Святителей удобрение и отцев славу, источника чудес и верных заступника великаго, сошедшеся, о празднолюбцы, песненными похвалами воспоим, глаголюще: радуйся, миряном хранителю, и первоседателю честный, и столпе неподвижимый; радуйся, светильниче всесветлый, иже мирския концы просвещая чудесы; радуйся, скорбящих Божественная радосте и обидимых теплый предстателю. И ныне, всеблаженне Николае, не престай моляся Христу Богу о верою и любовию чтущих приснорадостную и всепразднственную память твою. Стихира Великой Вечерни службы Святителю Николаю Чудотворцу 6/19 декабря Андрей Плюснин Часть I Житие святителя Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского Глава 1 Рождество, детство и юность святителя Николая Радуйся, от утробы матерния очищенный; Радуйся, рождением своим родителей удививый; Радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Акафист святителю Николаю Чудотворцу, икос 1 Около семнадцати веков прошло с тех пор, когда жил и подвизался на земле великий чудотворец и угодник Божий, святитель Николай, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие. Промыслу Божию угодно было послать на землю святителя Николая в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по Рождестве Христовом, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы христианства и язычества друг с другом, когда окончательно должен был решиться вопрос – Христова ли вера заменит язычество или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство? Христианство своей внутренней силой, основанной на Божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов, несомненно, превосходило уже разлагавшееся язычество. Но на стороне последнего находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное ей христианство. Христианин считался преступником законов, врагом римских богов и кесаря – одним словом, христианин был для язычников язвой общества, которую они всячески старались истребить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Русская Православная Церковь заявила решительный протест против необоснованного выдворения из Болгарии своих представителей. «Русский храм святителя Николая в Софии, при котором расположено подворье Русской Православной Церкви, на протяжении последних ста лет является символом духовного единства наших братских народов. Его история тесно связана с важнейшими событиями новейшей истории Болгарской Православной Церкви, в том числе с преодолением греко-болгарской схизмы и восстановлением болгарского Патриаршества. Прихожане подворья, среди которых было немало представителей русской эмиграции, оставили заметный вклад в болгарской богословской науке, — отмечалось в заявлении Службы коммуникации ОВЦС. — В крипте храма расположена гробница его бывшего настоятеля святителя Серафима (Соболева), широко почитаемого и в Болгарской, и в Русской Церквах. Поклониться его святым мощам ежедневно приходит множество православных христиан Софии и других городов. Нынешнее решение властей выражает и их неуважение к чувствам верующих, которые теперь лишены возможности посетить гробницу в связи с пресечением деятельности подворья». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в письме Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту отметил беспрецедентность в новейшей истории решения болгарских властей и выразил глубокое сожаление в связи с применением унизительных и дискриминационных мер по отношению к священнослужителям с очевидной целью нанести ущерб дружественным отношениям между братскими народами и Церквами-Сестрами. Святейший Патриарх охарактеризовал действия болгарских государственных органов как недружественный и несправедливый акт в отношении подворья Русской Православной Церкви, подчеркнув при этом сохраняющуюся готовность Московского Патриархата и далее оказывать содействие представителю Патриарха Болгарского при Московском Патриаршем престоле в служении на благо двух Церквей и заверив в продолжении поддержки деятельности Болгарского церковного подворья в Москве. Разделяя озабоченность Святейшего Патриарха Неофита временным прекращением богослужений и закрытием Никольского храма, выражая сочувствие его прихожанам и благочестивым жителям Софии, скорбящим из-за невозможности его посещать и молиться у гробницы святителя Серафима, архиепископа Богучарского, Святейший Патриарх Кирилл указал, что вся полнота ответственности за приостановление деятельности подворья лежит на тех, кто принимал решение о депортации его настоятеля и сотрудников.

http://patriarchia.ru/en/db/text/6068538...

