По свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского, это был Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город), где святитель Алексий жил вместе со старшим братом преподобного Сергия Стефаном; однако, по др. достоверным источникам, связь святителя и его рода с этой обителью не прослеживается. Примерно до 40 лет святитель Алексий вел монашескую жизнь. О большей части этого периода известно лишь, что святитель Алексий «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона проиде». Несомненно, в это время он продолжал сохранять связи с великокняжеским двором. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого (принимая во внимание свидетельство летописного рассказа, не ранее 1344) святитель Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греческий язык. Митрополит Феогност еще при жизни благословил святителя Алексия «в свое место митрополитом», 6 дек. 1352 г. святитель Алексий был возведен в сан епископа Владимирского. Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епископия, упраздненная в 1299 г. в связи с переселением Киевских митрополитов во Владимир; после возведения святителя Алексия в сан митрополита кафедра вновь была ликвидирована. В Константинополь было направлено посольство от великого князя Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры святителя Алексия. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах Великого княжества Московского была весьма велика - согласно духовной грамоте великого князя Симеона (ум. 26 апреля 1353), будущий митрополит оставался советником его младших братьев - князей Ивана и Андрея (впрочем, эти пожелания осуществились, вероятно, не в полной мере, т.к. Иван, уцелевший в отличие от Андрея во время эпидемии чумы, находился под сильным влиянием своих бояр, и в первую очередь шурина - тысяцкого Василия Вельяминова).

http://pravoslavie.ru/38316.html

И бысть всех дней житиа его 85 лет» - ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123-124), надежна только продолжительность пребывания во главе митрополии. В то же время указание на 40 лет монашеской жизни могло появиться в результате неверного осмысления сообщения, что святитель Алексий «пребысть в чернечестве даже и до 40-ть лет» (там же. Стб. 121), в котором речь идет скорее не о продолжительности иноческого подвига, а о приблизительном возрасте при назначении свт. Алексия владычным наместником. Предпочтение при определении времени рождения следует отдать упоминанию современных святителю Алексию исторических лиц и событий, не согласующихся с датой 1293 г.: «В княжение великое тферьское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова» (т.е. до похода на Переяславль зимой 1304/05 тверского боярина Акинфа Великого -там же). Важное свидетельство рассказа, что святитель Алексий «старее сый князя великого Семена (род. в 1317) 17 лет» (там же), относящее рождение святителя к 1300 г., не может быть безоговорочно принято, т.к. здесь возможна описка (ошибка внутреннего диктанта) в записи числа под влиянием звучания имени («Семена» - «семьнадесять» вместо «тринадесять»). Если считать годом рождения святителя Алексия 1300-й, то в качестве великого князя должен был быть упомянут Андрей Александрович Городецкий, а не Михаил Ярославич (хотя последний вернулся из Орды с ярлыком на великое княжение осенью 1305, т.е. после убиения Акинфова, позднейший биограф святителя Алексия мог исчислять начало нового правления от даты смерти кн. Андрея - 27 июля 1304). Крестным отцом святителя Алексия был княжич Иоанн Данилович (будущий Калита). Согласно житию, выучившись грамоте в раннем возрасте, святитель Алексий уже в отрочестве начал мечтать о монашеской жизни, после того как однажды, уснув на ловле птиц силками, услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков». В возрасте около 20 лет святитель Алексий принял постриг в одном из московских монастырей.

http://pravoslavie.ru/38316.html

Несмотря на широкое почитание святителя Алексия, в городе вплоть до XX века не было ни одного храма в его честь. В 1906 году крестьянин Иван Акатьев построил первую Алексеевскую часовню в деревне Нечаевской, рассчитывая служить в ней вечерни в холодное время года. В 1908 году маленькая часовня уже не вмещала всех желающих, и Акатьев обратился к епархиальным властям с просьбой разрешить расширить постройку. Также Акатьев просил позволения устроить алтарь, чтобы священники из соседних храмов служили в часовне литургию хотя бы несколько раз в год. Свое прошение крестьянин подкреплял заботой о духовной жизни фабричного населения Егорьевска, вера которого, как он писал, «под воздействием новых веяний уже начинает значительно слабеть». Кроме того, устройство «часовни-церкви» должно было увековечить важное событие в жизни семьи последнего российского императора Николая II – рождения в 1904 году цесаревича Алексия. Таким образом, Алексеевская церковь имела двойное посвящение. Первое – в честь городского покровителя митрополита Алексия Московского, и второе – в честь наследника царского престола. По сходной логике в 1880-х годах в Егорьевске был освящен величественный собор во имя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II. О лояльных царской власти настроениях жителей деревни Нечаевской говорит «адрес» крестьян Нечаевской волости Егорьевского уезда от 9 февраля 1905 года. Вот его строки, обращенные к Николаю II: «Повергаем к стопам Вашего Императорского Величества верноподданнические чувства и глубокую благодарность за милости, дарованные Высочайшими Манифестами 17-го октября и 3-го ноября 1905 года. Всегда готовы отдать свою жизнь за дорогого и любимого Царя… В ознаменование великого события дня 17-го октября мы решили поставить в нашем волостном правлении иконы святого Николая и святого Алексия, имени Вашего Императорского Величества и Наследника Русского Престола, и отслужить молебен о здравии и благоденствии возлюбленного Монарха и Его Наследника».

