Кассиана. В 1609 г. в К. п. ворвались поляки, убили неск. иноков и укрывавшихся в монастыре горожан. По местному преданию, изложенному в Угличском летописце, один из конных воинов решил проникнуть в обитель через св. ворота, плененные прихожане предупредили его об опасности такого святотатства. Он не послушался их и обнажил меч, но внезапно некая сила ударила воина и вместе с конем «поразила о землю». Когда вслед за ним захватчики устремились к Успенскому собору, где укрывалось множество людей, и попытались взломать церковные двери, то были поражены слепотой и в ужасе бежали из мон-ря. В 1629 г. по благословению митр. Ростовского Варлаама состоялась канонизация основателя и 1-го строителя пустыни прп. Кассиана. О создании в 1659 г. 1-й иконы основателя рассказывает его Житие. Монастырский слуга А. Павлов передал иконописцу свящ. Симеону некую хартию, в которой сообщалось, «киим подобием» прп. Кассиан явился игум. Ермогену. Священник подготовил доску, но не приступал к работе. Вскоре во сне он увидел стоящего рядом с постелью старца и его лик, чудесно изобразившийся на приготовленной иконной доске. Пробудившись, он написал икону преподобного, но «...во иночестем образе и в схиме». Тогда прп. Кассиан опять явился свящ. Симеону с повелением исправить «начертание бороды». После исправления священник передал икону в обитель. Постройки и святыни К нач. XVIII в. в К. п. находился деревянный шатровый Успенский собор с приделом святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. В Успенском приделе имелся 3-ярусный иконостас, в Святительском - 4-ярусный. В описи 1702 г. среди икон местного ряда придельного иконостаса упоминается образ Спасителя с предстоящими у подножия престола святыми Иоанном Предтечей и Кассианом Учемским, а также икона Божией Матери с прп. Кассианом в молении и видом пустыни. У юж. стены Святительского придела, за правым клиросом, над предполагаемым местом погребения основателя стояла деревянная гробница (см.: Углич. 1887. С. 231-233). При строителе (1705-1712) игум.

http://pravenc.ru/text/1681277.html

Статья Е. В. Крушельницкой 1149 дает материал для построения генеалогической схемы преподобного Макария Калязинского (†1483; пам. 17 марта), согласно которой преподобный Паисий Угличский (†1504; пам. 6 июня) приходился преподобному Макарию Калязинскому племянником по материнской линии. Дядя постриг своего племянника в Троицком Калязине монастыре. Здесь же, очевидно, полагал начало своим монашеским подвигам и брат Преподобного – Григорий, принявший монашество с именем Геннадий и ставший позднее Тверским епископом (1461–1477), (см. Таблицу 1). При выяснении степени родства преподобного Иосифа Волоцкого и Митрополита Московского Макария нами были высказаны следующие заключения: «...можно говорить о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария, а связующим звеном в их генеалогии является архимандрит Кассиан. Однако их родственные отношения, заранее можно сказать, были довольно дальними, и сам этот факт остался незафиксированным в истории. Логичнее предположить, что родство шло по материнской линии, то есть Зиновия, бабушка митрополита Макария по материнской линии, была сестрой архимандрита Кассиана и племянницей преподобного Иосифа Волоцкого . Тогда архимандрит Кассиан является внучатым дядей, то есть двоюродным дедом Митрополита Макария, а преподобный Иосиф Волоцкий – брат прадеда Святителя по материнской линии» 1150 (см. Таблицу 2). И в наше время канонизация святых являет примеры семейной святости. В год 600-летия со дня преставления преподобного Сергия были канонизованы его родители – преподобные Кирилл и Мария 1151 . Их внук, племянник преподобного Сергия, – святитель Феодор Ростовский (†1394; пам. 28 нояб.). Духовным другом преподобного Сергия