Боголюбский М. Московская иерархия. Патриархи. – М., 1895. – С. 9, 10, 12–13. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 456–458. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899, т. 2. – С. 187–199. Покровский И. М. Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский (а затем патриарх Всероссийский). – Казань, 1908. Кремлевский А. Гермоген, патриарх Всероссийский (исторический очерк). – Пг., 1903. Царевский А. Гермоген, святейший патриарх Всероссийский в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. – Казань, 1907. Чернышев С. Святейший Всероссийский патриарх Гермоген в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. – Киев, 1912. Серафим (Курчинский), игумен. Торжество долга (прославление святейшего патриархапатриарха Ермогена – и майские торжества в 1913 году). – Кунгур, 1914. Лебедев А. В какой день наиболее прилично чествовать память патриарха Гермогена. – Саратов. Дмитриев Д. С. Патриарх Гермоген. – М., 1906. Васенко П. Б. Патриарх Гермоген 1611–1613 гг. – Б. м., 1906. Борин В. М. Святейший патриарх Гермоген и место его заключения. – М., 1913. Назаревский К. К. Новопрославленный святитель святейший Ермоген, патриарх всея России. – Б. м., изд. церковной юбилейной комиссии, 1910. Мятлев Н. В. Заметка//Летопись Историко-родословного общества в Москве. – М., 1905–1915, 1909, вып. 1. Мятлев Н. В. Патриарх Гермоген и князья Шаховские//Летопись Историко-родословного общества в Москве. – 1905, вып. 2. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 651, 652, 734, 808, 809, 818–822, 877–879, 921–922, 928, 930–932, 937–941; кн. 3. – С. 965–976, 983, 1017, 1081–1082, 1084, 1551. Платонов С. Ф. Статьи по Русской истории (1883–1902 ). – СПб., 1903. Платонов С. Ф. Очерк по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). – М., 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После четырех туров голосования были избраны три кандидата – архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) , архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) , митрополит Московский Тихон (Беллавин). Говорили, что Собор избрал кандидатами самого умного, самого строгого и самого доброго из русских архиереев. 5 (18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя состоялось избрание патриарха. Кандидаты на патриарший престол в храме не присутствовали – все они были на литургии в других церквах Москвы. А в храме Христа Спасителя готовились к великому событию. После литургии и молебна митрополит Владимир (Богоявленский) вынес на амвон ковчежец с жребиями и снял с него печати. Из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) . Преподобный вынул один из жребиев и передал его митрополиту, который громко возгласил имя избранного патриарха: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!» Протодиакон Константин Розов возгласил многолетие избранному Патриарху Московскому и всея России: «Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому Коломенскому Тихону, избранному и нареченному в патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России». Святитель Тихон совершал литургию на Троицком подворье. Об избрании ему сообщила делегация Собора во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном. 21 ноября в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля состоялась интронизация нового патриарха. Для торжественного чина были взяты реликвии великих русских иерархов – жезл святителя Петра Московского , ряса священномученика патриарха Ермогена, мантия, митра и клобук патриарха Никона . Восстановление патриаршества в Русской Церкви повысило статус ряда архиереев. Так, были возведены в сан митрополитов архиепископы Антоний (Храповицкий) , Арсений (Стадницкий) , Агафангел (Преображенский), Сергий (Страгородский) , Иаков (Пятницкий). Избрание патриархом святого Тихона было промыслительным. Даже противники патриаршества говорили, что примирились с этой идеей благодаря личности первосвятителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8/21 февраля. Служил литургию в храме Богоявления Господня в Елохове. После богослужения произнес поучение. 10/23 февраля. Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» на Зубовском бульваре. Председательствовал на Церковном Соборе. 11/24 февраля. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 12/25 февраля. День памяти святителя Алексия, митрополита Московского. Служил литургию в храме митрополита Алексия Чудова монастыря. 14/27 февраля. Служил литургию в храме преподобного Марона на Якиманке. Перед богослужением совершил освящение точной копии с чудотворной иконы Божией Матери «Державная», которую поместили в особо устроенный киот на южной стене храма. 15/28 февраля. В Соборной палате Епархиального дома в 4 часа дня состоялось чествование памяти убиенного митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Со словом, среди прочих, выступил патриарх Тихон. Председательствовал на собрании членов Союза ревнителей и проповедников православия, в начале которого совершил молебен о спасении России. 16 февраля/1 марта. Служил всенощную в Успенском соборе Кремля. 17 февраля/2 марта. День памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России. Служил литургию и молебен священномученику Ермогену в Успенском соборе Кремля. 18 февраля/3 марта. Служил литургию в храме апостолов Петра и Павла на Преображенской площади (по главному престолу храм назывался Спаса Преображения) и вечерню в храме Иоанна Воина на Якиманке. 19 февраля/4 марта. Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Садовниках. 21 февраля/6 марта. Постановление патриарха и Синода о поручении епархиальным управлениям расследовать случаи об арестах и пролитии крови во время религиозных манифестаций или при исполнении духовенством своих обязанностей, а также о всяком насилии, имеющем отношение к Церкви, ее служителям и православным христианам, пострадавшим за веру Христову. Акты таковых расследований должно препровождать в Синод. 25 февраля/10 марта. Служил литургию в храме Христа Спасителя и вечерню в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Радуйся, все упование на Матерь Божию возложивый. Радуйся, Отчизну нашу и Церковь Христову Покрову Ея вручивый. Радуйся, явлением иконы Божия Матере Державныя возвеселивыйся. Радуйся, дивный акафист иконе сей написати благословивый. Радуйся, икону святую Державную в щит и ограждение страны Российския показавый. Радуйся, яко иконою тою многая чудеса изливаются. Радуйся, к Богоматере молитвенниче наш неусыпный. Радуйся, яко милостию Пречистыя дарова Господь тя в радость и утешение страждущым. Радуйся, Божия Матере избранниче. Радуйся, верный таин Божиих строителю. Радуйся, сердце свое во всегдашнее Богу и Божией Матери служение предавый. Радуйся, яко вшел еси в радость Господа твоего. Радуйся, святителю Тихоне, всея Российския земли добрый пастырю и дивный предстоятелю. Кондак 6 Проповедует вся земля Российская милость Твою, о, Богомати, како во дни разорения и смуты в Отчизне нашей священный Собор Церкве Русския Патриарха, всея же Руси единаго пастыря и молитвенника утверди. Ты же, Пречистая, от иконы Твоея Владимирския жребий первосвятительства сего Твоему избраннику, святителю Московскому Тихону, даровала еси, да расточенная чада Церкве паки воедино соберет и грядут по нему вси, поюще Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия свет радости в сердцах верных, егда Собора освященнаго избранник взыде на престол патриаршия власти, глаголя: «Понеже священный и великий Собор суди меня, недостойнаго, быти в таковом служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Темже и мы, чудное твое избрание воспоминающе, поем: Радуйся, в день Успения Пресвятыя Богородицы главою Собора Всероссийскаго возглашенный. Радуйся, тем Собором к великому и страшному служению твоему призванный. Радуйся, пред иконою Божия Матере Владимирскою по жребию Патриархом избранный. Радуйся, на престол патриарший в день Введения во Храм Пресвятыя Богородицы возшедый. Радуйся, жезл перваго святителя Московскаго Петра достойно приемый. Радуйся, в ризу священномученика Патриарха Ермогена облаченный. Радуйся, великих святителей Российских сопрестольниче.