(6) А что это справедливо и рабам Божиим известно, мы докажем еще и иным способом. Несомненно, Писание ни в чем не обманывает, и Дух Святой не вводит в заблуждение рабов Своих пророков, при посредстве которых Ему благоугодно было открыть волю Божию, дабы мы, видя- совершающееся, не заблуждались и не поражались его необычайностью. Конец же этого мира иначе и не может наступить, как только следующим образом. Как во времена Содома, когда преступления [жителей] его превысили меру, внезапно сошел огонь и истребил их, так будет и теперь. И вот, когда мир преисполнится беззаконием и нынешний железный зверь распадется на десять рогов, когда наступят мятежи и взаимные распри, расторгающие царство в разные стороны, тогда придет ему конец ( Мф.24:14 ). (7) Хотя в другом слове мы уже сказали как о пришествии и происхождении Антихриста, так и о том, откуда и как придет этот соблазнитель, равно как не умолчали там о деяниях его, я, однако, напомню об этом в немногих словах и здесь, дабы человек всегда был тверд, ничем не смущался и всем сердцем своим веровал в Бога. Блаженный Даниил, объясняя видение Навуходоносора, то есть видение истукана, голова которого была из чистого золота, руки, плечи и грудь — серебряные, чрево и бедра медные, голени — железные, а ноги частью железные, частью глиняные, — указывает в данном случае на то же самое, что он раскрыл и в своем видении животных. В самом деле, если золотом он обозначает царство Вавилонское, его же он разумеет и под львицей; если же серебром он обозначает царство Персидское, то его же разумеет и под медведицей; если же далее медью называет царство Эллинское, которым правил Александр Македонский, то это же царство разумеет и под барсом. Затем [пророк] говорит о железных голенях, указывая этим на того страшного и ужасного зверя, который имеет железные зубы, то есть на господствующих в настоящее время Римлян, которые крепки как железо. После железных ступней истукана следуют ступни ног с десятью, частью железными, частью глиняными, пальцами. Десятью же пальцами означаются десять рогов, а глиной и железом — их разногласие, так как хотя они и будут смешаны через семя человеческое, но друг с другом не сольются; как железо не сливается с глиной, так и люди не будут тогда жить между собою в согласии и мире, но, беспорядочно влекомые один в одну, а другой в другую сторону, разделят царство на отдельные племена.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

Братия мои! Если кто из вас будет иметь случай беседовать с кем – либо из прогрессистов и услышит их обычные слова, что будто бы «учение о Мессии несовременно и вовсе не составляет, обязательного догмата для евреев и что оно совсем не имеет того значения, какое придают, ему христиане», то советуем, в защиту своего правого верования во Христа, вот чем и как отражать от себя лживые их речи. Достаточно, кажется, спросить только у еврейских прогрессистов: откуда взялась у христиан самая идея о Христе, Мессии, как не из Божественного Писания Ветхого Завета, в котором так часто и многообразно говорится о Нем? Стал ли бы еврейский народ, враждебный Христу, сохранять учение о Мессии, если бы оно не составляло коренного учения их верования? В самом деле, что составляет, сущность обетований Божиих, данных патриархам, а в лице их всему Израилю, как не Мессия, о котором возвещали более или менее Моисей и все пророки? Укажем на некоторые места святого Писания Ветхого Завета; ясно свидетельствующие о Иисусе Христе. В книге Бытия говорится прямо и утвердительно, что Мессия придет, прежде, нежели отнимется скипетр от Иуды т. е. до падения царства иудейского. Не оскудеет, князь от Иуды (лойюсир шебет миегуда) и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему и той чаяние языков ( Быт. 49, 10 ), или, как сказано в еврейском тексте: (ад ки ювой шилой) доколе не приидет тот, который имеет обладать языками и на которого языки уповать будут. «Это именно царь – Мессия», говорит раввин Раша Мелех Гамушиах (см. по толков. его Пятикнижия Моисея) – Тоже и древний раввин Онкелос слово (Шило) объяснил: доколе придет Мессия – ад деес Мешиах (см. таргум на Пятикнижие Моисея). О времени пришествия Мессии ясно предсказывал и пророк Даниил. Он говорил, что Христос придет под конец семидесяти седьмин, т. е. спустя 490 лет, считая от возобновления Иерусалима, запустевшего в продолжение пленения Вавилонского, придет и потребится, т. е. будет предан смерти (экурас гамушиах): после чего град и святое, (т. е. святилище, храм) рассыплются ( Дан. 9. 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

