22–23. Камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех ваших. Речь приточная. – Камень, которым пренебрегли зодчии! – строители, он-то и лег во главу угла или стал главным в угле, ибо на нем опирались стены всего здания. Этот камень от Господа, или он получил такое значение в здании по воле Божией. И он дивен в очах ваших: ибо по взгляду вашему он был не пригоден и отвергнут, а он стал главной опорой здания!.. Что такое этот камень? – это вера в спасение от Бога или вера в Бога-Спасителя, которой и жили, и спасались все благочестивые люди Ветхозаветной Церкви. Пророк Исаия, в утешение жителей Сиона, когда им угрожали союзные враги, говорил, что вся надежда должна основываться на вере в явление Сына Девы, Эммануила, о котором говорил ему Бог: «Вот, Я полагаю в основание на Сионе Камень, испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.7:9–16; 8:7–18; 28:16 ). Потом пророк Даниил, в своем знаменательном сновидении, созерцал «камень, который оторвался от горы, без содействия рук, и сам соделался великою горою, и наполнил всю землю». Этот камень означал, что «Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится» ( Дан.2:34–35,44 ). Это царство Христа Спасителя, как об этом Он и Сам засвидетельствовал... Не задолго пред своими страданиями, находясь во храме, Христос обличал первосвященников и старейшин притчей о том, что они отвергнут Сына Божия, Мессию и Спасителя, и даже убьют Его, и затем приводит им пророчество, что Он и есть тот Камень, который отвергли зиждущии, т. е. они – строители Царства Божия, но который соделался главою угла» ( Мф.21:42–46 ). Это подтвердил потом первоверховный Апостол Пётр народу в присутствии первосвященников, начальников стражи при храме, старейшин и книжников, говоря: «да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что Иисус Назорей, которого вы распяли, которого Бог воскресил из мертвых, Он есть камень, пренебреженный ними зиждущими, по сделавшийся «главою угла», и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:1–6,8,10–12 ; ср. 1Пет.2:5–8 ). И Апостол Павел говорит Ефесянам: «вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным Камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (т. е. в церковь ) ( Еф.2:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Поскольку в обетовании не говорилось мужа, но просто сын жены=Ζαρ εσ, то следует, что было сказано к объявлению того, что будущий избавитель, хотящий сокрушить главу змия, будет сыном жены, без мужа зачатый, то есть сыном человека, ибо между семенем жены безбрачной и семенем змия объявлялась между сыном человека и змия вражда. В этом смысле ожидали Спасителя все этносы и народы. Пришествие Спасителя и Избавителя было общим чаянием всех языков. Народы ожидали некоего Спасителя, надежда же Израиля была содержанием его служения. Через ожидаемого Спасителя человечество надеялось получить все будущие блага. От него ждали упразднения тирании диавола, освобождения человеческого рода от работы вражия и примирения, и общения с Богом. Ожидаемого сего Спасителя и Избавителя человечества пророк Давид описывает как сына человеческого ( Пс.2, 109:1 ). Также и пророк Даниил Христом игуменом 1 называет будущего Избавителя, которого он видел в откровении в образе сына человеческого и время пришествия которого определяет. ( Дан.9, 10 ; Иез.1 ). Таким образом, имя Сын Человеческий было точное характерное имя Спасителя, под которым ожидали Его все колена земные, посему и Спаситель наш, всякий раз, говоря о Себе, употреблял это характерное имя. В Евангелии от Матфея, Господь, говоря о Себе, 28 раз называет Себя Сыном Человеческим. Такая точность наблюдается и у остальных евангелистов: Марка, Луки и Иоанна. Имена Иисус Христос , Еммануил, Сын Благословенного и сын Давида, каждое из них применяемое, не может выразить смысла, который выражает характерное имя Сын Человеческий, ибо Иисус выражает только смысл Спасителя человечества, Мессия=Христос (Помазанник) – смысл пророческого, архиерейского и царского достоинства Спасителя; имена же Сын Благословенного и сын Давида: первое – божественную природу Христа, второе же показывало природу и происхождение. Итак, никакое из этих имен не могло дать полного и совершенного смысла лица Господа нашего, ибо каждое имя определяло одно Его свойство, выражало один Его характер. Значит, была необходимость характеризовать Себя именем собирательным, в котором проявлялись бы все Его особенности. Таковым, как наиболее правильной характеристикой Своего лица, посчитал Богочеловек Господь имя Сын Человеческий; избрание же имени Спасителя указывает на совершенное предназначение богочеловека и выражает все в совокупности свойства Его. 3. О чаянии языков

