Закрыть itemscope itemtype="" > У нас есть купель, из которой мы все вышли - Херсонес Благочинный Севастополя протоиерей Сергий Халюта твёрдо уверен: «мы - единый народ» 27.07.2015 625 Время на чтение 10 минут - Вы служите на земле, где христианство присутствует с самых первых веков. Насколько чувствуется связь времен? - Древний Херсонес - это место, которое является купелью святого равноапостольного князя Владимира и его дружины. Это место обретения нашего славянского языка. Место, где апостол Андрей Первозванный посеял первые семена христианства, и эти семена вырастил священномученик Климент Римский, а продолжили его дело священномученики Херсонесские - Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, святитель Мартин Исповедник и многие другие угодники Божии. Конечно, это место для нас является святым. И, безусловно, даже когда идёшь по этой земле, когда проходишь мимо Агоры - главной площади города, понимаешь: на этой торговой площади происходили главные события города Херсонеса - проповедовал апостол Андрей Первозванный, потому что здесь было всегда многолюдно. Святитель Климент Римский обрёл здесь множество христиан, предание говорит о трёх-пяти тысячах, он же основал до семидесяти церковных общин. Через эту же площадь волочили первого Херсонесского епископа, великого подвижника - священномученика Василия, чтобы убить за пределами города. За убиенным епископом Василием пришёл следующий епископ, присланный патриархом Иерусалимским Ермоном... Посещая Херсонес и, в частности, его главную площадь, безусловно, осознаёшь его значимость не только в истории Древнерусского государства, не только в истории наших славянских народов, но в истории всей Православной Церкви, всей Вселенской Церкви. - Где находится Иерусалим, и где - Херсонес. - Да, но именно сюда из Иерусалима пришёл апостол Андрей Первозванный. Именно в Херсонес патриарх Иерусалимский Ермон прислал в страну Тавроскифскую, в город Херсонес, епископов Ефрема и Василия. Где находится Византия, Константинополь, и где - Таврида, Херсонес. Но именно из Константинополя в Херсонес пришёл будущий святой равноапостольный Кирилл, учитель словенский, а тогда еще - Константин Философ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть Воинам Духа. Комментарий к видеоролику в поддержку всех русских людей 14.04.2023 583 Время на чтение 11 минут Источник: Попечение «И дым Отечества нам сладок и приятен!» – Так поэтически век прошлый говорит. А в наш – и сам талант все ищет в солнце пятен, И смрадным дымом он Отечество коптит! /Ф.И. Тютчев, 1867 год/ Предлагаемое вашему вниманию видео подготовлено в поддержку тех, кто не коптит дымом своих неправедных деяний наше многострадальное Отечество, а стремится освежить его, очистить, насытить живительным естеством. Тем естеством, которое вы обязательно почувствуете в те или иные моменты просмотра видеоролика. Он записан в день празднования Вербного воскресенья в расположенном рядом со 2-й Краевой клинической больницей храме во имя иконы Божией Матери «Целительница» и поблизости от него. Как рождалось понимание необходимости его выпуска, автор описал на своей личной странице во «ВКонтакте». В христианской традиции праздник Вербного воскресенья правильно называется Входом Господним в Иерусалим и знаменует собой один из самых значимых моментов в жизни каждого христианина. С чем это связано, вы сможете узнать из фрагментов проповеди настоятеля храма, которую мы также разместили в видео. В послесловии к нему братья во Христе, прихожане храма во имя Архистратига Михаила из города Темрюк нашей православной Кубани, алтарник и звонарь, приветствуют и поздравляют каждого из нас теми словами, что могут исходить лишь из пламенных христианских сердец, завершая приветствие пробуждающе-благодатным колокольным звоном. В сюжете неслучайно использована песня «Вера Вечна, Вера Славна» , объединяющая миллионы православных христиан во всем мире, звучащая во многих православных обителях и на литургии, в момент перед выносом Чаши со Святым Причастием, когда верующие люди прикладываются к иконам, мощам, имеют глубоко личное общение со святынями и Богом. Эта песня в таком мощном по силе и длине звучания (около 10 минут!) исполнении прозвучала из уст сводного хора трех великих монастырей Святой Руси, ныне разоряемых бандеровской нечистью – монастырей, объединяющих Запад, Центр и Восток гибнущей православной Украины: Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской лавр. Летом 2020 года в Киеве не состоялся традиционный Крестный ход в честь Дня крещения Руси и равноапостольного князя Владимира. Но состоялась премьера этой песни в таком уникальном сводном составе. Братия напомнила таким образом о некогда едином монолите христианства Восточного обрядов – Православной вере: Вечной и Славной.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/14/voinam...

