В день освящения Преображенской церкви в Новом Иерусалиме было много высоких гостей: духовенство со Святой горы Афон, из Острожского монастыря и Киево-Печерской лавры. Это говорит о том, что Патриарх Никон придавал большое значение началу каменного строительства в Русской Палестине, где образы Галилеи создавали близ Преображенского-Микулина холм Фавор и пустошь Зиновьева на ручье, названная Капернаумом. Значение села Преображенского в богослужебной жизни Нового Иерусалима было столь велико, что в XVII веке из Воскресенского монастыря сюда совершался четыре раза в год торжественный крестный ход: 6 августа, 6 декабря, 9 мая и 8 июля. Это дни престольных праздников Микулинского храма: Преображения Господня, Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и Казанской иконы Божией Матери. Престол во имя Трех святителей, упраздненный в Микулине, был перенесен в стены Воскресенского монастыря. Так именовалась домовая церковь Патриарха Никона на деревянной ограде обители, а после строительства в 1690-х годах каменной крепостной стены — церковь при Больницных палатах. В честь этого престола в монастыре был вылит в 1666 году Трехсвятский колокол, сохранившийся до наших дней. К сожалению, нет сведений о том, когда каменный храм в Микулине-Преображенском был заменен деревянным, простоявшим до советского времени, и насколько совпадало их местоположение. Окончательный ответ на вопросы, связанные с историей церкви в XVII веке, могли бы дать археологические раскопки на территории современного Никулина. Но сейчас важнее завершить начатое строительство нового храма и восстановить духовное значение Ново-Иерусалимской Галилеи, без которой «невозможно возрождение Русской Палестины великой святыни Истринской земли. Автор Г.М. Зеленская, зам. директора по научной работе Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим». В селе Никулино в советские годы на месте сгоревшего Преображенского храма находился сельский клуб, который в 1994 году разрушили, а затем верующие установили на этом месте деревянный крест в надежде на возрождение храма. В августе 2000 года был зарегистрирован приход Никольской церкви села Никулино, которому выделили земельный участок под строительство общей площадью 1000 кв. м. Тогда же была оборудована временная деревянная церковь, в которой еженедельно совершались молебны.

http://sobory.ru/article/?object=13558

В куполе представлен Господь Вседержитель в медальоне, поддерживаемом 8 фигурами: архангелами (Михаилом, Гавриилом, Уриилом и Рафаилом) и ангелами. В парусах - пишущие евангелисты (изображены стоя). Уникальна иконография ап. Иоанна, диктующего Прохору: из небесного сегмента, вверху справа, исходят лучи, к-рые окутывают сидящую фигуру Прохора, изображенного на фоне церковной постройки. В надписи плохой сохранности рассказывалась история написания Евангелия от Иоанна по апокрифу «Хождение Иоанна Богослова», созданному его учеником Прохором. Между евангелистами на вост. арке изображен Нерукотворный Образ Спасителя на Убрусе, на зап.- Нерукотворный Образ Спасителя на Чрепии (св. Керамида), на сев.- Христос Еммануил и на юж.- Христос Ветхий денми. В апсиде помещены Богоматерь с младенцем на троне и поклоняющиеся архангелы (в конхе), композиция «Поклонение жертве», архидиак. св. Стефан и Евпл (в нише жертвенника). на сводах и в верхних частях стен - Праздники и Страсти Христовы, в нижнем ярусе - фигуры святых в рост, среди к-рых Константин и Елена, воины и целители, в проеме двери - фигуры столпников. Распятие Господне. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Распятие Господне. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Иконографическая программа декорации притвора интересна одним из самых обширных и ранних в визант. монументальной живописи житийных циклов свт. Николая, патрона храма. Он состоит из 18 сцен, 16 из них расположены на своде, 2 - в нишах (аркосолиях) на зап. стене. 2 ктиторские композиции располагаются в вост. части храма: на вост. стене, слева от входа в наос, представлен свт. Николай, к-рому севастократор Калоян и его жена Десислава подносят макет церкви; направо от входа и рядом с ним, но на юж. стене - образ Христа Халкитиса, царь Константин Асен и царица Ирина Ласкарина. В нише над дверью, на вост. стене нартекса, изображена Богоматерь типа Евергетида с Младенцем на правой руке. На той же стене изображены родители Марии праведные Иоаким и Анна, поклоняющиеся Младенцу. Наверху арки, над Богоматерью с Христом,- Божия десница в круглой мандорле.

