В первый же свой визит архиепископ Кирилл встретился с региональными властями, убеждая их, что на этой земле обязательно должны появиться православные храмы, посетил Калининградский государственный университет (КГУ), где беседовал с представителями интеллигенции и студенчества.  Об этих встречах рассказывала профессор КГУ, доктор философских наук Ирина Кузнецова: «В результате этих бесед были сформулированы и приняты основные принципы культурной политики в регионе: сохранение и развитие русской культуры с целью укрепления российского присутствия на берегах Балтики, а также воздействие на окружающие страны с помощью трансляции ценностей русской духовной культуры с целью формирования привлекательного образа нашего народа, нашего Отечества. Обсуждая вопросы, связанные с культурной атмосферой в нашей области, владыка Кирилл настойчиво говорил о том, что именно здесь необходимо проводить Дни славянской культуры и письменности, что именно калининградцам, оказавшимся за две границы от большой России, необходим праздник, который напоминает об истоках нашей культуры, нашего образования». Вскоре встал вопрос о выборе места для будущего православного храма, так как число прихожан маленького домового храма на Треть-яковской улице стремительно увеличивалось. Преодолевая многочисленные бюрократические и идеологические барьеры, архиепископ Кирилл и уполномоченный Совета по делам религий Юрий Махобайский добились передачи православной общине руин бывшей немецкой кирхи Юдиттен XIII века на западной окраине города. Как не без злорадства заметил тогда один из чиновников-атеистов, посетивший разрушенное строение, «горожане сорок лет добивались своего храма, а теперь сорок лет будут его восстанавливать».  Но восстановили основную часть здания без государственной помощи и финансирования, только силами и средствами православной общины, в кратчайшие сроки: 19 декабря 1986 года архиепископ Кирилл освятил храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, хотя дальнейшие работы по его обустройству продолжались еще пять лет. 

http://e-vestnik.ru/church/baltiyskiy_ru...

198. Он же. О службе Митрополиту Московскому Макарию//Там же. — С. 66–70. 199. Он же. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. Автореферат диссертации на соискание ученой степени магистра богословия//Там же. — С. 78–81; 1997. 2. — С. 74–78; 3. — С. 87–93. 200. Он же. Ростовский архиепископ Никандр (1549–1566)//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции “История и человек в богословии и церковной науке”. 4(17)–6(19) октября 1995 года. Казань, 1996. — С. 19–29. 201. Он же. Святитель Макарий Митрополит Московский и всея Руси (1482–1563). M., 1996. — 112 с. 202. Он же. Хронология жизни и почитания Всероссийского Митрополита Макария//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. — С. 5–53. 203. Он же. Иконография Всероссийского Митрополита Макария (†1563)//Там же. — С. 53–59. 204. Он же. Всероссийский Митрополит Макарий — почитатель святителя Николая Мирликийского//Там же. — С. 60–76. 205. Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Там же. — С. 148–168. 206. Он же. Московский Митрополит Макарий//Там же. — С. 173–176. 207. Он же. Из истории русской иерархии XVI века: Епископ Рязанский Гурий (1554–1562)//Подготовка учителей к духовно-нравствен­ному образованию и воспитанию учащихся. Всероссийская научно-прак­ти­ческая конференция 27–30 мая 1996 года. Рязань, 1996. — С. 107–111. 208. Акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси Чудотворцу//Акафистник. Кн. 3. Нижний Новгород, 1996. — С. 328–345. 1997 209. Он же. Макарьевские чтения: Во славу великого просветителя//Новая жизнь (Можайск). 1997 марта 27. — С. 2. 210. Он же. Инок Зиновий Отенский — Новгородский богослов XVI века//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1997. 1(12). — С. 134–156. 211. Он же. Святитель Макарий архиепископ Новгородский и Митрополит всея Руси//София. Издание Новгородской епархии. 1997. — С. 27–28.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

