Большим подъемом также сопровождалось возвращение мощей святителя Алексия, Митрополита Московского, из Кремля и возвращение из московского музея мощей виленских мучеников Иоанна, Антония и Ефстафия. По этому случаю грандиозное торжество происходило в Елоховском соборе 16 июля 1947 года. В простых детских гробиках были вынесены на середину храма мощи мучеников. Тысячные толпы заполняли собор. Каковы были нравы Патриархии? Здесь, за границей, на этот счет существуют два мнения. Одно, что Патриархия и все ее работники были агентами органов. Другое мнение, что Патриархия была стражем веры, носительницей народных религиозных чаяний. И то, и другое мнения — одинаково неверны. Прежде всего о личности того, кто в течение двадцати пяти лет возглавлял Русскую Православную Церковь. В первом томе моих воспоминаний я довольно подробно характеризовал личность Владыки Алексия, которого я знал задолго до его восшествия на патриарший престол. При восшествии на вершину церковной власти он мало переменился. Те же барственность, высокомерие, верность традициям, глубокая религиозность, но английского типа, в строгих рамках этикета, в твердо установившихся, застывших формах. Строгий консерватор. Святейший мыслил церковь как нечто неподвижное в рамках нового советского государства. Как это ни странно, здесь происходит его действительная, внутренняя встреча со Сталиным, который в это время также проводит глубоко консервативную линию на воссоздание старого Русского государства, основанного на строгом национализме (с пренебрежением ко всем национальностям, кроме русской), чинопочитании, культе армии. Консервативная церковь в консервативном государстве — такова новая формула, пришедшая на смену старой формуле церковных либералов «свободная церковь в свободном государстве». Патриарху Алексию, который получил образование под кровом катковского лицея, происходил из строго консервативной семьи (отец его был долгое время товарищем обер-прокурора Синода Саблера, известного своим консерватизмом), это была родная стихия. И он вполне удовлетворял новым требованиям диктатора: являлся воплощением старого русского консерватизма, но без всяких излишеств и крайностей. И к тому же аристократ. Сталину импонировали аристократы; конечно, при условии полной покорности. Он и графа Игнатьева окружил почетом, и графа Алексея Толстого жаловал. Почему бы ему не присоединить и Патриарха-аристократа к хору своих льстецов?

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

Здесь за границами Земляного города, располагались митрополичьи конюшни, а соседствующая с ним слобода называлась Чудовкой. Но в начале XVII века вместо конюшен появляется хамовная слобода. Хамовников, то есть ткачей, выделывающих хамовное (а попросту белое) полотно и скатерти для царского двора, перевели сюда из тверской деревни Константиново - поближе к заказчику. Новое поселение росло очень быстро: уже через двенадцать лет после этого основания, в 1638 году, в нём, согласно переписи, насчитывалось 38 дворов, а ещё через пятнадцать лет - почти сто. Объяснить столь бурный рост несложно - у ткачей было множество льгот, ведь слобода являлась одним из центров текстильного производства. К концу столетия здесь обосновался также царский Суконный двор, а к началу XVIII века появилась казённая полотняная фабрика, ещё позже голландский предприниматель Тамес открыл весьма крупное по тем временам предприятие на 77 станков - фабрику " парусиных, лентовых и прочих " материалов. Но это потом. А пока, в 1625 году, в окладных книгах Патриаршего казённого приказа упоминается деревянная церковь Николая Чудотворца. Спустя четверть века о храме уже пишут как о каменном, а в 1677 году его называют храмом " Николая Чудотворца у митропольичьих конюшен " . По данным, которые приводит в своей книге " Сорок сороков " известный исследователь Пётр Паламарчук, " нынешнее здание строилось при царе Фёдоре Алексеевиче, заложено 21 мая 1679 года, освящено 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с подклетом и колокольнею пристроены несколько позднее: антиминс на престол св. Алексия выдан 17 декабря 1694 года. 15 сентября 1757 года дозволено слева в трапезной устроить придел Дмитрия Ростовского. 5 ноября 1872 года на его месте устроен придел Богоматери " Споручница грешных " . Среди изографов, писавших иконы для храма, известно имя мастера Ивана Максимова. Он - автор иконы святителя Алексия, митрополита Московского, которая датируется 1686 годом, на ней есть изображение Московского Кремля со Спасскими воротами.