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

На куполе основного храма Святой Троицы традиционно изображён Вседержитель, окруженный поясом ангельских сил, Богородицей (на западе) и Предшественником (на востоке). На следующем поясе изображены пророки Елисей, Илья, Даниил, Исаия, Захария, Иеремий, Моисей, Давид, Соломон, Малахий, Авдий, Аввакум, Осия, Иезекииль, Амос и Иона. В треугольных формах появляются евангелисты со своими знаками, все за исключением Луки, который рисует Богородицу, а не пишет Евангелие. На поверхностях между треугольниками изображены фигуры Христа, патрирхов Исаака, Авраама и Иакова. Под аркой купола алтаря изображена Богородица среди ангелов и Богородица Платитера. Ниже - Беседа апостолов, а по нижнему поясу - совместная литургия иерархов Григория Теолога, Василия, Иоанна Христосома, Григория Диалога. В центре свода - Пятидесятница, ниже Святая Троица. Почти всю северную стену занимает сцена Снятия. Во акрой купола тигеля изображено Очищение. Под сводами - архангел Михаил, на южной стене - Святой Аефал, на северной - Видение Святого Петра Александрийского. На восточной стене помещения для диаконов изображен Святой Кирилл Александрийский во время богослужения. Над очагом - архангел Гавриил. На южной стене - Святой Игнатий Теофор. Под сводом южной арки основного храма расписано Благовещение и Крещение. Из-под сцены Благовещения достаточно хорошо просматриваются фигуры святых Константина и Елены на более древнем слое. В центре свода Христос Эммануил и на куполе - Рождество и Сретение. Ниже на южной стене фигуры святых Святых Николая, Спиридона, Харалампия, Прокопия, Никиты и Святого Онуфрия. На куполе южной стены Пир Ирода и Обрезание Предшественника. На переднем плане - Святой Лаврентий. На восточной стороне южной колонны изображен апостол Пётр и на восточной стороне северной колонны - апостол Павел. Под северным сводом изображены Преображение и Распятие, ниже под последним просматривается образ архангела Гавриила с более древнего слоя. В центре купола - Христос, на северном куполе Пробуждение Лазаря и Вербоносец. Ниже на северной стене изображены фигуры Святой Екатерины, Меркурия Артемия, Виссариона - архиепископа Ларисы и Трикалы, Ахиллея Ларисы, Марии Египетской. На куполе между иконостасом и амвоном - пророк Илья в пустыне, и в центре - Святой Моисей Эфиоп.

http://sobory.ru/article/?object=28092

Перейдем к размышлениям о происшедшем с пророком Аввакумом 797 святых отцов Церкви, а точнее трех ее вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Святой Василий Великий в своем знаменитом слове о Святом Духе к св. Амфилохию, епископу Иконийскому излагает православное учение о Свя­том Духе, противостоя духоборцам, не признававшим божественность Духа Святого. Св. Василий указывает на разницу между бесплотными духами и Духом Святым. Ангелы, бесплотные духи, находятся в определенном мес­те, а Дух Святой – сразу всюду. «О прочих силах верим, что каждая находится в определенном месте. Ибо ангел, представший Корнилию, не был в то же время и у Филиппа 798 , и ангел, беседовавший с Захарией у алтаря кадильного 799 , не занимал в то же время свойственного ему места на небе. О Духе же веру­ем, что Он в одно время действует в Аввакуме и в Данииле в Вавилонии 800 , вместе и с Иеремией в колоде 801 , и с Иезекиилем на Ховаре 802 . Ибо Дух Господа наполняет вселенную 803 » 804 . Это, действительно, потрясающая картина! Вавилонский царь знает, что во всех странах и землях его неустрашимые, не знающие преград воины. Он мнит себя царем вселенной. А в это время на иудейских полях в Авва­куме, в Иерусалиме-граде в посаженном в колоду Иеремии, у реки Ховар в Месопотамии в Иезекииле и в львином рву Вавилона в Данииле – одновре­менно один и тот же Божий Святой Дух! Дух Божий, наполняющий вселен­ную, Царь царей, царствующий всюду. Не о дыхании воздуха, а о действии Духа Божия вместе с Иовом Многострадальным мог бы сказать и Аввакум, и Даниил, и Иеремия, и Иезекииль: Дух Божий в ноздрях моих! 805 . Этим Духом дышали пророки повсюду, будь то поле разоренной Иудеи или Вавилонская река ссыльных переселенцев, будь то колода в Иерусалиме или ров львиный в Вавилоне. И не знанием и пониманием судеб Божиих, да и не слепой покорностью воле великого Бога («Аллах акбар!»), а дыханием всю­ду сущего Духа Божьей любви и премудрости жили и утешались пророки в обстоятельствах лютейшей неправды здесь на земле. Вот Божья теодицея!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

