Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

С. Перлова О скорой помощи святых В день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова В праздник иконы Божией Матери «Избавительница» Не к мирской, а к вечной славе …1912… Слово, сказанное воспитанницам церковно-учительской школы в с. Богородское Тульской губернии (в имении В. К. Саблера) …1913… При отпевании старца Оптиной пустыни схиархимандрита Варсонофия Из письма духовной дочери о. Варсонофия, послушницы Елены Шамониной О благодати Святого Духа и о торжестве прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России Память Всех святых О значении колокольного звона Лествица высокая Об обязанностях игумении (при посвящении игумении Агнесы) О пребывании с Господом Об освящении плодов На посвящение инока Соловецкого монастыря в сан иеродиакона Перед молебствием о страждущих недугом пьянства В праздник Покрова Пресвятой Богородицы На юбилей священнослужителя При освящении храма во имя св. мученика Трифона в приюте для слепых В день поминовения матери …1914… Протоиерею Е. П. Успенскому при его прощальном богослужении Преблагословенная Суббота Христос Воскресе! Об истинном просвещении У Иверской иконы Божией Матери В Марфо-Мариинской обители Об артосе Дела милосердия При посвящении игумении Нины Се бо отныне ублажат Мя вси роди.. В 13-летнюю годовщину архиерейства Речь на молебне на Красной площади по случаю объявления войны Германии Приветствие императору Николаю II, приехавшему в Москву по случаю объявления войны Германии …1918… О смирении О покаянии О чистоте души Путь Христов О всех братьях ожесточенных Время покаянных слез Все находимся в воле Божией В Никитском монастыре На могиле протоиерея Валентина Амфитеатрова О любви На раздачу артоса Приветствие отца Иоанна, настоятеля храма Ответ на благодарность настоятеля храма отца Иоанна …1920… При отпевании доктора В. Н. Штурма …1921… О Христовых страданиях Поклонение Кресту В день Благовещения Пресвятой Богородицы Похвала Пресвятой Богородицы О терпении На кончину святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси …1932… Слово перед общей исповедью При отпевании Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

15:37 Неделя вторая Великого поста: память свт. Григория Паламы [Стаття] В неделю 2-ю Великого поста Церковь совершает память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского. Портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный истории празднования этой памяти и службе святителю, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в представленном 2 марта 2007 года XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии». 1 березня 2007 р. 16:56 2 марта — память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца [Стаття] В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о Патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти Патриарха-героя. 26 лютого 2007 р. 18:01 27 февраля — память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского [Стаття] Летописцы считали Кирилла едва ли не единственным наставником в истинах веры первых русских князей. Так, св. Кирилл явился после чудесного поражения под Константинополем Аскольда и Дира для их оглашения и наставления в христианской вере; он назидал и утверждал в Православии равноапостольную великую княгиню Ольгу; он же являлся, по некоторым летописям, к мудрому нашему великому князю Владимиру для ознакомления с христианством. 8 лютого 2007 р. 16:32 9 февраля — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста [Стаття] Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. 7 лютого 2007 р. 11:26 7 февраля — память святителя Григория Богослова [Стаття] Сочинения святителя Григория — слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником достойным истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу — Слову. 2 лютого 2007 р. 18:55 3 февраля — память преподобного Максима Грека [Стаття] Ревнитель истины и благочестия прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Андрей Рогозянский . Почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло . Фото из семейного архива автора//Фома. - – сентябрь 2017. – С.28-32. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). См. также: Елена Пискарева , режиссер, мама четверых детей//Фома. -   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Реклама: С.33.   Римма Зандман Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться . Подготовил Виталий Каплан . Фото www.lori.ru// Фома. - – сентябрь 2017. – С.34-37. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). учитель России, почетный работник общего образования, преподает русский язык и литературу в московской гимназии 1512.          ВЕРА (раздел). – С.30-54.    Школа «Фомы». Именины: Петр. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Петр: мужское имя древнегреческого происхождения. Переводится как «скала», «камень»; Дни памяти : 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. 18 октября – память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. 3 января – день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца; Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец (вторая половина XIII в. – 1326) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святителя Петра. В день святителя Петра в Москве. Фото. Высоко-Петровский монастырь. Фото www.lori.ru ; Святые с именем Петр : Апостол Петр (I век). Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862-1937) – верный сподвижник Патриарха Тихона; Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079-1142) – средневековый философ-схоласт и поэт. Петр Мамонов (род. в 1951) – актер, музыкант, поэт, сыграл главную роль в фильме Павла Лунгина «Остров». Фото Павла Смертина; Интересные факты ]//Фома. - – сентябрь 2017. – С.38-39. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).   Александр Ткаченко . Правила христианской ненависти. Как можно ненавидеть грех, но любить грешника? Фото Enc Photography/Flickr//Фома. - – сентябрь 2017. – С.40-44. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