Закрыть Памяти Вячеслава Михайловича Клыкова 02.06.2011 505 Время на чтение 12 минут Вот уже пять лет, как нет с нами великого скульптора и общественного деятеля Вячеслава Михайловича Клыкова. Это был удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих многосторонних дарований. В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы - я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. - необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив - мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу как свою личную... Вы знаете, как легче всего выйти из болота - по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков - чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени». Ему, как русскому человеку, было больно смотреть на все происходящее в России. Он считал, что д олжно укреплять свой дом и отвечать за каждое свое дело перед потомками и перед Богом. Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине - в селе Мармыжи в Курской области. На месте, где сейчас возведен храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время. «Встанет храм - возродится село», - считал Вячеслав Михайлович. В.М. Клыков оставил после себя многие десятки художественных памятников - памятников великим поэтам, воинам, государственным деятелям, святым. Вот лишь немногие из них: художественное оформление Детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, памятники Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, памятник императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково в Курской области, звонница на Прохоровском поле в Белгородской области, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и в Москве на Славянской площади, олицетворяющие праздник - Дни славянской письменности и культуры, и многие, многие другие...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Крупнейший церковно-общественный форум объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп. 21-23 января 2015 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись XXIII Международные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Крупнейший церковно-общественный форум объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп. От имени свыше 10 000 участников Чтений, собравшихся в Москве, а также сотен тысяч человек, принявших участие в региональном этапе, свидетельствуем: 1. Православие занимает совершенно особое место в истории и культуре народов исторической Руси, является прочной основой их духовных и культурных традиций. 2. Сегодня мы призваны бережно хранить национальную историческую память, не забывать о своих духовных истоках и не допускать ложной трактовки исторических событий, касающейся, в том числе и переосмысления роли народов-победителей в Великой Отечественной войне. Народы исторической Руси объединяет не только культура и традиции — нас объединяют общие духовно-нравственные ценности и православная вера, принесенная на наши земли святым равноапостольным и великим князем Владимиром, 1000-летие преставления которого отмечается в 2015 году. Задача особой важности для нашего общества сохранить духовное и культурное единство братских славянских народов, вышедших из крещальной Днепровской купели. 3. Язык ненависти абсолютно неприемлем как для решения внутригосударственных так и международных проблем. Мы призываем правительства и народы руководствоваться этим принципом, в том числе и в случаях обострения внутриполитической ситуации и в отношениях между государствами. Возносим наши молитвы о мире на украинской земле. Также призываем остановить преследование христиан и кровопролитие на Ближнем Востоке, в Северной Африке и других регионах, где христиане подвергаются гонениям.

http://pravmir.ru/itogovyiy-dokument-xxi...