был святитель Алексий, Митрополит Алексий Московский (†1378; пам. 12 февр.). Его сестры, преподобные Иулиания и Евпраксия, ныне прославлены в лике святых Русской Церкви 1152 . Приведенные примеры относятся к святым русским князьям. Степенная книга, памятник исторический мысли времени Митрополита Макария (†1563; пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Когда и где его рукоположили, мне неизвестно, знаю только, что рекомендацию ему написал протоиерей Владимир Карпец, а рукополагал его наш владыка Симферопольский и Крымский Лазарь. Скорее всего, это произошло летом 2003 года, потому что уже осенью отец Сергий был священником. 15 октября 2003 года впервые на Мангупе была совершена торжественная служба в честь преподобного Кассиана Угличского, в миру – Константина, князя Мангупского. Не вдаваясь в подробности, скажу, что князь Мангупский Константин в качестве родственника сопровождал в Москву невесту Великого князя Иоанна III – Софию Палеолог. По прибытии на Русь князь оставил мир и, приняв постриг с именем Кассиан, поселился в основанном им монастыре на реке Учме, в окрестностях города Углич. Здесь он и скончался в глубокой старости, а затем был прославлен как преподобный Кассиан Угличский. «Одна из первых служб»      И вот, на родине святого впервые за 500 лет состоялось его прославление. Мне посчастливилось побывать на торжественных службах, приуроченных к этому дню. Вечером накануне праздника отец Сергий служил всенощную в Красном Маке (село, отстоящее от Мангупа в паре километров). Там местная администрация выделила под подворье монастыря здание бывшего детсада, довольно обширное, двухэтажное, но заброшенное и ветшающее на глазах, как это часто бывало в то время. Я тогда еще был диаконом и приехал на службу из Симферополя. Под храм была оборудована одна из комнат, правда, достаточно большая. С удивлением обнаружил я, что людей совсем немного, буквально 3–5 человек братии и несколько местных старушек. Никто толком не знал службы, и то и дело приходилось останавливаться и уточнять по книгам какие-то моменты: где брать стихира, кондаки, тропари и т. д. На сколько читать канон… Помню, что клиросом и вообще всей уставной частью заведовал какой-то юный паренек в очках с мощными диоптриями, которые увеличивали его безумные от ужаса глаза, что только прибавляло (поддавало) всем нам священного трепета. Паренек был на грани нервного срыва, он готовился, как я понимаю, заранее, но всё равно всё это было для него в диковинку, и, конечно, он страшно переживал. Помню, что канон на утрени он читал почему-то на 26 (!), видимо, чтобы было всё «по Уставу», но когда я осторожно попытался объяснить ему, что так нигде не служат, – понял, что еще слово, и служба закончится истерикой. Так мы и служили – с истовой ревностью, да еще и свет пропал посреди службы, так что получилось действительно как в древности – при свечах, сурово и долго. Но и радостно было, конечно…

http://pravoslavie.ru/155163.html

Кондак, гл. 8. Изрядному воеводе, и правоверному князю Константину, с сынома его в путь, отечество его хвалящися вопиет, имеющее его начальника и заступника, яко избавльшеся им от прелести и скверны идольския; сего ради вопием ему сице: радуйся княже Константине преблаженне. Собор их совершается в Муроме. Пр. Кассїана грека, Угличского чудотворца. Св. Кассиан, в мире Константин, «основатель и соводворитель, и совсельник пустыни Учемския, и монастыря того начальник, и строитель преславный», был родом грек, потомок князей Макнувских. Обыкновенно, местом рождения его считают Морею, но некоторые думают, что он родился в Крыму, в 50 вер. от Симферополя, где прежде был большой город Мангуп (называемый иногда Манкопом или Мангутом). Константин получил значительное, по своему времени, образование и