http://sobory.ru/article/?object=01795

На память о торжестве прихожанам были подарены иконы с изображением священномученика Алексия Смирнова и благословением митрополита Ювеналия, а также специально подготовленные к празднику выпуски газеты благочиния «Духовная нива». Накануне торжеств в поселке Глебово были установлены стенды с жизнеописанием священномученика Алексия и его фотографиями. В тот же день митрополит Ювеналий посетил Христорождественский храм села Филатово. У входа в храм владыку встречал настоятель священник Роман Лазарев. Владыка поклонился главной святыне храма — чудотворному списку Тихвинской иконы Божией Матери, и обратился к присутствующим с архипастырским словом.  На память о посещении прихода митрополит Ювеналий передал в дар храму напрестольный крест. Настоятелю Христорождественского храма села Филатово священнику Роману Лазареву Его Высокопреосвященство вручил медаль Московской епархии «За усердное служение» III степени. В дар от прихода отец Роман передал митрополиту Ювеналию икону Божией Матери «Ватопедская». Владыка митрополит побывал в мемориальной комнате, посвященной священномученику Алексию, которая расположена в доме рядом с Христорождественским храмом, где жил отец Алексий со своей семьей. В музее сохранились личные вещи священномученика, книги, предметы быта, приходская печать и крещальная купель. Экскурсовод С.Ф. Мякота познакомил гостей с экспонатами выставки. Владыка поблагодарил присутствующих, подарил в музей икону священномученика Алексия и наградил устроителей мемориальной комнаты благословенными митрополичьими грамотами. В дар владыке был передан один из томов творений святителя Иоанна Златоуста с подписью и пометками, сделанными рукой священномученика. Торжества продолжились у памятника священномученику Алексию Смирнову в поселке Глебовский, установленного в 2007 году на центральной площади, которая названа в его честь. Хор духовенства исполнил тропарь священномученику Алексию, после чего была возглашена «вечная память» всем усопшим рабам Божиим, «во дни лихолетья безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим». Митрополит Ювеналий и епископ Роман возложили цветы к памятнику священномученика Алексия. Затем владыка митрополит обратился со словом к собравшимся:

http://patriarchia.ru/db/text/4841571.ht...

В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, убитый их предводителем Асыкой. Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь. Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима († ок. 1449; память 24/6 февраля, 29 января/11 февраля). Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе. Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля. В 1649 году в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм. Святитель Питирим является автором одной из редакций Жития митрополита Алексия и служб на память митрополита Алексия и на обретение его мощей. Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (см. Михайлов М. Устьвым. «Вологодские губернские ведомости», 1850. Часть неофиц., 32, с. 366). Сохранилась рукопись, вложенная святителем Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI веке (ГИМ, собр. Уварова, 264). Труды: Житие Алексия митрополита (краткая редакция). Служба на память митрополита Алексия (12 февраля). Служба на обретение мощей митрополита Алексия (20 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В древней Псково-Печерской обители по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II причислен к лику святых Преподобный Симеон и установлено Всероссийское празднование Собора преподобных отцов Псково-Печерских в Неделю 4ю по Пятидесятнице, построены храмы в честь их имени. Особенно трогательную заботу проявляет Его Святейшество о старцах обители. Например, я помню, с какой радостью и вдохновением читал старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) письмо-поздравление с днем своего 90-летия от Святейшего Патриарха Московского и всея РусиАЛЕКСИЯ II. И все последующие юбилейные даты старца не остались без внимания Святейшего Владыки… Великое служение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II открыло путь к духовному совершенству во Христе миллионам жителей России и соотечественникам за её пределами… Цель жизни – духовное совершенство во Христе В 2001 году исполнилось сорок лет архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II. Приведём выдержку из беседы со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II по книге «Собиратель Русской Церкви» (М., 2001 г., с. 115). – Что, по-Вашему, движет человеком в жизни? – Цель. Ясная цель, которую каждый из нас должен наметить себе непременно. К этой цели человек стремится и, возможно, будет добиваться её достижения всю свою жизнь. Но он должен её достигать, потому что иначе жизнь не будет иметь ориентира. Цель – это движение, в её достижении смысл человеческого существования. – Ваша жизненная цель? – Достойно пройти путь пастырского служения, который веками проходили святители Земли Русской. Добиться совершенства в своем деле– служении Господу нашему Иисусу Христу… Какие замечательные слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II! Они могут быть прекрасным эпиграфом к последующим нашим рассказам! Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, – созидатель монастырей

