в) Жизнь и деятельность пр. Даниила при Дарии Мидянине Но его слава и влияние не только не умалились, но еще приобрели большее значение, и лично для него, в глазах новых завоевателей, и в глазах своего народа, плененного после падения царства вавилонского. Сам Даниил, в своей книге ( Дан.1:21 ), заметил: «и бысть Даниил даже до перваго года Кира царя», т. е. свою должность при дворе, внимание к себе царей и влияние на дела Даниил сохранил не только при царях вавилонской монархии, но и при Дарии Мидянине. И действительно, при Дарии Мидянине 6 Даниил опять был возвеличен властью и честью, будучи в числе трех главных вельмож царя ( 2Езд. 3:9 ), поставленных во главу управления над 120 сатрапами, и царь намерен был поставить его и над всем своим царством. Зависть овладела тогда прочими вельможами и сатрапами, и они стали придумывать, как бы унизить его в глазах царя; но это послужило только к большему возвеличению славы Божией. По клеветам завистников, за неисполнение царской заповеди – в течение 30 дней не поклоняться никакому божеству кроме Дария, Даниил брошен был на съедение львам, и остался невредимым 7 , тогда как вслед за тем брошенные к ним клеветники его тотчас были ими растерзаны. Царь по всему царству обнародовал тогда указ, чтобы все благоговели пред Богом Данииловым, который творил чудеса и знамения на небе и земле и Даниила избавил ото львов ( Дан.6 ). Находясь в великой силе при Дарии, Даниил, в 1-й год царствования его над царством халдейским 8 , по случаю размышления своего, сопровождавшегося постом, покаянием и молитвою, о пророчестве Иеремии касательно 70-летнего пребывания евреев в плену ( Иер.25:3–12 ), уже близившемуся к концу по пророчеству, а на самом деле, ввиду действительного положения евреев в плену немыслимого, утешен был великим откровением чрез ангела Гавриила о времени пришествия Мессии ( Дан.9 ). г) Жизнь и деятельность пр. Даниила при Кире Преемник Дария, Кир, оставил Даниила в прежнем его достоинстве и прежней силе ( Дан.6:29 ). Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского ( Дан.1:21; 14 – глава о Виле и драконе), хотя, по-видимому, Даниил и не жил уже в Вавилоне, а жил в Сузах ( Дан.8:2 ; ср. И. Фл. Ant. X. 11. § 7; Bochart, Georg, Saeva III. 14). При этом царе, полагают, Даниил открыл обман жрецов Вила и не хотел покланяться дракону. Это еще раз низвело Даниила в ров львиный, где он был напитан пророком Аввакумом и пробыл не одну только ночь, как прежде, при Дарии, но целые 6 дней ( Дан.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

При Кире Иудеи, наконец, получили свободу возвратиться в свое отечество ( 2Пар.36:22,23 ; 1Ездр. 1 ) 9 . Даниил между тем оставался в Персии и не возвратился в землю отечественную, может быть, потому, что указ о дозволении пленным иудеям возвращаться на родину не простирался на состоявших в службе государственной; а может быть, и сам Даниил предпочел остаться при дворе царском, чтобы быть полезным для своих соплеменников, как оставшихся в переселении, так и возвратившихся в отечество, но и там состоявших под властью царей персидских. Но хотя Даниил не видел отечественного города и своей страны, тем не менее Господь не оставлял утешать его откровениями о будущей судьбе царств и в особенности народа Божия и о пришествии Мессии-Избавителя. Так, в 3-й год единовластительства Кирова, при начале весны, когда Даниил находился на берегу большой реки Тигра, ему принесено было ангелом откровение о преемниках Кира, об Александре Великом и о наследниках его державы в Сирии и Египте, наконец, об антихристе и об избавлении чрез Мессию ( Дан.10–12 гл.). д) Предания о последующей судьбе пр. Даниила, месте его смерти и погребения О последующей судьбе пр. Даниила ничего достоверного не известно. Одно можно сказать с положительностью, что Даниил дожил до глубокой старости. Если положим, что отведение его в Вавилон последовало на 18 году его жизни, то уже в 3-й год царствования Кира, когда Даниилу открыто было последнее видение (X–XII гл.)., ему было слишком 90 лет 10 ; а если допустим, что Даниил жил и во все время царствования Кира, продолжавшегося 7 лет, то можно допустить, что он умер около ста лет от роду. Где умер и погребен пророк, об этом говорят различно. По одним источникам (Epiph. de vit. proph), он умер в Вавилоне, а по другим – в Мидии, в Екбатанах, или в Сузах. Иосиф Флавий (Иуд. др. гл. 10:11) повествует, что в его время в столице мидийского царства – Екбатанах, существовала башня, построенная Даниилом. Она была гробницею царей персидских и мидийских и охранялась иудейским священником. Путешественник XII в., Вениамин Тудельский, рассказывает, что в Хузистане – древних Сузах, – он видел могилу пророка Даниила. 2. Современное пророку Даниилу состояние язычества и Иудейства

