Существовал ли когда-нибудь св. пророк Даниил? Есть ли он историческая личность? Если же да, то когда он жил, – действительно ли в эпоху плена вавилонского, как говорят об этом богодухновенные книги священного писания, – или же, может быть, в какой-либо другой период истории иудейского народа? Как ни странными могут показаться на первый взгляд такого рода вопросы (в виду положительного ответа на это слова Божия), тем не менее, надлежащий ответ на них дать необходимо, так как многие из видных представителей протестантской богословской науки не только стремятся подорвать в корне авторитет, подлинность и значение книги пророка Даниила, главного и, можно сказать, единственного источника для изложения жизни и деятельности этого великого пророка, но и отрицают исторический характер самой личности Даниила или же переносят её в какую-либо другую эпоху ветхозаветной истории, предполагая в нашей библейской книге Даниила произведение совершенно стороннего лица, жившего в позднейшую сравнительно эпоху ветхозаветной истории и имевшего в виду свои особые интересы. Попытаемся разобрать такого рода своеобразные взгляды на характер личности или на время жизни и деятельности великого пророка, попробуем доказать их неосновательность, чтобы тем ярче и рельефнее выставить на вид истину библейского повествования. Заметим, притом, что доказать историческое существование пророка Даниила вообще или существование его в эпоху именно плена вавилонского – доказать это исключительно априорным путем едва-ли возможно: ведь это не математическая теорема, где одно с необходимостью вытекает из другого и где путем длинного ряда самых разнообразных аксиом, силлогизмов и выводов можно доказать самое, так сказать, отдаленное предположение. О существовании пророка Даниила (как и всякой вообще исторической личности) мы знаем исключительно из свидетельств историков (главным образом – современных известной личности); в частности о св. Данииле, как историческом лице, мы знаем, прежде всего, из богодухновенной библейской книги, известной под его именем, подлинность и авторитет которой представители указываемых нами взглядов отрицают. Если же, таким образом, хотят подорвать значение основного исторического свидетельства о личности, жизни и деятельности пророка Даниила, то понятно, что восстановить это значение библейского свидетельства и обосновать его достоверность можно не иначе, как только путем разбора коренных основ, а по мере возможности – и всех частностей той или другой рационалистической теории, с целью показать её шаткость и неосновательность. Этим-то именно путем постараемся выполнить свою задачу и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Миссионер в сети: дипломат? Аноним? 27.11.2009 332 Время на чтение 7 минут Интернет дает массу возможностей: сказать что-то человеку, живущему на другой стороне земного шара, решиться задать глупый вопрос (конечно, анонимно), найти единомышленников... Как всякий инструмент, интернет не хорош и не плох сам по себе, но может быть употреблен по-разному. Может стать минным полем - или помойкой для слива компромата. А может - полем проповеди и полем радости. Дипломатичный пророк или антидипломатичный миссионер? Миссионер выходит в чуждую по взглядам среду, начинает проповедь среди людей, говорящих на другом языке (не обязательно с лингвистической точки зрения). Перед ним стоит выбор: акцентировать свою принципиальную инаковость или сначала показать, что он такой же человек, как его слушатели? " Для немощных был как немощный " или с порога бескомпромиссное " кто не будет веровать, осужден будет " ? Православный писатель Елена Петровна Чудинова считает, что миссионер по природе своей совершенно беззащитен, иначе это уже не миссионер. Этого не изменят никакие " православные дружины " . Конечно, мы убедились в беззащитности миссионера только что, когда в храме св. апостола Фомы был убит отец Даниил Сысоев. На конференции " Интерактивное Православие: свидетельство, коммуникация, аудитория " 24 ноября, на второй день после погребения отца Даниила, Елена Чудинова пересказывала притчу о миссионерстве. В давние времена один епископ призвал к себе молодого священника и сказал: Чадо, видишь ли ты горы у горизонта? Там живет дикое племя весьма свирепых язычников. Ты должен пойти к ним и рассказать им о Христе. Если у тебя получится - ты станешь у них епископом. А если нет - ты станешь мучеником, и тому, кто придет за тобой, будет легче, потому что у него будет святой заступник. Да, миссионер беззащитен, и при этом он парадоксально " нарывается " , вызывает огонь на себя. Второе свойство миссионера, названное Еленой Чудиновой, - " он по сути своей антидипломат. Да, дипломаты должны быть в природе, но миссионер им быть не должен. Его свойство - обострять те проблемы, которые реально стоят, его должность - обращать на них внимание " . Сейчас образцовым все чаще