Пожар деревянного Преображенского храма начался в 3 часа пополудни от удара молнии. Чрез несколько минут весь храм был охвачен пламенем, и не было никакой возможности проникнуть в храм и спасти церковное имущество. Пламя перебросилось и на каменный Богородице-Рождественский храм, на котором сгорели крыша, купола и рамы; повреждён и большой колокол, а прочие колокола удалось благополучно спустить на землю. Иконостасы из каменного храма, хотя и в поломанном виде, вынесены, равным образом вынесено и все имущество храма. Вместе с имуществом деревянного храма сгорел и хранившийся в нем церковный архив: метрические книги до 40 годов XIX столетия, исповедные ведомости до последних лет и церковная библиотека. Метрические книги с 1815 года и богослужебные книги, хранившиеся в каменном храме, остались целы. Богослужение причт предполагает совершать теперь в маленькой деревянной Николаевской церкви, отстоящей от Спасского погоста в 3-х верстах. Во время этого пожара сгорел дом местного священника Певгова со всеми холостыми постройками, сгорели весь хлеб и мука у всего причта, хранившиеся в казенных амбарах под деревянной Преображенской церковью и другое имущество причта " . 1) Церковь построена в 1868-88 гг. тщанием прихожан. 2) Зданием каменная с таковою же колокольнею в одной связи, крепка. Покрыта железом. Вторая церковь деревянная - построена неизвестно когда тщанием прихожан с таковою же колокольнею в одной связи на фундаменте из дикого камня, крепка, покрыта тесом, с одним престолом во имя святителя Николая Мирликийского. 3) Престолов три: в честь Преображения Господня, во имя святителя Афанасия архиепископа Александрийского и во имя св. пророка Божия Илии. 4) Утварью достаточна. 5) По штату при ней положены: два священника, диакон, два псаломщика. 6) Жалования положено: священникам по 294 руб., диакону 147 руб. и псаломщикам по 98 руб. в год. 7) Кружечных доходов за: 1917 г. получено 1260 руб. 8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: зерном, печеным хлебом и другими сборами получено на 340 руб.

http://sobory.ru/article/?object=40732

Предпринимательские дела П. Д. Дягилева шли прекрасно. А потому он не ограничивал себя в средствах, необходимых для строительства. К исполнению был принят проект прекрасной архитектуры в русском стиле. Иконостас храма заказали в Петербурге в мастерской А. И. Тура. Пол храма выложили из натурального камня, а в алтаре настелили дубовый паркет. Также из дуба были сделаны двери и оконные переплёты. Из столицы была доставлена богатая утварь, ризница, книги, колокольный звон из 10 колоколов. 14 августа (в воскресение) 1860 года в присутствии многочисленных гостей и тысячной толпы прихожан архиепископ Пермский Неофит совершил великое освящение новоустроенной приходской Никольской церкви. Торжества по случаю этого события длились три дня. Необходимо отметить достоинство внутреннего убранства храма. Примечателен, в этом отношении, подбор икон, сделанный самим П.Д. Дягилевым. Это были точные копии известных православных иконописных святынь: местные иконы иконостаса Спасителя и Богоматери- из Киево-Печерской Лавры, Боголюбская икона Божьей Матери и икона святителя Стефана Великопермского – из Московского храма Спаса на Бору, святого Иоанна – из Новогорода, а икона Успения Богородицы – из Гефсиманского храма, что близ Иерусалима. Храмовая икона святителя Николая чудотворца, с капсулой, в которой находилась земля из гробницы святого, - была привезена из Мирликийской церкви, где находятся мощи этого угодника Божия. Существует версия (высказанная пермскими искусствоведами в 2002 году), что в корректировке рабочего проекта храма виден стиль строителя Храма Христа Спасителя архитектора Константина Тона. Само же здание храма представляет бесстолпный крестовокупольный, одноапсидный, пятиглавый храм. Главы имеют гранёное шатровое завершение, увенчанное луковичными маковками на гранёных же шейках. Роль колоколен выполняют угловые башенки. Динамичная цельность образа создаётся повторяющимся мотивом плавной дуги закомар, арок колоколен с одной стороны и вертикальной ориентацией вверх пилястр, продолговатых оконных проёмов, заострённых кокошников, профилем шатров – с другой стороны.