http://pravenc.ru/text/153291.html

В храм вело три двери (с запада, юга и севера), к которым прилегали крыльца со ступенями. Впоследствии южную дверь заложили и превратили в окно. Первоначальный иконостас в храме был ниже и уже нынешнего. Крыша храма была покрыта деревянным тёсом с одной главкой. Колокольня была построена отдельно с северной стороны, время постройки неизвестно — вероятно, середина 18 века. Высота колокольни была примерно равна храму; она была трехъярусная, все ярусы были квадратными в плане. Крыша колокольни была полукруглая с небольшой маковкой; стены—кирпичные, без штукатурки. После указа Екатерины II о генеральном межевании 1765 г. при храме стало 33 десятины земли: 30 пахотной и 3 луговой; земля располагалась к северу и северо-западу от храма и называлась поповка. Там же располагались дома причетников. В 1781 г. Татаринцево отошло к Бронницкому уезду Московской губернии. В 1788 г. иждивением помещика Николая Артемьевича Ладыженского в Крестовоздвиженской церкви был выстроен сохранившийся до нашего времени иконостас в стиле классицизма. В 1799 г. приход с. Татаринцево был переведен в Московскую епархию. В 1805 г. к Крестовоздвиженскому храму с. Татаринцево была приписана Казанская церковь с. Сабурово, разобранная во 2-й половине 19 века. В период с 1841 по 1845 год при церкви строится каменная часовня, находившаяся на юго-запад от главного входа. К 1843 г. крыша храма была покрыта железом. В 1849 г. святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, благословил пристроить к церкви отапливаемую трапезную, которая была создана на средства настоятеля священника Алексия Львова и 21 сентября 1852 г. освящена. Трапезная состояла из двух придельных алтарей: правый — в часть Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца; левый — в честь Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, Чудотворца. Трапезная отапливалась двумя печами. Тогда же в храме весь пол был заново выложен подольским мрамором. В 1850-х гг. впервые при Крестовоздвиженской церкви упоминается церковный староста.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

За все время своего существования институтская церковь, относившаяся к Придворному ведомству, была весьма почитаема гатчинцами. Известно, что в 1848 году местным купечеством было пожертвовано храму церковной утвари на 1.500 рублей. Доброй традицией выпускников института стало приобретение для своей церкви на сэкономленные деньги икон или иных предметов. Два особенных резных киота украшали храм. Один – с образами Небесных Покровителей членов Императорской Фамилии – был сооружен служащими института в память чудесного избавления Императора Александра III и Августейшей Семьи во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года. Другой киот с образом Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца был подарен Цесаревичем, Великим князем Николаем Александровичем будущим Царем-Мучеником, в воспоминание избавления его от опасности при покушении фанатика-японца во время заграничного путешествия 21 апреля 1891 года. Большой храмовый образ Св. Благ. Вел. Кн. Александра Невского в художественно исполненном позолоченном киоте был сооружен старостой храма, гатчинским купцом А.Ф.Барковым к престольному празднику 1897 года. При храме существовала обширная библиотека и знаменитый в Гатчинском уезде хор из воспитанников института. О причте институтского храма XIX века сведения весьма скудны. До 1865 года известно лишь имя долголетнего церковного старосты, Николаевского Сиротского института, коллежского асессора Автонома Степанова. Более двадцати лет, с 1886 года, законоучителем института и настоятелем его домового храма был священник Василий Гаврилович Чебышев. Впоследствии протоиерей, он был назначен настоятелем домовой церкви Свт. Николая Чудотворца при Управлении Санкт-Петербургского градоначальства и полиции в печально известном в советское время доме на Гороховой, 2. Судьба его, изгнанного из храма в 1918 году вселившейся ВЧК, вряд ли была благополучной… До 1896 года в институтской церкви ему сослужил диакон Алексий Тихонравов, впоследствии рукоположенный во священника и переведенный в клир Владимирской церкви в Петербурге. Последним настоятелем благополучных времен был священник Владимир Сейбук, диаконом – о. Алексий Глаголевский, а псаломщиком – Иван Солодовников, их подписи имеются на дошедших до нас метрических свидетельствах 1917 года…

