Предстоятель Русской Церкви преподнес в дар Христорождественскому кафедральному собору молдавской столицы набор евхаристических сосудов на молитвенную память о Первосвятительском служении. В знак признания заслуг в деле возрождения веры на земле Молдовы Святейший Патриарх Алексий наградил президента республики Владимира Воронина орденом святого благоверного князя Димитрия Донского (I степени) и пожелал благословенных успехов на поприще государственного делания. В тот же день Святейший Патриарх Алексий в сопровождении Президента В.Н. Воронина, митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира и представителей высшей государственной власти республики посетил церковный детский дом «Праведный Иосиф». Вечером президент страны В.Н.Воронин устроил прием в честь Предстоятеля Русской Православной Церкви. По окончании приема Святейший Патриарх Алексий и сопровождавшие его лица отбыли в Москву. Постановили: ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Слушали: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о внесении в Собор Московских святителей, празднуемый 5/18 октября, имен святых Предстоятелей Русской Православной Церкви, прославленных за период с 1977 по 2000 годы. Справка: Постановили: ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия Имели суждение: О приближающейся дате 20-летия Чернобыльской катастрофы (26 апреля 2006 года). Постановили: ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о деятельности Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия» по изданию многотомной «Православной энциклопедии» и распространению этого издания в епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Издание «Православной энциклопедии» начато в 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ознаменование 2000-летия Рождества Христова специально созданным Церковно-научным центром — учреждением Русской Православной Церкви. Издание «Православной энциклопедии» осуществляется под общей редакцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под личным патронатом Президента Российской Федерации В.В. Путина.

http://mospat.ru/archive/86332-zhurnaly-...

Взял с собой святитель Алексий немного воска от той свечи, изготовил малую свечку. И отправился в путь со всем клиром, уповая на милость Божью. Еще до прибытия блаженного Алексия в ханскую столицу царица Тайдула видела сон – увидела она святителя Алексия в архиерейском облачении в сопровождении иереев. И повелела царица приготовить для святого Алексия и священников драгоценные облачения. Вышел хан Джанибек навстречу святителю, встретил его с великой честью. И начал святитель Алексий молебствование, зажегши малую свечку свою от гроба святого Петра, а после продолжительных молитв окропил освященной водой царицу Тайдулу, и она тотчас прозрела. Все дивились славному и дивному чуду и восхваляли Бога. Хан Джанибек с великой честью и щедрыми дарами проводил святителя Алексия и его спутников на родину. Через некоторое время снова пришлось митрополиту Алексию идти в Орду. После смерти Джанибека власть захватил его сын Бердибек, жестокий и кровожадный. Он убил двенадцать братьев, чтобы захватить власть, и готовился идти на Русь. И тогда, по просьбе великого князя Московского, отправился в Орду митрополит Алексий и кроткой и мудрой беседой укротил ханскую ярость. Вскоре скончался великий князь Иван Иванович, и унаследовал власть его девятилетний сын Дмитрий Иванович 120 . Все заботы о малолетнем князе взял на себя святитель Алексий. В то время великое княжение перешло к суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, который сумел выпросить себе в Орде ярлык на великое княжение. Митрополит Алексий, несмотря на желание великого князя Дмитрия Константиновича, не стал жить во Владимире, а остался в Москве при молодом князе Дмитрии Ивановиче. В Орде в это время была великая междоусобица, ханы убивали друг друга, борясь за власть. В 1362 году ярлык на великое княжение получил снова московский князь Дмитрий Иванович, молитвами и трудами святителя Алексия. Мудрость его, дипломатический талант и неустанная молитва много способствовали процветанию Московского княжества. Он был истинной опорой молодому князю Дмитрию Ивановичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горе вам, если о вас все говорят хорошо. Эти слова из глубочайшей древности с Божественной силой врываются и в нашу жизнь, и в нашу действительность. И ничего не изменилось со времен святителя Алексия. Как он боролся за духовное единство Руси и подвергался нападкам и угрозам физического уничтожения, так и сегодня все те, кто молится и трудится для духовного сохранения единой Святой Руси, подвергаются тем же нападкам. Любая проповедь слова Божия, которая делает его актуальным, которая доходит до сознания людей, которая устремляет их внимание к подлинным целям и ценностям жизни, которая возвышает человека в понимании того, что перед Богом он должен нести свой ответ, — немедленно сопровождается либо игнорированием, замалчиванием, либо поношениями и скорбями. И то, что сегодня происходит, о чем многие из вас хорошо знают, по сути не отличается от происходившего во времена святителя и чудотворца Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Наученные этой историей, наученные словом Божиим, будем стараться различать духов, особенно же различать лжепророков. А это различение возможно только тогда, когда мы живем с Богом в Церкви, когда мы слышим Божественное слово, когда мы укрепляем себя святыми Таинствами, когда мы становимся сильнее всех в мире, потому что наша сила есть сила Божия, оплодотворяющая верных через Таинство святой Евхаристии. Сегодня мы также вспоминаем имена моих блаженнопочивших предшественников — Святейшего Алексия I и Святейшего Алексия II, Патриархов Московских и всея Руси. В Церкви нет простых времен, и каждый Предстоятель, неся ответственность за всю Церковь, проходит через скорби и внутренние муки. Не были исключением и мои блаженнопочившие предшественники — каждому досталось нести крест, обусловленный историческими обстоятельствами и духовным состоянием народа. И сейчас, когда они предстоят пред Богом (а мы верим, что этот так), мы, молитвенно вспоминая подвиг их жизни, просим у Господа простить им грехи вольные или невольные, которые по человеческой природе каждый совершает, и сотворить вечную о них молитвенную память. А сейчас мы пройдем к могиле приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и совершим о двух Патриархах нашу заупокойную молитву. Храни вас всех Господь.

