Важно, чтобы настоятели храмов и монастырей владели темой, хорошо понимали значение сохранения культурного наследия, безбоязненно, открыто и доброжелательно взаимодействовали с представителями музейного сообщества и чтобы это сотрудничество было двусторонним. Проводятся образовательные семинары, направленные на повышение уровня знаний епархиального духовенства и мирян, ответственных за сохранение памятников архитектуры, икон и церковной утвари. Такие семинары с участием ведущих реставраторов России, представителей Министерства культуры Российской Федерации проведены для учащихся духовных школ. Проведен конкурс на архитектурно-художественное исполнение памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси. Вы знаете, конечно, эту драматическую историю: когда в 1913 году праздновалось 300-летие окончания Смуты, на самом высоком уровне было принято решение о том, чтобы на Красной площади был воздвигнут памятник Патриарху Ермогену — на том месте, где сейчас находится мавзолей. Последующие события помешали реализовать этот проект, и, к сожалению, даже после перемен в нашем Отечестве, в 1990-е годы и в начале 2000-х, никак не удавалось решить вопрос о том, чтобы этот памятник был поставлен. В прошлом году, по милости Божией, удалось достигнуть полного согласия и с руководством страны, и с Министерством культуры, и со всеми теми, кто выражал сомнения по поводу целесообразности установки такого памятника. Мной был заложен камень в Александровском саду, недалеко от Кремлевской стены, — по той простой причине, что на первоначальное место, как вы понимаете, поставить этот памятник в настоящее время не представляется возможным. Но место тоже очень достойное, и сейчас, как я уже сказал, был проведен открытый конкурс и выбран проект-победитель. Надеемся, что 25 мая 2013 года, в день 100-летия прославления Патриарха Гермогена, этот памятник может быть открыт. Был проведен конкурс на соискание Патриаршей премии в области киноискусства за 2012 год. По просьбе Сербской Церкви и Республики Сербия был осуществлен сбор средств в помощь пострадавшим в Косово и Метохии, в первую очередь на памятники церковной архитектуры, находящиеся под эгидой ЮНЕСКО. Проведены благотворительные концерты духовной музыки, собрано 200 000 евро. Сколько смогли, столько и собрали, но важно, что помощь все-таки была направлена.

http://patriarchia.ru/db/text/2874344.ht...

Народ отозвался на призыв патриарха. Со всех сторон к Москве спешили народные ополчения. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимом мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось, по его предстательству, русским народом. Священномученик Ермоген был погребен в Чудовом монастыре, а в 1654 году его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. Прославление патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Труды: Творения Святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России: (С приложением чина поставления патриарха). – М., 1912. Литература: Назаревский В. В. Святейший Гермоген, патриарх всея России. Трехсотлетие его кончины 17 февраля 1612–1912. – М., 1912. Кедров С. И. Жизнеописание святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России. – М., 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: “Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру”. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Источники: Минеи, март. М., 1996. Патриарх Ермоген, Серия «Святиели Московские». М., 1996. Прот. Лев Лебедев. Патриарх Ермоген в кн. Патриархи Московские. Мит. Макарий. История Русской Церкви, m.VI., отд.1, ч.III. Патриарх Гермоген. М., 1996. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-er...

