Западную стену занимает огромная картина Страшного суда. Ее относят предположительно к XVI веку. В южном входе вместили врата, снятые Грозным в 1570 году из южного придела Софийского собора в Новгороде. Эти врата, по справедливому замечанию первого их описателя Н. М. Мурзакевича, особенно ценны в художественном отношении. Сходные с южными вратами Успенского собора и северными — Благовещенского в Московском Кремле, они превосходят их в исполнении. Шестьсот с лишним лет протекло со времени их создания, а изображения и теперь свежи и ясны. Ранние исследователи полагали, что они изготовлены устюжским мастером по заказу новгородского архиепископа Василия Калики. На дверях вверху над изображением Вседержителя и ниже имеется славянская надпись: «В лето 6844... индикт... д... исписаны двери сии повелением боголюбивого архиепископа новгородьского Василия, при благоверном князе Иване Даниловиче при посадничестве Федорове Даниловиче, при тысяцком Авраме». Первая новгородская летопись подтверждает, что «В лето 6844 (1335) боголюбивый архиепископ Василий у святыя Софьи двери медяны золочены устрой». Двери состоят из двух дубовых половин, обложенных снаружи пластинами из красной меди и расписанных по коричневому полю золотыми рисунками на библейские сюжеты. Техника исполнения ранее определялась как «дамасковая работа», когда в резное по меди изображение закатываются «заподлицо» тонкие полоски золота. В наше время Ф. Я. Мишуков доказал, что примененная в них техника не имеет ничего общего с «дамасковой работой», а представляет огневое золочение, при котором медную пластину сначала покрывали слоем лака, затем выскабливали рисунок, после чего пластину подогревали до почернения меди и очищали растворителями от окиси металла. На чистую поверхность пластины наносилась золотая амальгама. Ртуть, соединяясь с чистой поверхностью медной пластины, равномерно покрывала все процарапанные линии рисунка серебристым слоем. При вторичном нагреве пластины ртуть испарялась, а золото восстанавливалось и выступало ярким желтым цветом на черном фоне лака, накрепко соединяясь при этом с медью.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Адрес: 309672, Белгородская область, Волоконовский район, с. Волчья Александровка, ул. Центральная, 1. Подробнее... Храм Троицы Живоначальной (Голофеевка) [ править править код ] Первая церковь в селе Голофеевка была деревянной. Построенная в 1755 году, к началу XIX века она обветшала. К маю 1820 года здесь возведен каменный храм во имя Святыя Троицы и преподобного Тимофея в царствование императора Александра Первого. Немногим более столетия радовал храм жителей села, паломников из других городов и весей. Уже в 1922 году богослужения в храме были запрещены, храм начали разрушать, колокола сняли. В начале XXI столетия здесь были проведены ремонтно-восстановительные работы. 27 июня 2010 года восстановленный храм освятил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Адрес: 309668, Белгородская область, Волоконовский район, с. Голофеевка. Подробнее... Храм святителя Николая (Грушевка) [ править править код ] Согласно данным историков и краеведов, селом Грушевка в XVII веке владели помещики Шидловские. Они и построили здесь в 1759 году первый деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1825 году братьями Шидловскими, Петром и Николаем, после смерти их отца Андрея Степановича была построена новая каменная церковь. Церковь получилась строгой и красивой. Ее колокольню было видно далеко окрест. В ХХ веке церковь сделали складом, позже разрушили. В начале 2000-х годов в Грушевке начали возводить церковь. 11 ноября 2007 года вновь построенный храм во имя Святителя Николая Чудотворца освятил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Адрес: 309674, Белгородская область, Волоконовский район, с. Грушевка. Электронная почта: postmaster@tishanka.orthodox.ru Подробнее... Храм Иоанна Богослова (Коровино) [ править править код ] Каменный храм в селе Коровино (бывшего Бирюченского уезда) построен в 1800 году. Иоанно-Богословский храм был приписан к Георгиевскому храму в селе Афоньевка. По причине активных протестов местных жителей в советское время Иоанно-Богословский храм власти закрыть не посмели. Богослужения в нём не прекращались.

http://azbyka.ru/palomnik/Волоконовский_...

