2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-815-3304. 15 .       Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист святителю Николаю архиепископу Мирликийскому» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист святителю Николаю архиепископу Мирликийскому». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-815-3305. 16 .       Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист святителю Луке, архиепископу Крымскому» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист святителю Луке, архиепископу Крымскому». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-815-3306. 17 .       Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист Пресвятой Богородице в честь Ея иконы " Воспитание " » , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист Пресвятой Богородице в честь Ея иконы " Воспитание " ». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-815-3307. 18 .       Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Л. Колодяжная. Я рисую Божий мир» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Л. Колодяжная. Я рисую Божий мир».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

С другой стороны, он не желал оскорбить мужа, бывшего некогда богачом, а теперь пришедшего в крайнюю нищету. Ибо он знал, как тяжела и оскорбительна милостыня для того, кто от богатства и славы перешел в убожество, потому что она напоминает ему о прежнем благоденствии. Посему святой Николай счел за лучшее поступить по учению Христа: Мф. 6 – «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Он так избегал человеческой славы, что старался утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал. Он взял большой мешок золота, пришел в полночь к дому мужа того и, бросив этот мешок в окно, сам поспешил возвратиться домой. Утром муж тот встал и, найдя мешок, развязал его. При виде золота, он пришел в великий ужас и не верил своим глазам, потому что ниоткуда не мог ожидать такого благодеяния. Однако, перебирая монеты пальцами, он убедился, что пред ним в самом деле золото. Возвеселившись духом и удивляясь сему, он плакал от радости, долго размышлял о том, кто бы мог оказать ему такое благодеяние, и ничего не мог придумать. Приписав сие действию Божественного Промысла, он непрестанно благодарил в душе своего благодетеля, воздавая хвалу пекущемуся о всех Господу. После сего он выдал замуж старшую свою дочь, дав ей в приданое чудесно дарованное ему золото, Святой Николай, узнав о том, что муж сей поступил по его желанию, возлюбил его и решил сотворить такую же милость и второй дочери, намереваясь законным браком оградить и ее от греха. Приготовив другой мешок золота, такой же, как и первый, он ночью, тайно от всех, через то же окно бросил его в дом мужа. Встав поутру, бедняк опять нашел у себя золото. Снова он пришел в удивление и, пав на землю и обливаясь слезами, говорил: – Боже милостивый, Строитель нашего спасения, искупивший меня самою кровью Твоею и ныне искупляющий златом дом мой и моих детей от сетей вражьих, Сам Ты покажи мне слугу Твоего милосердия и человеколюбивой Твоей благости. Покажи мне того земного Ангела, который сохраняет нас от греховной погибели, чтобы я мог узнать, кто исторгает нас от угнетающей нас нищеты и избавляет от злых мыслей и намерений. Господи, по Твоей милости, тайно творимой мне щедрою рукою неизвестного мне Твоего угодника, я могу отдать замуж по закону и вторую свою дочь и тем избежать сетей диавола, который хотел скверным прибытком умножить и без того великую мою погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Архимандрит Антонин (Капустин). Портрет работы акад. Кошелева, ок. 1890 г. Смешение житий двух святителей Николаев и привело к тому, что хронология жития архиеп. Николая Мирликийского вступила в явное противоречие с церковной историей. Архим. Антонин так описывает указанное несоответствие: Кто читал, со вниманием житие святителя, Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречающаяся в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, бывши еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил па Голгофу и вошел раз в святую церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему самому. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится па архиепископский престол города Миры, и уже после всего этого делается, исповедником веры Христовой при царях Диоклетиане и Максимиане, и сияет потом чудесами на весь мир, при св. Константине Великом. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, т. е. 30 лет спустя после Диоклетианова и Максимианова Когда же и почему произошло смешение житий двух ликийских святых с именем Николай? Самый древний ил дошедших до нашего времени текст жития свт. Николая Мирликийского принадлежит архим. Михаилу и относится к VIII – нач. IX в. В этом памятнике нет смешения житий. Дополнение жизнеописания свт. Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в 1-й пол. X в. некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Историк АЛО. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Таким образом, тексты «смешанного жития» существовали до Метафраста. По предположению АЛО. Виноградова, при составлении жития свт. Николая Мирликийского Метафраст воспользовался одним из хранившихся в Константинополе списков «смешанного жития», текст которого оказался наиболее полным и содержал повествование о крещении, родителях, паломничестве и другие сведения из жития Николая Пинарского.

