После того на погосте 30 лет (с 1909 по 1939 год) прослужил священник Петр Воинов. На его долю выпало много тяжких испытаний. Два раза его арестовывали, дважды конфисковывали имущество, младшего сына репрессировали и сослали на Колыму на десять лет. После смерти о. Петра священнику Василию Барбашинову удалось прослужить совсем немного. В том же 1939 году его забрали, увезли, и он пропал бесследно. После расправы с о. Василием храм несколько лет оставался без священника, пока в 1943 году не пришел из заключения с подорванным здоровьем о. Алексий Бурлаков (его бывший приход в с. Рыты после его ареста был разграблен и уничтожен). Послужил в Голенкове о. Алексий совсем недолго, так как был болен туберкулезом, от чего вскоре скончался. Сменил его о. Михаил Мартынов, который служил на погосте более 20 лет. Современное состояние [ править править код ] Голенковский храм в Селижаровском районе — единственный, который уцелел во времена богоборческого режима. Он никогда не закрывался. Даже в те несколько лет, когда не было священника, прихожане оберегали свою церковь от нападок безбожников, и храм святителя Николая стоит и поныне. Святыни [ править править код ] В храме находится очень почитаемая икона Николая Чудотворца. Местное предание утверждает, что один крестьянин во время польско-литовского нашествия вытащил эту икону из горящего храма и передал ее на хранение в Селижаровский монастырь. В 1847 году, когда на погосте отстроили новую деревянную церковь, икону торжественно, с крестным ходом возвратили в Голенково. Помимо святителя Николая, в храме особо почитаются: Казанская икона Божией Матери, Оковецкая икона Божией матери, пророк Илья, святитель Феодосий Черниговский и преподобный Нил Столобенский. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Рождество Христово - 7 января Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Контакты [ править править код ] Адрес: 172219, Тверская область, Селижаровский район, деревня Голенково-Погост

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_М...

А теперь снова обратимся к истории Ихалицкого Николаевского прихода. В краткой справке, составленной Македонской Н.М., имеется запись: «церковь в честь свт. Николая Чудотворца в Ихалицком улусце основана не позднее 1755 г. В 1774 г. построена каменная двухэтажная церковь, холодный храм достроен в 1784 г. Церковь двухпрестольная: главный престол в честь свт. Николая, архиепископа Мирликийского, второй – в честь Спаса Нерукотворного образа. В 1788 г. в приходе числилось 355 человек, в 1868 г. – 862. В д. Голубинская Пустынь (д. Голуби) находилась часовня, построенная на месте упразднённой в 1764 г. Голубинской Рождественской мужской пустыни». В клировой ведомости Ихалицкой Николаевской церкви Вологодской епархии Тотемского уезда за 1917 год представлены следующие сведения: «церковь построена в 1774 году тщанием прихожан и освящена в 1781 году, холодная в 1784 году, освящена в 1794 году, зданием каменная, двухэтажная, в одной связи с колокольнею, крепка, повреждений нет». Отмечено, престолов «в одной два: во имя святителя и чудотворца Николая, а другой в честь Нерукотворного Образа. Утварью церковною достаточна. По штату при ней положены: священник и псаломщик с жалованием: священнику 300 руб., а псаломщику 100 руб. в год из государственного казначейства». Получено доходов за 1917 год: кружечных 773 руб. 44 коп., другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: «в праздники Рождества Христова собирается овса на 40 руб. В Петров пост собирается масла и яиц на 18 руб., в осеннее время собирается рожь взамен печеного хлеба, положенного в дни Св. Пасхи, каковой собрано 32 пуда на 160 руб.» Земли при означенной церкви состоит: «усадебной 1 дес., пахотной 21 дес. и сенокосной 29 дес. 1294 кв. саж. Всего 80 дес. 758 кв. саж.; качество церковной земли: малоплодородная, для обработки трудная; произведениями земли причт пользуется для своего продовольствия». Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле: «построены тщанием священнослужителей в 1902 году и состоят в собственности причта; также ветхий деревянный складочный амбар, здание ветхое, и деревянный одноэтажный дом, построенный в 1912 году для помещения церковного сторожа».