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

На великое княжение тогда претендовали и более влиятельные русские князья: тверские, рязанские, новгородские. Они также ездили в Орду за ярлыком, но митрополит Алексий, за которым стояла Русская Церковь, поддержал московского князя Дмитрия, и татары признали этот выбор. Подросший князь Дмитрий вначале в своей политике, как и многие крупные князья, ориентировался на чисто княжеский, узкокорпоративный интерес, в том числе и по отношению к Церкви. Целью митрополита Алексия, как и митрополита Петра, было объединение Руси и избавление от татар. И здесь происходит очень важный для Руси поворот. Именно митрополит Алексий вместе с преподобным Сергием убедили Дмитрия Донского изменить политику узконациональной ориентации, направленную на интересы только Московского княжества и грозившую обособлением и провинциализмом, на политику собирания Русской земли, и позволившую в результате сбросить татарское иго. В отношении Церкви это привело к преодолению этнофилитизма и осознанию себя частью Вселенской Церкви, где нет ни эллина, ни иудея, ни рязанца, ни москвича, нет и узконациональной ориентации, - не в тактическом, а глубоком стратегическом смысле. В эти годы Русь подспудно растет, это совсем не время упадка, как можно себе представить по фильму Тарковского «Андрей Рублев». Наоборот, это время созревания московской государственности, культуры, книжности, русского самосознания. Именно тогда начинают развиваться иконопись, строятся - при непосредственном участии и с благословения митрополита Алексия - храмы и монастыри. Преподобный Сергий основывает будущую Лавру - по благословению митрополита Алексия возрождает на Руси древнюю монашескую форму общежития, закладывает национальные основы пришедшей из Царьграда и Афона исихастской духовности. Молитва с политическим результатом Святитель - государственный деятель, филолог и переводчик, основатель храмов, реформатор монашеской жизни, - был еще и великим молитвенником. В 1357 году, при хождении его в Орду за ярлыком (митрополиты получали ханский ярлык в знак утверждения на кафедре и освобождения Церкви от дани и насилий) хан просил, чтобы святитель исцелил его мать Тайдулу, страдавшую глазами. «Прошение и дело свыше меры сил моих, но я верую в Того, Кто дал прозреть слепому», - сказал святитель, имея в виду евангельское повествование об исцелении Христом слепорожденного. Он прочел необходимые молитвы о здравии, окропил больную и очи ее святой водой - и ханша прозрела.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Впоследствии вышеупомянутый храм был посвящен памяти Святителя Алексия и находился, как сказано выше, между Гатьковом и Рогнедином Малым или дер. Пузынином (тут же и могила Рогнеды). Здесь и по недавнее время можно было видеть на поверхности поля, принадлежащего крестьянам дер. Пузынино (где когда-то была усадьба княгини Рогнеды, храм и кладбище), остатки железняковых кирпичей, которые по свидетельству сведущих лиц относятся к началу 14 века; кости же человеческие и часть разбитого камня с неразборчивою надписью пришлось видеть в 1898 году на межах этого поля даже пишущему сии строки. Сколько времени просуществовала церковь на этих местах, т.е. между селениями Гатьковом и Пузынином, неизвестно. Известно только, что в 1748 году церковь была уже в теперешнем торговом селе Рогнедине – двухэтажная, деревянная и, кажется, двухпрестольная с главным престолом во имя Святых Мучеников Флора и Лавра и придельным – во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского. Лет 80 тому назад умер старожил 126 лет, который хорошо помнил этот старый прежний деревянный храм, а от своего отца этот старожил слыхал, что церковь перенесена в теперешнее село Рогнедино с княжеской усадьбы, и что церковь та была посвящена памяти Святителя Алексия. На месте теперешнего кладбищенского Алексиевского храма на близлежащей с южной стороны храма площади было обширное кладбище, так что даже иные дома обывателей устроены на могилах. С какого времени существовало здесь кладбище – неизвестно, но несомненно следующее: а) что до конца 18 столетия жители села Гатьково и деревни Яблонь Брянского уезда, не говоря уже о жителях села Рогнедино, принадлежавшего тогда также к Брянскому уезду, хоронили своих покойников в селе Рогнедине близ теперешнего Алексиевского храма; прекратили же они хоронить умерших в Рогнедине, вероятно, после отчисления села Рогнедина от Брянского к Рославльскому уезду и по устроении храма в селе Гатькове Брянского уезда; б) теперешнее кладбище, единственное для всего прихода села Рогнедино, и находящееся на севере от Одигитриевского храма, основано не ранее начала 19 столетия. Недавно я узнал, что храм в селе Гатькове Брянского уезда основан лишь 150 лет тому назад, т.е. в начале второй половины 18 столетия; но старожилы помнят, что крестьяне из села Гатьково и дер.Яблонь приходили на Радоницу и на вселенския субботы служить панихиды по своим усопшим родным в Рогнедино даже в первой четверти 19 столетия.