http://sobory.ru/article/?object=16153

  Алексей Реутский 13 сентября 2020 г. 20:26 На острове Большой Шантар, находящемся в акватории Охотского моря впервые отслужили Божественную литургию. Это самый крупный из 17 остров архипелага, добраться куда можно только на морском катере в течение двух дней или на вертолете. В 2012 году по инициативе известного путешественника и священника Федора Конюхова на острове была построена и освящена часовня в честь святителя Николая Мирликийского. Именно в ней и состоялись две Божественных Литургии, которые отслужил руководитель миссионерского отдела Хабаровской епархии иеромонах Софроний (Медведенко).  Алексей Реутский 8 сентября 2020 г. 15:01 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.  Дзерасса Биазарти 1 сентября 2020 г. 19:01 Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства». Дмитрий Анохин 26 августа 2020 г. 23:15 Миллионы верующих более 80 городов России и Беларуси смогут молитвенно приложиться к мощам благоверного Александра Невского в год 800-летия со дня его рождения. Крестные ходы с частицами мощей князя пройдут от Бреста до Южно-Сахалинска, от Ленинградской области до Владикавказа. Проект реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при организационной поддержке Благотворительного фонда равноапостольного князя Владимира. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/news/page/5/

Активное развитие монастыря В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства, преосвященного Гермогена, приехавшего в Сердобск для освящения собора Архангела Михаила и пожелавшего увидеть строящуюся за городом часовню (в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Разрешение на её строительство в 1904 г. получил некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин). Владыка осмотрел часовню внутри и снаружи, а после посетил хижину, где испил со старцами чаю, подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил и тогда же высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где и у него самого была бы келья для отдыха. С той поры пустынь активно благоустраивалась. Горячее участие в этом деле принял протоиерей о. Александр Капитонович Образцов (старейший клирик Саратовской епархии, в течение 11 лет был благочинным церквей Сердобского уезда). Совсем скоро в обители стало уже три храма. 4 декабря 1905 года был освящён деревянный не отапливаемый храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской. Вслед возведён каменный тёплый храм (с домом архиерея и несколькими флигелями). В храме было два престола: главный престол — во имя Успения Божией матери, северный придел — во имя св. Алексия, митрополита Московского и преп. Сергия — игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящён не был. Осенью 1908 г. епископ совершил освящение монастырского храма. (Первым настоятелем был иеромонах Пантелеимон.) Третий храм – пещерная церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца – создавался на деньги самого отца Андрея, который был состоятельным человеком и вкладывал собственные средства в строительство монастыря. Чуть позже возвели колокольню. Известно, что звон монастырских колоколов доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель, которая располагалась в невероятно живописном месте: гора, сходящая в овраг и со всех сторон окружённая лесом, внизу река Сердоба…

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Алек...

В 1801–1825 гг. в приходе служил священник Семен Иванович Чернышов. Служивший в храме в 1887–1905 гг. священник Андрей Иванович Боголюбов составил и опубликовал описание храма и прихода. В Советское время, он, как и многие другие Российские храмы подвергся осквернению, был опустошен и закрыт. Реставрация храма велась в 2011 году на средства благотворителя – председателя правления акционерного общества банка «Заречье» Натальи Владимировны Девятых. 26 ноября 2011 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий совершил торжественный чин освящения церкви, которая обрела с этого времени новых небесных покровителей – её придельные храмы были освящены в честь двух почитаемых во всем христианском мире святителей – Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского, а главный престол, как и в дореволюционное время, был освящен в честь Иоанна Предтечи. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Построена на средства помещика П.П.Нарышкина, строитель - крестьянин А.И.Рябина. Центральный объем храма двусветный. Колокольня четырехъярусная. Памятник классицизма (Волж. новь, 1997, 31 мая) Храм Иоанна Предтечи занимает доминантное (центральное) положение в окружающем природном ландшафте. В облике храма наблюдаются характерные черты классического стиля, получившего развитие в России в конце 18-го - первой трети 19-го вв.: массивный центральный объем храма, схожий по облику с усадебными постройками, пилястровые портики по фасадам храма и колокольни, обработанные рустом и округленные углы храма и т.п. ( Волж.новь, 1990, 26 июня) Весьма интересна своими подробностями история церкви. О существовании деревянной церкви Иоанна Предтечи узнаем из Указа Петра Первого от 1721 года, еще одно подтверждение существования церкви находим в Указе Екатерины Второй от 30 июля 1793 года, в котором речь идет о перекрытии крыши на здании церкви. Деревянная церковь стояла к югу от современного каменного храма, посреди села, улицы которого ранее располагались перпендикулярно к берегу Волги, а не как сейчас - параллельно.