http://sobory.ru/article/?object=01942

Об этом подробно он писал в другой работе, указывая, что “Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы... и в свое время соединится с Нею, когда исчезнут причины, разъединившие То, что относится это именно к Русской Православной Церкви Московского Патриархата, видно из других слов, сказанных святителем там же: “Зарубежная Церковь, уже не состоявшая в подчинении Митрополиту Сергию и его Синоду, осталась в прежнем отношении к нему, ощущая себя духовно единой со страждущей Матерью Церковью и по-прежнему вознося моления за нее и страждущих В-третьих, в отличие от нынешних раскольников, РПЦЗ никогда соборно не объявляла Церковь в России «безблагодатной», и, вдобавок, не известно ни одного соборного документа, в котором она говорила бы о разрыве евхаристического общения с Церковью в России. И святитель Иоанн (Максимович), по свидетельству современника, говорил, что “официальная Церковь в России, конечно, благодатна, хотя отдельные архиереи ведут себя недостойным В силу этого сознания себя в неразрывной духовной связи с Церковью в Отечестве святитель Иоанн в 1945 г. даже восстановил в своей епархии поминовение патриарха Московского Алексия I, и одобрял намерение других архиерев РПЦЗ войти в полное единство с Московским патриархатом. В своём письме от 31 июля 1945 г. он писал об этом архиепископу Пекинскому Виктору (Святину): «Ввиду отсутствия сведений о Заграничном Синоде в течение ряда лет, иное решение нашей епархии сделало бы ее совершенно независимой, автокефальной епархией. Канонических условий для такой независимости не имеется, так как сомнений в законности... признанного Патриарха не имеется. Отношения с той церковной властью также делаются возможными, так что неприменим Указ от 7 ноября 1920 г… Возношение имени Председателя Заграничного Синода пока должно быть сохранено... Возношение же имени Патриарха... необходимо Вашим Указом ввести безотлагательно во всей И сам святитель Иоанн издал указ о поминании Патриарха Алексия во время богослужения (Указ от 6 сентября/24 августа 1945 года).

http://radonezh.ru/analytics/svyatitel-i...

