На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл во внимание к трудам по строительству храма сщмч. Ермогена возвел настоятеля храма священника Алексия Константинова в сан протоиерея с возложением наперсного креста. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Спиридона (Дороша), насельника Сретенского ставропигиального монастыря. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Кирилл Шевцов, клирик московского храма Живоначальной Троицы в Останкино. По окончании Литургии настоятель храма протоиерей Алексий Константинов приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону священномученика Ермогена, написанную прихожанами храма. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону преподобного Серафима Саровского с житием, изготовленную в технике финифти. Затем ряду лиц были вручены высокие церковные награды. Во внимание к помощи в восстановлении Успенского подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге предприниматель В.В. Новинский был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Во внимание к помощи Московской Патриархии и в связи с 65-летием со дня рождения орденом преподобного Серафима Саровского III степени был награжден О.А. Ладыченко. Во внимание к помощи в строительстве храма священномученика Ермогена в Крылатском Патриаршие грамоты были вручены первому заместителю префекта ЗАО г. Москвы В.В. Клименко, главе управы Крылатское г. Москвы Ю.А. Струговщикову, помощнику депутата Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресина И.В. Муратовой, учредителю ООО «Гранд-Строй» И.Ю. Сивиной. Особую благодарность Святейший Патриарх Кирилл выразил депутату Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресину, который курирует программу строительства новых храмов в г. Москве. «Знаю, как он много сил и времени посвящает этому святому делу. Благодарю вас сердечно за Ваше участие в строительстве и этого святого храма», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4396600.ht...

Широко известна литературная деятельность Первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594 г.); послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591 г.); сборник, в котором рассматриваются вопросы Богослужения (1598 г.); патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606-1613) и другие произведения. Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: " Государь велика разума и смысла и мудра ума " , " чуден зело и многаго рассуждения " , " зело премудростию украшен и в книжном учении изящен " , " о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче " . Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке " Воскресенскую летопись " называли летописцем Святейшего Патриарха Ермогена. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью Патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик Первосвятителя как " мужа благочестиваго " , " известнаго чистаго жития " , " истиннаго пастыря стада Христова " , " неложнаго стоятеля по вере христианской " . Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. В этот мрачный период Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше отечество у Престола Святой Троицы.

http://patriarchia.ru/db/text/912020.htm...

Среди молившихся за Божественной литургией был международный гроссмейстер, президент Международной ассоциации фондов мира А.Е. Карпов. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь , посвященную духовному подвигу святителя Григория Паламы и священномученика Ермогена. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву у раки с честными мощами священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца. Затем Предстоятель Русской Церкви поздравил собравшихся со второй неделей Великого поста и днем памяти святителя Григория и священномученика Ермогена. Святейший Владыка выразил свою радость в связи с тем, что, по уже установившейся традиции, в Патриаршем богослужении в Успенском соборе Кремля приняли участие представители одной из епархий Русской Православной Церкви. «Очень важно, что представители епархий посещают Первопрестольный город Москву, молятся вместе с Патриархом в историческом Успенском соборе, который является свидетелем значительной части нашей церковной и гражданской истории, — подчеркнул Предстоятель. — Его стены видели все: и расцвет нашего Отечества, и великое богоотступничество, когда закрылись двери Успенского собора и он превратился лишь в музей, когда прекратилась молитва пред гробницами Московских святителей». «Сегодня мы живем в совсем другой стране, и, несмотря на многие испытания и скорби, народ наш, пока еще на ощупь, но вступил на правильный путь, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — Невозможно выносить оценку нашему возвращению на путь отцов — слишком мало прошло времени; но то, что это возвращение происходит, является очевидным фактом». «Дай Бог, чтобы прикосновение к Успенскому собору, к святыням Первопрестольного града укрепляло веру богомольцев, паломников, которые, возглавляемые своим архипастырем, приезжают в Москву для того, чтобы молиться вместе с Патриархом под этими священными сводами», — сказал Предстоятель, молитвенно пожелав «процветания древней благочестивой православной Рязанской земле», а также призвав благословение Божие на труды руководства Рязанской области «по укреплению духовно-нравственных основ жизни, по возрождению экономического благосостояния народа».

http://patriarchia.ru/db/text/1102861.ht...