В мае 1991 года в Бийске побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его просьбе администрация города приняла, наконец, решение о возвращении здания храма верующим. Здание находилось в ужасном состоянии: не было кровли, пола, окна были заложены кирпичом, в стенах зияли огромные выбоины... В подвал невозможно было зайти из-за огромного количества разного хлама в нем; интенсивно разрушались пораженные грибком сырые стены (с грибком, кстати, мы боремся до сих пор: неоднократно храм штукатурили и отбивали, травили медным купоросом, облучали стены специальными лампами, прогревали особенно сильно пораженные места)... Люди называли возвращенное здание церкви " храмом-мучеником " , активно помогали в его восстановлении. В то время не было доступа к архивным документам конца XIX - начала XX веков, что повлекло за собой изменение первоначального названия Казанского архиерейского собора. 5 июня 1994 года состоялось освящение возрожденного из руин храма: бывший Казанский архиерейский собор получил имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского... Первым настоятелем был назначен о. Сергий Балахнин. Вскоре его сменил о. Валерий Замятин. С 1997 г. рядом с храмом идёт строительство краснокирпичного крестильного храма. Современное состояние [ править править код ] Димитриевский храм - один из пяти действующих в Бийске в настоящее время. Храм украшают старинные образа, чудом уцелевшие во времена гонений на Церковь и сохранившиеся до наших дней. Среди них - икона святителя Димитрия, митрополита Ростовского, с частицей святых мощей (см. фото), икона святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца... А на иконе великомученика и целителя Пантелеймона просматривается такая надпись: " Сия икона написана и освящена на св. Афонской горе в ските св. Пророка Илии при архимандрите Гаврииле с бра-тиею. 1893 год " . Возможно, это одна из многих икон, которые были специально написаны для Алтайской духовной миссии на святой горе Афон, а затем привезены в Бийск. Известно, например, что только в 1901 году с Афона было привезено четыре больших иконы...

http://azbyka.ru/palomnik/Димитриевский_...

Известны прижизненные живописные изображения А. Древнейшее находится в притворе кор. Радослава в Студенице, ок. 1235 г. Святитель представлен в рост, в архиерейском облачении (белой фелони и омофоре), в левой руке - Евангелие (вместе с Саввой I). Изображение А. (седобородого старца в полиставрии) находится также в жертвеннике собора св. Апостолов в Пече, ок. 1260 г., в символическом изображении протесиса (проскомидии), где святитель помещен слева (в руке потир), св. Савва написан справа. В композиции протесиса А. также изображен: в притворе вмч. Георгия и Св. Троицы мон-ря Сопочаны, 1342-1345 гг.,- с архиеп. Саввой и в алтаре параклиса вмч. Димитрия в притворе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1350 г. В росписях притвора А. в Пече (ок. 1337) по повелению архиеп. Даниила были изображены сцены жития: поставление А. во диакона св. Саввой, во священника (изображения не сохранились, уцелели лишь надписи), во архиепископа и успение А. На иконографию фресок оказала влияние иконография жития свт. Николая Мирликийского, мастер опирался также на текст жития А., написанного Даниилом. Между сер. XV и сер. XVI в. образ А. в серб. живописи не встречается. После восстановления Печского Патриархата вновь появляются многочисленные изображения А.: во фресках припраты собора в Пече (1561), в диаконнике Студеницы (1568), в припрате Грачаницы (1570) и в др. позднейших росписях. Образ А. (вместе с Иоанном Предтечей и архиеп. Саввой I) встречается также на иконе кон. XVII в. (Церковный музей в Белграде) и на миниатюре архиерейского Чиновника рубежа XVII-XVIII вв. (Университетская б-ка в Белграде. 25). С XVIII в. известны гравированные изображения А., старшее в «Стематографии» Х. Жефаровича (1747); святитель изображен на одном листе с архиеп. Саввой II, в руках раскрытая книга, оба в митрах. Описание изображения А. содержится в рус. иконописных подлинниках , в подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 28 окт. сказано: «Брадою и власы аки апостол Андрей, риза святительская, амфор [омофор] и Евангелие, на главе шапка, испод дымчат». С. 43.

