По окончании семинарии он ушел послушником в Троице-Сергиеву лавру. В дальнейшем его таланты расцветали именно там. Не помню сейчас, когда именно был он пострижен, но Сергей Писанюк стал монахом Алексием, в честь Алексия человека Божия. Очень важно сказать ещё и о том, что будущий отец Алексий был духовным чадом архимандрита Кирилла (Павлова). Поступив в лавру, он стал ещё ближе к своему старцу. Он провожал отца Кирилла через толпу паломников и страждущих, на панихиды и отпевания, ездил с ним на родину батюшки. Эта сторона его жизни была сокрыта от нас, но она хорошо отражена в написанной иеромонахом Зосимой (Масягиным) посвященной отцу Алексию книге. Со стороны мы могли видеть, как отец Алексий защищает отца Кирилла от напора толпы, как, будучи диаконом, вместе с ним служит, как воодушевленно поет на литургии с народом киевское «Верую»... Отец Алексий был родом из Киева. До семинарии, ещё учась в школе, стал иподиаконом митрополита Филарета и очень переживал впоследствии его уход в раскол. Уже в школьные годы Сергей Писанюк выделялся искренним благочестием, в лавре же, под руководством о. Кирилла, таланты о. Алексия проявились наиболее ярко, и его доброделание наполнилось особой силой. Хотя и здесь основным его послушанием, помимо богослужения, стало похоронное. Ему даже выделили от лавры старенькую газель, в которой всегда наготове был погребальный комплект. Друзья в шутку называли газель отца Алексия Росинантом... С похоронным его послушанием связаны некоторые истории, ставшие уже легендой Отец Алексий не только хоронил, но и помогал в обретении мощей святых; участвовал в обретении мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), праведного Алексия Московского, святителя Филарета Московского, преподобных Антония Радонежского и Максима Грека. С похоронным его послушанием связаны некоторые истории, ставшие уже легендой. В местном морге как-то летом отключили электричество. Похоронная фирма приезжала забирать безродных покойников только в определенные дни, и не стала менять свой график. Появился и стал усиливаться запах тления, работники терпели, но выхода не видели – и вдруг приехал по каким-то делам отец Алексий. Он все понял. И попросил – «Вы мне только дайте разрешение, я все сделаю». Разрешение было получено. И он сам, несмотря на невыносимый запах, вывез все смердящие трупы, выкопал каждому могилу, положил каждому крестик и молитву и похоронил...

http://pravoslavie.ru/150024.html

Байрам-Алийский храм, построенный в форме креста, отличался нежной и затейливой красотой; фрески Нестерова в нем - и поныне неизвестная искусствоведам страница творчества великого мастера. Храм в государевом имении был освящен в честь святителя Московского Алексия, являвшегося небесным покровителем наследника престола царевича Алексия. Этот храм посещали представители многих знатных русских родов, приезжавшие в Байрам-Али для лечения как на курорт, - подобный ему по климату, рекомендуемый для лечения заболеваний почек, имеется лишь в Египте. (В 1932 году Свято-Алексиевский храм был у верующих конфискован, в здании устраивали столовую, сиропный цех, склады, даже баню; несколько раз случались пожары. В 1991 году храм, лежавший в развалинах, без купола и крыши, был возвращен Церкви; стараниями прихода он восстановлен до той степени, что в нем можно совершать богослужения, - но средств на полноценную реставрацию нет, уникальные росписи М. В. Нестерова находятся в плачевном состоянии.) Книга «По стопам апостола Фомы» Мургабское Государево имение было основано в 1887 г. неподалеку от развалин древнего города Мерва, рядом с аулом Байрамали (Байрам-Али), давшим название железнодорожной станции и поселку, позднее превратившемуся в город. Имение было хозяйственным. Ныне оно остается почти неизвестным в отечественной науке. Однако в нем сохранился не только дворец, но и храм, расположенный отдельно и окруженный ныне городской застройкой. Церковь Алексия Митрополита, построенная в неорусском стиле в 1912-1914 гг., в советское время была закрыта и значительно повреждена. От купола оставалась лишь обрешетка, большей частью утрачен декор боковых порталов, западный портал почти уничтожен. Не сохранился иконостас, но уцелели росписи интерьера. Ныне храм вновь действует. В интернете распространилась версия, согласно которой автором проекта называется А.В. Щусев, а росписи приписываются М.В.Нестерову. Архитектура храма, в самом деле, напоминает многие работы Щусева. История формирования комплекса имения требует дальнейших архивных изысканий, однако уже сейчас есть возможность внести некоторую ясность в отношении церкви.