«А Церковь приглашает людей к тому, чтобы они становились лучше умственно, нравственно, духовно. И это означает, что Церковь весь народ приглашает идти поэтому пути. И если большинство людей воспримет этот призыв, то к лучшему, радикально изменится жизнь нашего народа, жизнь нашего общества, облик нашего Отечества», — подчеркнул Святейший Патриарх. «Пусть молитвами святых алапаевских новомучеников, исповедников Церкви Русской, святых Царственных страстотерпцев Господь хранит Отечество наше и каждому из нас помогает идти в гору, как бы ни трудно было подыматься к небу, помня, что движение к небу — это движение к Богу, это движение к полноте человеческой жизни. А падение в пропасть есть падение в пропасть. Пусть Господь хранит вас молитвами святых Царственных страстотерпцев и новомучеников Церкви нашей», — заключил Святейший Владыка. В дар собору Предстоятель Русской Церкви передал икону священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Верующим были вручены иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. Затем Святейший Патриарх Кирилл и члены Священного Синода посетили склеп за алтарем собора — место первоначального погребения преподобномученицы Елисаветы и с ней пострадавших.   Первое строение будущего Свято-Троицкого собора было построено в 1702 году на средства прихожан, жителей Нейво-Алапаевского завода. Это был однопрестольный храм в честь св. человека Божия Алексия. Впоследствии в разные годы были пристроены колокольня и два придела — в честь Пресвятой Троицы и Архистратига Михаила. Большие размеры и три придела дали основание Святейшему Синоду присвоить храму в 1912 году статус собора. С 1932 по 1992 год в храме размещался хлебозавод. С 1992 года Свято-Троицкий собор является архиерейским подворьем, с 2012 года — кафедральным собором Каменской епархии. Этот храм (как и храм св. Екатерины г. Алапаевска) посещали в 1918 году великие князья Романовы и преподобномученица Елисавета, находясь под стражей в Напольной школе. Им оказывалось со стороны священства особое внимание, но посещение церкви было единственным утешением для князей только в первый месяц пребывания в Алапаевске.

http://patriarchia.ru/db/text/5238565.ht...

Архиерейский дом находился в конце Центральной аллеи Бэйгуаня. Западнее его находился дом наместника Успенского монастыря, стоящего во главе Хозяйственного управления Духовной Миссии. Здание архиерейских покоев отличалось высокой, блестящей, зеленой глазурованной черепичной крышей. Крытая веранда украшала южный фасад, вход с веранды находился посередине дома. Само название «Красная Фанза», видимо, произошло от красного цвета колонн, расположенных по всему периметру веранды. Потолок архиерейских покоев и домовой Крестовой церкви, сохраненный до настоящего времени, был выполнен искусно в китайском стиле и обращал внимание роскошью своих деталей. Крытым ходом покои владыки соединялись с соседним двухэтажным домом, в котором помещалась внизу – канцелярия Миссии, а рядом – странноприимное отделение, где проживали несколько инвалидов. Наверху располагались покои игумена отца Нафанаила – казначея и кассира Миссии и его сотрудников по хозяйственной части. В недавние годы эти помещения использовались как гостиница для гостей Посольства РФ в КНР. Вход с западной стороны здания архиерейского дома вел в Крестовую церковь во имя Святителя и Чудотворца Иннокентия Иркутского. «Высокие художественной работы потолки, могучие, богато украшенные резьбой, краской и позолотой колонны и балки, прекрасной работы с большими иконами и широкими царскими вратами иконостас, широкий амвон и просторный алтарь». Храм был в три раза меньше Успенского собора на территории Миссии, но в то же время вмещал в себя более 100 человек. В храме каждое утро в семь часов служилась литургия, а каждый вечер – всенощная. За балюстрадой находилось четыре-пять певчих. В Свято-Иннокентьевском храме хранилось несколько почитаемых святынь: часть гробовой доски от внешнего гроба святителя Иннокентия Иркутского, переданная сотруднику Пекинской Духовной Миссии архимандриту Авраамию (Часовникову) в 1915 г.; архиерейская митра святителя Иннокентия вместе с параманом и портретом Святителя. Также в церкви хранились частицы мощей Патриарха Московского и всея Руси священномученика Ермогена (ок. 1530-1612 гг.) в иконах с его изображением и часть древа от его гроба, а также икона Табынской Божией Матери, бесследно исчезнувшая в начале 1950-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=41532