За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Но для того чтобы совершить самое большое злонамеренное действие — посадить на престол русских государей иноземца, нужно было согласие Патриарха. И к нему в Чудов монастырь стали приходить и представители тех самых иноземных сил, которые оккупировали Москву, и предатели из боярской Думы, склоняя его посулами, угрозами и даже угрозой смерти к тому, чтобы он обратился с воззванием к русскому народу. Но святитель этого не сделал, хотя смута была в головах людей, многие считали, что приглашение на московский престол иноземца откроет новые перспективы развития, европеизации Русского государства. Были приверженцы этой идеи и среди могущественных боярских кланов. А народ, помраченный от Смуты, от насилия, от убийств, неспособен был сосредоточиться и вынести свое суждение. И тогда святитель Гермоген, отказав иноземцам в поддержке, стал обращаться к людям русским с пламенными воззваниями, чтобы они объединились и изгнали врага из столицы. Мы знаем, что одно из таких посланий достигло Нижнего Новгорода, возбудило патриотическое чувство его граждан, и ополчение Минина и Пожарского, выступив к Москве, спасло столицу, а через это — и всю Русь. Я хотел бы сердечно поблагодарить всех тех, кто участвовал в подготовке и осуществлении этого замечательного проекта. Мое первое слово благодарности к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину. Хотел бы также поблагодарить Дмитрия Анатольевича Медведева, председателя Правительства Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации в лице Сергея Борисовича Иванова и Управление делами Президента Российской Федерации в лице Владимира Игоревича Кожина. Благодарю также Правительство Москвы и мэра Сергея Семеновича Собянина, Управление по эксплуатации зданий высших органов власти в лице Александра Николаевича Шумейко, министра культуры Российской Федерации Владимира Ростиславовича Мединского и его предшественника Александра Алексеевича Авдеева. Особое слово благодарности хотел бы выразить Фонду поддержки социальных инноваций «Вольное дело» в лице Олега Владимировича Дерипаски, на средства которого и создан настоящий памятник. Наша благодарность Региональному фонду содействия инициативе общественных организаций по установке памятника Патриарху Ермогену в лице председателя Галины Васильевны Ананьевой и, наконец, авторскому коллективу в лице Салавата Александровича Щербакова и Игоря Николаевича Воскресенского, творческими усилиями которых и был воздвигнут этот памятник.

http://patriarchia.ru/db/text/2995396.ht...

Но понимали те смутьяны, как и оккупанты, что ничего на Руси не произойдет, если Патриарх Московский не обратится с соответствующим призывом ко всему народу – поверить в идею спасения извне. Вот почему на Патриарха стало оказываться огромное давление – и представителями боярской знати, и оккупантами: " подпиши воззвание, обратись к народу русскому, чтобы приняли иноземное господство как великое и необходимое деяние, направленное на спасение страны " . Можно представить, в каком тяжелейшем положении находился Патриарх. Его просили, его уговаривали, его соблазняли разными привилегиями и богатством, затем стали принуждать, а когда почувствовали, что стоит Патриарх твердо и не имеет намерения изменить Отечеству своему, бросили в холодные подвалы Чудова монастыря. Но этот пожилой человек, один на один со своими соблазнителями и врагами, сохранил силу духа в укор своему Отечеству, не помрачил своего сознания, не соблазнился ни на посулы, ни на уговоры. А почему, собственно говоря, требовалась врагам помощь Патриарха? Да потому, что народ, тот самый простой народ, который всегда решал и решает судьбу России, не согласен с элитами, не принимает соблазнов – он живет своей внутренней жизнью. Только один голос мог повлиять на народ – голос Патриарха. И как же ясно осознавал великую историческую ответственность святитель Гермоген! Но он жил одной жизнью со своим народом, а эта могущественная элитарная прослойка, которая пыталась разрушить единство страны, была по сути чужда и Церкви, и народу. Святитель Гермоген погиб, но до смерти своей он успел направить грамоты, рукою своей написанные в этом страшном холодном подземелье Чудова монастыря, по всей Руси. И одна из этих грамот, обращенная к нижегородцам, воспламенила ревность Минина и Пожарского, ревность нижегородцев и многих других, кто образовал ополчение, выдвинувшееся в сторону Москвы и по милости Божией изгнавшее противника из столицы, а вместе с противниками разрушившее и соблазны, исходившие от московской боярской элиты. То, что произошло с нами в XVII веке, великий урок на все времена и урок для всех – для властей, для элит, для Церкви и для народа. Вот в чем великий смысл того события, которое мы торжественно вспоминали в минувшем году, – 400-летия освобождения Москвы и прекращения Смутного времени. Вот в чем причина нашей благоговейной памяти о священномученике Гермогене.

http://religare.ru/2_100055.html

Подвиг святителя Ермогена можно сравнить с самыми выдающимися деяниями сынов Отечества нашего, направленными на спасение страны. Святой Ермоген стоит в одном ряду с Александром Невским, Дмитрием Донским и последующими царями и полководцами, которые в судьбоносные моменты жизни Отечества делали все для того, чтобы оно было спасено. В предреволюционные годы было принято решение установить памятник в честь святителя Ермогена. Но не суждено было исполниться этому желанию народа; и получилось так, что во всем граде Москве нет ни одного храма, посвященного великому Патриарху-мученику, принявшему мученическую смерть на Патриаршем престоле. И сегодня, в день 400-летия мученической кончины святителя, мы воздаем особую дань его памяти, закладывая в его честь новый храм в новом районе Москвы — как выражение нашей надежды на то, что Русь будет всегда хранить веру православную, в которой ее спасение. Дай Бог, чтобы память о святителе Ермогене возбуждала в наших людях ясное, сильное, святое чувство любви к Родине, готовность и способность мирно устроять ее жизнь, а в годы опасности — защищать рубежи Отечества. Я хотел бы выразить сердечную благодарность московским городским властям, мэру С.С. Собянину, помощнику мэра В.И. Ресину, благотворителям, строителям, проектировщикам. Но особая благодарность к жителям сего микрорайона, которые на слушаниях выразили твердое желание иметь здесь храм. Верю, что по молитвам святого священномученика Ермогена Господь приклонит милость Свою к Отечеству нашему, к Первопрестольному граду и особо к жителям этого микрорайона. Рядом с вами будет вечно храниться память о великом угоднике Божием, к нему вы сможете обращать свои молитвы. И верим, и знаем, что молитва, обращенная с верой, всегда имеет ответ, — на этом зиждется вся религиозная жизнь людей. Дай Бог, чтобы и мы, люди XXI века, никогда не утратили этой способности обращаться к небу и получать ответ свыше, укрепляющий нас в нашей жизни. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/2047465.ht...

