В Смутное время, когда неприятели — казаки и литовцы — разоряли Углич, видели прп. Кассиана, объезжающего верхом свою обитель. Он спас ее: когда казаки вошли в нее и когда один из них учинил кощунство, то стал бесноваться и его пришлось убить. С тех пор Учемскую обитель неприятели стали уважать. •  Преподобный, вероятно, происходил из князей Мангупских, главного города готских владений в Крыму. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. князь Константин удалился в Италию вместе с братом последнего византийского императора.  •  Во время пребывания в Ферапонтовой монастыре (ныне в Кирилловском р-не Вологодской обл.) князю было видение прп. Мартиниана, и он принял в этом монастыре постриг с именем Кассиан. пробыв там более года, преподобный удалился во владения угличского князя Андрея, брата вел. князя Иоанна Васильевича. В 23 верстах от Углича, при. впадении в Волгур. Учмы, преподобный основал, по благословению ростовского архиепископа Тихона, обитель в честь Успения Божией Матери.  •  Монастырь просуществовал 280 лет и был упразднен в 1764 г.  •  В некоторых источниках указана дата преставления на 21 мая, в этот день также празднуется память преподобного. Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (+ 1505) Память его празднуется 4 дек. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Геннадий происходил из боярского рода Гонзовых. Начало иноческому житию он положил на Валааме (до 1430 г.) и был учеником прп. Савватия (память его 27 сент.), в этом же году удалившегося на Соловецкие острова. В 1447 г. он был назначен  настоятелем Чудова монастыря в Москве и основал в нем церковь во имя святителя Алексия. В этой церкви и почивали до нашего времени мощи святителя. В 1484 г. он был возведен на  Новгородскую архиепископскую кафедру.  В то время — как последствие татарского ига и всех бедствий, постигших Русь, — просвещение в ней пало крайне низко: исчезли школы, погибло неисчислимое количество памятников письменности, само духовенство стало необразованно. На всей Руси нельзя было найти Библию в полном виде. Святитель Геннадий прежде всего озаботился созданием  полного свода Библейских книг и в 1499 г. завершил свой труд, проложив путь первым печатным изданиям Библии — Острожской (1580) и Московской (1663). В Новгородской епархии он ввел сокращенный Иерусалимский богослужебный устав, который был введен и в других епархиях, и первый поднял вопрос о школах для духовенства. В своей епархии он сам учил и подготовлял священников и диаконов. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Прияв тайное извещение от Господа о скором своем преставлении, совершил он в последний раз священнодействие и потом собрал в келью свою братию чтобы утешить ее о скорой разлуке и поучить взаимной любви. Велел он известить блаженного пустынника Кассиана о своем крайнем изнеможении, и ему поручил собранное свое стадо, чтобы промышлял о нем после его кончины. В последний раз поучил он братию заповедям отеческим, внушая наипаче призрение странных и убогих, и послушание властям, с надеждою будущего воздаяния. Игуменом поставил он вместо себя искусного в добродетели священноинока, но и ему велел во всем повиноваться духовному своему брату, блаженному отцу Кассиану, начальнику пустыни Учьмы, которого умолил из глубины своей пустыни назирать и за его стадом. Устроив все нужное для обители, разрешился уже от всего житейского столетний старец и почувствовал в сердце своем радость, как бы некто из дальних и чуждых стран, весело возвращающийся на свою родину от многих печалей в тихое пристанище. Всех с любовию благословлял он, у всех просил себе разрешения и в самый час своего исхода еще приобщился божественных таин; последним его словом было: «Господи! в руце твои предаю дух мой»; и просветилось лице его, келья и вся обитель исполнились благовония. Блаженный Кассиан и братия с великим плачем отпели многолетнего своего наставника и положили в созданной им церкви; во время надгробного пения много недужных исцелились над священными его останками. Июня в 6-й день 1504 года совершилось сие торжественное погребение и в этот день уставила Церковь совершать память сего новоявленного чудотворца земли Русской. (Из рукописного жития, хранящегося в обители Угличской). 