В конце 18 – начале 19 века Верхне-Никульское приобрел граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин – первооткрыватель «Слова о полку Игореве», обер-прокурор Священного Синода и Президент Императорской академии художеств. Мусины-Пушкины вели свой род от Рюрика и были в дальнем родстве с писателем Александром Сергеевичем Пушкиным. Мусин-Пушкин, купив село начал строить в нем новый храм взамен старого деревянного. Когда точно начались строительные работы – неизвестно, зато известно, что уже в 1806 году храм был построен и освящен. В храме было три престола – в летнем приделе во имя Святой Живоначальной Троицы, в зимнем в честь святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Но спустя несколько лет в северной стене зимнего храма появились трещины, которые шли через свод до южной стены. Руководство Ростово-Ярославской епархии поставило графа об этом в известность, и Мусин-Пушкин вместе с городничим города Мологи, попечителем этой церкви Николаем Николаевичем Глебовым, чье имение было неподалеку от села, взялись за капитальный ремонт. Но в 1817 году граф скончался, а 1818 году умер и Глебов. Дело быстро переняла супруга Мусина-Пушкина Анна Николаевна вместе с сыном Николая Глебова Андреем Глебовым – подполковником, участником Отечественной войны 1812 года. К весне 1820 года все строительные, отделочные и живописные работы в храме были окончены, и 4 мая состоялось торжественное освящение. Через несколько лет, когда владельцем села стала семейная чета Щепочкиных, владельцев усадьбы Борок, вокруг храма была построена массивная каменная ограда в стиле позднего классицизма с коваными решетками. А по обеим сторонам от ворот были возведены две сторожки. Вот как описывается вид храма в книге «Обозрение архиепископом Иоанафаном Ярославской епархии» в 1881 году: «Церковь каменная, пятиглавая, обнесена каменною оградою, имеет в своем холодном отделении один алтарь во имя Святыя Троицы с приличным по белому фону иконостасом и живописными иконами; её стены и своды покрыты красивой живописью и уборкой. Церковь вполне достаточно освещена, отчего все здание становится величественным и благолепным. В теплом отделении храма два алтаря с двухъярусным по кармину иконостасом, в которых нижний ряд икон покрыт апликовыми и частию серебряными ризами, иконостасы приличны, но живопись на потолке и стенах очень потемнела».

http://sobory.ru/article/?object=07167

Первый храм в селе Маслянском был деревянный, двухпрестольный, причем алтари были устроены рядом один подле другого. Один из престолов был освящен в честь Святыя Живоначальныя Троицы, а другой – в честь Знамения Пресвятыя Богородицы. Основание этого храма относится к 1700 г., а освящение его последовало в 1702 году. Построен он был на высоком берегу одного из рукавов р. Исети, называемаго Каргою, где ныне расположены церковныя ярмарочныя лавки. Как гласит местное предание, он существовал до 1772 года, когда со всеми принадлежностями и архивом был уничтожен пожаром. В этом же году, вместо сгоревшаго, был заложен новый, тоже деревянный, храм в честь Знамения Пр. Богородицы. В 1784 г. был заложен другой храм, тоже деревянный, во имя Св. Живоначальныя Троицы, при чем первый храм был зимним теплым, а вновь устроенный – летним. Оба эти храма были устроены несколько севернее сгоревшей церкви, о месте их свидетельствуют построенные из кирпича памятники-столбы, увенчанные крестами. С отделением от прихода Маслянскаго деревни Кокориной в 1862 году, Троицкая церковь была уступлена безмездно жителям этой деревни, перенесена ими и устроена в том же виде, как существовала и в с. Маслянском, но освящена в честь Св. Николая Чудотворца. Другая – Знаменская церковь была за ветхостью разобрана и часть ея употреблена на постройку часовни в д. Квашниной. В 1821 г., при существовании вышеупоминаемых двух церквей, была заложена новая каменная, двухэтажная, верхний этаж ея был освящен в честь Св. Троицы, а нижний – в честь Сретения Господня, но в 1844 г. Сретенский престол был переименован в честь Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. Храм этот строился иждивением прихожан. В полном своем виде он существовал до 1873 года, когда вследствие больших трещин, угрожавших безопасности дальнейшаго его существования, верхний этаж и колокольня был разобраны, так что для богослужений оставлен был один только нижний этаж. Последний ни по своим размерам, ни тем более по своему внешнему виду, напоминавшему какия-то жалкия развалины, не мог удовлетворять прихожан, почему в 1887 году был заложен новый каменный ныне существующий храм. Через 5 лет он уже был вполне закончен и в 1892 г. торжественно освящен в честь Св. Живоначальныя Троицы, престол же стараго храма был сожжен на р. Исети.