К этому же приблизительно времени относятся значительные перемены в политическом мире языческих государств, имевших немаловажное влияние на иудеев. Главное – это, конечно, основание вавилонского (так называемого «ново-вавилонского») государства бывшим полководцем ассирийского царя Набопалассаром, отцом знаменитого Навуходоносора. Посланный в Вавилон (подвластный тогда Ассирии) для защиты этого города от набегов дикой орды скифов, может быть, получивший при этом и титул вассального царя или князя вавилонского, Набопалассар (в 625 году до Р. Хр.) объявил себя независимым 589 , а спустя несколько лет поднял оружие против Ассирии же. Соединившись с Киаксаром I, царем мидийским, он взял Ниневию и стал полновластным государем обширного ассиро-вавилонского царства (ок. 607 г. до Р. Хр.). Незадолго до окончательного падения Ниневии выступил на арену политической деятельности другой государь, принимавший деятельное участие в той великой политической борьбе, в которую была вовлечена и Иудея. Это – египетский фараон Нехао II. В 609 году он задумал поход против нового вавилонского государя, надеясь завоевать себе земли на Евфрате; план его был – пройти к Евфрату сначала морским путем (чрез Средиземное море), а потом прямо чрез Иудею; так было ему всего удобнее. Но Иосия, несмотря на уверения фараона в его мирных намерениях по отношению к Иудее, не хотел пропустить Нехао чрез свои владения; чтобы обезопасить их, он сам даже выступил с войском на встречу ему, но при Мегиддоне, недалеко от Птолемаидского залива, проиграл битву, сам был тяжело ранен и умер на пути в Иерусалим после 31-летнего царствования. Уже это печальное событие показало, насколько слабы были физические и военные силы Иудейского царства в сравнении с могуществом таких монархий, как египетская или вавилонская; из хода политических событий можно было видеть, что конец политического существования Иудеи близок и что тот же Нехао или Набопалассар, расширяя пределы своего государства, не преминет подчинить своей власти и Иудею. Вместе с тем, дальнейшие события, как нельзя лучше, показали, как безуспешна была попытка Иосии реформировать внутреннее состояние своего государства и народа и как призрачно было то видимое благочестие, которое он надеялся утвердить среди своих подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

На политическом горизонте в это время выступил единственный в своем роде, гениальный и знаменитейший в древней истории политический и военный деятель, о котором нам много придется говорить, – это Навуходоносор, царь вавилонский, сын Набопалассара. Это был человек, весьма богато одаренный от природы. Блестящий полководец, он сумел сравнительно небольшое и весьма юное еще государство своего отца в несколько лет превратить в громадную монархию, которой подчинились все могущественные и непобедимые дотоле восточные державы; территорию своих владений он расширил так, как ни один из бывших до него древнейших государей. С другой стороны, прекрасный администратор он в течение своего продолжительного царствования держал свою громадную монархию на такой высоте политического могущества и государственной силы, какая вполне соответствовала и обширности её территорий. Затем, покровитель наук и искусств, ценитель красоты и изящества, он сумел превратить свою столицу в такое чудо искусства, что, по словам Геродота, бывшего лично в Вавилоне, ни один город не мог сравняться с последним по красоте и великолепию 592 . Постоянные завоевания доставляли ему множество пленных и огромные богатства и способствовали обогащению и украшению как Вавилона, так и других городов обширного царства блестящего завоевателя. Но в тоже время и держаться такая