Митрополит Алексий являлся продолжателем дела митрополита Петра. «Самый цельный образ епископа-правителя, епископа-политика на Руси мы находим в святом Алексии († 1378), втором русским по национальности митрополите на Москве. Как раз о его церковной деятельности, кроме основания им монастырей, мы менее всего и знаем. Древнейшее его житие (Питиримово) составлено лет через семьдесят по его кончине. Зато современные летописи полны его государственных деяний. Свои блестящие дарования митрополит посвятил работе над созданием Московского государства и сделал для него больше, чем кто-либо из князей, потомков Калиты. Хотя святитель Алексий в ранней юности стал монахом по призванию и прошел строгую аскетическую школу в Богоявленском монастыре, но недаром он был сыном служилого боярина и крестником Калиты. Из монастыря извлек его сначала митрополит Феогност, который сделал его своим наместником, то есть главою церковного суда. Здесь Алексий приобрел свой административный опыт, который предназначал его в правители государства. В то время, служа греку-митрополиту, Алексий прекрасно изучил греческий язык (один из немногих на Руси). Памятником его научных греческих штудий явился им самим исполненный перевод Евангелия, с поправками против древнего кирилло-мефодиевского текста, который был использован в XVII в. московскими справщиками для печатного, современного текста Нового Завета. Намеченный Феогностом в преемники, будущий митрополит должен был лично в Константинополе в течение двух лет отстаивать свое избрание против южнорусских кандидатов, и, конечно, это не осталось без влияния на его дипломатическую выучку. Вернувшись на Русь, он сразу был поставлен во главе не только Церкви, но и государства. Только что черная смерть (чума) унесла в могилу князя Симеона Ивановича Гордого. При слабом Иване Ивановиче и в малолетство Димитрия Донского Алексий был, в сущности, регентом-правителем. Умирая, князь Симеон завещал своим братьям «слушаться во всем отца их и владыку Алексия». Основы политики Алексия были традиционны: мир с Востоком, борьба с Западом, концентрация национальных сил вокруг Москвы». ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 120–121) Текст жития дается по «Книге житий святых» святителя Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таких монастырей насчитывалось в 1945 году около ста. Пройдет несколько лет, и число их начнет сокращаться 6 . Однако самым знаменательным событием церковной жизни первых послевоенных лет несомненно было возрождение монашеской жизни в обители преподобного Сергия Радонежского и перенесение его святых мощей из музея в Успенский Собор Лавры, возвращение Преподобного из атеи­стического плена в родную семью своих по духу чад (апрель 1946 года), а также перенесение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, из Музея Московского Кремля в кафедральный Богоявленский собор (октябрь 1947 года). Эти события совершались не на отдаленной окраине, а в самом центре мирового коммунизма и, естественно, с ведома и разрешения главы правительства. Они служили как бы барометром взаимоотношений Церкви и государства и в них, как в капле воды, отразилась сила слабых, мощь беспомощных. Вчерашние зэки, смиренные исповедники, лишенные всех внешних условий христианской жизни, выдержали неравный поединок с тоталитарным государством; в тяжелейших условиях тюрем, лагерей и ссылок они сумели сохранить образ Божий в себе, сделать себя храмом Божиим. Изгои общества, они после войны оказались достаточно мудры, сильны и опытны, чтобы осуществить возрождение иноческой жизни в самом сердце России, выйти на служение народу Божию, окормлять и воцерковлять его. Промыслом Божиим первосвятительский престол в это время занимал Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), жизнь которого протекала под непосредственным покровительством преподобного Сергия, чье имя он носил от купели святого крещения, и святителя Алексия, чье имя он получил при монашеском постриге. Эта личная связь предстоятеля Русской Православной Церкви с печальниками земли Русской делала особенно ощутимой перекличку эпох, сходство ситуаций и молитвенного подвига. По словам А. М. Казем-Бека, биографа Святейшего Патриарха, историческое значение всего патриаршества Святейшего Алексия заключено в его отношении к преподобному Сергию 7 . Сергей Симанский с детства был приучен чтить преподобного Сергия, с родителями бывал в его Лавре, а в 15 лет вместе с отцом прочел знаменитую речь В.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