На Усть-Вымском лугу, близ городка и соборной церкви, святителя настигла мученическая кончина: он был удушен омофором рукою вогулича, которого взял на воспитание; вероятно, дикарь действовал по наущению своих шаманов, которым дорого было уничтожаемое язычество. Святитель принял мученическую кончину 24 января. Год его смерти точно неизвестен, по всей вероятности, около 1449 года. Погребен преосвященный Герасим в Благовещенском кафедральном соборе в селении Усть-Выми, расположенном к северо-востоку от города Яренска, на реке Вычегде. У мощей святителя Герасима происходили многие чудесные исцеления. В 1607 году, по благословению святителя Ермогена († 1612, память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября), патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей: Герасима, Питирима († 19 августа/1 сентября 1455) и Ионы († 6/19 июня 1470). В этом же году святитель Герасим был причислен к лику святых. На этой иконе святители именуются великими чудотворцами. В 1649 году в Вологде в их честь был воздвигнут храм. Литература: Верюжский И. П., священник. Исторические сказания о жизни святых, подвизавших в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880. – С. 326–332; М., 1992. Попов E., протоиерей. Великопермская епархия. – Пермь, 1879. – С. 10. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 247, 248, прим. 19. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. – СПб., 1855. – С. 9. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 121–122. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 729. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1862. – С. 200. Православный собеседник. – Казань, 1911, апрель. – С. 105. Русский паломник. – 1908, 7. – С. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Олицетворением этого духовно-назидательного воздействия на умы и сердца людей являются жизнь и благодатные труды преподобного Феодосия Печерского; преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой; святителя Кирилла, епископа Туровского; преподобного Сергия Радонежского; святителя Алексия, митрополита Московского; священномученика Патриарха Ермогена; преподобномученика Афанасия, игумена Брестского; святителей Петра Могилы, Георгия Конисского и Феодосия Черниговского; новомучеников и исповедников и целого сонма иных подвижников веры и благочестия. Единство веры Христовой, обретенное нашими предками 1025 лет тому назад, побуждает нас хранить и преумножать то бесценное духовное наследие, которое мы от них получили. Весьма важно, чтобы народы Беларуси, России и Украины, будучи наследниками идеалов Святой Руси, помнили День своего Крещения, чтобы они явственно ощущали причастность к этому великому факту своей истории и задумывались о своих общих духовных корнях. Полагаю, что значимую лепту в достижение такой простой, но высокой цели внесут труды нашей конференции. В заключение хотел бы выразить сугубую признательность Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко за теплые и содержательные слова приветствия, обращенные к участникам конференции. От лица нашей Церкви сердечно благодарю Александра Григорьевича и руководство Республики Беларусь за те усилия, которые они прилагают для поддержания добрых отношений и соработничества между государством и Церковью, а также в деле сохранения у нас в стране межконфессионального мира и согласия. Сердечно приветствую и благодарю гостей конференции, откликнувшихся на приглашение и почтивших наше собрание своим присутствием. Благодарю устроителей конференции и всех, кто потрудился над организацией этого исторического представительного форума. Желаю всем нам содержательной и плодотворной работы. Бог в помощь! Благодарю за внимание. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 23 Ιανουαρου 2024 τος © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4528791...

Сегодня у нас память священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. Его жизнь и исповеднический подвиг глубоко соединены, как подобает святителю Христову, с Первосвященнической молитвой нашего Господа. Мы помним его слова: «Если мы не сохраним независимость нашего Отечества, трудно будет нам сохранить чистоту исповедания православной веры». А до него священномученик Филипп, митрополит Московский, говорил: «Если нет у нас жизни по вере, не поможет нам и чистота исповедания православной веры». Мы знаем, что освобождение града Москвы и Отечества нашего связано с чудесным заступничеством Божией Матери через Ее Казанский образ. И неслучайна, конечно, связь с этим образом жизнь святителя Ермогена, который, будучи еще священником, совершил первый молебен перед обретенным на пепелище в Казани чудотворным образом. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

http://moral.ru/st_ermogen/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010