В 1886 году была восстановлена работа Собора. О том периоде свидетельствует сохранившийся до наших дней документ перестройки Собора на обнаруженной в подполье медной плите: " В царствование Благочестивейшего Государя императора Александра III, и супруги Его Императрицы Марии Федоровны и наследника Его Цесаревича Николая Александровича по благословению святейшего правительствующего Синода, при святительстве Серапиона епископа Екатеринославского и Таганрогского, возобновился/третьим возобновлением/девятиглавая трехпрестольная церковь сия: 1., во славу святыя, животворящия и нераздельная Троицы, 2., в честь и память святых Апостолов Петра и Павла, и 3., трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго в богоспасаемом граде Новомосковске, в лето от создания мира ЗТЧ/7396/, от Рождества Христова/1888/года Сентября 18-го дня. Строительный комитет составляли: председатель священник Иоанникий Вахнин и члены: священники - Иоанн Мулев, Сампсон Стукановский, Василий Игнатенко и Захарий Кучеренко, и прихожане: цер. ст. Стефан Махно, Корнилий Жиров, Андрей Короленко, Алексий Полтавцов и Иоанн Чуприна, и диаконы Василий Ювченков и Федор Колодяжный, и еще избранные от прихожан: Михаил Стражевский, Павел Кравченко, Стефан Паляничка, Евфимий Грабарь, Алексий Крапива и Евфимий Стражевский и приглашенный Михаил Гоппе. Мастер-подрядчик Алексий Пахучий/Харьков, губерн./Основася первые 1775 года Июня 2-го дня/1773 г./освящена в среднем престоле - в 1778-м году Мая 13-го дня архиепископом Евгениям в боковых пределах - в 1780 -м году. Августа 30 дня и Сентября 8-го дня протоиереем Григорием Порохнею. Первый мастер-строитель, и в качестве архитектора, был козак Иоаким Погребняк. Обновлялась в 1830-1835-м году; по возобновлении освящена в 1635 г. Ноября 10-го дня архиепископом Гавриилом. Резал Малаховцев и сыновья " . В начале XX столетия к оригинальным деревянным фризам ручной работы внутри здания добавилась роспись масляной краской в куполах с изображением четырех евангелистов неизвестными художниками. Когда в городе появилось электричество (1927 г.), стеариновые свечи в люстрах были заменены постоянными электролампочками.

http://sobory.ru/article/?object=04877

На горнем месте была установлена каменная плита с высеченным «осьмиугольным» крестом и текстом : «Во славу Святыя, единосущныя, животворящия и неразделимыя Троицы Отца и Сына и Св.Духа. Создася и освятися церковь сия при державе Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и приосвященнейшим Епископом Викторине от сотворения мира 7385 от Рождества Христова 1878 года». На престоле имелось два антиминса. Первый холщовый - священнодействован первым патриархом Иовом и выдан в 1878 году епископом Викторином из Витебского кафедрального собора, второй получен от епископа Тихона после ремонта в 1903 году. На колокольне было установлено несколько колоколов. Крупнейший из них весом 20 пудов, был отлит на заводе Орлова (1895) в Санкт-Петербурге. В масштабах епархии тискадскому единоверческому приходу отводилась важная роль. В Тискады иеромонах Мелитон был назначен настоятелем церкви в 1978 году и пробыл здесь семь лет. За это время его трудами были построены единоверческая церковь (1878), колокольня (1881), дом для священника (1879) и две школы – в Тискадах и Штыканах. Первоначально приход был небольшим – 39 душ. За время своего служения о.Мелитону удалось присоединить 147 душ, крестить 41. Иеромонах Мелитон скончался от простуды в 1885 году, не успев построить запланированные им школы в Ломах и Войнове, церковь в Режице в память избавления от опасности императора Александра II. В памяти местных жителей он остался подвижником, молитвенником, безкорыстным тружеником и милостивцем, отдававшем все, что имел, неимущим и голодным. Вплоть до конца 20 века в храме хранились его железные вериги с тремя железными крестами и двумя замками, которые он носил на себе, четки и икона преподобного Мелитона. Иеромонах Мелитон скончался и был похоронен в Витебске. В 1903 году высказывалось предложение о перенесении праха о.Мелитона в Тискады, но оно не было осуществлено. Ремонт храма проводился в 1903 году на частные средства К.Н.Кузнецова, Г.З.Сенькова, И.Н.Дюбина, на пожертвования о.Иоанна Кронштадтского и Преосвященного Тихона, епископа Полоцкого и Витебского.

