БЛАГОДАРНЫ ЛИ МЫ НАШЕМУ ПРОСВЕТИТЕЛЮ И ЧТИМ ЛИ ЕГО, КАК ДОЛЖНО? По естественному чувству благодарности, каждый из нас, кто не потерял совести, всегда ценит, чтит и любит своего благодетеля, особенно если оказанное нам благодеяние действительно велико. Но что может быть выше и прекраснее того великого благодеяния, которое оказал нам, православным русским людям, наш Просветитель – святый равноапостольный великий князь Владимир, даровавший величайшее в мире сокровище – святую православную веру? Ведь он – наш духовный отец, обновивший нас «банею пакибытия» – святым крещением, возродивший нас к новой, нетленной жизни во Христе и ставший основоположником всей нашей русской православной христианской культуры, перед которой преклоняются до сих пор все лучшие люди мира. Как говорил в своем вдохновенном слове Митрополит Иларион, каждая страна чтит своего просветителя, научившего ее святой православно-христианской вере: Рим – св. Апостолов Петра и Павла, Азия и Ефес – св. Иоанна Богослова, Индия – Фому, Египет – Марка. Оказавшись в изгнании – в эмиграции, мы имели возможность убедиться, как чтит Болгария своих просветителей святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей словенских, а Сербия своего просветителя – св. Савву, первого Архиепископа Сербского. Дни памяти этих святых являются у них днями великого религиозно-национального всенародного торжества, когда весь народ в полном смысле слова  празднует и ликует. А что мы русские? Так ли и мы чтим и празднуем день памяти нашего Просветителя св. равноап. вел. кн. Владимира? Чтим ли мы высоко и любим ли его, как нашего Отца духовного? Увы! этого сказать, к сожалению, нельзя! День его памяти – 15 июля ст. ст. проходит у нас, по большей части, малозаметно, как один из многих, чисто-церковных «средних» праздников, каким он и значится в нашем Церковном Уставе. И кроме разве Киева, нигде у нас этот день не праздновался как всенародное торжество. Только попав заграницу, после того как нашу Родину постигло страшное кровавое бедствие, многие русские люди занялись в изгнании переоценкой ценностей, и вскоре поняли, как слепы они были раньше и как мало ценили они своих подлинных духовных вождей, национальных героев и гигантов духа. Поняли они (но, к сожалению, далеко не все), что величайшим сокровищем русского народа является св. Православная вера, которой русский народ обязан буквально всем, что есть у него лучшего, истинно-прекрасного, благородного и возвышенного. Поняли они (опять-таки, далеко не все!), что величайшим и славнейшим событием в истории нашего народа является Крещение Руси, главным виновником которого является св. равноапостольный князь Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» Последование молебного пения в праздник св. равноапостольного князя Владимира и в память Крещения Руси В Избранное Протодиакон: Благослови, Владыко. Предстоятель: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Протодиакон: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Лик: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. И возглашает протодиакон: Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Стих: Обышедше, обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им. Стих: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Стих: Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших. Лик: Бог Господь… во глас 8, к коемуждо стиху. Таже тропарь Живоначальней Троице, глас 8: Благословен еси, Христе Боже наш,/Иже премудры ловцы явлей,/ниспослав им Духа Святаго,/и теми уловлей вселенную,/Человеколюбче слава Тебе. Тропарь Всем святым, в Земли Русстей просиявшим, глас тойже: Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния,/Земля Русская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./Тех молитвами в мире глубоце/Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь Крещения Руси, глас тойже: Благословен еси, Христе Боже наш,/Землю Русскую Крещением просветивый,/людем ея низпослав Духа Святаго,/ихже и ко спасению приведый,/Человеколюбче, слава Тебе. Тропарь равноапостольному князю Владимиру, глас 4: Уподобился еси купцу ищущему добраго бисера,/славнодержавный Владимире,/на высоте стола седя матере градов,/Богоспасаемаго Киева,/испытуя же и посылая к Царскому граду/уведети православную веру,/обрел еси безценный бисер, Христа,/избравшаго тя, яко втораго Павла,/и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную./Темже празднуем твое успение, людие твои суще:/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/molitvoslov/posledovani...

