Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю». Когда прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам Великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию. Еще до прибытия блаженного в столицу монголов царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.

http://patriarchia.ru/db/text/84773.html

Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1309) – исихаст, один из духовных учителей свт. Григория Паламы упраздняет Галицкую митрополию, расколовшую Русскую Церковь, и поставляет единым митрополитом Руси игумена Петра, уроженца Волыни, также подвизавшегося в безмолвии,  защищает его от нападок тверского князя, когда тот живет  в Москве, а не в кафедральном Владимире. Св. Петр ( 1308-1326) митрополит уже Киево-Владимирский продолжает дело, начатое св. блгв. кн. Александром,  митрополитами св. Кириллом, св. Максимом по объединению Северной Руси. После смерти он завещает погрести себя  в Москве, в новом Успенском соборе. Следующий митрополит — св. Феогност (1328-1353) – греческий монах-исихаст,  показавший себя сторонником  свт. Григория Паламы в спорах о Фаворском свете. Феогност сразу обосновывается не во Владимире, а в Москве, тем самым окончательно утверждая здесь резиденцию кафедры митрополитов на будущие времена. Он отлучает от Церкви тверского князя за междоусобие, прославляет св. митрополита Петра как чудотворца, после смерти его погребают в Москве рядом со свт. Петром. Прославлением свт. Петра  Митрополит Феогност  поднимает на недосягаемую высоту духовный авторитет Москвы, в приемники он избирает себе инока Алексия – будущего митрополита Московского и Всея Руси св. Алексия I (1353-1378). Дальнейшее развитие Русской Церкви и Северо-Восточной Руси связано с паламитами – сторонниками свт. Григория Паламы. Патриарх Константинопольский Филофей (1353-1376), который канонизировал свт. Григория Паламу в Византии, принимал деятельное участие в делах Русской митрополии. Он поддерживал св. митрополита Алексия I в борьбе за объединение Руси вокруг Москвы, высоко ценил  прп. Сергия Радонежского и благословил его устроить общежительный монастырь. Следующий после Алексия митрополит — св. Киприан (1390-1406) – болгарин,  закрепил в русской богослужебной практике почитание свт. Григория Паламы. Затем митрополит св. Фотий (1408-1431) — грек, сторонник Григория Паламы поддерживал московских князей в борьбе с усилившейся Литвой. Ему удалось объединить в Русской Церкви и Северную Русь, и Галицию, и Литву.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