25 февраля, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, и день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. В богослужении также принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископы Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Верейский Евгений, епископы Красногорский Савва, Липецкий и Елецкий Никон, Видновский Тихон, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Гатчинский Амвросий, Троицкий Панкратий, Серпуховской Роман, Петергофский Маркелл, Бронницкий Феофилакт, Уссурийский Сергий, Орловский и Ливенский Иероним, а также находящиеся на покое епископы Илиан (Востриков), Серафим (Зализницкий), Никон (Миронов). За богослужением молились архиереи Поместных Православных Церквей, в частности, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь), настоятель Подворья Болгарской Церкви в Москве епископ Проватский Игнатий, епископ Диоклийский Иоанн (Сербская Православная Церковь), а также Президент Черногории Ф.Вуянович с супругой и губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко. По окончании литургии Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Христофор совершили литию перед гробницей приснопоминаемого Патриарха Алексия II. Затем духовенство совершило славление святителю Алексию Московскому перед ракой с его святыми мощами. Также в этот день по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была открыта в выставочном зале музея Храма Христа Спасителя подготовленная Управлением делами Московской Патриархии и Издательским советом Русской Православной Церкви совместно с Музейным объединением «Музеи Москвы» выставка «Патриарх Алексий II. К 80-летию со дня рождения».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В монастыре инок Алексий начал жить «житием жестоким», изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая ветхое и новое писание. Скоро все, от князя и митрополита и до простолюдина, возлюбили его, доброго ради жития его и смирения. И митрополит Феогност сначала перевел его во двор свой к себе наместником, потом поставил его епископом владимирским. А по смерти Феогноста св. Алексий, общим избранием и советом великого князя, бояр и вельмож и всех людей, наречен был митрополитом. Во время плавания его в Царь-град для поставления, поднялась один раз буря; корабль сокрушался волнами; все начали отчаяваться в жизни, все обратились к Богу с молитвою. Обратился и епископ Алексий и молитву подкрепил обетом – создать церковь во имя того святого, в день памяти которого Господь сподобит их достигнуть тихого пристанища. Буря вскоре утихла. Не нужно говорить о том, что святитель, возвратившись в отечество, совершил обет свой. Но замечательно то, что он исполнил больше, чем обещал: создал не церковь только, но и монастырь около церкви. На первосвятительском столе св. Алексий постоянно напоминал себе слова: «емуже много дано, много и взыщется от него... Раб, ведевый волю господина своего и не сотворив по воли его, биен будет много» ( Лук. 12, 4 ). И потому он подверг себя еще большим подвигам, и труды к трудам прилагал, и был образом и светом для всех, по слову Господню: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Матф. 5, 16 ). И за премногую добродетель святого, слава о нем прошла не только в христианских, но и в неверных татарских странах. В это время супруга татарского хана Чанибека разболелась глазами и потребовала к себе человека Божия – Алексия, с надеждою получить от него исцеление. Искушение для русского святителя было великое, но он и робостию не постыдил себя и самонадеянностию не унизил. Он решился идти; но пред отшествием, со всем собором клира и мирян в церкви пресвятыя Богородицы, стал петь молебен и освящать воду. И вот, в знамение содействия Божия в предпринятом опасном пути святителя Алексия, загорелась сама собою свеча над гробом почившего его предместника св. Петра. Святитель, взяв воду освященную и часть от самозагоревшейся свечи, отправился в орду. Сами татары неверные, сам повелитель их Чанибек, с сыновьями своими, с князьями и вельможами вышли навстречу, с великим почтением, к человеку Божию. Уповая на милость Божию и совершив молебное пение, святитель возжег принесенную свечу, а принесенною водою окропил болящую царицу, и та прозрела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Приобрести медицинское оборудование помогли благотворители Больницы святителя Алексия, а меценаты города Шуи с участием добровольцев сделали капитальный ремонт. Будущие сотрудники дистанционно обуча­лись в образовательном центре Больницы святителя Алексия. Для практических занятий специалисты приезжали в Шую. Больницу будет окормлять священник, с которым смогут общаться пациенты и их родственники. Для шуйского филиала в Москве написана икона святителя Алексия, митрополита Московского. Возведен главный храм Вооруженных Сил России 9 мая 2020 года в день 75-летия Победы в парке «Патриот» Одинцовского района Подмосковья завершилось возведение собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных Сил России. 14 июня Святейший Патриарх Кирилл освятил этот храм. Храм построен из стекла и металла. Купол спроектирован в форме шлема святого благоверного князя Александра Невского. С внутренней стороны — изображение Архангела Михаила, предводителя Небесного воинства. Все храмовые пропорции символичны и отсылают к важнейшим датам, связанным с историей Великой Отечественной войны. Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 м (в 1945 году кончилась Отечественной война). Диаметр купола — 22 м 43 см (8 мая 1945 года в 22 ч 43 мин был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии). Высота звонницы составляет 75 м (в 2020 году исполнилось 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны). Высота малого купола составляет 14,18 м (1 418 дней и ночей длилась Великая Оте­чественная война). Главная икона храма — «Спас Нерукотворный» — написана на досках, сделанных из старинного орудийного лафета, поднятого со дна Невы. Прежде чем оказаться в главном воинском храме, икона преодолела более 57 тыс. км, побывав в 45 городах, храмах и воинских частях. Казанский собор возрождали всем миром В столице Татарстана воссоздан главный храм Богородицкого мужского монастыря — Казанский собор, сейчас проводятся внут­ренние работы по его благоукрашению. Эта обитель была первоначально женской, основана по указу царя Ивана Грозного в 1579 году на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор, в котором пребывала икона, был построен в начале XIX века и разрушен в богоборческие 30-е годы XX века.

