В каком году храм Богоявления Господня был возвращен Русской Православной Церкви? Приходская община храма Богоявления возродилась в 1990 году. 20 февраля уже состоялось первое собрание инициативной группы, а 30 августа община была зарегистрирована Ленинградским районным исполкомом города Москвы. Тогда же совет по делам религий при Совете министров СССР и исполком Московского городского Совета народных депутатов дали разрешение на передачу храма «для молитвенных целей». Но этот процесс, к сожалению, затянулся. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил меня настоятелем открывавшегося храма и благословил на восстановительные работы. В то время я был настоятелем храма Преображения Господня в Богородском, работал преподавателем литургики в Московской духовной семинарии, а также был сотрудником редакции «Журнала Московской Патриархии». Придя в собор бывшего Богоявленского монастыря, я столкнулся с таким положением дел: к концу 80-х годов минувшего века храм не имел главы, свод восьмерика и галереи заросли, в четверике верхнего храма стояли леса и металлические туры, поддерживающие свод. В трапезной части верхнего храма находился репетиционный зал Государственного академического хора СССР, имени А.В. Свешникова. А вся трапезная часть Казанской церкви была заставлена реставрационным оборудованием. В Алексеевском приделе находилась раздевалка для рабочих. Началось медленное и кропотливое восстановление святыни. На помощь мне пришли многие мои прихожане из храма Спаса Преображения в селе Богородское. Даже дети из воскресной школы, которая там была, тоже приезжали, чтобы помочь. Первый субботник, как бы иронично это ни звучало, состоялся 1 мая – в День весны и труда. Всему нашему приходу хотелось поскорее увидеть восстановленный храм. Первые богослужения были совершены по договоренности с руководством Государственного хора в верхнем Богоявленском храме на праздник Богоявления Господня в 1991 году. Тогда в приделе святителя Алексия располагалась прорабская раздевалка. Мы начали готовить этот придел к богослужению. И вот впервые за многие годы, в праздник святителя Алексия, митрополита Московского, состоялась здесь первая праздничная Литургия. Накануне сюда заехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и благословил нас на дальнейшее восстановление. О Патриарших службах в нашем храме речи тогда не шло, ведь начали мы восстановление с придела, в котором едва умещалось человек тридцать.

http://pravmir.ru/ulybajtes-bogu-i-lyudy...

В каменном строении 1880 г., перешедшем в собственность церкви, во вновь приобретенном владении Собор размещает Московский Епархиальный церковно-свечной завод. В качестве служащих завода работали как миряне, так и священнослужители. Так, смотритель завода и пять его помощников были люди духовного звания; некоторые рабочие окончили Духовную Семинарию. На заводе работало около 100 человек. У них установился благочестивый обычай: во время работы петь духовные песни. Благодаря этому обычаю образовался церковный хор, который пел в соседнем храме. 4 ноября 1898 г. Правление завода обратилось к Митрополиту Сергию с прошением о строительстве новых и реконструкции старых зданий завода и выразило пожелание открыть при заводе «церковь во имя московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа». В прошении говорилось: « Самый предмет производства завода (выделка церковных свечей), состоящего притом в ведении духовенства, требует особой заботы относительно удовлетворения религиозных потребностей служащих». « ...нет сомнения, что свой храм и возможность без всякого затруднения посещать оный в праздничные и воскресные дни и в неделю говения, несравненно сильнее будет действовать на развитие и укрепление доброй нравственности рабочих, чем пение церковных песней за работой». «Между тем ближайший к заводу храм Богоявления, в Елохове, находится на расстоянии около версты и время богослужения в оном не всегда совпадает со временем, свободным для рабочих. Поэтому в праздничные дни и особенно во дни Великого Поста для служащих на свечном заводе бывает затруднительно присутствие за церковным богослужением». Кроме того, Правление просило также открыть при заводе школу с обучением свечному, столярному и слесарному ремеслу. «Завод находится на окраине Москвы, заселенной небогатыми жителями, - говорилось в прошении, - и нет сомнения, что в первые же дни по открытии школа будет переполнена». 8 февраля 1899 г. по Указу Его Императорского Величества Святейший Синод определил разрешить Московскому Епархиальному Начальству «устроить домовую церковь в здании епархиального свечного завода по Посланникову переулку 1-го участка Лефортовской части города Москвы, с припиской означенной церкви к Московскому Богоявленскому, в Елохове, приходскому храму».

