430 сажень. 21 апреля состоялся крестный ход от Спасо-Преображенского собора к месту основания женской обители, в котором приняли участие 3000 человек. 17 мая 1893г. Преосвященный Григорий освятил на месте иноческой общины закладку знаний, предназначенных под церковь и кельи. Первый монастырский корпус был построен в 1894 году, а 15 февраля 1894 года была освящена домовая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. 25 ноября 1894 года по Высочайшему соизволению обитель была утверждена с наименованием «Николаевская». Указом Священного Синода от 19 сентября 1901 года община была переименована в женский Свято-Николаевский общежительный монастырь. В 1903 году государь император Николай II пожертвовал монастырю участок в 524 десятины. На этой заимке в 1911 году с благословения Преосвященного Димитрия был построен молитвенный дом на частные пожертвования разных лиц. В 1912 году молитвенный дом был освящен в честь Преподобного Серафима Саровского.1 июня 1894г. исполняющей должность настоятельницы общины была назначена послушница Лидия». По материалам сайта http://www.pravoslavie.uz «Свято-Троицкий Никольский женский монастырь насчитывает столетнюю историю. В 1893 году была учреждена женская обитель. Спустя год было произведено освящение сестринского корпуса и домовой Церкви. Церковь имела престол во имя Святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Община с наименованием " Никольский " была утверждена в 1894 году. Но, как и многое в прошлом веке, в 1920 году Свято-Никольский женский монастырь, как и другие Храмы города Ташкента, бал закрыт. И только в 1990 году по Милости Божией и ходатайству Его Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимира (Иким) перед священным синодом, Свято-Троицкий Никольский женский монастырь начал свое возрождение, а в 1996 году его посетил Патриарх Русской Православной Церкви Его Святейшество Aлekcuй-II, Патриарх Московский и всея Руси». Свято-Николаевский монастырь, общежительный, при селе Успенском, в 5 верстах от города Ташкента, в местности аула Карабат, Ниязбекской волости.