http://sobory.ru/article/?object=07889

Радуйся, яко сердце твое Господу принесл еси; радуйся, Святыя Троицы селение. Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов. Кондак 3 Сила Божия укрепляше тя на подвиги, блаженне Михаиле, егда из пределов московских изшед, всяку гордость мира презрев и временная оставив, взыскал еси вечная, воспевающе Богу: Аллилуия. Икос 3 Имея всякое тщание ко спасению, вселися во обитель Живоначальныя Троицы, якоже бо в животе твоем всякие добродетели и благостыни исполнен был еси, сице и по смерти добро творити не престаеши всем с верою призывающим тя и вопиющим о Бозе сицевая: Радуйся, постом и воздержанием плоть свою духу покоривый; радуйся, неисчерпаемый источник для жаждущей братии и для нас грешных из земли изводивый. Радуйся, от источника Божественнаго напоенный; радуйся, вечною славою на небесех венчанный. Радуйся, благодатию Божией насыщенный; радуйся, в ризу спасения облеченный. Радуйся, брашно неисчерпаемое указавый; радуйся, манною слова Божия люди напитавый. Радуйся, мудрый странниче, иский отечества горняго; радуйся, пришельче, знатность рода сокрывый глубиною смирения в мире дольне. Радуйся, маслино благоплодная, на пажити Новаграда насажденная; радуйся, обители Клопския светлая похвало. Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов. Кондак 4 Бурею многих бед и волнений житейских одержимым нам помогай, отче Михаиле, якоже и в море плавающим помогл еси, да вси тобою вспомоществуеми, благодарно о тебе поем Богу: Аллилуия. Икос 4 Слышаще и ведуще тя, премудре, сказателя Таин Божиих и истиннаго пророка, прихождаху к тебе князи и простецы, имже не токмо грядущее открываше, но и на путь истины Евангельския наставляше, сего ради, яко пастыря и отца нашего, ублажающе зовем ти: Радуйся, почестей суетных избегавый; радуйся, юродство Христа ради на ся восприявый. Радуйся, рабе благий и делателю добрый; радуйся, наказателю злых и прогонителю нечестия бодрый. Радуйся, добродетельми небесныя дары стяжавый; радуйся, благим житием праотцем и пророцем подражавый. Радуйся, яко Даниилово обиталище Духа Святаго был еси;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

