http://www.orthedu.ru/eparh/ Памятник архитектуры регионального значения расположен по адресу Новосибирская область, Колыванский район, р.п. Колывань, ул. Советская, 34. Поставлен на государственную охрану в 2015 году. В поселке Колывань на улице Советской в глубине квартала находилось неказистое здание, внешне похожее на клуб. Долгое время было неизвестно ни происхождение, ни истинное назначение этого сооружения. А теперь многие колыванцы знают, что это – бывший православный храм. В 1859 году по ходатайству епископа Томского Парфения перед Святейшим Синодом была разрешена к построению в Колывани церковь «с наименованием Соборною». Собор был заложен 15 августа 1861 года, построен «тщанием прихожан» и освящен 1 октября 1867 года. «Зданием собор каменный, с таковой же в одной связи с колокольнею, покрыт железом, сложен очень прочно». Собор во имя Святой Живоначальной Троицы стал первым каменным зданием, построенным в «новой» Колывани. Первоначально храм располагался «в чистом поле» вблизи трассы Московско-Сибирского тракта и в некотором отдалении от основного массива жилой застройки, тяготевшей на юге к деревне Мельниковой. Позднее, в соответствии с планом К. Турского, в городе была сформирована огромная Соборная площадь от улицы Московской с севера до Купеческой (Советской) с юга, и от Покровской (Революционного проспекта) с запада до Жернаковской (Карла Маркса) с востока. Во второй половине XIX века она уже была окружена домами наиболее богатых жителей Колывани – купцов Орлова, Пастухова, Кроткова, Кривцова, Жернакова, Култашева, Паисова. Здесь же размещались базар, церковно-приходская школа, Городская Дума и Управа. В период 1871-1872 гг., из-за возникшей необходимости расширить объем храма и сделать его теплым в зимнее время, рассматривается прошение епископа, в котором сказано: «Устроенный в городе Колывани каменный храм во имя Святыя Троицы оказывается в настоящее время для помещения народа тесным, и в зимнее время холодным; по сему тамошний 2-ой гильдии купец Кирилл Климов Кривцов, имея желание устроить к тому храму с северной стороны каменный придел во имя Святой Великомученицы Екатерины на собственные средства, просит разрешить ему устройство сего придела....» В 1876 г. были освящены два придела: северный «Во имя Святой Великомученицы Екатерины» (1 октября 1876 г.) и южный «Во имя Святых преподобного Кирилла и мученицы Натальи» (29 октября 1876 г.). Храм в таком виде простоял около 60-ти лет.

http://sobory.ru/article/?object=24866

В 1781 году на месте сгоревшей при пожаре деревянной была выстроена новая Покровская церковь, " зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка... " . Она была украшена богатым убранством, а самой ценной считалась Казанская икона Божией матери древнегреческого письма, в золотой ризе. Колокола Покровского храма всегда начинали звонить первыми, и только затем к ним присоединялись остальные слободские храмы. Свято-Троицкий храм появился в слободе в XIX веке. Первое письменное упоминание о его строительстве мы находим в книге для записи ризницы и всего церковного имущества, выданной священнослужителям " от Саратовской духовной консистории Саратовского уезда Заволжской Покровской слободы " 21 июня 1832 года. На первой странице читаем: " Церковь каменная во имя Святыя и Живоначальныя Троицы в длину с колокольнею 11 сажень (23 м 76 см), в ширину 6 саженей и 1 аршин (13 м 67 см), в высоту с куполом 15 сажень (32 м 40 см), крепка. Холодная, покрыта железом, приделов не имеет, построена в 1818 году " тщанием прихожан " на месте ранее действующей деревянной церкви, приписной к Саратовскому Свято-Троицкому собору. При сей церкви земли усадебной и сенокосной не имеется, а пахотной отмежевано 120 десятин и покосной 12 десятин " . В дальнейших описаниях появилась другая дата - построена в 1825 году. Видимо, строительство началось в 1818 году, а может быть, и ранее, но затянулось на несколько лет. Размер пожертвований зависел от урожайности года, от цен на зерно. В 1825 году возведение храма было закончено. В мае 1825 года настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Арсений по Указу Пензенской духовной консистории освятил храм во имя Живоначальной Троицы. Большинство прихожан нового храма составляли государственные крестьяне Покровской слободы. Они по возможности жертвовали иконы, деньги, а также духовную литературу в приходскую библиотеку. Имена некоторых благотворителей дошли до наших дней. Нерукотворный образ Спасителя и образ Усекновения главы Иоанна Предтечи пожертвовал государственный крестьянин Антон Хмара, а икону Покрова Божией Матери подарил крестьянин Семён Анисимович Кузьменко, бывший в те годы старостой храма.