http://patriarchia.ru/db/text/2813358.ht...

После того как сын отца Федора Михаил окончил Московское техническое училище и женился, путь в монастырь для отца Феодора был открыт. В 1898 году он поступил в Смоленскую Зосимову пустынь, где был пострижен в иеромонаха с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Отца Алексея полюбили в монастыре за смирение и кротость. Ко всем приходящим к нему он относился с любовью и состраданием. Владыка Арсений (Жадановский) вспоминал: «Да, участие отца Алексия к обращающимся за советом к нему поразительное. Он не может отпустить человека, пока тот не успокоится и не выскажет всего, накопившегося в душе. Стремление непременно ублаготворить пришедшего часто порождает в нем беспокойство: ему вдруг покажется, будто вопрошавший остался недовольным и неумиротворенным — тогда старец начинает мучиться и молиться, дабы слова его не послужили во вред. Так сильно у отца Алексия желание спасения другим». Любовь старец ставил выше поста и молитвы. С 1908 по 1916 год старец пребывал в полузатворе, но продолжал принимать людей. К нему приезжали архиереи и государственные деятели, священнослужители и монахи, военные и врачи, чиновники и учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. В 1916 году игумен Герман дал свое благословение на полный затвор старца Алексия, но уже через год ему пришлось прервать свое духовное уединение. 15 июля 1917 года в Троице-Сергиевой лавре открылся предсоборный монашеский съезд. По личной просьбе святителя Тихона старец Алексий принимал в нем участие и был избран членом Всероссийского Поместного Собора. В конце октября 1917 года, было решено безотлагательно восстановить на Руси патриаршество. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Вынуть жребий поручили старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. В 1919 году старец решил увеличить свой молитвенный подвиг и принял схиму. Имя у отца Алексия осталось прежним, но день ангела стал праздноваться не 12 февраля, а 17 марта — в честь святого праведного Алексия, человека Божия.