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

О Господи Боже, Создатель и Вседержитель, единый Боже, единый Творче, добрый источник благости, Тебе кланяемся и Тебе молимся: наставь нас к доброму концу Духом Твоим Святым, чрез Господа Иисуса Христа. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 2 декабря 1. Св. пророк Аввакум . Сын Асафатов из колена Симеонова. Пророчествовал за 600 лет до Христа, в правление царя Манассии. Предрек опустошение Иерусалима. Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, подступил к Иерусалиму, Аввакум укрылся в стране Измаильской, откуда затем снова вернулся в Иудею, где жил, занимаясь земледелием. Однажды, когда нес он обед жнецам на поле, вдруг явился ему Ангел Господень и сказал: Отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю ( Дан. 14:34–35 ). Тогда Ангел взял его за волосы и в один миг перенес в Вавилон, на огромное расстояние, в львиный ров, куда в наказание от царя Кира был брошен пророк Даниил – за то, что не поклонился идолам. Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе , – крикнул ему Аввакум. И взял Даниил пищу и ел. Затем сей Божий Ангел опять поднял Аввакума в воздух и перенес в Иудею, на его поле. Сверх всего прочего, пророчествовал Аввакум об освобождении Иерусалима и о Христовых временах. Упокоился в глубокой старости и погребен в местечке [Кеил] (Кела). Его мощи были открыты в эпоху императора Феодосия Великого. 2. Св. мученица Миропия . Родилась в Ефесе, в христианской семье. По смерти отца переселилась с матерью на остров Хиос, где и пострадала за Христа. Мученическая кончина сей святой девицы имела место вскоре после страданий и смерти славного мученика Исидора (см. 14 мая). Когда палачи обезглавили Исидора, храбрая Миропия тайно взяла его тело, помазала благовониями и с честью похоронила в особом месте. Злой и бесчеловечный князь Нумериан услышал, что тело мученика украдено, и хотел казнить стражей. Узнав о том, что невинные люди пострадают за ее поступок, блаженная Миропия сама явилась к властям и призналась, что взяла и похоронила тело мученика. По приказу князя святую Христову девицу жестоко бичевали по всему телу, а затем, всю израненную, бросили в темницу. Однако Господь не оставил Свою мученицу без утешения. В полночь воссиял в подземелье небесный свет и явилось множество Ангелов, посреди которых [стоял] святой Исидор. «Мир тебе, Миропия, – сказал он святой девице, – взошла твоя молитва к Богу, и скоро ты будешь с нами и воспримешь уготованный тебе венец». Святая страдалица возрадовалась [о сем] и в ту же минуту предала свой дух Богу. От ее тела источилось дивное благоухание, наполнившее всю темницу. Один из стражей, увидев и ощутив всё это, уверовал во Христа, крестился и вскоре и сам претерпел мученическую смерть. Святая Миропия преставилась в вечность в 251 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«в храме царя»), т. е. в царском дворце в Вавилоне 759 . Предпочтение в данном случае нужно отдать книге Данииловой, так как её показание подтверждается вполне свидетельствами других библейских мест 760 ; впрочем, и показание книги Паралипоменон, что сосуды были отданы во дворец, не противоречить истине: объясняется оно просто тем, что, по свидетельству даже клинообразных надписей, дворец Набопалассара и Навуходоносора был выстроен вблизи храма или как бы вокруг его 761 . Таким образом, и книга Даниилова передает о том же первом нашествии Навуходоносора при Иоакиме, о каком говорится и в книге Паралипоменон; нашествие же это, по книге Иеремииной, не могло быть раньше 4-го года Иоакима. Итак, на основании библейских данных получаем такую комбинацию фактов: в 4-й год Иоакима (который был и 1-м годом Навуходоносора) последний пошел войною против фараона Нехао и разбил его при Кархемише 762 ; скоро после того