называется европейское общество - секулярная модель, в которой все истины равноценны, а все учения равноправны. Такая модель как нельзя лучше устраивает светское государство. Однако Россия пока до такой " правильности " не дотянулась, и Елене Чудиновой кажется, что в этом и заключается наша надежда на более продуктивный путь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Печальную картину представляет собою история последних лет существования иудейского царства, постепенно все более и более приходившего в упадок со всех сторон своей политической и религиозно-нравственной жизни. Разрушение это было наказанием Божиим за нечестие и нравственное развращение иудейского народа, как и говорили об этом пророки 584 ; но с чисто-исторической точки зрения оно является совершенно естественным фактом, всегда возможным, а пожалуй и необходимым в историко-политической жизни подобного рода государств. Вся история иудейского царства, особенно в последние времена его, представляет собою непрерывную борьбу благочестия с нечестием, а отсюда и смену двух направлений. Смотря по тому, какой царь сидел на престоле – благочестивый или нечестивый, сообразно с этим слагалась общественная жизнь и всего государства. Благочестивый царь истреблял идолы, лишал должностей, а иногда изгонял и даже умерщвлял идольских жрецов, отдалял сановников, державшихся язычества, восстановлял служение Иегове, призывал священников, государственные должности замещал ревнителями (истинными или мнимыми) закона Иеговы и т. п. С воцарением же нечестивого царя все принимало, конечно, совершенно обратное направление: большинство сделанного к славе Иеговы благочестивым царем истреблялось, восстановлялось все языческое. И такая смена продолжалась всегда; замечается как бы периодическое движение то в ту, то в другую сторону. Единства общественных и государственных интересов не было, потому что все силы направлялись на взаимную внутреннюю борьбу обеих партий, преследующих каждая свои религиозные интересы. Религиозная борьба, естественно, влекла за собою нравственное развращение, потому что неустойчивое религиозное направление не могло дать твердой основы для известного нравственного настроения. При разделении общественных и государственных интересов, при внутренней борьбе государства, забота о внешнем положении его отодвигалась как-то на задний план и потому борьба с сильными тогда восточными языческими государствами была для Иудеи нелегка. Еще Езекии было предсказано о пленении народа его и опустошении Иудеи 585 ; при ближайших же преемниках его началось постепенное фактическое осуществление этого грозного предсказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Пророк Даниил и святые отроки Анания, Азария и Мисаил В 605 году до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор в первый раз покорил Иерусалим. Он увел с собой в плен в Вавилонию иудейского царя Иоакима и многих знатных жителей города, а также вывез часть сосудов из Иерусалимского Храма. Святой пророк Даниил, которому в то время было всего 8 лет, вместе с тремя товарищами знатного происхождения также был отправлен в Вавилон. Там мальчики должны были обучаться у начальника евнухов книгам и языку халдеев, чтобы нести затем службу при царском дворе. Всем четверым дали при этом новые имена: Даниил стал Валтасаром, Анания – Седрахом, Мисаил – Мисахом, а Азария – Авденаго. Живя в языческом окружении, Даниил, тем не менее, строго соблюдал все предписания Закона. Он отказывался вкушать еду, которую ему подавали с царского стола, укрепляя себя постом и молитвой. При этом он сам и его товарищи, единственной пищей которых были овощи и вода, выглядели более здоровыми и крепкими, нежели прочие отроки, употреблявшие царскую пищу. Господь наделил четырех благочестивых отроков столь великой мудростью и разумением, что они вскоре превзошли всех мудрецов и волхвов Вавилонского царства. К тому же Даниил получил от Бога дар толкования снов и видений. По прошествии трех лет царь Навуходоносор увидел сон, весьма встревоживший его душу. Поскольку вавилонские мудрецы и прорицатели не сумели объяснить его смысл, он приказал предать их всех, включая и юных израильтян, смерти. Тогда по молитве Даниила и его товарищей Господь открыл ему тайну царского сна. Огромное сияющее изваяние, увиденное царем во сне, означало грядущие времена: его золотая голова символизировала Халдейское царство, серебряные руки и грудь – царства мидян и персов, которые должны прийти ему на смену, медные бедра и чрево – державу Александра Македонского, а железные голени – Римскую империю. Камень же, безо всякого действия человеческих рук оторвавшийся от горы и сокрушивший в прах этого великого истукана, был прообразом Господа Иисуса Христа. Господь воплотился в конце времен, дабы принести на землю вечное Небесное Царство, которое уже никто не в силах будет разрушить, – Его Святую Церковь.