При пении стихиры «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево» митрополит Александр и архипастыри осенили прихожан и паломников Казанской иконой Божией Матери и благословили чудотворной святыней четыре стороны света, призывая заступление Божией Матери на город Алма-Ату и всю Казахстанскую землю. Еще одной святыней, которой иерархи благословили молящихся, стал ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. Честные мощи Мирликийского святителя были подарены Никольскому собору митрополитом Александром в 2010 году. Было провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу; Преосвященным архипастырям, духовенству, монашествующим и богоспасаемой православной пастве; Президенту, властям, воинству и всему народу Казахстана. Были зачитаны приветственные адреса по случаю 70-летия возвращения Никольского собора от председателя Сената Парламента Республики Казахстан К-Ж.К. Токаева и министра культуры и спорта Республики Казахстан А. Мухамедиулы. Завершая богослужение, глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил гостей-иерархов, священнослужителей и всех участников торжеств за общую молитву. Владыка митрополит поздравил собравшихся с 70-летием возвращения Никольского собора Русской Православной Церкви и принесением в Алма-Ату чудотворной Казанской иконы Богородицы. В своей проповеди митрополит Александр вспомнил вехи истории храма, подвижников веры и благочестия, которые своими трудами сохраняли и возрождали собор в непростые годы гонений на Православие. Слова благодарности архипастырь произнес в адрес Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, подарившего собору здание воскресной школы. Владыка отметил, что по этому случаю, глава государства написал памятный автограф: «Эта воскресная школа и помещения при ней — дар Православной Церкви в Казахстане. Примите на благо православных христиан». В дар собору митрополит Александр передал образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, написанный Заслуженным художником России С.Н. Соколовым.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4475443...

С 1814 года Задонский монастырь берет на свое попечение от 10 до 20 самых бедных учеников как воспитанников Святителя Тихона. В 1822 году правлением Воронежской губернии Задонскому монастырю было выделено для строительства колокольни и гостиницы 480 кв. м земли. В 1827 году архимандрит Самуил подал прошение в епархию о расширении Владимирского собора, на что преосвященный Антоний XI ответил: «Заготовление материалов дозволяется, но рекомендую отцу-настоятелю попещись не о распространении ныне существующей церкви, а о построении новой, соответственной знатности монастыря». Строительная комиссия одобрила план стройки нового храма, колокольни и гостиницы в 1829 году. Уже на следующий год колокольня была отстроена по второй этаж включительно; возводилась она отдельно от церкви. В 1832 году расширили и перестроили главную церковь, обновили роспись и иконостас, заменили кровлю. 21 августа 1835 года колокольню освятил архиепископ Антоний XI. Под колокольней располагались главные ворота, которые предполагалось использовать в особых торжественных случаях. Вход украшен греческим портиком, опирающийся на колонны. В арке входа потолок был расписан изображением двух ангелов, несших икону Николая Чудотворца, и была нанесена надпись «Радуйся Николае великий чудотворче!» Во втором этаже колокольни был устроен храм Святителя Николая Мирликийского, который освятили в 1838 году. С обеих сторон колокольни располагались корпуса для паломников; общее количество комнат 78. Колокольня имела 11 колоколов. Самый первый и самый большой отлили (весом 5т) в 1846 году, второй колокол весил 1965 кг, третий 1146 кг. Общая масса колоколов составила 9844 кг. Среди малых был колокол, обнаруженный в 1815 году на пустыре Донщины. В 1830 году между гостиницей и храмом возвели ограждение с двумя входами: со стороны колокольни к Владимирскому храму и со стороны гостиницы во двор. Позже у ворот был оборудован тротуар с пирамидальными тополями по бокам, ведший в храм Рождества Пресвятой Богородицы (перестроена в 1834 году из одноэтажной трапезной братии); позже здесь находились мощи Святителя Тихона. Деревянное помещение имело арки в боковых стенах, а свод держался на 18 деревянных колоннах со штукатуркой под мрамор. Храм Рождества Пресвятой Богородицы имел три предела: по центру — Рождества Пресвятой Богородицы, справа — во имя Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, слева -преподобных Антония и Феодосия Пещерских. В 1862 году храм из-за ветхости начали перестраивать в каменный.

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Рожд...

