 г.). 21 апреля (4 мая). Обретение мощей преподобного Феодора (Ушакова) Санаксарского (1999 г.). 23 апреля (6 мая). Великомученика Георгия Победоносца (303 г.). 25 апреля (8 мая). Апостола и евангелиста Марка. 26 апреля (9 мая). Святителя Стефана, епископа Великопермского (1396 г.). 29 апреля (12 мая). Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286–299 гг.). Преподобного Нектария Оптинского (1928 г.). 30 апреля (13 мая). Апостола Иакова Зеведеева. Святителя Игнатия (Брянчанинова) , епископа Кавказского (1867 г.). Май 1 (14) мая. Пророка Иеремии (VI в. до P. X.). Преподобного Пафнутия Боровского (1477 г.). 2 (15) мая. Благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 г. и 1115 г.) 3 (16) мая. Преподобного Феодосия Печерского (1074 г.). 5 (18) мая. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878 г.). 7 (20) мая. Преподобного Нила Сорского (1508 г.). 8(21) мая. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (117 г.). Преподобного Арсения Великого (450 г.). 9 (22) мая. Пророка Исаии (VIII в. до P. X.). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийскихв Бар (1087 г.). Преподобного Иосифа Оптинского (1911 г.). 10 (23) мая. Апостола Симона Зилота. 11 (24) мая. Равноапостольных Мефодия (885 г.) и Кирилла (869 г.), учйтелей Словенских. 12 (25) мая. Прославление священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913 г.). Преподобного Дионисия Радонежского (1633 г.). 15 (28) мая. Преподобного Пахомия Великого (около 348 г.). Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591 г.). 18 (31) мая. Память святых отцов семи Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 68, 73, 82, 90, 91, 92, 98, 99 – 100, 478. Волин Ан. Подвиг Патриарха (к 300-летию со дня кончины патриарха Гермогена)//Русский паломник. – 1912, 7. – С. 98–100; 8. – С. 116–119. Альбов И., священник. Гермоген, святейший патриарх всея Руси//Русский паломник. – 1912, 6. – С. 84–87; 7. – С. 100–103. Глаголев Д. М. Род великого господина святейшего Гермогена//Русский архив. – 1902, кн. 8. Глаголев Д. М. Краткая заметка на мнение С. Ф. Платонова о происхождении патриарха//Русский архив. – 1901, кн. 9. Страдальцы за Русскую землю. Патриарх Гермоген и Троицкий архимандрит Дионисий. – М., 1911. Иванов Ф., священник. Церковь в эпоху Смутного времени на Руси. Екатеринослав, 1906. Костомаров Н. И. Собрание сочинений Н. И. Костомарова . Историческая монография и исследования: в 8 кн. – СПб., 1903–1906. Смутное время Московского государства. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 10. Рублевский П. Гермоген, патриарх Всероссийский//Странник. – СПб., 1864, т. 2. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд. – Владимир, 1901–1902, т. 2. – С. 555. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 13. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1405. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 253, 425, 529, 933. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 98. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 288, 293. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 11, 49. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 624–626.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Церковь неслучайно предлагает нам все эти размышления накануне Великого поста. Потому что именно во время поста мы должны провести особую духовную работу над самими собой, над своей духовной жизнью. Подвергнуть глубочайшему честному беспристрастному анализу и суду свою жизнь. Препарировать свои внутренние помышления и движения сердца, чтобы было ясно, чего же в нас больше – добра или зла, добрых слов или злых слов, любви или осуждения к ближним, честности или лжи. Эти удивительные дни Святой Четыредесятницы, которые нам предстоит пройти, мы должны пройти с пользой для своей души, а значит, с пользой для жизни как в этом мире, так и в мире будущем. Из проповеди по окончании литургии в Успенском соборе Московского Кремля в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и день памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, 2 марта 2014 г. Пост – это время молитвы и беспристрастного суда над самим собой Пост сопровождает всю историю христианства. По-разному люди постились, были разные сроки поста и разная дисциплина поста. Были те, кто уходил в пустыню на сорок дней и в течение этого времени ничего не ел и не пил, после чего возвращался в свою обитель просветленным. Мы встречаем воспоминания о таком подвиге в житии преподобной Марии Египетской. Конечно, немногие отваживались именно так, один на один с дикой природой, без хлеба и воды прожить эти сорок дней. Но тот факт, что эти подвиги никогда не сопровождались ни болезнью, ни смертью людей, что запечатлено также в истории Церкви, свидетельствует, что подвиг поста, совершаемый во имя Божие, Богом и поддерживается. Нынешний устав церковный ни от кого не требует таких постов. Есть только отдельные люди, которые возлагают на себя очень строгий пост, но они не являются и не могут являться примером для всех остальных, потому что чаще всего это монашествующие, люди, живущие в уединении, не занимающиеся никакой работой и полностью посвящающие себя размышлениям, молитве и ограничению в пище. Тем не менее, дисциплина поста не является простой для современного человека, который привык к комфорту, привык ни в чем себя не ограничивать, есть и пить что хочет и сколько хочет, и поэтому даже облегченная дисциплина поста, которую сегодня Церковь предлагает людям, для некоторых является вызовом и огромным препятствием.

