Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Славяне мы! Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами 25.05.2023 479 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, – Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Как точны и созвучны нашему времени слова Федора Ивановича Тютчева в его обращении к «Славянам», подумалось мне, когда возлагал цветы к памятнику просветителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, где уже стояли корзины с цветами и венки от болгар и сербов, белорусов и словенцев, чехов и даже поляков… Лица у всех собравших сияли пасхальной радостью. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской азбуки и письменности. По завершению молебна всем миром пропели «Вечную память» тем, кто стоял у истоков возвращения праздника в ХХ веке, приснопоминаемым Патриархам Московским и всея Руси Пимену и Алексию II, митрополитам Питириму (Нечаеву), Владимиру (Сабодану) и Филарету (Вахромееву), архимандритам Иннокентию (Просвирнину и Кириллу (Павлову), писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, Дмитрию Балашову и Валерию Ганичеву, Юрию Бондареву и Леониду Леонову, Петру Проскурину и Сергею Семанову, Анатолию Софронову и Владимиру Фирсову, Василию Белову и Валентину Распутину, Эдуарду (в крещении Иадору) Володину и Сергею Лыкошину, Юрию Юшкину и Борису Олейнику, Дмитрию Жукову и Анатолию Никонову, скульптору Вячеславу Клыкову, художникам Сергею Харламову, Юрию Селивёрстову, Илье Глазунову, Валентину Сидорову, академикам Никите Толстому и Борису Рыбакову, Олегу Трубачеву и Борису Раушенбаху, Игорю Шафаревичу и Федоту Филину, Николаю Скатову и Владимиру Волкову, композиторам Вячеславу Овчинникову, Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину, архитекторам Петру Барановскому, Михаилу Кудрявцеву и Геннадию Мокееву, ученым Лидии Жуковской, Марине Громыко, Ксении Мяло, Петру Палиевскому, Вадиму Кожинову и всем, кто положил свою жизнь служению славянского братства…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

Литургический язык В некоторых Поместных Православных Церквах за богослужением употребляется особый, устаревший язык, тогда как в других Церквах богослужение совершается на современном языке. В частности, в Греческой Церкви употребляется так называемый «византийский греческий», близкий к языку Нового Завета и существенно отличающийся от разговорного новогреческого. В Грузинской Церкви употребляется старогрузинский, записывавшийся особым шрифтом «хуцури». В Русской Православной Церкви богослужение совершается на церковнославянском языке. Ранее на славянском служили также в Сербской и Болгарской Церквах, однако в течение последних десятилетий XX века эти Церкви перешли на современные языки – сербский и болгарский соответственно. Употребление церковнославянского языка в богослужении Русской Церкви восходит к святым братьям-просветителям Кириллу и Мефодию, с которых началось переводческое дело в славянских странах в IX веке. После крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром в конце X века начался систематический перевод византийских богослужебных текстов на славянский язык; перевод и редактирование продолжались вплоть до XVII века. В течение веков корпус греческих литургических текстов был полностью переведен на славянский язык. При переводе был использован буквальный метод, при котором сохранялись не только слова, но и их порядок в предложении. В византийских поэтических текстах порядок слов был обусловлен необходимостью следовать определенному размеру, из-за чего слова нередко переставлялись местами. Более того, слова иной раз подбирались одно к другому не только исходя из смысла, но и исходя из их взаимного ритмического соответствия, из-за чего в некоторых случаях могло создаваться впечатление случайного подбора слов. В поэтической речи ясность смысла и правильность построения фразы иной раз приносилась в жертву ради фонетического благозвучия и ритмической стройности стиха. Однако при переводе на иной язык поэзия превращалась в прозу, благозвучие исчезало и ритм нарушался, тогда как отсутствие логики в построении фразы и неестественный порядок слов сохранялись. Все это создает впечатление, с одной стороны, малопонятности славянских текстов, с другой – чрезмерной напыщенности и сложности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