http://sobory.ru/article/?object=11024

Сщмч. Василий Разумов. Роспись Троицкого собора Пахомиева Нерехтского мон-ря. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверев До 70-х гг. XVII в. все постройки в П. Н. м. были деревянными. Большое каменное строительство в обители началось при игум. Харалампии (1669-1690). Благодаря казначею старцу Игнатию, духовнику ближнего боярина царя Алексея Михайловича кн. Никиты Ивановича Одоевского († 1689), игум. Харалампию удалось заручиться материальной поддержкой государя. На пожертвования царя, бояр и кн. Одоевского в 1675-1676 гг. вместо деревянного возвели каменный 5-главый 3-апсидный бесстолпный Троицкий собор (закладка состоялась в праздник Св. Троицы, 23 мая 1675). При рытье рвов под фундамент 5 мая 1675 г. были обретены мощи прп. Пахомия. Прот. Михаил Диев полагал, что об обретении мощей сообщили царю Алексею Михайловичу и патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) . Известно, что было испрошено благословение на закладку придельного храма во имя преподобного основателя, но документальных подтверждений этому нет. По-видимому, холодный Пахомиевский придел заложили в том же году с юж. стороны собора. Мощи прп. Пахомия, к-рые в течение неск. лет, пока велось строительство собора, находились, видимо, в деревянной Покровской ц., были погребены в Пахомиевском приделе собора. В аркосолии, над местом погребения, установили каменную гробницу. Освящение всего Троицкого храма состоялось 6 окт. 1679 г. До нач. XX в. на паперти собора сохранялась храмозданная надпись: «Во славу единосущныя и нераздельныя Троицы заложена сия святая церковь лета 7183, на самый праздник Живоначальныя Троицы мая в 23 день на память преподобного отца нашего и исповедника Михаила Синадского и при Государе Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всея России при Патриархе Иоакиме, и обрели мощи преподобного Пахомия мая в пятый день на память святыя мученицы Ирины, совершена церковь в 184 году месяца августа в 10 день на память священномученика Лаврентия, и освящена сия соборная церковь во имя Пресвятыя Троицы в 187 году октября в 6 день на память святого апостола Фомы при игумене Харлампии» (Церкви Костромской епархии. 1909. С. 167-168). Все местные иконы для храма «от усердия» царя Алексея Михайловича были написаны в Москве «государевым иконописцем» Федором Устюжанином на средства кн. Одоевского.