7-го Июня, евященномученика Феодота Епископа Анкирского. 8-го числа, святого великомученика Феодора Стратилата. В тот же день память преподобного Кирилла Белозерского. Житие преподобного Кирилла Белозерского От благочестивых родителей происходил Кирилл, в первопрестольной Москве; мирское имя его было Кузьма; с детства воспитан был он в благоговении и познании священного писания; это духовное образование, которым сам воспользовался, сделалось духовным наследием иноков его обители. Родители его, при своей кончине, поручили юношу сроднику своему, Тимофею Волуевичу, который служил окольничим у Великого Князя Димитрия Донского и превосходил честию и богатством многих бояр; но богатства вельможи не имели влияния на юного сироту, который вперил всю свою мысль к Богу, и постоянно прилежа к церкви, в посте и молитве, ничего больше не желал, как пострижения иноческого. Видя его добродетель, возраставшую с годами, боярин приблизил к себе юношу и даже поставил его над всем своим имением; но и это не изменило мыслей любителя безмолвия, а только огорчило его заботою, что труднее будет ему достигнуть желаемой цели; на Бога возложил он печаль свою и Богу, провидевшему великого подвижника в юном Косьме, благоугодно было споспешествовать ему к достижению иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

Это описание даёт нам видеть, с какими расположениями души был в России бедный и благородный чужестранец Константин: за прошлое он не мог упрекать себя, потому что был ещё молод, когда прибыл в Россию, и едва ли не дитятей был, когда Турки захватили христианский юго-восток. Но он чувствовал и над собой гнев Божий и считал грехом искать весёлой жизни; он хотел трудиться и молиться. В 1489 г. блаж. Иоасаф, отягчённый несправедливым гневом великого князя, отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место иноческих подвигов своих 26 . Сюда вместе с ним перешёл и кн. Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе. «Кассиан, бывый князь, добродетельный зело, пострижен преп. отцем Мартинианом», говорит древнее известие 27 . Это было не при жизни пр. Мартиниана († 1483 г.) и не по воле кн. Константина. – Последнему не хотелось принять на себя иночества, хотя и уговаривали его блаж. Иоасаф и другие; явившийся ему в сонном видении Мартиниан грозил подвергнуть его строгому наказанию за сопротивление доброму совету. «Видел я во сне, рассказывал он Иоасафу и старцу Филарету, благолепную церковь с иноками; посреди её как бы кафедра и на ней пр. игумен Мартиниан, с жезлом в руке. «Постригись», говорит мне игумен. – Не постригусь, отвечал я. «Если не послушаешься, продолжал он, буду бить тебя жезлом», и хотел ударить меня. От страха я проснулся и кричал: Филарет, Филарет». Константин тогда же, по его просьбе, пострижен был с именем Кассиана 28 . В обители Ферапонтовой жил он недолго. С несколькими братиями он удалился с Белоозера в удел доброго Угличского князя Андрея, с которым был дружен ещё в мире 29 . В 15 верстах от Углича, на берегу Волги и р. Учмы водрузил он крест, поставил кельи и по благословению Ростовского архиепископа построил храм в честь Успения Богоматери. – Но храм повреждён был разливом Волги. Добрый князь Андрей доставил ему средства построить храм и кельи на новом месте и назначил ещё пособия на содержание обители. Всё это было не позже 1491 г., так как в сентябре этого года князь Андрей заключён был великим князем в темницу, из которой уже не выходил до близкого гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