Политическая деятельность митрополита Алексия не заглушила в святителе церковного иерарха и смиренного инока. Об этом красноречиво свидетельствуют его послания пастве, сохранившиеся до наших дней. Пользуясь веротерпимостью Орды, Православная Церковь в лице святителя Алексия достойно исполняла свою роль духовного воспитателя народа и носительницы национального патриотизма. Перед своей кончиной 12 февраля 1378 года святитель Алексий имел утешение видеть великокняжеский престол упроченным за Москвой и Россию на пути к освобождению от ордынского ига. М.В. Первушин Преподобный Сергий Радонежский Великие князья и правители Московского княжества были созидателями военного, экономического и политического могущества Москвы, на котором строилось объединение русских земель и создание единого государства. Преподобному Сергию Радонежскому выпала роль собирателя духовной мощи Святой Руси. Те духовные ориентиры, проповедником которых был Сергий и его ученики, имели не меньшее значение в возрождении России, чем активная деятельность московских князей на поле брани и за столом переговоров. Преподобный Сергий родился в Ростове в 1314 году и в крещении был назван Варфоломеем. Его отец, ростовский боярин, вынужден был переселиться в пределы Московского княжества из-за разорения Ростова междоусобицами. Варфоломей с отрочества желал монашеской жизни, и родители не противились выбору сына, прося его лишь об одном – исполнить свое призвание после их смерти. Похоронив родителей, Варфоломей поселяется в «месте пустынном» – в лесном урочище Маковец. Ему едва исполнилось 20 лет. С юношей удалился от мира и его брат Стефан, который к этому времени овдовел и принял постриг. Братья поставили посреди леса келию и деревянную церковь , которую освятили во имя Святой Троицы. Стефан хотя и был старше годами, но не смог терпеть тягот пустынножительства. «Житие жестоко, отовсюду теснота, отовсюду недостатки», – говорил Стефан, покидая брата. Годы провел преподобный Сергий в одиночестве, ища утешения лишь в молитве. Много духовных искушений и страхов претерпел он, находясь среди диких зверей и суровой природы, выйдя победителем из этой борьбы. Так, к Сергию ежедневно стал наведываться медведь, с которым отшельник делил свою скудную пищу. «Когда же не было еды, то голодали и он, и зверь», – пишет бытописатель преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война Русская Православная Церковь в 1941–43 годы Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви Церковь на оккупированных территориях Русская Православная Церковь после перелома в Великой Отечественной войне Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Военные годы Сподвижники Патриарха Алексия Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) (1892–1961 гг.) Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) (1870–1955) Глава 14. Церковные Соборы 1940-х годов Поместный Собор 1945 года Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором 1945 года Глава 15. Ликвидация унии на Западной Украине Глава 16. Церковная жизнь в послевоенный период (1945–1958 годы) Глава 17. Русская Православная Церковь в 1958–1970 годах Глава 18. Русская Катакомбная Церковь Глава 19. Русская Православная Церковь за границей Русский Всезаграничный Церковный собор 1921 года в Карловцах и дальнейшие пути развития Русской Церковной жизни за границей Русская Православная Церковь за границей Личность и труды Святителя Иоанна (Максимовича) Русское Православие в Северной Америке Митрополит Евлогий (Георгиевский) Русский Экзархат в Западной Европе в послевоенный период Зарубежные Русские архиереи и общины, сохранявшие административно-канонические отношения с Московской Патриархией в 20–40-е годы нашего столетия Митрополит Литовский Елевферий и его деятельность в Литве и Западной Европе Митрополит Японский Сергий Православная миссия в Корее Глава 20. Русская Православная Старообрядческая Церковь: годы 1917–1996 Приложение I. Декреты Советской власти о новом правописании Порядок проведения реформы в жизнь Приложение II. (Документы ) 1. Утвержденная грамота великого московского собора от 21-го Февраля 1613-го года Список служащих св. Синода (со времени основания до 1917 года) Обер-Прокуроры Св. Синода Товарищи Обер-Прокурора Св. Синода: Управляющие Канцелярией Св. Синода: Директора Канцелярии Обер-Прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее в игуменских покоях состоялась беседа митрополита Илариона с архимандритом Алексием, посвященная современному состоянию монашеской жизни на Афоне. Отец игумен просил передать низкий поклон Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и выразил надежду, что Предстоятель Русской Православной Церкви посетит обитель в ходе своего будущего визита на Афон. 25 октября 2010 года в новом монастырском соборном храме великомученика Георгия, построенном в 1809 году, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в сослужении архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста , архиепископа Бориспольского Антония , епископа Брянского и Севского Феофилакта , игумена монастыря Ксенофонт архимандрита Алексия, членов паломнической группы Русской Православной Церкви в священном сане и клириков обители. После отпуста Божественной литургии в знак признательности за оказанное гостеприимство и на молитвенную память о состоявшемся совместном служении митрополит Иларион возложил на архимандрита Алексия наперсный крест. По уставу обители ежедневно после Литургии в соборном храме монастыря совершается пение канона Божией Матери. Паломники из Русской Православной Церкви поклонились святыням обители, среди которых — частица Животворящего Креста Господня, десница великомученика Георгия, рука мученицы Марины, стопа мученика Феодора Тирона, главы мученика Трифона и первомученика архидиакона Стефана. На трапезе митрополит Иларион обратился к игумену обители, братии и паломникам со словом: «Ваше высокопреподобие, всечестной отец игумен! Дорогие отцы и братья! Для нас, паломников из Русской Православной Церкви, было особой радостью совершить сегодня Божественную литургию в соборном храме вашего монастыря. Память святого Филофея Коккина, Патриарха Константинопольского, которую мы сегодня совершаем, переносит нас в те далекие времена, когда связи между Церковью Константинопольской и Церковью Русской были не менее тесными, чем теперь. Патриарх Филофей Коккин был соратником, сподвижником и единомышленником святителя Григория Паламы. Он был одним из тех иерархов Церкви, которые ревностно защищали афонскую монашескую традицию.

http://patriarchia.ru/db/text/1305317.ht...