http://e-vestnik.ru/news/svetlye_novosti...

С этой работой я был знаком, когда она была еще в рукописи. Архиепископ (будущий митрополит) Питирим (Нечаев), являясь в 1977 году (когда отмечалось 100-летие со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия I) редактором Издательского отдела Московской Патриархии, призвал меня и поручил составить 5-й том Собрания сочинений Святейшего Патриарха Алексия I и написать к нему редакционную вступительную статью. В общем, я с этой задачей справился: работал усердно, мне дали рукописи Александра Львовича Казем-Бека, первого описателя жизни Святейшего, «для служебного пользования». На основе этой рукописи я и написал свою вступительную статью. Но тогда не были изданы ни 5-й том, ни моя вступительная статья. Все осталось под спудом… Н. Б.: Почему так получилось? В. Н.: Видимо, по конъюнктурным церковным соображениям. Тогда владыка Питирим предпочел издать очередной том трудов Патриарха Пимена, на то время здравствующего Первоиерарха. Почему не издали задуманное? Были тогда трудности у Издательского отдела, связанные и с бумагой, и с полиграфической базой, и т.д. И нельзя было, наверное, издать одновременно две или три книги. Н. Б.: То есть, получается, столетие Патриарха не было отмечено должным образом? В. Н.: Нет, столетие было отмечено: в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья. Оно было, конечно, отмечено, но, может быть, не так достойно, как хотелось бы. Во всяком случае, юбилейный 5-й том так и не вышел (четыре первых тома собрания сочинений Патриарха Алексия I были опубликованы). Он лежит в машинописи, я эту машинопись составил, существует редакционный экземпляр и в Издательстве на Погодинской, 20. Один, авторский, есть у меня дома – с той редакционной статьей, над которой я тогда работал. А потом так получилось, что к этой теме я вновь вернулся. Спустя много лет издательство «ЭКСМО» (крупнейшее книжное издательство в Европе) предложило мне написать книгу о Святейшем Патриархе Алексие I. Она вышла в серии книг о Патриархах. До этого я написал и издал книги о Патриархе Пимене, Кирилле и Алексие II. И этот том – моя четвертая книга, а сейчас я работаю над книгой о Святителе Тихоне.

http://radonezh.ru/analytics/veruyu-chto...