138, 15). Господь показал нам средство, которым можем и должны укреплять немощь человеческого естества во время нашествия напасти. Он обратился к усиленной молитве. Ученикам, побеждаемым сном, Он заповедал: бдите и молитеся, да не внидите в напасть (Мф. 26, 41). Чтоб пришедшая напасть не объяла человека, не овладела им, не поглотила его, необходима молитва. Необходима во время напасти для побеждения напасти та духовная сила, тот Божественный непоколебимый мир, которые приносятся молитвою. Для побеждения сатаны, стремящегося помыслами печали, безнадежия и отчаяния потрясти и погубить человека, подвергшегося напасти по Божию определению, для того чтоб не оскудела вера наша во время напасти, нужна молитва. Она нужна нам, чтоб посреди самой скорби мы могли ощутить, по завещанию апостола, всяку радость, которую он повелел нам иметь, егда впадем в искушения различна (Иак. 1, 2). Благодатное утешение от молитвы может получить только предочищенный постом, и может сохранить только поддерживающий чистоту свою постом. Примеру Господа последовали и последуют истинные рабы Господа. Еще в Ветхом Завете водимый Духом Христовым святой Давид в особенно трудных обстоятельствах жизни усугублял свой пост и свои молитвы (2Цар. 12, 16; Пс. 34, 13). Подобно ему святой пророк Даниил, уразумев из книги пророка Иеремии, что исполнилось число лет, назначенных Богом для пребывания плененных иудеев в Вавилоне, что наступило время возвращения их в Иерусалим, обратился с напряженною молитвою к Богу о избавлении иудеев, усиливая молитву постом: вдах, говорит он, лице мое ко Господу Богу, еже взысками молитвы и прошения в посте, и во вретище, и в пепеле. Имолихся ко Господу моему, и исповедахся (Дан. 9, 2-4). Состояние, в которое приводят человека пост и молитва, особенно способно к приятию Божиих благодеяний и Божественных откровений. Так милостыни, молитвы и пост Корнилия-сотника предстали пред Бога и доставили ему величайшее благо: познание Христа. Бех постяся, и моляся в девятый час в дому моем, поведал о себе сотник апостолу Петру, и се муж ста предо мною во одежде светле.

http://pravoslavie.ru/3090.html

150 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» ( Ис. 66, 22–24 ). Все народы будут приходить на поклонение Богу, все спасенные увидят возмездие злодеям, которое совершит Господь. А новая жизнь никогда не кончится – она вечная. Произойдет процесс завершения творения. Сейчас многие люди чувствуют полную ненормальность своего положения, на себе ощущают незавершенность творения. 151 Как писал апостол Павел: «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 8, 22 ). Так вот, когда все христиане, все призванные и спасенные из всех народов, наконец-то, войдут в славу Бога, тогда все творения сделаются обновленными и исцеленными на века. Как говорит апостол Иоанн: «Ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» ( Откр. 21, 1 ). Море исчезает, как свидетельствует пророк Исаия: «„Иссохни!,, и реки твои Я иссушу» ( Ис. 44, 27 ). Бог говорит, что иссушит океанические течения, уничтожит моря. Житейское море, суета исчезнут. «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр. 21:2 ). Священное Писание рассказывает о неком удивительном месте, сердцевине мира. Причем оно упоминается во всем Писании, начиная с первой Книги Бытия и до последней – Книги Апокалипсиса. Этим центром мира является Иерусалим. Его история начинается с поразительного послушания Авраама, когда он в земле Мориа готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака. И еще до этого в городе Салиме, будущем Иерусалиме, жил удивительный царь и священник по имени Мелхиседек. Он является прообразом Иисуса Христа – Царя, Священника, не имеющего ни начала, ни конца, пребывающего Первосвященником всегда. Итак, когда Иерусалим зарождается, то становится центром Божиих действий в этом мире. При исходе евреев из Египта Бог обещает им, что создаст место Своего покоя на некой Святой Горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вы увидели, какими особенными свойствами наделен Бог . Он ограничивает в Себе безграничное, чтобы так преподнести его нам. Для нас Он невозможное делает возможным, чтобы мы смогли принять Его и по мере своих сил ощутить внутри себя. Он – на высоком Престоле, дабы показать, что у Него нет врагов, а значит, и не существует иного Победителя, кроме Него Самого. Он одержал победу над всеми врагами и превыше всякой суеты и всякого тления – без того, что так мучает нас и заставляет забывать о Боге. Вот таков Господь. Он