был в числе посольства к вел. кн. Иоанну ΙΙΙ (в 1473 г.) в Россию с царевной Софией Палеолог. Он изъявил желание остаться в России. Вел. князь предлагал ему «города и области в прокормление и земли в обдержание», но он смиренно отказался от этого и занял скромный пост боярина при ростовском архиеп. Иоасафе. Когда Иоасаф удалился на покой в Ферапонтов Белоезерский монастырь (Новгор. еп.), вместе с ним последовал туда и Константин, тяготившийся суетностью придворной жизни. В Ферапонтовом монастыре он проводил строгую аскетическую жизнь, хотя и не был еще пострижен. Сначала он, несмотря на увещания Иоасафа, был против пострижения и принял последнее благодаря только «нарочитому внушению». В ночном видении Константину явился пр. Ферапонт и повелел ему постричься. Сообщив об этом святителю, Константин, по совету его, на другой же день принял иночество. Спустя несколько времени, он оставил Ферапонтову обитель, удалился отсюда на реку Учьму (в 22 от Углича) и основал свою обитель. Слава о нем скоро распространилась по окружающим местностям, и к нему «начали мнози людие приходити благословения ради и видети пустынно любовное жительство, и беседовати с ним». Пр. Кассиан «любочестне» всех принимал, научая их к пользе душевной и наставляя на путь спасения «тихими словесы». Скончался он мирно в 1504 г. 2 окт. (по другим – 4 окт.). Мощи его в храме Учемского монастыря (ныне упраздненная). Ныне его тезоименитство (по мирскому имени). См. 2 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прп. Кассиан Учемский. Икона из ц. во имя вмц. Анастасии и прп. Кассиана Учемского в с. Учма. Нач. ХХ в. Прп. Кассиан Учемский. Икона из ц. во имя вмц. Анастасии и прп. Кассиана Учемского в с. Учма. Нач. ХХ в. К 1936 г. разоренные храмы были закрыты, нек-рые иконы местные жители использовали в качестве строительного материала. В 1936 г. территория К. п. была передана ВОЛГОЛАГу НКВД. Заключенные лагеря участвовали в строительстве Угличской ГЭС и дороги Углич-Рыбинск. В Учемскую слободу переселились жители затопленных мологских земель, трудившиеся в колхозе «Красная Учма» (впосл. вошел в состав колхоза «Дружба»). В 1937 г. Иоанно-Предтеченская ц. была взорвана, Святительский придел Успенского собора разобран. В 1938 г., перед отбытием из Учмы, заключенные разобрали сторожку, пристроенную к колокольне, а также помещение церковноприходской школы. В 1951 г. рухнула колокольня, затем и Успенский храм. Кирпич и проч. материалы использовались при строительстве печей в бараках, дороги-каменки, фундаментов колхозных ферм, телятников, бани и др. По воспоминаниям местной жительницы М. А. Паутовой, в 30-х гг. XX в. представители сельсовета решили вскрыть захоронение прп. Кассиана, но «одна из верующих, Надежда Вандышева, легла на могилу и сказала: «Не дам». Зароптали и др. верующие, и могилу удалось сохранить от поругания» ( Смирнов. 1998. С. 66). В 1991-1993 гг. на месте К. п. были поставлены деревянный крест и часовня, в 1994 г. в с. Учма возведена приходская деревянная ц. во имя вмц. Анастасии и прп. Кассиана с колокольней. В этом храме хранится икона прп. Кассиана, на к-рой основатель К. п. изображен в рост на фоне обители (нач. XX в.; вероятно, из церквей слободы Кассианова Пустынь). В собрании музея Учемского края, расположенном рядом с церковью, находятся икона «Успение Пресв. Богородицы» (XVIII в.; возможно, из иконостаса монастырского Успенского храма) и др. предметы. В Михаило-Архангельской ц. «в Бору» Угличского р-на Ярославской обл. хранится ростовая икона прп. Кассиана (посл. треть XVIII - нач. XIX в.), перенесенная из с. Учма в сер. XX в. На обороте иконы - специальные ручки для выноса во время крестных ходов. Считается, что именно этот образ находился при раке преподобного ( Горстка. 2012. С. 82, 89).