http://pravoslavie.ru/68897.html

Совершенно не случайно, и многие из вас знают, что в Церкви мы молимся тоже посредством песни, мы поем песни, которые называем песнопениями. Но многие из вас также знают, что иногда и простая песня становится молитвой. Это знают очень многие люди, которые прошли через трудные обстоятельства своей жизни, это хорошо знают народы. Из слова перед началом праздничного концерта на Красной площади в День славянской письменности и культуры 24 мая 2013 г. Приходская деятельность в сфере нравственного и патриотического воспитания юношества является исключительно важной. В условиях, когда подрастающее поколение испытывает негативное влияние различных деструктивных факторов, подобная работа призвана способствовать выработке у молодых людей четких моральных критериев, умения противостоять душевредным веяниям времени. Мы ответственны за то, чтобы наше юношество стремилось употреблять все дарованные Богом таланты во благо Церкви, Отечества и ближних, «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25: 29). Из приветствия участникам VII Международного молодежного форума «Вера и дело» 25 мая 2013 г. Выражаю надежду на то, что каждый, кто будет приходить сюда, к этому месту (к памятнику священномученику Ермогену. – Ред.), невольно задумается о причинах, почему здесь, у Кремлевской стены, стоит этот величественный памятник. Может быть, многих это заставит обратиться к тем героическим страницам истории, на которых написана великая победа нашего народа в одной из самых страшных исторических трагедий. Дай Бог, чтобы через воздвижение этого памятника в центре Первопрестольного града укреплялась любовь к Отечеству в сердцах наших граждан, укреплялась вера православная, укреплялось желание и стремление делать все для того, чтобы развивалась жизнь страны. Из слова после освящения памятника священномученику Ермогену у стен Московского Кремля, 25 мая 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 2 июня 2013, 15:31 Спаси Господи, Россию вся христианство во вся страны подай Любовь и благость Твоего мира и Учений, от Твоего лица.

http://pravoslavie.ru/61777.html

Подобно святителю Марку Ефесскому протосингел Никифор своими решительными и мужественными действиями сорвал происки униатов и свел на нет сговор, затеянный в Бресте изменниками Православия. И наконец, подобно священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, св. экзарх Никифор явил во образ Христов пример исключительного самопожертвования, засвидетельствованный мученическим подвигом. Причем, поразительным образом совпадают даже обстоятельства мученичества обоих ревнителей Православия - и Экзарх Никифор, и Патриарх Ермоген католиками-поляками были уморены голодом в заточении. Поэтому православные имели все основания почитать Никифора как первомученика Брестской унии. Его местная канонизация была совершена Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) во Львове в ноябре 2001 г. по благословению Патриарха Константинопольского Варфоломея и Патриарха Московского и всея Руси Алексия. После утверждения определений униатского собора в Бресте Сигизмундом III королевские власти начали открытое гонение на православных как противящихся воле польско-литовского монарха. Магистраты городов Речи Посполитой, в которых доминировали католики, ввели дискриминационные меры против не принявших унии: их не только не допускали к должностям в городском самоуправлении, но даже чинили препятствия в занятиях торговлей и ремеслами. Еще хуже было положение крепостных крестьян, принадлежавших панам-католикам или униатам. Их, как и приходских священников церквей, расположенных на господской земле, в приказном порядке обязывали принять унию. Не признавших унию священнослужителей изгоняли и заменяли униатами. Нередко православные храмы передавались католиками-помещиками в аренду иудеям, которые взимали плату за совершение богослужений и треб, а в случае неуплаты денег могли присвоить церковное имущество, в том числе - богослужебные предметы и облачения. Это вызывало возмущение верующих и становилось почвой для роста антисемитских настроений в Западной Руси. Впоследствии в годы Казацких войн XVII в.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav....