Таинственно подготовляемый промыслом Божиим к высокому служению в звании первоиерарха Российской Церкви, святитель Ермоген восходил от силы в силу в своем духовном усовершенствовании и в своих иноческих и миссионерских подвигах. В то время назревала великая смута в государстве. Со смертью Бориса Годунова воцарился в Московском государстве самозванец. Являясь орудием хитрых иезуитов, он задумал безрассудный план – ввести на святой православной Руси латинскую веру. В этих видах самозванец старался расположить к себе сердца русских архипастырей, обольщая их всяческими почестями и отличиями, причем, зная об особенной твердости и преданности православной вере Казанского святителя, он особенно желал привлечь его на свою сторону. Но не было возможности обмануть или прельстить прозорливого и неподкупного старца-митрополита. Быстро проникнув в лукавые планы самозванца, святитель Ермоген, этот, как его именовали современники, непоколебимый столп и крепкий поборник за правосланую веру, бодро стал на страже святой веры и добрых преданий родной русской старины, решив мужественно охранять их от возможный покушений на них со стороны враго Церкви и Родины. Поэтому, когда самозванец, следуя уговору окружавших его иноверцев, заявил о своем желании вступить в брак с лицом латинской веры, без принятия этим лицом православия, и для него в Кремле Московском, этом алтаре России, поставить римско-католический костел, святитель Ермоген, как неустрашимый воин Христов, мужественно воспротивился этому и смело обличал непристойные намерения самозванца. За это был он удален из столицы и сослан в заточение в один из монастырей Казанской епархии. Выпавшая на долю смелого и нелицеприятного святителя кара, принятая им с полной покорностью воле Божией, не была на этот раз продолжительна. Самозванец вскоре погиб, и Русское царство перешло в руки одного из потомков древнего рода Рюриковичей – престарелого князя Василия Иоанновича Шуйского. Царь Василий Иоаннович, питая особую любовь и уважение к заточенному святителю, снова вызвал его в столицу, а в тоже время собор русских архипастырей избрал его на кафедру Московского и всея России Патриарха. Святитель Ермоген, в то время уже глубокий семидесятилетний старец, со смирением и преданностью воле Божией приняв это избрание, мужественно вышел на предлежавший ему путь стояния за святую веру, Отечество и православного царя.

http://sedmitza.ru/text/414629.html

По возвращении крестного хода святые мощи были поставлены на прежнее место – посредине собора, а затем было совершенно чтение святого Евангелия и поклонение святым мощам священнослужащих и богомольцев. Во время всенощного бдения на соборной площадке перед образом святого Ермогена, исполненным по рисунку художника В.М.Васнецова, и на площадях Кремля непрерывно, в течение всей ночи, совершались молебствия. Поклонение мощам святителя происходило также в течение всей ночи, и доступ богомольцев в собор был прекращен в 7 часов утра 12 мая. 12 мая, в 5 часов утра, были совершены ранняя Литургия в Дмитриевском приделе Успенского собора, в Гостунском соборе и соборе Двенадцати апостолов. В 9 часов в Успенском соборе Высокопреосвященнейшим Макарием, митрополитом Московским и Коломенским, в сослужении 8 епископов, 29 архимандритов и протоиереев, участвовавших накануне в священнослужении, была совершена Божественная литургия. Пел синодальный хор. Собор был переполнен молящимися. Во время малого входа отцы архимандриты внесли честные мощи святителя Ермогена со средины собора через Царские врата в алтарь и здесь поставили на патриаршем горнем месте – возвышении, обитом красным сукном. В указанные уставом моменты служившие иерархи становились по обе стороны гроба, как бы имея первенствующим в своей среде самого святого Патриарха. После пения запричастного стиха протопресвитером собора Н.А.Любимовым была произнесена проповедь, в которой отец протопресвитер охарактеризовал прославляемого святителя Ермогена как твердого адаманта и стойкого защитника Православной веры и святой Христовой Церкви и разъяснил его великое значение для Церкви и государства и в настоящее время. По окончании Божественной литургии в алтаре началось молебствие святителю Ермогену. При пении тропаря гроб со святыми мощами был принят архимандритами и вынесен через Царские двери на средину собора, отсюда – к западным дверям, где и был поставлен на носилки. Затем кругом всех кремлевских соборов состоялся крестный ход. Впереди был несен крест, за ним следовали многочисленные хоругви кремлевских соборов, монастырей и длинная лента духовенства четырех сороков: Китайского, Никитского, Сретенского и Пречистенского, попарно, в белых глазетовых облачениях с золотыми галунами и крестами; за духовенством были несены малый фонарь, два корсунские хрустальные креста, запрестольная икона Божией Матери, четыре иконы святителей Московских – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и Казанская икона Богоматери; в средине процессии перечисленных святынь шел хор синодальных певчих, то исполнявших пасхальные песнопения, то молитвы святителю; за святынями князем Иоанном Константиновичем и 30 архимандритами и протоиреями были внесены на раменах на носилках честные мощи святителя Ермогена; по бокам шли четыре диакона с высокими свечами и два диакона с рипидами.