Чрез три года спор этот возобновился, в котором держали сторону князя те же – Ростовский владыка Иоасаф, преемник Вассиана, да Чудовский архимандрит Геннадий; все же священники и книжники, все иноки и миряне говорили за митрополита; наконец, спор окончился уступкой в. князя доводам и наставлениям митрополита, к которому потом в. князь сам ездил с извинением и «обещался митрополита во всяких речех слушати и в хождении в воле митрополиту даст, якоже велит, как было в старину» 20 . Пред этим временем Геннадий подвергся от митрополита Геронтия строгому преследованию и потом наказанию, которое было вызвано следующим поступком: в 1482 г. навечерие Богоявления Господня случилось в день воскресный. Чудовский архимандрит Геннадий позволил своей братии пить богоявленскую воду, поевши, «по своему изволению». Митрополит, узнав об этом, послал схватить Геннадия и представить ему. Геннадий бежал к в. князю. Митрополит пошел туда сам и говорил много на Геннадия: «он, во-первых, поступил самовольно, не спросясь меня, а, во-вторых, обесчестил священную воду, повелевши пить ее по принятии пищи». Уступая настояниям митрополита, в. князь выдал ему Геннадия, и митрополит приказал оковать его и посадить в ледник под палату. Но в. князь с боярами упросили митрополита пощадить виновного, указывая на тот случай, что, когда ростовский владыка Феодосий дозволил также в навечерие Богоявления вкушать мирянам мясо, то митрополит Иона, хотя обличил владыку, но, ради покаяния его, простил 21 . В житии святители Алексия сказано, что Геннадий, управляя Чудовским монастырем, во дни в. князя Иоанна Васильевича, при митрополите Геронтии, в 1483 г. начал строить там первый храм каменный в честь святителя Алексия, и, прежде всего, на место обветшавшей трапезы построил новую каменную 22 ; но строение огромного храма скоро остановилось, потому что блаж. Геннадий был избран и посвящен в архиепископа Новгородского 12 декабря 1485 года 23 . Впрочем, благоговея к великому святителю России и чудотворцу, он, по отъезду из Москвы, не прекратил своих забот о храме и об устроении в обители служебных палат, строение которых он поручил после себя вельможам великокняжеским, двум братьям, рода греческого, Траханиотовым, «посылаше им серебра довольно на совершение храма того и трапезы, и палат» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

27 апреля 1913 года на имя государя императора Николая Александровича из затерявегося в валдайских лесах Короцкого женского монастыря ушло прошение игумении Магдалины. В этом прошении была изложена целая история, начавшаяся в январе 1900 года. Тогда потомственный почетный гражданин из села Бологое Валдайского уезда Агапит Филиппович Гусев пожертвовал Короцкоиу монастырю 100 квадратных сажен земли близ станции Бологое Николаевской железной дороги «исключительно для постройки на означенном участке часовни в ознаменование молитв о ниспослании монаршего рождения будущего наследника престола российского. Господу Богу было угодно явить Свою милость народу русскому». 30 июля 1904 года вся царелюбивая Россия радовалась в день рождения цесаревича, а Короцкий монастырь в память сего радостного события соорудил каменную часовню, каковая 21 сентября 1904 года была освящена в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца и святителя Тихона Задонского чудотворца, и покровителей, и молитвенников за землю русскую. Присоединилась к сей радости и проживавшая в Бологое княгиня Екатерина Павловна Ширинская-Шихматова. «Желая вместо часовни иметь церковь, где бы возносилось ежедневное моление Господу Богу о здравии и спасении» Императорского величества и всего августейшего семейства, княгиня в 1909 году пожертвовала Короцкому монастырю участок земли в 999 квадратных сажен, находившийся по соседству с часовней, с непременным условием, чтобы на земле сей был выстроен храм. Каменный храм в память рождения государя наследника цесаревича начал возводиться на средства благотворителей, изысканные настоятельницей Короцкого монастыря. К строительству приступили в 1913 году – в год 300-летия царствования рода Романовых. Доброхотных подаяний и жертвователей, судя по масштабам стройки, нашлось немало. Но строительство не успели завершить. Осталась трехэтажная кирпичная коробка с фигурной – под барабаны – крышей. Война, эшелоны, беженцы – станцию Бологое лихорадило. В ночь на стыке февраля и марта у бологовского перрона дважды тормозил литерный поезд последнего российского императора. Через несколько часов он подпишет акт об отречении, незадолго до этого сказав: «Я берег не самодержавную власть, а Россию…». Но в России уже распоряжалось Временное правительство. Потом грянула Октябрьская революция. После бандитских выстрелов в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь на 18 июля 1918 года остался единственный на Руси – пусть и недостроенный храм в память рождения государя наследника цесаревича на станции Бологое. Несколько поколений бологовцев будут потом буквально вскормлены на памяти убиенного наследника русского престола: при советской власти в том здании разместили пекарню…