Сегодня, 3 июня, начинается знаменитый Великорецкий крестный ход , собирающий несколько десятков тысяч паломников, которые должны за 6 дней пройти около 150 км. Однако мало кто знает, что прямо в данный момент проходит другой – более протяженный – крестный ход Севастополь–Керчь–Смоленск , который за 105 дней пройдет почти 2500 км. Предлагаем вниманию читателей портала « Православие.Ru » рассуждение участника этого крестного хода Анатолия Хвисюка о многодневных крестных ходах вообще и их мистическом значении в современной церковной жизни. Крестный ход Севастополь–Керчь–Смоленск      Мерные удары 13-тонного колокола возвещают о начале многодневного пешего крестного хода Севастополь–Керчь–Смоленск. От Владимирского собора Херсонеса – места крещения святого равноапостольного князя Владимира – выходят крестоходцы в далекий путь по местам воинской славы русского народа. Крестный ход соединяет в себе причину и следствие, радость и скорбь Православной Руси. Крестившись более тысячи лет назад, русский народ впоследствии оградил свои земли и свою веру многими победами. Победами, которые были бы невозможны без того духа народного, что был воспитан Святым Православием. Посему и крестный ход приурочили к двум датам – Крещению равноапостольного князя Владимира и 70-летию Великой Победы . Движется крестный ход, и каждый может пойти вслед, как пошли за Спасителем рыбаки и мытари Что же это такое – многодневный пеший крестный ход? Вернее всего будет сказать, что это богослужение, максимально открытое для всех. Вместо стен храма – леса и поля, вместо запаха ладана – аромат цветов и растений, вместо хора певчих – соборное антифонное пение Иисусовой молитвы . Движется крестный ход, и не надо открывать двери, чтобы присоединиться к богослужению. Движется крестный ход, и каждый может пойти вслед, как пошли за Спасителем рыбаки и мытари. Великорецкий крестный ход. Фото: В.Ештокин/Expo.Pravoslavie.Ru      Попробуем взглянуть на крестный ход изнутри и снаружи. Начнем изнутри, ведь, прежде всего, крестный ход – это многогранное духовное делание для его участников.

http://pravoslavie.ru/79680.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Боголюбский монастырь (мужской и женский) Россия, Владимирская обл., пос. Боголюбово. Один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви – был основан в 1155 году святым благоверным князем Андреем Боголюбским – первым после святого равноапостольного князя Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 года святой князь Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святы ней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля – центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась святому князю Андрею в ночном видении. Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей города Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре города Владимира) как сама прославилась многими чудесами, так и многочисленные списки ее являются чудотворными. Князь Андрей был выдающимся человеком и правителем. Его называют святым благоверным князем. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое необыкновенное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Ее иконы, выстроил свыше тридцати храмов и монастырей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве 25 июля. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня, в пятое воскресенье после Пятидесятницы, мы празднуем память святой равноапостольной княгини Ольги, через которую православная вера вошла в сознание многих русских людей и которая приуготовила пути к Крещению Руси ее внуком — святым равноапостольным великим князем Владимиром. Сегодняшнее воскресное Евангелие напрямую как бы не связано с княгиней Ольгой, да и не могло быть связано, ведь это лишь совпадение, что именно в 5-ю Неделю после Пятидесятницы мы празднуем память святой княгини, но, тем не менее, внутренняя связь между сегодняшним Евангельским чтением и тем, что совершила Ольга, существуют. И я попытаюсь поделиться с вами своими мыслями об этой связи. Евангелие повествует нам об исцелении двух бесноватых. Они не могли жить в обществе, они разрывали цепи, которыми их сковывали, чтобы избежать многих бед. И вот эти самые бесноватые получили исцеление от Господа и Спасителя и вернулись в человеческое общество, стали разумными и способными к общежитию людьми. Возникает вопрос: а что же такое беснование? Это явление не обязательно связано с яростью и гневом. Бесноватый не обязательно рвет цепи, ломает замки или наносит иной ущерб окружающим его людям. Бесноватый — это тот, в ком омрачен или почти разрушен образ Божий. Человек создан по образу Божиему, но если в человека входит темная сила, то она разрушает этот образ, потому что Бог и диавол несовместимы. Про бесноватого нельзя сказать, что он несет в себе образ Божий, — он несет в себе образ зверя, образ диавола. А что является знаком того, что человек полностью попал под власть диавола? Это разрушение его нравственного чувства, разрушение его совести. Такого человека ничто не удерживает от самых страшных поступков, с него спали всякие оковы ответственности перед Богом и перед другими людьми. Если человек ведет себя неадекватно, но в нем сохраняется нравственное чувство, то мы можем сказать, что он болен. У него либо с психикой не все в порядке, либо нервы расстроены, но, покуда сохраняется нравственное чувство, про него нельзя сказать, что он бесноватый.

http://pravmir.ru/patriarh-vera-artikuli...