http://pravenc.ru/text/1681277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАНОВА УЧЕМСКАЯ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Угличском у. Московской, затем Ярославской губ. (совр. с. Учма Мышкинского р-на Ярославской обл.). XV в.- 1764 г. Кассианова Учемская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Фотография. Кон. XIX в. Кассианова Учемская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Фотография. Кон. XIX в. Основана, вероятно, ок. 1482 г. прп. Кассианом Учемским. В 15 верстах от Углича, на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Учмы, прп. Кассиан с учениками поставил деревянные крест, ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом Рождества св. Иоанна Предтечи, трапезу и кельи. Но весенний разлив Волги уничтожил монастырские постройки. Согласно Житию, иноки отчаялись и решили разойтись, но преподобный напомнил им о Всемирном потопе: «И ныне, братия возлюбленная, пришла, сия вода на нас за грехи и беззакония наши. Но, наказуя, Господь нас милует... Потерпим мало здесь, да во веки возрадуемся». Вскоре мон-рь был перенесен на более высокое место и, возможно, по благословению Ростовского архиеп. Иоасафа (Оболенского) на средства угличского кн. Андрея Васильевича Большого отстроен заново. Княжеские мастера возвели Успенский храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (или отдельную Иоанно-Предтеченскую ц. с трапезой), а затем храм во имя святых Константина и Елены и другие постройки. Кн. Андрей отписал обители земли, «имение на строение, хлеб, оброки», назначил ружное жалованье. Перед кончиной строитель Кассиан († 1504; 1509 (?)) избрал своим преемником старца священноинока Илариона. Преподобный был похоронен в К. п., сначала «на монастырском дворе под открытым небом», затем в Иоанно-Предтеченской ц. По молитвам к прп. Кассиану происходили исцеления, летопись которых вели насельники. В Смутное время К. п. пострадала, возможно, меньше др. угличских обителей, что современники объясняли заступничеством прп.

http://pravenc.ru/text/1681277.html

Октябрь 2-й день. Преподобный Кассиан Учемский Пришлец из Греции, потомок князей Мангутских, по имени Константин прибыл в Москву в 1478 году с невестою Uoahha III , царевною Софиею, но не захотел остаться при дворе великокняжеском и, любя уединение, скорбя о горькой участи своей родины, страдавшей под игом турок, избрал себе скромное место боярина при Ростовском архиепископе Иоасафе, из князей Оболенских. Он считал грехом искать веселой жизни и хотел трудиться и молиться. Когда святитель Иоасаф отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место своего пострижения, сюда вместе с ним перешел и князь Константин. Здесь в молитве и чтении книг он находил покой душе. Это было спустя шесть лет по преставлении преподобного Мартиниана. Константин не желал пострижения иноческого, хотя и уговаривали его блаженный Иоасаф и другие. Явившись ему в сонном видении, преподобный Мартиниан грозил подвергнуть его строгому наказанию за сопротивление доброму совету. «Видел я во сне, – рассказывал он владыке Иоасафу и старцу Филарету, – благолепную церковь с иноками; посреди ее как бы кафедра, и на ней преподобный Мартиниан, с жезлом в руке. “Постригись”, – говорит мне игумен. “Не постригусь”, – отвечал я. “Если не пострижешься, – продолжал он, – буду бить тебя жезлом”, и хотел ударить меня. От страха я проснулся и кричал: “Филарет, Филарет!”» Константин тогда же, по просьбе его, пострижен был с именем Кассиана. В обители Ферапонтовой жил он недолго и удалился с несколькими братиями в удел доброго Угличского князя Андрея, с которым был дружен еще в мире. В пятнадцати верстах от Углича, на берегу Волги и Учмы, водрузил он крест, и поставил келлии, и по благословению Ростовского архиепископа построил храм в честь Успения Богоматери. Но храм поврежден был разливом