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Библейский рассказ о грехопадении и его последствиях сопровождается одним очень важным обетованием, которое Бог дал людям. Он их наказывает и одновременно говорит, что Семя жены, то есть Некто родившийся от женщины, сотрет главу змия, уничтожит источник зла, освободит людей от непреложной и непререкаемой зависимости от зла. Именно поэтому древние иудеи так ждали этого момента, когда явится Мессия, потому что с Ним связывали освобождение человека. И Мессия пришел — Господь Иисус Христос. Он приносит Себя в жертву, Он искупляет вину первых людей и всего человечества, Он разрушает стену между Богом и человеком, и вновь поток Божественной благодати входит в человеческую жизнь. Что же это означает на практике? Люди стали лучше? Они стали меньше грешить? Вовсе нет! Думаю, современный человек грешит даже больше, чем те, кто жил в древности. Но есть отличие нынешнего бытия от того, дохристианского. Силой благодати Божией мы способны освобождаться от власти греха, приносить покаяние, получать прощение, и вновь и вновь, до бесконечности, обретать дар Божественной благодати, которым только и спасаемся. И потому в нашей жизни есть и изгнание из рая, — всякий раз, когда согрешаем, когда отворачиваемся от Бога, — и возвращение в рай, когда мы преодолеваем свой грех и благодатью Божией соединяемся с Творцом и Промыслителем мира. Это движение человеческой жизни, взлеты и падения, есть драма нашего человеческого бытия. И в этой драме постоянно присутствует огромной силы духовное напряжение и возможность обретать Божий рай — и здесь, на земле, в наших сердцах, и в вечности. Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом — особым временем, когда мы должны концентрировать свои мысли, свои чувства, подвергать себя внутреннему самоанализу и, самое главное, исповедовать свои грехи и причащаться Святых Христовых Таин как можно чаще, потому что через исповедание греха и причащение мы получаем прощение, и перед нами снова открываются врата рая. Правда, бывает так, что мы не успеваем до этих врат дойти, как уже нагрешим, и они снова закрываются. Но не навсегда — это те врата, которые могут открыться перед нами в любой момент нашей жизни, причем так, чтобы уже никогда не закрываться в жизни вечной. Таков смысл сегодняшнего дня. И да помогут нам эти замечательные библейские повествования и слова Евангельские, которые мы сегодня слышали, со всем вниманием отнестись к предстоящим дням Святой Четыредесятницы, помня, что каждый пост дает нам шанс стать другими и приблизиться к Богу, чтобы унаследовать Его Божественное Царство. Всех вас сердечно поздравляю с праздником! Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4397392.ht...

б) Названия великих праздников: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого , Рождество святого Иоанна Предтечи, память святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. в) В названиях средних и малых праздников, если речь идет не о памяти святых, первое слово пишется с прописной буквы: Обновление святого храма Воскресения (Воскресение словущее ); 7 Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы; Перенесение Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный Образ – название, ставшее собственным); Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Преполовение Пятидесятницы. г) Слова: «обретение», «перенесение», «прославление» в отношении мощей святых пишутся со строчной буквы (исключение – Обретение честной главы Иоанна Предтечи). д) В названиях праздников, посвященных святым и не содержащих указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. е) Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (не «иконе» и не «иконы»). ж) Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки; новолетие. 9. Названия постов, Недель и дней седмичных Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост , Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост. Слово «Неделя» в значении «воскресенье» пишется с прописной буквы (во множественном числе также, чтобы отличить воскресные дни от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом. Неделя о самаряныне, Неделя ваий. Слово «седмица» всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц с прописной буквы пишутся слова «Страстная» и «Светлая», а также – седмица Пасхальная, седмица Троицкая. В названиях дней Страстной седмицы все слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В их древней простоте завещанные нам, Мы цельно передать смогли своим сынам. С тех пор «Святой Русью» именовали либо Россию в целом, как в былинах, либо Русь сокровенную – религиозный идеал православного русского