Архив Икона Божией Матери Корсунская, или Ефесская Празднование 9/22 октября Икона Божией Матери Корсунская, или Ефесская, празднование 9/22 октября. Привезли в Россию святую икону Ефесскую «Одигитрию» в царствующий град Москву. Поставили драгоценную святыню в своих боярских палатах и устроили малую домовую церковь в честь принесенного образа Ефесской «Одигитрии». Предание История этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии его происхождения. Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, — была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом. Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143—1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156—1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями. В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора. Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Сия икона, — сказано в рукописи, —написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.

http://pravoslavie.ru/put/051021152843.h...

В Неделю Православия Святая Церковь анафематствует всех отступников от нее 1 Воскресенье первой недели Великого поста Един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас ( Еф. 4, 5–6 ). Таково твердое и непреложное слово Святого Апостола Павла. Как Бог и Господь наш Иисус Христос Един и иного быть не может, так и вера наша в Него может быть только едина, – никаких кривотолков, искажений и новых учений быть не должно. Вера эта и учение о ней – эта та вера и то учение, которые вначале возвещены от Самого Христа Жизнодавца, проповеданы через Его Святых Апостолов, которым Сам Господь Святым Своим Духом отверз умы правильно понимать Писание ( Лк. 24, 45 ; Деян. 2, 33 ), разъяснены их преемниками Святыми и духоносными Отцами и Учителями Церкви и, наконец, содержатся всею повсюду Святою Вселенскою Христовою Церковью. Этою верою спасались все святые мужи и жены в Церкви Христовой и у Греков, и Римлян, и у Сирийцев, и у Египтян, и среди Иудеев, принимавших христианство, и, наконец, в нашей Русской Земле, начиная со Святого Равноапостольного Князя Владимира, христианское благословение которого имеем мы на горе Холмской, – это благодатная Холмская икона Пречистой Богородицы в Холмском Кафедральном Соборе. Икона сия почти в целое тысячелетие милостию Бога к нам грешным сохранилась даже доселе как вернейший свидетель того, что от лет древних в Холмщине и Подляшье русские люди содержали чистую непорочную церковную веру, а не погибельную ересь латынскую, как это хочется доказать полякам, знающим не Христа, а папу римского. Поэтому-то в только что минувшую смутную пору и приходилось даже нарочито оберегать сию Святыню, ибо ходили слухи, что латынщики хотят похитить ее, как свидетельство против них за православную веру. Так, мы содержим то же христианское упование, которым спасались, по примеру древних святых, и в Русской Земле все угодники Божии: Антоний и Феодосий Печерские , Иов Почаевский , этот поборник православной веры против латынской ереси, столь ненавистный для католиков, что, захвативши в былое время себе Святую Лавру Почаевскую, они замуровали в пещере нетленные мощи всегдашнего свидетеля против их заблуждений за правую веру, Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские, Митрофан и Тихон Воронежские, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский и все прочее великое множество святых нашей Земли, мощи которых нетленно почивают в гробницах и источают исцеления всем с верою к ним приходящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

В сентябре Издательский совет Русской Православной Церкви открывает седьмой сезон Патриаршей литературной премии. Заявки от соискателей на эту награду будут приниматься до февраля 2017 года. О том, как в современной литературе отражается духовное состояние человека, о связи разных эпох размышляет митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета. Его статья посвящена творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии нынешнего года иерею Николаю Блохину, прозаику Борису Екимову и литературоведу Борису Тарасову. В истории выделяют разные периоды. Один называют золотым, другой, к примеру, серебряным или бронзовым. Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых Золотым и Серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и её трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России. Это нашло отражение и в развитии философской мысли, и в различных видах искусства, особенно в отечественной литературе. В переживаемое ныне постсоветское время так же остро ощущается необходимость самоидентификации, что, в частности, отражается в поисках национальной идеи, объединяющего начала для современного российского общества. Русская Православная Церковь, веками сохраняющая важнейшие ценности русской цивилизации, поддерживает ту современную русскую литературу, которая помогает найти ответы на эти злободневные вопросы. В этой связи попробуем поразмышлять, чем отличается современный период истории русской литературы, рассматривая творчество последних номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Новыми её лауреатами в этом году стали писатели-прозаики Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов и иерей Николай Блохин. Это люди разной судьбы, но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая. При разнообразии тематики и жанров произведений все три автора транслируют современному читателю извечные нормы христианской этики, как деятельной, практической части того мировоззрения, которое воспринял наш народ со времён Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. И ещё одним объединяющим началом является то обстоятельство, что все они пережили советскую эпоху, когда прямое и откровенное изложение религиозных взглядов и даже доброе слово в адрес Церкви преследовалось атеистическим государством.