последней видно, что она составлена после литовского погрома на основании какой-то «истории», вероятно, летописной повести о городе Угличе ( В.О. Ключевский , стр. 317). В «Иконописном Подлиннике»: «преп. Паисий подобием сед, плешив, брада аки Саввы Звенигородскаго, круглая, продолговатая, ризы монашеския и схима на плечах» (Филимонов, стр. 57, 58). 365. Святый благоверный князь Роман Владимирович преставися в лето 6790 Сын князя Владимира, получившего Угличский удел от родителя – великого князя Константина Всеволодовича, в то же время, когда братья его, св. Василько и Всеволод, получили Ростов и Ярославль. Блаж. Роман вступил в управление княжеством в 1261 г. и был попечительным отцем народа. Осиротелый, вдовый и бездетный, блаж. Роман посвятил последние дни свои подвигам молитвы, поста и благотворительности. Он мирно почил 3 февраля 1285 года и погребен в соборном храме г. Углича (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 130. В 1486 году, при копании рвов для основания новой соборной церкви, обретены нетленные мощи св. князя Романа. По распоряжению патриарха Иова, они были вновь свидетельствованы в 1595 году Казанским митрополитом Гермогеном. В 1609 г. ляхи предали огню соборный храм и св. мощи князя Романа; останки их хранятся в соборе под спудом. Житие его, написанное в 1605 году, Семеном Олферьевым и иноком Сергием, погибло в время разорения Углича в 1609 году (Ключевский, стр. 316–317). 366. Преподобный князь Кассиан Римлянин иже бысть на Учме реце, преставися в лето 7076 месяца октября в 4 день Потомок князей Мангупских, прибыл в Москву в 1478 году с невестою Uoahha III , царевною Софиею, но не захотел остаться при дворе великокняжеском и, любя уединение, скорбя о горькой участи своей родины, страдавшей под игом иурок, избрал себе скромное место боярина при Ростовском архиепископе Иоасафе из рода князей Оболенских. Когда святитель Иоасаф отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место своего пострижения, сюда вместе с ним перешел и кн. Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе и был пострижен, но чрез несколько времени удалился, с несколькими братиями

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Они скитаются по чужим сторонам бедственно, достойно укоряемые за малодушие. Иные убегали с большим имуществом, с женами и детьми, но вместе с золотом потеряли земное счастие. Бог свидетель, своими глазами видел я государей, убегших от турок с имением, скитающихся странниками и просящих смерти как милости». 323 Это описание дает нам видеть, с какими расположениями души был в России бедный и благородный чужестранец Константин: за прошлое он не мог упрекать себя, потому что был еще молод, когда прибыл в Россию, и едва ли не дитем был, когда турки захватили христианский юго-восток. Но он чувствовал и над собою гнев Божий и считал грехом искать веселой жизни; он хотел трудиться и молиться. В 1489 г. блаж. Иоасаф отягченный несправедливым гневом великого князя, отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место иноческих подвигов своих. 324 Сюда вместе с ним перешел и кн. Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе. «Кассиан, бывый князь, добродетельный зело, пострижен преп. отцом Мартинианом», говорит древнее известие. 325 Это было не при жизни пр. Мартиниана († 1483 г.) и не по воле кн. Константина. – Последнему не хотелось принять на себя иночества, хотя и уговаривали его блаж. Иоасаф и другие; явившийся ему в сонном видении Мартиниан грозил подвергнуть его строгому наказанию за сопротивление доброму совету. «Видел я во сне, рассказывал он Иоасафу и старцу Филарету, благолепную церковь с иноками; посреди ее как бы кафедра и на ней пр. игум. Мартиниан, с жезлом в руке. «Постригись, говорит мне игумен». Не постригусь, отвечал я. «Если не послушаешься, продолжал он, буду бить тебя жезлом», и хотел ударить меня. От страха я проснулся и кричал: Филарет, Филарет. Константин тогда же, по его просьбе, пострижен был с именем Кассиана. 326 В обители Ферапонтовой жил он не долго. С несколькими братьями он удалился с Белоозера в удел доброго угличского князя Андрея, с которым был дружен еще в мире. 327 В 15 перстах от Углича, на берегу Волги и р. Учмы водрузил он крест, поставил кельи и по благословению ростовского архиепископа построил храм в честь успения Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Uep. V, 734 ). Константин, в монашестве Кассиан, князь Мавнукский (Манкупский, что в Крыму), основатель упразднённого Кассианова (по его имени) Учемского монастыря, который находился в Угличском уезде, скончавшийся 2-го или —10— 4-го Октября (в которые в оба празднуется ему) 1504-го года. Севастиан Сохотский, основатель упразднённого