Рукопись (авторский список) была поднесена в 1850 году в Нижнем Новгороде великим князьям Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу, которые в 1851 году прислали её «для хранения в Патриаршую Библиотеку» (Московскую синодальную библиотеку), где она находилась под 982 «в картонном футляре позднейшей работы» (сейчас хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея). В 1912 году «Церковной Комиссией по чествованию юбилейных событий 1612, 1613 и 1812 годов» в Москве были изданы «Творения Святейшаго Гермогена Патриарха Московскаго и всея России», куда рукопись (авторский список) из Московской синодальной библиотеки была включена под своим названием: «Месяца июля в 8 день. Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казаньским. Благослови, отче». Причём, воспроизведена она была «и по рукописи и, в виду всенародного значения, в переложении на наш современный язык, сделанном протопресвитером Большого Успенского собора Н.А. Любимовым». Одновременно — в 1912 году — той же комиссией в Москве было выпущено отдельное «фототипическое издание» под названием «Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Рукопись святейшаго патриарха Гермогена», с предисловием известного лингвиста, видного деятеля правомонархического движения, академика А.И. Соболевского. Таким образом, все желающие могли ознакомиться с фотокопией оригинального текста. Весьма интересным также представляется характеристика, данная А.И. Соболевским на основании такового священномученику Гермогену (Ермогену). «В виду этого, — писал он, — представляет большой интерес одна из отметок его на обороте 17 листа. Здесь первоначально было написано: “мне же тогда в чину поповсе святаго Николы иже зовётся Гостин” и т.д., и говорилось об участии в событии самого Гермогена. Это упоминание о самом себе, сделанное Гермогеном иеромонахом, было уничтожено Гермогеном митрополитом, который на обороте 17 листа отчеркнул приведённые выше слова и поставил для писца заметку: “не пиши того, что в черте”. Мелочь, характеризующая смирение Гермогена».

http://pravoslavie.ru/94655.html

И наша задача в том, чтобы этого доверия не обмануть. Сегодня перед Церковью и ее предстоятелем стоят большие задачи. Многое уже сделано, но предстоит осуществить гораздо больше. Очень важно, чтобы Церковь, совершая свою спасительную миссию, смогла дать ответ на нравственные проблемы, стоящие перед современным обществом, чтобы она в сотрудничестве с государственной властью в новых обстоятельствах исторического бытия России в наступившем XXI столетии смогла способствовать оздоровлению духовно-нравственной атмосферы в обществе. Желая успеха настоящей конференции, сердечно призываю Божие благословение на Вас и Ваши труды». Выступление Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на открытии конференции «Роль Патриаршества в истории России»: «Ваше Святейшество, уважаемый Юрий Сергеевич, глубокоуважаемый Юрий Михайлович, возлюбленные архипастыри, дорогие гости, братья и сестры Христос Воскресе! Через несколько дней в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя торжественным богослужением праздничные торжества по случаю 15-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. А сегодня мы собрались на конференцию, посвященную роли патриаршества в истории России. Эта тема привлекала и привлекает внимание многих исследователей, и понятно почему. Подвиг патриаршего служения поражает величием и той необыкновенной ответственностью за Церковь и народ Божий, которую самоотверженно принимает на себя первосвятитель. Святейший Патриарх управляет Церковью на основе принципа соборности, в духе единомыслия и любви, укрепляемый благодатью Святого Духа. Первосвятитель имеет молитвенное попечение о всем православном народе, своим авторитетом направляя развитие духовной жизни общества. Патриарх не оставляет своим вниманием жизнь всего мира, высказываясь по важнейшим проблемам современности, призывая к укреплению веры и благочестия, созиданию мира, согласия и любви. Промыслительно, что Патриаршество было установлено на Руси накануне величайших испытаний Смутного времени. Именно главе Церкви, священномученику Патриарху Ермогену судил Господь поднимать народ на подвиги в защиту Отечества, призывать к верности Православию.

