Через недолгое время после этого прп. Макарий по просьбе князя Андрея Васильевича послал прп. Паисия в Углич для основания там общежительного монастыря. Сначала прп. Паисий поселился в одинокой келье в 3 верстах от города, и к нему уже стала собираться братия, но из-за разлива Волги пришлось перенести монастырь в более безопасное место. Там был основан  храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1489 г. окончательно благоустроен Николаевский монастырь.  Благотворителем монастыря был князь угличский Андрей, который глубоко чтил преподобного игумена. Глубокое смирение отличало святого старца: во всех самых трудных послушаниях монастырских он до глубокой старости был примером для братии. Раз, когда он копал землю, мимо обители проезжал верхом один молодой боярин и, увидев старца, над ним посмеялся. Внезапно лошадь сбросила седока, и он потерял сознание. Преподобный привел его в чувство и кротко сказал ему: «Не осуждай иноков!»  Большим горем для прп. Паисия было, когда вел. князь Иоанн III Васильевич, недовольный братом своим Андреем, угличским князем, заточил его и юных его сыновей, Димитрия и Иоанна (см. житие прп. Игнатия Вологодского — 19 мая). Тщетно заступался за них прп. Паисий.  Преподобный предсказал разорение Углича и своей обители и мученическую кончину ее братии, что и сбылось в Смутное время. Достигнув глубокой старости, прп. Паисий избрал вместо себя настоятеля из среды своих учеников, а сам посвятил себя молитве. Но Божественную литургию совершал он в воскресенье и в праздничные дни сам, пока ему служили еще ноги. Потом он мог лишь сидя совершать свое молитвенное правило. Но тогда ему было уже более ста лет. Скончался преподобный на сто седьмом году жизни. 6 июня 1504 г. совершилось его торжественное погребение. Во время надгробного пения исцелялись недужные. В 1610 г., когда от мощей его излилось особенно много чудес, он был прославлен. •  Покровский монастырь, основанный преподобным, находится на левом берегу Волги, в 3 верстах от Углича. Св. Паисий был восприемником сыновей угличского князя Андрея, Иоанна и Димитрия, которые подверглись с юных лет заточению. Преподобный Кассиан Угличский, или Учемский (+1504)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Преподобный Кассиан, в мире Константин, был из иностранного княжеского рода и прибыл в Москву вместе с Софиею, невестою великого князя Иоанна, дочерью морейского владельца 595 . Долго ли пробыл он при дворе великой княгини, неизвестно. Жизнеописатель говорит только, что жизнь придворная не была по душе его и что он любил жизнь тихую и строго наблюдал за своею совестью 596 . По нераннему рукописному житию преподобного Паисия Угличского, блаженный Константин до поступления своего к ростовскому архиепископу живал у преподобного Паисия Угличского 597 . В 1481 году избрал он себе скромное место боярина при ростовском архиепископе Иоасафе, бывшем князе Исааке Михайловиче Оболенском, хотя и предлагали ему место при дворе самого великого князя. Так он уже не искал более на земле счастья, после того как родина его стала страдать от нечестивых турок. Выбор его был вполне рассудительный! Вот что писал умный современник его: «Зимою (1482 г.) возвратилась из бегства великая княгиня София; она бегала от татар на Белоозеро, а не гонял ее никто. Тем местам, где ходили, досталось хуже, чем от татар, от боярских холопов и от кровопийцев христианских. Воздай им, Господи по их делам! Там проживали жены их; а они любили жен более, чем святую веру; они готовы были предать святые церкви, в которых просветились Святым Крещением. Милостивый Бог не презрел слез христианских. Храбрые воины русские! старайтесь охранять отчизну свою, русскую землю, от нечестивых, – чтобы очи ваши не узрели разграбления святых церквей и ваших домов, убиения детей и позора жен и дочерей, как это потерпели от турок болгары, греки, трапезонцы, морейцы, албанцы, хорваты, босняки, манкупцы и жители Кафы. Они скитаются по чужим сторонам бедственно, достойно укоряемые за малодушие. Иные убегали с большим имуществом, с женами и детьми, но вместе с золотом потеряли земное счастье. Бог – свидетель, своими глазами видел я государей, убегших от турок