http://pravoslavie.ru/91756.html

Алексеевский храм Чудова монастыря, содержавший гробницу митрополита Алексия, имел необычное устройство. Фактически это были два пятиглавых бесстолпных храма – митрополита Алексия и Благовещения. Эти храмы имели общую стену, прорезанную аркой, под которой и размещалась гробница. Алексеевская церковь предназначалась только для мужчин, Благовещенская – для женщин (Андреевская – для монахов). Казалось бы, логично было отвести мужчинам тот храм, который выходил во внутренний двор монастыря (напоминаем, что Чудов монастырь был мужским), однако устроители поступили как раз наоборот. Очевидно, отдавая женскому полу северную, то есть левую от входа часть двойного храма, стремились соблюсти обычай греческой церкви (до никоновских времен у нас неизвестный) разделять молящихся, ставя мужчин справа, а женщин слева от центральной оси храма. Особенностью постройки являлся арочный проход, соединяющий алтари обоих храмов. В данном случае он был необходим, поскольку, когда литургия служилась в Алексеевской церкви, то Св. Дары через арку-проход выносились для женщин в алтарь Благовещенского храма. Любопытно также расположение дверных проемов. В Благовещенскую церковь можно было попасть только через трапезную Алексеевского храма, со стороны монастыря входа не было; в церковь апостола Андрея, предназначенную для монахов, наоборот, можно было пройти лишь из монастыря. Столь нетривиальное решение, вероятно, действительно явилось плодом упражнений благочестивого монарха. Федор Алексеевич скончался в 1682 г., и мощи святителя Алексия перенесли в новый храм его наследники – Иван и Петр. В 1680 г. царь Федор Алексеевич разработал весьма оригинальный проект новой Алексеевской церкви на месте разобранной постройки архиепископа Геннадия. Событие это экстраординарное, – не царское это дело, но выполнять его следовало буквально, несмотря на явные противоречия в функциональной организации и композиции комплекса. По царскому чертежу предполагалось построить сразу две церкви, одинаковые по плану, стоящие вплотную друг к другу, с одной общей стеной, в которой был устроен арочный проем, и с общей кровлей. В арочном проеме, соединявшем две церкви, по примеру некоторых новгородских храмов была поставлена серебряная рака с мощами свт. Алексия. Южная церковь, выходившая на Кремлевскую площадь, была освящена во имя свт. Алексия и предназначалась только для мужчин, а северная – в честь Благовещения Богородицы – выходила на площадь монастыря и была отведена для женщин, что создавало немалые трудности для организации отдельных независимых входов в каждый храм. При этом Благовещенская церковь считалась придельной. Поэтому ее пять глав с куполами, идентичных по архитектурному решению деталей главам Алексеевской церкви, существенно меньше последних по высоте, что выглядит несколько странно, хотя логика такого решения понятна и заметно это только из монастырского двора, при взгляде на комплекс с запада.

http://sobory.ru/article/?object=45848

Священный Синод также одобрил доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию и касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Ушакова и преподобного Пимена Угрешского. Было постановлено включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобных Феодора Санаксарского и Пимена Угрешского, а также святого праведного Феодора Ушакова. Заслушав доклад председателя синодальной Комиссии по подготовке юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод постановил утвердить предложенную Комиссией программу юбилейных торжеств, а также учредить новые награды Русской Православной Церкви: орден святителя Алексия Московского (трех степеней), орден преподобного Серафима Саровского (трех степеней), орден Славы и Чести, медаль преподобного Серафима Саровского (первой и второй степени). Священный Синод наградил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия орденом святителя Алексия Московского (I степени). Священный Синод заслушал отчетные доклады руководителей синодальных отделов за 2003 год: председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Учебного комитета архиепископа Верейского Евгения, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева. Священный Синод одобрил работу этих Синодальных отделов. Также был заслушан отчет председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации архимандрита Иоанна (Экономцева). Затем Священный Синод заслушал доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходившем с 20 по 25 января 2004 года визите Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII. В постановлении Священного Синода особо отмечено единомыслие в понимании сложных проблем современной церковной жизни, проявившееся в ходе переговоров Предстоятелей двух Православных Церквей, и важность дальнейшего развития двухсторонних связей Александрийской и Русской Православной Церквей для укрепления межправославного единства и братского сотрудничества.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_oc...

