Часть третья. Жизнь и деятельность св. пророка Даниила в плену вавилонском Глава первая. Пророк Даниил при Навуходоносоре Пророк Даниил, как видно из книги его имени, был в числе отроков царского и княжеского рода, взятых в плен Навуходоносором в первое нашествие его на Иудею при Иоакиме 732 , – в частности, был «из сынов иудиных» 733 . Такие указания говорят за то, что пророк происходил из колена иудина и принадлежал если не к царскому, то к княжескому знатному роду. Происхождение пророка из колена иудина, во всяком случае, несомненно: помимо библейского текста, о том же говорит талмуд 734 и все христианское предание 735 . Но другой вопрос трудно решить, – принадлежал ли Даниил к царскому роду или только к знати иудейской. Иосиф Флавий говорит, что пророк был родственник царя Седекии 736 , – очевидно, того Седекии, который был последним царем иудейским; следовательно, вообще принадлежал к царскому роду 737 . Предположение это, конечно, вполне возможно, но за отсутствием точных данных (так как Флавий сам по себе не чужд иногда исторических ошибок и своеобразного толкования исторических фактов) высказаться положительно в пользу его нет оснований. Может быть, сам Иосиф отнес Даниила к царскому роду именно потому, что видел и хотел показать в истории жизни его в Вавилоне исполнение пророчества Исаии о том, что «сыновья Езекии» будут служить при дворе царя вавилонского 738 . Христианское предание тоже решает этот вопрос различно: с одной стороны, относит пророка Даниила к царскому роду Давидову 739 , с другой – причисляет его к самой знатной фамилии вельмож иерусалимских, занимавшей первое место в Иудее 740 . Во всяком случае, пророк был очень высокого происхождения. Предание указывает по имени и отца его: это – некто Саваан 741 ; но что это за личность и какую роль она играла в истории последних царей иудейских, – неизвестно и нет данных строить о ней какие-либо догадки 742 . Называет предание и место рождения пророка Даниила; это – Бефевор или Бефорон верхний, вблизи Иерусалима 743 . Город этот лежал в колене ефремовом, на расстоянии 10–12 миль к северо-западу от Иерусалима и принадлежал к числу левитских городов 744 . И это предание о месте рождения пророка, пожалуй, правдоподобно, хотя согласиться с ним вполне трудно: Даниил был из колена иудина; едва ли, поэтому, родители его могли жить в Бефеворе, который принадлежал колену ефремову и был, притом, городом, назначенным специально для левитов. Скорее можно предположить, что пророк родился и прожил свое детство в Иерусалиме: родители его принадлежали к самой знатной фамилии иудейской, сам пророк уведен был в плен именно из Иерусалима 745 ; следовательно, если даже он родился в Бефеворе или другом каком-либо городке, то детство свое провел в Иерусалиме 746 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Существовал ли когда-нибудь св. пророк Даниил? Есть ли он историческая личность? Если же да, то когда он жил, – действительно ли в эпоху плена вавилонского, как говорят об этом богодухновенные книги священного писания, – или же, может быть, в какой-либо другой период истории иудейского народа? Как ни странными могут показаться на первый взгляд такого рода вопросы (в виду положительного ответа на это слова Божия), тем не менее, надлежащий ответ на них дать необходимо, так как многие из видных представителей протестантской богословской науки не только стремятся подорвать в корне авторитет, подлинность и значение книги пророка Даниила, главного и, можно сказать, единственного источника для изложения жизни и деятельности этого великого пророка, но и отрицают исторический характер самой личности Даниила или же переносят её в какую-либо другую эпоху ветхозаветной истории, предполагая в нашей библейской книге Даниила произведение совершенно стороннего лица, жившего в позднейшую сравнительно эпоху ветхозаветной истории и имевшего в виду свои особые интересы. Попытаемся разобрать такого рода своеобразные взгляды на характер личности или на время жизни и деятельности великого пророка, попробуем доказать их неосновательность, чтобы тем ярче и рельефнее выставить на вид истину библейского повествования. Заметим, притом, что доказать историческое существование пророка Даниила вообще или существование его в эпоху именно плена вавилонского – доказать это исключительно априорным путем едва-ли возможно: ведь это не математическая теорема, где одно с необходимостью вытекает из другого и где путем длинного ряда самых разнообразных аксиом, силлогизмов и выводов можно доказать самое, так сказать, отдаленное предположение. О существовании пророка Даниила (как и всякой вообще исторической личности) мы знаем исключительно из свидетельств историков (главным образом – современных известной личности); в частности о св. Данииле, как историческом лице, мы знаем, прежде всего, из богодухновенной библейской книги, известной под его именем, подлинность и авторитет которой представители указываемых нами взглядов отрицают. Если же, таким образом, хотят подорвать значение основного исторического свидетельства о личности, жизни и деятельности пророка Даниила, то понятно, что восстановить это значение библейского свидетельства и обосновать его достоверность