http://sobory.ru/article/?object=37058

Духовное наследие святых Кирилла и Мефодия скрепляет наши Церкви особой родственной связью: не только духовной и вероучительной, но и основанной на общности нашего языкового наследия. Мы понимаем друг друга без переводчиков. Когда русские слышат словацкий или чешский язык, не зная его на 100 процентов, они по крайней мере всегда понимают общий смысл того, о чем им говорят. Также, думаю, происходит и с русским языком, когда он звучит в Чешских землях и в Словакии. Для меня сегодня большая радость от имени Святейшего Патриарха Кирилла поздравить Подворье с 17-летием и пожелать помощи Божией отцу настоятелю, архимандриту Серафиму, всему клиру и прихожанам. Сегодня мы празднуем память святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, чья чудотворная икона находится в этом святом храме. Без преувеличения можно сказать, что святитель Николай является самым почитаемым святым не только Русской Православной Церкви, но, может, и всего мирового Православия, и даже всего мирового христианства. Несколько дней назад мне довелось быть у мощей святителя Николая в итальянском городе Бари, где они почивают с XI века, и еще раз воочию убедиться в том горячем почитании, которым этот святой окружен во всем мире. Не случайно в богослужебных текстах, посвященных празднику перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град, говорится, что он связывает между собой Восток и Запад. Его молитва объединяет людей, ведь на протяжении веков они всегда получали скорую помощь в трудных обстоятельствах жизни благодаря небесному заступничеству и предстательству святителя. Мы знаем, что святой Николай является скорым помощником, его помощь не заставляет себя долго ждать. Как только мы обращаемся к нему с молитвой - почти сразу же удостоверяемся, что эта молитва услышана, а в скором времени получаем от чудотворца то, о чем просили. Может быть, именно этот особый секрет дерзновения святого пред престолом Божиим и снискал ему ту всемирную славу, которой он пользуется и на Востоке, и на Западе.

http://mospat.ru/ru/news/48865/

До построения храма в 1872 г. жители Павловского поселка исполняли свои христианские обязанности до 1839 г. в Нижне-Тагильском и Черноисточинском заводах, а с 1839 г., когда в 7 верстах от поселка в селе Воскресенском (Шиловка) устроена была церковь и образован был самостоятельный приход, то в этом последнем. Но с увеличением населения в поселке Павловском и вследствие особенной затруднительности путесообщения как с Воскресенским селом, так и с заводами Нижне-Тагильским и Черноисточинским явилась настоятельная нужда в устроении собственного храма и образования самостоятельного прихода в самом поселке Павловском. Посему, в 1871 г. возбуждено было жителями поселка ходатайство перед епархиальным начальством об устроении в селении церкви и образовании прихода. Ходатайство увенчалось успехом. По благословению архиепископа Пермского и Верхотурского Антония храм был заложен в сентябре месяце 1871 г. Храм был построен деревянный; материалом для него послужили запасные хлебные амбары, безвозмездно уступленные заводовладельцами Демидовыми для этой цели; общество употребило же на постройку до 2500 руб. Через год и 3 месяца храм был окончен постройкой и 3 декабря 1872 г. был освящен по благословению того же архиепископа Антония благочинным протоиереем Алексием Карпинским во имя св. и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. С этого времени Павловский поселок и переименован был в Николо-Павловское село. Новоустроенный храм и по размерам, и по украшению был весьма скромен, но он существовал недолго: в 1883 г. в ночь на 6 января он сгорел. В западной своей части по небрежности церковного старосты; алтарь уцелел, но с большим повреждением в иконостасе. Вскоре после пожара, с разрешения епархиального начальства, к алтарю сделана была пристройка взамен сгоревшей части храма, и 25 марта 1883 г. храм был снова освящен и открыт для богослужения. Но прихожане замышляли уже о создании нового каменного храма. В 1886 г. 1 сентября, по благословению преосвященного Нафанаила, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, и был заложен новый каменный храм во имя того же святителя и чудотв. Николая, но с двумя приделами, протоиереем Нижне-Тагильского завода Иоанном Флавиановым. Постройка нового храма с внутренним благоукрашением обошлась в 33 тысячи руб., храм строился на общественные суммы.

