Послание Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Священного Синода УПЦ в связи с 1025-летием Крещения Руси Крещение Руси – эпохальное событие в нашей истории. Оно стало для нашего народа точкой отсчета нового цивилизационного развития. Принятие христианства приобщило молодую Киевскую державу к высшим культурным и научным достижениям своего времени, нравственно сформировало характер общества и, главное, дало смысл человеческому существованию. 27 июля, 2013 Крещение Руси – эпохальное событие в нашей истории. Оно стало для нашего народа точкой отсчета нового цивилизационного развития. Принятие христианства приобщило молодую Киевскую державу к высшим культурным и научным достижениям своего времени, нравственно сформировало характер общества и, главное, дало смысл человеческому существованию. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. (1 Пет. 2:9) Ныне мы празднуем 1025-летие Крещения Киевской Руси – событие, когда святой равноапостольный князь Владимир Великий крестил землю русскую. Христианство появилось на Руси еще задолго до Владимирова крещения. Христианские общины появляются здесь довольно рано, и это подтверждает тот факт, что «христианство до Владимира» – гораздо бóльшая и более определенная величина, чем то, что об этом обычно думают. Впервые евангельская проповедь была принесена к нам святым апостолом Андреем Первозванным. В 60-х годах IX века князья Аскольд и Дир, после похода на Константинополь, принимают крещение и приносят христианство в Киев, где получило довольно широкое распространение. Важнейшую роль в проникновении христианства в Киевское государство сыграла моравская миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 863–885 гг. Следующей важной вехой на пути Руси к христианству было крещение святой равноапостольной княгини Ольги, которая посеяла семена Евангелия в сердце своего внука, будущего князя Владимира, что оказало впоследствии свое влияние на выбор веры князем Владимиром, просветившим светом Христовой истины всё наше Отечество.

http://pravmir.ru/poslanie-blazhennejshe...

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15/28 июля) через правнука Святополка Михаила, князя туровского (1080–1093), великого князя киевского († 1113). Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ – и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, так называемые таборы, усвоенный украинским казачеством). В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году, по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине XV века в глубокой старости. Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября). Прославление, очевидно, было в конце XVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальпофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле». Феодор и Василий Печерские, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 1. Православие в Эстонии до учреждения Рижского викариатства (1836) Славяне и прибалтийский край Историки и археологи считают, что древние эстонские племена находились, в общем, на одной ступени развития со славянскими племенами, которые обитали в Верхнем Поволжье и Приднепровье и с которыми у них существовали постоянные связи, в середине 1-го тысячелетия после Рождества Христова славяне из верховьев Днепра стали продвигаться к северу, в район реки Великой и Псковского озера. Кривичи заселили территорию, которая вклинивалась на юго-востоке современной территории Эстонии в районы, населенные племенами эстов, что способствовало более тесному их сближению со славянами. На территории между современными городами Тарту, Выру и Ватга найдены каменные захоронения эстонского тина и славянские курганы, распространенные в Псковской области. Эти курганные насыпи встречаются рядом с древнеэстонскими каменными могильниками и в районе Пыльвы, Урвасте, Выру, Рыуге, в них найдены предметы обихода и искусства как славянских, так и эстонских образцов – свидетельства того, что на этих территориях жило бок о бок славянское и эстонское население по крайней мере с середины 1-го тысячелетия после Рождества Христова, то есть с момента, когда в юго-восточной Эстонии появились смешанные поселения 1 . Укрепление и развитие феодальных государственных начал, материальной и духовной культуры у славян шло значительно быстрее, чем у эстов. Одним из основных и решающих факторов, способствовавших этому процессу, было Крещение Руси в 988 г. святым равноапостольным великим князем Владимиром. Вслед за этим событием на Русь пришли священники и монахи из Византии, имевшей высокий уровень развития материальной и христианской духовной культуры. Монахи помимо проповеди Слова Божия несли грамотность, искусство землепашества и огородничества, строительства и ремесел. Православие быстро распространялось на Руси и способствовало укреплению страны. Духовенство, как правило, было грамотнее и выше по уровню развития, чем мирские правители, поэтому играло весьма важную роль советников князей в делах не только веры, но и политики и торговли. Все это в какой-то мере способствовало усилению влияния славян на Прибалтийский край.