http://pravoslavie.ru/put/58465.htm

А. Разумовский 1. Сведения о лице и жизни пр. Даниила а) Жизнь и деятельность пр. Даниила при Навуходоносоре Четвертым из так называемых больших пророков Ветхого завета был Даниил 1 . О происхождении Даниила нигде ясно и определенно не упоминается ни в Св. Писании вообще, ни у самого пророка в его книге, в частности. Впрочем, на основании его книги можно предполагать, что Даниил происходил из колена Иудова из знатного, вельможного рода и может быть даже из царского ( Дан.1:3–6 ). Это предположение оправдывается и свидетельством Иосифа Флавия (Иуд. древ. X, 10, § 1). Даниил отличался красивою наружностью, превосходными дарованиями и способностями и, в особенности, любознательным и обширным умом ( Дан.1:4 ). За красоту и отличные дарования он в юных летах, еще прежде разорения Иерусалима, в 3-й год царствования Иоакима, в 604 г. до Р. X., будучи взят в плен с другими тремя отроками – Ананием, Азарией и Мисаилом, был представлен на службу при дворе Вавилонского царя Навуходоносора. Высший надзор над сими отроками Навуходоносор поручил начальнику своего двора – Асфеназу, который дал им халдейские имена 2 . Даниил получил имя Валтасара, конечно, потому, с одной стороны, что он своими дарованиями обратил на себя особое внимание и благосклонность начальника евнухов – Асфеназа, а с другой – нужно думать, что и сей последний назвал его так, приспособляясь к имени главного божества вавилонского ( Дан.4:5 ), а трем отрокам даны были имена: Седрах, Мисах и Авденого 3 . Первые три года жизни своей в Вавилоне Даниил употребил на изучение халдейского языка и приготовление себя к придворной службе, к которой был призван со своими товарищами. Трехгодичное высшее воспитание при царском дворе давало пищу его любоведению и служило к раскрытию его обширных умственных способностей ( Дан.1:17 ), а жизнь и постоянное обращение между язычниками давали случаи к подвигам веры и верности отечественному закону Божия народа ( Дан.1:8–16 ); так, напр., Даниил и три отрока, имея в сердце страх Божий, довольствовались простою растительною пищею и питьем из воды и не хотели принять пищи с царского стола, с одной стороны, из опасения, чтобы не оскверниться пищею, запрещенною законом Моисея, а с другой – в тех видах, чтобы постом и молитвой еще больше возвысить и укрепить себя духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

С. Успенский Девятый член Символа веры Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Ветхозаветный прообраз Церкви Христовой Однажды царь вавилонский Навуходоносор видел сон. К утру он забыл его. И тогда царь созвал всех мудрецов страны и потребовал, чтобы они вспомнили и отгадали забытый сон. Но никто не мог исполнить желание царя. Разгневанный Навуходоносор приказал умертвить всех мудрецов, как людей бесполезных. В числе осужденных был и иудей Даниил, исповедовавший веру в Единого Истинного Бога. Узнав о приказании царя, Даниил обратился с молитвой к Богу, и Господь открыл ему сновидение Навуходоносора. – Ты видел, – сказал Даниил царю, – огромное и страшное тело, у которого голова золотая, руки и плечи серебряные, стан медный, а ноги частью железные, частью глиняные. Потом невидимой силой отторгшийся от горы камень ударил в глиняные ноги великана, сокрушил его в прах, а сам вырос в великую гору и покрыл всю землю. Твое видение означает четыре великие царства, которые последуют одно за другим. Золотая голова великана изображает собой твое славное могущественное царствование. После тебя будет царство меньшее и слабейшее, это и означают серебряные руки и плечи, а после этого будет царство медное и, наконец, четвертое – железное, могущественное, но непрочное, потому что оно наполовину глиняное. Потом восставит Бог Небесное Царство. Выслушав это, Навуходоносор сказал Даниилу: – Поистине ваш Бог есть Бог богов, Господь господей, Царь царей... После этого он поставил Даниила главным начальником Вавилонской области. Какие же это царства, о которых предсказал Навуходоносору святой пророк Даниил? События последующих веков показали, что за Вавилонским царством последовало царство Грекомакедонское, уничтоженное четвертым царством – Римским. Что же это за камень, без помощи рук человеческих отделившийся от горы, и что это за Царство Вечное? По изъяснению святых отцов и учителей Церкви, камень – это Господь Иисус Христос, а Царство Его – Святая Церковь христианская. Священник И. Виноградов

