На предложение остаться служить при великокняжеском московском дворе князь Константин ответил отказом, ибо суета придворной жизни тяготила его сердце, искавшее уединения и иноческого служения Богу. С разрешения великого князя Uoahha III он отправился в Ростов Великий, где первое время находился при архиепископе Иоасафе (Оболенском). Когда же архипастырь решил оставить свою кафедру и поселиться в Ферапонтовом Белозерском монастыре, в котором принял ранее монашеский постриг, то князь Константин с радостью последовал за ним. Здесь греческий князь получил возможность для молитвенного уединения и жизни в богомыслии и чтении Священного Писания. Вскоре князь Константин был удостоен иноческого образа с наречением имени Кассиан. Через некоторое время преподобный Кассиан отправился в удел Угличского князя Андрея, с которым его связывала прежняя дружба. Путешествуя по Угличскому краю, он обнаружил живописное место на берегу Волги, неподалеку от впадения в нее реки Учмы. С разрешения князя Андрея он основал здесь иноческую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с несколькими монахами, пришедшими с ним из Ферапонтова монастыря, он построил в этом месте Успенский храм, положивший начало Учемской обители. Впоследствии, во время сильного паводка, когда Волга вышла из берегов, храм получил значительные повреждения. Тогда преподобному Кассиану на помощь вновь пришел князь Угличский Андрей, с которым преподобного связывала уже не только личная дружба, но и узы духовного родства, ибо он был восприемником княжеского сына Димитрия. Монастырь с храмом были перенесены на другое место, неподалеку от прежнего, но более безопасное. Новый храм был освящен во имя святого пророка Иоанна Предтечи и стал приходским для близлежащих селений. Преподобный Кассиан в течение долгого времени подвизался в основанной им обители. Преставился к Богу он в глубокой старости 2 октября 1504 года. Святые мощи его были погребены в том же монастыре. После своей блаженной кончины преподобный Кассиан был прославлен многочисленными чудесами, о чем свидетельствуют записи Угличской летописи. Служба преподобному Кассиану написана и передана в дар обители 17 мая 1686 года благочестивым сыном московского священника Михаилом Пименовым, о чем сообщается в рукописи, сохранившейся в Угличе. Память преподобного Кассиана празднуется 2 октября – день преставления, и 21 мая – день тезоименитства. Литература: 1 . О святых, прославленных в Российской Церкви. СПб., 1862. 2 . Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, и основанная им Учемская пустынь. [Углич], 1905. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея май. - 2002./Ч. 1. – 456 с.; Ч. 2. – 536 с.; Ч. 3. - 400 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память его празднуется 2 окт. в день преставления, 21 мая в день тезоименитства с равноапостольным царем Константином (+337) и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Прп. Кассиан, в миру князь Константин Мангупский, был родственником последнего греческого императора Константина Палеолога и приехал в Россию с его племянницей Софией Фоминичной, невестой вел. князя Иоанна III Васильевича. Знатным грекам ее свиты раздавали высокие придворные места и звания, но богомольный и смиренный князь Константин принял лишь скромную должность ближнего боярина при архиепископе Ростовском Иоасафе (в миру князь Оболенский).  В 1489 г. владыка Иоасаф удалился на покой в  Ферапонтов монастырь. Князь Константин сопровождал его, хотя об иночестве он в то время еще не думал. Но в первую же ночь ему явился во сне прп. Мартиниан (+ 1483, память его 12 янв.) и, угрожая своим посохом, потребовал, чтобы он постригся. Потрясенный видением, князь Константин покорился. Ему нарекли имя Кассиан. Тяжелые монастырские работы не устрашали смиренного духом бывшего князя, а в безмолвии, молитве и строгом послушании он скоро превзошел всю братию.  Сохранились два письма к нему его друга прп. Нила Сорского (память его 7 мая). В 1492 г. прп. Кассиан подвизался уже отшельником на берегу  реки Учмы, вблизи города Углича. А когда его друг и покровитель — князь Андрей Васильевич угличский был по повелению брата своего, вел. князя Иоанна III, заключен с сыновьями своими в темницу, где через два года (1494) умер, прп. Кассиан посещал узников и всячески помогал им. Ему же поручил его друг прп. Паисий Угличский (память его 6 июня) перед кончиной братию своей обители.  Прп. Кассиан особенно наставлял своих учеников в милосердии к бедным, молитве об усопших и послушании.  Скончался он 2 октября 1504 г. Святая икона его была написана священником Симеоном по дважды слышанному им повелению; он заболел, но исцелился, когда записал это явление.  В XVII в. игумены Учемского монастыря Филарет и Ермоген были исцелены прп. Кассианом. После покаяния у его гробницы был исцелен разбойник Захария Рондак, ограбивший монастырь. То же случилось и с нечестным монастырским поваром Вавилой. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В 1489 году святитель Иоасаф отказался от управления епархией и удалился в Ферапонтов монастырь. Вместе с ним пришел в обитель и глубоковерующий князь Константин, которому отвели келлию, поручив его наблюдению благочестивого иеромонаха Филарета. Однажды князю в сонном видении явился бывший игумен обители преподобный Мартиниан (†1483, память 7 октября и 12 января) и строго повелел ему принять постриг. По благословению архиепископа Иоасафа игумен монастыря постриг князя в иночество с именем Кассиан. Безмолвие, кротость и точное исполнение монастырских послушаний стали основой подвижнической жизни преподобного Кассиана. В это время преподобный Кассиан познакомился с преподобным Нилом Сорским (память 7 мая) и нередко пользовался его духовными наставлениями. Спустя год преподобный Кассиан основал храм и монастырь в честь Успения Божией Матери на берегу Волги при впадении в нее реки Учмы. На новом месте подвигов духовным другом и собеседником святого подвижника стал преподобный Паисий Угличский (†1504, память 8 января и 6 июня), основатель соседнего Покровского монастыря. Много лет подвизался преподобный Кассиан в новоустроенной обители в смирении и строгом воздержании. Накануне блаженной кончины преподобный Кассиан, предузнав свое отшествие к Богу, оставил братии последнее духовное наставление: «Братия мои возлюбленные, я ухожу от вас к Богу, Которого возлюбил измлада. Вас же поручаю Спасителю, Пречистой Его Матери и великому Предтече Иоанну. По отшествии моем, возлюбленные братия, имейте между собою мир и любовь. Не опускайте службы Божией, пойте молебны, на литиях поминайте усопших и синодик прочитывайте, ибо кто поминает усопших, тот и сам будет помянут. Страннолюбия не забывайте. Умоляю вас, питайте нищих, сиротам помогайте и вдовиц защищайте от обижающих их... Игумена своего слушайтесь и повинуйтесь ему о Господе, как родному отцу своему...» Преподав наставление, преподобный Кассиан причастился Христовых Таин и с благодарением отошел к Богу 2 октября 1504 года. Господь прославил Своего избранника многочисленными благодатными чудотворениями: изгнанием бесов, исцелением различных недугов, а также умиротворением ссорящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Углич являлся столицей владений кн. Андрея Васильевича Большого, боярином которого был родной брат архиеп. Иоасафа Василий Оболенский. Согласно Пространной редакции Жития Кассиана Грека, весенний разлив Волги уничтожил первые монастырские постройки. Огорченные иноки решили разойтись, но Кассиан убедил их остаться. Во время ночной молитвы преподобный услышал голос от иконы Божией Матери, указавшей новое место для обители. Монахи не слушали советов преподобного, но все постройки дважды чудесным образом оказывались на месте, выбранном Кассианом Греком. Вскоре монастырь был отстроен на новом месте на средства кн. Андрея Васильевича Большого. Княжеские мастера возвели Успенский храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (или отдельную Иоанно-Предтеченскую церковь с трапезой), затем церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Князь пожаловал Учемскому монастырю земли, " имение на строение, хлеб, оброки, ругу " . Преподобный Кассиан Грек был строителем Учемского монастыря, он не являлся игуменом и не имел священного сана. Перед своей кончиной он избрал своим преемником иером. Илариона. Дата смерти святого неизвестна. Согласно Угличскому (Серебренниковскому) летописцу, Кассиан Грек скончался 4 октября   1509 года в возрасте более 70 лет; в Житии сообщается, что он прожил 77 лет, из них в обители - 32 года; в некоторых исследованиях как дата кончины Кассиана указан 1504 год . В Житии сказано, что Кассиана был погребен " на монастырском дворе под открытым небом " . В Угличском (Серебренниковском) летописце сообщается, что иноки, выполняя завещание святого, погребли его в церкви Иоанна Предтечи. " Род начальника и строителя святыя обители сей... благоверного князя Константина, во иноцех Касияна " записан в синодике Учемской пустыни . Почитание Прп. Кассиан Грек. Русская икона (ок. 1706 г., артель Ф. Н. Рожнова. Запись 1853 г.). Углич, Богоявленский собор Через год после преставления святого над местом его погребения начали происходить знамения и чудеса. В продолжение 120 лет после кончины преподобного в монастыре велась запись чудес. В первом чуде повествуется о явлении прп. Кассиана Грека благочестивому мужу Дометиану и его жене Гликерии. Незадолго до разорения Углича в Смутное время они ночью видели, как Кассиан ездил на белом коне вокруг Учемского монастыря держа в правой руке множество зажженных свечей. Один из литовских воинов попытался въехать на коне в обитель через св. ворота, но упал на землю; интервенты в страхе покинули монастырь. В 1609 году Учемская пустынь пострадала меньше других угличских монастырей, современники считали, что это произошло благодаря заступничеству св. Кассиана.