Заветы князя Владимира июля 2023 Отмечая в  нынешнем году 1035-летие Крещения Руси, мы снова ищем ответа на вопросы: Что конкретно князь Владимир вместе с принятием Православия принес на Русь? Каково его место в истории и культуре славян? Святой равноапостольный князь Владимир Святославович в Священной истории Русской Церкви совершил великий подвиг - принял православную веру. В то время христианство было единым - Восточная и Западная Церковь исповедовала один Никео-Цареградский Символ Веры. В Никео-Цареградском Символе Веры дано определение и основные свойства Православной веры: " Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь " . Единство, святость, соборность и апостольство являются элементами духовности. Все эти духовные ценности на практике реализуются в конкретных делах " Вера без дел мертва " (Иак., 2, 20) ;  " По плодам их узнаете их " (Мф., 7, 16).  Князь Владимир задал тон развития славян. Общество стало развиваться, реализуя себя в конкретных практических делах. Следуя заветам князя Владимира, начали развиваться архитектура, строились монастыри, появились первые рукописные книги, школы, система здравоохранения, иконопись, мозаика и фрески, живопись, ювелирное искусство, техника лицевого шитья, чеканка монет, была упорядочена система мер и весов, возделывались новые виды сельскохозяйственных культур… Святой равноапостольный князь Владимир для нас подобен грамотному, музыкально одаренному руководителю хора, задающему правильный тон хористам, которые, тоже обладая музыкальным слухом, исполняют произведение на высоком художественном уровне. 1030 лет спустя мы теперь видим, что тон, заданный святым князем Владимиром, был услышан, и в результате мы сегодня являемся гражданами великого государства и членами самой большой по численности Русской Православной Церкви. К отмечаемому празднику - дню памяти святого князя Владимира, храмовому дню Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, в ограде храма установлена экспозиция " Просветители " , посвященная святому князю Владимиру - Крестителю Руси, его бабушке святой равноапостольной княгине Ольге, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителем Словенским, создателям славянской азбуки.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Одним из первых дел князя Владимира-христианина стала отмена смертной казни. А вот капища языческие и правда были повсюду уничтожены, а вместо деревянных да каменных идолов стали воздвигать храмы, в сердца и души, привыкшие к кровной мести и жертвоприношениям приносятся слова Христа «блаженны миротворцы, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем»… И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы, И в Русь милосердия внес он закон — Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы!.. (А.К. Толстой) «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия» . В колени впиваются камни, нещадно палит жаркое солнце, кажется, уже вечность прошла. Но это тот день, которому он шел так долго, этот тот выбор, который не все были готовы принять, как мучительно боялся он – как понять, как не ошибиться, куда идти. А потом сердцем стало понятно – нам надо идти за Ним! «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия!» — это молится князь Владимир на крещении киевлян. Пожалуй, в русской истории найдется немного столько противоречивых имен , как имя князя Владимира. Церковь прославила его в лике святых, и не просто святым, но равноапостольнымравным апостолам. Хотя в детстве Владимира воспитывали в христианском духе – здесь немало потрудилась его бабушка – святая равноапостольная княгиня Ольга, в молодые годы он с лихостью бросился в язычество. Древнерусское язычество сильно отличалось от, например, строгого античного пантеона богов и было скорее бессистемным мировоззрением и обожествлением окружающего мира, природных сил. Опираясь на языческие верования, Владимир и пришел к власти: убив Ярополка, сочувствовавшего христианству, заручившись поддержкой киевлян-язычников. Историки полагают, что христианское воспитание Владимир забыл еще в Скандинавии (он был женат на дочери варяжского конунга). Усиляя язычество, Владимир ввел и культ громовержца Перуна – бога войны: поклонение ему требовало и человеческих жертв (а человеческие жертвоприношения на Руси тоже не были редкостью): так, после победоносного похода на ятвягов в жертву были принесены (а вернее, растерзаны толпой) варяг-христианин и его сын.

http://pravmir.ru/svyatoj-ravnoapostolny...

