Никандрово. Троицкий Никандров Городноезерский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты В 1831 г. на месте деревянной церкви Воскресения была построена большая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с тремя престолами: в неотапливаемой части - во имя святителя Николая Чудотворца, слева - во имя великомученика Димитрия Солунского. Возможно, престолы были освящены в память старых монастырских церквей. Жервэ Н.Н. Никандрова пустынь//София. Новгород. 1997. c. 21 Храм Святой Троицы располагается в пределах бывшей Никандрово Городноезерской пустыни, находится близ западного берега карстового озера Городно на территории нынешнего Любытинского района. Основатель пустыни прп. Никандр Городноезерский, придя сюда в 1550 году, построил храм во имя Воскресения Христова, возобновив память древней Воскресенской обители, существовавшей здесь задолго до его прихода, что отмечает в Житиях святых архиепископ Филарет Черниговский. Церковные ведомости г. Боровичей и его уезда за 1913 год упоминают уже храм не Воскресения Христова, но Святой Троицы («Ведомость о церкви Святыя Живоначальныя Троицы, бывшей Никандровской пустыни, состоящей Боровичского уезда Новгородской епархии, в погосте Никандрове за 1913 год»). Сама же Никандровская пустынь по штатам 1764 года в царствование имп. Екатерины II была упразднена и переименована в погост Никандрово с храмом во имя Воскресения Христова и в нем – приделом в честь преподобного Никандра Городноезерского. Церковные Ведомости за 1826 год сообщают: «Церковь во имя Воскресения Христова с приделом преподобного Никандра, деревянная твердая церковной утварью достаточная, поставлена в 1794 году…» Ведомости за 1831 год сообщают уже о двух храмах: старом деревянном обветшавшем — во имя Воскресения Христова и новом каменном с «крепкой колокольней, трехпрестольном» — во имя Святой Живоначальной Троицы, на каменном фундаменте и с большой колокольней. В холодном соборе был престол во имя Св. Троицы, в теплом приделе, на правой стороне – во имя святителя Чудотворца Николая, на левой – во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=09516