Кругом просветленные вдохновенной радостию лица. Взрослые, дети. Видно, что очень многие приехали целыми семьями. Проникновенно-молитвенное пение клироса. Слаженный хор многочисленного священства. Монашествующие. И главное — на все это, на каждого стоящего со стен храма таинственно взирает Сама Пресвятая Богородица с сотен Своих древнейших и чудотворнейших Образов… Надо отметить, что идея создания храмового комплекса в Исакове родилась более десяти лет назад у московского предпринимателя Сергея Веремеенко. Так сложилось, что однажды обратился к нему известный собиратель древних икон Владимир Николаевич Строковский. В его коллекции имелось более 100 икон Пресвятой Богородицы, которые он предложил как-то объединить и разместить с подобающим благолепием, чтобы сделать их доступными для поклонения и молитвы многих и многих людей. Это предложение сразу же благодатно откликнулось в душе Сергея Алексеевича. Сергей Алексеевич Веремеенко в храме святителя Алексия К тому времени, будучи человеком верующим, он уже не раз помогал в возрождении православных святынь, а в поисках духовной поддержки неоднократно бывал на острове Залит у «всероссийского батюшки» — отца Николая Гурьянова. Когда Сергей Алексеевич поделился с ним окрылившей его идеей, тот улыбнулся и сказал: — Через три года будешь молиться всем образам Царицы Небесной! Место для уникального храмового комплекса, ранее никогда и нигде не встречавшегося, выбранное на первый взгляд случайно, по стечению чисто житейских обстоятельств, впоследствии оказалось не лишенным Божиего Промысла. Архивные данные поведали историю о том, что в этих местах некогда были не только храмы, но и целый монастырь! И вот, 30 июня 2002 года по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, митрополит Сергий Солнечногорский совершил чин освящения закладного камня в основании храма. Через два года, в 2004-ом, в его стенах было совершено первое всенощное бдение, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим. 4 июня 2005 года малым Архиерейским чином Архиепископом Истринским Арсением главный престол храма был освящен в честь Святителя Алексия, митрополита Московского. А еще через три года — в 2007-м, в день празднования обретения мощей Св. Алексия, архиепископ Истринский Арсений совершил чин освящения закладного камня в основании будущего храма-музея в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Теперь же мы становимся участниками его открытия — еще одного важного события в летописи Патриаршего Подворья в честь святителя Алексия, Митрополита Московского…

http://pravmir.ru/v-podmoskove-otkryilsy...

На Нечаевской улице в Егорьевске находится самый маленький в городе храм – во имя святителя Алексия Московского Чудотворца. До 1929 года в этой части города находилась деревня Нечаевская – центр бывшей Нечаевской волости Егорьевского уезда. Состоятельный крестьянин этой деревни Иван Акатьев в начале 1900-х годов воздвиг на свои средства часовню, которая позже была достроена и преобразована в церковь. Изначально «часовня-церковь» не имела своего прихода и была приписана к ныне утраченному Успенскому «Белому» собору Егорьевска. Со временем Алексеевская церковь стала самостоятельной и в советские годы не закрывалась. Святитель Алексий Московский почитался в Егорьевском крае с глубокой древности. Первое упоминание села Высокого – исторического предшественника города – встречается в завещании великого князя Василия Темного в XV веке. Однако, по преданию, эти земли столетием раньше принадлежали боярину Федору Бяконту – отцу митрополита Алексия. Считается, что святитель впоследствии пожертвовал отцовское имение во вновь устроенный Чудов монастырь в Москве. Предание сложно подтвердить историческими фактами, однако Нечаевская волость до середины XVIII  столетия действительно числилась вотчиной московского Чудова монастыря. В эпоху святителя Алексия русские земли находились под зависимостью ордынских ханов, а в Московском кремле располагался двор татарских наместников. В 1357 году хан вызвал в Орду русского святителя, прослывшего человеком праведным и благочестивым. Ордынский правитель велел Алексию помолиться о выздоровлении его ослепшей супруги – Тайдулы, и Господь услышал молитву святителя. Чудесное исцеление ханши произошло в день церковного праздника Чуда Михаила Архангела в Хонех, которое празднуется 6 сентября (19 сентября по новому стилю). В благодарность за исцеление хан передал митрополиту Алексию участок своего двора в Московском кремле. На этом участке и был основан древний Чудов монастырь. В Егорьевске особо почитался день обретения мощей святителя Алексия Московского – 20 мая (2 июня по новому стилю). В этот день по окончании литургии совершался многолюдный крестный ход вокруг всего города. Вот как описывалось это местное торжество в Рязанских епархиальных ведомостях 1912 года: «Крестный ход начался пением молебна Пресвятой Богородице с чтением акафиста, который разделен был на 4 части и прочитан на 4-х остановках. На остановке при часовне св. Николая близ монастыря был отслужен молебен святителю Николаю Чудотворцу с прочтением акафиста, а в монастыре женском, который основан при кладбище, отслужен молебен Пресвятой Троице и святым, коим посвящен монастырский храм, и панихида по усопшим жителям г. Егорьевска; при остановке на южной стороне города совершено было водосвятие. Крестный ход закончился в 4-м часу пополудни».