Небесное воинство. Образ и почитание Фотогалерея На исходе X столетия Русь открыла для себя новую веру, даровавшую восточному славянству письменность, каменное зодчество, мир изобразительного искусства и книжной премудрости. Окончательным разрывом с язычеством русские земли обязаны святому равноапостольному князю Владимиру, принявшему крещение вместе со своей дружиной в крымском Херсонесе в 988 году. С самого начала христианская вера была неразрывно связана с примерами благочестия воинов-мучеников и благоверных правителей. Для русских людей, вместе с новыми именами прославленных общехристианских воинов-мучеников Георгия и Димитрия, Феодора Стратилата и Феодора Тирона, Меркурия и Мины, Андрея Стратилата и Никиты Бесогона, Иоанна Воина и Уара открывались новая история и новая образность. Особым ореолом почитания был окружен архистратиг (глава) всего Небесного воинства – архангел Михаил. К плеяде святых воинов вскоре присоединились и русские праведники: благоверные князья, стяжавшие бессмертную славу ценой собственного мученичества (сыновья Крестителя Руси – Борис и Глеб, павший в битве с монголами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, погибший в Орде князь Михаил Черниговский) или защитой православного народа (великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской). Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы. Образы святых воинов заняли выдающееся место в русском искусстве: они возникали на фресках и иконах, в нагрудных образках и в скульптуре, на оружии и создаваемом женскими руками лицевом шитье. Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода – от домонгольского времени до XX столетия, – объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам – святым Георгию, Димитрию Солунскому и Феодору Стратилату, а также русской княжеской святости и благочестию.

http://pravoslavie.ru/153039.html

Некогда двое придворных прогуливались по лесу близ Трира (город в рейнской Пруссии в древности же римская колония). Они дошли до одной хижины, в которой жили неизвестные пустынники. Здесь они увидели на столе книжку: жизнь св. Антония вел. Один из них начал читать эту книжку, и – вдруг пришел к мысли переменить свою шумную жизнь на тихое уединение. Он переговорил об этом со своим спутником и снова стал читать. Дальнейшее чтение утвердило его в той же мысли, и – он действительно избрал себе пустынническую жизнь. Примеру его последовал и спутник. 1 – Столь благодетельно может подействовать чтение жития святых на людей, которые живут в греховной беспечности! Скажем и о себе. Житие святых пристыжают нас пред нами самими, раскрывая нам, – как мы-то идем в жизни своей широким путем 2 , как не далеки уже и от вечной погибели. В то же время они отгоняют от нас отчаяние, напротив, возвышают наш дух, располагают нас к подражанию святым. Они занимают и всех тем, что просты, вместе с тем мудры, что в них чувствуется благоухание св. Духа, который для каждого из нас есть сила еже хотят и еже деяти 3 . Обильна высокими примерами для подражания и жизнь св. Стефана пермского. В молитвах церковных он называется равноапостольным, как, например, были равноапосталами Мария Магдалена или князь Владимир. В его жизни на каждом шагу мы встречаемся то с его беспредельною любовью к ближнему, то с готовностью его жертвовать всем для истины Христовой. И так мы предлагаем почитателям его памяти (как и вообще всем) жизнеописание его. По местам и прямо будем указывать в его жизни трогательные примеры для нашего подражания. I. Жизнь св. Стефана в г. Устюг Рождение его Стефан жил на свете уже более 500 лет. Он родился в г. Устюге. В то время Устюг был окраиной России на северо-востоке, a ныне он принадлежит вологодской губернии. Когда св. Стефан родился, то в России еще не было единодержавия, и Устюг зависел от князей ростовских 4 . На родине его числилось несколько христианских храмов, хоть можно было назвать еще и Устюг городом „полузырянским” Этого мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