http://sobory.ru/article/?object=01202

В память о праздничном богослужении глава Митрополичьего округа передал в дар старейшему храму города напрестольный крест и подарил крест с украшениями ключарю Воскресенского собора протоиерею Феодору Проскурину. Епископ Амфилохий тепло поблагодарил митрополита Александра за архипастырский визит на землю Восточного Казахстана, молитвы у святого престола в главном храме Семипалатинска и принесение ковчега с мощами Мирликийского святителя. В дар владыке Александру управляющий Усть-Каменогорской епархией преподнес знак архиерейского достоинства — святую панагию. Во внимание к трудам по укреплению отношений между Генеральным консульством Российской Федерации в городе Усть-Каменогорске и Усть-Каменогорской епархией генеральный консул Российской Федерации М.Ю. Королев был удостоен награды Казахстанского митрополичьего округа — ордена священномученика Пимена Верненского. Епархиальным благотворителям были вручены юбилейные медали и архипастырские грамоты. За время пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в Семипалатинске святыне поклонились около трех тысяч человек. В тот же день митрополит Александр посетил литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, расположенный в Семипалатинске, и возложил венок к монументу «Сильнее смерти», посвященному памяти жертв ядерных испытаний, проводившихся на Семипалатинском ядерном полигоне с 1949 по 1989 годы. В церемонии возложения венка приняли участие епископ Усть-Каменогорский Амфилохий, епископ Рубцовский Роман, благочинный Семипалатинского церковного округа протоиерей Феодор Проскурин, а также представители духовенства, прибывшие с архипастырями, и клирики Усть-Каменогорской епархии. Собравшиеся пропели «Вечную память» всем погибшим от лучевой болезни в результате испытаний оружия на Семипалатинском полигоне. Далее владыка Александр и сопровождающие лица отбыли в Усть-Каменогорск. Глава Казахстанского митрополичьего округа доставил в столицу Рудного Алтая ковчег с мощами святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Святыня была принесена в главный храм епархии — собор в честь апостола Андрея Первозванного, где при стечении большого числа верующих митрополит Александр в сослужении епископа Амфилохия и епархиального духовенства совершил молебен. В завершение богослужения владыка митрополит осенил четыре стороны света ковчегом с мощами Николая Чудотворца, благословив молящихся, город и живущих в нем, и обратился к собравшимся со словами проповеди.

http://patriarchia.ru/db/text/5293930.ht...

Управляющий Южно-Сахалинской епархией поблагодарил собратьев-архипастырей за теплые поздравления и участие в торжествах. Архиепископ Никанор также вручил награды епархиальному духовенству. Далее сахалинского архипастыря приветствовал духовник епархии, настоятель храма святителя Николая Мирликийского г. Южно-Сахалинска протоиерей Павел Алексеев. На молитвенную память от лица епархиального духовенства владыке Никанору были преподнесены крест и панагия. С поздравлениями к владыке также обратились представители общественности, властных структур и прихожане. В тот же день в историческом парке «Россия — моя история» начала работу приуроченная к юбилею фотовыставка «Южно-Сахалинская и Курильская епархия: история в лицах». Проект посвящен истории возрождения церковной жизни Сахалина и Курил. На открытии фотовыставки в числе почетных гостей присутствовали митрополит Тихон, архиепископ Ионафан, архиепископ Феофан, архиепископ Никанор, архиепископ Аксий, игумен Филарет (Пряшников), духовенство Южно-Сахалинской, Подольской и Абаканской епархий. Мероприятие началось с приветственного слова министра культуры и архивного дела Сахалинской области Нонны Лаврик. Архиепископ Никанор отметил, что выставка позволяет окунуться в атмосферу 90-х годов прошлого века. «Тот период был тяжелым для нашей страны, но была радость. Открывали церкви, приходы и радовались, и радость была — не передать словами. Плоды труда тех людей мы с вами можем увидеть сегодня на фотографиях, которые представлены на выставке», — сказал архиерей. Выставка продлится до 30 октября. Юбилейные торжества завершились концертом в ККЗ «Октябрь». В зале присутствовали Валерий Лимаренко, архиепископ Никанор, Преосвященные архипастыри, прибывшие на торжества, представители правительства и администрации области, духовенство, общественность, прихожане храмов. В ходе официальной части к присутствующим с поздравлением обратился губернатор Сахалинской области: «Рад приветствовать вас и поздравить с юбилеем Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Что такое 30 лет? С точки зрения тысячелетней истории Русской Православной Церкви — крайне мало. Но тот путь, который прошла епархия за это время, огромен. Более 70 лет на Сахалине и Курилах не было православных приходов, не совершались церковные таинства и богослужения. Поэтому Православие на островах возрождалось буквально " с нуля " . И что мы видим сейчас? Величественные храмы, приходы, монастыри. Православная жизнь идет во всех районах области. В разы увеличилось число прихожан, выросло новое поколение священнослужителей. Это очень важно. Ведь Православие — это наши корни. То, что объединяет общество и делает нас сильнее. Мы опираемся на традиционные духовно-нравственные ценности, которые отстаивает Русская Православная Церковь и наш Президент Владимир Путин . Это патриотизм, крепкая семья, милосердие, справедливость, единство народов России».

http://patriarchia.ru/db/text/6065433.ht...