http://sobory.ru/article/?object=01795

В административном корпусе больницы состоялась беседа Его Святейшества с министром здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, заместителем мэра Москвы по вопросам социального развития Л.М. Печатниковым и руководством больницы. В беседе также участвовал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил министра здравоохранения, Правительство Москвы и всех, кто «находит возможность поддерживать эту больницу». По словам Его Святейшества, больница может стать не только местом работы и повышения квалификации медицинского персонала и сестер милосердия, но и международной площадкой для обмена опытом социального служения. Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского Свою историю больница ведет с начала XX века: она была построена в 1902 году на средства купцов-меценатов Медведниковых. Больничный комплекс включал в себя лечебные отделения, богадельню, корпус для проживания сотрудников, хозяйственные постройки, часовню и два храма. На открытии больницы присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1918 году больница была преобразована в туберкулезную, а с 1922 года стала клинической. Вскоре ей было присвоено название, которое она сохраняла почти 30 лет, 5-я Советская клиническая больница. С началом Великой Отечественной войны уже с первых дней на территории больницы был развернут эвакуационный госпиталь После войны 5-я Советская больница была переименована в 5-ю градскую. 26 мая 1992 года 5-я Градская клиническая больница была преобразована в Центральную клиническую больницу святителя Алексия, митрополита Московского, Московской Патриархии. Сегодня Центральная клиническая больница святителя Алексия — многопрофильное лечебное учреждение Русской Православной Церкви на 250 мест. Ежегодно врачи принимают около 20 тысяч пациентов, стационарную медицинскую помощь получают более 10 тысяч человек. Больница святителя Алексия является учебной и научной базой РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Здесь также проходят практику выпускницы Свято-Димитриевского училища сестер милосердия. В больнице работают 9 докторов и 19 кандидатов медицинских наук, 9 профессоров и 7 доцентов. 120 врачей и медсестер имеют высшую и первую квалификационные категории.

http://patriarchia.ru/db/text/4756661.ht...

По свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского, это был Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город), где святитель Алексий жил вместе со старшим братом преподобного Сергия Стефаном; однако, по др. достоверным источникам, связь святителя и его рода с этой обителью не прослеживается. Примерно до 40 лет святитель Алексий вел монашескую жизнь. О большей части этого периода известно лишь, что святитель Алексий «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона проиде». Несомненно, в это время он продолжал сохранять связи с великокняжеским двором. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого (принимая во внимание свидетельство летописного рассказа, не ранее 1344) святитель Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греческий язык. Митрополит Феогност еще при жизни благословил святителя Алексия «в свое место митрополитом», 6 дек. 1352 г. святитель Алексий был возведен в сан епископа Владимирского. Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епископия, упраздненная в 1299 г. в связи с переселением Киевских митрополитов во Владимир; после возведения святителя Алексия в сан митрополита кафедра вновь была ликвидирована. В Константинополь было направлено посольство от великого князя Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры святителя Алексия. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах Великого княжества Московского была весьма велика - согласно духовной грамоте великого князя Симеона (ум. 26 апреля 1353), будущий митрополит оставался советником его младших братьев - князей Ивана и Андрея (впрочем, эти пожелания осуществились, вероятно, не в полной мере, т.к. Иван, уцелевший в отличие от Андрея во время эпидемии чумы, находился под сильным влиянием своих бояр, и в первую очередь шурина - тысяцкого Василия Вельяминова).

http://pravoslavie.ru/38316.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010