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Тимофей Верховской Предисловие Со времени введения христианства в России, в 988 году, святым равноапостольным князем Владимиром, церковь Российская, как заимствовавшая святое просвещение от церкви Греческой, в начале наставляема была Цареградскими патриархами и архиереями – греками, которые, как ее пестуны и руководители, снабжали ее священными книгами, искусными переводчиками и всем необходимым для церковного благоустройства. Но благоприятствующий духовному просвещению гражданский и церковный мир в нашем отечестве, к сожалению, не был продолжителен. По смерти равноапостольного князя, переселившегося от земного царства в небесное в 1015 году, внутреннее княжеские раздоры разбирали наше отечество; насильственное, почти пятивековое татарское иго угнетало его. Только с освобождением России от ига варваров, Иоанном Васильевичем в 1480 году, и с прекращением удельных усобиц отдохнуло, наконец, наше отечество, а с ним вместе и церковь . Но пережитое Россией темное время долго еще чувствовалось на самой церковной жизни русского народа. В тяжелый и продолжительный упомянутый нами период времени дела церковные пришли в замешательство, благоустройство разрушилось и темнота времени породила темноту понятий. В это же время, от недостатка в нашем отечестве лиц, которые знали бы оригинальный язык богослужебных книг, греческий, от невежества и малоискусства тогдашних писцов и переписчиков, вошли в эти книги многие неисправности: описи, недописи, приписи и изменения – не только в их букве, но с буквой часто и в их смысле. Важность этого обстоятельства и благочестивая ревность великого князя Иоанна Васильевича побудили его в 1550 году устроить собор, впоследствие наименованный Стоглавым 1 , на котором присутствовали сам государь и преосвященный Макарий, митрополит Московский, с знатнейшим духовенством. Хотя Стоглавый собор, в 28-й главе соборного деяния, положил строгое определение о писцах, но оно не могло быть выполнено в точности. Причина понятна: Россия не имела тогда ученых людей и училищ. Это с прискорбием засвидетельствовал сам собор, во главе 25-й – о деяцех, хотящих ставитися в диаконы и попы, говоря, что “они и грамоте мало умеют потому, что и сами отцы их и мастеры мало умеют же и силы в божественном писании не знают”.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iskanie-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2019 22 мин., 24.05.2019  1-я страница обложки. На фоне высокого голубого неба ветви весеннего сада, покрытые распускающимися розовыми цветами (фото lori.ru). Надпись: ЛI:0БOBЬ УЖЕ ПОБЕДИЛА.  Остается только это осознать. Внизу страницы - знак Пасхи:   ХВ. Пролог :   Андрей  Анпилов . «Как будто книгу приоткрыли...» . Стихотворение. 2018//Фома. - – май 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание: С.3. Даты месяца : Даты месяца: май //Фома. - – май 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 9 мая. День победы.   [О вкладе Церкви в общее дело победы над гитлеровцами во время Великой Отечественной войны]. Фото: Герой Советского Союза капитан А. Д. Билюкин в кабине  своего именного самолета «Александр Невский». - С.4; 24 мая. День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . [Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Цитата из выступления, посвященного святым Кириллу и Мефодию]. Ил.: Крестный ход во главе с Патриархом у памятника Кириллу и Мефодию. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси/Сергей Власов. - С.4; 22 мая. День памяти святителя Николая . [Из жития святителя: как Николай стал архиепископом Мирликийским]. Ил.: Базилика       святого Николая в городе Бари, Италия. - С.4; 9 мая. 85 лет Валентину Непомнящему, известному литературоведу, специалисту по творчеству Пушкина. [«Когда я слышу разговоры о том, что Пушкин был православным поэтом, я всегда возражаю  - нет он им не был. Православный поэт — Хомяков, потому что он выражает в своих стихах православную идеологию. А Пушкин — поэт православного народа. Чувствуете разницу?»... Из интервью Валентина Семеновича журналу «Фома»]. Фото Владимира Ештокина. - С.5; 12 мая. День памяти Жен Мироносиц. Ил.: «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Фра Беато Анжелико, около 1437-1446. - С.5. Колонка главного  редактора: Владимир  Легойда . Надеяться нельзя бояться [Преподобный Петр Дамаскин говорил, что спасение совершается между страхом и надеждой. Именно страх должен удерживать тебя от греха. Но если ты все же упал, то, чтобы идти дальше, тебе нужна надежда на милосердие  и помощь Того, к Кому ведет  нас наш путь по дороге спасения]. Фото свящ. Игоря Палкина. Ил.: Пасхальное яйцо. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2019. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-193-...