http://sobory.ru/article/?object=11362

14 июля 1816 г. преосвященный Иустин «освятилъ выстроенную вместо деревянной каменную во имя святыя Живоначальныя Троицы церковь». Деревянный старый храм прослужил северчанам без малого 50 лет, но только в 1825 г. «по разрешению епархиальнаго начальства ветхая церковь была разломана... съ приличною освященному храму осторожностью и благочинием». Все было распилено на дрова для топки нового храма и печения просфор. Однако новый однопрестольный храм оказался слишком маленьким по размерам. Со временем, когда число жителей увеличилось, он уже не мог вместить всех молящихся. В 1872 г. северские прихожане стали просить разрешения у епархиальнаго начальства расширить церковь во всю ее длину двумя приделами. На их постройку они согласились жертвовать 2% с каждого заработанного рубля. 12 сентября 1876 г. по благословению архиепископа Пермского Антония (Смолина) состоялось заложение приделов: правого – в честь Преображения Господня, а левого – в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня. После завершения строительства 5 и 6 сентября 1887 г. преосвященный Нафанаил (Леандров), епископ Екатеринбургский, с собором пастырей ближайших приходов совершил освящение нового трехпрестольного храма. Ольга Максимова,  Раскроем «План… железоделаемому северскаго заводу… строениям» за 1761 год. На нём, под начальными литерами, прочтём: «1). церковь во имя Святыя Троицы. 2). колоколня…». Оба объекта располагались южнее нынешнего, ближе к берегу пруда, на месте нахождения памятника северчанам, погибшим в гражданскую войну. Колокольня стояла рядом с церковью и севернее от неё. На одноимённом «Плане…» за 1807 год она уже отсутствовала. О первом культовом здании северских мастеровых кое–что можно прочесть в документальном сборнике «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» (Екатеринбург, 1902), «Справочной книжке Екатеринбургской епархии на 1915 год» (Екатеринбург, 1915) и другой религиозно – краеведческой литературе, имеющейся в государственном архиве Свердловской области (ГАСО) или в областной публичной библиотеке им. В.Г. Белинского.

http://sobory.ru/article/?object=11622

Припев: Вси святии земли Радонежския, молите Бога о нас. Приимше Господне благословение и благодатию Духа Всесвятаго укрепляемии,/преподобнии отцы Иакове Железноборовский и Григорие Голутвинский,/насадили есте обители, яко духовныя источники, на земли Российстей.  Припев: Вси святии земли Радонежския, молите Бога о нас. Прославлени быша вашими подвиги, отцы досточуднии,/Авраамие Галицкий и Мефодие Пешношский, пустыни непроходимыя,/процветшия, яко крини сельнии, и источившия реки чудес.  Припев: Вси святии земли Радонежския, молите Бога о нас. Слезами, постом и молитвою создавше обители святыя на земли,/ныне вечно радуетеся во обителех Отца Небеснаго,/святии Савво Стромынский и Леонтие Дубенский, мужие добропобеднии.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Обогатили есте духовным сокровищем селения своя,/и прославишася вашими добродетельми земли Ростовская и Обнорская,/Киржачская и Стромынская, Сторожевская и Коломенская/и иныя от предел многих.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Владычице Богородице, отверзи нам двери милосердия Твоего,/Ты бо еси спасение рода христианскаго.  Кондак, глас 8 Приидите, вси концы отечества нашего,/прославим святый лик угодников Радонежских,/яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/тех бо предстательством теплым ко Господу/многия нам милости Его низпосылаются,/бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,/усерднии служителие Живоначальныя Троицы. Икос Мирскую честь и славу презревше,/единому Христу вожделели есте поработати,/преподобнии отцы наши Сергие, Никоне и вси святии,/в земли Радонежстей и окрест ея просиявшии,/зде достойно и праведно Живоначальней Троице послужили есте./Темже и вселися в вас Дух Пресвятый и умудри познанием пачеестественным,/наставите убо нас истинней вере и житию,/да сподобимся неосужденно призывати Троицу Единосущную и Нераздельную./Темже, ублажающе ныне вашу честную память, непрестанно зовем:/радуйтеся, отцы преславнии,/учителие наши и служителие неотступнии Святыя Троицы. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-sobor...