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Пророк Иона Сегодня Святая Церковь чествует пророка Иону. О нем мы и будем говорить. Пророки с изумительной точностью за сотни и тысячи лет предсказали пришествие в мир Иисуса Христа. Поражает их благодатная осведомленность. Пророк Даниил за 600 лет до Рождества Иисусова с точностью до полугодия предсказал время рождения Спасителя. Святой пророк Исаия с удивительными подробностями за 700 лет до Рождества Господа описал отдельные события земной жизни Спасителя. В частности, он рассказал о том, как Иисуса будут распинать, что в страшной жажде Он будет просить напиться и римский воин, прикрепив на трость губку, напоенную уксусом и желчью, протянет ее к устам Иисуса. Предсказал, что воин пронзит сердце Христа копием. Описал, как распинатели будут делить одежду умершего на Кресте Христа и многое-многое другое ( Чис.24:17,19 ; Втор.18:15-19 ; Пс.2; 40:10 ; 44; 68:22; 71; 109; 117:2; Ис.7:13- 14 и др.). С изумительной точностью за многие столетия до пришествия в мир Иисуса были предсказаны многочисленные события из Его жизни. Одна часть предсказаний сделана открытым текстом, другая — иносказательно. Существует очень много пророчеств о Пресвятой Богородице, о судьбах Церкви после Вознесения Христа вплоть до нашего времени и до конца Вселенной. Одним из таких пророков был Иона. Библеисты считают его сыном вдовы Сарепты Си донской и учеником пророка Ильи. Когда по молитвам Ильи за богоотступничества евреев наступила страшная засуха, погибали от жажды и голода животные и люди, святой пророк Илия, придя в Сарепту, попросил бедную вдову испечь ему лепешку из последней горсти муки и малого количества масла, которыми располагала женщина. Вдова послушалась. И мука с маслом не оскудевали у нее до времени окончания голода ( 3 Цар.17 ). Но неожиданно сын ее по имени Иона скоропостижно скончался. Темная женщина решила, что в смерти юноши виноват пророк. Она стала укорять святого. Илья забрал тело отрока в свою комнату, и по его горячим молитвам Господь совершил величайшее чудо. Ребенок воскрес.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Святой пророк Изекииль происходил из еврейского города по имени Сарира. Он был сыном Вузия, от племени Левиина, и священником Бога Вышнего. Во время второго Иерусалимского пленения он был отведен Навуходоносором 4762 в плен в Вавилон 4763 вместе с Иоакимом, царем иудейским, названным Иехониею Вторым ( 4Цар.24:1 ). Трижды взят был Иерусалим Вавилонским царем Навуходоносором: в первый раз во дни иудейского царя Иоакима (который в священном Писании называется также Елиакимом ( 4Цар.23:34 )), сына Иосии, брата Иоахаза и Седекии, отца другого Иехонии; он первый был отведен Навуходоносором в узах в Вавилон; тогда же был отведен в плен и святой пророк Даниил с тремя отроками, Ананией, Азарией и Мисаилом. Но в скором времени Навуходоносор отпустил Иоакима вновь царствовать в Иерусалим, сделав его своим данником. Процарствовав в Иерусалиме три года под властью Навуходоносора, Иоаким, по истечении этих трех лет, отложился от него, не пожелав платить ему дани. Поэтому снова пришло на Иерусалим Вавилонское войско, святой город был взят, царь Иоаким убит и брошен за городом на съедение псам, а на его место по повелению Навуходоносора поставлен был царем сын его, тоже Иоаким, которого назвали и другим отцовским именем – Иехониею, и сделали его вторым Иехонией, таким же данником вавилонского царя, каким был прежде его отец. Но так как и этот другой Иехония в очах Господа Бога делал зло, то, по попущению Божию, в непродолжительном времени Навуходоносор снова пришел на Иерусалим и взял в плен Иехонию со всем домом его, увел множество знатных людей, храбрых мужей, всех, кто был способен носить оружие, различных художников, взял также золотые церковные сосуды: это было второе Иерусалимское пленение. В это пленение взяты были: святой пророк Иезекииль, Мардохей и Иоседек, отец Иисуса, обновившего потом с Зоровавелем разоренный Иерусалимский храм. Третье же и последнее разорение и опустошение Иерусалима Навуходоносором было во дни царя Седекии 4764 , которого Навуходоносор поставил царем вместо Иехонии, наложив на него дань. Но когда и Седекия сверг с себя иго Навуходоносора, тогда тот же Навуходоносор, придя со всем халдейским войском, окончательно разорил Иерусалим, истребив его огнем и мечом, а оставшийся народ увел в плен. С того времени перестало существовать как царство Иудейское, так и всё царство Израильское. Это третье разорение Иерусалима Навуходоносором подробно описано в житии святого пророка Иеремии .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