http://sobory.ru/article/?object=48863

Часовне этой, освященной 9 мая 1879 года, посему и было присвоено наименование Александро-Николаевской. В 1875 году по ходатайству тогдашнего русского посла в Константинополе графа Н. П. Игнатьева, делаявшего мечту – восстановить Сионский храм в Мирах Ликийских, где был погребен Святитель и чудотворец архиепископ Николай и где почивали его мироточивые мощи до перенесения их в 1087 году в Италию в город Бари, – прибыли в Петербург, с разрешения Святейшего Синода, два иеромонаха русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне – Афанасий и Варсонофий для сбора милостыни на восстановление вышеназваннаго храма. Одновременно ими принесены были сюда следующие святыни: часть Животворящего Древа Господня, частицы мощей св. великомученика и целителя Пантелеймона, св. Николая, архиепископа Мирликийского, и друг., икона Божией Матери Скоропослушницы – список с чудотворной иконы того же имени, хранящейся в Афоно-Дохиарском монастыре, и икона ев. Николая, архиепископа Мирликийского. Прибывшим афонскими инокам-сборщикам удалось легко снискать себе благосклонность и доверие торговцев Александровского рынка и убедить их сооружаемую ими Александро-Николаевскую часовню приписать к Сионскому храму, находящемуся в Мирах Ликийских (в Малой Азии), с тем, чтобы доходы ее шли на восстановление этого храма. Торговцы Старо-Александровского рынка дали единодушное свое согласие, а Святейший Синод, с высочайшего соизволения, исполнил волю строителей, подчинив часовню ведению местного епархиального начальства. Афонские иеромонахи Афанасий и Варсонофий водворили в этой часовне привезенные ими святыни и стали совершать в ней молебны и панихиды для обывателей Петербурга. Начавшаяся вскоре русско-турецкая война помешала их дальнейшей деятельности в Петербурге, и монахи были отозваны на Афон, передав в хозяйственное управление при Св. Синоде собранные ими 3605 руб. Средства эти непрерывно пополнялись доходами часовни и к 1885 году достигли свыше 70 тыс. рублей, переданных в Православное Палестинское Общество, которому в Боге почивший Августейший председатель его, великий князь СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ получив наследственные права на мирликийский участок от его владетельницы: княгини А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976 Дата возникновения церкви во имя Николая Чудотворца (Николы Гостинского) неизвестна, упоминается в Сотной книге за 1630 год. Согласно записям в 1629 году деревянная холодная церковь во имя святого Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца сгорела, осталась одна теплая деревянная церковь во имя Дмитрия Прилуцкого, которая сгорела в 1679 году. 17 мая 1682 года вместо сгоревшего деревянного начато строительство каменной Никольской церкви, окончено строительство в 1685 году. В 1698 и 1715 годах церковь сильно пострадала от пожара и не позже 1720 года была надстроена вторым ярусом – холодной церковью. Холодная – во имя святителя Николая чудотворца, теплая – во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого Вологодского чудотворца (имела придел во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев). В нижнем Дмитриевском храме среди иконостаса имелись: образ святителя Николая чудотворца, древний, греческого письма; преподобного Дмитрия Прилуцкого; образ Космы и Дамиана, древний, предвечный младенец изображен с перстосложением староверческим. В особых киотах хранимые иконы: Божией Матери Пашковская; Божией Матери „поможение родить женам " ; изображение Вседержителя на финифти. Из ценностей можно отметить: особый серебряный ковчег с 12 частями святых мощей; три колечка от мощей великомученицы Варвары, одно костяное и два серебряных. В верхнем Никольском храме: храмовой образ святителя Николая чудотворца. Одновременно со строительством второго этажа в 1720 году была построена и отдельно стоящая колокольня. Первоначально колокольня имела фигурную главу, а в 1776 году, глава была заменена тонким шпилем с крестом и ангелом. До этого имелась деревянная колокольня с 8 колоколами (построена в 1674 году, сгорела в 1679 году). По устным преданиям, Никольская церковь была построена на средства купцов Пановых, косвенным доказательством чего может служить надпись на стене паперти теплой церкви: «1746 года марта 19-го числа преставился раб божий Устюга Великаго купец Василий Алексеев Панов». По версии В. П. Шильниковской церковь была основана приезжими торговыми «гостями», поэтому и получила название «Гостинская». Из достопримечательностей – главы церкви и колокольни выкованы из зеленой меди и вызолочены через огонь. На позолоту ушло 700 червонцев купцов Пановых. В феврале 1930 года Никольская церковь закрыта, с марта используется под пересыльный лагерь, потом столярную мастерскую. 1 августа 1978 года после реставрации открыт купол Никольской церкви. На позолоту использовано 70 грамм сусального золота. Глава и крест изготовлены специалистами Великоустюгского литейно-механического завода. Чуть выше по реке находился еще один храм (примерно, где сейчас находятся солнечные часы).