Навуходоносор двинулся на Иудею, взял Иерусалим, причем заключил Иоакима в оковы, но, удовлетворившись, вероятно, покорностью его, возвратил его на царство, а сам захватил сосуды из храма и пленников 763 . Иоаким был верен Навуходоносору 3 года, потом отложился от него, терпел тревожные нападения со стороны соседних мелких народцев и среди этих превратностей судьбы умер, не испытав на себе вторичного нападения Навуходоносора. Теперь вопрос в том, как расположить эти события по годам царствования Иоакима, – когда Навуходоносор первый раз овладел Иерусалимом, откуда считать три года верности Иоакима. Обратимся за помощью к светским историкам, так как у библейских писателей касательно этого хронологических дат вовсе нет, а с показанием книги Данииловой, относящей первое нападение Навуходоносора к 3-му году Иоакима, согласиться пока нельзя, в виду противоречия его данным книги Иеремииной. Иосиф Флавий передает нам об этих событиях таким образом. В четвертый год царствования Иоакима, говорит он, Навуходоносор, получив самодержавную власть в Вавилоне, отправился с войском к Кархемишу, чтобы вступить в битву с фараоном Нехао; здесь (при Кархемише) фараон был совершенно разбит, а Навуходоносор (двигаясь, очевидно, за ним) завоевал всю Сирию до Пелузиума (в Египте), кроме одной только Иудеи; к Иерусалиму же он подступил в восьмой год Иоакима (или в четвертый год самого Навуходоносора) и потребовал от него дани; Иоаким, действительно, заплатил дань и клятвенно обязался быть верным Навуходоносору; три года он исполнял свое обязательство, но потом нарушил клятву и отказал в дани вавилонскому царю, надеясь на поддержку себе со стороны египтян; надежда его обманула, а между тем Навуходоносор подступил к Иерусалиму, взял город, многих жителей умертвил, приказал убить и самого Иоакима, на престол Иудейский возвел Иехонию, а три тысячи знатных граждан взял с собою в качестве пленников 764 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

О нашествии Навуходоносора в царствование Иоакима на Палестину передают и книги Царств и Паралипоменон. По четвертой книге Царств, Навуходоносор покорил Иоакима и тот был верен ему три года, а потом отложился от него; тогда Господь наслал на Иоакима полчища халдеев, сирийцев, моавитян и аммонитян, которые должны были «погубить Иуду». «Погубили» ли они или нет, – об этом не говорится; но упоминается о смерти Иоакима; следующее, затем, нашествие Навуходоносора на Иудею относится уже к царствованию преемника Иоакима Иехонии 754 . Во второй книги Паралипоменон делается еще прибавка, что Навуходоносор, при завоевании Иерусалима, заключил Иоакима в оковы, чтобы отвести его в Вавилон, – причем забрал с собою и часть сосудов из храма иерусалимского 755 . Когда это было, – трудно определить, но, по всей вероятности, указанные частности относятся к первому нашествию Навуходоносора при Иоакиме, потому что другого нашествия собственно и не было: во второй раз Иоакима тревожили только полчища подвластных Вавилону народов; сам же Навуходоносор явился к Иерусалиму только в третий месяц Иехонии. Что это так, – можно видеть из следующего: Иоаким, по свидетельству книги Царств, умер в Иерусалиме и погребен «с отцами своими» 756 ; между тем, указанное место книги Паралипоменон говорит о намерении Навуходоносора отвести Иоакима в Вавилон; ясно, что Иоаким или не был отведен в действительности, или должен был вернуться с пути, а может быть уже и из Вавилона, и затем снова сделался царем в Иерусалиме, где потом и умер. Очевидно, указанное обстоятельство было в первое нашествие Навуходоносора, когда Иоаким был заключен в оковы, но после изъявления своей покорности пред Навуходоносором был возвращен на царство, причем должен был дать клятву в верности; это-то и значит, что, вслед за тем, Иоаким 3 года был верен Навуходоносору, а потом отложился от него 757 . Если обратим внимание, теперь, на первые стихи книги Данииловой, то увидим, что обстоятельства похода Навуходоносора по Даниилу сходны с теми подробностями, какие передает нам книга Паралипоменон: и там и здесь говорится о покорении Иоакима, о пленении священных сосудов (не всех, а части их); разница только в том, что, по книге Данииловой, сосуды были переданы в храм, «в дом бога», частнее – «в сокровищницу бога» языческого 758 , а по