Высота монастыря над уровнем моря (основание сторожевой башни) – 444,69 м. К монастырю вели две древние дороги. Одна – из исторического Текоа (в русских источниках Фекоя или Фекуя; сегодня урочище Телль-Текоа), другая выходила из Вифлеема и, обогнув Иродион с востока, приводила к монастырю. Здесь дороги сливались в одну, которая в древности вела к оазису Эйн-Гедди. Хиршфельд предлагает идентификацию монастыря в качестве обители монахов аввы Дионисия и аввы Феодосия, упоминаемых в источниках (у Епифания Кипрского). Если эта идентификация верна, то монастырь был основан еще в IV веке. В противном случае основание обители относится, по-видимому, к V веку. Дальнейшая его история восстанавливается умозрительно, в соответствии с общей историей монастырей Пустыни Святого Града. 614 г. – разрушение в ходе завоевания Святой Земли персами. 629 г. – мощное землетрясение. Постепенное последующее восстановление. Начиная с VII века – приход в упадок и запустение. Впрочем, некоторые пустынные монастыри продолжали свое существование вплоть до X-XIII веков. Возможно, такой была и описываемая нами обитель. Предположение это строится на упоминании некоторыми источниками некоей местности к югу от Вифлеема и Текоа, откуда, согласно книге пророка Даниила, пророк Аввакум был перенесен ангелом в Вавилон (Багдад) к пророку Даниилу: «Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место». (Второканон. Даниил 14: 33-39.) Один из таких источников – «Хожение Даниила игумена земли русской», описывающее паломничество игумена Даниила, предпринятое около 1104 г.

http://sobory.ru/article/?object=15748

Вот все, что можно сказать о первых годах жизни пророка до переселения его в Вавилон. Конечно, эти 14– 17 лет небогаты были какими бы то ни было приключениями и прошли так, как обыкновенно проходили годы детства иудейских отроков того времени. Как сын богатых и знатных родителей, пророк Даниил, естественно, был окружен в родительском доме всем, что можно назвать лучшим для его религиозно-нравственного воспитания; а что это религиозно-нравственное воспитание действительно было наилучшим, – в этом сомневаться нельзя: высокое благочестие, строгая точность и верность в исполнении всех предписаний закона, обнаружившаяся в самые первые годы его жизни в Вавилоне, несомненно, были заложены еще в родительском доме и настолько, притом, твердо и крепко, что их он предпочитал даже самой своей жизни. Родители пророка, несомненно, принадлежали к числу истинных ревнителей благочестия и были, может быть, сотрудниками царя Иосии в его великой религиозной реформе. Открытие «книги закона», торжественное празднование пасхи (о чем мы говорили в свое время) оказывали влияние на весь иудейский народ, как и на самого Иосию; тем сильнее должно было быть это влияние на более впечатлительных людей того времени, которые искренно желали восстановления благочестия и деятельно помогали Иосии в его планах; для таких людей торжественный завет царя и народа исполнять в точности все предписания закона – был, так сказать, главным принципом, проникавшим всю их жизнь; буквальное выполнение всех предписаний закона Иеговы сделалось правилом их жизни; несомненно, в этом духе они воспитывали и молодое поколение, стараясь сделать его представителем истинного благочестия. К этому-то благоприятному вообще времени относится детство пророка Даниила. Воспитанный под непосредственным надзором родителей, имевший, может быть, в числе воспитателей благочестивых священников времен Иосии, бывший, вероятно, под благодетельным влиянием пророка Иеремии 747 , Даниил-отрок обрядовый и нравственный закон Иеговы положил в основу своей жизни; и благодаря особенно счастливо сложившимся обстоятельствам еще родительский дом заложил в душе его такую религиозную основу, какая особенно нужна была ему в языческой стране, при дворе языческих государей, куда он переселился в самом юном возрасте и где сразу же попал под влияние представителей язычества – мудрецов-магов и жрецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 12-й том «Православной энциклопедии», изданный в 2006 г., вошло 339 статей на букву «Г». Первая статья тома посвящена Гомельской и Жлобинской епархии Белорусского Экзархата (Русская Православная Церковь), основанной в 1925 г. Последняя статья тома рассказывает о Григории Пакуриану, византийском полководце грузинского происхождения, соратнике императора Алексия Камнина (1081 – 1118). 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В  13-й алфавитный том «Православной энциклопедии», изданный в 2007 г., вошло 366 статей – от «Григорий Палама» до «Даниель-Ропс». В этом томе закончена публикация статей на букву «Г» и начато издание материалов на букву «Д». Кроме текстовых материалов, том содержит 512 иллюстраций и 10 подробных карт. 