http://sobory.ru/article/?object=02558

В 1876 году был освящен правый придел Соборного храма во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, в 1879 году - левый придел во имя святого мученика Иоанна Воина. Главный Престол в честь Преображения Господня был освящен в 1897 г. Во всех трех приделах были устроены мраморно-мозаичные иконостасы работы академика живописи В.Д. Фартусова. По преданию, близ левой стороны Собора, почивали мощи Преподобного Поликарпа Брянского. В Соборе находилась древняя икона Преподобного Поликарпа с крестом от его вериг, икона просветителя Брянского края священномученика Кукши с частицей его мощей, Евангелие и иконы XVII века. В ризнице Собора было устроено древлехранилище. Ежегодно из Собора совершалось несколько Крестных ходов: 1) в праздник Вознесения Господня - вокруг Собора; 2) 29 июня, в день памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла - в Брянский Петро-Павловский монастырь; 3) 12 июля с иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», на молебен к городским лавкам; 4) 11 августа с иконой Божией Матери, именуемой «Свенская», накануне переносимой из монастыря в Собор - вокруг всего города: этот Крестный ход совершался в память избавления от нашествия французов на г. Брянск в 1812 году; 5) 15/28 августа в Свенский монастырь; 6) 1 октября ежегодно в Собор приносилась на один месяц икона Божией Матери «Свенская». В часовне, принадлежащей Собору, находилась чтимая икона Божией Матери «Троеручица». Ежегодный Крестный ход с этой иконой установлен в память следующего события. В сороковых годах XIX столетия 12 июля в г. Брянск была страшная гроза. Молния ударила и в то самое место, где висела святая икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», но пожара не произошло, хотя кругом вблизи был большой пожар. При Соборе была женская Церковно-приходская школа, две школы грамоты, духовная библиотека и читальня. После образования в феврале 1920 года Брянской губернии, в декабре того же года была образована Брянская Епархия. Покровский Собор стал Брянским Кафедральным Собором. В конце 1923 года за право заключить соглашение с органами власти на пользование Собором боролись православная и обновленческая общины. В 1924 году Собор был закрыт. Утварь, имеющая художественно-историческую ценность, была передана губмузею, подризники - мехартзаводу для проведения карнавала, остальная церковная утварь была роздана общинам Смоленского, Троицкого, Воскресенского, Казанского старообрядческого и Серафимовского храмов. В Соборе долго размещался народный дом имени 25 октября (клуб с кинотеатром), антирелигиозный музей. Собор сильно пострадал в Великую Отечественную войну. В начале 1960-х годов его разрушили. Осталась древняя колокольня. Были предложения реставрировать ее и передать музею, но 20 июля 1968 года по решению местной власти колокольню взорвали.