с имением, скитающихся странниками и просящих смерти как милости» 598 . Это описание дает нам видеть, с какими расположениями души был в России бедный и благородный чужестранец Константин: за прошлое он не мог упрекать себя, потому что был еще молод, когда прибыл в Россию, и едва ли не дитятею был, когда турки захватили христианский юго-восток. Но он чувствовал и над собою гнев Божий и считал грехом искать веселой жизни; он хотел трудиться и молиться. В 1489 году блаженный Иоасаф, отягченный несправедливым гневом великого князя, отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место иноческих подвигов своих 599 . Сюда вместе с ним перешел и князь Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе. «Кассиян, бывый князь, добродетельный зело, пострижен преподобным отцом Мартинианом», говорит древнее известие 600 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прп. Паисий Угличский. Деисусная икона. Ок. 1787(?), посл. треть XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору», близ Углича) Прп. Паисий Угличский. Деисусная икона. Ок. 1787(?), посл. треть XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору», близ Углича) Неск. поздних ростовых икон, очевидно, были ориентированы на надгробные изображения П. Со старообрядческой средой связано создание образа П. со святыми на полях 1-й пол. XIX в. (УИХМ; из старообрядческой молельни купцов Выжиловых), в верхних углах к-рого представлены на облаках Господь Вседержитель с Евангелием и Богоматерь с омофором (т. н. Никейское чудо, заимствованное из иконографии свт. Николая Чудотворца). П. показан в сложном развороте, с опорой на левую ногу, ряса охристого цвета, схима немного смещена вправо, руки разведены в стороны: правая с двуперстным жестом, в левой - расположенный горизонтально свиток. Черты лица святого и удлиненная клинообразная форма бороды восходят к ранним образам его иконографии (похожий образ прп. Кассиана Учемского из ц. арх. Михаила «в Бору» под Угличем, возможно, имеет более ранний слой живописи; см. ст.: Кассиан Грек, разд. «Иконография»). В угличской ц. во имя св. царевича Димитрия «на поле» находится близкая по рисунку икона П. под позолоченным окладом сер. XIX в. (живопись на иконе, вероятно на холсте, почти утрачена): композиция с Никейским чудом отсутствует, чеканная ряса украшена цветочным орнаментом, на фоне за фигурой святого - постройки Покровской обители. О значимости оригинала икон этого извода в традиции изображения святого свидетельствует его воспроизведение на хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе с цензурным разрешением от 9 марта 1904 г. (УИХМ; см.: Госкаталог РФ. 12709899; на обороте автограф сщмч. Серафима (Самойловича), еп. Угличского). Ростовая икона с живописью кон. XIX в. (ц. св. царевича Димитрия «на поле» в Угличе) несомненно повторяет нагробный образ (или является им): глаза преподобного закрыты, руки сложены на груди, борода с проседью внизу округлой формы. Мастер работал в адаптированном под народное искусство провинциальном варианте академической манеры.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Одна из сохранившихся икон XVII (?) в.- изображение ангела-хранителя «в момент охранения души человека спящего» - находилась в собрании викария Ярославской епархии еп. Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , а после его кончины в 1893 г. поступила в Ростовский музей церковных древностей под 4881 (Там же. С. 406, 407). Икона Божией Матери «Успение» из Учемского мон-ря. XVIII в. Икона Божией Матери «Успение» из Учемского мон-ря. XVIII в. К 1860 г. в причт Учмы входили священник, дьячок и пономарь (впосл. еще и псаломщик), к-рым принадлежало 34 (32?) дес. земли. Прихожане храмов - гос. крестьяне (313 чел. мужского и 392 жен. пола) проживали в Учемской слободе и окрестных деревнях Н. и В. Плоски, Ивцино, Модявино, Б. и М. Мельничное, Буланово, Юсово, Шевердино. Первым настоятелем учемской Успенской ц. после упразднения обители стал свящ. И. Алексеев. В 1882-1927 гг. в храме настоятельствовал свящ. Петр Васильевич Васильевский (1855-1927), автор соч. «Прп. Кассиан Учемский чудотворец и основанная им Учемская пустынь». При свящ. П. Васильевском на пожертвования (ок. 2 тыс. р.) крестьянина К. А. Торопова была расписана Иоанно-Предтеченская ц. и поновлен иконостас; на средства (600 р.) И. А. Голикова приобретены 2 паникадила. 