громадная монархия могла только энергией и гениальным административным тактом Навуходоносора, при преемниках которого она сравнительно скоро прекратила свое самостоятельное политическое существование. Действительно, она и держалась только Навуходоносором: из 88 лет (625–538) политического существования Вавилона целые 43 года (604–562) падают на время царствования этого знаменитого государя; остальные 45 лет пошли то на ограждение самостоятельности вавилонского царства при Набопалассаре, то на незначительное сравнительно по своему историческому значению царствование преемников Навуходоносора. Нравственные качества этого знаменитого государя заслуживают тоже уважения. Нельзя, конечно, сказать, чтобы он не был проникнут духом восточного деспотизма, которого не были чужды и самые лучшие государи того времени; не был он, конечно, и вполне гуманный государь; но вина этого лежит вообще в характере исторической политики древневосточных государств: как сын своего времени, и Навуходоносор главное значение придавал военной силе и расширению пределов своего государства; и он ревностно оберегал свою государственную религию, опустошал непокорные страны, а жителей уводил в плен; но при всем том ему не чужды были справедливость, благожелательность, снисходительность и другие похвальные качества, как это увидим впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Пророк Даниил в посте, во вретище и пепле умолял Бога умилосердиться над пленным народом, восстановить Иерусалим из запустения в обиталище святыни. И дах лице мое к Господу Богу, еже взыскати молитвы и прошения в посте и во вретище и пепелы. ( Дан.9:3 ). Ездра, испросив позволение у Артаксеркса Лонгимана препроводить оставшихся в земле Халдейской Иудеев, по желанию их, в Иерусалим, против опасностей предлежащего пути вооружил их постом и молитвой. И проповедах тамо пост близ реки Ауи, еже смиритися пред Господом Богом нашим, просити от Него пути праваго нам, и чадом нашим и всему стяжанию нашему. Так как Ездра объявил царю, что они Израильтяне в несомненной надежде на крепость руки Бога своего не имеют нужды в военном сопровождении от царя: по сему и говорит: постихомся и молихомся Богу нашему о сем, и услыша нас ( 1Ездр.8:21,23 ). Он же Ездра, по прибытии в Иерусалим, узнав о беспорядках Иудеев касательно смешения их посредством браков с язычниками ( 1Ездр.9:2–3 ), оплакивал беззакония народа иудейского, постился, не вкушал ни хлеба, ни воды не пил ( 1Ездр.10:6,7;9:2 ). И в этом тяжком сокрушении о беззакониях людей, частью угрозою и еще более сильным убеждением, исполненным пламенной ревности к священному званию народа Божия, побудил всех вступивших в брак с иноплеменницами постепенно расторгнуть браки и тем отторг и очистил от смешения языческого народ Божий ( 1Ездр.10:7–17 ). Мардохей и Есфирь узнавши, что Артаксеркс, по наветам царедворца Амана, издал указ о погублении всех Евреев, заповедали всем, находящимся в городе Сузах, Евреям пост, дабы Бог благопоспешил намерению царицы предстать пред Артаксеркса и благоприятно принести просьбу о пощаде народа своего: И посла Есфирь пришедшаго к ней, к Мардохею, глаголющи: шед, собери Иудеи иже в Сузех, и поститеся о мне, и не ядите, ниже пийте три дни день и нощь, аз же и служебнищы моя (такожде) не имамы ясти ( Есф.4:15–16 ). И тогда вниду к царю кроме закона, аще и погибнути мне приключится. И прилежная молитва царицы и всенародный пост Иудеев достигли слуха Божия, сотворили то, что царица благоволительно принята суровым царем, и по желанию получила все просимое; народ Еврейский спасен, Мардохей возвеличен, Аман ненавистник Мардохея и наветник всех Евреев, на приготовленном от него для Мардохея древе погиб 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Это не значит, будто Навуходоносор перестал быть человеком и обратился в скота; но значит то только, что он лишился разума, отличающего человека от неразумных, и впал в безумие. Он изгнан из общества людей по причине своей болезни: ибо, раздираемый гневом и яростью, он произвел бы бесчисленное множество зол, если бы только имел к тому возможность. И траву, аки вол ядяше: безумным