народа и то «малое стадо», ради которого и сохраняется Россия. Святая Русь ныне Это второе значение Святой Руси отобразилось в церковной гимнографии. Впервые Святая Русь прозвучала в церковном гимне накануне Февральской революции. Это произошло при составлении службы священномученнику патриарху Московскому и всея России Гермогену: «Богу нашему тобою слава, тебе же, священномучениче Ермогене, довлеет радоватися во свете лица Его и непрестанно молитися, да не погибнет Русь святая». Впервые служба, автором которой был протоиерей Илия Гумилевский, была опубликована осенью 1916 года. В составленной священноисповедником иеромонахом (позднее – епископом) Афанасием (Сахаровым) и профессором Петроградского университета Б.А. Тураевым в 1918 году службе всем русским святым была внесена знаменитая стихира: «Русь святая, храни веру Православную!». Служба всем российским святым была утверждена Поместным собором (хотя первое повсеместное празднование состоялось лишь в 1946 году). В эти времена Святая Русь уже вступила в такие испытания, которые нельзя сравнить ни с какими иными в ее многострадальной истории. По мостовой шли красногвардейцы из «Двенадцати» Блока: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь – В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста! Сонм Новомучеников стал зримым воплощением слов праздничной стихиры. Частью Святой Руси стала и православная Россия, оказавшаяся в эмиграции. В день всех российских святых, празднуемый во второе воскресный день по Пятидесятнице, в 1941 году началась Великая Отечественная война. В разгар кровавой бани началось воссоздание Святой Руси. В новом патриаршем титуле в 1943 году было закреплено каноническое понятие «Русь», которое было распространено на всю советскую территорию (кроме Грузии, где существует своя поместная Церковь). Духовные границы Святой Руси еще шире канонических: везде в мире, где молитвенно возглашается имя предстоятеля Русской Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси – присутствует Святая Русь.

http://pravoslavie.ru/63409.html

Вход с западной стороны здания архиерейского дома вел в крестовую церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. «Высокие, художественной работы потолки, могучие, богато украшенные резьбой, краской и позолотой колонны и балки, прекрасной работы, с большими иконами и широкими царскими вратами иконостас, широкий амвон и просторный алтарь». Храм был в три раза меньше Успенского собора на территории Миссии, но в то же время вмещал  в себя более 100 человек. В Свято-Иннокентьевском храме хранилось несколько почитаемых святынь: часть гробовой доски от внешнего гроба святителя Иннокентия Иркутского, переданная сотруднику Пекинской духовной миссии архимандриту Авраамию (Часовникову; 1864–1918) в 1915 году; архиерейская митра святителя Иннокентия вместе с параманом и портретом святителя. Также в церкви хранились частицы мощей Патриарха Московского и всея Руси священномученика Ермогена (ок. 1530–1612) в иконах с его изображением и часть древа от его гроба. Во второй половине 1950-х годов, в связи с началом грандиозных работ по строительству нового комплекса советского посольства в КНР, большинство прежних строений, в том числе церковных сооружений, было разрушено. Так, в 1956 году была разрушена колокольня, а в 1957 году взорван храм Всех святых мучеников на территории Миссии, в котором находились мощи святых китайских мучеников и тела членов императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске. Успенский храм был превращен в посольский гараж, ризница — в консульский отдел. Богатейшее собрание книг было сожжено. Позднее был разрушен храм преподобного Серафима на русском кладбище Миссии, где во второй половине 80-х годов был устроен парк Цинняньху. Когда в 1950-х годах разрушались основные постройки Миссии, был убран и Свято-Иннокентьевский домовый храм в Красной Фанзе. Архиерейские покои и церковь были переделаны в зал для приемов и гостиницу Посольства СССР в КНР. Возрождение церковной жизни в Китае началось в 80-е годы минувшего века. Первым открытым храмом стал Свято-Покровский храм в Харбине. Немногие оставшиеся в Харбине русские и православные китайцы получили разрешение молиться в нем в 1986 году.

http://e-vestnik.ru/world/molitva_v_kras...