VII. Крещатик В знойный полдень сидел я под навесом любимой моей беседки в очаровательном саду минеральных вод; я наслаждался зрением холодного, волнующегося Днепра и дольнего города на берегу, осененного, как горним шитом, святынею старого Киева. Мимо меня почти непрерывно тянулась вереница людей, не праздно гулявших в прохладе сада, но озабоченных заботою дня. Одни, появлявшиеся со стороны дворца, проходили бодро еще со свежими силами; но шедшие к ним на встречу казались истомленными трудным восходом, и отирали с лица своего обильный пот. «Откуда?» спросил я одного из них, присевшего отдохнуть подле меня: «с Крещатика», отвечал он; «но разве здесь дорога?» – «На самом конце сада, возразил мой собеседник, есть малая тропинка по обрыву горы, которая прямо сводит к Крещатику, а оттоле на Подол.» – Близость Крещатика к тому отрадному приюту, где ежедневно проводил я многие часы, возбудила во мне тайный укор, что доселе еще не посетил я места, столь священного для каждого сына Церкви и, не смотря на томительный зной, решился я немедленно спуститься указанною мне стезею до самого Крещатика. На краю сада начинается узкая тропинка, сперва довольно отлогая, а потом до такой степени обрывистая, что иногда надобно искать места, где бы удобнее поставить ногу, дабы перешагнуть чрез глубокие рытвины, промываемые дождями и весенним стоком вод. Но с каждой ступени сей исполинской лестницы, иссеченной стопами стольких тысяч, в вековых горах Киева, какая очаровательная картина города, реки и нависших гор, и привольной долины, от них бегущей до самого Вышгорода! По мере схождения стесняется ее живописная рама, доколе наконец две противолежащие горы и синяя пучина Днепра не обрежут кругом горизонта. – И вот устремляющему взор свой к низу внезапно мелькнет из-под утеса, на который ступила йога его, позлащенный крест: еще шаг, и встала целая колонна, а там открылось и широкое ее основание, четыре арки, ограждающие водоем: это Крещатик. это Почайна! здесь совершилось крещение Руси! – Я устремился к священному кладезю, я утолил его прохладною струей и жажду благочестия, и естественную жажду, возбужденную палящим солнцем. Около водоема висели по стенам иконы Пречистой Девы, живопосного источника нашего спасения, и равноапостольных Владимира и Ольги, бывших виновниками оного для нашей отчизны, и первых ее страстотерпцев Бориса и Глеба. С умилением поклонился я ликам сих избранников земли Русской, двигнувших ее на путь жизни, и молитвенно воспоминал великое дело, ими совершенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Евангелие лучше всего проповедуется кающимися грешниками 28.07.2021 909 Время на чтение 16 минут Источник: Православие.Ru Об уроках равноапостольного князя Владимира, доступных к исполнению всем нам Ныне в попускаемых нам всем обстоятельствах – время покаяния. Причем для всех, – болезнь не щадит никого. Как никого нет и неспособного покаяться. Из людей. Тому подтверждение – отпразднованная нами память святого князя Владимира, Крестителя Руси. Рассуждает духовник Донской обители Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич). Иеросхимонах Валентин (Гуревич) Фото: pravoslavie.ru Как грешники равноапостольными становятся Наше время принято именовать Вторым Крещением, а то и Третьим. Почему? Обычно при Крещении новорожденным от купели народам попускался период гонений, мученического исповедания. Русь крестилась бескровно. Еще раз поставим вопрос: почему? Князь Владимир до обращения был такой беспросветный, казалось бы, грешник, что если уж такой покаялся, то за ним уже весь народ этой стезей покаяния имел и имеет возможность пойти. Причину бескровного Крещения Руси усматривают, в частности, в том, что апостольская проповедь, осуществленная в русской земле святым Андреем Первозванным, не могла пройти безрезультатно. Эта апостольская закваска в лице непременно возникших небольших групп тайных учеников и их последователей постепенно, из века в век, «всквашивала» всё общество. Может быть, поэтому и та же равноапостольная княгиня Ольга, так зверски изощренно отомстив за своего убиенного мужа Игоря, все-таки мучилась угрызениями свести, и это в итоге привело ее, первую из русских князей-правителей, ко Крещению. Реки крови в нашей стране разливались в XX веке. И в этом смысле начало прошлого столетия приравнивают иногда ко Второму Крещению Руси. При Божьем содействии некоторые из тех, кто лил эти реки крови, а также из их потомков, обратились и обращаются. Такие случаи все же есть, как и всегда были на протяжении всей истории христианства.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/28/evange...