23 окт. 1890 г. открылась Учемская церковноприходская школа, законоучителем к-рой состоял о. Петр Васильевский. После 1900 г. при школе была устроена бесплатная земская б-ка им. Ф. Ф. Павленкова. За составление катехизисных бесед о. П. Васильевский получил благодарность от епархиального начальства с выдачей свидетельства, а «за соискание» средств на строительство церковного дома в с. Учма награжден набедренником. После кончины прот. Петр был похоронен на территории К. п. Известно, что после 1917 г. в Учме служили свящ. А. Стукалкин, мон. Иринарх, а также некий о. Антон (местные жители называли его Антон Проповедник). Храм во имя прп. Кассиана и вмц Анастасии в с. Учма. 1994 г. Фотография. Нач. XXI в. Храм во имя прп. Кассиана и вмц Анастасии в с. Учма. 1994 г. Фотография. Нач. XXI в. К нач. ХХ в. на территории с. Учма находился летний храм в честь Успения Пресв. Богородицы (1711) с теплым приделом святителей Московских, в котором под спудом пребывали мощи прп. Кассиана, а также каменная 5-главая ц. во имя св. Иоанна Предтечи (ок. 1710-1714; вероятно, перестроена в 1-й пол. XIX в.) с приделом прп. Кассиана (1825-1827). Рядом с колокольней (XVIII в.) находились вост. и сев. св. ворота. На территории пустыни, окруженной кирпичной оградой с решетками, имелись часовня прп. Кассиана Угличского, сторожка, дома священника и псаломщика.

http://pravenc.ru/text/1681277.html

Она сохранилась в монастыре до самого его разорения в 1930-е годы. Согласно второму преданию, еще задолго до начала строительства собора, в 1472 году в келье старца Паисия собрались несколько ближайших его учеников: преподобный Адриан Угличский, преподобный Кассиан Грек и инок Герасим, и пели они акафист Пресвятой Богородице. Внезапно по всей обители засиял необыкновенный свет, и преподобные услышали голос, призывавший их выйти из кельи. В страхе и недоумении подвижники вышли, и Ангел показал им явление Матери Божией, сидящей на воздушном престоле и держащей на руках Богомладенца. Подвижники пали на землю, но Ангел восставил их и сообщил преподобному Паисию повеление Богоматери устроить на этом месте церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Видение кончилось, и преподобные всю ночь провели в бдении и славословии. По величию построенного собора Паисиев монастырь стал именоваться в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сюда в новосозидаемую обитель в поисках спасения и духовного утешения стали стекаться не только паломники; много приходило сюда верующих людей на постоянное послушание под окормление высокодуховного отца Паисия, прославившегося к тому времени чудесами и пророчествами... В трудах и воздержании, в молитвах и делах помощи ближним преподобный Паисий достиг глубокой старости. При этом он неустанно совершал богослужения, а когда не позволяли силы, сидя исполнял келейное правило. Незадолго до своей праведной кончины старец Паисий собрал в своей келье многочисленную братию обители. Он заповедовал им и дальше строить монастырь, молиться и трудиться, а все духовное руководство обителью передал своему ученику - пустынножителю, основателю Учемской пустыни, что ниже по Волге, преподобному Кассиану Греку. Приобщившись Святых Христовых Таин, 6 июня 1504 года преподобный Паисий преставился и был похоронен у алтаря Покровского собора. После смерти на могилку к старцу Паисию стали стекаться верующие, получая исцеление и решение жизненных недугов. Точной даты, когда преподобный Паисий был причислен к лику святых, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=34796