http://sobory.ru/article/?object=02181

В Мандатную комиссию вошли митрополит Одесский и Измаильский Агафангел - председатель комиссии, епископ Гомельский и Жлобинский Аристарх, епископ Новосибирский и Бердский Сергий. Участникам Архиерейского Собора были представлены следующие доклады по вопросам, вошедшим в повестку дня: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода о жизни Церкви в период между Соборами и о тех задачах, которые стоят сегодня перед ней; Доклад Председателя Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о результатах изучения вопросов прославления новых православных святых; Доклад Председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о результатах работы над темами межхристианского сотрудничества, диалога с Восточными Православными Церквами и другими; Доклад и. о. Председателя Учебного комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения о новой концепции духовного образования и подготовки священнослужителей Русской Православной Церкви. Представлению и обсуждению докладов были посвящены пленарные заседания 18 и 19 февраля. Мандатная комиссия представила сведения, что в Соборе принимают участие 133 архиерея, из которых 115 управляющих епархиями, 17 викарных и 1 пребывает на покое. 20 февраля 1997 года в рабочих заседаниях был сделан перерыв. В этот день члены Собора совершили паломничество к святыням Москвы (Иверская часовня у Воскресенских ворот, молебен в Успенском Патриаршем соборе Кремля, Донской монастырь, молебен перед ракой с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, посещение Новоспасского монастыря, Богоявленского кафедрального собора с молебном перед мощами святителя Алексия, митрополита Московского, посещение Храма Христа Спасителя и храма великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе. 21 февраля, в пятницу, Архиерейский Собор продолжил свои пленарные заседания, во время которых была продолжена дискуссия по повестке дня и другим вопросам церковной жизни, а затем выработаны и приняты итоговые документы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429313/

Определением Священного Синода от 29 июля 1986 г. назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением управления Таллинской епархией, одновременно уволен с должности управляющего делами Патриархии, позднее освобожден от должности председателя Учебного комитета. В бытность Святейшего Патриарха митрополитом Ленинградским совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской, стали возвращаться Церкви святыни, храмы и монастыри, в частности были возвращены святые мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. 3 мая 1990 г. почил о Господе Патриарх Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 г. колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Через несколько дней после интронизации, 14 июня, Патриарх отправился в Ленинград, для того чтобы совершить прославление св. прав. Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском монастыре на Карповке, где погребен угодник Божий. Возвращение Церкви к широкому общественному служению — во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Одно за другим следовали значительные события: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского. За годы своего служения Патриарх Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного — святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии...» князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались. И вот пришел 1380 год — новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.