Крещатик В знойный полдень сидел я под навесом любимой моей беседки в очаровательном саду минеральных вод. Я наслаждался зрением холодного волнующегося Днепра и дольнего города на берегу, осененного, как горним щитом, святынею Старого Киева. Мимо меня почти непрерывно тянулась вереница людей, не праздно гулявших в прохладе сада, но озабоченных заботою дня. Одни, появлявшиеся со стороны дворца, проходили бодро, еще со свежими силами; шедшие им навстречу казались истомленными трудным восходом и отирали с лица своего обильный пот. «Откуда?» – спросил я одного из них, присевшего отдохнуть подле меня. «С Крещатика», – отвечал он. «Но разве здесь дорога?» «В самом конце сада, – возразил мой собеседник, – есть малая тропинка по обрыву горы, которая прямо сводит к Крещатику, а оттоле на Подол». Близость Крещатика к тому отрадному приюту, где ежедневно проводил я многие часы, возбудила во мне тайный укор, что доселе еще не посетил я места, столь священного для каждого сына Церкви, и, несмотря на томительный зной, решился я немедленно спуститься указанною мне стезею до самого Крещатика. На краю сада начинается узкая тропинка, сперва довольно отлагая, а потом до такой степепи обрывистая, что иногда надобно искать места, где бы удобнее поставить ногу, дабы перешагнуть чрез глубокие рытвины, промываемые дождями и весенним стоком вод. Но с каждой ступени сей исполинской лестницы, иссеченной стопами стольких тысяч в вековых горах Киева, какая очаровательная открывается картина города, реки и нависших гор и привольной долины, от них бегущей до самого Вышгорода! По мере схождения стесняется ее живописная рама, доколе наконец две противолежащие горы и синяя пучина Днепра не обрежут кругом горизонта. И вот, устремляющему взор свой книзу, внезапно мелькнет из-под утеса, на который ступила нога его, позлащенный крест; еще шаг – и встала целая колонна, а там открылось и широкое ее основание, четыре арки, ограждающие водоем – это Крещатик, это Почайна, здесь совершалось крещение Руси! Я устремился к священному кладезю, утолил его прохладною струею и жажду бдагочестия, и естественную жажду, возбужденную палящим солнцем. Около водоема висели по стенам иконы Пречистой Девы, Живоносного Источника нашего спасения, и Равноапостольных Владимира и Ольги, бывших виновниками оного для нашей отчизны, и первых ее страстотерпцев Бориса и Глеба. С умилением поклонился я ликам сих избранников земли Русской, двинувших ее на путь жизни, и молитвенно воспоминал великое дело, ими совершенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Скачать epub pdf Взирая на пройденный Россией исторический путь, размышляя о будущих судьбах России, мы, как проницательно заметил И.А. Ильин , «мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия» 1 . История народа сокрыта в его метафизической судьбе. Наш взгляд на современную Россию есть в своей сокровенной сущности взгляд «на всю нашу тысячелетнюю жизнь как на продолжение испытания вер, начатого ещё до Владимира и до сих пор неоконченного» 2 . Судьба России была и остаётся соотносительной её религиозному и культурному предназначению. В своих первоначальных истоках она была освящена мировоззренческой новизной христианства, которое вошло в мир как сила, способная формировать историю. Под знаком новой исторической парадигмы Древняя Русь вступила на порог своего цивилизационного совершеннолетия. История христианства в России открывается событием крещения всего русского народа святым равноапостольным великим киевским князем Владимиром Святославичем. Введение христианства в России означало утверждение в миросозерцании и жизни русских людей вечных и универсальных начал, придающих высокий духовный смысл человеческому существованию и гарантирующих достижение идеальной полноты бытия каждой отдельной человеческой личностью. С эпохи князя Владимира в России, «была принята система ценностей – евангельских ценностей, которых не существовало в языческом обществе» 3 . Эта система ценностей утверждала достоинство бытия в его глубинном постижении и интегральном охвате, достоинство каждой человеческой личности в её индивидуальной уникальности и исключительной значимости. Эта система призывала человека к ответственному отношению к жизни и выводила людей на битву со всеми нестроениями и бедами, наполнявшими их бытие. Она давала нравственные силы противостоять разрушительным и стихийным тенденциям во всех сферах личной и общественной жизни. Она вела человека к спасению от зла, и обеспечивала нравственное обновление и преображение прежнего языческого уклада русской жизни. Она имела своим основанием идеал евангельского совершенства, богоподобия и святости и открывала путь к актуальному воплощению в личной и социальной жизни норм справедливости, солидарности и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Сортировать по Исключить новости Не по князю шапка? Что венчает голову установленной в Москве статуи князя Владимира? 