свойственно не только говорить и действовать без размышления о порядке, но даже есть все, что ни попадется. Это можно замечать и ныне над теми, которые бывают одержимы злыми духами; они поступают совершенно так же. И тело его от росы небесныя оросися: потому что он провождал свою бедственную жизнь под открытым небом и нагой, борясь с холодом и зноем. Дондеже власы ему , аки льву возрастоша и ногти ему, аки птицам: ибо, по причине своей болезни, не стриг он себе власов и не обрезывал ногтей. А все это показывает, что не только сам он о себе, но и другие о нем не заботились. Отверженный Божиим провидением, он даже не удостоен попечения родных, хотя у него были жена, дети и родственники, но подобно зверям, всегда жил в ненаселенных местах, питаясь пищей животных. Ибо, будучи человеком, и пользуясь прежде величайшими почестями, он не восхотел понять сего, но сам – добровольно уподобился скотом несмысленным ( Пс. 48:13 ), и с подданными своими обращался, как зверь: так-то праведны суды Божии! 5) Аз Даниил видех в видении моем нощью: и се четыре ветры небеснии налегоша на море великое. И четыре звери велицы исхождаху из моря, различни между собою ( Дан.7:3 ). Это видение Даниила имеет полное сходство со сном Навуходоносора о четырех царствах, и составляет как бы продолжение того же самого пророчества. Морем святой Пророк называет жизнь, подверженную постоянным треволнениям; а ветрами, которые волнуют море, изображает непостоянство дел человеческих. Ибо, как волны, по дуновении южного ветра, устремляются на север, а по действию северного снова текут к пределам южным; так и Ассирияне (Вавилоняне), когда владычествовали над вселенной, управляли всеми покоренными ими народами по своей власти, а когда власть сия перешла к Персам, тогда подвластные народы начали повиноваться иной воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

А Бог тебе говорит: – Но эта земля, дитя Мое, – не твое предназначение. Пойми это. Я ведь не потребовал от тебя, чтобы ты оставил свою жену, которую любишь, а чтобы ты любил жену, которую Я дал тебе, и за ее спиной видел Меня. И если она красива, чтобы ты понял, что Я, даровавший ее тебе, намного красивее, Я намного сильнее переполнить тебя счастьем и радостью, Я намного блаженнее. И если это творение, которое Я дал тебе, делает тебя счастливым, то насколько же большее счастье ты обретешь, когда найдешь Меня, Бога, своего Творца! Когда любишь Христа, ты умеешь и жить, умеешь и умирать. Вернее, ты умеешь только жить Ты не должен говорить: «Да ну, если это так, то зачем тогда человеку жениться? Зачем мне заниматься всем этим? Брошу тогда всё!» Нет! Никакого разочарования, ни тоски, ни уныния. Нет. Будем смотреть на всё, как оно есть, по правде, будем смотреть и на жизнь, и на смерть во Христе. Когда любишь Христа, ты умеешь и жить, умеешь и умирать. Вернее, ты умеешь только жить. Потому что если любишь Его, ты уже не умираешь. Ты понимаешь, что это и есть истинная жизнь – единение с Ним. Это то, о чем говорит святой Иоанн Златоуст: касаться этой земли лишь краешком ноги. То есть ходить по этой земле как танцоры, как балерины, едва касающиеся земли. А всё остальное тело – в воздухе. Заниматься делами этой земли, но чтобы всё остальное в тебе – твой ум, сердце, помыслы, желания, порывы, чтобы они были в Боге. Как пророк Даниил был мужем желаний (Дан. 9: 23). У него были священные желания, он хотел хорошего, святого, жил не только жизнью сей. Так чтобы и мы не изумились, а сказали: – Господи, я ждал Тебя, где Ты был? Приди. А ты, смерть, не приходи! Нет, смерти мы не скажем «приди», потому что это приводит нас в ужас. А скажем: «Приди, Господи!» Так заканчивается и Священное Писание: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20) Да, приди, Господи Иисусе! Приди, Христе мой! Христа я ожидаю, а не жду конца, я не в отчаянии, я сильно хочу жизни, потому я и в Церкви. Я не люблю смерть, не люблю мрак, не люблю одиночества, а люблю Христа. Поэтому я знаю и как радоваться тому, что Христос дает мне в этой жизни, и как правильно ждать Его в другой жизни. Церковь так смотрит на вещи, так нам говорит Бог.