http://sobory.ru/article/?object=03461

Как известно, именно этот эпизод жития свт. Николая (посещение святынь Иерусалима - гроба Господня и Голгофы, чудо с «отверзением» дверей храма Воскресения, где находился животворящий крест Господень), позволил архим. Антонину (Капустину) усомниться, что будущий архиепископ Мирликийский в IV в. (его путешествие в Палестину обычно датируется примерно 300 г.) мог посещать святыни, которые были «приведены во всеобщую известность», по крайней мере, несколько десятилетий спустя. Речь идет об обретении Креста равноапостольной царицей Еленой, воздвижении и освящении храма Воскресения Господня в 335 г. и т. п. Исследователь сделал вывод, что произошло смешение житий двух соименных святителей ликийских: свт. Николая Мирликийского, жившего в IV в., и свт. Николая Пинарского, архимандрита Сионского, жившего два века спустя и действительно совершившего две паломнические поездки на Святую Землю, описанные в его житии (2). Это последнее житие, получившее в литературе наименование «иного жития», было обнаружено еще в 1721 г. в Ватиканской библиотеке кардиналом Николаем Фальконием (3). Архим. Леонид (Кавелин) сличил перевод «иного жития» у архим. Антонина с житием свт. Николая, хорошо известным отечественным историкам по рукописным сборникам XV-XVI вв., и предположил, что это житие является русским переводом «иного жития», но свт. Николай здесь именуется архиепископом Мирликийским и его жизнь относится к IV в. Сопоставительный анализ послужил одним из оснований для отрицания мнения о существовании двух Николаев Чудотворцев (4). Впоследствии было установлено, что житие свт. Николая Симеона Метафраста (X в.) находится с «иным житием» в сложных взаимовлияниях (5), а смешение образов обоих святителей, скорее всего, происходило еще на византийской почве (6). Симеон Метафраст в своем житии свт. Николая закрепил такую контаминацию и невольно поддержал древнерусскую паломническую традицию ссылкой на авторитет, пожалуй, самого популярного в Древней Руси святого. К тому же еще в 1871 г. В. О.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Саркофаг святителя Николая в Демре Открыты новые, прежде замалчиваемые чудеса святого. Был такой эпизод в его жизни: истязаемые налогами жители Мир обратились к своему епископу с просьбой походатайствовать об их снижении. Святитель отправился в «счастливый Константинополь», и говорил о том с самим императором Константином Великим. Правитель устыдился укорам подвижника, пообещал снизить подати в сто раз (!), о чём немедленно был подписан указ. Зная, что василевс может отменить его (шутка ли сказать: в сто раз!!), Святитель тотчас же отослал его в Миры, для оглашения на плакоме - площади, где располагался рынок, средоточии общественной жизни города. Действительно, окстясь, император на следующий же день заявил об аннулировании документа, на что святой Николай ответил: это невозможно, ибо он уже оглашён в Мирах Ликийских. Не поверив его словам, правитель отослал туда гонцов. Сколь не спешили они, но вернулись лишь через две недели. С известием, что всё именно так и было, что указ был обнародован в день его подписания. Устыдившись своим поступкам, император богато наградил Святителя, отпустил его домой..., и повелел нигде и никому не рассказывать об этом чуде; как бы и другим не стало повадно обращаться к нему с подобными разорительными просьбами. Канонически «Житие...» указывает на рождение будущего святого в 270 году, в семье благочестивых христиан Феофана и Нонны. Современные исследования указывают на то, что на биографию Николая-Чудотворца «наложилось» житие другого святого, Николая Пинарского (Синайского), жившего двумя столетиями позже, из-за весьма схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родились в Ликии, происходили из зажиточных семей, были архиепископами, стали почитаемы в лике святителей и чудотворцев. «Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, - это имена родителей Николая Пинарского», - утверждает исследование. Но как тогда звали отца и мать Николая Мирликийского? - спрашивается. Ответа нет. Поэтому, в соответствии с упомянутыми принципами николаеведения, нельзя считать ошибкой упоминание именно этих имён в «Житиях...» - по крайней мере до тех пор, пока не будут найдены убедительные документы на сей счёт.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/04/u_hr...

Дерзнем же порассуждать о русской вере. Господи, благослови. + + + Ко времени Крещения Руси Святитель Николай был почитаемым святым. Вслед за Христом принял наш народ в свою душу Его Угодника, ставшего на Руси любимым Николушкой. Чем же покорил новокрещаемую русскую душу подвижник древности? Составители своеобразной Никольской энциклопедии, выдержавшей в последнее время ряд переизданий, - А.Вознесенский и Ф.Гусев ( " Житие и чудеса Св.Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России " ) предполагали, что в Николае Чудотворце русский народ узнавал себя (добавим, лучшее в себе - доброту, сострадание, милосердие, отзывчивость на чужую беду, щедрость). Святитель Николай Сербский отмечает, что " святой Никола - святитель народный, совершенный представитель того множества людей, которые слушают слово Божие и спешат исполнить его и примером своим научить других " . Мы можем лишь свидетельствовать: уже третье тысячелетие народ русский сердечно почитает Николая Чудотворца. Откликнулась и любвеобильная душа святого. Несть числа явленным на Руси чудотворным образам Святителя, устроенным во его имя церквам и святым обителям, а книги с описанием случаев помощи Николая Чудотворца, наверное, могли бы составить библиотеку. Святитель Николай помогал русским воинам выстоять на поле брани, хранил города и веси от неприятеля, не оставлял в житейских скорбях и невзгодах. Веруем, небесным заступничеством святого Николы укреплялась и возрастала Россия, поднимаясь к вершинам своей земной славы. Вышним Покровом Пресвятой Богородицы, молитвами святителя Николая и всех святых, в земле Русской просиявших, созидался золотой век истории нашего государства, когда сложилась своеобразная симфония, подразумевающая согласие церковной и государственной властей. Чтобы понять, сколь набожен был русский народ в те времена, послушаем очевидца. В середине XVII века по России путешествовал архидиакон Павел Алеппский, оставивший воспоминания: " Усердие московитов к вере приводило нас в изумление. Представьте себе, читатель, они стоят от начала службы до конца неподвижно, как камни, безпрерывно кладут земные поклоны и все вместе, как из одних уст, поют молитвы. Нет сомнения, что Творец (да будет прославлено имя Его!) даровал русским Царство, которого они достойны и которое им приличествует за то, что все заботы их - духовные, а не телесные. Таковы они все " .