http://sobory.ru/article/?object=41247

В начале 1920-х гг. храм находился в ведении русской дипломатической миссии правительства генерала Антона Деникина во главе с Александром Петряевым, действовавшей в Софии со 2 января 1920 г. до начала 1923 г. После закрытия миссии ее имущество вместе с имуществом церкви было опечатано комиссией, назначенной Министерством иностранных дел и исповеданий Болгарии. До 1933 г. храм, находившийся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей , продолжал действовать, однако без своего имущества и архива. После переговоров об условиях установления дипломатических отношений 15 сентября 1934 г. церковь при Посольстве СССР была передана во временное пользование болгарскому государству в лице Министерства иностранных дел и исповеданий; 18 декабря церковь и все ее имущество было передано Софийской митрополии Болгарской Православной Церкви.  После установления в Болгарии прокоммунистического правительства в июне 1946 г. Советский Союз разрешил некоторым русским эмигрантам принять гражданство СССР, что позволило передать им храм во временное пользование для богослужений. 28 декабря 1946 г., после реставрации и ремонта, храм был передан в ведение архиепископа Серафима (Соболева) — бывшего члена РПЦЗ, 30 октября 1945 г. принятого вместе с семью русскими приходами в Болгарии в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1950 г. архиепископ Серафим был погребен в крипте храма, 3 февраля 2016 г. состоялась его канонизация. С ноября 1952 г. храм имеет статус подворья Русской Православной Церкви в Софии. В 1975-1977 г. были проведены работы по реставрации росписей храма, в 1982 г. заново позолочен иконостас, новый ремонт был сделан в 1994-1996 г. 21 сентября 2023 г. власти Болгарии обязали настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрита Вассиана (Змеева) , секретаря подворья протоиерея Евгения Павельчука и сотрудника подворья покинуть территорию страны в течение двадцати четырех часов под ложным предлогом того, что их пребывание в Болгарии «представляет угрозу для государственной безопасности».

http://patriarchia.ru/en/db/text/6068538...

В период Смутного времени сражение 24 августа 1612 г. у Климентовского острожка стало тогда для России символом «крепкостоятельства» и мужества православных воинов. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков, здесь, по небесной молитве замученного в феврале 1612 г. патриарха Гермогена, произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского. Как писал инок Авраамий Палицын, «рустии полцы… на бегство устремишяся; тако же и пешие вси, ров покинувшие, побегошя и острог у святаго Климента покинули, из града же вышедшее, литовские люди в том острошки сели и знамяна на церкви поставили и запасы многие в тот острог ввезошя, яко никоме же им возбраняющу». Однако отступившие казаки, не дожидаясь приказа, штурмовали Климентовский городок и, уничтожив вражеский гарнизон, овладели им. Отец Авраамий, посланный Д.М. Пожарским для воодушевления воинов, нашел их уже поправшими неприятеля и готовыми далее «вси умрети, а не победивше врагов своих никако же не возвратитися». И хотя полную победу еще предстояло завоевать тяжкими ратными подвигами, бои у церкви во имя священномученика Климента, папы Римского, явили веру «непоколебимо» сражавшегося русского ополчения в независимость Родины. Автор «Краткого исторического описания московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» отметил, что «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». Таким образом, священномученика Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным заступником русской армии. После подписания в 1618 г. перемирия между Россией и Польшей завершилось опустошительное «лихолетье» и началось постепенное восстановление мирной жизни. «Московская разруха» оставила только выжженное поле в еще недавно процветавшем Климентовском острожке. Всего около двух тысяч стрельцов вернулось на родное пепелище. Все приходилось начинать сначала. И по православной традиции первым делом взялись, помолясь, за восстановление своего приходского Свято-Климентовского храма с погостом. Впервые он упоминается под 1625 г. в «Ружных книг» Патриаршего Казенного приказа. По-видимому, главный его престол изначально был посвящен священномученикам Клименту, папе Римскому, и Петру Александрийскому. Однако церковь традиционно величали Климентовской. Во второй половине XVII в., когда к этому храму пристроили более обширный — Знаменский, с приделом в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, его иногда называли Знаменским.