Общая композиция храмового комплекса сильно вытянута по оси восток — запад. К классическому четверику церкви примыкает полукруглая вытянутая алтарная абсида — это центральный алтарь, посвящённый в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца. С юга и севера симметрично примыкают прямоугольные пределы с трёхгранными абсидами алтарей: северного — в честь Федоровской иконы Богородицы и южного — в честь Архистратига Божия Михаила. С запада к четверику храма примыкает равновеликий притвор, который через галерею-паперть соединяется со звонницей и церковно-приходской школой. Стены приделов и алтарных апсид украшены арочными окнами в рамочных наличниках с килевидными очельями. Боковые фасады приделов и апсид завершены аттиковым ярусом с рядом килевидных кокошников. На фасадах четверика расположено по два арочных окна и киот между ними. Окна обрамлены колончатыми наличниками с килевидными очельями. Углы четверика выложены фигурными колонами. Из описания церкви видно, что Свято-Никольский храмовый комплекс — это уникальный памятник русской архитектуры, ориентированный на московское зодчество 17 века. Архитектурный стиль Никольской церкви поправу называли «дивным узорочьем». Освящение Свято-Никольского храмового комплекса совершил архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) в 1909году в сослуженинии духовенства и в присутствии многочисленных мирян. Это было великое событие для жителей города Твери, но особенно большая радость о постройке переполняла сердца преподавателей и воспитанников Свято-Никольской Краснослободской церковно-приходской школы. Ведь они уже пять лет ожидали этого события. Замечательно то, что учителями детей Морозовских рабочих были священники, назначенные для службы в Никольскую церковь. Дивную гармонию образования и церковного воспитания нарушили в 1917 году. Священники еще служили в храме Николая Чудотворца до 1937 года, но Краснослободскую школу сразу же после «декрета Ленина» закрыли. Это было роковое предвестие. 1937 год стал для Никольской церкви «голгофским годом». Священника Всеволода Соболева не расстреляли комиссары только лишь из-за того, что рабочие заступились за своего любимого законоучителя. Священник Василий Владимирский, несмотря на страдания его многочисленного семейства, был сослан и мученически погиб в Средней Азии. Никольскую церковь закрыли и начали разрушать. Палачи-ленинцы сбросили Кресты, разбили колокола, взорвали звонницу, обезглавили церковь. Но так как советской власти требовались помещения, Никольскую церковь не разрушили до основания. После 1937 года здание разрушенной Церкви было передано в военное ведомство. В последнее время Свято-Никольский храмовый комплекс находился на балансе РОСТО (ДОСААФ). В церкви разместили парашютный класс, автошколу и клуб служебного собаководства. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

4 октября, в субботу, на 40-й день преставления владыки Николая, в новом храме подворья Московской Патриархии в Токио – в храме Александра Невского – будет отслужена заупокойная литургия. Автору этой статьи посчастливилось дважды встретиться с владыкой Николаем – в марте и июне 2008 года. Оба раза побеседовать с архиепископом Николаем практически не удалось: не хотелось беспокоить его лишними разговорами, и было радостно просто наблюдать за его общением с другими прихожанами. Начало весны 2008 года выдалось очень теплым: дневная температура в Токио поднялась до 15–16 градусов, а первые цветы сливы стали распускаться еще зимой, с 28 февраля. В первые субботу и воскресенье марта в домовом храме подворья РПЦ в Токио (район Комагомэ) были запланированы торжественная всенощная и литургия с участием заместителя председателя ОВЦС владыки Марка, епископа Егорьевского. Преосвященный Марк специально прибыл в Токио, чтобы возглавить молебен на котловане в районе Мэгуро и провести церемонию закладки камня в фундамент строящегося храма. Так получилось, что в воскресенье, 2 марта, вместе с двумя прихожанками подворья мы приехали в храм святителя Николая Мирликийского в Комагомэ задолго до службы. В храме было очень мало прихожан, постепенно собирались на спевку певчие. Вдруг я заметила входящих в храм двух монахинь и вместе с ними – невысокого роста старца. Раньше я была лишь «заочно» знакома с владыкой Николаем и сестрами монастыря – по фотографиям и рассказам паломников, поэтому в первый момент даже не поверила, что удалось увидеть их всех вместе собственными глазами. Находившиеся поблизости от владыки прихожане бросились за благословением. К архиепископу Николаю подошла паломница из Латвии, и он вспомнил, как девушка три года назад гостила в монастыре, стал радостно расспрашивать ее о нынешней жизни. Пока владыка беседовал с прихожанами, я отважилась познакомиться с матерью Ксенией – первой монахиней, приехавшей в Японию в 2003 году. Стала рассказывать о своих поездках по православным церквям Японии, и вдруг слышу приветливые слова:

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В аркосолиях на сев. и юж. стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и «Преполовение». В 1-м регистре представлены преподобные, святые жены, в юж. нише - самое раннее изображение болг. святого прп. Иоанна Рильского (напротив него св. Пахомий) и в сев. нише - св. Параскева (Петка) Тырновская (Эпиватская), особо почитаемая болгарами после перенесения ок. 1230 г. ее мощей в столицу царем Иоанном II Асенем. На зап. стене нартекса, по сторонам от двери, изображены великомученицы Варвара и Анастасия (Неделя) в позе орант, на юж. стене - вмц. Екатерина. На сев. и юж. стенах изображены преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин. На нек-рые особенности иконографии композиций притвора Б. ц. обратил внимание А. Грабар, к-рый указал к-польские образцы для ряда изображений (Христос Евергет, Христос Халкитис, Чудо с ковром из цикла чудес свт. Николая) и на проявление зап. влияний, напр. в жесте Десиславы, а также в отдельных сценах цикла свт. Николая. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. В 1956 г. при проведении работ по укреплению здания было раскрыто неск. фрагментов живописи в приделе. В парусах и основании барабана сохранились небольшие фрагменты цикла вмч. Пантелеимона. В конхе апсиды изображен Деисус, в самой апсиде - «Поклонение жертве», в арке над конхой апсиды представлено «Благовещение», наверху арки -Христос Еммануил. На вост. стене изображен архиерей, вероятно свт. Николай, на своде перед апсидой - фрагмент композиции «Причащение апостолов». В 1-м регистре юж. стены - 2 архангела, на вост. стороне юж. дверного проема сохранился образ молодого святого, вероятно Иоанна Кущника. В 1-м регистре сев. стены остались фрагмент фигуры ктитора, к-рый преподносит модель придела вмч. Пантелеимону, и декорация цоколя (на белом плате надпись не читается). В тимпанах на сев. и юж. стенах расположены композиции «Распятие Христово» и «Сошествие во ад», к-рые доминируют в небольшом пространстве придела, определяя его мемориальный характер и связь с погребальным культом.

http://pravenc.ru/text/153291.html

Посольство князя, уверясь в точности обещанной иконы, с радостным молением возвращается в Новгород. Здесь страждущий болезнью благоверный князь, узнав о возвращении посольства своего с обретённой иконой, повелевает освящённому собору с крестами встретить явившуюся чудесным образом икону и принести её к себе во дворец 6 , для поклонения. Когда всё это исполнено, благоверный князь тотчас получает облегчение от болезни и вместе со священным собором сопровождает икону в церковь . Здесь, после освящения воды, омыта ею обретённая икона. Окроплённый этой святой водой, князь получает совершенное исцеление от болезни. В память этого чудесного события, Мстислав Владимирович, с благоверной княгиней Анной 7 , даёт обещание воздвигнуть храм угоднику Божию Святителю Николаю, коего молитвами получил исцеление. Время обретения иконы Св. Николая и последовавшего исцеления с точностью в летописях не определяется. Летописцы останавливают внимание своё на времени построения храма Николаевского в память чудесного избавления от иконы. В 1 Новг. Летописи 8 , после указания на победу Мстислава над Чудью (на Бору), под 6621 (1113) годом записано: «В то же лето заложена бысть церкы, Новгороде, святого Николы». Во 2 Новг. Летописи под тем же годом значится: «Победи Мстислав на Бору Чудь; и церковь заложи святого Николу, в Новгороди, на княжи дворе». В 3 Новг. Летописи, вместе с основанием церкви, повествуется и об иконе Св. Николая Чудотворца: «В лето 6621 (1113) князь великий Мстислав Владимирович, внук великого князя Владимира, наречённый во святом крещении Георгий, заложил церковь каменную в Великом Новгороде святого Николы Чудотворца, на княжи дворе. Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле дворище, в церкви». В той же 3 Новг. Летописи под 6800 (1292) годом сказано, что Никольская церковь в Липенском монастыре основана, «спустя после приплытия святого образа 180 лет 9 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010