http://pravoslavie.ru/96632.html

Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы. Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод ). Или когда библейское название используется как метафора ( содом и гоморра, голгофа ). И, конечно, во фразеологизмах ( иудин поцелуй ). Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название». Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ). Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли . Кстати, и слово « Небо » в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы. Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство. Больше всего путаницы бывает со словом « божественный », и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении « относящийся к Богу » пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: « божественный апостол »). А вот прилагательное « Божий » всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий. С почтением к святым отцам Очень часто пишущие, руководствуясь понятным уважением к духовным авторитетам , злоупотребляют большими буквами при употреблении названий ликов святости и обращений к духовенству. Тем не менее, такие слова как « преподобный», «мученик», «чудотворец», а также «отец», «владыка», «старец», «геронда», «батюшка» пишут с маленькой буквы. Это же касается духовных санов и церковных титулов (святой равноапостольный князь Владимир, преосвященный Иринарх).

http://azbyka.ru/deti/pishem-cerkovnye-s...

– Вы служите на земле, где христианство присутствует с самых первых веков. Насколько чувствуется связь времен? - Древний Херсонес – это место, которое является купелью святого равноапостольного князя Владимира и его дружины. Это место обретения нашего славянского языка. Место, где апостол Андрей Первозванный посеял первые семена христианства, и эти семена вырастил священномученик Климент Римский, а продолжили его дело священномученики Херсонесские – Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, святитель Мартин Исповедник и многие другие угодники Божии. Конечно, это место для нас является святым. И, безусловно, даже когда идёшь по этой земле, когда проходишь мимо Агоры – главной площади города, понимаешь: на этой торговой площади происходили главные события города Херсонеса – проповедовал апостол Андрей Первозванный, потому что здесь было всегда многолюдно. Святитель Климент Римский обрёл здесь множество христиан, предание говорит о трёх-пяти тысячах, он же основал до семидесяти церковных общин. Через эту же площадь волочили первого Херсонесского епископа, великого подвижника – священномученика Василия, чтобы убить за пределами города. За убиенным епископом Василием пришёл следующий епископ, присланный патриархом Иерусалимским Ермоном… Посещая Херсонес и, в частности, его главную площадь, безусловно, осознаёшь его значимость не только в истории Древнерусского государства, не только в истории наших славянских народов, но в истории всей Православной Церкви, всей Вселенской Церкви. – Где находится Иерусалим, и где – Херсонес. – Да, но именно сюда из Иерусалима пришёл апостол Андрей Первозванный. Именно в Херсонес патриарх Иерусалимский Ермон прислал в страну Тавроскифскую, в город Херсонес, епископов Ефрема и Василия. Где находится Византия, Константинополь, и где – Таврида, Херсонес. Но именно из Константинополя в Херсонес пришёл будущий святой равноапостольный Кирилл, учитель словенский, а тогда еще – Константин Философ. Наверное, для нашего народа наиболее важна эпоха раннего средневековья.

http://pravoslavie.ru/80947.html

Год назад состоялось второе обретение святых мощей преподобного Пахомия, Нерехтского чудотворца. Святые мощи преподобного Пахомия были обретены в 1675 году при строительстве в монастыре каменного Троицкого храма под алтарем старой церкви, но до настоящего времени находились в земле под спудом. Над могилой преподобного была установлена каменная сень, которая указывала точное местоположение святыни. Второе обретение святых мощей было осуществлено по благословению архиепископа Костромского и Галичского Алексия,а также отныне совершать память об этом событии 3 апреля. Для установления их подлинности была проведена специальная экспертиза. На всенощном бдении 19 марта 2011г, которое возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий, перед полиелеем святые мощи Нерехтского подвижника были изнесены из алтаря на середину храма. Все молящиеся перед помазанием святым елеем поклонились мощам преподобного. Во время пения Великого славословия мощи преподобного Пахомия были перенесены в Пахомиевский придел Троицкого храма обители и помещены в раку. Преподобный Пахомий, Нерехтский чудотворец, родился во Владимире в начале XIV века в семье священника. При Святом Крещении он получил имя Иаков. После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушел в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Пахомия Великого. Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы святителем Алексием, будущим митрополитом Московским, пребывавшим тогда на Владимирской кафедре. В 1360 году митрополит Алексий, зная благочестивую жизнь своего ставленника, назначил преподобного Пахомия настоятелем основанного им монастыря во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Устроив порученную его попечению обитель и духовную жизнь насельников, преподобный Пахомий, тяготясь властью над братией и стремясь к уединенным подвигам, удалился в нерехтские пределы. Здесь, на берегу реки Солоницы, в месте, издавна называемом Сыпаново,