Предполагалось возвести каменную церковь, но когда приступили к кладке стен, выложив " на фундамент из серовичного камня (песчаник) не более 5-ти рядов кирпича " , выяснилось, что известь не связывает кирпичи. Выделка кирпича на месте, как и его просушка, была связана с большими сложностями. Убедившись в невозможности строить каменную церковь, иркутский архиепископ Нил (Исаакович) разрешил на заложенном фундаменте возвести деревянную. При строительстве было использовано дерево добротных пород. Зная дальнейшую судьбу храма, можно сказать, что в этом было особое проявление промысла Божия, так как за свою историю храм дважды переносили на новое место, и перенесения деревянного храма проходили без особых затруднений. Новый храм архиепископ Нил освятил 30 июля 1844 года. Церковь не имела тогда самостоятельного значения, а была приписной к Иркутскому Знаменскому монастырю. Этот храм и обе церкви-часовенки просуществовали до тридцатых годов прошлого столетия. Новому храму, возникшему столь чудесным образом, суждено было прожить большую сложную жизнь и сыграть значительную роль в истории всей Иркутской епархии. Однако в Никольской пристани уже был ранее построен один деревянный храм, также посвященный Николаю Чудотворцу, в исторических документах эта церковь упоминается как древний Никольский храм. И по предложению архиепископа Нила новую церковь в 1848 году было решено перенести в село Лиственничное, на самый берег Байкала. Все работы по перенесению храма были выполнены на пожертвования московского купца Ивана Колесова. На новом месте церковь освятили 20 (28?) июля 1849 года. Здание было возведено на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Длина церкви с алтарем и папертью была 28 аршин (по другим сведениям - 40), ширина - 16,55 аршина, высота от фундамента до фронтона - 9 аршин (1 аршин=0,7112метра). Престол один во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Двухъярусный иконостас был выполнен иркутским мастером А.П. Сергеевым. Предполагается, что в основу строительства церкви был положен проект, выполненный иркутским архитектором А.В. Васильевым. Аналогичная постройка была возведена архитектором в селе Байцетуйском Забайкальской области. Такой же проект был заложен в основу строительства еще двух церквей Иркутской епархии - Троицкой и Петропавловской. Здание было построено в стиле строгого классицизма с имитацией форм каменной архитектуры. Четвериковый храм имел аттиковые ярусы и был увенчан массивным восьмилотковым куполом.

http://sobory.ru/article/?object=19759

В память о юбилейных торжествах Предстоятель Болгарской Церкви подарил митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу икону святого Иоанна Рыльского, а митрополиту Луганскому и Алчевскому Митрофану — образ святителя Климента Охридского. Настоятель Никольского храма-подворья архимандрит Филипп обратился к Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту и участвовавшим в праздновании архипастырям, отметив: «Сегодня исторический день для нашего храма-подворья. Божественная литургия, которую возглавили Вы, Ваше Святейшество, стала духовной вершиной празднования 100-летия великого освящения храма-Подворья во имя святителя Николая Мирликийского, которое произошло 24 ноября 1914 года. Это было трагическое время для многих православных народов и вообще для народов Европы. Прошло сто лет. Для человека это огромный срок, для храма — одна страница, но в эту страницу вместилось много деяний; много людей служило в этом храме, много исторических событий произошло здесь. Глубоко символично, что сегодня на Литургии присутствует царь Симеон — сто лет назад на великом освящении Никольского храма присутствовал его отец, крестник русского царя-страстотерпца Николая II, пострадавшего в Екатеринбурге». Представитель Патриарха Московского и всея Руси в Софии с благодарностью вспомнил о священниках и мирянах, которые молились в этом храме, особенно об архиепископе Серафиме (Соболеве), сбор свидетельств о благодатной помощи которого ведется в храме. Отец Филипп произнес слова благодарности Болгарской Православной Церкви, принявшей большой поток русской эмиграции в 20-40-е годы XX века. Тогда русский храм стал средоточием духовной жизни многих изгнанников из советской России. «Дай Бог, чтобы любовь во Христе, которая связывает нас с братской Болгарской Церковью, только умножалась», — высказал пожелание отец Филипп. Настоятель подворья Русской Православной Церкви преподнес Святейшему Патриарху Неофиту серебряный ковчег с частицей мощей апостола Андрея Первозванного, день памяти которого (по новому стилю) отмечался в этот день, пожелав, чтобы небесное покровительство святого апостола неизменно пребывало с градом Софией и со всей Болгарской Православной Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/3860012.ht...