http://sedmitza.ru/text/414626.html

29 февраля Среда первой седмицы Великого поста . Предстоятель молился за великопостной утреней, часами и изобразительными в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Затем Святейший Патриарх совершил вечерню и первую в 2012 году Литургию Преждеосвященных Даров Великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Чин поставления архимандрита Тихона (Шевкунова) во игумена Сретенского монастыря МАРТ 1 марта Четверг первой седмицы Великого поста. Предстоятель Русской Церкви молился за чередой уставных богослужений в Казанском храме Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы Чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры 2 марта Пятница первой седмицы Великого поста . Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре Канун дня памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России . Полиелейная утреня в храме Воскресения Словущего Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы 3 марта День памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца . Литургия Иоанна Златоуста в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля Церемония закладки памятника святителю Ермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля Канун недели 1-й Великого поста, Торжества Православия . Всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя 4 марта Участие в выборах Президента России Неделя 1-я Великого поста, Торжества Православия . Литургия святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского Участие в приеме по случаю праздника Торжества Православия в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя

http://patriarchia.ru/db/text/2683149.ht...

С низложением царя Василия с престола положение государства Русского сделалось еще более бедственным: государство осталось вовсе без царя. Тогда взоры всех верных сынов России устремились к первосвятительскому престолу, на котором бодро стоял любимый и всеми почитаемый архипастырь – Патриарх Ермоген. Сделавшись во время междуцарствия первым человеком в государстве, он подал решительный голос за избрание царя из среды самих русских бояр, причем особенно указывал на малолетнего сына тогда митрополита Ростовского Филарета Никитича – Михаила Феодоровича Романова. И это указание доблестного Патриарха было пророческим голосом, возвещавшим русскому народу волю Божию. Между тем враги православной веры и Церкви мечтали посадить на царский престол польского королевича Владислава. Убедившись в своем бессилии одолеть многочисленных сторонников этого королевича, Патриарх Ермоген решил уступить их желанию, но при том непременном условии, «если, - как он говорил, - королевич крестится и будет в православной вере», - в противном случае он не соглашался дать своего благословения на избрания Владислава. Один из приверженцев польского королевича, уговаривая патриарха отступить от своих требований, даже с ножом бросился на него, но бестрепетный святитель, ограждая крестным знамением руку злодея, сказал: «Не страшусь твоего ножа, вооружаюсь против него силою Креста Христова», - и остался непреклонным в своих требованиях. Любящее православную веру и Родину сердце Патриарха предчуствовало те бедствия, которые ожидали бы Россию в случае воцарения в ней лица латинской веры. Между тем, стоявшие под Москвою польские войска, опираясь на поддержку изменников родным заветам и на начавшиеся переговоры с Владиславом, вступили в русскую столицу и начали в ней хозяйничать и глумиться над православием. С великою скорбию видя поругание от врагов храмов Божиих, Святейший Патриарх Ермоген стал призывать русских людей подняться на защиту веры и Отечества. Голос Патриарха, воплощавшего в себе образ истинного пастыря, начертанный в святом Евангелии, услышан был в разных концах великой страны русской.

http://sedmitza.ru/text/414629.html

Вскоре самозванец, как и его предшественник, был убит своими приближенными. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. Русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель отвечал, что не сделает этого, если поляки не уйдут из Москвы. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля (2 марта) 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Празднование в один день в честь всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено Святейшим Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта (13 апреля) и 23 сентября (6 октября)), а святитель Ермоген — в 1913 г. Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