http://sobory.ru/article/?object=11715

    диакон Александр Черепенин 24 июля 2023 г. 16:00 Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-bepcuя .     диакон Александр Черепенин 21 июля 2023 г. 15:00 «Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты молитвенного правила, позволяет учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с вопросами, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви , чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Православной Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-bepcuя .     19 июля 2023 г. 15:15 История переменчива, но крепкой десницей ведет Господь Своих верных, вслед за псалмопевцем обращающихся к Нему со словами:  Ты — надежда моя  (Пс. 70, 5). 17 июля 2023 г. 13:00 Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/jmp/2023/7/

Апостолов Петра и Павла, – в 1790 году, 28 июня. В трапезной части нижней церкви на северной стороне был устроен придел в честь Св. Алексия, митрополита Московского, и освящён в 1789 году. Придел этот в 1823 г. после обновления был вновь освящён в честь трёх Московских святителей Петра, Алексия и Ионы, а потом, в конце 60-х годов, по расширении Собора через боковые пристройки, совсем упразднён. В 1863 и 1864 годах была устроена с западной стороны Собора, вместо прежней низкой и узкой, новая длинная и высокая галерея, в которой поставлена лестница в верхний храм, а над лестницею, под сведённым куполом, устроено помещение для ризницы. В 1868 году нижний храм был расширен пристройкою к нему двух приделов с северной и южной стороны: правого – в честь Св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, и левого – в честь трёх Московских Святителей. Освящение обоих приделов состоялось в 1869 году. Храм имеет красивую колокольню высотою с крестом в 31 сажень, обнесён железною оградою на каменном фундаменте. В числе достопримечательностей Собора имеется Св. Крест с частицами Св. мощей 28–ми угодников Божиих, пожертвованный ранее 1819 года каким-то чиновником, ходившим на богомолье в Киев и принесшим его с собою. Крест этот вложен в пожертвованную в 1820 г. купцом Косьмою Бренёвым икону с изображением ликов вышеозначенных угодников Божиих. Празднование этой иконы, согласно воли жертвователя, совершается в 1-е ноября. В ризнице имеется несколько ценных панагий, Евангелий и крестов, украшенных местными Уральскими камнями. В нижнем храме Собора погребены три епископа: Мелхиседек ( † 24 сентября 1846 года) за правым клиросом, Ириней ( † 8 мая I860 г.) за левым Богоявленского храма, и Поликарп ( † 24 октября 1891 г.) за левым клиросом северного Трёх-святительского придела. Причт Соборный по штату 1894 г. составляют: протоиерей, ключарь, два священника, протодиакон, диакон, два иподиакона и два псаломщика. На содержание Собора от казны пособия не ассигновано. В приходе Собора имеется церковно-приходская Благотворительная касса, имеющая своею целью оказывать пособие бедным прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010