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексий Лазутин. Духовенство, хор и молящиеся исполнили тропарь, кондак и величание новомученикам и исповедникам Чимкентским. Было провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Кириллу. Митрополит Александр поздравил верующих с празднованием в честь Собора новомучеников Чимкентских и обратился к ним со слом назидания. По окончании Литургии владыка Александр вручил награды потрудившимся ко благу Православия на Казахстанской земле. Настоятель храма святителя Николая Мирликийского г. Сарыагаша протоиерей Алексий Лазутин был награжден орденом преподобноисповедника Севастиана Карагандинского; ктитор Чимкентской епархии О.В. Почивалов был удостоен ордена священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. После вручения церковных знаков внимания глава Митрополичьего округа поздравил награжденных и поблагодарил их за труды. В тот же день митрополит Александр совершил литию по приснопамятному архиепископу Елевферию (Козорезу) , погребенному у алтаря Никольского храма. За заупокойным богослужением молились архимандрит Хрисанф (Коноплев), архимандрит Вениамин (Рудый), протоиерей Евгений Воробьев, духовенство Чимкентской и Астанайской епархий, духовные чада почившего, прихожане храмов г. Чимкента. Перед началом молитвы владыка Александр обратился к верующим с архипастырским словом, в котором с благодарностью вспомнил труды приснопамятного владыки: «Более тридцати лет почивший святитель нес крест апостольского служения Церкви Христовой, с любовью и усердием совершая различные труды, " возвещая тайну благовествования " (Еф. 6:19), проявляя деятельную заботу о возрастании в вере Христовой врученной его попечению паствы. Он стал свидетелем и активным участником возрождения и развития церковной жизни на благословенной земле Казахстанской после падения ледяных оков атеизма. В те далекие годы новорукоположенный архипастырь все свои таланты и силы, энергию и знания направил на устроение церковной жизни в Южном и Северном Казахстане и в центральных областях страны. Владыка восстанавливал поруганные святыни, открывал новые приходы, инициировал развитие благотворительного, просветительского и молодежного служения, вел диалог с представителями государственной власти и лидерами традиционных конфессий. Своей деятельностью он подготовил эти регионы к созданию здесь новых епархий Митрополичьего округа: Костанайской, Петропавловской, Кокшетауской и Карагандинской. Всегда, по слову апостола, архиепископ Елевферий стремился быть " образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте " (1 Тим. 4:12). В нашей памяти покойный святитель останется как скромный, чуткий и добрый человек, стремившийся поддержать всякого, кто обращался к нему за помощью и утешением».

http://patriarchia.ru/db/text/5978584.ht...

Сама история Русской Православной Церкви началась крестным ходом на Днепр, где состоялось крещение киевлян. В летописных источниках, начиная от времен киевских князей и до периода правления московских царей, приведены сведения о многочисленных крестных ходах, связанных с обретением святых мощей, принесением на Русь чудотворных икон, яркими событиями гражданской истории или народными бедствиями. Традиция совершения всецерковных крестных ходов пережила свой расцвет в начале ХХ столетия. В 1903 году состоялся многотысячный крестный ход с участием государя императора Николая II и членов императорской фамилии по случаю обретения честных мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В дореволюционной России насчитывалось более пятисот ежегодных, регулярно совершаемых крестных ходов, некоторые из которых были длительными и даже многомесячными, включавшими в себя обхождение окрестных сел и городов. Самые знаменитые из них — в Тихвинском Богородицком монастыре с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, в городе Костроме и Костромской губернии с чудотворной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы, монастырский ход Ниловой Столбенской пустыни, в Киеве — к месту крещения князем Владимиром своих сыновей, крестные ходы с Иверской иконой Божией Матери из Иверского Валдайского монастыря по городам и селам Тверской и Нижегородской губерний, крестный ход от Первопрестольной Москвы в Троице-Сергиеву лавру к мощам преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Среди известных крестных ходов, которые славились своей многолюдностью и пользовались народным почитанием и любовью по всей Русской Церкви, особым образом выделяется Великорецкий крестный ход — один из самых древних в нашем Отечестве. Церковное предание бережно хранит память о явлении чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в Вятском крае на берегу реки Великой в 1383 году. Спустя два десятилетия жители Хлынова — столицы Вятского края — просили отпустить икону святителя Христова, прославившуюся многочисленными чудесами, в город, обещав при этом ежегодно приносить святыню на место явления.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3667735...