высоко, но вместе с тем Он с нами и в нас, мы вмещаем Его, и Он охватывает нас. Его Престол Иезекииль называет подобием престола ( Иез. 1:26 ). А Даниил говорит: Престол Его – как пламя огня ( Дан. 7:9 ). Почему подобие престола? Почему как свет, как огонь? Для того, чтобы показать, что не существует ничего схожего с Ним, что Престол Бога уникален. И следовательно, Престол и Бог имеют общую нетварную природу Божества. Они не есть нечто физическое, но духовное, Небесное, невыразимое. И поэтому для обретения Бога нам необходимо узнать, как Он движется, как говорит, как выражает Себя через символы, через Престол, через что-либо иное, с тем, чтобы понять Его и познать. В Откровении сказано: И вот, престол стоял на небе ( Откр. 4:2 ). Какие дивные слова! Святой Иоанн своими глазами видел это зрелище и убежденно рассказывал о нем, чтобы смогли и мы поверить в то, что это правда. Он не говорит, что где-то там, наверху, есть Престол, но: «И вот, – говорит, – вот здесь – Престол. Он стоит на Небе». А поскольку Престол не имеет предела, ибо составлен из надмирных элементов, то способен находиться одновременно и на Небе, и посреди нас. В другом месте Откровения сказано, что он поставлен в центре Горнего Иерусалима. То есть Престол возвышается в самой Церкви, и только в ней возможно обрести Бога. Из других повествований Священного Писания очевидно, что, когда речь идет о Небесах, подразумевается Престол, и наоборот, когда говорится о Престоле, подразумеваются Небеса, чтобы, глядя в небо, мы знали, что это рубашка, покрывающая Бога. Пророк Исаия называет землю подножием (см.: Ис. 66:1 ; Деян. 7:49 ; Мф. 5:35 ). И другие пророки говорят так, чтобы напомнить нам, подножию, что вездесущий и великий (Он настолько велик, что не имеет ни сравнительной, ни превосходной степени) Бог непременно ходит по земле, по-другому и быть не может. Следовательно, куда бы я ни направил свои стопы, то не должен забывать, что там же ступает нога Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

И Святой Дух по существу есть Бог , а не ествественный голубь. Бога же никто не видел, по свидетельству Иоанна евангелиста. А если на Иордан при крещении Христа Дух Святый явился в виде голубя, то лишь при крещении и прилично живописать Духа Святого в виде голубя, а в другом случае никто, имея здравый разум, не изобразит Духа Святого как голубя, так как он на горе Фаворской явился как облако, а в день Пятидесятницы в виде огненных языков, и иначе в иных случаях. Но и Саваофом называетея не один Отец, а вся Святая Троица. По слову неботаииника Дионисия Ареопагита Саваоф переводится с еврейского языка: Господь сил: Господь же сил есть Святая Троица, Отец, Сын и Святый Дух. А ежели пророк Даниил говорит, что он видел Ветхого денми сидящего на престоле; то под ним Ним разумеется не один Отец, но и Сын,-который во второе пришествие свое сядет на престол и будет судить все племена и языки на страшном суде своем. – 53. Еще изображают некоторые, на иконе Блоговещения, Саваофа с дыханием из уст Его, и это дыхание рисуют так, что оно струится в чрево Всесвятой. Но кто видел это? Или, какое священное писание свидетельствует о сем? И откуда это занято? Явно, что такие и другие, подобные, изображения заняты от безразсудных и суемудренных людей, или лучше сказать, от неумных и невежественных. Посему мы повелеваем отныне прекратить таковые суетные и непристойные изображения. А в Апокалипсисе св. Иоанна может быть изображаем Сын, как седовласый, ради оных досточтимых видений, кои являлись сему святому в Апокалипсисе: Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний. Тут Сын Алфою по причине рождения горнего, а Омегою по причине рождения дольнего. Посему-то и св. Максим, изъясняя десятую главу Ареопагита, говорит: «денми ветх и юн Господь. Пишется ои иногда, как Ветхий денми, иногда как Юный. Так и в изречении, – Иисус Христос вчера и днесь тойжде и во веки, слово днесь юнее слова вчера. Пристойно и должно в алтарях святых церквах на место Саваофа водружать крест, т. е. святое распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, так как, сей преданный отцами, исконный, обычай соблюдается во всех святых церквах Востока и повсюду, так же и в Киеве и во всей Малой и Белой России вне владычества Московского. И это распятие означает велие таинство; именно, как Моисей в пустыне вознес медного змия, который прообразовал распятого Иесуса Христа, и как тогда израильтяне, смотря на сего змия, исцелялись от угрызений змей, так и мы, новые израильтяне. «видя в святых церквах распятие и взирая на оное и на страдания Спаса нашего Иисуса Христа, врачуемся от угрызениии невидимого змия, диавола, или от прегршений иаших (смертных и несмертных)». С новогреческого перевел доктор Эллинской словесности Порфирий Епископ Чигиринский. 