http://sobory.ru/article/?object=39703

Особое внимание на Приходе уделяется детям. При церкви уже более 10 лет функционирует воскресная школа, в которой обучаются от 10 до 20 учащихся. Дети изучают Закон Божий, учатся петь, рисуют. Настоятель, регулярно посещая СШ проводит духовно-нравственные беседы со школьниками, а, являясь ответственным в благочинии по издательской работе и взаимодействию со СМИ, готовит ежемесячный номер газеты «Благовест Радонежья». В клире церкви еще два священнослужителя: иерей Сергий Пташинский и иерей Максим Маслаков. Источник: http://www.spblago.ru/?p=531 Церковь Алексия, Митрополита Московского была построена в 1857-1863 гг. на средства владельца фарфорового завода, " Господина и кавалера Алексея Григорьевича Попова " , завершалась уже его детьми. Автор проекта - архитектор И.Е.Сафонов. Храм в традициях художественной эклектики, близкий к типовым проектам. Под церковью размещалась семейная усыпальница Поповых. Главный престол - Алексиевский, боковые, в трапезной - Успения Пресвятой Богородицы (южный), мчц. Царицы Александры (северный). В 1935 г. храм был закрыт. В начале 1950-х были разобраны завершения и здание перестроено под клуб. С 1991 г. церковь возрождается. Церковь Алексия Человека Божиего по адресу: г.Хотьково, Горбуновская ул (б.с.Горбуновка) является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 09 апреля 2015 г. Главным местом паломничества в городе Хотьково почитается Покровский монастырь, где погребены родители преподобного Сергия Радонежского святые Кирилл и Мария. Однако женская обитель – это не единственная старинная святыня города. В своих нынешних границах Хотьково включает в себя бывшее село Горбуново, в котором издавна существовала церковь святителя Алексия Московского. Сохранившееся каменное здание церкви было построено в 1857-1863 годах на средства купца Алексея Гавриловича Попова – владельца местного фарфорового производства. Поповский фарфор историки искусства называли вторым по значению и качеству изделий в середине XIXbeka после знаменитого фарфора «Мануфактуры Гарднер в Вербилках».

http://sobory.ru/article/?object=00087

Эту служение святителя было связано с особыми трудностями, потому что политическое влияние на западные русские земли было направлено на то, чтобы воспрепятствовать Первосвятителю в посещении Киева. Он предпринимал всевозможные усилия, чтобы навещать западные Русские земли, но это становилось все более и более затруднительным. Уже в далеком XIV веке некие силы стремились разделить Русь. Для нас не было неожиданным и новым, что в 90-е годы ХХ века повторились подобные попытки. Мы сегодня вспоминаем день ангела почившего Святейшего Патриарха Алексия, который носил имя святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. На годы правления Святейшего Патриарха Алексия выпали те же самые проблемы, ибо под влиянием различных сил предприняты были попытки разделить единое тело Русской Церкви. И снова кто-то захотел провести границу по той же самой исторической грани, отрывая мать городов русских от единства всей древней Руси. Святейшему Патриарху Алексию пришлось сделать многое, чтобы сохранить это единство. И по милости Божией, Соборы, которые состоялись в 90-х годах ХХ столетия и в начале XXI столетия с участием всего епископата нашей Церкви, засвидетельствовали еще и еще раз непреклонное желание всей древней православной Руси быть единой и иметь во главе своего Патриарха. Это стремление к единству особенно ярко было выражено летом минувшего года, когда в июне в Москве состоялся Архиерейский Собор. Святители, собравшиеся в столице, знали об усилившемся стремлении разделить Церковь Русскую, и потому приняли историческую декларацию «О единстве Русской Православной Церкви». Эта декларация была еще раз подтверждена в дни Поместного собора, состоявшегося в конце января сего года. Эти стремления имеют огромное значение, потому что они проистекают не от желания того или иного политического или церковного деятеля, а выражают горячее стремление и твердое убеждение всей полноты Церкви исторической Руси к сохранению единства так, как желал его святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, как оберегал его, словно зеницу ока, Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/567983.htm...