можно не иначе, как только путем разбора коренных основ, а по мере возможности – и всех частностей той или другой рационалистической теории, с целью показать её шаткость и неосновательность. Этим-то именно путем постараемся выполнить свою задачу и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Поучение 2. О Божественном Откровении В предыдущем поучении слышали вы, что учение о православной вере почерпается из Божественного Откровения: ныне скажу вам об этом Божественном Откровении. Божественное Откровение есть то спасительное учение, которое Сам Бог благоволил открыть людям, чтобы они могли истинно веровать в Него, достойно почитать Его и благоугождать Ему, и чрез то достигать своего спасения. Благий Бог от начала мира открывал Свою волю избранным человекам, чтобы они сообщали её другим. Бог беседовал с Адамом в раю, и дал ему заповедь о неядении плодов от древа познания добра и зла. После падения прародителей, Бог обличил их в нарушении данной им заповеди; изрек над ними Свой праведный суд; но в тоже время, по Своему беспредельному человеколюбию, благоволил утешить их, дав им обетование о Спасителе мира ( Быт. 3:15 ). Со времени падения прародителей, разум человеческий помрачился; пороки постепенно умножались и распространялись в роде человеческом, а с умножением пороков ведение об истинном Боге и Его законе затемнялось, и люди предавались беспечности и нерадению о спасении, слепо порабощаясь житейским суетам и порочным страстям. Поэтому, чтобы истинное ведение о Боге и Его святой воле совсем не затерялось в роде человеческом, милосердый Бог многократно открывал Свою волю избранным мужам. Удостаивались Божественных откровений мужи благочестивые, которые своими добродетелями приобретали благоволение Божие и были способны к принятию Божественных откровений и к распространению их между людьми. Таковы были благочестивые патриархи до потопа и после потопа, как то: Адам, Енох, который, по словам апостола Иуды, пророчествовал своим современникам в обличение нечестия и пороков их (Иуд. ст. 14). и за святую жизнь свою взят был с телом на небо ( Быт. 5:24 ). Ной, проповедавший покаяние своим современникам, которых Бог , за нечестие и пороки, осудил на погубление потопом; Авраам, Исаак и Иаков, которым Бог многократно являлся и открывал Свою волю. После праведных патриархов удостаивались Божественных откровений пророки, как то: великий пророк Моисей, который многократно получал откровения, на горе Синае беседовал с Богом и принял от Бога закон; также царь и пророк Давид, пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Захария, и многие другие пророки, наставляемые и руководимые Духом Божиим, возвещали волю Божию, обличали пороки и заблуждения современных людей, учили истинному благочестию, раскрывая дух закона Моисеева, повторяли и объясняли пророчества о обещанном Спасителе рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Закрыть itemscope itemtype="" > Миссионер в сети: дипломат? Аноним? 27.11.2009 332 Время на чтение 7 минут Интернет дает массу возможностей: сказать что-то человеку, живущему на другой стороне земного шара, решиться задать глупый вопрос (конечно, анонимно), найти единомышленников... Как всякий инструмент, интернет не хорош и не плох сам по себе, но может быть употреблен по-разному. Может стать минным полем - или помойкой для слива компромата. А может - полем проповеди и полем радости. Дипломатичный пророк или антидипломатичный миссионер? Миссионер выходит в чуждую по взглядам среду, начинает проповедь среди людей, говорящих на другом языке (не обязательно с лингвистической точки зрения). Перед ним стоит выбор: акцентировать свою принципиальную инаковость или сначала показать, что он такой же человек, как его слушатели? " Для немощных был как немощный " или с порога бескомпромиссное " кто не будет веровать, осужден будет " ? Православный писатель Елена Петровна Чудинова считает, что миссионер по природе своей совершенно беззащитен, иначе это уже не миссионер. Этого не изменят никакие " православные дружины " . Конечно, мы убедились в беззащитности миссионера только что, когда в храме св. апостола Фомы был убит отец Даниил Сысоев. На конференции " Интерактивное Православие: свидетельство, коммуникация, аудитория " 24 ноября, на второй день после погребения отца Даниила, Елена Чудинова пересказывала притчу о миссионерстве. В давние времена один епископ призвал к себе молодого священника и сказал: Чадо, видишь ли ты горы у горизонта? Там живет дикое племя весьма свирепых язычников. Ты должен пойти к ним и рассказать им о Христе. Если у тебя получится - ты станешь у них епископом. А если нет - ты станешь мучеником, и тому, кто придет за тобой, будет легче, потому что у него будет святой заступник. Да, миссионер беззащитен, и при этом он парадоксально " нарывается " , вызывает огонь на себя. Второе свойство миссионера, названное Еленой Чудиновой, - " он по сути своей антидипломат. Да, дипломаты должны быть в природе, но миссионер им быть не должен. Его свойство - обострять те проблемы, которые реально стоят, его должность - обращать на них внимание " . Сейчас образцовым все чаще называется европейское общество - секулярная модель, в которой все истины