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 14-й том «Православной энциклопедии», увидевший свет в 2007 г., открывается объемной статьей «Даниил, пророк ветхозаветный», за которой следуют несколько десятков статей о святых Даниилах. В их числе – Даниил Заточник, преп. Даниил Столпник, Даниил Александрович, святой князь Московский. Заканчивается том статьей «Димитрий [Деметрий], имена 2 сир. царей из династии Селевкидов». 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 15-й алфавитный  том  «Православной Энциклопедии», изданный в 2007 г., вошли статьи 399 научных статей и более 434 иллюстраций. Том открывает статья «Димитрий (Ростовский)». Завершается том материалом «Дополнения к «Актам Историческим»».Основными и наиболее объемными статьями нового  тома  являются богословские статьи. 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 16-й  том «Православной  энциклопедии», опубликованный в 2008 г., вошли статьи на буквы «Д» и «Е» —  от «Дор» до «Евангелическая церковь союза». Всеготом содержит 320 богословских, философских, исторических, культурологических, страноведческих и церковно-искусствоведческих статей и материалов, связанных с историей Христианства, Русской Православной Церкви, других Поместных Православных Церквей и различных конфессий.

http://pravenc.ru/shop/

Господь Бог указывал людям через Своих пророков многие признаки пришествия в мир Спасителя. Так, например: Пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы (Исаии 7, 14) и с удивительной ясностью предсказал страдания Его (Исаии 53-я глава). Пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме ( Мих.5:2 ; Мф.2:4–6 ). Пророк Малахия предсказал, что Спаситель придет во вновь созданный иерусалимский храм и что перед Ним послан будет Предтеча, подобный пророку Илии ( Мал.3:1–15 ). Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим на осляти ( Зах.9:9 ). Царь Давид в псалме 21-м изобразил крестные страдания Спасителя с такою точностью, как бы сам их видел у Креста. Пророк Даниил за 490 лет предсказал срок явления Спасителя, предсказал Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв ( Дан.9 ). Когда Сын Божий, Иисус Христос, пришел на землю, то многие праведные люди узнали Его, как Спасителя мира. Восточные мудрецы (волхвы) узнали Его по звезде, которая пред рождением Спасителя явилась на востоке. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов. Симеон и Анна узнали Его по откровению Святого Духа, когда Он был принесен в храм. Иоанн Креститель узнал Его на реке Иордане, во время крещения, когда сошел на Него Святой Дух, в виде голубя и голос Бога Отца засвидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ). Многие узнали Его по превосходству Его учения и особенно по чудесам, которые Он творил. Наше спасение Иисус Христос совершил учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею и воскресением Своим. Учение Его бывает для нас спасительным, когда мы принимаем его всею душою, и поступаем согласно ему, и жизнью своею подражаем жизни Спасителя. Как ложное слово диавола, принятое первыми людьми, сделалось в людях семенем греха и смерти, так истинное слово Христово, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни. Беседа о воплощении Сына Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит. Наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть " столп и утверждение Истины " и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее, то есть она пребудет неизменно до конца - до Второго Пришествия. Следует также снабдить душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела в то или другое время. Как молиться дома Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла. Захотели бы нищему подать, да нищего нет либо нечего дать. Захотели бы вы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете. Захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет или случая сыскать не можно. А до молитвы это уже никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность - и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику. Вот как молитесь: Господи, сподоби мне умереть христианскою кончиною, не остави меня, Господи, на страшном суде Твоем, не лиши Царствия Небесного! Царица Небесная, не остави меня! Великое средство ко спасению - вера, особенно непрестанная, сердечная молитва. Пример нам - святой Моисей пророк. Он, ходя в полках, безмолвно молился сердцем, и Господь сказал Моисею: " Моисее, Моисее, что вопиеши ко Мне? " Когда же Моисей воздвигал руки свои на молитву, тогда побеждал Амалика... Вот что есть молитва! Это непобедимая победа! Святой пророк Даниил говорит: " Лучше мне умрети, нежели оставить молитву на мгновение ока " . Молитвою пророк Даниил заградил уста львов, а три отрока угасили пещь огненную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1160...