http://pravmir.ru/godovshhina-obretenia/

Дорога для каждого православного христианина память о первых насадителях и устроителях монашества в России – преподобных Антонии и Феодосии. Дорога и поучительна, ибо не словом только учили они, но и делом: вся жизнь святых мужей этих наполнена примерами истинного благочестия, смирения, кротости, трудолюбия, незлобия, любви христианской, и каждый найдет себе хороший урок и полезный совет на страницах равноангельского жития этих «светильников, во свете православной веры показавших нам свет добрых дел». Преподобный Антоний родился в городе Любече, в княжение Равноапостольного Владимира, вскоре после введения христианства на Руси. Еще в ранней молодости в нем проявилось желание вступить в монашество, и с этою целию он отправился в Грецию и посетил святую гору Афонскую. Увидев здесь высокий образ жизни святых отцов, Антоний окончательно утвердился в своем намерении, и упросил игумена одного из афонских монастырей постричь его в иноческий чин. С любовию исполнял вновь постриженный инок возложенные на него послушания, стараясь во всем подражать строгой жизни опытных подвижников афонских, и скоро сам стал служить примером для всей братии. Но не здесь угодно было Господу прославить своего угодника. Спустя некоторое время, игумен получил от Бога повеление отпустить Антония в Россию, что он немедленно и исполнил. Получив от игумена благословение св. горы Афонской, преп. Антоний направился в родную страну и пришел в Киев. Здесь он обошел все монастыри, которые тогда уже начали созидаться греческими монахами, прибывшими в Киев для крещения Руси, но эти монастыри не имели еще совершенного устройства и устава общежития, подобно монастырям афонским, а потому ни один из них не понравился преподобному Антонию, искавшему безмолвия и строгого иноческого жития. Тогда, ведомый Духом Святым, он отошел на холм за селом Берестовым (близ Киева) и здесь нашел небольшую пещеру, выкопанную некогда варягами. Уединенное местоположение, густые леса, покрывавшие весь холм, совершенное безмолвие, царствовавшее вокруг этого леса, готовая пещера для пустынных подвигов привлекли внимание Антония к этому уединенному жилищу, в котором он хотел остаться до конца дней своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение управляющего делами УПЦ к верующим. Боже, сохрани Церковь Твою в Истине и единстве! 29.07.2023 795 Время на чтение 4 минуты Источник: Православная жизнь Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с Днем Крещения Руси и с днем памяти святого равноапостольного князя Владимира! Именно по судьбоносному выбору Православной веры святым Владимиром открывается возможность вечного спасения для нашего народа. В днепровских крещенских водах зародилась и наша Православная Церковь, которая уже более тысячелетия разделяет со своим народом всё, что Господь нам посылает. В нашей земной истории были разные страницы: и радостные, и грустные, и победы, и испытания, и соблазны. Но всегда наши предки отвечали на них достойно, согласно своему христианскому призванию. Сейчас Украинская Православная Церковь переживает самые сложные времена в своей истории. В такое время все верующие, как духовенство, так и миряне, должны сплотиться, чтобы вместе противостоять всем нападкам. Но, увы, помимо самоотверженных примеров защиты святынь, мы видим и совсем иные примеры. Пока безоружные прихожане пытаются противостоять захватчикам наших храмов, пока архиереев по клеветническим доносам отправляют за решетку, сомнительные личности, прикрываясь ложной заботой о церковном благе, в который раз выдвигают руководству УПЦ требования, противоречащие канонам. Время показало, что все уступки подобным требованиям, даже в рамках церковной икономии, даже с самыми лучшими побуждениями, не облегчают положение Церкви. Как раз наоборот с каждым разом на Нее оказывается еще большее давление, а требования между тем становятся всё более радикальными. И теперь со всей очевидностью становится понятно, что цель тех, кто выдвигает подобные требования, отнюдь не спасение Церкви, а Её полное уничтожение. Недавно в пространстве Интернета появилось очередное сомнительное обращение к руководству Украинской Православной Церкви. Если опустить все политические спекуляции, манипуляции и эмоции, содержащиеся в этом тексте, то стоит обратить внимание на один важный пункт. Помимо прочего, там есть требование «вернуть молитвенное единство» с Константинопольским патриархом и «со всеми Церквями, признавшими ПЦУ».