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был основан в 1365 году преподобным Пахомием Нерехтским. В Смутное время вместе с Нерехтой он неоднократно подвергался разграблению и сожжению от поляков. В 1764 году был обращен в приходскую церковь. В 1832-1865 годах в Троицкой церкви служил крупнейший церковный историк Костромского края, один из выдающихся ученых XIX века — протоиерей Михаил Диев. С 1935 по 1937 год настоятелем храма был священномученик Василий Разумов. В 1937 году Троицкий храм был закрыт, пребывал в запустении. Со стороны богоборческих властей неоднократно предпринимались попытки засыпать источник преподобного Пахомия. Первое после 1937 года богослужение в полуразрушенном храме Троице-Сыпанова монастыря было совершено в праздник преподобного Пахомия 28 мая 1990 года. Вскоре было принято решение восстановить на святом месте иноческую обитель. 22 марта 1993 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей возрождаемого монастыря была назначена игумения Алексия (Ремизова). В 1994 году Предстоятель Русской Православной Церкви по время визита в Костромскую епархию посетил Пахомиево-Нерехтскую обитель. 15 ноября 2013 года монастырь отметит 20-летие своего возрождения. За прошедшее время в Троице-Сыпановом монастыре был произведен полномасштабный ремонт храмов, построены новые сестринские корпуса, налажено обширное монастырское хозяйство, открыты иконописная и швейная мастерские, созданы богадельня и детский приют, для которого возведен двухэтажный корпус с храмом святителя Алексия, митрополита Московского. На высоком профессиональном и художественном уровне в обители была проведена реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры XVII века. Храм был полностью расписан в древнерусской художественной традиции и в технике фресковой живописи. В соборе был установлен пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обитетели. Информация с сайта: www.pravmir.ru Хорошо сохранившийся монастырский комплекс с древнейшими сооружениями, уцелевшими на территории Нерехтского района.

http://sobory.ru/article/?object=00157

К 40-летию восстановления Патриаршества в Русской Право- славной Церкви . 295 Торжества по случаю 40-летнего юбилея восстановленного Патриаршества Русской Православной Церкви. (Воспомина- ния и ответы на вопросы) 323 Отношение митрополита Платона (Левшина) к Троице-Сер- гиевой Лавре 334 TOM II. – 265 с. СБОРНИК ОТДЕЛЬНЫХ СГАТЕЙ И ЗАМЕТОК ЗА 1955–1965 гг. СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ Ο ХРАМАХ И МОНАСТЫРЯХ Богоявленский Патриарший собор 6 Храм Знамения Божией Матери 13 Духовская церковь Свято-Троице-Сергиевой Лавры 21 Монастырь преподобного Пафнутия Боровского 26 Монастырь «Новый Иерусалим» 31 ( IV. ПАСХАЛЬНЫЕ Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 39 Цель явлений Воскресшего Господа Своим Ученикам 54 РОЖДЕСТВЕНСКИЕ Радость христианина 62 Радость христианина 67 Размышление в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа 69 О СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ АЛЕКСИИ [ПЕРВОМ] Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 года 75 О Святейшем Патриархе 84 Наш Святейший Владыка (Стихотворение) 86 Богослужение Святейшего Патриарха Алексия в селе Бого- родском 89 День памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского [(12) 25 февраля 1960 г.] 93 Служение Святейшего Патриарха Алексия в храме Святителя Николая, что в Кузнецах 97 Совершение Богослужения Святейшим Патриархом Алексием 102 Святейший Патриарх Алексий как проповедник 109 и проповедник (к 20-летн. юбилею Патриаршей деятельности) 132 Святейший Патриарх Алексий в Богослужебно-проповедни- ческой деятельности (к 20-летн. юбилею Патриаршей дея- тельности) 171 Святейший Патриарх Алексий в Богослужебно-проповедни- ческой деятельности (Сокращенный текст доклада, который и был прочитан в день Торжества) 193 О ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ Краткие исторические сведения о московских духовных , учебных заведениях 205 Московская Духовная Академия в 1814– 1874 гг. 211 По поручению Московских Духовных школ 236 Проводы масленицы в Московских Духовных школах 244 РАЗНОЕ Совершение Акафиста преподобному Серафиму 249 9-е ноября 1963 года [О юбилее Святейшего Патриарха Алек-