При возобновлении опустошенного города, вероятно, Донской восстановил и завещанный его попечению монастырь. Летописи ничего не говорят нам о состоянии оного при Великом Князе Василие Димитриевиче; но упоминают о гибельном пожаре после Суздальщины в 1445 году, когда «внутри города не осталось ни единаго древеси,» когда распались каменные церкви и часть стен городовых; в 1447 году сгорели в Чудове м. трапеза и кельи Архимандрита Геннадия; в 1493 году казны, а в 1547 погибло от пожара в монастыре 18 старцев и 8 слуг; «едины мощи Св. Алексия сохранены беша» 615 . Царь Иоанн Васильевич возобновил сей монастырь, соорудив, 1556 года, на задних воротах оного храм Св. Великомученицы Евдокии в память рождение Царевны Евдокии. В 1626 году, Мая 3, от пожара, опустошившего Кремль, в Чудове сгорела соборная церковь , которая, как полагать надобно, приведена в прежнее устройство благочестивым Михаилом и родителем его Патриархом Филаретом, которые вызывали после того каменщиков и кирпичников из других городов для восстановления Кремлевских зданий. В 1677 г. земля монастырская увеличилась присоединением к ней смежного с нею двора Боярина Бориса Морозова 616 . При Царе Феодоре Алексеевиче, 1679 года, начато, а в тройственное царствование Иоанна, Петра и Софии окончено при Архимандрите Адриане, в последствии Патриархе, строение сохранившихся доныне трех церквей, трапез и монастырских служб 617 В Московских писцовых книгах 1689 г. упоминается: «за алтарями церкви Св. Козмы и Дамиана в Кремле конюшенный двор монастыря». Не малый также вред нанесли Чудовской обители пожары 1701 и 1737 годов; в последний погорели кровли на кельях и две церкви Св. Алексия Митрополита и Св. Апостола Андрея Первозванного с окладными и неокладными образами и церковными утварями 618 ; но мощи Св. Алексия уцелели от пламени. Вскоре после сего бедствия, монастырь возобновлен при Императрицах Анне и Елисавете, благоговевших к дому Святителя Алексия. О разорении его в 1771 году мятежниками скажем в последствии. По изгнании врагов 1812 г., ограбивших его и внесших мерзость запустение на место святое, он устроен, возобновлен и освящен Преосвященным Августином.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Управляющий делами Московской Патриархии огласил текст Патриаршего  соболезнования  в связи с кончиной митрополита Феофана, после чего сказал: «Приснопамятный владыка Феофан готовился на этой неделе, в ближайшие дни, совершить молитвенное воспоминание 20-летия своего архипастырского служения. Многие здесь стоящие надеялись участвовать в этом празднике, поздравить владыку с его многочисленными и значимыми плодами, которые он принес за время служения Церкви. Святейший Патриарх неоднократно отмечал владыку Феофана наградами. К этому юбилейному дню владыка тоже был удостоен ордена, который в последнее время весьма редко преподается и предназначен только для архипастырей. Девиз этого ордена: " Таков бо нам подобаше архиерей " , — это орден святителя Алексия, митрополита Московского. Сегодня, в этот скорбный день, я за послушание, которое дал мне Святейший Патриарх, должен сказать вам о последней его награде. Передаю ее наместнику Казанско-Богородицкого мужского монастыря, где воздвигается в честь Царицы Небесной великолепный собор — одновременно памятник благочестию и вере живущих здесь, и благочестию и вере владыки. Пусть эта награда с ликом святителя Алексия Московского, великого чудотворца Всероссийского, положенная в стенах святой обители, напоминает о том, что каждый из нас должен не просто прожить эту жизнь, но и принести Богу хоть малый плод. Чтобы и о нас помнили, и вокруг нашего гроба собрались, и за нас возносили молитвы. Владыке митрополиту Феофану — вечный покой на небе и вечная память на земле. Аминь». Митрополит Дионисий передал орден святителя Алексия, митрополита Московского, (III степени) наместнику Казанско-Богородицкого монастыря игумену Марку (Виленскому) со словами: «Аксиос почившему митрополиту Феофану!» Со словом к собравшимся обратился gpeзuдehm Республики Татарстан Рустам Минниханов. «Владыка был уникальным человеком. За время служения у него сложились очень добрые отношения с мусульманской уммой. Также не могу не сказать о той работе, которую владыка Феофан проводил вместе с нами в рамках Группы стратегического видения " Россия — Исламский мир " », — сказал Рустам Нургалиевич.

http://patriarchia.ru/db/text/5724236.ht...

С июня 2014 года по благословению Преосвященнейшего Луки началась роспись храма студентами иконописного отделения Новосибирского Богословского Свято-Макарьевского Института. 17 октября 2014 года состоялось торжественное празднование 100-летия храма святителя Алексия Митрополита Московского. История храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при станции Черепаново в Новосибирской области Статья посвящена истории здания Алексиевского храма, возведенного в 1914 г. в поселке строителей Алтайской железной дороги при станции Черепаново. Работая с архивными документами, авторы обнаружили, что первым в поселке был возведен деревянный храм, и потому после строительства каменного Алексиевского храма действовали два прихода. В советские годы здание бывшего Алексиевского храма было перепрофилировано под клуб и под Дом пионеров, его внешний облик был значительно изменен, и после возвращения в 2006 г. в ведение РПЦ была проведена реконструкция здания. При выполнении авторами статьи обмерных чертежей современного здания храма было установлено несовпадение вертикальных осей симметрии в композиции верха и низа кафоликона, что говорит о разнице между восстановленным и пред-полагаемым первоначальным обликом церкви. Авторы статьи предполагают, что первоначально кафоликон церкви имел деревянное шатровое перекрытие с главкой на восьмигранном глухом барабане. Традиция возведения храмов при станциях железной дороги сложилась в России во второй половине XIX в. с появлением и быстрым развитием железнодорожного транспорта, а восходит она к более древней традиции строительства храмов и часовен на перекрестках дорог и пересечении улиц. Выбор правильного пути был связан у русского человека с молитвенным обращением к Богу. Жизнь большинства российских жителей была тесно связана с церковью, где человека крестили, венчали и отпевали, где причащался он Святых Христовых Тайн. Именно поэтому и в Сибири, на станциях новых железных дорог и в селениях при них строились храмы для нужд переселенцев, по их многочисленным просьбам.