http://sedmitza.ru/text/412628.html

Княжево и д. Палачево Георгиевской волости Михаил Матвеевич Матвеев и Степан Дементьевич Поляков и многие другие. На западной стене здания церкви была укреплена медная доска, на которой была выгравирована надпись: «Во Имя Отца и Сына и Святага Духа. Этот дом молитвы устроен в честь отца нашего, Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мирликийского, в память бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая II Александровича с принцессой Алисой Гессенской, в православии Александрой Федоровной, по благословению Преосвященнейшего Виссариона епископа Костромского и Галичского на средства доброхотных деятелей. Закладка состоялась 22 июля 1895 года» С тех пор в Солигаличском тюремном храме каждый воскресный и праздничный день для арестантов стали совершаться церковные службы, и они с большим желанием посещали храм. Один из высоких гостей, присутствовавший на церемонии освящения церкви, сказал следующее: «…кто знает, может быть, через это не одна чёрствая душа преступника смягчится, осознает греховность своих деяний и решится исправиться…; …во всяком случае, многие из пришибленных судьбой арестантов, в новом храме найдут душевный покой и опору в уповании на Бога» Источники: В.А. Дудин. Из истории тюремной церкви в Солигаличе (1898 год) Новая церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, при Солигаличском уездном тюремном замке, в память бракосочетания Их Императорских Величеств. Брошюра. Кострома 1898 год. Типография Фалька, Костромские епархиальные ведомости. 1895.- С.538 — 541. Новая церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, при Солигаличском уездном тюремном замке, в память бракосочетания Их Императорских Величеств. Брошюра. Кострома 1898 год. Костромские епархиальные ведомости. - 1898. - 17. С.555-556 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

http://sobory.ru/article/?object=56274

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Церковь Николая Чудотворца, что за Яузой, в Котельниках, называлась также «что в Кузнецах». Здесь сгорела деревянная церковь св. Троицы, после чего построена была каменная, именовавшаяся и св. Троицы, и св. Николая. Была перестройка в 1688 г. В 1722 г. показаны два престола: Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия. В 1820 г. старая церковь разобрана. Нынешняя построена иждивением князя С.М. Голицына на поминовение его предков Строгановых, которые погребены при трапезной. Освящение было 24 августа 1824 г. Третий престол назван Мученицы Евдокии. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Приход храма святителя Николая Мирликийского в Котельниках известен с 1547 года. Современное здание храма было построено в 1824 году. Архитектор О.И. Бове. В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство. В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма. В 1999 году храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Блаженнейшим Дорофеем, Архиепископом Пражским и Митрополитом Чешских земель и Словакии. 5 октября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом при храме учреждено Патриаршее подворье Православной Церкви в Чешских землях и Словакии при Патриархе Московском и Всея Руси. Святыни храма: иконы мученицы Людмилы Чешской, благоверных князей Петра и Февронии Муромских, благоверного князя Александра Невского, великомученика Пантелеимона с мощами этих святых угодников Божиих,  икона святителя Николая Мирликийского. При храме действует Кирилло-Мефодиевская воскресная школа. http://pccs-pokrovskoye.moseparh.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить:

http://sobory.ru/article/?object=02997

Делегация Казахстанского митрополичьего округа совершила паломничество к мощам святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского     С 3 по 5 марта 2016 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоялась паломническая поездка митрополита Астанайского и Казахстанского Александра к мощам святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских (Бари, Италия), и святителя Спиридона, епископа Тримифунтского (Керкира, Греция).   В паломнической поездке Главу Казахстанского Митрополичьего округа сопровождали: секретарь Округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, игумен Феодосий (Белобородов), пресс-секретарь протоиерей Евгений Иванов, руководитель службы протокола протодиакон Роман Головин, помощник митрополита Е.С. Сидоров, клирики Алма-Атинской епархии, благотворители Митрополичьего округа.   Вечером 3 марта в аэропорту города Бари архипастыря и сопровождающих лиц встречал эконом католической епархии Монополи и Конверсано Антонио Беллини.   Митрополит Александр посетил Патриаршее подворье в Бари – храм во имя святителя Николая Чудотворца. В Никольской церкви, где находится частица мощей Мирликийского иерарха, паломники совершили молебен и поклонились святыням. Главу Православной Церкви Казахстана приветствовал настоятель Патриаршего подворья протоиерей Андрей Бойцов.   Утром 4 марта митрополит Александр совершил Божественную литургию на мощах святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, в Никольской базилике города Бари.   Пел мужской хор Алма-Атинской Православной духовной семинарии под управлением иеродиакона Игоря (Доброзорова).   За богослужением молились паломники из Казахстана, России и других стран СНГ.   На Литургии присутствовали епископ католической епархии Конверсано и Монополи Доменико Падовано, генеральный секретарь епархии Вито Доменико Фузилло, эконом епархии Антонио Беллини.   В завершение Литургии состоялось славление святителю Николаю; митрополит Александр помазал верующих, прикладывающихся к гробнице Мирликийского чудотворца, елеем от лампады, теплящейся у святыни.

http://patriarchia.ru/db/text/4390660.ht...