    6 декабря 1898 г. в праздник Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, в присутствии дипломатического корпуса и представителя президента Аргентины была заложена церковь в Буэнос-Айресе. А 23 сентября 1901 г. Свято-Троицкий храм с престолами во имя Святого Николая Чудотворца и Марии Магдалины был торжественно освящен при большом стечении народа, в присутствии дипломатического корпуса, российского поверенного в делах, президента республики Хулио Роки, ряда министров и высшей администрации Буэнос-Айреса. Приветствуя собравшихся, о. Константин подчеркнул, что Православная Церковь всегда молится о мире для всего мира, молится о соединении всех братской любовью, об изобилии плодов земных в этой гостеприимной стране, желая ей мирного жития. Воздав многолетие всем аргентинцам и президенту, о. Константин отметил, что присутствие па освящении храма представителей разных наций и вероисповеданий в этот знаменательный для православных день особенно приятно. Все ведущие столичные газеты с похвалой отозвались о призывах русского священника, рекомендуя их и другим священнослужителям. Появление русской церкви в Аргентине рассматривалось общественностью как укрепление русско-аргентинской дружбы.     Церковь была воздвигнута на красивом месте в историческом центре города. До застройки прилегающих кварталов была видна издалека ее русская архитектура, но особенно поражали ее внутренние красота и убранство. Храм был построен в стиле московских церквей XVII века в два этажа (внизу - приходская школа). Ее расписывали художники В. Беляев. В. Павлов, Г. Нестеров, А. Рябушкин; венецианская мозаика была подарена академиком И. Фроловым. Фирма Кузнецова изготовила уникальный фарфоровый иконостас. Афонские старцы пожертвовали святые мощи. Русский православный храм стал известен всем и каждому в Буэнос-Айресе великолепной архитектурой (проект крупнейшего аргентинского архитектора того времени, племянника русского консула А. Кристоферсона), редкостными отделкой и украшениями.     К 1920 гг. приход Троицкого храма в Буэнос-Айресе стал исключительно русским, так как к тому времени арабы и греки организовали свои собственные приходы.

http://sobory.ru/article/?object=28182

Бросив такой же узел золота, как и прежние, св. Николай, уже отдалившийся от дома, был настигнут отцом облагодетельствованных дочерей. Этот последний, падши перед св. Николаем на колена, узнал его и принёс ему живейшую благодарность. Св. Николай, творивший благодеяния не из славолюбия, а из человеколюбия, весьма опечалился, что был узнан, и просил хранить тайну. Но Бог восхотел, чтобы тайна сия, в назидание людям, обнаружилась. Архиепископ Мирский, дядя св. Николая, уважая великие дарования племянника своего, при отправлении своём в Святую Землю, вверил ему управление и всей епархией своей. По возвращении же дяди, св. Николай пожелал и сам посетить места, освящённые жизнью Христа Спасителя и чудотворениями Его. На пути к Иерусалиму Господь явил в св. Николае великого чудотворца. Св. Николай отправился на корабле, и едва корабль вышел в море, как поднялась сильная буря и грозила гибелью кораблю и бывшим на нём людям. Пловцы в виду угрожающей опасности обратились с просьбой к святителю Николаю помолиться о спасении Господу Богу. «Если ты, Святче Божий», говорили они, «не поможешь нам молением твоим, то мы потонем в сей пучине и погибнем». Св. Николай увещевал их возложить надежду на Бога одного и ожидать скорого избавления от Него, а сам начал с усердием молиться Господу. Господь услышал молитву праведника; буря утишилась, и опасность миновала; На том же корабле св. Николай воскресил одного матроса, убившегося до смерти от падения с корабельной мачты. Достигши Св. Земли и посетив на ней замечательные для христианина места, святой Николай, по возвращении на родину, отправился не в родной город Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей-епископом. Здесь он был принят братией с большой радостью, как Ангел Божий, посланный поучать их своими беседами и руководить своими добродетелями к благочестивой жизни. Здесь, в тихом уединении монашеской кельи, святой Николай думал найти убежище от суеты мирской и посвятить свою жизнь усердной молитве перед Богом и подвигам иноческого жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010