22 октября 2014 года освящены купола и кресты для храма. Также произведены монтаж купола и установка креста на колокольню. 25 декабря 2014 года установлены центральный купол и главный крест. 6 февраля 2015 года выкопан котлован под строительство водосвятной часовни для освящения и раздачи воды в день Богоявления Господня. 12 июля 2015 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, совершен первый водосвятный молебен в верхнем храме. В 2016 году там были проведены отделочные работы. С Божией помощью основные работы по возведению Свято-Богоявленского собора окончены. Храм строился на пожертвования, всем миром. Но работы по благоустройству самого храма и территории прихода продолжаются. В настоящее время для убранства храма идет сбор средств на сооружение иконостаса, общая площадь которого составит 80,5 кв.м. Кроме того, на территории прихода планируется строительство административного здания под приходской дом и воскресную школу, которую в настоящее время посещают в среднем 30 учеников. На приходе работает группа сестер милосердия. Они оказывают поддержку страждущим людям в хосписе – безнадежно больным онкозаболеваниями, ухаживают за престарелыми, опекают воспитанников нескольких детских домов. Настоятель: протоиерей Валерий Шаврин. В храме также служат еще три священника. Божественная Литургия служится ежедневно. Святыни храма: частица мощей святого равноапостольного Константина Великого, царя ; частица мощей святителя Андрея, архиепископа Критского ; частица мощей святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Ставропольского и Кавказского; частица мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского ; частица мощей святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского ; частица мощей святителя и исповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского ; частица мощей священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси ; частица мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского ; частица мощей священномученика Владимира, протоиерея Лепсинского ; частица мощей священномученика Виссариона Урджарского, пресвитера ; частица мощей священномученика Константина, протоиерея Богородского ; частица мощей преподобномученицы Елисаветы, великой княгини ; частица мощей преподобномученицы Варвары, инокини ; частица мощей преподобномученика Серафима Верненского (Алма-Атинского), иеромонаха ; частица мощей преподобномученика Феогноста Верненского (Алма-Атинского), иеромонаха ; частица мощей 6000 преподобномучеников Давидо-Гариджийских ; частица мощей великомученика Феодора Стратилата ; частица мощей мучеников 14 000 младенцев Вифлеемских ; частица мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца ; частица мощей преподобного Нила Столбенского ; частица мощей преподобного старца Севастиана, исповедника Карагандинского , Святая земля града Иерусалима; ватка с миром от Иверской иконы Божьей Матери ; частица тапочка святителя Спиридона Тримифунтского ; камешек из пещеры святых 7 отроков Эфесских .

http://sobory.ru/article/?object=27138

Боголюбский М. Московская иерархия. Патриархи. – М., 1895. – С. 9, 10, 12–13. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 456–458. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899, т. 2. – С. 187–199. Покровский И. М. Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский (а затем патриарх Всероссийский). – Казань, 1908. Кремлевский А. Гермоген, патриарх Всероссийский (исторический очерк). – Пг., 1903. Царевский А. Гермоген, святейший патриарх Всероссийский в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. – Казань, 1907. Чернышев С. Святейший Всероссийский патриарх Гермоген в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. – Киев, 1912. Серафим (Курчинский), игумен. Торжество долга (прославление святейшего патриархапатриарха Ермогена – и майские торжества в 1913 году). – Кунгур, 1914. Лебедев А. В какой день наиболее прилично чествовать память патриарха Гермогена. – Саратов. Дмитриев Д. С. Патриарх Гермоген. – М., 1906. Васенко П. Б. Патриарх Гермоген 1611–1613 гг. – Б. м., 1906. Борин В. М. Святейший патриарх Гермоген и место его заключения. – М., 1913. Назаревский К. К. Новопрославленный святитель святейший Ермоген, патриарх всея России. – Б. м., изд. церковной юбилейной комиссии, 1910. Мятлев Н. В. Заметка//Летопись Историко-родословного общества в Москве. – М., 1905–1915, 1909, вып. 1. Мятлев Н. В. Патриарх Гермоген и князья Шаховские//Летопись Историко-родословного общества в Москве. – 1905, вып. 2. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 651, 652, 734, 808, 809, 818–822, 877–879, 921–922, 928, 930–932, 937–941; кн. 3. – С. 965–976, 983, 1017, 1081–1082, 1084, 1551. Платонов С. Ф. Статьи по Русской истории (1883–1902 ). – СПб., 1903. Платонов С. Ф. Очерк по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). – М., 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010