Волги. Добрый князь Андрей доставил ему средства построить храм и келлии на новом месте и назначил ему пособие на содержание обители. Это было около 1491 года. «Богоизбранный и знаменоносный отец» 22 Кассиан предузнал свое отшествие к Господу, преподал наставление братии, приобщился святых таин и преставился 2 октября 1504 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сообщения о времени основания Учемской обители противоречивы. Согласно монастырской летописи, Успенская ц. с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи была освящена в авг. 1484 г. (РГБ. Ф. 229. 234. Л. 112). Это был 2-й храм (сооруженный на новом месте), следов., первая церковь в Учемском монастыре была построена не позднее 1482 г. Эта дата подтверждается др. источниками. В Пространной редакции Жития прп. Паисия Угличского отмечено, что 1 окт. 1482 г. К. и игумен Учемской обители Гавриил присутствовали при освящении Покровского собора в угличском Покровском мон-ре. Согласно Житию К., ранее сооружения Успенской ц. К. крестил младшего сына угличского князя - св. Димитрия Андреевича (дата рождения княжича неизвестна, но его мать Елена Романовна скончалась не позднее 2 апр. 1483). Приведенным сведениям противоречит рассказ о постриге святого и о создании им Учемского мон-ря в Житии К. Согласно Краткой редакции Жития, кн. Константин принял постриг после 1488 г. в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре , где поселился вместе с архиеп. Иоасафом, оставившим Ростовскую кафедру в июне 1488 г. В монастыре боярин (состоявший под началом инока Филарета) сподобился явления прп. Мартиниана († 12 янв. 1483). Отдыхая после всенощной в келье, кн. Константин погрузился в «сон тонок» и увидел монастырскую ц. Рождества Богородицы, но не деревянную, существовавшую тогда, а каменную, украшенную, «и среди церкви престол превознесен», на котором восседал прп. Мартиниан. Угрожая жезлом, прп. Мартиниан приказал Константину принять монашеский постриг. Потрясенный Константин рассказал о видении архиеп. Иоасафу, и тот, призвав игумена мон-ря, повелел совершить постриг. Через некоторое время К. удалился в угличские пределы и основал Учемскую пуст., получив благословение Ростовского архиеп. Тихона (Малышкина ; 1489-1503). В Угличском (Серебренниковском) летописце (Особая редакция Жития К.) представлена скорректированная версия событий: кн. Константин принял постриг в Ферапонтовом монастыре после видения во сне прп. Ферапонта Белозерского († 1426), когда боярин совершал богомольную поездку по белозерским обителям вместе с действующим Ростовским архиеп. Иоасафом (Оболенским). Благословение на создание обители и антиминс для Успенской ц. дал архиеп. Иоасаф. По-видимому, замены были сделаны Серебренниковым, обратившим внимание на анахронизмы в Житии К. и на противоречие между Житием К. и жизнеописанием прп. Паисия Угличского.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

158 Кажется тогда впервые застучала иноческая секира на вековых соснах Комельского леса и дикая пустыня, где прежде слышался только крик лесных птиц и рев диких зверей, огласилась хвалебными гимнами подвижников. 159 Знаменитого основателя скитского жития великого отца церкви по своему подвижничеству и сочинениям. 161 Рукописные святцы: пр. Иннокентия, игумен Предтеченского монастыря бысть на реке Еде; преставился в лето 6999 (1491), месяца марта в 19 день. Тоже и в записке Евгения о вологодской епархии. В ист. российск. иерархии (IV , стр. 301) преставился 6999 или от Р. Хр. 1491 года, марта 1, в русс, святых Филарета (мар. стр. 109) скончался 19 марта 1422 года; в жит. святых Муравьева – Иннокентий преставился в 1491 году. Но в этом году он только пришел на Еду. В Отенских святцах: преставился в лето 7029 (1521), марта в 19 день, что гораздо верне и сообразнее с годом кончины его учителя Нила, преставившегося в 1508 году и – с другими обстоятельствами. 