равноценны, а все учения равноправны. Такая модель как нельзя лучше устраивает светское государство. Однако Россия пока до такой " правильности " не дотянулась, и Елене Чудиновой кажется, что в этом и заключается наша надежда на более продуктивный путь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Печальную картину представляет собою история последних лет существования иудейского царства, постепенно все более и более приходившего в упадок со всех сторон своей политической и религиозно-нравственной жизни. Разрушение это было наказанием Божиим за нечестие и нравственное развращение иудейского народа, как и говорили об этом пророки 584 ; но с чисто-исторической точки зрения оно является совершенно естественным фактом, всегда возможным, а пожалуй и необходимым в историко-политической жизни подобного рода государств. Вся история иудейского царства, особенно в последние времена его, представляет собою непрерывную борьбу благочестия с нечестием, а отсюда и смену двух направлений. Смотря по тому, какой царь сидел на престоле – благочестивый или нечестивый, сообразно с этим слагалась общественная жизнь и всего государства. Благочестивый царь истреблял идолы, лишал должностей, а иногда изгонял и даже умерщвлял идольских жрецов, отдалял сановников, державшихся язычества, восстановлял служение Иегове, призывал священников, государственные должности замещал ревнителями (истинными или мнимыми) закона Иеговы и т. п. С воцарением же нечестивого царя все принимало, конечно, совершенно обратное направление: большинство сделанного к славе Иеговы благочестивым царем истреблялось, восстановлялось все языческое. И такая смена продолжалась всегда; замечается как бы периодическое движение то в ту, то в другую сторону. Единства общественных и государственных интересов не было, потому что все силы направлялись на взаимную внутреннюю борьбу обеих партий, преследующих каждая свои религиозные интересы. Религиозная борьба, естественно, влекла за собою нравственное развращение, потому что неустойчивое религиозное направление не могло дать твердой основы для известного нравственного настроения. При разделении общественных и государственных интересов, при внутренней борьбе государства, забота о внешнем положении его отодвигалась как-то на задний план и потому борьба с сильными тогда восточными языческими государствами была для Иудеи нелегка. Еще Езекии было предсказано о пленении народа его и опустошении Иудеи 585 ; при ближайших же преемниках его началось постепенное фактическое осуществление этого грозного предсказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Иконы храма святителя Николая в Кленниках (ФОТО) Один художник и искусствовед сказал мне как то, что фотографии современных святых очень часто бывают лучше, совершеннее их икон. 7 ноября, 2012 Один художник и искусствовед сказал мне как то, что фотографии современных святых очень часто бывают лучше, совершеннее их икон. Храм Святителя Николая в Кленниках расположен в самом начале московской улицы Маросейка, в нескольких шагах от выхода из станции метрополитена «Китай-город». Прот. Николай Чернышев: Как написать икону современника? ДЛЯ ПРОСМОТРА ГАЛЕРЕИ НАЖМИТЕ НА ПРЕВЬЮ Пресвятая Троица Господь Вседержитель Господь Вседержитель Благовещение Святой архангел Гавриил Святой архангел Гавриил Святой архангел Гавриил Рождество Христово Рождество Христово Распятие Воскресение Христово Воскресение Христово Сретение Господне Вознесение Господне Вознесение Господне Архангел Михаил Святитель Иоанн Златоуст Свт. Василий Великий свт. Василий Великий Апостол Павел Праотец Исаак Праотец Авраам Апостол Петр Апостол Петр Архангел Михаил Пророк Иеремия Пророк Иезекииль Пророк Иеремия Пророк Даниил Пророк Даниил Пророк Давид Праотец Адам Праматерь Ева Пресвятая Богородица Пресвятая Богородица Икона Пресвятой Богродицы Знамение Пророк Давид Пророк Иоанн Креститель Пророк Иоанн Креститель Вознесение Господне Вознесение Господне Пророк Исаия Пророк Исаия Пророк Моисей Пророк Иаков Праотец Ной Архангел Архангел Архангел Святой евангелист Лука Евангелист Марк Евангелист Марк Евангелист Иоанн Евангелист Иоанн Евангелист Матфей Евангелист Матфей Благовещение Благовещение Архангел Гавриил Благовещение Евангелист Марк Евангелист Лука Евхаристия Евхаристия Знамение Евхаристия У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/klenniki-ikony-hrama/

Статистика Даниил, прор. За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 - 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ( " Мене, Такел, Фарес " ), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, " потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно " . Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: " Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие " (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://lib.cerkov.ru/authors/52