8 ноября, 2016 Что венчает голову установленной в Москве статуи князя Владимира? Открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру около Кремля традиционно запустило в интернете, мягко скажем, дискуссии. Потому что назвать это прямым термином не позволяет статус приличного издания. Все дискуссии можно поделить на три категории. Первая – эстетическая: уместен ли такой памятник в центре Москвы, насколько справился скульптор  и так далее. Здесь вмешиваться не буду совсем, о вкусах не спорят. Вторая – это дискуссия о личности самого князя. Дескать, убийца, насильник, блудник —  и признан святым, ай-ай-ай. При этом в спорах часто намешивают события без учета их последовательности, часто с ошибками. Здесь я тоже спорить не буду, отошлю тех, кто действительно заинтересовался личностью Крестителя Руси и, безусловно, выдающегося государственного деятеля, к прекрасной монографии Алексея Карпова «Владимир святой», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» еще в 1990-е. Удивительный случай: автору удалось совместить популярное изложение и научную монографию так, что читать книгу интересно и профессионалу и просто интересующемуся человеку. Третий же спор – спор о княжей шапке, венчающей голову Владимира. Что же не нравится? Позволю себе  процитировать один из постов: «Однако, если мы взглянем на монументы царского периода — памятники князю Владимиру в Киеве (1853) и «Тысячелетие России» в Новгороде (1862), то увидим ту же шапку Мономаха. При этом, например, в росписи Владимирского собора в Киеве (возведенного «в связке» с памятником) на фресках Васнецова изображен аутентичный княжеский венец. Примечательно, что Клодт, вылепивший киевскую скульптуру, участвовал и в создании постамента новгородского монумента. Похоже это ошибка именно этого мастера. Возможно, скульптор спутал Владимира Великого и Владимира Мономаха, который жил чуть позже и тоже шапки не носил, но позднее часто в ней изображался. Такой образ был целенаправленным политическим обманом 16 века — попыткой подчеркнуть преемственность Москвы от Констатинополя и Рима, а не от Орды, откуда шапка происходит на самом деле, не имея отношения к византийскому императору Константину Мономаху.

http://pravmir.ru/o-shapke-monomaha/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Готовы ли мы продолжать дело святого равноапостольного князя Владимира?» Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на открытии XXIII Рождественских образовательных чтений 21.01.2015 536 Время на чтение 16 минут Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», сообщает Патриархия.ru. «Наша нынешняя встреча, посвященная теме " Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси " , открывает юбилейный год церковно-государственных празднований, приуроченных к 1000-летию преставления ко Господу равноапостольного князя, - заявил Предстоятель Русской Церкви. - В свете последних событий, происходящих на международной арене, выбранная тема приобретает совершенно особое звучание и тональность, актуализируя важнейшие смыслы в истории наших стран, наследниц Древней Руси, побуждая вновь и вновь задуматься о своих духовных корнях и культурных истоках, осмыслить богатое наследие, оставленное святым князем Владимиром нам — его потомкам и духовным преемникам». «Вспоминая равноапостольного князя, мы обращаем наш мысленный взор к ключевому событию, связанному с его именем. Это событие вошло в учебники как Крещение Руси. То, что произошло более 1000 лет тому назад, по праву можно назвать переломным моментом в истории восточнославянских этносов. Принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение православной веры в народе навсегда изменило не только духовно-нравственный облик самого князя и его соплеменников, оно во многом определило историческую судьбу Руси, создав из конгломерата племенных союзов единое и сильное государство, из жестоких и необузданных язычников — народ, ищущий Бога и Его правды, - сказал Его Святейшество. - Современные историки часто склонны усматривать в Крещении Руси реализацию исключительно неких политических амбиций князя Владимира: таких как союз с Византией, укрепление своей личной власти и распространение влияния на соседние славянские племена.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/21/go...