книге Паралипоменон, – они были оставлены «в капище» (слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Хотя пророк Иезекииль, говорит он, упоминает о Данииле, как об известной его современникам личности, и даже прилагает к нему те же эпитеты, какие употребляются в книге Данииловой 17 , тем не менее считать этого Даниила современником самого Иезекииля, как передает нам книга Даниилова, нет оснований. Очевидно, Иезекииль имел в виду древнейшего Даниила, современника Ноя и Иова; об этом же древнем мудреце говорит и писатель книги Данииловой. По всей вероятности, среди пленных иудеев передавалась какая-нибудь легенда о Данииле (подобно тому, как существовали саги и об Иове, действительно исторической, только древнейшей по времени своей жизни личности); но эта легенда появилась именно не раньше плена вавилонского, – чем, конечно, объясняется и то, почему до Иезекииля никто из древних библейских писателей не упомянул о Данииле. Однако и после Иезекииля до времени самого писателя книги Данииловой 18 о Данииле как-то никто не знал; по крайней мере Иисус, сын Сирахов, не упомянул даже его имени 19 . Что же касается характера самих легенд (одной или многих) о Данииле и эпохе плена вавилонского, послуживших основанием книги Данииловой, то исторического элемента в них весьма мало; только в 5-й главе этой книги писатель её воспроизвел сагу (да и то неправдоподобную во всяком случае) о завоевании Вавилона и о последнем царе вавилонском; все же прочее составляет собою подражание библейско-историческим рассказам, особенно истории Иосифа. И подражание это бывает иногда положительно рабским: напр., как Иосиф в Египте, так и Даниил в Вавилоне живут в качестве пленников 20 , оба воспитываются при царском дворе 21 , оба получают местные языческие имена 22 , оба находятся в дружественных отношениях с начальниками евнухов 23 ; тот и другой объясняют царям сновидения, после того как все мудрецы и снотолкователи отказываются объяснить их 24 ; тот и другой за это получают большие награды и почести, достигают высокого положения в государстве 25 и т. д. Кроме библейско-исторических рассказов писатель книги Данииловой брал в основание своего повествования легенды и саги, заключающиеся то в гагаде иудейской, то у языческих писателей. Наряду же с подражанием заметна здесь не малая доля и вымысла. И замечательно, что все отдельные рассказы, передаваемые в книге Данииловой, слагаются из одних и тех же элементов и заканчиваются все совершенно одинаково – прославлением как Бога иудейского, так и самого Даниила; такого рода построения событий не бывает ни в истории, ни даже в исторических легендах и сагах. Что же касается частнейшей обрисовки передаваемых фактов, их дополнения и видоизменения, то все это, несомненно, принадлежит фантазии самого писателя книги Данииловой 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

(Мих. 1, 6; 4, 6—7; 5, 2, 4—5) Пророк Наум предсказывал падение Ниневии и царства Ассирийского. Мощно возвышает он свой голос против врагов Израиля. Пророк Софония жил при царе Иосии и с полной ясностью предсказывал падение царства Иудейского. Но вместе с угрозой гнева Божия Софония предсказывает и милость Божию ко всему роду человеческому: «Итак ждите Меня, — передает он от имени Господа, — до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно». «В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их. Ликуй, дшерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся, дщерь Иерусалима! Господь, Царь Израилев, посреди тебя! — возвещает богодухновенный пророк пришествие Мессии, — уже более не увидишь зла. Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием». (Соф. 3, 8—9, 11—15, 17) Пророк Аввакум ободрял народ в Палестине в то время, когда Даниил и Иезекииль пророчествовали и проповедовали народу в изгнании. В словах Аввакума содержится верное изображение того времени. Народ иудейский порабощен халдеями, он жаждет утешения, и это утешение дается ему в провидении пророком гибели халдеев и в напоминании и непрестанном действии спасительного Промысла Божия: «Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Я услышал, и вострепетала вся внутренность моя; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Господь Бог — сила моя; Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!»