Почему нет описания жизни Христа до восемнадцати лет? У микрофона протоиерей Владимир Соколов. 24.10.2014 11:59:20 Кульков Сергей Андреевич                   Добрый вечер, дорогие радиослушатели, в прямом эфире радио «Радонеж», сегодня мы с вами обсуждаем актуальные темы. Сегодня у микрофона протоиерей Владимир Соколов, настоятель строящегося храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами. Клирик храма Девяти мучеников Кизических.   Недавно прошедший праздник Успения Божьей Матери очень важен для Руси. То, что первые храмы на Руси были именно успенскими - очень знаменательно, и оно как раз содержит в себе то, что привлекало наш народ -  русский дух. Ведь Патриарший кафедральный собор, который стоит в центре Москвы, в центре Кремля - это Успенский. Почему же так привлекателен этот праздник? Почему он особо чтим на Руси? Мне думается, что по двум причинам. Первая причина в том, что русский человек склонен к покаянию. А с другой стороны - он страшится прямой встречи с Богом и поэтому ищет того, кто был бы посредником, ходатаем. Потому что ощущает себя грешным. Подобно тому, как апостол Петр сказал: Господи, отойди от меня, я человек грешный. То - есть нахождение рядом с Тем, Кто является светом светов, Кто является истинной и воплощенной любовью, для грешного человека очень тяжело. Ему трудно  перенести свет в той тьме, которую мы носим в себе. И поэтому русский народ, он, конечно, грешник, но грешник кающийся. И каково сознание русского народа. С одной стороны - недостойный грешник, а с другой - такое дерзновение! Стать рядом с Богом, как это сделала Его пречистая Матерь. Ведь Пречистая была рождена, так же, как мы. Не так, как был рожден Христос, и как католики считают, что рождена Она была в непорочном зачатии. Нет, мы считаем, что зачатие произошло обычным способом. И поэтому Она в себе носила это наследие. Но то, как Она прожила жизнь, сделало ее святой и безгрешной. Каждый русский человек стремится к этой безгрешности, он стремится к свету, он стремится к святости. И он в себе носит это сознание и дерзновение к тому, чтобы быть святым. И в тоже время считает себя последним грешником. Вообще, такое сочетание этих качеств присуще святым людям. Ведь заметьте, некоторые святые светились уже при  жизни. Это было даже внешне заметно. Святые, которые были праведниками, которые были действительно воплощенной любовью. Об этом нам доносят жития их. И они себя при этом совершенно искренне считали последними грешниками. Как это может быть?

http://radonezh.ru/text/pochemu-net-opis...

Патриарх Кирилл: Потеря духовной идентичности – это приговор любой стране (+видео) 4 ноября, 2016. Святейший Патриарх Кирилл Памятник князю Владимиру – это символ единства всех народов, отцом которых он является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника святому Равноапостольному князю Владимиру в Москве. Перед освящением памятника Его Святейшество обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, дорогие участники торжественной церемонии! Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически – отправил своих послов, чтобы понять, где, как служат Богу. Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремление предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу – выбору веры. Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Путь, последователями которого многие, сами того не зная, являются – это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует. Если бы Владимир думал так же, как наши некоторые современники, он бы никогда не сделал бы свой выбор – он бы стал язычником или стал бы христианином лично на личном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России. Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который дает нередко религия, он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа, и в Святом Крещении познал Его как свет, истину и жизнь. Сложности в экономике и в политике существуют в любом обществе, но потеря духовной идентичности – это приговор любой стране, она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа. Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом и хитрецом или двоедушным человеком, он был всегда целостен и искренен – и когда заблуждался и творил беззакония, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-potery...

Н.И. Милютенко Заключение. Когда князь Владимир был причислен к лику святых Н. И. Серебрянский первым отметил, что в византийской традиции Х-ХШ вв. не было такой процедуры канонизации, которая в совершенно развитом виде появляется в эпоху соборов, проведенных митрополитом Макарием в 1547 и 1549 гг. 916 По этому вопросу он полемизировал с М.Д. Приселковым, считавшим, что санкция Константинопольского патриарха была совершенно необходима. Он полагал, что Ярослав готовил канонизацию своего отца, но в ней ему отказали в Византии. 917 В. Водов указал на ошибочность мнения Е. Е. Голубинского о канонизации Владимира после победы Александра Невского над шведами 15 июля 1240 г. 918 Он также выделил общую особенность «варварской Европы»: ни один из государей-крестителей, начиная с франка Хлодвига (481–511), не был причислен к лику святых. Исключение составляют Олав Норвежский (1015–1030) и Стефан (997– 1028), первый король Венгрии. Но Олав был еще и королем-мучеником. Стефан же на самом деле был крещен ребенком своим отцом Гейзой и, по преданию, св. Войтехом-Адальбертом. Именно Гейза, в крещении тоже Стефан, окончательно установил христианство в Венгрии. Канонизация его сына была вызвана политическими причинами. Культ святого государя в средневековой Европе до XII в. – это культ государя-мученика. 919 Ситуация, сходная с канонизацией св. Стефана, складывается и в Болгарии в эпоху войн с Русью и с Византией. Нет никаких следов почитания святым Бориса-Михаила, при котором крестилась Болгария. Служба его внуку Петру, последнему независимому царю, появилась вскоре после его смерти, вероятно, при царе Самуиле. 920 Сам Петр – фигура безусловно трагическая, что могло тоже сыграть роль в становлении его почитания. Во всех странах, кроме Руси и Норвегии (где канонизованы свв. Владимир и Олав), в качестве крестителей почитают известных подвижников или учителей Церкви, даже если они не имеют отношения к просвещению данной страны. В. Водов отметил культ св. Войтеха- Адальберта в Польше. Он был изгнан из Чехии, крещенной еще во времена св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010