http://ruskline.ru/opp/2023/07/29/obrawe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проповедник русской воинской святости и русской победоносности Главному редактору радиостанции «Победа» Владимиру Робертовичу Анищенкову – 65 лет 20.12.2022 1453 Фото: Из интернет-источников Во вторник, 20 декабря, нашему постоянному автору, главному редактору радиостанции «Победа» Владимиру Робертовичу Анищенкову исполнилось 65 лет. Редакция «Русской народной линии» сердечно поздравляет Владимира Робертовича с юбилеем и желает неоскудеваемой Божией помощи в его разнообразной деятельности на благо Матери-Церкви и Отечества, душевного и телесного здравия, неугасимого вдохновения, многая и благая лета! К нашим поздравлениям присоединяется друг и единомышленник юбиляра, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Евгеньевич Болотин: Я давно знаю Владимира Робертовича, как убеждённого православного патриотического бойца информационного фронта. Мы вместе работали у Вячеслава Михайловича Клыкова . Он занимался журналом «Держава». Жена Владимира Робертовича – Людмила, моя однокашница по факультету журналистики. Поэтому мне ныне трудно вспомнить, когда впервые мы познакомились с Владимиром. Но было это уже очень давно. У Людмилы также сегодня день рождения – они родились в один день – 20 декабря. Труды Владимира Робертовича в журнале «Держава», а последние годы на радио «Победа» Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами, позволяют для многих наших соотечественников ориентироваться в военной и духовной истории России. Мне близки и понятны многие позиции Владимира Робертовича. Во многих вопросах я являюсь его единомышленником. И считаю, что он находится на своём месте, работая на радио «Победа» – одном из ведущих православно-патриотических церковных ресурсов. До этого мы много общались с Владимиром на «Народном радио», куда он приглашал меня для бесед. Особая заслуга Владимира и Людмилы – в составлении Собора русских святых воинов, начиная от принятия святым равноапостольным великим князем Владимиром Христианства. Они издали мини-энциклопедию русской воинской святости, где рассказывается о многих святых князьях. Многие наши современники даже не знают, что они почитаются в Церкви в лике святости, в лике благоверных воинов и воевод. Это очень ценное собирательное дело. Много лет тому назад Владимир и Людмила взялись за составление собрания русских святых воинов, православного пантеона русского воинства, смысл и ценность которого раскрывается теперь, когда идёт Специальная военная операция.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/20/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасти Славянский Фонд! Обращение к Президенту России Владимиру Путину сопредседателя Союза Православных Братств России, Украины и Белоруссии Владимира Осипова 28.05.2018 666 Время на чтение 4 минуты Ваше Превосходительство! Уважаемый Владимир Владимирович! От имени многочисленных соратников обращаюсь к Вам с просьбой о передаче в безвозмездное пользование здания, в котором расположен Общественный Международный Фонд славянской письменности и культуры в Москве с 1992 г., т.е. 26 лет, данному Фонду. Фонд создан в марте 1989 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Президентом Фонда многие годы был великий русский скульптор и пламенный патриот России В.М.Клыков. Международный Фонд славянской письменности и культуры работает на Россию, на Святое Православие, на единение и дружбу славянских народов. У русских почвенников другого культурного центра в Москве по существу нет. Фонд явился инициатором проведения 24 мая в день Святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла ежегодного праздника, который в 1993 г. приобрел статус государственного и отмечается повсеместно. В 1994 г. Фонд осуществил миротворческую миссию «Из варяг в греки» и на набережной греческого гор. Салоники, откуда были родом святые славянские первоучители, и по сей день возвышается воздвигнутый Фондом Благодарственный Поклонный Крест славянских народов. К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне была поставлена Звонница на Прохоровом поле (эпицентр Курской битвы), к 300-летию Российского флота - памятник Петру Первому в Липецке. Были сооружены памятник князю Владимиру в Белгороде, Святому Илие Муромцу в Муроме, Св. Кириллу и Мефодию в Самаре и т.д. Фонд создал и передал в дар городу Москве величественный памятник Святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, передал в дар Пскову памятник Святой княгине Ольге, в дар Курску памятник Святому благоверному князю Александру Невскому, в дар городу Бари (Италия) памятник Святителю Николаю Чудотворцу (установлен у Русской Православной миссии), в гор. Нови Сад памятник Преподобному Сергию Радонежскому и святителю Савве Сербскому в Белграде.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/28/sp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010