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Краткое предисловие к синаксарям Ксанфопуловым, то есть на синаксари Триоди Синаксари Никифора Каллиста Ксанфопула на выдающиеся праздники Триоди, каждый из которых объясняет, как и когда это изначально произошло и по какой причине праздники те ныне таковы и почему святыми и богоносными отцами учреждены, с некоторыми особыми указаниями, начиная от Недели о Мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Перед седьмой песнью канона на утрени следует читать вначале по обычаю месячный синаксарь, а затем настоящие. Постная Триодь Синаксарь в неделю о мытаре и фарисее Стихи на триоди: Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от Ангелов: Трипеснец же и от человеков приими. Стихи на трипеснцы: Вышних и нижних Творец! От ангелов песнь трисвятую, А от людей ныне трипеснец прими. На мытаря и фарисея: Фарисейски кто живет, церкви далече бывает: Христос бо внутрь, о смиреннии, приемлемый. На мытаря и фарисея: Коль фарисействуешь ты, будь от храма далече. Ибо Христос изнутри, и смиренный приятен Ему. В настоящий же день, с Богом и триодь начинаем: юже убо мнози от Святых и Богоносных красотодетель наших отец, добре и яко достояше, от Святаго движими Духа, сложивше песносоделаша. Первый же всех сие умысли, три глаголю песни, во образ мню Святыя и живоначальныя Троицы, великий творец косма 1 , в великой и святой Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа седмице, по именованию вкратце, коегождо дне краегранесьми умыслив песни. От негоже и прочии от отец, паче же иных, феодор и Иосиф студите 2 , по ревности онаго, и прочым неделямъ (седмицам) Святыя и великия четыредесятницы счинивше, тех обители студийстей первее предаша. наипаче песни учинивше, и уставивше, и другая книзе, отонудуже и когда, от отец собравше и снискавше. В настоящий день начинаем с Богом Триодь, каковую наилучшим и самым подобающим образом сложили из хвалебных песней многие святые богоносные наши отцы и песнотворцы, движимые Духом Святым. Первым же из всех измыслил сие, то есть троепесние (думается, во образ Святой и Живоначальной Троицы), великий творец Косма 1 который ради Великой и Святой седмицы Страстей Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа составил песни из акростихов с именованием без малого каждого дня. После него другие отцы, а более прочих Феодор и Иосиф Студиты 2 , подражая его ревности, сложили трипеснцы для остальных седмиц Святой и Великой четыредесятницы и вначале передали их Студийской своей обители, добавив и согласовав с ними еще большее число песней и иные содержащиеся в книге сей вещи, для чего в свое время собрали и позаимствовали их у прежних отцов.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕНЗЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пензенской епархии Пензенской митрополии), расположен в г. Пензе. Предыстория создания обители В кон. 80-х гг. XVII в. 30 отшельниц стали хлопотать об открытии в Пензе жен. мон-ря. В дек. 1689 г. священник пензенской ц. в честь Рождества Христова Петр Иванов безвозмездно уступил «безместным старицам» Таисии и Феодосии свою усадьбу (49×88,5 м) на ул. Большой (позднее Троицкая, ныне ул. Кирова) ( Хвощёв. 1904. С. 352-353), к-рая располагалась к северовостоку от крепости, на покатом склоне, спускающемся к р. Пензе. 5 дек. 1689 г. сестры получили купчую на расположенную неподалеку усадьбу вдовы Ф. И. Кировой (матери дьячка ц. в честь Рождества Христова Ивана Иванова), приобретенную за 4 р. В том же году или в нач. 1690 г. вдова Агафья Осипова подарила старицам свою усадьбу, к-рая находилась между 2 ранее полученными. Т. о. сформировался участок размером ок. 1 га (Там же. С. 354). В кон. 1690 или в нач. 1691 г. от имени всех сестер 3 старицы - Таисия, Феодосия и Капитолина (по др. сведениям, Екатерина) подали челобитную на имя царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей о создании мон-ря. После получения дозволения на строительство обители от гражданской власти свящ. Петр Иванов, а затем «пензенские градских всяких чинов жители» направили соответствующую челобитную патриарху Московскому и всея Руси Адриану (Там же. С. 356-357). 1692-1927 гг. 15 окт. 1692 г. патриарх подписал благословенную грамоту, согласно к-рой в Пензе дозволялось «построить девичь монастырь, да в нем две церкви, одну во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, да по сторону тоя церкви другую церковь во имя святыя апостол Петра и Павла, деревянные» (имелся в виду 2-престольный храм) (Там же. С. 357-358). С начала своего существования монастырь был особножительным. В кон. XVII в. причт обители включал священника и причетников, к 1738 г.- 3 священников и причетников, к 1764 г.- 2 священников, 2 диаконов, 3 дьячков и 2 пономарей (Там же. С. 375), к 1907 г.- 2 священников и 2 диаконов на псаломщических вакансиях (Пензенская епархия. 1907. С. 305). Уже с 10-х гг. XVIII в. в обители существовала больничная келья, а с сер. XVIII в. и вплоть до закрытия имелся отдельный больничный корпус (к 60-м гг. XIX в.- на 20-30 коек).