http://drevo-info.ru/articles/4061.html

Кассиан (Ярославский Сергей Николаевич, 23.08.1899–20.03.1990), архиепископ Костромской и Галичский. Родился в селе Золоторучье Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Окончил Угличское духовное училище, учился в духовной семинарии. В 1919 году был призван в Красную Армию, но по состоянию здоровья демобилизован. Работал статистиком в статистическом бюро города Углича. В ответ на прошение получил должность псаломщика в церкви села Золоторучье, был посвящен в стихарь, с поручением произносить проповеди в храмах Углича. Сопровождал архиепископа Серафима (Самойловича) в качестве проповедника. В 1923 году рукоположен во иерея. Несколько раз арестовывался и отбывал сроки в исправительно-трудовых лагерях. Много лет был настоятелем МихаилоАрхангельской церкви на Бору Угличского района. В 1948 году пострижен в мантию с именем Кассиан. С 1964 по 1988 год архиепископ Костромской и Галичский. Скончался в Угличе, погребен у алтаря храма Царевича Димитрия на Поле. Возглавляя соседние кафедры, митрополит Иоанн и архиепископ Кассиан общались и относились друг к другу с братской любовь. Квочкина Эля Васильевна, журналист, редактор. Много лет работала в издательстве АПН. Автор первой публикации в советской прессе о митрополите Иоанне (Вендланде) , напечатанной в журнале Soviet Life (1987, Киприан (Зернов Михаил Викентьевич, 07.02.1911–05.04.1987), архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. После ухода на покой служил в своем любимом храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, настоятелем которого был назначен. Скончался в своей комнате под колокольней Скорбященского храма. Клемышев Олег Федорович (род. 29.06.1950), благочинный храмов Сретенского округа Москвы, настоятель московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Закончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Рукоположен во священника митрополитом Иоанном (Вендландом) . Служил в Ярославской и Ростовской епархии в селе Троицкое Угличского района.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Монастырь был основан прп. Кассианом Греком в 15 верстах от Углича, на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Учмы. Сообщения о времени основания Учемской обители противоречивы. Согласно монастырской летописи, Успенская церковь с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи была освящена в августе  1484 года . Это был второй храм (сооруженный на новом месте), следовательно, первая церковь в Учемском монастыре была построена не позднее 1482 года. Эта дата подтверждается другими источниками. В Пространной редакции Жития прп. Паисия Угличского отмечено, что 1 октября 1482 года Кассиан и игумен Учемской обители Гавриил присутствовали при освящении Покровского собора в угличском Покровском монастыре. Согласно Житию Кассиана, ранее сооружения Успенской церкви Кассиан крестил младшего сына угличского князя - св. Димитрия Андреевича (дата рождения княжича неизвестна, но его мать Елена Романовна скончалась не позднее 2 апреля 1483). Прп. Кассиан Грек с учениками поставил деревянные крест, церковь в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом Рождества св. Иоанна Предтечи, трапезу и кельи. Но весенний разлив Волги уничтожил монастырские постройки. Согласно Житию, иноки отчаялись и решили разойтись, но преподобный напомнил им о Всемирном потопе: " И ныне, братия возлюбленная, пришла, сия вода на нас за грехи и беззакония наши. Но, наказуя, Господь нас милует... Потерпим мало здесь, да во веки возрадуемся " . Вскоре монастырь был перенесен на более высокое место и отстроен заново. Княжеские мастера возвели Успенский храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (или отдельную Иоанно-Предтеченскую церковь с трапезой), а затем храм во имя святых Константина и Елены и другие постройки. Кн. Андрей Васильевич Большой отписал обители земли, " имение на строение, хлеб, оброки " , назначил ружное жалованье. Перед кончиной строитель Кассиан (+ 1504/1509) избрал своим преемником старца священноинока Илариона. Преподобный был похоронен в Учемской пустыни, сначала " на монастырском дворе под открытым небом " , затем в Иоанно-Предтеченской церкви. По молитвам к прп. Кассиану происходили исцеления, летопись которых вели насельники.

http://drevo-info.ru/articles/13681770.h...