В житии святителя Московского Филиппа (U 1569) говорится о его монашеском постриге в Соловецкой обители. «И постригоша его во ангельский образ, он же со отъятием влас главы своея вкупе отлагает и плотьская мудрования и вся яже суть в мире и в Феодора место нарекоша имя ему Филипп. И на исправление предается в послушание и внимати чернечеству и благочинию монастырьскому некоему дивну мужу ермонаху, иж вторая правяще монастыря того, иже бысть сопричастник преподобному отцу нашему Александру Свирьскому (разрядка наша – И. М.). Богомудрый же Филипп живяше у того честна старца во благочинии мнозе, от негоже всяку заповедь и всяку добродетель во смирении душа делы научився: во дни убо в трудех и потех, в нощи же многащи без сна пребывая молящеся. Прорече же о нем от Бога дарованным пророчеством старец его, сей будет настоятель во святей обители сей, еже и бысть» 5 . О другом подвижнике, трудившемся вместе с аввой Александром, говорится в житии преподобного Кирилла Новоезерского. «Многа от многих слышах о сем преподобном Кириле Белом и о пустыни его за 30 поприщ от града Белаезера, живуща среди Новаезера преподобный Александр Сверский посла из обители Живоначальныя Троицы брата имянем Никифора, мудра и духовна, ко блаженному Кириллу повести ради духовныя...». Посланный старец-ученик «пред блаженным же поклонение творяще с началом и благословение сотвори ему от преподобнаго Александра игумена Живоначальныя Троица оному же рекшу тихим гласом благослови мя отче святыи и рабе Святыя Троица и свету жилище сияюще блаженному же чрез езеро... При беседе старец же Никифор рече ко преподобному, прости мя святче Божии посла мя преподобный отец наш игумен Александр Сверскии видети твое преподобство... Слышав же се блаженныи Кирил и подивися велми о пришествии старца и о духовной любви преподобнаго Александра и паки рече блаженныи: Благословен Бог, яко сподоби нас совокупитися духовнои любви в дале растоянии твоим пришествием, начеже и Владыка Господь наш Иисус Христос призвати имать нас во оном блаженьстве и в лице праведных со преподобным Александром, имяше же той старец Никифор на себе вериги тяжки и видев блаженныи Кирил и почюдися терпению старчю и посем же беседующим им о ползе душевнеи и паки же поиде старец Никифор со острова во обитель Живоначалныя Троица на Сверь ко преподобному Александру. Оному же преподобному Кирилу проводившу старца в лодницы в мале и отпустившу его с миром и на том месте преподобный Кирилл постави крест, идеже видеша свет велий осия их» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

В свою очередь Митрополит Макарий, известный своей многогранной деятельностью, много потрудился в деле прославления святых угодников Русской Церкви на Московских Соборах 1547 и 1549 гг.[ 16 ] По его благословению было написано вновь и переделано множество житий русских святых, составлены службы им и т. д. Поэтому в рукописном житии Святителя говорится, что он “многих святых Российских чюдотворцев во свидетельство предложи и каноны и стихиры и праздновати устрои, яко ин архиерей никтоже яко сей пречюдный рачитель Макарий”[ 17 ]. Таким образом, прославление русских святых “новых чюдотворцев” в середине XVI в., вызвавшее особенное их почитание, можно назвать откровением Божиим, орудием которого явился “пречюдный рачитель Макарий”. Несомненно, духоносный Свирский пустынник предвидел благодатное служение архипастыря Макария. Их глубокая духовная взаимность, возникшая на новгородской земле между 1526 и 1563 гг., перешагнула границы времени. Известны следующие факты, свидетельствующие об их тесных связях. Построенный Преподобным во Имя Святой Троицы храм в обители был освящен по благословению архиепископа Макария, как об этом говорится в житии святого: “Молиша же иже тогда архиепископа Макария о освящении церкве, и того повелением церковь освящается во имя святыя Живоначальныя Троицы”[ 18 ] . Святитель делал вклады в монастырь Преподобного: “Монастырь Александрова пустыня: пашни под монастырем восемь четей в поле, в дву потомуж, сена нет, а к монастырю архиепископ бывший Макарий дал пожен: на Коневом острову косят тридцать копен… Да архиепископ дал Александру пожен на под монастырем две мельницы водяных, безоброчно”[ 19 ]. Перед своей блаженной кончиной Преподобный послал Святителю следующую грамоту: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз раб Божий пишу сию духовную грамоту, своим целым умом, государю преосвященному архиепископу Макарию. Нынеча, государь, Божиим посещением в болезнь впадох, и чаях к Богу своего отшествия; и старцы, государь, святыя Живоначалныя Троици обители видя меня приспевша к кънцу, и начаша ми докучати о игумене: «Кого же ты нам прикажешь на свое место игумена?» и аз, государь, положу ли упование на Бога да на тебя; а есть, государь, у Живоначалные Троици во обители, в нашей пустынке, 4 священники, и аз приказываю, государь, Богу да тебе, которого, государь, ты благословишь в тех 4 священниках, то им игумен. Да тебе же государю приказываю преосвященному архиепископу владыке Макарью обители Живоначалные Троици священно иноки и всю свою братью: Бога ради, государь, и Пречистей Его Матери, побереги и оборони от сильных людей, после моего живота Мир тебе государь преосвященному архиепископу Великаго Новаграда и Пскова владыке Макарию о Христе; а меня, государь, грешнаго прости и благослови, а о тебе государя, правителя истинному слову Отца и Сына и Святаго Духа и наставника заблужьдшим еже ко спасению, Бог прощает”[ 20 ].