http://pravicon.com/info-2283

Васильевский монастырь в то время был весьма беден и в упадке, в нем церкви были деревянные, приходившие в ветхость, с деревянными же на столбах колокольнями. В 1760 г. вместо деревянной церкви в Васильевском монастыре была построена каменная церковь во имя честного Успения Божией Матери с приделами св. Василия Великого и св. Алексия, Московского митрополита. Эта и доныне существующая церковь была освящена по грамоте Новгородского митрополита Димитрия, при игуменье Марфе в 1760 г. По учреждении монастырских штатов в 1764 г. Васильевский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. О церкви святого Василия в описании Новоторжских церквей иеромонаха Илиодора (1860г.) сказано: «Васильевская каменная, с каменною колокольнею, одноэтажная, обнесенная с юго-востока каменною с железными решетками оградою, в коей стоит каменный церковный дом для жительства священника. Настоящая церковь во имя Успения Божией Матери, а придельная теплая, с двумя престолами: во имя святителя Василия Великого, по имени коего и церковь именуется Васильевскою, и Алексия, Московского митрополита. Сия церковь, будучи приписным девичьим монастырем с 1691 г., на место древней деревянной с деревянною колокольней и с таковою же оградой в 1760 г. была сооружена игуменью Марфою при Тверском епископе Афанасии, по благословению Новгородского архиепископа Димитрия; тогда же на старом антиминсе 1733 г. архиепископом Новгородским Феофаном священнодействовавшим была освящена Борисоглебским архимандритом Нарциссом. В 1764 г. Васильевский приписной монастырь был уничтожен, а церковь обращена в приходскую». В сей церкви имеются древние храмовые иконы писания древнего иконного. В 1840 г. сия церковь была возобновлена стенным живописным письмом на альфреско, новыми иконостасами и частью образами иконного писания, а придельные храмы распространены, перестроены и тогда же освящены. В настоящее время левый придел посвящен св. Василию Великому, а правый - в честь Божией Матери Скорбящих радости. Хотя Васильевская церковь одна из древнейших в Торжке, но в ней немного осталось старины. Из икон замечательные местно чтимая икона свят. Николая со множеством на полях ее чудес; икона св. Василия Великого старинная, замечательная по металлической ризе изящной работы; икона преподобного Сергия Радонежского и др.

http://sobory.ru/article/?object=11609

Благовещенский монастырь оставался в управлении Патриаршего дома и после учреждения в Нижнем Новгороде в 1672 году самостоятельной епископской кафедры. Лишь в начале XVIII b., с упразднением патриаршества, монастырь перешел в ведение Святейшего Синода, став домовым Синодальным с 1721 года. Число живущих в монастыре насельников в XVIII b., вплоть до реформы 1764 года, было около 50–60 человек. В 1764 году Благовещенская обитель решением Священного Синода была передана в непосредственное управление местного епархиального архиерея – епископа Нижегородского и Арзамасского. В связи с учреждением штатов этот нижегородский монастырь причислен был к третьему классу, с настоятельством игуменов, впрочем, заменяемых большею частью архимандритами. Алексеевская церковь была построена в 1821–1834 годах. До этого времени в честь митрополита Московского Алексия был освящен храм рядом с Благовещенским собором, который после постройки большой Алексеевской церкви был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. В Алексеевском храме располагаются три престола: центральный – святителя Алексия, митрополита Московского, два предела – в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», в честь Целителя Пантелеимона. В 1919 году храм был закрыт, а в 1948 году здание было приспособлено под планетарий. Как и большинство иноческих обителей, практически сразу же после революции нижегородский Благовещенский монастырь был закрыт. Постепенно в его стенах стали обосновываться различные гражданские учреждения и организации. Жилые помещения были заняты учащимися школы имени М.Ю. Лермонтова, а также рабочими и служащими. Склады и другие хозяйственные постройки использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря производилась постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т. д. В распоряжении верующих осталась лишь одна небольшая церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. В 1922 году, под предлогом помощи голодающим, из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы: золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1818-1833 гг. в монастырском здании на северо-западном углу размещалось Симбирское духовное училище. В 1844 г. по указу Синода " Спаса второго собор " в Спасском женском монастыре был упразднен, а в ранг приходского собора была возведена Вознесенская церковь. В 1846-1847 гг. было построено еще несколько зданий. 12.10.1847 г. новое здание в северо-западном углу монастыря было передано под открывшееся тогда же при монастыре училище для девиц-сирот из духовного звания. Училище, открытое стараниями епископа Феодотия, относилось к числу первых начальных школ Симбирской губернии. В 1853 г. в нем училось 25 девочек. В 1861 г. церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского по ветхости была разобрана, и в том же году вместо нее было начато строительство нового каменного трехпрестольного храма во имя Иверской иконы Божией матери. 19 августа 1864 г. монастырь сильно пострадал от пожара - обгорели обе каменные церкви, сгорели все деревянные кельи и дом училища девиц духовного звания. Монастырь был восстановлен за два года. Большую сумму на возобновление монастыря пожертвовал Святитель Московский Филарет. После пожара Спасская церковь была возобновлена и освящена 11 февраля 1865 г. Также была возобновлено строительство соборной Иверской церкви. 29.11.1870 г. был освящен главный престол во имя Иверской иконы Божией Матери. Освящение придельных алтарей соборной церкви Спасского монастыря состоялось 13.12.1870 г. Правый придел был освящен во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Левый придел был освящен после 1903 г. во имя Успения Божией Матери, св. Николая Чудотворца, св. Феодосия Черниговского, св. Тихона Задонского, св. Иннокентия Иркутского, св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. великомученицы Варвары, св. преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. При монастырской больнице устроена домовая Никольская церковь (во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского), освященная 06.11.1866 г. На 1882 г. монастырь занимал 2 десят. 1060 кв. саж. При монастыре имелась богадельня (1877 г.). В ограде монастыря издавна существовало кладбище " именитейших симбирян " .