12 июня 1903 г. архимандрит Аркадий соборно с братией обители совершил крестный ход к «…новостроющемуся алтарю Петропавловской церкви, где отслужен молебен и по чиноположению церковному совершена закладка нового алтаря, на месте престола вставлен железный крест, под коим устроен белый камень с углублением и в нем вложена часть св. мощей… и медная луженная дщица (то есть доска - прим. Авт.) с надписью на ней: “Во славу Святыя Живоначальная Троицы Отца и Сына и святого Духа, при державе благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Николая Александровича всея России, по благословению Пресвященнейшего Назария епископа Нижегородского и Арзамасского, заложен СВЯТЫЙ АЛТАРЬ сей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память святых и первоверховных Апостолов Петра и Павла в Оранском Богородицком монастыре наместником оного игуменом Аркадием (Антуфьевым) с братией сей обители, в лето от создания мира… от Рождества христова 1903, месяца июня в 12-ый день». При возведении нового алтаря была вновь выстроена восточная стена самого корпуса, которая одновременно служила перегородкой между алтарем и храмом, в стене было устроено три дверных колоды (для царских и дьяконских и пономарских врат). В корпусе и храме были смонтированы новые голландские печи, с керамическими дымоходами, вмонтированными в стены, а в алтаре сложена изразцовая печь, на кухне установлены большие современные чугунные варочные котлы. Братскую трапезную перенесли в западную часть корпуса, соединив ее с церковью большой аркой с закрытыми стеклянными дверьми, которые раскрывали на время богослужений в случае тесноты в храме. Помещение храма освящалось через два уровня окон, как на первом этаже, так и на втором. Весной следующего 1904 г., на главный купол Петропавловской церкви был установлен большой медный с позолотой крест. Мастером изготовителем нового креста являлся арзамасец Александр Петрович Ключев, который очень много трудился по заказам Оранского монастыря. Стоимость работы исчислялась в 250 рублей, а «...расход этот для оплаты принял на себя иеромонах Исаакий, коим также на свой счет сделаны таковые кресты на холодный собор и ризницу».

http://sobory.ru/article/?object=24439

1. Первое место между ними бесспорно принадлежит рукописному Церковному Уставу XVI столетия в десть, писан полууставом, а оглавление и заглавные буквы киноварью. Особого заглавного листа нет, но после указания содержания глав, следует такое заглавие: «Устав церковней службы иже в Иерусалиме святыя Лавры преподобного и Богоносного Отца нашего Саввы, имея всю службу и Устав Церковный, сей же устав и служба бывает и в прочих сущих в Иерусалиме честных обителех.» Внизу на полях на первых страницах сделана крупная надпись полууставом, означающая время пожертвования этой рукописи в Перемышльский Лютиков монастырь: «Лета 333 г. июня в 31 день дал сию книгу в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря на новое «нагаи» Иоаннов сне медведе при Игумене Венедикте». Время написания рукописи не означено, но определяется следующими данными: 1) В числе Русских Святых, упоминаемых в последовании церковного собрания «вселетняго», нет почивших позже 1474 года. 2) В той же главе под 1-м января на полях рукописи внизу приписано скорописью «в сий день творити память по Государе по Великом Князи Василии Ивановиче во иноцех Варлааме: служить по нем панихиду Архимандриту собором и литургию служити, корм большой торжественный и питие братиям из трапезы с выносом.» 3) В навечерии Рождества Христова, после указа как подобает многолетствовати Царя, в сем Уставе написано: «Сице убо творится в Царствующем граде во Святой Софии. В нашей же Руси подобает инако, но пременить глаголы, зане несть Царствия зде ни Царя; глаголати же сице подобает: многолетны сотвори Бог Князей наших на многа лета.» И так, сими данными определяется, что этот Устав написан еще при жизни Великого Князя Василия Ивановича (†1513) и до принятия наследником его Иваном IV Васильевичем Царского титула (в 1546 году) и при том не ранее 1474 года, ибо в нем в числе Русских Святых упоминается Св. Исидор, Христа ради юродивый, скончавшийся в этом году. Одним словом: Устав сей написан между 1474 и 1513 годами. Где он написан? Надобно полагать на Юге в Митрополии Киевской 59 . К этому заключению нас приводят следующие данные. В навечерии Рождества Христова, после многолетствования Великого Князя, написано: «Посем же и Митрополиту рцем сице: многолетие устрой Бог Преосвященного Господина нашего Митрополита Киевского и всея Руси имярек на многа лета.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