И здесь вспоминается житие Серафима Саровского. После монашеского пострига и ухода в саровскую пустынную келью преподобный уже не был в паломничествах. Да и не нужно ему это было. Духом веры, евангельскими истинами и ценностями дышало для саровского чудотворца все, что окружало святого старца. Речку, которая протекала рядышком, он звал Иорданом, два холма — Фавором и Елеоном. И не просто звал — это было состояние души. Конечно же, мы часто переживаем особые чувства, посещая святые места. Но «многие добрые люди находятся дома и своими помыслами, милостыней и добрыми делами достигают мест святых и большое вознаграждение принимают от Бога, они будто бы посетили эти святые места», — писал в XII веке замечательный русский человек игумен Даниил, ходивший в Святую Землю и оставивший бесценный документ — подробное описание своего хождения. В его рассказе не найти слов о том, что его коснулась какая-то особая благодать, что что-то снизошло, осветило, перевернуло. Нет, он просто рассказывает о пройденном и увиденном. Вот подошел он к Иордану: «Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека». И, смотрите, как смиренно начинает Даниил свое повествование: «Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами, недоволен во всяком деле добром, понужден был своими помыслами и нетерпением, захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную…» Землю, обетованную Господом, великий ветхозаветный пророк и вождь израильского народа Моисей увидел с высокой горы, расположенной на территории нынешней Иордании. А сколько еще христианских святынь хранит эта древняя земля! Древняя, но до сих пор не открытая ни туристами, ни, что главное, паломниками из России. А между тем здесь вы можете зайти под своды пещеры праведного Лота, в которой он пребывал с семьей во время низвержения Содома и Гоморры. На вершине горы Ор даже с далекого расстояния видна могила первосвященника и пророка Аарона, брата Моисея. Гора Телль-Мар-Ильяс считается местом рождения пророка Илии. К востоку от места Крещения Христа находится земля, откуда Илия вознесся на огненной колеснице на небо. В долине реки Иордан на иорданской стороне подвизалась преподобная Мария Египетская. В замке Мукавир (древний Махайрос) царем Иродом Антипой был обезглавлен Иоанн Креститель. В окрестностях древней Гадары Иисус Христос исцелил бесноватого. Но главная христианская святыня Иордании для православного — место Крещения Спасителя.

http://foma.ru/put-ot-vetxogo-k-novomu.h...