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Владыка Амвросий поздравил собравшихся со знаменательными датами жизни монастыря и освящением Алексеевского храма обители: «Сегодня мы вспоминали 175 лет первого освящения этого храма, который был построен тщанием архиепископа Тверского и Кашинского Григория и заботами и трудами иеромонаха Анатолия, а также на средства купцов Алексия и Петра, которых сегодня мы также молитвенно вспоминали и просили у Бога, чтобы Он упокоил их бессмертные души вместе с другими строителями и основателями этой святой обители. Сегодня особый день — мы благодарим Бога за 20-летний период в новейшей истории нашей Церкви, который прошел этот монастырь и в который камни не разбрасывались, а собирались. Разрушать всегда легко, а вот восстанавливать очень тяжело. И этот крест выпал на плечи сначала протоиерея Димитрия Арзуманова, которого мы также сегодня молитвенно вспомнили об упокоении, ну и, конечно, матушки игумении Варвары с сестрами обители, которые трудились, и трудятся на благо своего дома, и многое сделали для того, чтобы обитель восстала в прежней славе. И сегодня мы в благодарности к Богу припали и поблагодарили за то, что можем стать совершителями и участниками великого освящения этого святого храма. Сегодня освящен главный престол в честь святителя и чудотворца митрополита Алексия. И во благовремении, даст Бог, когда будут готовы приделы — северный и южный, — они тоже, верю, будут освящены». В завершение глава Тверской митрополии поблагодарил за труды  игумению Варвару (Иванову) с соработниками, помогавшими восстанавливать обитель. Во внимание к игуменским трудам и в связи с 20 -летием возрождения обители игумения Варвара (Иванова) была награждена медалью преподобного Нила Столобенского II степени. Во внимание к усердным трудам на благо Николаевского Клобукова женского монастыря и в связи с 20 -летием возрождения обители архиерейской благословенной грамотой также награждены А.В. Соловьёв, Н.Н. Фролов. Игумения Варвара поблагодарила митрополита Амвросия за визит в обитель и освящение Алексиевской церкви и подарила Его Высокопреосвященству икону святителя Алексия, митрополита Московского, и четки на молитвенную память.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Первой в 1686 г. была закончена церковь свт. Алексия, на торжественном освящении которой присутствовали патриарх Иоаким и архимандрит Адриан, впоследствии, в 1690 г., избранный патриархом, другие священнослужители и члены царской фамилии. Накануне освящения храма, 19 мая, мощи свт. Алексия, хранившиеся во время строительства в старом храме Чуда Архангела Михаила, после совершения молебна патриархом, царями Иваном и Петром и архиереями, вынесены из храма через южные двери на паперть, откуда с хоругвями, крестами и иконами, с колокольным звоном на Иване Великом и монастырской колокольне перенесены в новый храм. Мощи святителя пронесли по главной южной лестнице мимо алтарей церкви на приготовленное место. На следующий день, 20 мая, день памяти Обретения мощей Святителя, произошло освящение храма, на котором присутствовал царь Иван Алексеевич. Осенью того же года после завершения внутренних отделочных работ были освящены патриархом Благовещенская церковь и небольшой храм во имя апостола Андрея Первозванного, предназначенный только для монахов и примыкавший к западным стенам Алексеевской и Благовещенской церквей. Возникновение Андреевской церкви исторически связывается со стрелецким бунтом 1682 г. и династической борьбой между родственниками престолонаследников скончавшегося царя Федора Алексеевича – Милославскими и Нарышкиными. По старшинству за Федором шел его болезненный брат Иван, сын Милославской, как и царевна Софья, но родственники второй жены царя Алексея Михайловича – Натальи Кирилловны Нарышкиной, которых поддерживали патриарх Иоаким и многие бояре, прочили на престол самого младшего сына царя Алексея, здорового и умного Петра. Царевна Софья, преследуя личные цели, поддерживала своего болезненного, но единокровного брата царевича Ивана и сумела привлечь в свою партию стрелецкого воеводу князя Хованского. Стрельцы подняли бунт, к которому присоединились старообрядцы. Принятое компромиссное решение, провозгласившее царями обоих братьев – и Ивана, и Петра, а царевну Софью – правительницей, не решило проблемы. Бунт разрастался, и усмирить его поручили патриарху Иоакиму. Патриарх призвал представителей всех стрелецких полков в Успенский собор на примирительное богослужение и вынес им драгоценную святыню – мощи левой руки св. Андрея Первозванного, почитавшегося первым проповедником христианства на Руси, и после молебна прочитал им царские грамоты с призывом о прекращении смуты и обещанием всеобщего прощения. Мятежники покорились, а для священной реликвии был устроен особый храм во имя св. ап. Андрея, полностью расположенный внутри здания, не имеющий наружных стен и проявленный в архитектуре комплекса одной позолоченной главкой, выведенной над коньком кровли.

http://sobory.ru/article/?object=45848

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010