Кассиан (Ярославский Сергей Николаевич), архп. Костромской и Галичский Родился 10/23 августа 1899 года в с. Золоторучье бывш. Угличского уезда, Ярославской губернии в семье священника. В 1915 году по окончании Угличского духовного училища поступил в Кашинскую духовную семинарию. Проучившись в ней три года в 1918 году поступил на юридический факультет Ярославского государственного университета. В 1919 году призван на военную службу. В 1920 году по состоянию здоровья демобилизовался и поступил на гражданскую службу. В том же году получил должность псаломщика в родном храме с. Золоторучье, был посвящен в стихарь с поручением произносить проповеди в храмах Угличского викариатства. 192O-1922 гг. был слушателем Угличских пастырско-богословских курсов. 14 авг.1923 года рукоположен во священника и назначен настоятелем Николо-Песоцкого храма г.Углича. В 1925 году – настоятель Николо-Сухопрудского храма. В ноябре 1928 года – настоятель церкви с. Ильинского, Угличского района. С 14 мая 1941 года назначен священником Димитриевской Угличской церкви. С апреля 1943 года назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви Угличского района. В 1948 году принял монашество с именем Кассиана. В 1949 году возведен в сан игумена. В 1953 году окончил четвертый класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии и был переведен на первый курс Ленинградской духовной академии. В 1956 году – благочинный Угличского округа. В 1958 году окончил Ленинградскую духовную академию по первому разряду со степенью кандидата богословия. В январе 1961 года назначен настоятелем храма в г. Угличе и возведен в сан архимандрита. 26 марта 1961 года хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим, архиепископ Краснодарский и Кубанский Виктор, пребывающий на покое епископ Арсений и епископ Ярославский и Ростовский Никодим. С 14 мая 1963 года – архиепископ Новосибирский и Барнаульский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь. Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей. Расцвет хозяйственной деятельности монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена. В XVII в. монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

http://sobory.ru/article/?object=00501

Сейчас мы назвали бы его двоюродным братом Константина Дмитриевича, но, коль скоро он был родственником Константина только по женской линии и не носил княжеского титула, генеалогическая этика обозначала такую родственную связь лишь как свойство» 17 . Статья Е. В. Крушельницкой 18 дает материал для построения генеалогической схемы преподобного Макария Калязинского (†1483; пам. 17 марта), согласно которой преподобный Паисий Угличский (†1504; пам. 6 июня) приходился преподобному Макарию Калязинскому племянником по материнской линии. Дядя постриг своего племянника в Троицком Калязине монастыре. Здесь же, очевидно, полагал начало своим монашеским подвигам и брат Преподобного – Григорий, принявший монашество с именем Геннадий и ставший позднее Тверским епископом (1461–1477), (см. Таблицу 1 ). Таблица 1. Генеалогическая схема преподобного Макария Калязинского При выяснении степени родства преподобного Иосифа Волоцкого и Митрополита Московского Макария нами были высказаны следующие заключения: “…можно говорить о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария, а связующим звеном в их генеалогии является архимандрит Кассиан. Однако их родственные отношения, заранее можно сказать, были довольно дальними, и сам этот факт остался незафиксированным в истории. Логичнее предположить, что родство шло по материнской линии, то есть Зиновия, бабушка митрополита Макария по материнской линии, была сестрой архимандрита Кассиана и племянницей преподобного Иосифа Волоцкого . Тогда архимандрит Кассиан является внучатым дядей, то есть двоюродным дедом Митрополита Макария, а преподобный Иосиф Волоцкий – брат прадеда Святителя по материнской линии” 19 (см. Таблицу 2 ). Таблица 2. Родословная преподобного Иосифа Волоцкого и Всероссийского Митрополита Макария И в наше время канонизация святых являет примеры семейной святости. В год 600-летия со дня преставления преподобного Сергия были канонизованы его родители – преподобные Кирилл и Мария 20 . Их внук, племянник преподобного Сергия, – святитель Феодор Ростовский (†1394; пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Однажды преподобный чудесным образом напитал рыбой иноков своей обители. Это случилось перед светлым Христовым Воскресением, когда Волга только что вскрылась и нельзя было переправиться на тот берег, в село Мышкино, чтобы купить рыбы на светлый праздник. Братия были огорчены этим. Но преподобный Кассиан