О.Л.Церпицкая Скачать epub pdf Со времени крещения Руси, верующие русские люди проявляли особый интерес к Святой Земле и принимали живое участие в ее судьбе. Первое упоминание летописца о паломничестве в Святую Землю – это рассказ о Варлааме, игумене Дмитровском, в 1062 году ходившем на поклонение святым местам Палестины. Однако, около 1022 года прп. Феодосий Печерский (тогда еще отрок) встретил в Курске странника из Иерусалима. А народные предания относят начало паломничества ко времени св. Равноапостольного князя Владимира (былина о хождении в Иерусалим сорока калик со каликою). Не умалчивают столь древние источники и об опасностях, с которыми сопряжен был путь благочестивого паломника – игумен Даниил (XII век), например, замечает: «Есть тот путь тяжек и страшен вельми, и безводен, суть бо горы каменны и высоки вельми...» К тому же, помимо непривычного ландшафта, русские люди сталкивались с оскорблениями от фанатичного мусульманского населения, налогами, взимаемыми турецкими властями с иноземцев. Им приходилось ночевать в сырых и грязных сараях, исповедоваться у духовников, не знающих русского языка... Это лишь немногое из того, на что был обречен русский православный паломник в Палестине. И все же подобные условия не останавливали наших предков на пути в Святую Землю. Положение русских паломников несколько улучшилось после учреждения в Бейруте российского консульства, но оно не смогло оказывать действительно существенной помощи находящимся в Иерусалиме. И в 1847 году была утверждена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, имевшая своей целью заботу о паломниках, проповедь Православия «народным элементам», «которые постоянно колеблются в вере под влиянием агентов разных вероисповеданий и слишком легко отступают от Православия», а так же поддержание хороших отношений с греческим духовенством и наличие в Иерусалиме «образца нашего благолепного служения». Главой Миссии являлся архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) , человек чрезвычайно умный и образованный. Ему удалось улучшить условия пребывания паломников на Святой Земле, но уже в 1853 году, из-за военного конфликта между Россией и Турцией, Миссия фактически прекратила свое существование. После заключения мира между странами, в 1857 году она была восстановлена, и во главе ее был поставлен епископ Кирилл (Наумов) , личность, одаренная не менее своего предшественника. В 1864 году его сменил архимандрит Леонид (Кавелин) , который вскоре был отозван по просьбе Иерусалимского Патриарха Кирилла, обвинившего Начальника Миссии в «беспорядочном, бесчинном и беззаконном поведении». И в 1865 году Начальником Миссии был назначен архимандрит Антонин (Капустин) , о котором и пойдет речь далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Описание Киево-Софийского Собора Глава I. О времени и случае основания и создания Киево-Софийского Собора По кончине равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича, сын его Святополк, братоубийством с 1015 года завладевший Великим Княжением Киевским, сам два раза был изгоняем братом своим Ярославом Владимировичем, который с 1019 года уже утвердился на отеческом престоле. Сей Великий Князь, по свидетельству преподобного Нестора, был усердный любитель церковного благодеяния и уставов, и создал много церквей и монастырей в Киеве. Между тем, в одно его отсутствие в Новгород, облегли Киев печенеги, известный дикий народ; с начала ХХ века кочевавший в южной части России. Ярослав, услышав о бедствии своей столицы, поспешил к оной с варяжскими и славянскими войсками из Новгорода и, пришед в Киев, нашел бесчисленное множество печенегов у города. Он выступил против них на открытом поле, распределил варягов посреди строя, киевлян па правом крыле, а на левом новогородских славян. Целый день продолжалось сражение и к вечеру одолел Ярослав своих врагов, которые гонимы быв от Киева, иные потонули в реке Сетомле, иные в других реках, а прочие разбежались. Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии. Так описал сие происшествие Нестор 21 . С того же времени Ярослав оградил Киев стеной, а в части оной ближней к Софийской своей церкви устроил златые или позлащенные врата градские, под ними каморы, а на них церковь Благовещения Пресвятой Богородицы того деля, как сказано в Ипатьевском списке Несторовой летописи и Киевском Синопсисе 22 , да всегда радость граду тому святым Благовещением будет, молитвами Пресвятыя Богородицы и святого Архангела Гавриила, радости благовестника. Время всех сих происшествий в летописях наших назначается различно. Летопись Софийская, Воскресенская, Никонова и Русский Временник полагают нашествие печенегов и основание Софийской церкви, златых врат и стен градских в 1017 году, а окончание сих зданий и устроение церквей Благовещенской на златых вратах и Георгиевской близ их в 1037 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