http://pravoslavie.ru/92532.html

Моисей был смиренным и народолюбивым. За это Господь сделал его вождем своего избранного народа и даровал ему чудесную силу. Анна была бесплодна, но она много молилась Господу, и Господь услышал ее и дал ей сына – великого пророка Самуила. Давид молился, когда шел с пращей против страшного Голиафа. И Бог дал ему силу, и победил он сильнейшего. Царь Давид согрешил, но горько плакал и каялся перед Богом, и Бог все простил ему и благословил великим благословением – рождением от колена его Спасителя мира. Царь Соломон просил у Бога не богатства и славы, а мудрости. И Бог дал ему мудрость и дал к ней и богатство, и славу. Царь Манассия тяжко согрешил перед Господом, ибо поклонился идолам. За это был он отведен в оковах в рабство. Но покаялся, и Господь простил его и снова вернул на Царский престол в Иерусалим. Праведный Иов сильно пострадал от сатаны, который погубил его детей, уничтожил скот, сжег дом и принес страшную болезнь. Но Иов уповал на Бога и не потерял веру и надежду. За это Бог исцелил и возвысил его и вернул ему все, что он потерял, и дал еще больше того, чем он имел. Пророк Даниил соблюдал пост и не хотел нарушить его. За это Бог сохранил его от всех бед. И когда он был брошен к зверям, звери стояли перед ним, как ягнята, и не хотели нападать на него. Три отрока Вавилонских ни за что не хотели кланяться идолам, и были брошены в огненную печь. Но Бог спас их, и не сгорели они, но остались живы, и Бог прославил их. Апостол Петр трижды отрекся от Христа, но горько и слезно каялся, и Христос простил его. Женщина-грешница плакала перед Господом в покаянии, и Господь простил ее. Разбойник на кресте покаялся и помолился Господу о спасении души и вошел в Рай . Пророки, апостолы и мученики сохранили веру в Бога и Закон Божий, и хотя многие страдания претерпели, были прославлены Господом навеки и вовеки. Но кто бы мог, братья, перечислить все имена праведников и всю милость Божию, которая изливалась на них? Откройте глаза, и вы увидите, куда ведет путь греха, а куда – путь истины. Отвергните путь греха, чтобы он не увел вас в вечную погибель, чтобы прийти вам в Царство Небесное, чтобы ваши имена не были стерты из Книги Живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 1969 году в собрание поступил фрагмент иконостаса, обнаруженный в 1965 экспедицией Государственной Третьяковской галереи в закрытой церкви села Тучкова Селивановского района Владимирской области. Иконы находились в аварийном состоянии и были по существу спасены экспедицией от полного разрушения. В Радищевский музей они поступили под профилактическими заклейками. При реставрации были укреплены и освобождены от поздней записи. Первой в 1975 реставратором высшей категории ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря Г.В. Цируль раскрыта икона " Святой благоверный князь Федор " . Основные реставрационные работы проводились реставратором высшей категории ВХНРЦ О.А. Пригородовой и при ее участии реставраторами музея. Первоначально, еще экспедицией ГТГ, иконостас был датирован XVII веком. После реставрации эта датировка не изменилась. Состав иконостаса. К данному иконостасу в собрании Саратовского музея относится 29 икон. Еще одна находится в собрание ГТГ. Местонахождение двух - образа Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Константина Муромского чудотворца неизвестны. Праотеческо-пророческий чин состоит из икон-двурядиц. Вверху в центре представлена Троица в иконографии " Отечества " . Внизу в центре