Рюриково Городище Оставалось не более двух часов до захода солнца, когда я решился посетить в устье Волхова ближайшие к Юрьеву обители. Этот осенний вечер напомнинал собою летние; воздух благорастворен был необычайною теплотою, ветер совершенно затих, не подымалось ни одной волны на широком Волхове, не было их и в бурном Ильмени, который, казалось, с отеческою любовию смотрел на свое величавое чадо, сам отходя к покою в последних лучах вечера; солнце спускалось к нему по золотым ступеням многоглавого Новгорода. Наместник с одним из братии Юрьева монастыря радушно вызвались мне сопутствовать, и приготовлен был большой катер на краю слободы Юрьевской в виду Перунского скита. Мы причалили сперва к малому островку, не всегда, однако, окружаемому водою, где около древнейшей церкви Новгорода устроен новый скит и живут двенадцать отшельников. Там некогда на холме, пред лицом бурного славянского Ильменя стоял Перун, сверженный в Волхов первым епископом Новгорода Иоакимом, и там равноапостольный Князь Владимир соорудил первую христианскую церковь на севере нашего отечества. Она цела и доныне, во всей своей древней простоте, и празднует Рождеству Богоматери, которая сама послужила Храмом Воплощенному. Благочестивый настоятель обители Юрьевской принял меня со скитскою братиею в мирной ограде Перуновой и ввел во внутренность святилища; оно огласилось тихим пением праздничного тропаря, и сладко было слышать гимн сокрушительнице Перуна, на самом месте ее победы: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной, из Тебя бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Самое строение церкви свидетельствует о ее непреложной древности, восходящей до времен Святого Владимира; она одноглавая, в виде четверогранного столпа и более распространена в ширину, нежели в длину, которая не превосходит трех саженей, если не считать низкой трапезы и алтаря, имеющего вид урезанного восьмиугольника. С двух сторон ее по два узких окна, а в алтаре тремя подобными же отверстиями проливается свет, в честь Святой Троицы. Но, несмотря на тесноту, во внутреннем устройстве строго соблюден чин древних православных церквей: алтарь разделен на три части – для удобства священнослужения, иконостас в пять ярусов, хотя и с обновленными иконами, дабы праотцы, пророки и апостолы предстояли при молитвах церковных. К двум столбам прислонены клиросы, и даже есть хоры, как бы в обширном храме, ибо Святая София служила для всех образцом. Церковь холодная, но трапеза теплая, и в ней ежедневно совершается утреня, часы и вечерня, и читается днем и ночью неумолкаемая Псалтырь по усопшим; Божественная литургия бывает только в субботние и воскресные дни, по уставу древних скитов Палестинских.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Санкт-Петербург. Собор Вознесения Господня в Софии. Бывший полковой собор лейб-гвардии Гусарского полка К собору приписаны: Собор стал прототипом для ряда значительных построек: Образ собора пользовался спросом среди частных заказчиков. Самая ранняя его " копия " - церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1788-1798) в Каплуновке, вызвавшая ряд подражаний в Харьковской губернии и её окрестностях. К числу вариаций на тему собора в Софии также относятся: Подробнее о роли собора в храмостроительстве рубежа XVIII-XIX вв. см: А.В. Чекмарёв. Влияние царскосельской Софии на архитектуру усадебных церквей //МАРХИ. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 8-12 апреля 2013 г. Москва, МАРХИ, 2013. С. 133-135. Карта и ближайшие объекты Собор Вознесения Господня, Софийский Лейб-гвардии гусарского полка. Построен в 1782 г. (архитектор Ч.Камерон при участии Е.А.Старова). Приделы: вмц. Екатерины, Св. Александра Невского. Колокольня 1904 г. (архитектор Л.Н.Бенуа). Возвращен общине в 1989 г., отреставрирован. Действует. Трехпрестольный храм построен в 1782 – 1788 годах архитектором И.Е. Старовым по переработанному проекту Ч. Камерона. При закладке собора присутствовала императрица Екатерина II. Освящение храма состоялось 20 мая 1788 года. Главный алтарь храма посвящён празднику Вознесения Господня, северный придел – святым равноапостольным царям Константину и Елене, южный – святому благоверному князю Александру Невскому. Эти приделы построены позднее в 1847–1848 годах при капитальном ремонте храма. Собор по распоряжению Екатерины II был сделан Капитульной церковью вновь учрежденного ордена св. равноапостольного князя Владимира. Затем , с 1817 года он стал полковым храмом лейб-гвардии Гусарского полка. В советское время, с 1934 года собор был закрыт. Богослужения возобновлены в 1988 году. Колокольня построена в 1903 году по проекту Л. Бенуа. В нижнем этаже - небольшая часовня в честь преподобного Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=00456