http://pravenc.ru/text/76266.html

Вопрос с финансированием был решён, но на этом трудности не закончились. В скромном на то время городе Кишинёве не нашлось желающих взяться за строительство собора с колокольней, слишком масштабным на то время был проект. Поэтому тендер на строительство решили провести в соседней Одессе. Торги при участии и содействии графа Воронцова продолжались три дня - 21, 24 и 28 октября 1827 г. В результате определился подрядчик, им стал надворный советник Карл фон Дитрикс. Перед началом работ был создан специальный Строительный комитет, который должен был наблюдать за процессом стройки. 11 мая 1830 г. на обширном пустыре между митрополией и городом (называлось всё это Митрополитанской площадью) был заложен первый камень будущего собора. Первоначальная прекрасная идея архиепископа Димитрия претерпела серьёзные изменения. Вместо посвящения боковых приходов собора во имя местных мучеников Никиты и Иоанна Нового их посвятили во имя князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Священник Сильвестр Ключицкий, оставивший нам в 1889 г. историю создания собора, деликатно уточняет, что было сделано это по «особым соображениям». В 1831 г., спустя короткое время после начала строительства, умирает Карл фон Дитрикс. Его хоронят в Кишинёве на нынешнем Центральном Православном Кладбище. Захоронение сохранилось до наших дней, а само надгробие реставрировалось в 1933 г. Историко-Археологическим Церковным обществом Кишинёва. Но стройка продолжилась, и 12 июля 1835 г. супруга фон Дитрикса просила архиепископа принять собор и колокольню в духовное ведомство. Принимал работы протоиерей Исидор Гербаноский. Потребовалось устранение небольших недочётов, но всё прошло успешно, и собор был освящён 15 октября 1836 г. Однако многое ещё предстояло сделать. Собор нужно было украсить. Для этого, ещё в процессе строительства, в 1834 г. был приглашён, по предложению графа Воронцова, художник Ковшаров. После осмотра он составил смету на 41 250 рублей серебром. Ковшаров же и получил и выполнил заказ на украшение храма и изготовление иконостаса. Деньги снова были взяты из областного бюджета.

http://sobory.ru/article/?object=17673

Об этих встречах рассказывала профессор КГУ доктор философских наук Ирина Кузнецова: «В результате этих бесед были сформулированы и приняты основные принципы культурной политики в регионе: сохранение и развитие русской культуры с целью укрепления российского присутствия на берегах Балтики, а также воздействие на окружающие страны с помощью трансляции ценностей русской духовной культуры с целью формирования привлекательного образа нашего народа, нашего Отечества. Обсуждая вопросы, связанные с культурной атмосферой в нашей области, владыка Кирилл настойчиво говорил о том, что именно здесь необходимо проводить Дни славянской культуры и письменности, что именно калининградцам, оказавшимся за две границы от большой России, необходим праздник, который напоминает об истоках нашей культуры, нашего образования». Вскоре встал вопрос о выборе места для будущего православного храма, так как число прихожан маленького домового храма на Третьяковской улице стремительно увеличивалось. Преодолевая многочисленные бюрократические и идеологические барьеры, архиепископ Кирилл и уполномоченный Совета по делам религий Юрий Махобайский добились передачи православной общине руин бывшей немецкой кирхи Юдиттен XIII века на западной окраине города. Как не без злорадства заметил тогда один из чиновников-атеистов, посетивший разрушенное строение, «горожане сорок лет добивались своего храма, а теперь сорок лет будут его восстанавливать».  Но восстановили основную часть здания без государственной помощи и финансирования, только силами и средствами православной общины, в кратчайшие сроки: 19 декабря 1986 года архиепископ Кирилл освятил храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, хотя дальнейшие работы по его обустройству продолжались еще пять лет. «Я общался с этими подвижниками — обычными на первый взгляд людьми, в основном старушками, которые рассказывали о том, как они восстанавливали наш первый храм. Это удивительной веры и стойкости люди! — вспоминает секретарь Калининградской митрополии протоиерей Марьян Позунь.

http://patriarchia.ru/db/text/5865493.ht...