САМОУКОРЕНИЕ Отпустите эту девицу, должную Вам двумястами динарий, с миром, без всяких упреков, помня, что мы все должны тьмами талантов Господу, Который тогда оставит нам долг наш, когда мы оставим должникам нашим. Если же хотите пожать обильный плод духовный, то унизьте себя перед ближним в сердце Вашем и скажите сами себе: «В том, что это дело не устроилось, я виновата, по недостатку духовного разума и терпения, которыми стяжается ближний». Помолитесь обо мне, чтобы Господь даровал мне обвинить себя как главную причину этого беспокойства. Я винюсь и прошу Вас простить меня ради Господа, ради Которого Вы расположились внимать моему грешному слову, произносимому о Господе. 90 . Не обвиняйте в немощах Ваших никого, ни даже обстоятельства и развлечения, в которые Вы поставлены. Обвиняйте единственно себя. Царь Давид, святой Пророк и Боговидец Моисей, святой Пророк Даниил угодили Богу среди множества разнородных занятий, среди всевозможного развлечения. Преподобные общежития египетского, описанного святым Иоанном Лествичником , говорили ему: «среди молв стяжи безмолвную мысль, что преславно». Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение, потому что сила произволения и в немощных производит великое. В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог Вас оправдает и помилует. Когда Феофил, патриарх Александрийский, прибыл в Нитрийскую гору, то спросил у игумена горы, под руководством которого спасались до десяти тысяч монахов: «Что, Отец, нашел ты особенно важного на пути монашеском?» – «Укорять и осуждать себя непрестанно», – отвечал святой и смиренный игумен. – «Да, – сказал патриарх, – другого средства к спасению нет». – И Вы стяжите это легкое делание, могущее ввести в душу Вашу смирение, а вместе с ним утешение и мир святой от Господа, в Котором почивает от сердечных трудов своих всякий обремененный ими. Мира, духовного утешения и спасения Вам желаю. 91 . Если Вы видите в себе, что Вы только слышатель Слова Божия, а не творец, то мыслями Вашими встаньте перед этим Словом Божиим, имеющим судить нас в последний день, как осужденная, и постарайтесь стяжать дух сокрушен и сердце сокрушенно, а когда можно, то и поплачьте при таком размышлении – и Господь помилует Вас. Не вдавайтесь в безнадежие, но при безнадежии на себя тем тверже уповайте на Бога. 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Двенадцатый день. Поучение 2-е. Св. Герман Константинопольский. (Почитать св. иконы необходимо). I. Святой Герман, ныне воспоминаемый церковью (VIII в.), родился в Константинополе и был сын сенатора Юстиниана. Император Константин Погонат убил Юстиниана; опасаясь мщения со стороны сына, он отдал его в церковные клирики. Герман, хотя не по своей воле вступивший на служение церкви, строгою жизнью заслужил общее уважение и духовенства и мирян и достиг сана епископа города Кизика. За защиту православия против еретиков император Филипп сослал Германа в заточение; по смерти Филиппа он был возвращен и даже поставлен константинопольским патриархом, но не надолго. Когда император Лев Исаврянин возбудил гонение на иконопочитание, святой Герман явился твердым защитником икон, стараясь вразумить императора и утешая невинно гонимых. Иконоборцы в 730 году свергли его с патриаршей кафедры и изгнали из Константинополя. В 740 году святой Герман скончался. На седьмом вселенском соборе Герман был причислен к лику святых. II. Св. Герман оставил много сочинений, из которых особенно важны три послания в защиту св. икон. В них он, между прочим, защищает иконопочитание указанием на древния изображения Иисуса Христа, на нерукотворенный образ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающияся при иконах, доказывая этими примерами как древность иконопочитания в церкви, так и ту пользу, которую получают от икон верующие. Об этом будет и наше слово. а) Безумцы, восстающие против почитания святых икон, дерзают называть православных христиан идолопоклонниками, а святыя иконы идолами. Какое нечестие и безумие! – Что такое икона? – Образ или икона есть изображение и подобие истинной вещи, которая есть, или была, или будет. Например, Святая Троица изображается в лицах трех ангелов: это было на самом деле, когда три ангела явились Аврааму у дуба Мамврийского. Изображается Бог Отец в виде некоего пречестного старца: и то было на самом деле, когда пророк Даниил и пророк Исаия видели «Ветхого деньми, сидящего на престоле высоце и превознесенне, и серафими окрест Его» ( Дан. 7, 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010