162 Венчан 27 мая в неделю слепого в Москве у Пречистой митр. Филиппом. Воскр. лет. лето 6978, стр. 158, т. VIII. 163 Обоих сыновей князя Андрея крестил, пр. Паисий Угличский; восприемником Димитрия, родившегося в 1479 году, был Морейский князь Константин, впоследствии пр. Кассиан, угличский. Из дочерей одна была за князем Андреем Дмитриевичем Курбским, другая за князем Иваном Семеновиче Кубенским. 166 Иоанн III объявил тогда наследником велинокняжеского престола внука Димитрия, сына покойного старшего своего сына Иоанна Иоановича, и даже короновал его; но и этому Димитрию, подобно князьям Угличским, вместо трона, привелось пронести всю жизнь свою и умереть в тюрме. Истор. Госуд. Рос. т. VI, стр. 261. 167 В Воскрес. лет. т. VIII, стр. 227 значится: тое же осени (7002) ноября 6 преставися князь Андрей Васильевич большой, сидел в тюрме на Москве, на казенном дворе; великого князя два года и 47 дней и положиша его в церкви Архангела на Москве у северных дверей. 169 В описи Прилуцкого монастыря за 1623 и 1638 год значатся: «да над благоверным князем Игнатием гробница деревянная, позолочена (покрыта) мухояром черным (бухарская ткань, бумажная пополам с шерстью или с шелком); покров камка (шелковая китайская ткань с разводами) багрова, ветх, опушка мухояр лазорев; крест нашит полотняный, подписи шиты шелком, подложен крашениной лазоревою. Да над благоверным князем Димитрием гробница деревянная, поволочена мухояром зеленым; покров тафта (шелковая тонкая ткань) багрова, крест нашит тафтян, бел. Вологод. епарх. вед. 1874.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем не менее в Высшее Церковное Управление поступали прошения об открытии новых школ – в Великом Устюге, Туле, Костроме... В Орле предполагалось открыть ускоренные пастырские курсы, на что Высшее Церковное Управление дало свое согласие 217 . По имеющимся пока отрывочным материалам 218 можно установить следующее: существовали пастырские курсы в Казани (1920 год) 219 , Симбирске – под руководством протоиерея А. В. Стернова (1920 год) 220 , Харькове (1920 год) 221 , Лукоянове (1921 год) 222 , при Киево-Печерской Лавре (1922 год) 223 , в Курске (1922 год) 224 и Смоленске (1922 год) 225 , Пастырско-богословские курсы в Перми (1922 год) 226 и Угличе, Пастырская школа в Вологде. Деятельность двух последних учебных заведений можно представить несколько подробнее. Пастырско-богословские курсы в г. Угличе Ярославской епархии были организованы епископом Серафимом (Самойловичем) по благословению Святейшего Патриарха Тихона в конце 1920 года и просуществовали два года. Курсы предполагались трехлетними. Занятия проходили в Угличском Богоявленском (зимнем) кафедральном соборе в вечернее время. Заведовал курсами протоиерей Ф. Троицкий . В корпорацию входили Д. Ф. Троицкий, В. С. Филагриевский, протоиерей П. Н. Лахостский, протоиерей Н. А. Воскресенский, священник В. В. Воскресенский. На первый курс было принято тридцать пять человек: десять мужчин и двадцать пять женщин, среди которых были члены церковных советов, певчие, дети духовенства и другие. Вот что вспоминал архиепископ Костромской и Галичский Кассиан: «Прот. П. Н. Лахостский очень талантливо и впечатлительно читал „Апологетику“ и часто проповедовал в разных храмах Углича. Прот. Ф. Троицкий вел курс „Объяснения четвероевангелия“, прот. Н. А. Воскресенский преподавал „Деяния и Послания Апостольские“, священник В.В. Воскресенский – „Церковную историю“. Слушатели курсов принимали деятельное участие в богослужении соборном, чтении и пении, которое было, кроме хорового, и общее. Епископ Серафим часто посещал курсы и вел очень содержательные беседы с курсантами, сам – бывший миссионер и преподаватель семинарии (сотрудник Патриарха Тихона – по Америке). Памятны два момента из жизни курсов:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010