Преображенско-Сохотского монастыря, который находился в Пошехонском уезде, скончавшийся в 1542-м году (празднование ему 26-го Февраля, 17-го и 18-го Декабря. Cfr Ист. Uep. VI, 190 fin.). Леонид Пошехонский, ученик и сподвижник преп. Адриана Пошехонского, скончавшийся в 1549-м году (память 5-го Марта). Игнатий Ломовский, основатель упразднённого Спасо-Ломовского монастыря, который находился в Пошехонском уезде, скончавшийся 28-го Декабря 1591-го года. Анастасия, игуменья Угличского Богоявленского монастыря, потерпевшая смерть вместе с 35-ю монахинями своего монастыря от Литовцев 10-го Апреля около (sic) 1609-го года. Иринарх, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря, скончавшийся 13-го Января 1616-го года. Дорофей Югский, основатель Дорофеевой Югской или Южской пустыни, которая находится в Рыбинском уезде, в 15-ти верстах от Рыбинска, скончавшийся в 1622-м году (празднование 5-го Июня). Иоанн Никифорович Чеполосов, младенец, страстотерпец Угличский, скончавшийся 25-го Июня 1663-го года 1780 . Алексей Стефанович, юродивый Борисоглебский Ростовский, скончавшийся в 1781-м году (празднование 12-го Февраля) 1781 . —11— К сказанному о службах св. Димитрию Ростовскому имеем сделать небольшое добавление. В том же 1758-м году, в котором Арсений Мацеевич послал в Синод две службы, составленные архимандритом Бонифацием, напечатана в Москве служба св. Димитрию, которая усвояется Арсению Мацеевичу , но которая, вероятно, представляет собой одну из служб Бонифация, см. Очерк Славяно-русской библиографии Ундольского, 227 5. Так как Устав повелевает отправлять службу святителю Димитрию по общей минеи, то должно думать что наша служба (как и последующие службы других составителей, см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Память о них была славна в древней Церкви. Григорий Назианзен говорит о них в своём слове, хотя отчасти смешивает Киприана с другим, известным писателем Карфагенским. Императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, около 425 года написала в честь их стихотворенье (оно в сокращении в библиотеке Фотия 184. Издано Бандинием в Catal. Bibl. Laur. 228) 48 . «От художества волшебного обратився, Богомудре, к познанию Божественному, – молитвенно воспоминает св. Церковь свв. мучеников, – показался еси миру врач мудрейший, исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною, с нею-же молися человеколюбцу Владыце спасти души наша!» 22 Пролог 21 мая: «бяше от Италийския страны, от Амория, рода княжеска, Мавнукскаго града». Но: а) Мавнуком Крымским до 1475 г. владели Готфы (родословная Головиных, стр. 8. Μ. 1847 г.), б) Морея – не часть Италии, а Мавнука не было ни в Морее, ни в Италии. Остаётся признать за верное только то, что Константин родился в Морее от благородной фамилии; а вероятным надобно сочесть, что он был Славянин, так как в Морее жили тогда большей частью Славяне. 24 По полному житию Паисия блаж. Константин был в Паисиевой обители при заложении каменного Покровского храма в 1479 г. и при освящении его в 1482 г. и при том был в сношениях с Угличским князем Андреем. 26 Геннадий в письме к Иоасафу: «дошло до моего слуха, что вел. князь посылал за тобой не раз и ты не поехал... Если Бог положит на сердце государя послать за тобой, не отказывайся, ступай к нему: ты можешь показать твёрдость в своём деле, как тебе угодно – только бы спросил тебя государь». Русск. времен. 2, 136. 150. 29 По прологу Кассиан крестил у князя Андрея сына Димитрия; но Димитрий родился в 1477 г., и след. Кассиан воспринимал его от купели ещё тогда, как был в мире. 32 По ист. иер. 4, 358 преп. Кассиан преставился 2 окт. 7072 (1553 г.), по ркп. святцам – 2 окт. 7076 (1567 г.). Но то и другое показание неверно. Если Константин в 1472 г. прибыл в Москву, будучи 30 лет, и тогда в 1520 г. ему было 68 лет, а в 1562 г. было бы 120 лет, между тем ни в прологе, ни в других памятниках нет и намёка на такую необыкновенную старость его; напротив по видению он был не старее 65 лет. Жалованная грамота от 1 июня 1552 г. Учемскому Богородичному монастырю дана была при игумене Пахомии (ак. э. 1. 