Кончив рассказ, князь упал в ноги к архиепископу, потом игумену, со слезами и рыданиями молил их постричь его. И все дивились такой быстрой перемене мыслей у князя Константина. По повелению архиепископа игумен постриг его в иночество и нарек Кассианом. С верою и слезами умиления князь давал свои обеты Богу. Прочитав новопостриженному наставление о том, как должно жить иноку, игумен передал его старцу, упомянутому иеромонаху Филарету, и поручил ему пещись о душе Кассиана. Филарет был муж весьма благочестивый, исполненный страха Божия и любви, строгий монах и постник, и вся братия взирала на него, как на Ангела Божия. И Кассиан был весьма ревностным учеником его. Он старался в точности исполнять заповеди и наставления своего премудрого старца, к которому относился с полным повиновением, послушанием и покорностью, как добрый воин Христов, как истинный христианский подвижник. Прежде всех приходил преподобный в церковь Божию и уходил из нее последним; любил безмолвие, был кроток и нищелюбив; с охотой и без ропота исполнял подчас тяжелые монастырские послушания, не забывая в точности совершать и свое келейное правило. Своими подвигами прп. Кассиан скоро превзошел всех в обители. В это время прп. Кассиан познакомился с прп. Нилом Сорским (память 7/20 мая), основателем скитского жития в Русской земле, и, вероятно, руководился его наставлениями. Оба подвижника были дружны, проводили время в душеспасительных беседах и впоследствии переписывались друг с другом. Сохранились два послания прп. Нила, написанные, вероятно, прп. Кассиану. В одном послании Сорский подвижник решает вопрос прп. Кассиана, как иноку бороться с искусительными помыслами о прежней мирской жизни, во втором утешает преподобного в скорбях, которые его постигли. В обители прп. Ферапонта прп. Кассиан прожил недолго. Неизвестно, что заставило его покинуть место своего пострижения, но только с несколькими иноками преподобный поплыл сначала по реке Шексне, затем вверх по Волге в княжество своего друга — угличского князя Андрея. Не доезжая 23 верст до Углича, при впадении Волгу в речки Учмы, преподобный вышел на берег, может быть, только для остановки для ночлега. Но Господу угодно было, чтобы здесь прп. Кассиан основал обитель. Место это понравилось подвижнику красотою, и он решился поселится на нем с некоторыми из своих спутников. Сотворив молитву, иноки водрузили вскоре крест, поставили сначала шалаш для жилья, а потом вскоре выстроили келлию и начали жить в пустыне, славя Бога день и ночь, сияя своей жизнью и богоугодными подвигами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Преподобный основал монастырь в 15 верстах от Углича , на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Учмы. Сообщения о времени основания Учемской обители противоречивы. Согласно монастырской летописи, Успенская церковь с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи была освящена в августе  1484 года . Это был второй храм (сооруженный на новом месте), следовательно, первая церковь в Учемском монастыре была построена не позднее 1482 года. Эта дата подтверждается другими источниками. В Пространной редакции Жития прп. Паисия Угличского отмечено, что 1 октября 1482 года Кассиан и игумен Учемской обители Гавриил присутствовали при освящении Покровского собора в угличском Покровском монастыре. Согласно Житию Кассиана, ранее сооружения Успенской церкви Кассиан крестил младшего сына угличского князя - св. Димитрия Андреевича (дата рождения княжича неизвестна, но его мать Елена Романовна скончалась не позднее 2 апреля 1483). В Краткой редакции Жития приводится иная версия пострига Кассиана. Когда в 1489 году архиеп.  Иоасаф (Оболенский) удалился на покой в Ферапонтов монастырь , за ним последовал и Константин. Ему отвели келью и поручили его наблюдению благочестивого иеромонаха Филарета. В обители князь проводил строгую подвижническую жизнь. Однажды в сонном видении ему явился бывший игумен обители преподобный Мартиниан Белозерский и строго повелел принять постриг. Игумен монастыря постриг князя в иночество с именем Кассиан. Через некоторое время Кассиан удалился в угличские пределы и основал Учемскую пустынь , получив благословение Ростовского архиеп. Тихона (Малышкина) (1489 - 1503). В Угличском (Серебренниковском) летописце (Особая редакция Жития Кассиана) представлена скорректированная версия событий: кн. Константин принял постриг в Ферапонтовом монастыре после видения во сне прп. Ферапонта Белозерского (+ 1426), когда боярин совершал богомольную поездку по белозерским обителям вместе с действующим Ростовским архиеп. Иоасафом (Оболенским). Благословение на создание обители и антиминс для Успенской церкви дал архиеп. Иоасаф. По-видимому, замены были сделаны Серебренниковым, обратившим внимание на анахронизмы в Житии Кассиана и на противоречие между Житием Кассиана и жизнеописанием прп. Паисия Угличского.