http://sobory.ru/article/?object=23048

Церковь построена с 1905 по 1907 годы тщанием Св.Синода стоимостью в 25 тыс.рублей, в том числе 5 тыс рублей отпущено по Высочайшему повелению. Зданием каменная и вмещает в себя более 600 человек. С одной колокольнею. Престол один во имя Святителя Алексея, митрополита Московского. Имеется дом для церковного сторожа, дровяной сарай. Причтовых домов нет, он помещается в нанимаемых от казны квартирах. Ближайшая церковь – Свято-Троицкая – в 1 версте и ж.д. в 200 саженях. «Клировая ведомость Либавинской Алексеевской церкви за 1910 год» В начале ХХ века возникла необходимость строительства православного собора в районе Яунлиепая (Новая Лиепая). 31 мая 1905 года была получена Храмозданная Грамота от Архиепископа Агафангела Рижского и Митавского. По благословению Владыки началось строительство храма в честь Святителя Алексия Митрополита Московского. 9 мая 1905 года владыка освятил Святой Антиминс для храма, а строительство началось с ноября месяца 1905 года. Проект храма и иконостаса выполнен епархиальным архитектором Владимиром Лунским. Строительство храма осуществлялось в основном на пожертвования. Это Священный Синод - 20 000 рублей, Государь Император - 5 000 рублей, предприятия города и частные лица. Иконы для иконостаса были заказаны в мастерской Г.М. Казакова и выкуплены дворянином Львом Львовичем Карбониером. Он купил утварь и облачение для храма, и сам написал „Моление о чаше” для храма. Икону «Благословение детей» писал ученик И.Е. Репина Павел Александрович Шиллинговский. Образ Пресвятой Богородицы „Иверская” пожертвовала Либавская железнодорожная станция. Координировал строительство храма Либавский благочинный отец Петр Карелин. К концу весны 1907 года строительство было завершено. Курляндский губернский инженер Михайлов осмотрел новый храм и не заметил ни трещин, никаких других признаков непрочности постройки или неравномерности осадки. Всех, кто приезжает в наш город на вокзал, первой встречает церковь святого Алексия – православный храм, разместившийся вблизи вокзала – на ул. Ригас, 54. Познакомимся с его историей.