Ведь, к слову сказать, и другой московский храм, тоже названный во имя пророка Божия Илии, который находится в центре столицы, в Обыденском переулке, также никогда не закрывался. Кто-то может посчитать это простой случайностью или счастливым совпадением, но у людей верующих на этот счет имеется своя вполне определенная точка зрения. Святитель Алексий митрополит Московский, правивший с 1354 по 1378 годы, купил у Ильи Озакова это село на свои келейные деньги. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425–1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». «С того времени, конечно, уже не одна церковь сменила другую, пока, наконец, не была сооружена в 1690 году каменная с приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В недавнее же время устроен еще придел во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и сооружена новая колокольня», – сообщает в своей книге П.В. Синицын. По этим же сведениям, Черкизово впервые встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено на мое серебрецо». В те далекие годы Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге П.В. Синицын. Напомним, что с самого начала митрополит Алексий завещал свое село Чудову монастырю, которое оставалось за ним до 1764 года. С 1764 года храм во имя святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходским храмом. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного Патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры.

http://sobory.ru/article/?object=03340

Ему было открыто, что этот человек — нищий, который долгие годы живет на улице около храма. Пономарь тут же исполнил повеление. Чудесное событие привлекло множество людей, которые, узнав о святой жизни Алексия, хотели своими глазами увидеть праведника. Преподобный, испугавшись такого пристального внимания, поспешно сел на корабль и навсегда покинул город. Буря принесла его судно к берегам родной Италии. Он оказался в Риме, где как нищий поселился у дома своего отца. Родитель не узнал своего сына и велел слугам приносить страннику еду со своего стола. Так многие годы святой провел под окнами своих родителей, которые оплакивали своего пропавшего сына, не подозревая, что он совсем рядом. Все это время Алексий безропотно переносил насмешки и оскорбления со стороны прислуги. Преставление святого Алексия. Книжная миниатюра Почувствовав приближение смерти, Алексий раздобыл хартию (бумагу) и, описав на ней всю свою жизнь, просил за все прощения у родителей и жены. В этот же день во время воскресной торжественной литургии, на которой присутствовал сам император, все находящиеся в храме ясно услышали голос, который доносился из алтаря: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Три дня христиане молились о том, чтобы открылось имя этого праведника. Наконец, в четверг собравшиеся услышали: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». Они нашли преподобного Алексия уже почившим. Епископ прочитал все, что было написано в прощальном письме святого. Тогда мать, отец и жена Алексия со слезами поклонились ему. Мощи преподобного были торжественно погребены в церкви святого Вонифатия. Другие известные святые с именем Алексий: Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси чудотворец (между 1292–1305—1378) Родился в боярской семье. Константинопольским патриархом он был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси. Обладая глубоким умом, святой фактически был главой усиливающегося тогда Московского княжества. Святитель не только вел умелую дипломатическую политику, но и много сделал для укрепление будущей столицы.