Святой Феона, архиепископ Фессалоникийский, также жил в здешних пещерах после того, как покинул Святую Гору , и до того, как перебрался в восстановленный им монастырь святой Анастасии Узорешительницы восточнее горы Хортьатис. А в XVIII веке в обители Иоанна Предтечи подвязался святой покровитель греков-крестьян, равноапостольный священномученик Косма Этолийский. Имена этих повсеместно почитаемых святых и многих других, менее известных связаны со скитом Иоанна Предтечи. Светом их мудрости и молитвы озарено это место. Но не только. Трудами игуменов и братии монастыря здесь собирались мощи святых угодников и праведников господних. Величайшей реликвией обители является один из пальцев десницы Крестителя и друга Господа нашего Иисуса Христа. Многие частицы многострадальных останков святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского сохраняются в ските. В мощевиках и ковчежцах хранятся частицы мощей Апостола Луки и святого Николая Мирликийского, святых Харалампия, Трифона и великомученицы Варвары, а также святых Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, бессребреников Пантелеимона и Фалалея, Дионисия Ареопагита, Артемия Стратилата, и других святых. Святые мощи единородного младшего брата святителя Григория Паламы, святого Феодосия, также покоятся в монастыре. В XII в. обитель чудесным образом обрела еще одну реликвию. Святитель Климент, архиепископ Охридский, ученик и продолжатель дела святых солунских братьев Кирилла и Мефодия, первым начавший служить, проповедовать и писать на славянском языке, через два столетия после кончины своей (почил он в 916 г.) явился во сне иеродьякону Науму и попросил, чтобы глава его была перенесена «в монастырь его». Мы не знаем, был ли святой Климент при жизни как-то связан со скитом Иоанна Предтечи, но иеродьякон Наум выполнил просьбу святого и, ведомый им, прибыл в скит, доставив Честную главу и предав ее настоятелю, который также был чудесным образом извещен о «важном посетителе». Так, Честная глава святого Климента, чудотворца, хранится здесь по сей день и по предварительному согласованию о посещении монастыря реликвию выносят к паломникам.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В 1883 году герой Крымской компании барон Андрей Львович Врангель предложил расширить церковь, пристроив придел во имя своего небесного покровителя святого апостола Андрея Первозванного. Новый придел был освящен в октябре 1883 года епископом Таврическим и симферопольским Гермагеном. Церкви к тому времени требовался ремонт: начали разрушаться купола. В 1894 году по проекту городского архитектора Н.П.Краснова (1864-1939) четыре прежних луковичных купола были разобраны и сведены в один шатровый купол византийского стиля. Под руководством Краснова были построены церковно-приходская школа, расположенная на улице Толстого дом 10, и часовня святителя Николая Мирликийского. Оба здания стали принадлежать Свято-Иоанна-Златоустовской приходской общине. Настоятелями храма были протоиерей Григорий Брюховский, протоиерей Александр Терновский, протоиерей Дмитрий Михайлович Киранов, причисленный к лику святых в 2000году. Он стал настоятелем собора в 1928 году. В начале Великой Отечественной войны храм сгорел, Обгоревшие стены разобрали после войны. Сохранилась только колокольня, ставшая «визиткой» Ялты. Её использовали в качестве навигационного знака, она занесена во все лоции мира. В 1994 году с благословения Владыки Лазаря. Архиепископа Симферопольского и Крымского начались работы по изысканию средств, проектировке и строительству храма. Большая часть работы легла на плечи настоятеля храма отца Владислава Шмидта. На добровольные пожертвования ялтинцев и был восстановлен храм по проекту А. Петровой, который она выполнила по сохранившимся чертежам. Верующие принесли в дар семейные реликвии. Храм во имя святого Иоанна Златоуста был торжественно освящен в 1998 году в день памяти святого. Божественную литургию возглавил архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь. К праздничному звону колоколов присоединился голос старинного расколовшегося колокола, найденного прихожанами и принесенного в храм. Информация с сайта http://krim-palomnik.ru/ История Храма Святителя Иоанна Златоуста на Поликуровском холме