http://sobory.ru/article/?object=13595

По природе молчаливый, он остался молчаливым на всю жизнь. Двадцать лет прожил он в Богоявленском монастыре, где было много добрых иноков. Тогдашний Московский митрополит Феогност часто беседовал с ним. Чтила Алексия и великокняжеская семья, знавшая его с детства. В течение двенадцати лет он был наместником и помощником святителя Феогноста. В это время Алексий изучил греческий язык и исправил славянский перевод Нового Завета по греческому подлиннику. Святитель Феогност указал на Алексия, как на своего преемника. Святитель Алексий митрополит памятен не только святостью своей жизни, но и трудами государственными. Он продолжал дело своего великого предшественника – первого Московского митрополита Петра, стараясь возвысить значение Москвы и сплотить вокруг нее разрозненную русскую силу. В Орде святитель Алексий вынес тяжкую борьбу за права духовенства, которое хан хотел обложить данью. Несмотря на все угрозы и истязания язычников, он добился того, что хан подтвердил завет, данный прежними ханами святителю Петру, о свободе церкви Российской от дани. Особенно много потрудился он в дни малолетства великого князя Димитрия Иоанновича, который за победоносную битву с татарами на Куликовом поле, на берегах Дона, заслужил себе имя Донского. Уважаемый в Орде, святитель Алексий своими поездками в нее покоил и хранил Русскую Землю и дал ей возможность потихоньку собраться с силами для борьбы с Мамаем. Святитель Алексий памятен своими поучениями к духовенству и к пастве и духовным общением с преподобным Сергием Радонежским. Он убеждал игумена быть своим преемником, но Преподобный по смирению отклонил это предложение. Еще при жизни отца Димитрия Иоанновича, великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого, состоялась достопамятная поездка святителя Алексия в Орду, где он даровал чудесное прозрение ослепшей ханше Тайдуле. … … По Москве шло большое движение. Народ валом валил в Кремль, где в Успенском соборе должны были служить напутственный молебен. Митрополит Алексий, по вызову хана, отправлялся в Орду. Все в городе знали о том, что великий князь получил от хана Джанибека грамоту. В грамоте этой хан писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юный Елевферий воспитывался при княжеском дворе. Он рано проявил любовь к книгам, но не отказывался и от детских забав. Однажды жарким летним днем мальчик отправился ловить птиц, расставил силки и задремал, а во сне услышал голос: «Алексий, зачем напрасно трудишься в ловле птиц? Отныне будешь ловцом человеков». Потрясенный случившимся, отрок еще ревностнее обратился к чтению духовных книг, к молитве и посту, а потом ясно осознал, что больше всего хочет уйти в монастырь, и попросился в послушники в Богоявленскую обитель. Когда ему исполнилось 20 лет, он принял постриг с именем Алексий (оно было явлено ему в сонном видении) в честь святого Алексия, человека Божия. Наставником молодого инока был старец Геронтий, «духовным житием живый». В Богоявленской обители будущий святитель провел 27 лет. Здесь он начал изучать греческий язык, а затем приступил к созданию исправленного перевода на славянский язык Нового Завета. Этот труд святитель закончил уже на митрополичьей кафедре. Инок же Стефан принял постриг в хотьковском Покровском монастыре, потом некоторое время подвизался вместе со своим братом – преподобным Сергием. А затем Сергий не раз навещал старшего брата в московской обители, стало быть, и под сводами Богоявленского собора возносилась его молитва. Известно, что иноки Алексий и Стефан были очень дружны и вместе пели на клиросе в монастырской церкви. Здесь умных, одаренных иноков заметил митрополит Феогност, преемник святителя Петра. Стефана он поставил игуменом, который, вероятно, по примеру брата, ввел в Богоявленской обители общежительный устав. Игумен Стефан стал духовником сыновей Ивана Калиты – великих князей Симеона Гордого и Ивана Красного, отца Дмитрия Донского. А инока Алексия митрополит Феогност взял в помощники и стал готовить в свои преемники. Перед смертью, в декабре 1352 года, он поставил его епископом Владимирским, а на следующий год святитель Алексий стал митрополитом и опекуном малолетнего великого князя Дмитрия Ивановича. И хотя отныне Кремль стал местом его пребывания, святитель не забывал родную обитель и щедро украшал ее, дарил иконы, утварь, книги. Со времен Алексия в монастыре переписывались и переводились книги, которые привозили греческие монахи, приезжавшие в Москву. Для них Богоявленский монастырь был подворьем. Так, при Дмитрии Донском из Константинополя прибыл старец Дионисий и, принятый с честью, остановился в Богоявленском монастыре по приказу государя – это был будущий святитель Дионисий, архиепископ Ростовский.