Валериан, мученик 53 Варвара, великомученица 143, 198 Варвара 77 Варсонофий Оптинский , преподобный 185, 327 Василий Великий , святитель 32, 57, 217 Василисса, мученица 53 Васильев Александр , протоиерей 316 Васильев Павел, священник 282, 284 Вебер М. 89, 124 Вейнберг A. A. 309 Вельяминов H. A. 293 Верещагин В. В. 229 Веселицкая Л. 228 Виктория, королева Великобритании 171 Виссарион, епископ Костромской и Галицкий 252, 254 Витте С. Ю. 117, 193, 279, 306 Владимир, равноапостольный великий князь 6 Волконские 145 Волочучин Н.283 Вонифатий, мученик 136 Восторгов И. И., протоиерей, священномученик 308 Вьяннэ Ж.-М. 77, 84, 89, 236, 344, 345, 347 Гагарины 145 Гадалов М. 240 Галактион, мученик 53 Гапон Г. А., священник-расстрига 100, 299 Гарской Н. 187 Георгий, отшельник 169 Георгий Победоносец, великомученик 158, 332 Гермиона, настоятельница Ключегорского Казанско-Богородицкого монастыря 169 Гиляров-Платонов Н. П. 88 Гоголь Н. В. 205 Гозовченко П. 184 Голицын Б., князь 152 Голицыны 145 Голубинский Е. Е. 6, 239 Гордиенко Н. С. 337 Грибоедов A. C. 342 Григорий Богослов , святитель 217, 327 Григорий X, папа римский 61 Григорий Нисский , святитель 31, 50, 53 Григорий Турский 217 Гризингер 183 Гурий, архиепископ Новгородской епархии 258 Давид, пророк 28, 30, 63, 108 Далматов Я. 285 Даль В. И. 198 Дамиан, бессребреник и чудотворец 234 Даниил, пророк 59, 330 Дария, мученица 53 Дарья 317 Дарья 163 Даффи И. 12 Дебольский Г. С., протоиерей 17 Диксон С. 106 Димитрий Ростовский , святитель 59 Дионисий Малый 54, 88 Дмитриев H., иоаннит 261, 281, 339 Добролюбов H. A. 98, 115 Доре Г. 225 Дорн, фон Г. 158 Достоевский Ф. М. 49, 56, 79, 273, 306, 326 Дремятский С., священник, 283 Ева 40, 45, 53 Евгения, секретарь о. Иоанна 195 Евдоким, архиепископ 327 Евдокия 237 Евдокия Леонтьевна 237 Евдокия, старица 164 Егор 134 Екатерина 133 Елизавета 317 Елизавета, племянница Сергиевой Е. К. 179, 180, 181 Елисавета Феодоровна, великая княгиня, преподобномученица 148 Елисей, пророк 59 Ефрем Сирин , преподобный 31

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если же св. угодники так заботились и любили ближних, когда жили еще на земле и имели свои нужды и недостатки, то что же мешает им заботиться, помогать и молиться за нас там, где нет ни печали, ни воздыханий! Если мы, далее, почитаем земных наших благодетелей, то не тем ли более мы должны почитать св. небожителей, этих великих наших благодетелей? Да, почитание святых вполне сообразно с нашею природою и необходимо требуется ею: если мы прославляем героев за подвиги их, совершенные в той или другой области жизни, то не естественно ли нам прославлять также и святых, совершивших величайшие подвиги в области нравственной жизни? Итак, с точки зрения св. Писания и начал разума не подлежит сомнению, что должно почитать святых. Священное Писание представляет нам прямые и ясные свидетельства о том, что св. угодники, по отшествии от земной жизни, предстательствуют за нас пред престолом Вседержителя, не престают молиться за оставшихся на земле, что эти молитвы действенны пред Богом, т. е. угодны Ему и спасительны для человека. Так, еще в Ветхом Завете некогда Сам Бог говорил пророку Иеремии относительно народа еврейского: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер. 15:1 ). Этими словами Сам Господь показал, что Моисей и Самуил, давно уже умершие тогда, могли, значит, ходатайствовать пред ним за иудеев. Во 2-й же Маккавейской книге приводится и случай такого ходатайства или предстательства пред Богом праведника за грешников. Иуда Маккавей, пред вступлением в битву с Никанором, видел в откровении первосвященника Онию и пророка Иеремию умерших, молящихся за народ израильский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Об Иеремии же Ония сказал Иуде: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия пророк Божий» ( 2Мак.15:12–16 ). Верование в ходатайство пред Богом, и по отшествии их на небо, выражается также и в молитвах ветхозаветной Церкви. Почти каждая молитва древней еврейской Церкви начиналась, сопровождалась и оканчивалась именами праотцов Авраама, Исаака и Иакова. Одушевленный такой верою, пророк Давид, например, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиль, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), очевидно, прося Господа услышать его молитву ради ходатайства этих угодивших Ему праведников. Точно также и