http://pravenc.ru/text/2579826.html

Сими стихами начинается синаксарь на Триодь. Триодь или Триодион, с Греческого языка, значит Трипеснец. Так названа книга, содержащая чин Богослужения в продолжение 18 недель, – 10 недель до Пасхи и 8 по Пасхе; потому что в это время поются при Богослужении каноны и стихиры трехпесные. В IX веке Иосиф и Феодор – Студиты собрали вместе все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присовокупили много стихир и канонов собственного произведения; и тогда образовался церковнослужебный молитвенник, заключающий в себе около ста шестидесяти служб, больших и малых, начинающихся с недели Мытаря и Фарисея, и оканчивающихся Великою Субботою. Они же, вероятно, дали своему собранию и название Триоди, хотя Триодионы были известны еще прежде Студитов (около 200 лет). Никифор Каллист, писатель XIV века, объясняя значение Триоди в снаксаре на неделю о Мытаре и Фарисее, говорит: «в настоящий день с Богом начинаем Триодь, которую многие из святых и Богоносных песнопевцев – отец наших сложили прекрасно и как достойно движимые Св. Духом. Первый из всех придумал это, т. е. три песни, великий песнопевец, Косма 207 , для Великой и Святой Седмицы страстей Господа и Бога – Спаса нашего Иисуса Христа, воспев в этих песнях события страстей Седмицы и изложив наименование почти каждого дня сей Седмицы в акростихах 208 , думаю, во образ Святыя живоначальныя Троицы, и вероятно из подражания песни Ангельской, как можно заключить из стихов на Триодь 209 . По примеру его и прочие отцы, особенно же Феодор и Иосиф Студиты, сочинивши трехпесные каноны для прочих недель святыя Четыредесятницы, передали сначала своей Студийской обители, более и более сии песни распространяя и приспособляя. Поскольку первый день недельный, как воскресный, и начинает и заключает собою седмицу, будучи первым и осьмым и конечным, то во второй день (понедельник) положили первую песнь (канонов), а в третий (вторник) – вторую; в четвертый (в среду) – третию; в пятый (четверток) – четвертую; в шестый (пяток) – пятую, а в седьмый, т. е. в субботу, шестую и седьмую, а сверх того и прочие две (осьмую и девятую), которые поются и во все прочие дни. Триодь не собственно именуется, ибо не всегда имеет три песни, а предлагает также и полные каноны. Но я думаю, что имя Триодь взято в обширнейшем смысле, или от большого числа трипеснцев, или же от Великой Седмицы, на которую в первый раз составлены трипеснцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

24 сентября 1861 года главный престол во имя св. Троицы был освящен преосв. Макарием, епископом Харьковским, а придельный, с южной стороны, в честь Рождества Пресвятой Богородицы (храм 8 сентября) освящен 1 октября местным протоиереем. Придельный престол с северной стороны во имя препод. Алексея, человека Божьего (храм 17 марта), был освящен высокопреосвященным Макарием, архиепископом Харьковским, 3 июня 1862 года. В 1763 году возле самой Троицкой церкви бывшие «между жильями, кузнецкие ряды со всем строением, не оставляя ничего, вывезти над реку Харьков, в неопасное от пожаров место и далее от жилья». Из описи, составленной в 1817 году, видно, что в то время храм был беден. К 1900 году Троицкая церковь по богатству своих украшений была первая после Собора. В 1835 году начали скупать дома и места, окружаю¬щие Троицкую церковь. Указом Святейшего Синода, 31 октября 1866 г. приходскому попечительству Троицкой церкви г. Харькова разрешено было устроить при входе в ограду церкви часовню, в память 4 апреля 1866 года, дня чудесного спасения жизни Государя Императора, с надписью внутри оной золотыми словами «Господи, спаси Царя и услышины. 4 апреля 1866 года». В 1869 году приходское попечительство Троицкой церкви открыло в церковном доме начальное народное училище. В 1902 году церковь отремонтировали и обновили иконостас. После революции 1917 года в здании храма на многие годы «поселился» хлебозавод. В 1992 году здание было возвращено церкви. Свято-Троицкий храм находится на улице Ивана Дубового. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 Прежде существующего каменного Троиц­кого храма был в Харькове деревянный Тро­ицкий храм. По делам консистории видно, что в 1726 г. при Харьковской Троицкой церкви были уже два священника Павел Степанов и Михаил Павлов, известный по Куряжскому акту 1719 г. После того были священниками зять Михаила Павел Копейчик и (с 1743 г.) внук Павлов Борис Янкевич. Надпись на каменной доске, вделанной в сте­не при входе в Троицкий храм, говорит:«Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, а в пределе Рождества Пресвятыя Богородицы, начался сей храм строиться в 1758 годе месяца Июля 27 дня, за державы благочестивейшия великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, при Наследнике Ея благоверном Государе Цесаревиче Павле Петровиче, бла­гословением преосвященнаго Порфирия епи­скопа Белгородскаго 3 — присмотром иереея Бориса Янкевича. А окончен и освящен 1764 года месяца Мая». По старым описям значится, что церковь устроена «старанием прихожан», но каких имен­но, не видно. Потому имена благотворителей, участвовавших в сооружении храма, остаются ведомыми одному Господу.