http://sobory.ru/article/?object=24930

За неимением в Харбине художников и мастеров, иконостас, иконы и церковная утварь были изготовлены в России, шесть колоколов были отлиты в Ярославле на заводе П. А. Оловянишникова. Храм был освящен 5 декабря 1900. Его первым настоятелем стал священник охранной стражи о. А. П. Журавский. В 1913 после ремонта храм был снова освящен архиепископом Владивостокским и Приморским Евлогием. В храме в разные годы проводили службы более 30 священников, в том числе первый глава Харбинской епархии митрополит Мефодий, похороненный здесь же под образом Николая Чудотворца. В 1958 священником впервые был назначен китаец – о. Григорий Чжу (скончался в 2000). В 1966 во времена «культурной» революции собор сожжен. В 1991 в Сиднее, возвели часовню-памятник в честь 1000-летия крещения Руси и в память Свято-Николаевского собора, в современных формах которого угадывается его стилизованный архитектурный образ (архитектор М. А. Бакич). Ныне в окрестностях Харбина воссоздана копия храма в качестве туристического объекта в комплексе национальных построек «Парка русской культуры» (проект 2005, автор проекта воссоздания Н. П. Крадин). Храм, посвященный Святителю Николаю Мирликийскому, был заложен в центре Харбина весной 1899 года по проекту петербургского архитектора И.В. Падлевского. Храм выдержан в древнерусском стиле. Строительство храма уже было закончено к Покрову, и тогда же было совершено первое богослужение. Внутреннее оборудование и украшение храма заняло год, и 18 декабря 1900 года храм был торжественно освящен. 29 февраля 1908 года указом Святейшего Синода храм признан собором, а с учреждением в 1922 году Самостоятельной Епархии был объявлен кафедральным. В 1933 году в ограде собора была построена Иверская часовня. Собор просуществовал около 67 лет. В 1966 году собор и часовня китайскими властями были разрушены. Чан Хуайшин – профессор Харбинского политехнического института и Харбинского архитектурно-строительного института, в своей книге «Новая эпоха архитектуры городов Китая», выпущенной в 1993 году в главе VI пишет: «В 1899 году на самом высоком месте в Новом городе был возведен православный Свято-Николаевский храм. Это первое крупное строение Восточной Москвы в центре Музейной площади. Традиционная деревянная конструкция создавала ощущение грандиозности и являлась образцом русского деревянного зодчества. Как выдающийся шедевр архитектуры в городе, храм был долгое время символом Восточной Москвы. К сожалению был уничтожен. Харбинцы старше сорока лет, где бы ни находились, помнят его до сих пор и в народе называют «Ламатай».

http://sobory.ru/article/?object=34805

Здесь — тайна пастырства и святительства чудотворца Николая. Она — в пастыре добром. Не в великом, обратите внимание, как говорит Господь, не в каком-нибудь еще другом, а в добром, милостивом. А тайна доброты — тайна Страшного Суда, главным признаком приближения которого является умножение скорбей и бессердечия в мире. И Евангелие сегодняшнего праздника, говоря о лжепастырях человечества, которые приходят, чтобы украсть, убить и погубить, напоминает также о том, какой голос узнают и какого голоса слушаются овцы, даже если они еще не двора сего, еще не в Церкви. Мы все должны об этом серьезно задуматься, потому что призвание каждого христианина заключается не в собственном только спасении, но и в том, чтобы содействовать спасению других. Из истории нам хорошо известно, что назойливая педантичность фарисейской проповеди приводила часто лишь к отрицательным результатам. Люди идут добровольно только под иго любви. В одно мгновение любовь может озарить нас Духом Святым, но обретается она многими скорбями и трудами. Чтобы других побеждать, надо прежде себя победить, отвергнуться себя, забыть о себе, стать всем слугою. Это и есть жизнь по воле Божией, и кто решится жить так, тот, несомненно, получит от Бога всепобеждающую силу, потому что в нем, через него будет действовать Сам Бог. В этой изумительной жизни, быть может, самая изумительная черта — ее всецелое посвящение другим. Вспомним из жития святителя Николая, как побеждает он любовью черствое сердце отчаявшегося бедняка, готового отдать своих дочерей на бесчестье, тайно подбрасывая ему узелки с золотом. Он тайно, никем не увиденный, как бы самою Божьею рукою творит добро, и по законам сеяния и жатвы, непреложно действующим в мире, возрастает в нем любовь. И уже как власть имеющий, то есть в силе Духа Божия вырывает он меч, занесенный над тремя неповинно осужденными гражданами в Мирах. И Господь дарует ему поистине ангельскую крепость, так что при земной жизни еще, не стесняемый разделяющими людей расстояниями, принимает он таинственное участие в судьбах людей, в судах Божиих. В сонном видении является он царю и приказывает освободить оклеветанных воевод, которые молились в это время святителю: «Если не исполнишь, то воздвигну народный мятеж и ты погибнешь страшною смертью». — «Кто ты, и почему угрожаешь державе моей?» — «Я Николай, архиепископ Мирликийской митрополии». Проснувшись, царь призвал воевод и те доказали свою невиновность. Царь послал с воеводами в Миры золотое Евангелие, золотое кадило и два светильника.