http://pravoslavie.ru/2967.html

После того, когда Македоняне держали в руках своих скипетры, все народы двигались по указаниям Македонян. Во время же всемирного владычества Римлян, беспрекословно следовали велениям Рима, не имея более никакой зависимости от Македонян, которые сами считались теперь в числе народов, подвластных Риму. Пророк показывает далее, чем отличались между собой животные. Первый, аки львица, говорит он , имущий криле; криле же его, аки орлы: зрях, Дóндеже исторжена быша крыла его: и воздвижеся от земли и на ногу человечу ста, и сердце человече дадеся ему ( Дан.7:4 ). Царство Ассириан или Халдеев (поскольку они первые овладели величайшей частью вселенной), которое в видении Навуходоносора уподоблялось золоту, святой Даниил представляет здесь львицею: ибо это животное – царственное. Криле же его , аки орли, говорит он, потому что и орел царствует над всеми птицами. Впрочем, Пророк видел, что исторжена быша крила сего орла, т.е., царство Ассирийское оставлено было подвластными ему народами, и лишилось прежней силы. И воздвижеся от земли, т.е. перестало господствовать над прочими царствами. И на ногу человечу ста: сделалось равным этим царствам, прежде ему подвластным. И сердце человече дадеся ему: обстоятельства человеческие научили его быть рассудительным, и в помыслах своих не исполняться надменностью. И, действительно, Ассирияне во времена своего владычества, заражены были гордостью чрезмерной; почему и блаженный Исаия говорит: наведет Бог на ум великий, на князя Ассирийска ( Ис.10:12 ). Но впоследствии, узнав по опыту обманчивость и скоротечность счастья, они по необходимости начали правильно мыслить о делах человеческих, и таким образом через самопознание как бы получили сердце человеческое. И се зверь вторый подобен медведице, и на стране единой ста, и три ребра во устех его, среде зубов; и сице глаголаху ему: востани, яждь плоти многи ( Дан.7:5 ). Здесь Пророк разумел царство Персидское, которое в видении Навуходоносора представлялось под образом серебра; уподобил его медведице, по его жестокости и бесчеловечию в наказаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Высота такого исповедания могла быть чрезвычайной даже в ветхозаветные времена; одни исповедники не могли даже «воспеть честь Господню на земле чужой», другие соглашались (как братья Маккавеи) на любые мучения, лишь бы не нарушить церковные установления. Из книги Маккавеев в этом отношении особенно характерен один эпизод. Учителю братьев Маккавеев Елеазару друзья предложили съесть им самим приготовленное мясо, а вслух объявить, что это было мясо, приготовленное язычниками для жертвы (т.е. как бы самому не согрешить и избежать смерти). Елеазар отвечал на это: «недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами, вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали чрез меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я избавлюсь мучения людей, то не избегу десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти». Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я являюсь достойным старости, а юным оставлю достойным пример охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы». (2Мак.,6,24–28) Такое исповедание это могло выражаться и вовсе диким (для современного секулярного сознания) образом. (Например, святой пророк Илия, уничтожил десятки ложных и постыдных пророков за их искаженное религиозное сознание. Для того чтобы понять значение практики такого исповедания, необходимо осознать, какие неисчислимые тысячи людей эти ложные пророки привели