http://sobory.ru/article/?object=03866

 В устной речи синонимами названий храмов и монастырей часто становились имена святых, которым они были посвящены, или же тех подвижников, которые прославились здесь. Паломники из простонародья шли к «киевским Угодникам», «соловецким чудотворцам» и т.д. Многочисленные подтверждения этому легко можно отыскать в русской художественной литературе, лучшие образцы которой донесли до нас живой разговорный слог богомольцев XIX столетия. Н.С. Лесков в повести «Евфим Ботвиновский» описывал маршрут паломника в Киеве «прежде поклоняется yciм святым Печерским, nomiм того до Варвары, а nomiм Макарию софийскому, nomiм вже геть просто мимо Ивана до Андрея и Десятинного и на Подол». Иван Шмелев в своем знаменитом  «Богомолье», отразившем детские впечатления от паломничества в Троице-Сергиеву Лавру устами юного рассказчика не раз повторял, что идет «к Сергию Преподобному».  Уже в XIX столетии вошли в обиход названия храмов и обителей, составленные из двух слов, разделенных дефисом: Спасо-Преображенский, Богородице-Рождественский, Иоанно-Богословский, Иоанно-Предтеченский. Это, в частности, позволяло отличать друг от друга те из них, что были освящены во имя соименных святых. Двойное название приходского храма указывало на то, в честь каких праздников или святых освящены его престолы: Николо-Богоявленский, Николо-Архангельский и т.д. Богатейшее собрание таких примеров являют названия старинных московских храмов. «Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России», вышедшее в свет в 1852 году, содержит перечень из более чем 600 названий, но среди них ни одного именования храма или монастыря, начинающегося со слова свято. Нет примеров подобного рода и в дореволюционной церковной периодике. В «Полном иллюстрированном описании всех православных русских монастырей Российской Империи» издания 1910 года, единственным примером именования такого рода являются Свято-Андреевский и Свято-Ильинский скиты на Афоне. В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода, является наименование Троице-Сергиевой Лавры Свято-Троицкой. Это единственное название, которое оправданно с богословской точки зрения, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица. Слово свято в названии храма или обители применимо только в подобном случае, то есть, если  они освящены в честь Живоначальной Троицы или в честь Святого Духа. Но даже Лавра за шесть веков своего существования именовалась по-разному. В Житии преподобного Сергия, составленном преподобным Епифанием Премудрым, она именуется как «обитель Святыя Троицы». Преподобный Иосиф Волоцкий в одном из писем называл ее «Сергиев монастырь». «У Живоначальныя Троицы у вас, в Чудотворцеве в Сергиеве обители» писал лаврскому архимандриту Царь Михаил Феодорович.