29 января 1649 года Троицкий собор был разрушен взрывом пороха, хранившегося в подклетах храма; заново собор отстраивался с 1650 по 1652 годы. В новом храме были устроены приделы - один во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия, епископа Гангрского, другой - во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. Северная сторона храма являлась как бы парадной; поэтому ее украсили фресковым изображением Господа, восседающего на троне, с общей надписью по поясу храма: " Приидите людие Триипостасному Божеству поклонимся " . Вход в храм был устроен с запада через обширную паперть, к которой ведет с северной стороны каменное крыльцо. Притвор расписывался в разное время. В западной части притвора сохранились фресковые изображения Страшного суда и Лествицы преподобного Иоанна начала XVII века - работы костромского иконописца Василия Ильина-Запокровского. Своды притвора расписала артель палехских иконописцев к 1913 году - специально к приезду в Кострому семьи Романовых, в честь 300-летия Царского Дома. В северной части притвора у входа в собор имеется надпись древнеславянской вязью, вырезанная на белом камне, который в 1798 году был вынут из стены экономских келий и вставлен в стену собора: " Лета 7094 (1586) повелением благоверного и боголюбивого и великого государя царя великого князя Федора Ивановича всея Руси самодержца, и его благочестивыя и христолюбивыя царицы великия княгини Ирины, в третие лето государства его начаты бысть делати сии святые врата и оградка камена около сея превеликия Лавры святыя пребезначальныя Троица Ипацкаго монастыря, тщанием и верою боярина Димитрия Ивановича Годунова, да боярина конюшево Бориса Федоровича Годунова, на память от рода в род и по душех своих и по своих родителех в вечный поминок " . Металлические двери, ведущие из притвора в собор, были взяты из прежнего полуразрушенного Троицкого собора и замечательны по своей древности, иконографическому содержанию и технике исполнения. Двери сделаны из железа, обиты латунью и украшены чеканными по золоту изображениями и изречениями из Священного Писания и сивиллиных книг. В описи 1609 года содержатся конкретные данные об их происхождении: они были пожертвованы в собор Д. И. Годуновым в 1595-1596 годах.

http://sobory.ru/article/?object=05167

В консистории наказали местному благочинному о. Матфею Космину (Козмину) (тогда Горбачиха входила в Павлово-Посадское благочиние – как, впрочем, и Зуево) произвести проверку. Она опровергла факты из поданного прошения, и по инициативе благочинного Горбачихинская общественность в ответ скупому и несговорчивому Онисиму написала приговор, извлечения из которого приводятся ниже. Интересно отметить, что этот приговор даёт нам данные о причте церкви на 1839 год. «Приговор. 1839-го года Августа 13-го дня в силу указа Богородскаго Духовнаго Правления от 8-го Августа же за 437-м в присутствии Благочиннаго Воскресенскаго, что в селе Павлове, священника Матфея Космина, Ковригинскаго головы Ивана Семенова Игорова(?) и Запонорскаго головы Феодора Феодорова Молокина мы нижеподписавшиися Богородскаго уезда Параскевиевскей, что у речки Березовки, священник Петр Иванов Платонов с приходскими людьми по требованию благочиннаго учинили сей приговор в том, что приживающий по контракту при нашей церкви на церковной земле дворник деревни Горбачиха крестьянин Онисим Иванов занимая на нашей усадьбе вблизи церкви своим домом самое лучшее, а своим погребом самое возвышенное, сухое и твердое место, которое одобрил под новую каменную церковь Господин Архитектор Борисов и отец благочинный … онаго потребнаго места уступит для церкви… К сему приговору Параскевиевский, что у речки Березовки, священник Петр Иванов Платонов руку приложил. К сему приговору тоиже церкви диакон Иван Матфеев руку приложил. К сему приговору тоиже церкви дьячек Петр Иванов руку приложил. К сему приговору тоиже церкве пономарь Ефим Иванов руку приложил…» - также к сему мирскому приговору приложили руки церковный староста Симонов и множество крестьян из Горбачихи, Савостьянова, Большого Кишнева, Юрькина (так в документе), Малинова (ЦИАМ, ф. 203, оп. 256, д.13, лл.5-6-об.). Так началось строительство каменного трехпрестольного храма в Горбачихе на средства «доброхотных дателей». В «Ведомости о церкви святыя мученицы Параскевы, состоящей Богородскаго уезда, у речки Березовки за 1897 год» сказано, что церковь «построена 1849 года тщанием прихожан» (ЦИАМ, ф. 2127, оп.1, д. 162, л.1). В «тщание прихожан» входят и народные рубли и копейки, и предполагаемые тысячи купцов Зимина и Кондакова.