http://drevo-info.ru/articles/4061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН (Ярославский Сергей Николаевич; 10.08.1899, с. Золоторучье Угличского у. Ярославской губ.- 20.03.1990, г. Ярославль), архиеп. Костромской и Галичский. Из семьи священника. В 1915 г. окончил Угличское ДУ. Затем поступил в Кашинскую ДС, к-рую не окончил в связи с закрытием семинарии в 1918 г. Поступил без экзаменов в угличскую школу 2-й ступени, а затем на юридический фак-т Ярославского гос. ун-та (бывш. Демидовский юридический лицей). В 1919 г. призван на военную службу, зачислен в тыловое ополчение, вскоре демобилизован по состоянию здоровья. В 1920 г. служил в угличском уездном статистическом бюро и одновременно был псаломщиком Ильинской ц. в с. Золоторучье. Тогда же познакомился с Угличским еп. сщмч. Серафимом (Самойловичем ; впосл. архиепископ). Еп. Серафим посвятил его в стихарь и благословил произносить проповеди в разных храмах Углича и Угличского вик-ства. В 1920-1922 гг. был слушателем угличских богословско-пастырских курсов. 15 июля 1923 г. женился. 12 авг. того же года рукоположен во диакона в храме Св. Духа в Ярославле, 14 авг.- во иерея в Успенском соборе г. Ростова викарием Ярославской епархии Ростовским архиеп. Иосифом (Петровых ; впосл. митрополит). Кассиан (Ярославский), архиеп. Костромской и Галичский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Кассиан (Ярославский), архиеп. Костромской и Галичский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. 23 авг. 1923 г. назначен настоятелем Никольской ц. на Песках в г. Угличе. Чувствуя призвание проповедника, он произносил проповеди не только после литургии, но и после всенощного бдения, вечерних акафистов, венчаний, отпеваний. Вернувшийся из ссылки еп. Серафим приглашал его для произнесения проповедей за архиерейскими службами, неоднократно брал в поездки по приходам. В 1925 г. был назначен настоятелем угличской Никольской ц. на Сухом пруде. В нояб. 1928 г., после того как храм захватили обновленцы, переведен в Ильинскую ц. с. Ильинского Угличского р-на. 21 нояб. 1929 г. был арестован, приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Северном крае, а затем в Казахстане. В 1932 г. освобожден, вернулся служить в Ильинскую ц. 5 февр. 1933 г. вновь арестован, по обвинению в «контрреволюционной агитации и пропаганде» приговорен к 8 годам лишения свободы. Работал в ИТЛ на строительстве канала Москва-Волга. Во время заключения был расторгнут его брак. 6 февр. 1941 г. был освобожден, вернулся в Углич.

http://pravenc.ru/text/1681271.html

Предположительно это был 1547 год, тогда же была вскрыта гробница, и обретены нетленные мощи святого преподобного Паисия. День его памяти Церковью было установлено совершать 6 июня. А также в день его рождения - 23 января и в день Собора всех Ростово-Ярославских святых 5 июня. Преподобный Паисий оставил после себя немалое количество учеников, среди которых были особенно угодившие Богу и достигшие святости. Это основатель Учемской пустыни преподобный Кассиан Грек (греческий князь Византийского происхождения Константин Мангупский), келейник Паисия преподобный Адриан Угличский, основатель Троице-Рябовского монастыря преподобный Вассиан Угличский, постриженник Паисия благоверный Игнатий Прилуцкий и многие другие святые Христовы угодники, некогда подвизавшиеся в Паисиевом Покровском монастыре. После преставления преподобного Паисия основанная им обитель постоянно росла. Прибавлялась не только братия, не только приходили сюда новые люди и стекались паломники, но и росли стены монастыря, были возведены новые храмы. Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца. Оба этих храма считались уникальными памятниками допетровского зодчества. Также на территории монастыря был построен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского. В 16-17 вв. по периметру монастыря была возведена каменная ограда с башнями. В 1509 году по грамоте князя Димитрия Жилки монастырю было передано в собственность сельцо Архангельское с деревнями и живущими в них крестьянами, а это около тысячи человек. В 1534 году личной грамотой Ивана Грозного и в 1585 году грамотой царевича Димитрия монастырю были даны существенные льготы. К концу XVI в. обители принадлежали слобода на городской стороне и 36 сел с деревнями.Доподлинно известно, что в монастыре останавливался царь Иван Грозный, но, к сожалению обстоятельства и дата этого знаменательного события до нас не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=34796

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010