http://sobory.ru/article/?object=02177

Гелати и после смерти царя Давида Строителя не потерял своего привилегированного положения. Правнучка царя святая царица Тамара после победы над турками-сельджуками при Шамхоре в 1203 году пожертвовала Хахульской иконе драгоценное ожерелье и военное знамя персидского халифа, составившие особую ценность монастырской ризницы. Считается, что во времена царицы монастырь был одним из наиболее крупных духовных центров Западной Грузии — по преданию, здесь подвизались более 300 иноков. Никаких сведений о дальнейшем строительстве Гелати в исторических документах не сохранилось, а фресковые росписи почти полностью относятся к эпохе позднего средневековья и данных о строительстве не содержат. Однако, изучение архитектурных памятников показывает, что в XIN и начале XIV веков в Гелати велось бурное строительство. Именно в этот период были возведены церкви святого Георгия Победоносца и святителя Николая Мирликийского, колокольня и богато украшенный восточный портик академии. Монгольское нашествие XIII века повлекло распадение единой Грузии на два самостоятельных государства, и Гелати перешел во владение западно-грузинских (имеретинских) царей. Однако, эти изменения не оказали отрицательного влияния на жизнь монастыря. Продолжалась работа в академии, под руководством видного ученого того времени Петра Гелатели на грузинский язык переводилось множество греческих книг. В конце XIII века здесь принял постриг имеретинский царь Давид Нарин, оказавший монастырю значительные пожертвования. Литературные документы и надписи на иконах, пожертвованных монастырю, и стенах гелатских памятников, позволяют представить жизнь монастыря в эпоху позднего средневековья. В 1509/10 году турки дотла разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Скорее всего, именно в это время погибли первоначальные росписи монастыря. Имеретинский царь Баграт III (1510-1565) энергично взялся за политическое и экономическое восстановление Западной Грузии, и в первую очередь в сферу его интересов вошел Гелати. Грамота, данная царем и его супругой Еленой монастырю, сообщает, что они восстановили церковь святого Георгия, основали в ней епископскую кафедру и сделали большие пожертвования (Древности Грузии. Т. 1. С. 16). Из Ахалцихского края, которым прочно владели турки-османы, Баграт перенес в Гелати Ацурскую икону Божией Матери. Определенную роль в дело восстановления Гелати внес архиепископ Гелатский Мелхиседек (Сакварелидзе), деятель XVI века, пожертвовавший монастырю различную церковную утварь и облагоустроивший главный храм.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

День воскресный в седмичном круге то же, что и Пасха в круге годичном. Поэтому богослужение в воскресенье бывает особенно торжественным. Святая Церковь воспоминанию Воскресения Христова придает такое высокое значение, что не оставляет его и тогда, когда в воскресный день случится какой-либо другой праздник, кроме двунадесятых Господних праздников. Согласно со связанными с ними воспоминаниями, понедельник и вторник как бы представляют ветхозаветные времена. Вступая во времена новозаветные, со средой и пятницей Святая Церковь связывает воспоминание о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, самих страданиях и смерти, особенное поклонение воздавая в эти дни Животворящему Кресту – орудию спасительных страданий и искупительной смерти Иисуса Христа. В четверг Церковь прославляет апостолов – первых провозвестников Евангелия о совершившемся искуплении человека, а из преемников благовестнического их служения – особо Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. В субботу закончено творение мира Богом. Этот день указывает преимущественно на вечный блаженный покой, ожидающий верных рабов Его в единении с Богом. Поэтому и посвящена суббота воспоминанию и прославлению наслаждающихся блаженством в обителях Отца Небесного святых и всех в вере скончавшихся. Как всегдашняя Предстательница за христиан перед Престолом Сына Своего, Пресвятая Матерь Божия воспоминается и прославляется Церковью во все дни седмицы, по преимуществу же в воскресенье, среду и пяток. Службы седмичного круга совершаются по Октоиху, где они расположены по дням и по порядку гласов. Вседневное, или будничное, богослужение совершается в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, если в эти дни не случится особого праздника. Последования церковных служб, обозначенных в богослужебных книгах как вседневные или совершаемые по вся дни, отправляются по Октоиху и Минее. На этих службах одинаково чествуются священные воспоминания и седмичного, и годичного кругов данного дня, поэтому в изменяемых частях богослужения, заимствованных из Октоиха и Минеи, соблюдается равновесие: сколько изменяемых молитвословий берется из Октоиха, столько же и из Минеи, причем песнопения Октоиха предшествуют минейным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010