При подготовке текста жития мы опирались на публикации ряда исследователей, трудами которых со 2-й пол. XIX в. началось и успешно продолжается систематическое изучение рукописных текстов житий и чудес великого святителя. Отметим, что составление жития свт. Николая – не первый наш опыт в агиографии по написанию житий с использованием разных редакций текстов, представляющих всю совокупность дошедших до нашего времени древних рукописей и других исследований о святых. Нами были составлены и опубликованы как отдельными изданиями, так и в «Журнале Московской Патриархии» жития святых великомученика Георгия и мученицы царицы Александры, преподобномученицы Евгении, а также святых великомучениц Марины и Параскевы и святых преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии. Проблема удаления из жития свт. Николая Мирликийского деяний и сведений, относящихся к жизнеописанию архиеп. Николая Пинарского Архим. Антонин (Капустин) показал, что древние агиографы допустили смешение житий двух святителей с одинаковым именем – Николай. Один из них был в Ликии архиепископом Мир в IV в., в годы царствования императоров Диоклетиана и Константина Великого. Другой ликийский св. Николай жил в VI в., стал архиепископом Пинарским при императоре Юстиниане I и скончался 10 декабря 564 г. Он долгое время являлся настоятелем Сионского монастыря. В жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, дяде, епископе Николае, построившем Сионский монастырь, о крещении младенца, простоявшего два часа в купели. Кроме того, в тексте жития Николая Пинарского, составленном в VI в., найденном в библиотеке Ватикана и опубликованном кардиналом Фалькони в XVII в., оказалось то же самое повествование о путешествии на Святую Землю, что и в житии свт. Николая Мирликийского, но с множеством дополнительных подробностей. Указанные совпадения привели Фалькони к неправильным выводам. Кардинал решил, что был только один свт. – Николай Мирликийский, живший в VI в. при императоре Юстиниане. Только спустя двести лет архим. Антонин (Капустин) установил достоверность факта существования двух ликийских святителей Николаев. Он писал: «Можно дивиться, каким образом, два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, а один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя... И так два было свт. Николая

http://sedmitza.ru/text/412628.html

Святитель Меллит, хотя и мучимый подагрой, ревностно служил на архиепископской кафедре. И настолько сильной была его вера, что, когда однажды большая часть города Кентербери была в огне и огонь почти добрался до церкви, он попросил, чтобы его, болящего, внесли в церковь – тут он молитвой остановил огонь и вызвал сильный ветер, унесший пламя прочь из города. Иуст Кентерберийский, святитель († 627; память 10 ноября). Родом из Рима. Святитель Григорий Двоеслов послал его в Англию в 601 году помочь миссии святого Августина. В 604 году святой Иуст стал первым епископом Рочестерским – тогда святой король Этельберт Кентский выстроил в Рочестере собор святого Андрея и жаловал святому земли вокруг него. В 624 году святитель Иуст стал преемником святителя Меллития на Кентерберийской кафедре (624–627). Является четвертым архиепископом Кентерберийским. При его архиепископстве была крещена Нортумбрия. Святитель Иуст посвятил святого Павлина в первого епископа Йоркского. Онорий (также Гонорий) Кентерберийский, святитель († 653; память 30 сентября) родился в Риме. В 627 году он сменил святителя Иуста, став пятым архиепископом Кентерберийским (627–653). Его рукоположил святитель Павлин Йоркский в городе Линкольн. Отличался святой жизнью. Святой Онорий посвятил святого Феликса в епископа восточных англов и святого Итамара, первого епископа из англов, в епископа Рочестерского. скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий 3 ноября 2009, 20:21 Уважаемый Николай, этот витраж - католическое изображение святого, а не икона. Католики почитают многих православных святых, например, свт. Николая Мирликийского, существуют католические изображения и этого святого тоже. Изображение святого Павлина, к сожалению, единственное сохранившееся с прежних веков. Православная икона ему и некоторым другим православным святым Британии пока не были написаны, но думаю, что в ближайшем будущем обязательно будут. Николай 3 ноября 2009, 10:38 Я наверное проявляю свою безграмотность, подскажите пожалуйста. Почему на картинке св.