http://pravenc.ru/text/2579948.html

По мнению А. А. Турилова , Житие М. было создано в Клопском Михайловском во имя Святой Троицы мужском монастыре в 1471-1478 гг., в период острой борьбы за подчинение Новгородской республики Москве. Автор Жития знал об обстоятельствах походов Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича на Вел. Новгород в 1471 и 1478 гг. Однако в тексте, как заметил Л. А. Дмитриев , ничего не говорится о том, что Новгородский владыка того времени Феофил в 1480 г. был отослан в Москву. Житие известно в 3 редакциях. Первая редакция сохранилась в 2 вариантах: А («Прихожение Михайла уродиваго Христа ради ко святей Троицы на Клопско») и Б («О житьи святого Михайла Христа ради уродиваго»; «Месяца генваря 11 день преставление преподобнаго Михайла Клопского в Великом Новеграде»; «Месяца генваря в 11 день пророчество и приход Михайла святыя Троица, зовомо Клопско, новгородцкаго чюдотворца»). Оба варианта восходят к общему протографу, который в каждом из этих вариантов отразился не в полном составе. Житие состоит из отдельных кратких повестей-чудес, не имеет вступления и заключения. Язык произведения характеризуется наличием просторечных оборотов, диалектных слов, пословиц, рифмованных фраз. Вторая редакция («Месяца генваря в 11 день прихожение преподобнаго Михайла уродиваго Христа ради ко святей живоначальней Троицы, иже есть монастырь зовомый Клопьско. Повесть от житиа его и како пророчьствова в лета бывшая»), созданная, по предположению Дмитриева, в 90-х гг. XV в. по благословению архиеп. Новгородского свт. Геннадия (Гонзова) , восходит к общему с 1-й редакцией протографу - первоначальному тексту произведения; в ней имеются все эпизоды обоих вариантов 1-й редакции. В 1537 г. В. М. Тучков по поручению свт. Макария , архиеп. Новгородского (впосл. митрополит Московский), создал 3-ю (Тучковскую) редакцию Жития, к-рая существует в 2 вариантах. Этот текст составлен по всем канонам агиографического жанра: рассказу о святом предпослано риторическое вступление, после Жития блаженного следует Похвальное слово святому; к повествованию о единственном посмертном чуде 1-й и 2-й редакций Тучков добавил еще 4 чуда.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

Пам " дати / 5 / Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим   15 червня 2009 р. 00:00 Петров пост [Стаття] В 2009 году православные христиане проходят поприще Петрова, или Апостольского, поста с 15 июня по 11 июля. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые воздержанием и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия и воспитывали своим примером учеников в деле спасительного служения. 7 червня 2009 р. 18:30 День Святого Духа [Стаття] В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. 5 червня 2009 р. 20:13 6 июня Троицкая родительская суббота [Стаття] В субботу 6 июня, в канун праздника Пятидесятницы, Святая Православная Церковь совершает вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. По древней традиции суббота эта также носит название Троицкой родительской. Смысл этого поминовения очень глубок. 3 червня 2009 р. 00:00 3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери [Стаття] Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город. В продолжение нескольких веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского и Пресвятая Богородица не раз во время опасности от вражеских нашествий являла Свою благодатную помощь. 2 червня 2009 р. 00:00 2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца [Стаття] Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   14 липня 2008 р. 11:37 14 июля память святых мучеников, чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших [Стаття] Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. 16 червня 2008 р. 12:25 16 июня День Святого Духа [Стаття] В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. 5 травня 2008 р. 11:59 Радоница день особого поминовения усопших [Стаття] Во вторник второй недели по Пасхе (в 2008-м году 6 мая), которая называется неделей Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. 18 2008 р. 14:19 О Лазаревой субботе [Стаття] С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти. 8 лютого 2008 р. 12:33 8 февраля — день памяти святого благоверного царя Давида IV Строителя [Стаття] Сегодня отмечается память блаженной кончины одного из наиболее почитаемых грузинских святыхсвятого благоверного царя Давида IV Строителя, крупного государственного деятеля, способствовавшего объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