http://foma.ru/imya-aleksiy.html

Мать будущего Патриарха Елена Иосифовна (в девичестве Писарева) была дочерью расстрелянного большевиками полковника Белой Армии. Святейший Патриарх Алексий: - В первую очередь, я благодарен своим родителям, которые дали мне жизнь, привили мне любовь к храму, к святыням, потому что ежегодно они ездили или в Псково-Печерский Успенский монастырь или в Пюхтецкий Успенский монастырь или в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в 1938 и 1939 годах. Общение со старцами Валаамского монастыря, с которыми мне, девятилетнему мальчику, пришлось встретиться, оставили на меня очень сильное впечатление. У меня не было никаких сомнений, по какому пути я пойду. Я в шесть лет уже знал наизусть Литургию. Я всегда молюсь о тех, кто примером своей жизни наставлял меня и учил. С четырнадцати лет Алексий Ридигер служил псаломщиком, алтарником, ризничим. В восемнадцать поступил в Ленинг радскую духовную семинарию, сразу в третий класс, а затем и в Академию, которую закончил по первому разряду со степенью кандидата богословия. Ещё будучи студентом Алексий Ридигер был рукоположен во священника и назначен настоятелем Богоявленского храма города Йыхви, а через семь лет - Успенского собора в Тарту. Вскоре он стал благочинным одного из округов Таллиннской епархии, включавшего в себя 32 русских и эстонских прихода. Протоиерей Алексий совершал богослужения в русских приходах на церковнославянском языке, в эстонских - на эстонском, который знал в совершенстве. Святейший Патриарх Алексий: - В конце 1959 года умерла моя мать. Мы остались вдвоем с отцом. У нас была очень дружная семья. После смерти матери мое желание принять монашество стало еще более твердым. Я поехал в Троице-Сергиеву лавру и получил благословение от Святейшего Патриарха Алексия. Он спросил меня какое бы я хотел принять имя. Я сказал, что я привык к своему имени, и мне бы хотелось его сохранить. Святейший Патриарх сказал, что по традиции нужно два имени положить в раку преподобного. Были положены: имя святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского. Вынутый жребий указал на святителя Алексия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Рака с мощами святого Алексия стояла на указанном месте около двухсот лет, до 1686 года. Так как храм и трапеза, построенные новгородским архиепископом Геннадием, пришли в ветхость, то в 1683 году по повелению благочестивого царя и великого князя Феодора Алексиевича 3341 , самодержца всероссийского, и по благословению Иоакима, святейшего патриарха московского и всея России, старанием и усердием бывшего в то время настоятеля обители архимандрита Адриана, который вскоре после сего был митрополитом царственного города Казани 3342 , а впоследствии по благоволению Божию возведен был в сан святейшего патриарха царствующего великого города Москвы и всея России 3343 , – была построена на новом месте новая большая трапеза. Она почти вся вынесена была за пределы обители и только незначительною частью своею и одною северною стеною вошла в обитель вместе с храмами, из коих первый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, бывший прежде придельным в храме святого архистратига Михаила, а второй рядом с первым, как мы уже и видели, – во имя святого митрополита Алексия и при них два притвора, или трапезы, устроенные для помещения тех, кто приходил к чудотворным мощам, чтобы поклониться им, помолиться и выслушать церковное богослужение. На том же основании между этими двумя храмами был выстроен новый храм во имя святого Апостола Андрея Первозванного для иноков обители, чтобы они всегда и особенно в зимнее время могли слушать различные церковные службы отдельно от сторонних посетителей монастырских храмов. Кроме сего на западной стороне всех этих зданий была устроена другая трапеза для принятия иноками пищи, чтобы они во всем были отделены от приходящих в обитель – суетных мирских людей, думали об одном только Боге и заботились о своем спасении, ревностно упражняясь в молитве, посте и рукоделии, так как в этом и заключается вся жизнь иноческая. Для этого же были устроены и разные входы в храм со вне обители, для мужчин – особый вход в храм святого Алексия, а для женщин – также особый в храм Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы приходящие к многоцелебным мощам святителя входили в эти храмы со вне монастыря и стояли в них, не смешиваясь, каждый пол в особом храме, мужчины отдельно и женщины отдельно. Для иноков же, живших в этой обители, были устроены в эти храмы и трапезы другие входы извнутри монастыря. Это – для того, чтобы иноки могли проводить безмолвную, чуждую суеты, жизнь, а также для того, чтобы по преданию святых отцов и по уставу обители иметь монастырские ворота всегда закрытыми и этим воспрепятствовать мирянам безвременно входить в обитель, а инокам во всякое время выходить из нее. Ибо в прежнее время был такой устав обители, чтобы в течение трех дней на неделе, а именно: в понедельник, среду и пятницу иноки отнюдь не были отпускаемы за стены обители, в остальные же четыре дня они уходили в случае какой-либо необходимой нужды, да и то не самовольно, а отпросившись предварительно у настоятеля или того, кто управлял обителью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В новые