Пресвятая Богородицы типа Оранты. Слева от центра расположены (соответственно вверху и внизу): праотец Адам и царь Давид, праотец Авель и пророк Исайя, праотец Авраам и пророк Моисей, праотец Мелхиседек и пророк Иона, праотец Иаков и пророк Аггей, праотец Енох и пророк Даниил, праотец Ной и пророк Аввакум. Справа от центра праотец Сиф и пророк Соломон, праотец Иаред и пророк Иезекеиль, праотец Исаак и пророк Гедеон, пророк Малахия и пророк Иона, праотец Рувим и пророк Михей, праотец Иосиф и пророк Захария, праотец Вениамин и пророк Наум. В Деисусном чине восседающему на Небесном Престоле Вседержителю наряду с Пресвятой Богородицей (местонахождение неизвестно), Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом, святителем Николаем, митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, предстоят муромские чудотворцы князья Константин (местонахождение неизвестно) , Федор и Михаил, а также и Петр и Феврония Муромские (последняя в собрании ГТГ).

http://sobory.ru/article/?object=04166

Первый исторический факт из жизни пророка, какой передает нам Библия, – это отведение его в плен в Вавилон: Навуходоносор, говорится в Дан. 1:1–6 , пришел к Иерусалиму, осадил, а затем и взял его, забрал с собою часть сосудов из храма Иерусалимского и не мало пленников, из которых велел выбрать знатных отроков для воспитания при царском дворе; в числе этих отроков был и пророк Даниил с тремя своими друзьями. Событие это помечается третьим годом царствования Иоакима, царя иудейского 748 . Такая хронологическая дата, как замечает Рейнке 749 , определяется решительно во всех древних переводах книги Данииловой; тем не менее, мы должны обратить на нее особенное внимание в виду разного рода затруднений, соединенных с этим вопросом библейской истории. Дело в том, что дата книги Данииловой, по-видимому, противоречит другим местам библейских книг. Пророк Даниил говорит, что в 3-й год Иоакима Навуходоносор, царь вавилонский, осадил и взял Иерусалим 750 ; между тем, пророк Иеремия в четвертый год того же Иоакима только предсказывает народу семидесятилетнее пленение вавилонское, говоря о нашествии Навуходоносора, как о будущем еще событии 751 , – следовательно, до того времени Навуходоносор никак не мог быть в Иерусалиме, а тем более взять его. Говорит Иеремия, затем, о битве при Кархемише, когда Навуходоносор разбил фараона Нехао и завладел всеми подвластными ему землями (в том числе и Палестиной); и эта битва была тоже в 4-й год Иоакима 752 ; до этого же времени Навуходоносор не был и не мог быть в Иерусалиме, так как в виду именно битвы пророк Иеремия и говорит о 70-летнем плене вавилонском, считая совершенно естественным и необходимым то обстоятельство, что, после поражения фараона, Иудея, как подвластная ему, перейдет в руки вавилонян. Год спустя (в пятый год Иоакима) был назначен в Иерусалиме общенародный пост с целью, по-видимому, умолить Господа и чрез то отвратить бедствие, предсказанное пророками, – разрушение Иерусалима и храма и опустошение всей Иудеи 753 ; следовательно, даже и в 5-й год Иоакима Навуходоносор видимо еще не коснулся Палестины. Как же, после этого, смотреть на дату книги Данииловой, по которой уже в 3-й год Иоакима Иерусалим был взят вавилонянами? Необходимо обратить особенное внимание на этого рода обстоятельство и решить так или иначе кажущееся противоречие. В общем мы коснулись уже царствования Иоакима и событий, соединенных с битвой при Кархемише; теперь займемся частностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010