У святителя Афанасия не было возможности заниматься в библиотеках и архивах, однако изобретенный им способ поиска служб оказался вполне эффективным. Она начал рассылать по всей стране письма с просьбой прислать службы святым, почитаемым в той или иной местности. Так, например, в июне 1960 года Святитель написал письмо наместнику Почаевской лавры архимандриту Севастиану, в котором просил помощи в поиске служб Волынским святым: «Дело, которое меня занимает в настоящее время, это составление Дополнительной русской минеи, в которую должны войти, главным образом, те службы русским святым и в честь русских икон Богоматери, коих нет в наших печатных минеях, но которые или были напечатаны отдельно, или сохранились в рукописях. У меня недостает служб Вашим Волынским святым: князю Ярополку (22 ноября), святителю Стефану Владимиро-Волынскому (27 апреля) и на общий праздник Волынских святых (10 октября, 25 мая). Если в Лавре имеются еще службы, усерднейше прошу снять с них копии и прислать мне. И еще один вопрос к Вам и просьба. Я закончил составление русской Дополнительной Минеи на сентябрь месяц. Но у меня не хватает службы преподобномученику Афанасию Брестскому. Знаю, что таковая служба была составлена протоиереем К. Зноско и напечатана в Варшаве в 1929 г. Нет ли таковой службы у Вас? Если имеется, пришлите мне, пожалуйста, копию с нее» 128 . Работая над Дополнительной минеей, святитель Афанасий не ограничивался сбором уже существующих служб. Включая в свою Минею службы грузинским святым, он находил способы составить церковнославянский перевод этих служб. «Нам, православным русским людям, – писал он в октябре 1958 года епископу Зиновию (Мажуге), – подобает знать имена ваших грузинских святых и иметь возможность прославлять их в дни их памяти чтением хотя бы кратких молитвословий – тропаря и кондака. К сожалению, у нас в славянском переводе имеется только одна служба святой равноапостольной Нине. Поэтому я буду весьма благодарен Вам и Вашим добрым сотрудникам, если получу тропари и кондаки из существующих у вас служб грузинским святым в переводе хотя бы не на славянский, а на русский, более Вам известный. А я, с разрешения авторов перевода, постараюсь переложить их на славянский, как более привычный для нас при чтении молитвословий, и в таком виде внесу их в мой сборник» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

6 августа - день памяти св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, сыновей равноапостольного Киевского князя Владимира, первых по времени канонизации русских святых "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Радуйтеся, Борисе и Глебе, великие и славнии страстотерпцы!» 6 августа - день памяти св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, сыновей равноапостольного Киевского князя Владимира, первых по времени канонизации русских святых Святые Борис и Глеб. Икона XIV в. Святые Борис и Глеб (Статья из VI тома «Православной энциклопедии». М., 2003) А. В. Назаренко Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид (90-е гг. X в.? - 1015, после 15.07), святые князья-страстотерпцы (память 2 мая, 24 июля; 5 сент.- Глеб(ст.ст), младшие сыновья святого равноапостольного киевского князя Владимира Святославича, погибшие в усобице после его смерти от руки старшего брата Святополка; первые по времени канонизации русские святые. Основные источники. Сведения о Борисе и Глебе, а также о становлении их почитания помимо летописей (Повести временных лет, Новгородской первой летописи младшего извода) сохранились в посвященных святым ранних житийных произведениях - анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» (нач.: «Род правых благословиться, рече пророк») (далее СС), в тесно связанном с ним «Сказании чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида» (нач.: «Не възможеть человек глаголати и не насытиться око зьрети») (далее СЧ) и в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба», принадлежащем перу агиографа XI в. прп. Нестора Печерского (нач.: «Владыко Господи, Вседержителю, створивый небо и землю») (далее ЧН), а также в ранних богослужебных памятниках - проложном житии (нач.: «Мученик Борис бяше из млады въздрасти») и 3 паремийных чтениях (нач.: «Братия, в бедах пособиви бывайте»; «Слышав Ярослав, яко отьць ему умре», «Стенам твоим, Вышегороде»). Некоторые детали отразились и в древнейших церковных песнопениях Бориса и Глеба. Время возникновения перечисленных сочинений, их источники и сложные текстологические взаимоотношения являются предметом продолжающихся научных дискуссий.

http://sedmitza.ru/text/758083.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010