http://sobory.ru/article/?object=06262

Источник http://www.hram.klintsy.ru/news/view.php?id=107 Женский епархиальный монастырь учреждён 27.12.2005 г. на основе общины, действовавшей при Никольской церкви с 7.09.2005 г. Находится на месте древнего посада. Территория с храмом и келейным корпусом обнесена металлической оградой. Свято-Никольский храм был построен как надвратная часовня при входе на Вознесенский погост. В 1780 г. старообрядцами-поселенцами посада Клинцы на самой высокой точке берегового склона реки Туросна (сейчас она сильно обмелела и называется Московкой) было завершено строительство одного из двух деревянных храмов – Храма в честь Вознесения Господня. От храма в сторону нынешнего центра города устремлялась одноименная Вознесенская улица (ныне Краснознаменная). До 1780 г. на этом месте стояла Вознесенская часовня – одна из первых построек прибывших со Стародубья первопоселенцев. Первый же храм (в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца) в Клинцах был построен в 1760 г., но сгорел в пожаре 1776 г. В 1801-1804 г.г. вблизи Вознесенского храма была возведена многоярусная колокольня. Приблизительно в эти же годы был заложен храм во имя Архистратига Божьего Михаила. Позже в 1819-1826 г.г. храм был перестроен с приделами в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и Великомученика Георгия Победоносца. В 1850 г. была возведена деревянная часовня в честь Святителя Николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца, куда из храма был перенесен чтимый прихожанами образ Святителя с «высеребренной ризой и золоченым венцом». В 1837 г. единоверческий монах Мелхиседек (Якубовский) по благословению епископа Саратовского Иакова составил документ, озаглавленный «Краткая записка о раскольничьих монастырях, вновь возникших сектах и прочих тому подобных». Среди прочих монастырей Стародубья он называет Успенско-Клинцовский женский монастырь. В Успенской девичьей обители, местонахождение которой называется территория посада Клинцы возле храма Вознесения, была 21 изба. Поселенцев значится 29 клинцовских мещанок во главе с настоятельницей Ольгой Семеновной Васильевой. В 1908 г., после отмены всяческих гонений на старообрядцев, Успенский девичий монастырь был возрожден. К 1912 г. монастырь уже действовал. Проживали здесь как монашествующие, так и миряне (последние «монастырские» домики исчезли уже после Великой Отечественной войны). Обитель быстро стала центром религиозной и бытовой жизни. Здесь обучали шитью и вышивке. На монастырском кладбище производятся захоронения.

http://sobory.ru/article/?object=47433

Перенесемся на американские континенты: в США и Канаде Православная Церковь утвердилась давно и прочно. Есть православные общины, в том числе и русские, в Аргентине, Бразилии, Чили и других местах. В Японии Православие проповедовал русский миссионер архиепископ Николай (Касаткин) , ныне прославленный в лике святых. В Токио построен чудесный христианский храм во имя Святителя Николая Мирликийского, который посещают сотни жителей столицы Японии и ее окрестностей. Австралия — далекий континент, на другой стороне земного шара, но и сюда достиг свет Православия: православные русские, украинцы, белорусы, болгары, сербы — «спасаются» в таких городах, как Сидней, Мельбурн, Аделаида, Брисбен. Даже в Индонезии есть православные христиане — я встречал их в Иерусалиме, куда они приезжали целыми семьями поклониться Гробу Господню. Правда, посетить все святыни — как бы заманчиво это ни выглядело — совершенно невозможно, да в этом и нет особой нужды. Другое дело — главные святыни, связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа, и в первую очередь Святая Земля. В этих местах надо побывать хотя бы однажды. Куда еще поехать? Об этом, на мой взгляд, рассуждать не имеет смысла, — куда Бог благословит, туда и поезжай. Кто был первым паломником? Увы, это нам неизвестно. Самый обычай поклонения святыням у боголюбивых и богобоязненных людей возник давно. В IV веке, например, путешествие по святым местам Средиземноморья (включая и Палестину) совершили две знатные и богатые римлянки Павла и Этерия. Что ими двигало, когда они отправлялись в неизвестный, полный всяческих опасностей путь? Строки из письма святителя Павлина из Нолы, который повествует об одной из паломниц того времени, проливают на это достаточный свет: «Так же, как и путешественники, увидев что-то достойное внимания на берегу, не проплывут мимо, но опустят свои паруса и замедлят ход, чтобы дать насладиться своему взору, так и я должен изменить поток своих речей, чтобы рассказать тебе о ней хотя бы вкратце. Я описываю ту, которая была как воин Христов, несмотря на то, что принадлежала к слабому полу. Она радостно сбросила с себя оковы человеческой любви, уплывая на корабле, в то время как все ее провожавшие плакали. Она присоединилась к неутомимой борьбе морских волн, чтобы победить так же, как и они, мир, и уплыла вдаль. Покинув мир и родину, она избрала духовные дары в Иерусалиме и там обитала, странствуя как бы вне своей плоти. Она сделалась изгнанницей вдали от своих родных, но зато согражданкой святых. Исполненная мудрости и святости, она избрала удел быть слугой всех в этом мире суеты, чтобы царствовать в мире свободы».

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010