поиск:   разделы   рассылка Александр Закатов – директор Канцелярии главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировн Удастся ли задушить проект царского храма в Москве? " На богослужениях в церковные праздники даже в центре Москвы, где храмов сохранилось больше, тесно и душно " Первый за всю постсоветскую эпоху царский храм в Москве должен быть заложен в войковском районе. Но его проект подвергается ожесточенным информационным атакам со стороны радикал-атеистов – антиклерикалов и коммунистов из РКРП. Через 12 лет после канонизации царской семьи этот факт нельзя назвать иначе как позором для Москвы. Вот что сказал на этому тему порталу " Religare " директор Канцелярии главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны Александр Николаевич Закатов. – Задуманный храм на Войковской – это первый царский храм в Москве. Почему, на Ваш взгляд, до сих пор ни одного царского храма в Москве не было? – Я не стал бы в данном случае использовать словосочетание " царский храм " . Царскими можно называть дворцовые домовые храмы или церкви, построенные для всеобщего посещения, но на личные средства того или иного монарха. Если же храм строится в честь того или иного прославленного в лике святых государя, то всё равно это храм народный. В Москве есть ряд храмов, освященных в честь святых монархов – св. Владимира Равноапостольного, св. благоверного Александра Невского, свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, св. благоверного Димитрия Донского. Есть Данилов монастырь, носящий имя св. благоверного князя Даниила Московского. Есть домовый храм св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Но храмов во имя святых Царственных страстотерпцев пока нет. Хотя их почитание распространено весьма широко, и в каждом храме есть их иконы. По моему глубокому убеждению, не стоит делать из посвящения храмов святым Царственным страстотерпцам что-то экстраординарное. Они такие же святые, как и другие прославленные Церковью подвижники, мученики и праведники, и сооружение храмов в их честь – дело абсолютно естественное и традиционное.

http://religare.ru/2_97590.html

поиск:   разделы   рассылка Послание Синода Белорусской Православной Церкви к 1020-летию Крещения Руси Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры – клир, монашествующие и паства Белорусской Православной Церкви, дорогие соотечественники! Два десятилетия назад произошло событие, положившее начало возрождению Православной Церкви на исторических землях Святой Руси и послужившее духовному преображению народов Руси Великой, Белой и Малой. В 1988 году весь христианский мир пытался понять, чем станет 1000-летняя годовщина Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром? Будет ли празднование этой даты значимым лишь для узкого в те времена круга верующих людей, или же оно найдет более широкий отклик в обществе? Жива ли память народа о своих православных корнях и великой истории и ждёт ли она часа своего пробуждения? Сама история ответила на эти вопросы в год 1000-летия Крещения Руси. Семьдесят лет, которые предшествовали этой величественной дате, стали исполнением Библейского образа, явленного пророку Илие на горе Хорив (3 Цар. 19:8-14). Так и революция была подобна большому и сильному вихрю, " раздирающему горы и сокрушающему скалы " . Вслед за ней последовало коренное преобразование уклада жизни, сравнимое с землетрясением. А затем был огонь нескончаемой войны – войны друг с другом, с внешним врагом, с самими собой. Святая Церковь на нашей земле выживала, буквально следуя словам Божественной книги Псалтири и повторяя их вслед за страждущим Псалмопевцем: " Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась " . Но вот, в юбилейном году Крещения Руси с прореченной точностью стали сбываться и следующие строки тридцать восьмого псалма Давидова: " Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим " (Пс. 38:2-4). В дни торжеств Православная Церковь впервые за семьдесят лет получила возможность во весь голос, во всеуслышание обратиться ко всем и к каждому и говорить к сердцам соотечественников своим языком – языком Евангелия и милосердия, языком примирения и любви, языком исторического единомыслия и общенародного единодушия.

http://religare.ru/2_57962.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010