http://pravoslavie.ru/3927.html

Апостольских догмат опасна хранителя,/Церкве российския пастыря и учителя,/преблаженнаго Алексия святителя память празднующе,/славословим Христа Бога нашего песньми достодолжными,/даровавшаго нам угодника Своего,/яко обильный источник, точащ врачевания,//граду же Москве похвалу и утверждение. Ин тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 3 Свыше от Бога глас глаголющ услышав,/от юности подвизався, мудре,/в молитвах, и во умилении, и слезах,/во бдениих же и пощениих образ быв добродетели,/отонюдуже и дом Духу Пречистому явися./Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв,/Христово стадо упасл еси добре,/еретическая нападения, не усумнеся, отрази/и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие,/иночествующих лики собра/и сих Христови привел еси./Умре же, явися, яко спящ,/цел соблюден бысть пред многими леты,/подавая цельбы болящим./Тем молим тя:/моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден//и страну и православныя люди по велицей Его милости. Ин тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 4 Апостольских преемников архиереев сопрестольниче,/России всея пастырю и учителю,/всеблаженне отче Алексие,/Владыце всех молися/мир пастве твоей даровати,/и спасение душам,//и велию милость. Ин тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 8 Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне,/верных озаряющи души и телеса,/и исцеления струи Богоприятными ти молитвами источаеши,/отче святителю Алексие,/темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна,/иже Христову Престолу предстояй,//о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим. Кондак святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 8 Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/новаго чудотворца Алексия,/верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/служителя же и учителя премудра земли Российстей./Днесь, в память его притекше,/радостно возопием песнь Богоносному:/яко имея дерзновение к Богу,/многообразных нас избави обстояний, да зовем ти://радуйся, утверждение граду нашему. Ин кондак святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 3

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Несмотря на столь быстрый ход строительных работ освятить храм к 1917 году так и не успели, а начавшаяся вскоре гражданская война отодвинула время его освящения еще на несколько лет. Судя по всему, богослужения в храме стали совершаться еще задолго до его освящения по полному чину, поскольку уже в августе 1919 года была составлена опись его церковного имущества, из которой явствует, что уже к этому времени в нем находилось несколько икон в довольно массивных серебряных ризах и серебряные лампады (так, например, риза на Тихвинской иконе Божией Матери весила 2,73 кг). Согласно дошедшим до нас сведениям, новопостроенный каменный храм был освящен лишь в 1921 году епископом Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым, будущим священномучеником) во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Находившаяся по соседству деревянная церковь спустя два года разобрана и перенесена на новое Таицкое кладбище. К сожалению, к архивным материалам о довоенной истории Таицкой церкви доступа в настоящее время нет, и ее приходится восстанавливать по воспоминаниям старожилов и отдельным документам, обнаруженным в других архивах. С 8 сентября 1922 года настоятелем Алексиевской церкви становится молодой священник Петр Белавский, до этого в течение двух лет сослуживший своему отцу протоиерею Иоанну Петровичу Белавскому в Александро-Невской церкви в селе Александровском. Во многом дальнейший духовный и жизненный путь о. Петра определил будущий священномученик Владыка Григорий (Лебедев), прибывший в Петроград в 1923 году в качестве викария - епископа Шлиссельбургского. Живя на даче в Тайцах, он нередко служил и проповедовал в Алексиевской церкви, ведя по вечерам с о. Петром долгие беседы… Согласно воспоминаниям старожилов, именно в эти годы храм отличался наибольшим благолепием. До революции и некоторое время после нее в Тайцах существовала традиция устраивать на Пасху праздничные фейерверки, а храм украшать разноцветными фонариками. Особым почитанием среди местных жителей пользовались находящиеся в храме иконы святителя Алексия, святителя Николая Чудотворца (изображение в полный рост), Иоанна Предтечи («Во плоти ангел»), Феодоровской Божией Матери и св. блгв. княгини Анны Кашинской с частицей ее мощей. Внутри храма, над входом на хоры, висела картина, изображающая Спасителя и Марию Магдалину. Интересно, что на самих хорах в 1920-1930-е годы никогда не пели. Церковный хор всегда находился на правом клиросе, который полностью закрывали большие иконы.

http://sobory.ru/article/?object=00112

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010