Церковь празднует память пророка Даниил и святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила 30 декабря, 2014. Новостная служба Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение — огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока — Анания, Азария и Мисаил — были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 — 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. 30 декабря, ПРАВМИР. Церковь празднует память пророка Даниил и святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу — дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение — огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока — Анания, Азария и Мисаил — были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 — 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Содержание Часть первая (вводная). Личность св. пророка Даниила и характер его богодухновенной книги Глава первая. Историческое существование пророка Даниила, и именно в эпоху вавилонского плена (разбор отрицательных взглядов и положительное обоснование этой истины) Глава вторая. Исторический характер книги Данииловой, как источника для жизнеописания сего пророка Часть вторая. Исторические условия, при которых проходила деятельность св. пророка Даниила Часть третья. Жизнь и деятельность св. пророка Даниила в плену вавилонском Глава первая. Пророк Даниил при Навуходоносоре Глава вторая. Пророк Даниил при преемниках Навуходоносора до падения вавилонской монархии Глава третья. Пророк Даниил при царях мидо-персидской династии     «Во время плена вавилонского, как оригинально выразился один библиолог, народ иудейский совершенно не имел своей истории: на время она окончательно прервалась» 1 . Действительно, живя в Вавилоне, в плену, народ богоизбранный остается как-то в тени и ничем не заявляет своего политического существования. И если бы не было св. Даниила, великого пророка вавилонского плена, тогда и непродолжительное сравнительно по числу лет, но богатое по внутреннему содержанию своему время этого плена было бы для нас довольно бесцветным и неопределенным 2 . И те западные, протестантские экзегеты-историки, которые, как увидим впереди, совершенно отрицают историческое существование св. пророка Даниила или переносят этого праведника в другую эпоху библейской истории, раннейшую или позднейшую вавилонского плена, как-то слишком бледно отзываются и вообще о времени этого плена, – всю историю которого даже в самых обширных и обстоятельных руководствах своих помещают на 2–3 страницах. Между тем плен вавилонский по существу имеет весьма важное значение в исторической жизни иудейского народа: это – эпоха его перерождения, наказание за прошлое, но вместе и возрождение для будущего. История пророка Даниила особенно рельефно выдвигает на вид внешнюю по преимуществу сторону вавилонского плена: она значительно окрашивает её и придает ей гораздо больший интерес и значение. Излишне, поэтому, и прибавлять, насколько важна и интересна для богослова-библеиста история жизни и деятельности св. пророка Даниила: светлая личность его настолько заметно выделяется в виду истории богоизбранного народа, что привлекает к себе особенное внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

     Пророк Даниил — один из удивительных ветхозаветных пророков, называемый в Библии «муж желаний». Он настолько угодил Богу своей праведной жизнью, горящим духом и смирением, что Господь даровал ему разум видеть тайный смысл событий настоящего, прошлого и будущего. Пророк Даниил сподобился откровения Божия о грядущем Спасителе, судьбе народа израильского и о последних временах — о том, что впоследствии Господь открыл только Своему любимому ученику Иоанну Богослову. Большую часть своей жизни святой пророк пробыл в вавилонском плену, где прославился мудростью и прозорливостью, и был приближен к правителям. Многим испытаниям был подвержен Даниил, но Бог всегда помогал Своему избраннику, так, что даже голодные свирепые львы не смогли причинить ему никакого вреда. В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря вышло житие преподобного Иоанна Дамаскина, изложенного для детей Ириной Судаковой: «Иоанн, святой из Дамаска». Предлагаем вашему вниманию первую главу из «Жития пророка Даниила». Загадочные слова: мене, текел, фарес Когда Навуходоносор умер, царство Вавилонское начало терять свою силу. За короткое время в нем сменилось четыре царя. Последним вавилонским государем из потомков Навуходоносора стал Валтасар. Это был убежденный язычник и, к тому же, человек очень легкомысленный. Он не придавал никакого значения чудесам, явленным Навуходоносору. Валтасар окружил себя вельможами, которые во всем угождали ему. А Даниил к тому времени был удален от царского двора. Однажды Валтасар устроил большой пир и веселился со своими вельможами. Во время пиршества царь вспомнил о драгоценных сосудах, принесенных в Вавилон из Иудеи еще Навуходоносором. Это были священные сосуды из иерусалимского Храма. Они предназначались только для богослужения. Но Валтасар приказал принести эти сосуды и налить в них вина и вместе со своими гостями стал пить из них. При этом царь восхвалял своих идолов. За такое кощунство последовал Божий суд: в воздухе вдруг появилась кисть руки, которая писала на стене какие-то непонятные слова. Валтасар изменился в лице, затрепетал от ужаса и закричал, чтобы к нему немедленно привели магов, мудрецов и гадателей. Но ни один из явившихся не смог даже прочитать начертанных на стене слов.

http://pravoslavie.ru/93483.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010