http://pravoslavie.ru/13618.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его Патриаршества В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Вскоре после воцарения Василия Шуйского, в конце июня 1606 г., был избран новый Патриарх Московский и всея Руси. Им стал св. Ермоген, в прошлом – митрополит Казанский. Поставление Ермогена на Патриаршество по полному русскому чину, т.е. с повторной хиротонией, было совершено в Успенском соборе Московского Кремля 3 июля 1606 года. Ко времени своего избрания на Патриаршество Ермоген уже находился в весьма преклонных летах – ему было свыше 70 лет. Происхождение его точно неизвестно. Высказывалось предположение, что Ермоген, носивший в миру имя Ермолай, происходил из рода князей Голицыных (в частности, это мнение разделял и С.М.Соловьев). Но едва ли это справедливо: будь у Ермогена столь знаменитая фамилия, она, по традиции того времени, непременно указывалась бы в документах и была бы нам доподлинно известна. Но ни один письменный памятник XVI-XVII веков не называет Ермогена Голицыным. Митрополит Макарий (Булгаков) придерживался другой версии, полагая, что будущий святитель в прошлом был донским казаком. Это скорее похоже на истину, как, впрочем и гипотеза о происхождении будущего святителя из посадских людей. С 1579 г. Ермолай был приходским священником в Казани – он являлся настоятелем Никольского храма при Гостинном дворе (такое, кстати, едва ли было возможно, если бы Ермолай на самом деле был из рода князей Голицыных). Именно в приходе отца Ермолая была чудесным образом обретена Казанская икона Пресвятой Богородицы, которую будущий святитель собственноручно перенес в храм Преображенского монастыря (впоследствии ее поместили в кафедральном Благовещенском соборе Казани, а затем – в основанном на месте ее обретения Богородицком женском монастыре, где она и пребывала вплоть до начала ХХ в., когда была похищена). Казанскую икону Богородицы на Руси доныне почитают как образ, который сыграл решающую роль в прекращении смуты и освобождении страны от иностранных интервентов. В это же самое Смутное время совершил свой подвиг стояния за веру и Отечество и сам св. Ермоген. Так что нельзя не видеть особого Промысла Божия в том, что задолго до смуты чудотворный образ и будущий священномученик оказались связанными между собой. Будущий Патриарх также написал сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и ее чудесах.

http://sedmitza.ru/lib/text/436305/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Старец-Патриарх спасает Россию» О судьбоносном подвиге святителя Ермогена 17:33 01.03.2024 122 Время на чтение 3 минуты Фото: pravoslavyy.ru В пятницу, 1 марта 2024, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы вспоминаем святителя Ермогена, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, оставившего совершенно особый след в истории Церкви нашей, нашего народа и нашей страны. Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/01/st...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец (+ 1612) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 февр. в день преставления, 12 мая в день прославления и 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев После свержения татарского ига (1480) и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных. Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом Крещении Ермолаем. Отец его принадлежал к тем отважным русским людям, которые не боялись селиться в этом разбойничьем гнезде. Детство и юность будущего Первосвятителя земли Русской прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (память его 24 янв.). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещеных сограждан-татар — Петра и Стефана (память их 24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных. Наконец в 1552 г. царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань. Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: это был казанский первосвятитель архиепископ Гурий, кроткий молитвенник и ревностный проповедник-радетель просвещения (память его 4 окт.); помощником его был, во-первых, архимандрит Герман (память его б нояб.), преемник его по кафедре, известный своей просвещенностью и неустрашимостью. Друг и заступник священномученика Филиппа, митрополита Московского, он и сам стал священномучеником, будучи зарублен за него опричниками 6 ноября 1568 г. Будущий Патриарх Ермоген, положивший душу свою за землю Русскую, был его учеником: он окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом, и всегда называл его своим «учителем».

http://sedmitza.ru/lib/text/436940/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010