В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, убитый их предводителем Асыкой. Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь. Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима († ок. 1449; память 24/6 февраля, 29 января/11 февраля). Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе. Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля. В 1649 году в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм. Святитель Питирим является автором одной из редакций Жития митрополита Алексия и служб на память митрополита Алексия и на обретение его мощей. Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (см. Михайлов М. Устьвым. «Вологодские губернские ведомости», 1850. Часть неофиц., 32, с. 366). Сохранилась рукопись, вложенная святителем Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI веке (ГИМ, собр. Уварова, 264). Труды: Житие Алексия митрополита (краткая редакция). Служба на память митрополита Алексия (12 февраля). Служба на обретение мощей митрополита Алексия (20 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В октябре 1961 года Г. И. Шиманский вышел по болезни за штат. 2 марта, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского , Гермоген Иванович причастился Святых Христовых Таин в последний раз. Отходил он ко Господу в полном сознании. В среду 11 марта отпевание и накануне вечером парастас совершил товарищ почившего по Киевской духовной семинарии протоиерей Георгий Едлинский в приходском храме на Старой Поляне, где вместе с настоятелем и прихожанами молились о упокоении души новопреставленного также бывшие его воспитанники, теперь иереи и диаконы. Похоронен Гермоген Иванович на городском киевском кладбище «на Беркивиях». Короткая, но светлая жизнь Гермогена Ивановича Шиманского , верного сына Церкви и Родины, будет по-прежнему назидать всех знавших его, пользовавшихся редким даром его духовного рассуждения и всепокоряющей любви. §1. Понятие о добродетели терпения Название терпения на греческом языке – υπομονη, – по своему филологическому смыслу означает стойкость 1 при действии (давлении) извне. У латинских церковных писателей, например, прп. Иоанна Кассиана , понятие о терпении связывается с предметом терпения, терпение – patientia – получает название от страданий 2 и перенесения их 3 . Св. Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить» 4 . Добродетель терпения органически, неразрывно связана со всеми другими христианскими добродетелями и всем строем духовной жизни христианина. Терпение, прежде всего, находится в теснейшей связи с ревностью к богоугодной жизни и постоянством в добре: оно представляет собою одно из существенных проявлений постоянства в добре. Блаж. Диадох и другие св. отцы соединяют добродетель терпения со смирением. Все подвижники признаком истинного терпения считают смирение: смирение – источник терпения; оно есть родительница и охранительница терпения 5 . Свят. Тихон Задонский в добродетели терпения отмечает преданность воле Божией и святому Его промышлению 6 . По блаж. Диадоху, терпение есть непрестанная твердость духа, соединенная с устремлением духовных очей подвижника к Богу 7 . Это определение терпения сделано применительно к душевному состоянию подвижника (твердость и мужество души) и его отношению к Богу, ради Которого он терпит; потому-то оно и называется терпением по Богу 8 , посылающему ради его пользы то, что он должен претерпеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Великие испытания выпали на долю нашего Отечества в начале XVIIbeka. Внешние хитросплетения наложились на конфликты, связанные с пресечением древней династии Московских царей. И внешний враг воспользовался этим, и внутренние изменники, стремясь к власти, пренебрегая национальными, государственными интересами, стали разрушать единство русского общества. Вначале появился Лжедмитрий — как мы знаем, ставленник внешних сил, а затем и другие, кто называл себя царем. Некоторое время у власти был царь Василий Шуйский, который пытался сохранить закон и порядок, но ни ему, ни обществу не хватило сил, чтобы удержать страну от великой смуты. И тогда враг открыто вступил в пределы нашего Отечества, возжелав разрушить Русь. Польский король Сигизмунд, с большой, хорошо вооруженной и организованной армией, вступил в пределы нашего Отечества и обложил город Смоленск, который три года держал осаду, не сдаваясь врагу. А в это время в Москве творились страшные деяния. Бояре, элита наша, как мы бы теперь сказали, интеллигенция, соблазненная возможностью лучшей жизни, предала страну и народ свой и открыла врагу врата Московского Кремля — и в прямом, и в переносном смысле. Святитель Ермоген, оставаясь верным своей архиерейской присяге, своему Патриаршему предназначению, всячески боролся — в первую очередь с внутренними изменниками, которые, конечно, таковыми себя не считали. Он предупреждал их о грозных опасностях, связанных с пришествием иноземцев, с восхождением на Московский престол неправославного царя. Из последних сил святитель старался остановить все то, что могло последовать вслед за этой изменой. Но не хватило у него сил, и, будучи отвержен боярами и заточен ими в подвал Чудова монастыря, он уже не мог воспрепятствовать пришествию в Москву врага. Но и там, пребывая в голоде и холоде, он не сломился. Он не ответил на просьбы и угрозы врага, который требовал от него воззвания к народу, чтобы тот принял клятву верности новым правителям и прекратил думать о каком-либо сопротивлении. Можно себе представить, что творилось в душе святителя. Враг в Кремле, бояре, образованная часть общества, — вместе с врагами. Где искать опору? От чего отталкиваться? К каким идеалам призывать народ? Как вдохнуть в людей ревность о защите Отечества?