16 Апреля 1871 г. Читать далее Источник: Киев. В Типографии Губернского Управления. 1871 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И сказал мне этот муж: „сын человеческий! смотри глазами твоими и слушай ушами твоими, и прилагай сердце твое ко всему, что я буду показывать тебе, ибо ты для того и приведен сюда, чтоб я показал тебе [это]; все, что увидишь, возвести дому Израилеву». И вот, вне храма стена со всех сторон [его], и в руке того мужа трость измерения в шесть локтей, [считая каждый локоть] в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость толщины и одну трость вышины» ( Иез. 40:1–5 ). И дальше описывается, как он измерял весь город Иерусалим и святилище Храма. Пророк Иезекииль делал измерения тщательно, ибо городу предстояло быть воссозданным по плану Бога. И Иоанн Богослов измеряет всех людей этой же тростью небесной. Это, в свою очередь, означает, что город Церкви Божией будет воссоздан из этих развалин, восстановлен после страшного запустения и станет вечным городом. Вся Церковь соберется в великий вечный город, и святилище Божие явится во всей своей полноте на земле, когда наступит вечное царство. «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца» ( Откр. 11:2 ). Почему велено не измерять двор храма? Потому что время внешних закончилось, как говорит Господь. К моменту прихода антихриста миссия Церкви будет завершена, Евангелие будет проповедано всем народам земли. Проповедь Церкви будет обращена уже не к язычникам, а только к одному народу на земле – еврейскому. Внешний двор Храма, притвор, будет отдан язычникам – тем людям, которые не захотели до воцарения антихриста прийти ко Христу. Они уже не смогут прийти к Нему никогда, потому что время заканчивается, двери закрываются, как и во дни Всемирного потопа: люди ели, пили, женились, выходили замуж, пока не вошел Ной в ковчег и Бог не закрыл за ним дверь, и пришел потоп, истребивший всех. Так и в конце времен, после того, как двери будут закрыты, двор Церкви – внешнее убранство Церкви – будет отдан язычникам на попрание. Они станут топтать его и разгромят все внешние святыни (все храмы).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Когда появились каноны (а они появились после VII века), песнь трех отроков была разделена на две части, так что первую половину (которая в библеистике называется «молитва Азарии», см.: Дан. 3, 26–56 ) стали петь с седьмой песнью канона, а вторую хвалебную часть (см.: Дан. 3, 57–88 ) – с восьмой песнью канона. И потому ирмосы седьмой и восьмой песней практически всех канонов на великие и двунадесятые праздники обращают нас к Книге пророка Даниила: «В пещь огненную ввержени преподобнии отроцы, огнь в росу преложиша, воспеванием сице вопиюще: благословен еси, Господи, Боже отец наших» – канон утрени на Троицу. Еще эта песнь читается как паремия на Рождество Христово и целиком поется на Литургии Великой Субботы. Почему на Рождество? Потому что это частично и прообраз Рождества Христова: «Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ» (ирмос восьмой песни). Как пещь не опалила отроков, так огонь Божества не опалил утробу Девы. Кроме того, печь – прообраз Крещения: отроки получили крещение в этой самой печи. Сначала они исповедали, засвидетельствовали свою веру. А потом сошла роса – прообраз крещенской воды. Ликующие отроки выходят из пещи обновленными – совсем другими людьми. Огненная пещь – это еще и прообраз воскресения: отроки должны были умереть, но остались живы. Интересная историческая деталь: в русских православных храмах до XVII века Рождественским постом, в одну из двух недель перед Рождеством Христовым (в Неделю святых праотец или в Неделю святых отец) совершался такой замечательный чин – пещное действо. Оно воспроизводило библейскую историю трех отроков: строилось подобие печи, над которым вместо паникадила подвешивалось изображение Ангела: в нужный момент Ангел как бы спускался в огонь печи. Кульминация действа была на седьмой песни утрени, когда отроки (молодые люди, их изображавшие) пели тот самый гимн Творцу, песнь отроков в пещи огненной. – Таинственная четвертая глава – второй истолкованный Даниилом сон Навуходоносора – об огромном плодоносном дереве, которое Бодрствующий и Святой велит срубить, оставив в земле лишь корень – залог будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010