— Канонизация святых в Русской Православной Церкви в ХХ веке имеет богатую историю. Яркой страницей в жизни Российской империи было прославление в 1903 году преподобного Серафима Саровского, в 1911 году — святителя Иоасафа Белгородского, в 1913 году — священномученика Ермогена, Патриарха Московского, а также канонизация на Поместном Соборе 1917–1918 годов святителей Иосифа Астраханского и Софрония Иркутского и выработка ряда определений, которые регламентировали порядок прославления к общецерковному и местночтимому почитанию русских святых. Однако начавшиеся гонения на многие годы прервали традицию канонизаций святых. Единственно возможным в послевоенные годы стало включение в Месяцеслов Русской Православной Церкви святых, прославленных в других Поместных Церквах (так, например, в наши святцы в 1962 году был включен святой исповедник Иоанн Русский). Два великих русских ­миссионера-святителя — Иннокентий (Вениаминов), мит­рополит Мос­ковский, и архиепископ Японский Николай (Касаткин) — были прославлены в лике святых в связи с обращениями, соответственно, Американской и Японской Православных Церквей. За год до прославления святителя Николая Японского я по линии ОВЦС ездил с рабочим визитом в Японию и стал свидетелем широкого народного почитания владыки Николая, увидел плоды его миссионерских ­многолетних трудов — живую православную церковную общину, для которой их равноапостольный основатель был (да и остается) тем же, чем стал апостол Павел для основанных им первых христианских общин. В 1980-е годы мы приступили к подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. Возникло желание ознаменовать этот юбилей прославлением в лике святых ряда русских по­движников. Теперь со времени Собора 1988 года минуло три с лишним десятка лет — с точки зрения истории Церкви срок небольшой. И мы видим сегодня, как прочно вошли в церковную жизнь имена прославленных тогда святых: преподобных Паисия Величковского, Амвросия Оптинского, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, блаженной Ксении Петербургской и иных. Творения многих из них стали живой частью церковного предания, их подвиги — примером для пастырского и монашеского служения, их любовь ко Христу — живым свидетельством веры и образцом для подражания.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Образ Ермолая входит в декорации мн. храмов на Балканах: ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209 и ок. 1235), ц. Успения Богородицы в мон-ре Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320); капеллы архидиак. Стефана ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия (1263-1268); ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); ц. свт. Николая в Псаче, Македония (1365-1371). Изображение Ермолая включалось в житийные циклы вмч. Пантелеимона; один из ранних образцов - житийная икона вмч. Пантелеимона (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) с образом Ермолая в сценах обучения и крещения вмч. Пантелеимона (1, 2, 5, 6-е клейма). В поствизант. живописи иконография Ермолая не претерпела существенных изменений. Как старец с седыми волнистыми или прямыми волосами до плеч и недлинной бородой Ермолай представлен на фресках ц. Преображения в Като-Хора на о-ве Китира (кон. XV в.); кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552, мастер Джорджи); ц. апостолов Петра и Павла в Кастории (1561). На иконе «Святые Ермолай, Фалалей, Пантелеимон» (2-я пол. XVI в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) Ермолай, облаченный в хитон и плащ, в правой руке держит узкогорлый сосуд для лечебного масла. На Руси изображения Ермолая известны с домонг. времени. Предположительно рядом с прп. Сампсоном Странноприимцем он изображен в юго-зап. части основного объема под хорами в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), рядом с мучениками Киром и Иоанном - на фресках (ок. 1161) Спасского собора полоцкого Евфросиниева в честь Преображения Господня жен. мон-ря. Надпись с именем Ермолая сохранилась возле утраченного изображения в храме «Донаторов» в Эски-Кермене в Крыму, к-рое датируется XIV - нач. XV в. ( Гайдуков. 1997. С. 40-46). В древнерус. иконописи изображения Ермолая встречаются нечасто, в основном среди избранных святых на иконах, выполненных по заказу частных лиц, и на минеях. Свидетельством распространения отдельных изображений Ермолая служит упоминание его имени на иконах-мощевиках: на серебряной наперсной иконе-мощевике (1409/10, ГММК, Благовещенский собор), выполненной по заказу нижегородской кн. Марии. Большой образ Ермолая находился в освященной в его честь московской церкви на углу Б. Садовой ул. и Б. Козихинского пер., построенной в 1610 г. и связанной с патриархом Ермогеном (до принятия иночества он носил имя этого святого). Мощи патриарха во время его торжественного прославления как священномученика были покрыты мантией с вышитыми на скрижалях изображениями мучеников Ермолая и Ермогена.

http://pravenc.ru/text/190207.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010