http://patriarchia.ru/db/text/2052481.ht...

Восстановление Патриаршества явилось исполнением заветного желания молодого богослова. По свидетельству одного из современников, после избрания на патриарший престол святителя Тихона отец Иларион не смог сдержать слез умиления во время торжественного всемосковского крестного хода, в котором участвовал новоизбранный Патриарх. Архимандрит Иларион становится его верным помощником. 12 (25) мая 1920 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, архимандрит Иларион был хиротонисан патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии. Святителю было 34 года. Начался путь сего избранника Божия на Голгофу вместе с Патриархом, с Церковью, с любимой им Россией. Предположительно в июне 1923 года владыка Иларион был возведен в сан архиепископа и становится наместником Сретенского монастыря. Святитель Тихон включает владыку в состав действовавшего при нем Временного Патриаршего Синода. Будучи прекрасным оратором, владыка Иларион произносил проповеди, направленные против обновленческого раскола, выступал на диспутах против лжемитрополита «живой церкви» Александра Введенского и советского наркома просвещения Анатолия Луначарского. Не теряя благодушия и чувства юмора, владыка Иларион в этих диспутах буквально играючи кладет противников на лопатки, убедительно доказывая безумство и обречённость на провал обновленчества. К голосу православного архиерея прислушивались не только тысячи присутствовавших в зале, но и сидевшее в президиуме большевистское начальство. В конечном счёте, влияние владыки сыграло решающую роль: власть отвернулась от живоцерковников и вступила в переговоры с Православной Церковью, которая вернула себе многие храмы, захваченные обновленцами. Раскольники 1920-х годов видели во владыке Иларионе своего главного врага. По их интригам он попал на Соловки, в СЛОН, где провел шесть лет. В 1929 году, 28 декабря, по дороге в ссылку в Среднюю Азию, владыка Иларион умер в тюремной больнице Ленинграда от сыпного тифа и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы. Великому архипастырю было всего 43 года...

http://patriarchia.ru/db/text/73910.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010