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/19/...

В 2007-2008 году церковь была полностью расписана в древнерусском стиле приглашенной артелью выпускников иконописного отделения Московской Духовной семинарии под руководством Артема Юрьевича Еманова и артелью иконописцев из Воронежа под руководством Владимира Новикова. Основной сюжет фресок в центральной части храма — жизнеописание Свт. Николая Мирликийского Чудотворца, в алтаре изображена Евхаристия, совершаемая Ангелами, а в трапезной части храма изображены преподобные отцы Вселенской и Русской Православной Церкви. Рядом с храмом при участии С.Н. Уваркина для будущего монастыря было выстроено здание братского корпуса. Освящение храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца совершил 16 декабря 2006 г. преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий. В 2012 году восстановление храма было завершено. Храм имеет статус памятника истории и архитектуры XVIII века регионального значения. Памятными датами являются 16 декабря 2006 г. – день освящения храма и 19 декабря – престольный праздник. Архитектура и внутреннее убранство Приземистая кирпичная церковь с метровыми в толщину стенами построена в стиле барокко. Основной объем в виде четверика со срезанными гранями перекрыт невысоким куполом, над западной частью трапезной части поставлена колокольня. В храме в 2006 году устроен деревянный резной 3-х ярусный иконостас темно-коричневого цвета изготовленный в мастерской г. Анны Воронежской области. Иконы первого яруса, писанные на дереве, выполнила монахиня Татьяна, прихожанка Богородицко-Тихоновского Тюнинского женского монастыря. Остальные иконы печатаны на металле. Была приобретена вся необходимая церковная утварь для совершения богослужений. Главной святыней храма является икона Свт. Николая Чудотворца, единственная уцелевшая после закрытия, с частицей мощей угодника Божия. Также имеются икона с мощами св. Иоанна Крестителя и ковчег-мощевик с мощами других святителей и преподобных. В храме находятся два киота с иконами Иверской Божьей Матери, преп. Силуана Афонского, свт. Тихона Задонского, страстотерпца Николая II и преп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=02207

В конце 20-х годов церковь закрыли. В разные годы в храме было зернохранилище, затем клуб, далее Дом пионеров. В 1985 году в посёлке была создана небольшая православная община. 26 сентября 1989 года Решением Маслянинского районного совета депутатов Новосибирской области здание бывшей церкви, находящееся на улице Школьная, 1, было передано верующим Русской Православной Церкви. В 1992 году администрацией района было передано здание по улице Школьная, 8, также ранее принадлежавшее церкви. Сейчас в этом доме размещается трапезная. В 1989 году построили каменный забор вокруг церкви, железные ворота. За два лета перекрыли крышу церкви, установили купол с крестом, три маковки с крестами, построили колокольню. Были проведены большие реставрационные работы внутри церкви. 12 июля 1991 года на звоннице установленно восемь колоколов. В 1993 году установили иконостас, который был изготовлен на Алтае. Источник: сайт Искитимской епархии Новосибирской митрополии Свято-Никольский храм расположен в центре села. Единственнный православный приход в Маслянинском районе. Построен на народные пожертвования и назывался храмом Николая Чудотворца в честь Святителя Николая Мирликийского. По преданию, ту самую икону Николая Угодника, давшую имя храму, подарил последний русский император Николай II, когда, еще будучи цесаревичем, останавливался в здешних местах на пути в Индию. (Есть неподалеку от пос. Маслянино золотоносные прииски в с. Егорьевское, принадлежащие когда-то царской фамилии). Но недолго звонил колокол в сельском храме. В конце 20-х гг. его, как и другие культовые учреждения, закрыли. Церковную утварь и иконы сожгли, но кое-что чудом уцелело. В разные годы в храме было зернохранилище, затем клуб, далее Дом пионеров. В 1990 г. храм был восстановлен и получил название Свято-Никольского. В 1829 году построили маслянинцы молитвенный дом в честь Николы Чудотворца, завели новую метрическую книгу. По прошествии нескольких лет был возведен храм. На восстановление церкви Маслянинской средства доставили купцы, за удивительно короткие сроки была восстановлена церковь (за полгода). Только лед сошел с Берди, в Бердь заложены мощные толстоствольные лиственницы. На Николу Вешнего 22 мая 1896 года (день Святого Николая) из этих вымоченных лиственниц в основание строящегося храма был заложен крест, который освятил архиепископ Тихон, а уже ровно через полгода 8 декабря прошла первая служба в храме, а на Николу зимнего, 19 декабря, официальное открытие.