http://sobory.ru/article/?object=09466

Можно сказать, что вся жизнь святого праведного Алексия была монашеством в миру. Проведя всю жизнь в суете и толчее Москвы, душой святой праведный Алексий непрестанно пребывал с Богом, молясь о всем мире. Недаром один из оптинских подвижников, посетив его, сказал, что такое служение свыше человеческих сил и лишь Божия помощь позволяет святому нести этот крест. Представленная книга содержит жизнеописание святого праведного Алексия, историю его прославления, историю мечевской общины, духовное наследие святого – отрывки из его проповедей, а также историю храма святителя Николая в Кленниках. В книге даны три приложения: первое – воспоминания очевидцев о святом праведном Алексии, второе – слова о нем современных священнослужителей и церковных деятелей, третье – небольшое исследование о. Павла Флоренского о святом праведном Алексии. Анна Маркова Житие святого праведного Алексия Мечева Рождение Святой праведный Алексий родился в Москве 17 марта 1859 года. Семья будущего святого находилась под покровительством Московского митрополита святителя Филарета. Отец будущего святого, Алексей Иванович Мечев, еще в детстве стал певчим митрополичьего хора. Впоследствии, по окончании семинарии, он по благословению святителя Филарета становится регентом митрополичьего Чудовского хора. Как регент хора, он получил небольшую квартиру при Троицком подворье, где была резиденция Московского митрополита. Там же, при подворье проживали и певчие митрополичьего хора. Вскоре Алексей Иванович вступил в брак – его супругу звали Александра Дмитриевна. Роды первенца были очень тяжелыми и затянулись, жизнь матери и ребенка оказалась в опасности. В большом горе Алексей Иванович поехал помолиться в Алексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил святитель митрополит Филарет. Увидев своего регента в смятенном состоянии, святитель подошел к нему и спросил: «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?» – «Ваше Преосвященство, жена в родах умирает». с. 10] Святитель осенил себя крестным знамением: «Помолимся вместе… Бог милостив, все будет хорошо» с. 11], – сказал он. Потом подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». с. 11]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

По мнению заместителя председателя СОММ, все, с кем довелось встретиться в госпитале, настоящие патриоты. Даже при тяжких ранениях, а иногда и на грани жизни и смерти, они думают о том, чтобы вернуться в строй и продолжить защищать Родину. Проявляя мужество и подлинный героизм, жертвенность и любовь, воины с глубоким смирением говорят о том, что многое переосмыслили в жизни, побывав у той черты, за которой открывается мир иной. Раненые попросили матушек почаще приходить к ним. Врачи и медицинский персонал выразили игумениям благодарность за слова утешения бойцам. По мнению игумении Иулиании, очень важно посещать раненых, ведь «духовная поддержка необходима всем — людям разных национальностей и вероисповеданий. Все они объединены одним чувством — чувством любви к нашему общему Отечеству. И они с таким доверием принимают слово, сказанное духовным лицом, что монашествующим есть чему у них поучиться». Опытом посещения насельниками Сретенского ставропигиального мужского монастыря военных госпиталей и военных частей, находящихся в Подмосковье и Белгородской области, поделился наместник обители игумен Иоанн (Лудищев). От лица Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению на собрании выступил главный врач Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского, Алексей Юрьевич Заров. Выступая на собрании в качестве представителя епископа Верейского Пантелеимона, руководителя Синодального отдела по благотворительности и руководителя новообразованной Патриаршей гуманитарной миссии (журнал 62 Священного Синода от 24 августа 2023 года), Алексей Юрьевич рассказал о том, какую работу проводят Синодальный отдел и больница святителя Алексия в отношении помощи раненным в зоне СВО бойцам. В настоящее время при больнице святителя Алексия действуют курсы по уходу за ранеными. Лекции курсов посвящены, в частности, духовным основам милосердия, основным понятиям медицины чрезвычайных ситуаций, психологическим особенностям взаимодействия с людьми, находящимися в стрессовой ситуации, а также инфекционной безопасности. После обучения добровольцы помогают в качестве братьев и сестер в больницах и госпиталях Мариуполя, Луганска, Горловки. К настоящему моменту подготовлено около тысячи добровольцев, которые выезжают в Донбасс и работают в шести больницах Новых территорий. Главный врач больницы святителя Алексия выразил уверенность в том, что к этой деятельности могут подключиться и монашествующие, так как сестры и братья милосердия очень нужны в госпиталях Донбасса.

http://radonezh.ru/2023/10/24/sostoyalos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010