На второй день праздника Пятидесятницы Православная Церковь отмечает День Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие еретическому учению, умаляющему Третье Лицо Троицы Святой Дух. 24 июня, ПРАВМИР. На второй день праздника Пятидесятницы Православная Церковь отмечает День Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие еретическому учению, умаляющему Третье Лицо Троицы Святой Дух. Согласно православному вероучению, ипостасной характеристикой Святого Духа является его исхождение от Отца (в отличие от католического богословия, по которому Он исходит от Отца и Сына). В день Святой Троицы празднуется схождение Духа на апостолов в виде огненных языков. Он сообщает Свои благодатные дары верующим, таким образом делая их Церковью. Дары Святого Духа, вводящие человека в Церковь, передаются новообращенному в Таинстве Миропомазания. В православном богословии следует различать Сам Святой Дух и нетварные Божественные энергии (благодать). В иконографии Святой Дух изображается чаще всего в виде голубя (в воспоминание Его сошествия на Господа Иисуса Христа во время Его Крещения). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Барское Городище. Церковь Троицы Живоначальной. столовая школы-интерната /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь в Барском-Городище во имя Святыя Живоночальныя Троицы, с теплым приделом в честь иконы Знамения Божией Матери, построена усердием прихожан в 1792 г. вместо обветшавшей деревянной, зданием каменная, с таковою же колокольнею (по В. Березину). В нач. 20 века с северной стороны симметрично южной была расширена трапезная, видимо, с устройством ещё одного придела. В настоящее время колокольня разобрана до 1-го яруса, который в свою очередь оказался застроен с северной и южной стороны трапезной, а с  запада - новой пристройкой, также разобраны восьмигранный барабан с изящной главкой над основным объёмом, кирпичная ограда с башенками по углам и святыми вратами на северо-западном углу. Село Барское Городище расстоянием от г. Владимира 27 верст, от Суздаля в 8 верстах, на реке Нерли. Городище называется Барским, потому что исстари принадлежало помещикам. Так в начале XVIII ст. владельцем села был помещик Стефанов, пожертвовавший в 1719 г. в местную церковь икону Знамения Божией Матери, писанную с чудотворной новгородской иконы Знамения Божией Матери, украшенную жемчугом и разноцветными драгоценными камнями. В половине XIX в. владельцем села был князь П.А. Долгоруков. Церковь в Барском Городище во имя святой Живоначальной Троицы, с теплым приделом в честь иконы Знамения Божией Матери, построена усердием прихожан в 1792 г., вместо обветшавшей деревянной. Зданием церковь каменная, с таковою же колокольнею. Из св. икон особенным благоговением прихожан пользуется древняя икона Федоровской Божией Матери. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1865 г., опись церковного имущества, составленная в 1865 г., хранится в церкви. Причта по штату положено: священник и псаломщик. При церкви земли: усадебной 1800 кв. саж., пахотной 31 дес. 2241 кв. саж. и сенокосной 3 дес. На усадебную землю особого плана нет, но она значится в общем крестьянском плане. На пахотную и сенокосную план и межевая книга имеются и хранятся в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01432

Оренбург. Церковь Троицы Живоначальной (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкая церковь была из первых временных церквей четвёртой по счёту, после Успенской соборной, Воскресенской госпитальной и Никольской казачьей (не считая Иоанно-Предтеченской домовой церкви И.И. Неплюева в его загородном доме). Построенная и освящённая в 1740 году на первый случай для Пензенского полка, «…в 1745 в Оренбург была перенесена из Самары, где до 1743 года находился центр управления Оренбургским краем». В 1744 году Троицкая стала военной церковью для переведённого из Уфы батальона Нижегородского полка. Сначала она была также деревянной, а потом в 1781-1786 годах (после пугачёвщины) перестроена заново в каменном виде. Из четырёх первых церквей только Троицкая сохранялась до советского периода. Другие же церкви прекратили своё существование: Успенская – в 1758 году с устройством взамен её Введенского каменного собора; Никольская – за сгоранием в 1786 году, а Воскресенская – за крайнею ветхостью и по случаю устройства в 1770 году взамен её Крестовоздвиженской церкви, перенесённой из упразднённой Воздвиженской крепости (на Сакмаре). Каменная Троицкая церковь начата была строительством в 1774 году на казённый счёт и на пожертвования горожан в память освобождения от полугодовой осады Оренбурга отрядами пугачёвского войска. По недостатку средств у прихожан после длительной и чрезвычайно бедственной осады города строительство церкви продолжалось восемь лет. Освящена она была по завершении строительства в 1783 году. Здание церкви неоднократно повреждалось во время городских пожаров, особенно 1786 и 1879 годов. Колокольню к церкви пристроили в 1807 году. В 1828-м были сооружены два придела: правый – в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый – во имя святителя Николая Чудотворца, т.е. приделы воздвигли в память исчезнувших первых церквей – Успенской и Николаевской, главный же престол посвящён «имени Святыя Живоначальныя Троицы». В 1876 году на личные средства старосты церкви мещанина Григория Пожарского храм «обнесли чугунной оградой, основанной на широком фундаменте из местного гребенского камня, решётка которого отделялась чрез каждые четыре аршина каменными столпами: установили двое ворот, северные и южные, на обоих углах ограды северных ворот устроены были две небольшие лавки».