http://moral.ru/не-бойтесь-2/

Имеют уши, а читаемого и поющегося не слушают (см. Пс. 113:14 ), и слушая не внимают. Имеют ум, а не помышляют о Божественном, о суете мирской только думают. Только телом стоят в храме Божием, а ум их мыслит или о жене и детях, или о яствах, поварами приготовляемых, или о бочках в погребе, или о сундуках в кладовой и о деньгах, или о товарах, отпущенных в какой-либо город и находящихся в дороге, или об имениях, отправленных в чужую страну на кораблях и ладьях. Стоят в церкви, а «из сердца исходят злые помыслы» ( Мф. 15:19 ; Мк. 7:21 ), воровство, убийства, прелюбодеяния, хулы и прочие небогоугодные дела. А что произносят уста их в храме Божием? Молитву ли? Редко молитву, больше же пустые разговоры: говорят друг с другом о внешних попечениях. Здесь и торг, здесь и покупки, здесь и управление домом, здесь и осуждение ближних. О люди небогоугодные! Посмотрите на святого Николая, еще в младенчестве своем всем умом, со всем благоговением прославившего Святую Троицу трехчасовым стоянием. Посмотрите и устыдитесь, ибо вы посрамлены младенцем. О, сколь великим победителем явился Николай еще в младенчестве, победителем естества, победителем людей небогоугодных! Если еще посмотрим на младенчество его, то вновь увидим, что он победил в своем младенчестве само естество человеческое. Ибо младенцу воздерживаться от сосцов материнских в постные дни среду и пятницу, – не значит ли это быть выше естества человеческого? Будучи младенцем, он научился поститься ранее, чем стал есть. Что скажут здесь наши нынешние христиане, только «имеющие вид благочестия» ( 2Тим. 3:5 ), дела же благочестия отвергающие? Что, говорю, скажут те, для которых среда и пятница – такие же дни, как суббота, воскресенье и все прочие, у которых нет поста, нет воздержания, едят все без смущения по обычаю неправославных христиан иностранных. Еврейский историограф Иосиф рассказывает о Моисее, что, будучи взят из воды дочерью фараона, он не хотел сосать сосцы жен египетских, и для него была приведена еврейка, мать его (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Исх. 2 гл.). У нас же бывает наоборот. Мать наша, Святая Восточная Православная Церковь , питает нас сосцами своими – благочестивыми законами и уставами, от древних Отцов принятыми. Мы же, оставив сосцы матери своей, породившей нас водой и Духом (см. Ин. 3:15 ), ищем сосцов египетских, иноземных, еретических, Православию противных и привыкаем питаться из них со сладостью. Оставив манну, помышляем о египетской пище. Презрев сладость святого воздержания, уклоняемся к «рожкам, которые едят свиньи» ( Лк. 15:16 ). О стыд великий! Дети посрамляют мужей, младенцы старцев! В «Старовечностях» читаем: в стране, называемой Гивернией, у матерей был следующий обычай: когда они, отлучая своих младенцев мужского пола от сосцов, начинали питать их иной пищей, то прежде всего полагали ту пищу на обнаженный меч, затем брали с меча кусочки пищи и вкладывали их в уста младенцам. И это делалось с той целью, чтобы младенец с самого младенчества своего, с первого куска пищи привыкал к мечу, чтобы в нем росло мужественное сердце, и охота к мечу и браням. Подобное мы видим и в младенчестве святого Николая. С меча он принимал первую пищу свою, с меча не вещественного, а духовного, то есть с меча воздержания и пощения. Поистине пощение и воздержание православно-христианское – это меч духовный, ибо им отсекаются телесные страсти, им обезглавливается супостат дьявол . О них говорит апостол: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» ( 2Кор. 10:4 ). С этого меча, то есть поста и воздержания, была дана первая пища святому Николаю в младенчестве, и этим мечом он обезглавливает и обезглавит всех служащих чреву своему как Богу, всех, говорю, отвергающих пост, презирающих воздержание, почитающих за сладость каждодневное насыщение, пьянство и прочие безумства, о которых не стоит и говорить. Николай – победитель людей небогоугодных. Будучи в мужественном возрасте, он ранее всех приходил в церковь и к святительству был