к зловерию и гибели). Поразительны своею чистотою и твердостию те образцы ветхозаветного исповедания, которые навсегда, для напоминания, вошли в строй ежедневного православного богослужения – три юноши, в вавилонском пленении не подчинившиеся повелению совершить служение языческим богам и брошенные в печь, но не сгоревшие там; – пророк Даниил, брошенный в ров с голодными львами, но не разорванный ими. В ранней христианской истории подобных фактов, когда мученики и исповедники не подвергались вреду в мучениях, на которые их посылали, записано в мученических актах бесчисленное множество.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Ах! что это за благо, которым вся душа пленяется? Благо, которого око не видит и ум не постигает, и о котором язык только что сие лепечет... О радость райская! О небесное души восхищение! О сладость всех сладостей сладчайшая, которою все горести услаждаются и все скорби даже и не воспоминаются к тому. Ах! Кто может из смертных описать существо любви бессмертныя? 216. Марии Петровне Колычевой Очистим чувствия и узрим... Невинный Даниил Пророк, брошенный в ров, храним был лютейшими львами! Так невинность покоряет львов И делает послушными, как псов. Пусть иные будут, как звери, как львы, Но и те не могут противиться любви... Пламенеющий любовью к Богу святой Герасим имел при себе служащего льва, как видно из Четьи-Минеи. Одна святая дева, посвятившая себя Богу, от сквернителей, искавших осквернить ее чистоту, имела при дверях своих ужасного льва, который за любовь ее к Богу охранял ее от находящих... Чистотою и целомудрием человек уподобляется Ангелу. Бог нас сотворил для соблюдения заповедей Его; блажени слышащии и хранящии слово Его (см. Мф 11, 28 ). Апреля 26-го, 1831 года 264. Марии Петровне Колычевой Все сокровища земные Мне ничтожны без любви; Все достоинства мирские Низки, мертвы без любви.– Жизнь, свет радость мне-в любви!– Любви сей мрачный мир не знает, И тьму он светом называет... Умоляю вас и прошу: внимайте Слову Божию! Октября 13-го 1836 г. 290. Екатерине Васильевне Даниловой Вы пишете: «Страх мертвит душу». Но не так действует Божий страх: Божий страх просвещает душу. Неужели вы боитесь ветра и дождя, будучи в своей комнате? Что ж бы с вами было, когда бы вы были на море и покачивались в корабле? Без смерти смерть! Припомните, что страшливые Царствия Божия не наследуют. Вот такой-то и я боязливый, как вы. Но Господь оградил меня стенами. Что ж касается до страха Божия, то нам должно верить, что без него человек спастись не может. Человек, имеющий в себе страх Божий, всегда ищет творить угодное пред Богом. Страх Божий удерживает его от всякого страха и убеждает к соблюдению заповедей Божиих. Страхом Божиим покрытый человек вразумляется, умудряется и просвещается в вере, надежде и любви... Страх Божий есть дар, свыше ниспосылаемый просящим его... Смотрите: во всю вселенную слышно, как вопиет и умоляет о сем Господа святой Златоуст: «Господи, всели в мя корень благих – страх твой в сердце мое». Видите, что от страха Божия, как от корня, все блага происходят и им содержатся. Ангельские Силы, преисполненные божественною любовью, со страхом предстоят Господу славы! А когда верующие приступают к причастию Святых Таин, тогда вы слышите глас от святого алтаря, предупреждающий их: «Со страхом Божиим и верою приступите». И сим-то каждому дается побуждение опомниться и размыслить: с каким приготовлением и к чему он должен присту-пить, с кем примиряется и что в себя приемлет?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010