http://sobory.ru/article/?object=49338

Чемлыж. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село Чемлижъ находится от епархиального города Орла в 150 верстах на юго-запад, а от уездного города Севска - в 10 верстах на север. По направлению на юг, в 3-х верстах, стоит село Княгинино, в 5-ти верстах на юго-восток расположено село Ново-Ямская Слобода, в том же расстоянии на севере - село Семеновское, на западе в 7-ми верстах село Заулье. Чемлиж расположен на берегу реки Севи, вдоль ея высокого левого берега. Почва черноземная, но урожай бывает не всегда хорош: земля слишком истощена. Лесов у прихожан нет, лугов достаточно. Можно полагать что основание села относится к глубокой древности. По переписной книге Севского уезда за 1709 год значится, что в селе жилых пашенных 35 дворов... что в тех дворах их (крестьян) и детей и свойственников 110 человек. Причт двухштатный: попы Роман Андреев и Василий Андреев и 4 дъячка. Когда село сделано одноштатным, в церковных документах нет указаний. Других деревень, кроме села, в приходе нет. Все жители села Чемлижа состоят из бывших удельных крестьян. По исповедным ведомостям за 1902-й год в приходе числится мужескаго пола 888 и душ женского пола 940, дворов 295. Ремесел и промыслов прихожане не знают. Около ста молодых парней и девиц каждое лето нанимаются на экономические работы по близ существующим имениям, некоторые из мужчин ходят на юг на заработки. 2-го марта 1815 года село Чемлыж почти все выгорело. В общем пожаре села сгорел и прежний деревянный храм. Ничего не удалось спасти от огня, все сгорело: колокола, иконы, облачение, утварь и архив. Как зажиточные по тому времени крестьяне, чемлижане порешили на свои средства выстроить во имя Святыя Живоначальныя Троицы каменную церковь, на крутом берегу реки Севи среди села. Прошло лет пять со времени пожара, денежных вкладов поступило достаточно. но построение храма не начиналось. Нужен был умный, властный и энергический деятель. И вот таким деятелем оказалась удельная власть, в ведении которой состояло село Чемлижъ. Удельные чиновники приняли горячее участие в деле постройки чемлижского храма, и работа пошла. К осени 1826 года храм был и снаружи, и внутри вполне окончен, а 3-го июля 1827 года освящен. Просторный и красивый по архитектуре, этот храм долгое время имел слишком малый иконостас. Обширный алтарь был без живописи. Только с поступлением на должность нового священника, Алексея Афанасьевича Флёрова, в 1852 году было начато устройство нового иконостаса, которое затянулось почти на 20 лет и часто шло на одном энтузиазме пастыря, но зато храм получил прекрасный величественный иконостас, с хорошею золоченою резьбою и прекрасною живописью работы известного в то время живописца Озерова. В 1890 году в притворе храма на правой стороне был устроен предел во имя Божией Матери " Всех Скорбящих Радости " .

http://sobory.ru/article/?object=47780

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010