http://sobory.ru/article/?object=19342

Утром паломники направляются в базилику святого Николая, где покоятся мощи великого Мирликийского чудотворца. Они находятся под мраморным престолом в крипте базилики. Вставая на колени, паломники прикладываются к отверстию в основании престола, где под спудом хранится святыня. Наверху в базилике идет праздничная месса: прихожане, стоя, поют «Отче наш». Людей немного, да и голоса звучат, в основном, пожилые. Разительную противоположность полупустому пространству базилики являет крипта, наполненная русскими паломниками. Праздничную Литургию на мощах святителя Николая совершили архиепископ Варсонофий и епископ Никон, в сослужении полутора десятков священнослужителей. К Святым Христовым Тайнам в этот знаменательный день приступило около двухсот человек.   До отправления из Бари у паломников остается немного времени, и они рассыпаются по близлежащим сувенирным лавочкам. Продавцы при виде светловолосых женщин в платочках и священнослужителей, десятками приобретающих иконки святителя Николая и флаконы с освященным маслом утвердительно кивают: «Руссо?», «Никола?». В IX-XIII веках святитель Николай оставался самым главным святым христианского Запада. Сегодня он по-прежнему чтим в Италии, где ему посвящено множество храмов, однако в своего рода «общем рейтинге» святых Католической Церкви он занимает примерно девятое-десятое место. Святителя Николая, по собственному признанию итальянцев, в Бари любят даже атеисты. Присутствие святыни в городе приносило и приносит его жителям ощутимую выгоду. В архивах кафедрального собора и базилики Бари хранятся четыре древнейших латинских документа, представляющих собой запись повествования моряков, находившихся на корабле, доставившем мощи в Бари. Эти моряки впоследствии обладали правом на определенный процент с дохода от паломников, ежегодно получаемого базиликой в день празднования перенесения мощей святителя Николая. Такой привилегией пользовались их внуки и правнуки вплоть до XV века. Сегодня, по признанию монахов – доминиканцев – хранителей базилики, подавляющее большинство паломников в Бари прибывает именно из России.

http://pravoslavie.ru/1723.html

4 сентября 2011 года в состоялось освящение и торжественное открытие после реконструкции Свято-Николаевского собора бывшего Успенского Николаевского мужского монастыря.  http://valuyki-orthodoxy.ru/mon.shtml Это четырёхстолпный пятикупольный кирпичный собор в русско-византийском стиле. Высота храма около 55 м, длина - 37,6 м, ширина - 32 м, глубина фундамента - до 4,5 м. В настоящее время храм четырёхпрестольный: центральный престол освящён в честь святителя Николая Чудотворца; правый придел освящён в честь мученика Евгения; левый - в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского, а в нижнем храме находится престол во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. В XVII веке монахом Корнилием на берегу реки Валуй был основан Успенский мужской монастырь, который получил официальный статус в 1613 году при царе Михаиле Фёдоровиче Романове. Свято-Николаевский собор был заложен на территории монастыря 22 мая (4 июня) 1906 года как его главный храм при архимандрите Игнатии (Алексеевском) и освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном при стечении более 50 тысяч паломников 1 (14) сентября 1913 года - к 300-летию царствующей династии Романовых и 300-летию со дня основания монастыря. Храм был возведён из кирпича монастырского завода и первоначально был украшен снаружи гипсовыми изваяниями святых, покрыт коричневой клеевой краской, имел железную кровлю и позолоченные кресты и купола. Храм вмещал во время богослужений 3 тысячи человек, имел фаянсовый иконостас и иконы, изготовленные в Москве. Изначально храм был трёхпрестольным: первый престол был освящён в честь Святителя Николая Чудотворца (Мирликийского) и святой мученицы царицы Александры (по аналогии с именами правившего императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны; второй престол - во имя преподобного Михаила Малеина (в связи с именем царя - основателя монастыря Михаила Романова), священномученика Игнатия Богоносца (в связи с именем настоятеля обители архимандрита Игнатия) и в честь преподобного Серафима Саровского; а третий престол - в честь Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и святителя Дмитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=15810

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010