171), и след. она решает, что пр. Кассиан скончался прежде 1520 г. 1504 г. поставлен годом кончины его в слов. святых, стр. 146.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Память священномученику Иоанну совершается в день его мученической кончины, 31 октября, и в воскресенье после 25 января – в день Собора новомучеников и исповедников Российских. 595 Пролог 21 мая: «бяше от италийския страны, от Амория, рода княжеска, мав- нукскаго града». Но а) Мавнуком крымским до 1475 г. владели готфы (Казанский С.П. Село Новоспасское, Деденево тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847); б) Морея- не часть Италии, а Мавнука не было ни в Морее, ни в Италии. Остается признать за верное только то, что Константин родился в Морее от благородной фамилии; а вероятным надобно сочесть, что он был славянин, так как в Морее жили тогда большею частию славяне. 597 По полному житию Паисия блаж. Константин был в Паисиевой обители при заложении каменного Покровского храма в 1479 г. и при освящении его в 1482 г. и притом был в сношениях с угличским князем Андреем. 599 Геннадий в письме к Иоасафу: «дошло до моего слуха, что вел. князь посылал за тобою не раз и ты не поехал… Если Бог положит на сердце государя послать за тобою, не отказывайся, ступай к нему; ты можешь показать твердость в своем деле, как тебе угодно – только бы спросил тебя государь» (Руский времянник. Ч. 2). 602 По прологу, Кассиан крестил у кн. Андрея сына Димитрия; но Димитрий родился в 1477 г. и следовательно Кассиан воспринимал его от купели еще тогда, как был в мире. 605 Прп. Кассиан преставился 2 окт. 7072 (1553 г.) ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV), по ркп. святцам – 2 октября 7076 (1567 г.). Но то и другое показание неверно. Если Константин в 1472 г. прибыл в Москву, будучи 30 лет, и тогда в 1520 г. ему было 68 лет, а в 1562 г. было бы 120 лет, между тем ни в Прологе, ни в других памятниках нет и намека на такую необыкновенную старость его; напротив, по видению он был не старее 65 лет. Жалованная грамота от 1 июня 1552 г. Учемскому Богородичному монастырю дана была при игумене Пахомии (Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1. 171) и следовательно она решает, что прп. Кассиан скончался прежде 1520 г. В Словаре святых годом кончины его поставлен1504 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аминь. Ина молитва О всесвятый, преподобный и Богоносный отче наш Кассиане, угодниче преизрядный Христов, услыши нас, ныне молящихся тебе в час сей, недостойных и многогрешных рабов твоих (имя рек), верою тя призывающих и молебное приносящих тебе пение. Тя ходатая на умоление ко Христу предлагаем: скоро Владыце Небесному предстани и преподобнеи свои руце молебне к Нему простри о нас, грешных, и от Него щедротство благодати подаждь нам и приими нас во свое заступление, от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых враг освобождая, и тех всех наветы и злохитрство борющих нас погубляя и отгоняя во всей жизни нашей, дондеже есмы в житий сем. Помози нам, грешным, в настоящем сем житии и в будущем веце, отче преподобне Кассиане, и приими со воздыханием от души и сердца моление тебе приносящих, надеемся бо на твою милость: не презри нас, грешных, требующих твоея помощи и заступления. Умоли Христа Бога даровати нам оставление всех наших грехов, елико согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы, и во исходе душ наших помози нам, грешным: умоли Христа Бога, всея твари Содетеля, избавит нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, и спасенны ко Христу представи нас, и в век будущий Божественнаго Христова Царствия сподоби ны получити молитвами твоими, отче Кассиане, да всегда прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое молитвенное предстательство, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, в миру Константин, был потомком греческих князей Мангупских (Манукских). Он прибыл в Москву из Константинополя в 1478 году в составе посольства, сопровождавшего царевну Софию – невесту великого князя Московского Uoahha III Васильевича, которая доводилась племянницей греческим царям Иоанну и Константину Палеологам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010