http://pravmir.ru/prepodobnyj-aleksandr-...

Димитрий, киевлянин, из митрополии Сибирской, не быв в Сибири, преведен на Ростовскую митрополию в лто 7210-е, от Рождества Христова – 1702-е, ианнуариа в 4 день, иже б неделя пред Просвщением, между патриаршества. А на престол в Ростов прииде марта в 1 день, иже б неделя вторая Великаго Поста. Сей б списатель житий святых, во весь год почитаемых, и расположи двенадесять мсяцев в четыре книги. Совершив же четвертую книгу, окончи сице: «В лто воплощения Бога-Слова 1705 февраля мсяца в 9 день, на святаго мученика Никифора, сказуемаго Побдоносца, во отдание праздника Сретения Господня, изрекшу святому Симеону Богоприимцу послднее своё моление: „Нын отпущаеши раба твоего, Владыко“; в день страданий Господних пятничный, в онеже день на крест рече Христос: „Совершишася“; пред Суботою поминания усопших и недли Страшнаго Суда, помощию Божиею и Пречистыя Богоматере, и всех святых молитвами мсяца августа написася. Аминь». И тако «Книга житий святых» четвертая в славу Божию и Божия Матере, в честь всх святых угодников Божиих, в ползу же правоврным христианом, совершися в град Ростов. Оный же Димитрий написа Лтописец краткий от начала миробытия до Рождества Христова, собранный из различных хронографов и историографов, со нравоучениями; Розыск о неправой раскольщицкой брынской вр, и о учении и о длах их; проповди в воскресные дни и на праздники Господни и Богородичные и святых угодников Божиих на прочий дни. Преставися же в лто 7218-е, от Рождества 1709, октября в 27 день, в нощи, и погребен в ростовском Зачатъевском-Яковлевском монастыре в церкви Живоначальныя Троицы, на правой стороне в угл, идеже мсто назнаменова сам, по призд на престол свой. А погребал преосвященный Стефан, митрополит рязанский, со священным собором. Прошлом 1757 году 15 апрля 1 дня, имянным блаженныя и вчныя славы достойныя памяти государыни императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всея российския, указом, помянытыя святителя Димитрия честныя мощи, по докладу Святйшаго Синода, высочайше повелено огласить за совершенныя святыя мощи, и в 21 число сентября, коего оныя святыя мощи обртены, уставить празднование и всенощное бдние, и сочинить особливую службу, и в печатаемый церковныя книги, в кои надлежит оное святых мощей его обртение с приложением Жития его, с прочими святыми наряду внесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы; Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления. Радуйся, многи скорби претерпевый; Радуйся, от них же Господом избавивыйся. Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение. Кондак 11 Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовного и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа. Икос 11 Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живоначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия: Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление; Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения. Радуйся, Пасху вечную миру явивый; Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю. Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение. Кондак 12 Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа. Икос 12 Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем: Радуйся, светильниче веры и благочестия; Радуйся, луче Света Невечерняго. Радуйся, наследниче жизни вечныя; Радуйся, радосте наша и похваление. Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение. Кондак 13 О, великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Спросят, может быть: как же предохранить себя от сего осуждения? Как испытать предания, и отличить несомнительное? – Надежнейшее для сего, и удобнейшее к употреблению правило извлекаю из приведеннаго теперь изречения Господня. Испытывай предание посредством Слова Божия и посредством заповедей Божиих. Если предание противоречит Слову Божию; если оно ведет тебя к нарушению заповеди Божией: то знай, что это человеческое, не истинное предание, что такое предание соблюдал бы ты «всуе», между тем как нарушение заповеди Божией осудило бы тебя. Другое правило для испытания преданий можно извлечь из следующаго изречения святаго Апостола Павла к Тимофею: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» ( 1Tuм. III. 15 ). Если Церковь есть столп и утверждение истины: то в ней должно искать истины, и ею можно поверять требующую дознания истину, и особенно истину преданий, которых Церковь есть единое верное хранилище. Приемля предание от единыя, Святыя, Соборныя и Апостольския Церкви, «стойте» в нем, не колеблясь напрасными сомнениями, «держите» оное, с упованием благоугодить Богу. «Да держим, – поучает Апостол, – исповедание упования неуклонное, – не оставляюще своего собрания», т. е. собрания Вселенския Православныя Церкви, «якоже есть неким обычай» ( Евр. Х. 23, 25 ). Примечайте, братия, что еще в Апостольския времена были некие, имевшие обычай оставлять собрание Вселенския Церкви: не дивитесь, если и ныне встречаете неких, имеющих сей несчастный обычай. А если такие люди станут предлагать вам свое предание: то можете знать предварительно, что люди, оставившие Церковь , «столп и 592 утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), конечно предложат вам предание или ложное, или поврежденное, или по крайней мере, краденое и неблагословенное; и, конечно, ложное не спасет, поврежденное не исцелит, краденое не обогатит, неблагословенное не принесет благословения. Прославим, братия, Бога, сподобившаго нас быть чадами и членами истинныя и Святыя Церкви, в которой истинное и святое предание, – не просто видимое и словесное предание учения, правил, чиноположений, обрядов, – но с сим вместе и невидимое, действительное преподаяние благодати и освящения, сходит с неба на землю, «яко роса аермонская на горы Сионския», течет непрерывно и неизсякаемо, и орошает священноначалие и священнодействия, «яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» ( Ncaл. CXXXII. 2–3 ), так что помазанные Духом Святым Апостолы помазуют тем же духовным миром Святых Отцев, и сии своих преемников из века в век, Святители подают освящение храмам и таинствам, и взаимно храмы и таинства подают освящение Святителям, почему, прикасаясь к нынешней святыне, вы прикасаетесь к той же благодати, которая излиялась в сошествии Святаго Духа на Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В обращении на имя Томского Преосвященного от 27 марта 1872 г. купец Морозов сообщал, что: «…В апреле месяце текущего года, или начале мая, я желал бы заключить нужные условия с подрядчиком по устроению сей церкви и рабочими, а затем при первой по времени возможности приступить и к самим работам. Это мое желание истекает из того, что в начале мая месяца по своим торговым занятиям, я должен отправиться в Москву и пробыть там до половины лета…». Также Морозов «»покорнейше просил епископа принять деятельное участие в скорейшем рассмотрении и утверждении технической части плана и фасада будущего храма. 26 апреля 1872 г. Преосвященнейший Платон, епископ Томский и Семипалатинский, преподал бийскому обществу Благословенную Грамоту – письменное разрешение на постройку храма. Грамота гласила: «Божиею Милостию по благодати, дару и власти Всевышнего и Животворящего Духа, данной Нам от Великого Архиерея, Господа, Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, чрез Святые Его Апостолы, Их Наместники и Преемники благословили Мы, согласно прошению жителей города Бийска, построить в оном граде новый каменный храм во имя Святыя Троицы на избранном жителями месте, по плану, утвержденному Томскою Губернскою Строительною Комиссиею 4 апреля сего 1872 года и заложить Благочинному протоиерею Димитрию Емельянову соборно по чиноположению церковному. Достовернаго ли ради сведения, яко оный храм соорудить благословили Мы, до сем сея грамота рукою нашею подписанная и печатию утвержденная в Богоспасаемом граде Томске в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот семьдесят второе апреля в двадцать шестой день». Указом от 28 апреля 1872 г. за 1515 Томская духовная консистория предписала бийскому благочинному протоиерею Емельянову создать Комитет для постройки нового храма из священников и некоторых граждан. В его состав вошли священнослужители Бийского Успенского собора, попечитель – бийский купец 1-й гильдии Алексей Морозов, а также бийские купцы 2-й гильдии – Яков Сахаров, Василий Гилев, Николай Фирсов, Василий Онисимов, Алексей Соколов.

http://sobory.ru/article/?object=20653

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010