http://sobory.ru/article/?object=02463

В три большие колокола звон производится качанием посредством Повсему видно, что колокольня эта современна Успенской церкви. Рядом с колокольней устроена часовая башня " . (Из книги " Первоклассный Псково-Печерский монастырь " . Остров, 1893. С.: Имеется ввиду очепной способ звона. Псково-Печерский монастырь является единственной в России обителью, где этот способ используется и в наши дни. Более подробно о звоннице и колоколах Псково-Печерского монастыря можно прочитать в книге: Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000 Очепные колокола Псково-Печерского монастыря В дополнение к приведенной выше статье следует добавить, что в ней описании допущен ряд серьезных неточностей. Согласно данным Никанорова А.Б., надпись на полиелейном колоколе читается так: «Божиею милостию и поспешением Пресвятой Богородицы помощию преподобных отец Антония и Феодосия Печерских и святых великомучеников сорока иже в Севастии в лето 7066 (1558) маия 21 дня на память святых равноапостольных царя Константина и христолюбивыя матери его Елены слит бысть колокол сей во области Святой Троицы в обитель Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения в Печерский монастырь, при державе царствия благовернаго и христолюбиваго царя и государя, великаго князя Ивана Васильевича Всея Руси, при архиепископе Великаго Новагорода и Пскова Пимене, повелением игумена Корнилия яже о Христе с братиею, а делаша мастеры псковичи из-за Великих ворот Козьма Васильев сын да Логин Семенов сын. Слава Свершителю Богу. На великопостном: «Божиею милостию пособием и помощию Святыя Живоначальныя Троица лета 7049 (1541) месяца ноембрия в 21 день слит колокол сей при державе царства благовернаго и христолюбиваго великаго князя Ивана Васильевича царя и державца Всея Руси Владимирскаго, и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тферскаго, и Югорскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Болгарскаго и инех, а делали мастер Тимох Андреев, сын Псковитин».