призван и взят не иначе, как от дверей церкви, куда пришел он в полночь еще до обычного пения службы, а потому и здесь явил себя победителем и постыдителем ленивых и сонливых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Николай Карминий Фальконий, митрополит церкви св. Северины в королевстве (бывшем) неаполитанском и монах базилианский, издал в 1712 г. Акты св. Ианнуария, которыми возбудил некоторый спор между учеными того времени. Поводом к нему послужило, между прочим, и утверждаемое Актами освящение священномученика еще в утробе матерней. Слышав подобное же утверждение и о св. Николае, Фальконий обратился в 1716 г. за справками к болландистам Соллерию и Янингу, как специалистам в подобном деле. Те прислали ему нужную выписку из жития св. Николая, составленного архимандритом Михаилом (патриархом константинопольским Мефодием – тоже) 2 . В 1720 г. Фальконий нарочно отправился в Рим, чтобы в библиотеке ватиканской рассмотреть самому рукописи, содержащие сказанное житие. Здесь он пересмотрел все, указанные болландистами рукописные сборники греческие, а именно 655, 803 и 866, и кроме того еще один неуказанный под 824, в котором также содержится жизнь святого, писанная Михаилом – Мефодием. Не удовлетворившись вполне никоторым из них, исследователь продолжал рыться, и напал на один сборник 821, в котором нашел Акты св. Николая, по его мнению первоначальные 3 , никому до него неведомые, ни самим болландистам, и доставившее славу ученому мужу. Затем он пересмотрел еще известный Метафрастов Панигирик св. Николаю в 7-ми рукописных списках 4 . О сих Актах и предлежит нам слово. Отыскавший их был в понятном восторге от своей находки. Он цены не знал им, или лучше – всю цену придавал только им одним, как единственно верным или подлинным. И так как Акты эти значительно расходятся со всеми известными сказаниями о мирликийском чудотворце, то естественно сказания сии ученый и самомнительный муж счел недостойными вероятия – выдумкой позднейших греков или гречков (graeculus) как он выражается. Также естественно, что и на открытеля Актов и на самые Акты востал потом целый сонм людей, интересующихся церковным делом. Чтобы понять всю многозначительность дела, достаточно сказать, например, что в новооткрытых Актах св. Николай оказывается жившим и почившим при императоре Юстиниане Великом , т. е. через 200 лет после Константина Великого , которому, по общему преданию, мирский святитель являлся во сне еще при своей жизни, и что он вовсе не был архиепископом мирликийским, а только одним из многих епископов ликийской области. О его исповедничестве и присутствии на первом вселенском соборе, следовательно, не может быть и речи. Повторилось то, что случается с учеными весьма нередко. Вместо того, чтобы поискать согласить между собою старые и новые Акты или разделить их на «акты» и «акты», предзанятый своей мыслью человек не пошел далее её, и оттого более затруднил, чем облегчил исследование о лице, столь замечательном в христианском мipe 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – солнца и храма как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св. апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство – своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю. В настоящее время в храме один действующий придел в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца. По материалам официального сайта Тверской епархии spas-na-nizu.cerkov.ru Погост, что у Спаса на низу, известный еще с XI-XIII столетий, изначально считался одним из форпостов города Торжок, контролирующих движение по течению реки Тверца. По данным писцовых книг 1626-1627 годов, в погосте Спасский упоминаются две деревянные обители: Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Спаса Преображения с приделами Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, великомученицы Варвары, Параскевы Пятницы возведена в 1804-1889 годах на средства прихожан и дворянина Е.С. Карамышева.

http://sobory.ru/article/?object=02449

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010