Святая София Вечернее солнце, искавшее себе ночного покоя над могилою Олега, ярко озарило на следующее утро картину времен Владимировых: торжественное освящение вод Днепровских, как бы во дни первого Крещения Руси. Митрополит со всем духовенством совершил торжество сие, отслужив прежде литургию в обители Братской. При веянии хоругвей, под сению древних священных икон, на Иордани Днепровской, окруженной множеством лодок и толпами народа, отрадно было слышать церковные гимны, когда погружалось в воды знамение нашего спасення. Отрадно было молиться и думать, что над Киевом и всею Русью сбылась, в прорицание Первозванного Апостола, и сия молитва Равноапостольного Князя: «Боже Великий, сотворивший небо и землю, призри на новых своих людей; дай им, Господи, увидеть тебя, истинного Бога, как увидели страны Христианские, и утверди в них веру правую и несовратимую». После гостеприимного обеда, который граждане Киевские давали от себя духовенству и властям в зале собраний, Владыка пригласил меня с собою в Софийский дом свой в Старом Киеве. Здесь мне представилось трогательное свидетельство любви народной к Пастырю. Едва только услышали колокол Софийский, возвещавший о его приближении, как толпа богомольцев, всякого звания и возраста, устремилась в ограду; старики и старухи, задыхаясь, бежали вслед за каретою, чтобы только принять его благословенье. «Откуда вы? – спросил их с отеческою улыбкою Преосвященный, и в ответ ему раздались дальние и разномастные имена необъятной России. Целуя руку святительскую, они крестились с радостию, что удостоились принять его благословенье. «Батюшка, вели нам отпереть собор, еще до вечерни долго ждать», – сказала одна старушка, и радушно отвечал Владыка: «Велю открыть для вас, дети мои». Он послал немедленно за ключарем, а между тем взошел со мною в прекрасный сад, прилегавший к дому. «Утешительно видеть такое усердие в нашем народе, – говорил мне Владыка. – Можно ли отказать в чем-либо людям, которые именем Христовым, прошли такие пространства, чтобы только удовлетворить своей благочестивой жажде и поклониться святыне Киевской! Дай Бог , чтобы никогда не оскудела вера сия!» Из сада взошли мы в архиерейские палаты, недавно обновленные после долгого запустния. Тогда явился ключарь, и Преосвященный поручил ему показать мне все достойное внимания в соборе Софийском, потому что сам он утомился долгим служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Святейший Патриарх Алексий и президент Украины Виктор Ющенко обсудили планы празднования 1020-летия Крещения Руси 21 февраля 2008 г. 21:30 21 февраля 2008 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с президентом Украины В.А. Ющенко. Во встрече приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей   Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , наместник Даниловой обители архимандрит Алексий (Поликарпов), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Главу украинского государства сопровождали посол Украины в России О.А. Демин, заместитель главы секретариата президента А.А. Чалый, руководитель офиса президента Р.М. Демченко. В приветственном слове Святейший Патриарх Алексий отметил, что это уже вторая встреча с нынешним украинским президентом — первая состоялась в январе 2005 года, на следующий день после инаугурации В.А. Ющенко. Его Святейшество высоко оценил значение таких личных встреч, подчеркнув: «Благоденствие украинского народа, его духовное единство и согласие в украинском обществе, гармоничные отношения сотрудничества Украины с соседними странами — все это составляет предмет нашего постоянного внимания и заботы не в меньшей мере, чем попечение о нашей пастве в Российской Федерации, в Белоруссии или в Молдове, в других странах, православные народы которых веками духовно окормляются Русской Православной Церковью». Святейший Патриарх выразил убеждение, что отношения духовного родства составляют прочную основу для взаимопонимания и сотрудничества народов во всех сферах — и в экономической, и в политической, и в культурной. «А с древним Киевом, матерью городов русских, Россию и Белоруссию связывают особо тесные многовековые отношения. Киев всегда будет святым городом для русских, украинцев, белорусов, потому что именно в Киеве, в Днепровской купели, 1020 лет назад совершилось Крещение Руси, — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Мы все — духовные наследники святого равноапостольного князя Киевского Владимира, нашего общего крестителя. Наша тысячелетняя великая восточнохристианская славянская культура и цивилизация родилась в Киеве, оттуда христианское просвещение шагнуло и на север Руси, стало мощным толчком к культурному, экономическому, государственному созиданию».

http://patriarchia.ru/db/text/367374.htm...

Скачать epub pdf Май 23 Леонтий, епископ Ростовский Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша». Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников – епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010