утешил их. По указанию странствующего инока нашли на берегу монастырского пруда двух больших рыб, которых и достало на всю светлую седмицу. Иконописец священник Симеон дал обещание написать образ прп. Кассиана в надежде, что Господь пошлет ему за это мирную кончину. Боясь ошибиться в изображении угодника Божия, Симеон колебался. Он достал в Учемской обители небольшое изображение преподобного, но не был уверен, правильно ли оно, и потому все еще не решался писать. И вот одной ночью, думая о том, как ему написать икону, Симеон увидел множество нечистых духов. В ужасе и трепете он призвал на помощь прп. Кассиана, и злые духи исчезли. Священник услышал громкий голос, как будто кто–то стоял у постели и говорил: «Пиши образ мой без колебания, пиши так же, как написан благоверный князь Роман угличский, только бороду сделай длиннее, чем у князя». Явилась доска, которую священник приготовил для образа преподобного, и на ней он ясно увидел уже написанное изображение св. Кассиана: волосы длинные, борода длиннее, чем у князя Романа, русая, седины чуть заметны; подвижник изображен в княжеских ризах. Священник проснулся, весьма обрадованный тем, что прп. Кассиан показал ему, как писать его образ, и тотчас приступил к работе. Он написал преподобного в схиме. На следующую же ночь слышит он чудный голос во сне, который сказал ему: «Исправь браду, в чем ты неправильно написал». И тотчас явился у постели образ прп. Кассиана; подвижник был написан в схиме, как изобразил его Симеон, борода была до персей, русая, как бы обложенная серебром, седины ее были чуть заметны. Встав от сна, священник поправил икону. Так преподобный чудесным образом помог написать свою икону, которую священник и отправил в его обитель, рассказав игумену и братии о чудесных явлениях преподобного. Затем Симеон заболел и хворал два года, пока не записал рассказанного чуда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Духовным другом и собеседником прп. Кассиана был прп. Паисий († 1504 г.; память 6/19 июня и 8/21 января), основатель Угличского Покровского монастыря. Прп. Кассиан познакомился с ним еще в миру. Тесная дружба связывала обоих подвижников, и прп. Паисий очень любил и уважал Кассиана. Перед своей кончиной он завещал прп. Кассиану наблюдение за Покровской обителью, а братии приказал слушать и исполнять советы и наставления Учемского подвижника. После великих трудов и богоугодных подвигов пришло время преподобному переселиться от временной жизни к вечной. Предузнав свою кончину, он призвал братию и дал им свое последнее наставление. «Братия моя возлюбленная, — говорил умирающий подвижник, — приходит день моей кончины. Я ухожу от вас к Богу, Которого возлюбил измлада. Вас же поручаю Спасителю, Пречистой Его Матери и великому Предтече Иоанну. По отшествии моем, возлюбленные братия мои, имейте между собою мир и любовь. Не опускайте службы Божией, пойте молебны; на литиях поминайте усопших и синодик прочитывайте, ибо кто поминает усопших, тот и сам будет помянут. Страннолюбия не забывайте. Умоляю вас, питайте нищих, сиротам помогайте и вдовиц защищайте от обижающих их. Крестьян своих берегите, печалуйтесь за них пред государем и вельможами. Берегите единодушно землю, принадлежащую обители. Игумена своего слушайтесь и повинуйтесь ему о Господе, как родному отцу своему, потому что, по апостолу, тии бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще (Ев. 13, 17)». Преподав такое наставление братии, прп. Кассиан причастился Животворящих Христовых Таин и, благодаря Бога за все, предал свою чистую душу Господу 2 октября 1504 г. На погребение преподобного стеклось множество народа, не только крестьян из окрестных сел и деревень, но и из города Углича монахов, духовенства и горожан. Прошел год после кончины прп. Кассиана, и Господь Бог прославил угодника Своего великими и дивными чудесами, происходившими при его гробе. Но чудеса эти начали записываться лишь с XVII столетия. Благочестивый муж Дометиан, по прозванию Ширяй, и жена его Гликерия за год до разорения Углича поляками видели много раз прп. Кассиана ездящим ночью на белом коне и в белых ризах вокруг монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010