http://sobory.ru/article/?object=30517

В 1956 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича; †1961) иеромонаха Никодима определяют для служения в Свято-Преображенский (Скорбященский) храм на Большой Ордынке в Москве, где пребывает высокочтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Московскую духовную академию владыка Никодим окончил в 1966 году со степенью кандидата богословия за работу по кафедре патрологии «Пастырская и проповедническая деятельность святителя Иоанна Златоуста на Константинопольской кафедре». В Свято-Преображенском (Скорбященском) храме состоялось знакомство иеромонаха Никодима с протоиереем Михаилом (Зёрновым (1) ; †1987) и заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игуменом Никодимом (Ротовым (2) ; †1978). Казалось, что ближайшие несколько лет не сулили каких-то неожиданных поворотов в жизни, но дальнейшие события лишь подтвердили слова Священного Писания: Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его (Притч. 16, 9).   На Святой земле Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; †1970) и Священного Синода иеромонах Никодим направляется в Иерусалим в качестве заместителя начальника Русской духовной миссии. Это послушание он выполнял на протяжении трех лет — с февраля 1958 по февраль 1961 года. «Святую землю, — подчеркивает митрополит Никодим, — я считаю своей второй духовной академией. Рядом со мной был мудрый наставник — начальник Русской духовной миссии архимандрит Никодим, который щедро делился со мной тем, чему нельзя научиться ни в каком учебном заведении, — практическим опытом священнослужения не только на родине, но и за ее пределами. И кто знает, как бы сложилась моя духовная жизнь, если бы Десница Божия не свела меня с этим дивным иерархом Церкви Христовой, ревностным служителем по домостроительству Божию (Кол. 1, 25)». 15 ноября 1958 года по просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I иеромонах Никодим был возведен в сан архимандрита Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Венедиктом (Пападопулосом; †1980) и затем исполнял обязанности начальника Русской духовной миссии.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Во время событий 1918 года в обители частью пострадали две церкви, сгорел один жилой корпус. В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 году, в феврале 1925 монастырь закрыли, часть " ветхого культового имущества " передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов. В 1930-х годах городские власти разобрали колокольню, в церкви Афанасия и Кирилла и части других строений монастыря разместились производственные мастерские и организации, в братском корпусе поселились люди. В ноябре 2007 года храм и ограда с башнями Святых ворот были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время ведутся реставрационные работы. 31 января 2008 года в приделе Алексия, митрополита Московского, совершена была первая служба. Т.А. Рутман " Храмы и святыни Ярославля " , 2-е издание, 2008 г. На месте Афанасьевского монастыря в начале XVII столетия стояла неизвестно когда построенная церковь во имя св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, с часовнею, в которой находился древний образ Спасителя. В 1658 году монастырь весь сгорел, нынешние здания его все каменные. Церковь каменная, летняя во имя патриархов Афанасия и Кирилла, и зимняя - во имя св. Алексия митрополита Московского, построенная в 1664 г. и возобновленная в 1828-30 гг. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско - Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была в 1615 г., вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители послужило обретение чудотворного образа Нерукотворного Спас в 1612 г.

http://sobory.ru/article/?object=00575

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010