http://pravoslavie.ru/1934.html

Приидите, вси концы отечества нашего,/прославим святый лик угодников Радонежских,/яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/тех бо предстательством теплым ко Господу/многия нам милости Его низпосылаются,/бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,//усерднии служителие Живоначальныя Троицы. Молитва Радонежским святым О, преподобнии и Богоноснии отцы наши Сергие, Никоне и вси Радонежстии святии во обители Животворящия Троицы благолепно процветшии и в земли Российстей преславно возсиявшии! Яко лучи многосветлыя Солнца правды, Христа Жизнодавца, во отечестве нашем вы убо явистеся, светом благодати Божественныя чудесне души православных озаривше, наставите убо и вразумите нас, в лености сущих, на путь правды жизни вечныя. Внемлите гласу моления нашего, да исполним, яко раби благоразумнии, вся повеленная нам Господем нашим Иисусом Христом. И ныне, в день всесвятыя памяти вашея и прославления во обители сей, молим вас прилежно, святии угодницы Божии, наши теплии предстателие пред Престолом Святыя Троицы и ходатаи усерднии, да испросите нам, грешным и недостойным рабом, великия и богатыя милости Божия, да приидем вси в познание истины, приносяще плоды достойныя покаяния, имже обрящем благодать Всесвятаго Духа. О, добрии наставницы наши и молитвенницы ко Господу! Неусыпно предстательствуйте о Церкви нашей, да пребывает присно в чистоте Православия и да свидетельствует непреложно в мире сем о вечней и Божественней Христовой истине, юже апостоли святии утвердиша и отцы Церкве невредиму соблюдоша. Яко имуще дерзновение ко Святей Троице, неослабно бдите в Небесных молитвах ваших о православнем отечестве нашем, о тишине и благосостоянии всего мира, да вси, преуспевающе в вере, благочестно поживем и сподобимся неосужденно стати одесную Всещедраго Бога, идеже вы радуетеся и веселитеся со всеми, от века Ему угодившими. Аминь. преподобному Сисою, схимнику Печерскому, в Дальних пещерах

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

В 1527 году Успенская церковь Колмова монастыря была возобновлена (обложена), а в 1528 году освящена. В 1530 году по его благословению была заложена каменная церковь с трапезою в монастыре на Колмове во имя Живоначальной Троицы, а в 1533 года она была завершена и освящена по благословению святителя. Реставратор церкви Н.Н. Кузьмина отмечает, что Успенский храм 16 века сохраняет традиционное для церквей того времени плановое решение: это был квадратный, одноапсидный, четырехстолпный храм. Первоначально в храм вели три входа: в восточную часть храма - с северной и южной стороны, а в трапезную – один вход с запада. Архитектор предполагает, что рядом с диаконником в 16 веке мог находиться маленький придел. Интересно, кому он был посвящен? Отличительной особенностью Успенской церкви были не выделенные в интерьере подпружные арки, слившиеся с коробовыми сводами центрального креста. Такие архитектурные особенности присущи псковским храмам 15 века. Древний храм был создан из гладко обработанного серого известнякового камня. Большой вынос лопаток на фасадах, как в Успенской церкви, отличает обычно храмы домонгольского периода. Лопатки делят фасад (переднюю часть храма) на три части. Каждое прясло заканчивается полукруглым тимпаном закомар. Средние лопатки на западном фасаде не доходили до низа. Они заканчивались уступами в уровне низа окна. Исследования показали, что с западной стороны к церкви примыкал маленький каменный притвор. На южном фасаде к востоку от портала под слоем штукатурки был обнаружен прекрасный каменный вкладной крест – круглый, на ножке, с титлами. Первоначально храм не был оштукатурен. Была уже в это время и колокольня – В. Духовской пишет, что она была построена в 15 веке. Надпись на древнейшем колоколе свидетельствует, что архиепископ Макарий помогал отливать и колокола для монастырей: «Божьей милостью пособием и помощью Святыя Живоначальная Троицы лета 7045 (1537) месяца Октября в 1-й день на Покров Святой Богородицы, сделан бысть колокол сей при державе царства Благоверного и Христолюбивого Великого Князя Ивана Васильевича и Государя Всея Руси и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Владыке Макарии, а делали псковичи Тимофей Андреев да Прокофий». После изгнания шведов в Колмове монастыре числились «церковь Успения да трапеза камяна. Келей в монастыре и ограды нет. А пять колоколов взято при послех на пушечный двор». По переписи 1615 года писался в Колмове монастыре один храм Успенский.

http://sobory.ru/article/?object=00336

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010