http://pravoslavie.ru/32404.html

Изображение святителя Макария встречается в росписях и других русских храмов. Следует назвать роспись XIX века в Благовещенском соборе в Казани, где изображено посвящение архиепископа Гурия, первого Казанского святителя, в 1555 году 22 . Ярославская фреска в храме Николы Надеина изображает событие, происшедшее три года спустя. Будучи написанной в позднее время, она, однако, в своей основе восходит к 40-м годам XVII века, точно повторяя первоначальный вариант. Это замечательная информация о событиях XVI века и дополнительный штрих к иконографии святителя Макария. 2 Словарь русских иконописцев XI–XVII веков/Редактор-составитель И. А. Кочетков. М., 2003. С. 208; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1916. Т. 4. С. 58. См. также: Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М., 1984. С. 110. 6 Федорычева Е. А. Образ святого Николая Чудотворца в системе росписи церкви Николы Надеина в Ярославле//Краеведческие записки. Материалы VIII и IX Тихомировских чтений. Ярославль, 2005. Вып. 8. С. 445. 8 Канн П. Я. Нарва. Страницы истории города. Таллин, 1979. С. 42–43; М. Маханько пишет: «Для Москвы и ее имперских мечтаний было важно также, что завоевание Ругодива произошло 11 мая, в день обновления Царьграда. О важности этой символической ассоциации с Константинополем свидетельствует еще одна реликвия, связанная с Ругодивом и хранившаяся в Москве. По одному из поздних Чиновников Успенского собора, среди реликвий упомянут «крест царя Константина, что под Ругодивом в полон взят в первый поход» (Маханько М. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и его историко-культурное значение//Искусствознание. М., 1998. 1. С. 117–118). 9 ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 296; Об этом же говорит новгородский богослов-полемист инок Зиновий Отенский в Похвальном слове на обретение святых мощей святителя Никиты Новгородского (Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. С. 332–333). 11 ПСРЛ. Т.13.Ч.2.С.305. См. также: Макарий (Веретенников) , архимандрит. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2003. (35). С.100; Макарий (Веретенников) , архимандрит. Митрополит Макарий – почитатель Святителя Николая Чудотворца//Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 256–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

По архивным фотографиям, даже при неважном качестве снимка, очевидно: белокаменный Никольский собор был архитектурной доминантой города. Строение торжественное и нарядное. В небытие ушел и собор, и сама его история. Благо в памяти горожан живо еще название уничтоженного храма - «Никольский», по которому, если ухватиться, как за ниточку, можно хоть что-то отыскать в анналах истории. В Свердловской областной научной библиотеке им. Белинского хранится редчайшая книга - «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», издана Братством Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца в 1902 году. Библиотечная пометка на обложке «На абонемент не выдается! Страницы проверяются» приводит в тот читательский трепет, когда страницы переворачиваешь с благоговением. Именно в этой книге-раритете и можно прочитать сегодня более-менее полную информацию о Никольском соборе: «Настоящий каменный храм, - записано в главе «Приходы и церкви Верхотурского уезда», - заложен в 1832 году июня 26 дня, по благословению архиепископа Пермского и Верхотурского Аркадия, и.д. благочинного, священником Кушвинского собора Иоанном Масалкиным. Храм этот трехпрестольный: главный престол - во имя Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, правый - в честь иконы Тихвинской Божьей Матери и левый - во имя св. пророка Илии. Постройка и украшение сего храма производились на казенный счет; впрочем, и прихожане принимали немалое участие, а именно: главный алтарь, не входивший в первоначальный план церкви, они построили на свой счет, - украшение иконостасов произведено ими же на свои средства. Иконостасы деревянные, выкрашены белою краскою и по местам вызолочены по полименту. Главный престол во имя Святителя и Чудотворца Николая освящен по благословению Высокопреосвященного Аркадия, архиепископа Пермского и Верхотурского, января 21 дня 1840 года протоиреем Нижнетагильского завода Михаилом Кирилловым. Придельный правый, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, по благословению неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, освящен 24 января 1854 года Кушвинским протоиереем Матвеем Суворовым; в том же году 23 мая и тем же протоиереем освящен и левый придельный престол во имя св. пророка Илии». И далее — как бы между прочим: «Особенно замечательных икон, облачений, лампад и т. п. в храме не имеется...».

http://sobory.ru/article/?object=50615

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010