времена, при всеобщем признании принципа свободы совести и отделения церкви от государства зачастую межцерковные и межрелигиозные противоречия использовались и «раскручивались» политическими силами в своих целях. Поэтому одной из основных пастырских заслуг Патриарха Алексия считают сохранение канонического церковного единства РПЦ «поверх» границ, прочерченных политиками на постсоветском пространстве. И, безусловно, в истории РПЦ первосвятительство Алексия II запомнится как время, когда был преодолен многолетний раскол между церковью в Отечестве и за рубежом—подписание в прошлом году Акта о каноническом общении между Московским патриархатом и РПЦЗ во многом явилось заслугой покойного предстоятеля Русской православной церкви. Шестнадцатому патриарху, который будет избран в будущем году на Поместном соборе, предстоит разрешить те проблемы, которые церковь не смогла преодолеть в патриаршество Алексия II, -- уврачевать расколы на Украине и в Эстонии. Алексий II, в миру Алексий Михайлович Ридигер, сам родился за рубежами России—в 1929 году Таллин, как и сейчас, был столицей независимой Эстонии. Известно, что «эстонский канонический вопрос» был одним из камней преткновения в отношениях между Московским и Константинопольским патриархатами—Москва оспаривает законность существования Эстонской апостольской православной церкви, которую взял под свое покровительство Константинополь. Но мало кто знает о том, что отец будущего русского патриарха, протоиерей Михаил Ридигер, был рукоположен в священники митрополитом Таллинским Александром (Паулусом), тем самым, который впоследствии возглавил «раскольническую» эстонскую юрисдикцию. При крещении Алексей Ридигер был наречен в честь Алексия, человека Божия, но, принимая 3 ноября 1961 года монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре, он избрал своим небесным покровителем другого святого с тем же именем—митрополита Киевского и святителя Московского. Святитель Алексий остался в истории церкви XIV века не только как великий праведник и выдающийся пастырь, но и как выдающийся дипломат, умевший, как бы сейчас сказали, вести диалог и с московскими князьями, и с ордынскими ханами. Ту же роль—не только первосвященника, но и посредника в отношениях между церковью, обществом и государством на рубеже XX—XXI веков пришлось взять на себя и Алексию II. «Под его началом православная церковь превратилась в один из авторитетных институтов, плодотворно взаимодействующих с государством, -- говорится в обращении президента Дмитрия Медведева, опубликованном в связи с кончиной патриарха.—Московский патриархат приобрел уважение и авторитет не только в России, но и в международном религиозном сообществе».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Индийские врачи выступили с интерактивными презентациями по ряду тем, среди которых: «Нейронавигация и операции по трепанации черепа в состоянии бодрствования», «Диагностика тяжелых нервных случаев»; «Нейровмешательство в случаях инсульта»; «Практика и современные исследования в области гастроэнтерологии»; «Передовые методы хирургического лечения рака толстой кишки»; «Реконструкция лица и лапароскопические операции»; «Обследования узлов щитовидной железы и рака щитовидной железы»; «Практика интенсивной терапии и инфекционного контроля» и др. Состоялись активные научные дискуссии по каждой из презентаций. Российская сторона представила презентацию, посвященную истории и современной деятельности больницы святителя Алексия. Представители Московского Патриархата рассказали о небесном покровителе российской медицины святителе Луке Крымском. Индийская сторона проявила особый интерес к опыту больницы святителя Алексия в сфере паллиативного лечения, которое возрождается в России в значительной степени усилиями медицинских специалистов Русской Православной Церкви. По итогам совместной работы прошли переговоры о сотрудничестве между больницей святителя Алексия и Госпиталем святителя Григория Парумальского.  С индийской стороны в переговорах участвовали: генеральный директор клиники святителя Григория Парумальского священник Павел Эмси, исполнительный директор ОВЦС Маланкарской Церкви священник Ашвин Фернандис, финансовый директор клиники священник Фома Джонсон, капеллан больничного храма хорепископ Иосиф Варгезе, заведующие отделениями. Далее делегация российских врачей посетила Колледж медицинских сестер святителя Григория Парумальского, где состоялась встреча с его руководством и студентами. В ходе встречи директор больницы святителя Алексия А.Ю. Заров обратился к собравшимся с приветственным словом, после чего С.А. Постернак выступила с презентацией, посвященной деятельности Православного Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.  14 марта российские специалисты приняли участие в конференции по случаю Всемирного дня почки, которая была проведена Центром почечных наук и трансплантации почек Парумала. Мероприятие проходило под председательством секретаря Священного Синода Маланкарской Церкви митрополита Ниранамского Иоанна Мар Хризостома. На мероприятии с докладом выступил А.Ю. Заров. Иеромонах Стефан (Игумнов) приветствовал собравшихся от имени Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6113745.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010