пророк Даниил молил Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» ( Дан. 3:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Он был свидетелем страшной бури, разразившейся над его отечеством. К внутренним скорбям Пророка присоединяются не менее тяжкие страдания внешние. Сколько раз он должен быль переносить оскорбления, хулы, насмешки, удары, узы и заключения! Сильные и злобные враги доводят его до того, что он призывает на них проклятия, молит Бога об отмщении им. Если, по слову Христову, судьба пророков вообще была исполнена великих бедствий, то, по преимуществу, в полной мере, относится это к пророку Иеремии. По преимуществу, он быль муж скорбей и болезней. Посему служение Иеремии представляет особенно явный и разительный образ служения Христова. Иеремия напрасно боролся с ослеплением и упорством Иудеев, с их заблуждениями и предрассудками, точно также как, в последствии, и Господь Иисус Христос не мог разрушить подобных же заблуждений и предрассудков народа Божия, при всей божественной силе своего учения и чудес. Как Иеремия имел сильных и злобных врагов в ложных пророках, священниках, князьях и самых царях: так Иисус Христос – в книжниках и фарисеях, в первосвященниках ни синедрионе. Наконец самые жалобы, вызванные из глубины души Пророка трудностью его призвания, напоминают нам сильные и трогательные слова Спасителя, которыми Он в молитве к Отцу Своему выражал всю чрезмерную силу Своих страданий, всю горечь Своей чаши. Но чем более скорбей и уничижения испытал Иеремия во время своей жизни, тем более уважения и славы приобрел он по смерти. Пророчество Иеремии о семидесятилетнем продолжении плена вавилонского имело великое влияние на вавилонских переселенцев: на него они возлагали все свои надежды, в нем находили единственное утешение и почерпали силы к перенесению тягостного рабства. В конце назначенных семидесяти лет, утверждаясь на семь пророчеств, пророк Даниил с надеждою и уверенностью молит Бога об исполнении его ( Дан.9:2 .). По возвращении из плена, когда наступило уже семидесятое лето от разрушения города и храма, на основании того же пророчества, пророк Захария обнадеживает Иудеев счастливым окончанием построения храма и города ( Зах.1:12–21 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Опять, ветер имеет такую силу, что не только развевает плевелы, но и искореняет высокие деревья – финики цветущие, кипарисы благовонные, дубы Васанские и кедры Ливанские; подобно сему и Дух Святой ниспровергает и искореняет напыщенных, горделивых и высокомерных людей, которых пророк Давид уподобляет высокому дереву, говоря: видех нечестиваго превозносящася, и высящася, яко кедры ливанские ( Пс. 36:35 ). Но Дух Святой исторг это дерево из корня, как там же прибавляет Давид: И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его ( Пс. 36:36 ). И пророк Даниил назвал гордого Навуходоносора высоким деревом, говоря: се древо среди земли, и высота его велика. И возвеличися зело, и досязаше до небесе ( Дан. 4:7–8 ). Но Дух Святой искоренил то дерево: и возгласи крепце: посецыте древо, и обийте ветви его, и оттрясите листвие его, и разсыплите плод его ( Дан. 4:11 ). Ветер имеет еще и такую силу, что проникает в расселины и пещеры подземные, очищает в них воздух от тлетворных паров и иногда, не находя выхода, движет и колеблет землю. Всякий человек – земля, ибо так говорил Бог Адаму: земля еси, и в землю отъидеши ( Быт. 3:19 ). И когда Дух Святой проникает (как ветер в пещеру земную) в сердце человеческое, тогда движет и потрясает ту землю, т. е., человека, наставляет его к покаянию и сокрушенно сердечному и ко всякому благочестию. Об этом и Псалмопевец говорил, молясь Богу: дух прав обнови во утроби моей ( Пс. 50:12 ). Дух Святой сошел в виде огненных языков, дабы даровать апостолам словеса огненные: поелику Слово Божие называется огнем, как пишется об Илии и Енохе: огонь исходит из уст их и пояст враги их ( Откр. 11:5 ). Еще огнем называется любовь: ибо Бог наш огнь поядаяй есть ( Евр. 12:29 ); но тот огонь есть любовь всесовершенная, по слову святого Иоанна Богослова: Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает ( 1Ин. 4:16 ). Дух Святой сошел в огне, дабы утвердить апостолов святых в любви, потому и блаженный Павел говорит ко всем нам: ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны ( Еф. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010