http://sobory.ru/article/?object=01980

Евангельских словес благоразумнаго слышателя и сих мудраго исполнителя, зрим в тебе преподобне. Ихже ради на путь самоотвержения, лишений и скорбей ревностно возшел еси и за Христом неуклоно шествовал еси. Мы же, нерадящии о таковом восследовании своему Спасителю, во умилении и сокрушении сердец зовем ти: Радуйся, желание быти со Христом выну имевый; радуйся, Того Единаго взыскати непрестанно тщавыйся. Радуйся, монашескаго послушания строгий исполнителю; радуйся, на ниве Христовой ревностный делателю. Радуйся, светозарное светило, руководящее нас ко спасению; радуйся, граде, стоящий верху горы, к нему же вернии притекают. Радуйся, солию благочестия, мир от растления душевнаго сохраняяй; радуйся, многих ревности по Бозе исполняяй. Радуйся, кротость и смирение Христово возлюбивый; радуйся, небесный покой еще в земнем житии обретый. Радуйся, реко благодати Божия; радуйся, из неяже и ныне верою напояемся. Радуйся, преподобне отче Амфилохие, теплый наш заступниче и предивный целебниче. Кондак 5 Боготечный защитник храма Святыя Живоначальныя Троицы в Лавре святей показался еси, егоже от осквернения и запустения защитив, безбожныя гонители от дому молитвы дерзновенно отгнал еси и верныя люди до крове стояти за веру Христову призвал еси, безбоязнено поюще Триипостасному Богу: Аллилуия. Икос 5 Видевше в тебе хулители злочестивии ревностнаго защитника обители Почаевския, и споборника крепкаго народу Божию разумевше, досады суще делателие безумнии, потщашася соделати тя немощна, страждуща и безчестна; мы же песнь хвалы приносим ти глаголюще: Радуйся, за безбоязненное веры исповедание пострадавый; радуйся, за Бога в Троице Святей славимаго, во узилище влекомый. Радуйся, заушения в подражание Господу Иисусу приявый: радуйся, с бесными и буими затворенный. Радуйся, в жестоких мучениях долготерпевый; радуйся, в лютых злостраданиях не роптавый. Радуйся, на мучители твоя не озлобивыйся; радуйся, любве божественныя преисполненный. Радуйся, в долговременных злоключениях духовно бдевый и моливыйся; радуйся, Богородицу на помощь выну призывавый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Кондак 4 Буря недоумения смущает ми ум: како возмогу недостойными усты воспети чудеса Твоя, Богомати Владычице, яже святою иконою знамения Твоего в Новеграде явила еси, даровав ю в помощь и заступление всем православным людем от враг видимых и невидимых? Темже, величающе неизчетныя милости Твоя к нам смиренномудренне воспеваем прославльшему Тя Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше о дивнем чудеси святыя иконы знамения Твоего в Новеграде, Пречистая Дево, како людие новоградстии, имуще сию, силою Твоею и пособием Божественнаго зрака Твоего преславное одоление на сопротивныя показаша, со благоговением и радостию поклоняемся сему чудному образу Твоему и хвалебне зовем Ти: Радуйся, Невесто Отца Безначальнаго; Радуйся, неискусобрачная Родительнице Превечнаго Слова. Радуйся, селение прекрасное Духа Святаго; Радуйся, Живоначальныя и Единосущныя Троицы благодатию осененная. Радуйся, древле пророки многообразие предреченная; Радуйся, Ангельския соборы чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, человеческаго рода возвышение; Радуйся, падших сынов Адамлих благодатное возстание. Радуйся, яко из Тебе в плоть облечеся Одеваяй небо облаки; Радуйся, яко млеком Твоим питала еси Питателя вселенныя. Радуйся, Всеблагословенная Богородице, Чистая Приснодево; Радуйся, Радосте наша и спасение душ наших. Радуйся, Заступнице наша, от Бога нам дарованная; Радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 5 Богосветлая звезда - икона знамения Твоего, Богородице Дево, великий Новград сиянием многих чудес духовно просвети, неоскудно источающи благодатныя исцеления всем верным, со усердием к ней притекающим. Не лиши и нас благодатнаго Твоего озарения и милосердных щедрот Твоих боголепным поклонением чествующих чудотворную икону Твою, да благодарственно воспеваем Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видевше чудеса преславная, от иконы знамения Твоего бывшая, Владычице Преблагая, людие Новаграда со усердием к ней притекаху и в недузех своих исцеления благодатная от нея приемляху. К нейже ныне приходяще, поклоняемся, и чествуем, и от желания сердца целуем, исцелений благодать почерпающе, и недуг телесных, и душевных страстей свобождаемся, зовуще Ти и глаголюще: Радуйся, скорбящих Радосте и обидимых Заступнице; Радуйся, печальных Утешение и бедствующих помощнице. Радуйся, болящих немздопри-имная Целительнице; Радуйся, нищих и убогих некрадомое богатство. Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; Радуйся, отчаянных и безнадежных от рова погибели избавляющая. Радуйся, вдовиц и сирых благосердая Попечительнице; Радуйся, целомудрия и воздержания юных Наставнице. Радуйся, старцев благоговейных сладкое Успокоение; Радуйся, стариц боголюбивых тихое Прибежище. Радуйся, кающихся грешников верная Споручнице; Радуйся, даров духовных щедрая Подательнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

http://pravicon.com/info-1176

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010