Духовно-нравственный облик святителя раскрывается из его поучений, которых сохранилось два. Одно к Нижегородской пастве, а другое вообще к христианам. Содержание этих посланий выявляет смирение святителя и глубокое понимание им высоты архиерейского сана. Сознавая свою ответственность пред Богом как архипастырь, он наполняет свою душу заботою о спасении вверенной ему паствы. «Дети, – пишет святитель, – пишу вам и побуждаю вас на благое, игуменов, священников, диаконов и всех православных христиан, дабы вы последовали Спасову Евангелию». Мы видим, что святитель заботился обо всех: о пастырях и мирянах. Всех охватывает его пастырская попечительность. Он учил пастырей избегать нерадения, лености, страха человеческого пред сильными мира сего, заступать за немощных и учить пасомых добрым взаимоотношениям между собою. Мирян он призывал иметь любовь между собою и страх Божий, исполнять заповеди Божии и искренно каяться, любить храм Божий, благоговейно стоять и молиться нерассеянно в нем и всегда помнить час кончины. Особо поучал святитель князей, бояр и вельмож. Их он учил справедливости на суде, бескорыстию и защите ими вдовиц, сирот и обидимых. Самою яркою чертою его духовно-нравственного облика является горячая и преданная любовь к своему отечеству. В этом отношении святитель Алексий был поистине печальником и мудрым государственным мужем Русской земли. Его содействие великому князю Московскому Ивану Ивановичу окончательно возвысило Москву и способствовало, с одной стороны, подчинению удельных княжеств Московскому княжеству, а с другой – положил начало свержению монгольского ига. После смерти великого князя Ивана Ивановича на попечении святителя Алексия остался малолетний сын усопшего Дмитрий. Как опекун Дмитрия, он принимал самое активное участие в дальнейшем возвышении Москвы. В заботе об отечестве были проявлены святителем мудрость, миротворчество, строгость и в то же время осторожность, обдуманность и выдержанность во всех поступках. Подвергая свою жизнь опасности, он дважды ездил в Золотую Орду. При этом открылся и дар чудотворения святителя Алексия, когда он после молитвы пред Богом исцелил жену хана Чанибека Тайдулу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отец Русского единства: 25 февраля – память святителя Алексия Московского Этот чудесный эпизод, относительно недавно вошедший в художественный фильм " Орда " , известен достаточно широко. Куда менее известен иной момент из жития Святителя Алексия, когда в 1359 году он, незадолго до своего утверждения в качестве фактического правителя Московского княжества, направился из Москвы в Киев. По дороге владыка был пленён литовским князем Ольгердом, ограблен, брошен в узилище и едва не лишился жизни. Только ЧУДОМ святителю удалось бежать из заключения. Не правда ли, эти события весьма напоминают сегодняшние гонения на каноническую Православную Церковь на захваченной новыми " ольгердами " Украине ? Царьград - видео В тот же год в Москве умирает великий князь Иоанн Иоаннович, отец Димитрия Донского, которому на тот момент было всего девять лет. Регентом, воспитателем и фактическим главой государства становится... Святитель Алексий. И одним из первых его деяний в новом статусе стало основание в 1365 году в Московском Кремле его новой святыни – ЧУДОВА монастыря. Хотя, если точнее, то Кремлём деревянную крепость из дуба назвать было очень сложно. И как раз одновременно с Чудовой обителью Митрополит Алексий и начал возведение каменного Кремля. Разумеется, монастырь владыка назвал не в честь собственных чудотворений. А в честь ЧУДА Архистратига Михаила, связанного со спасением одной древней христианской святыни. Однажды в IV веке язычники решили уничтожить храм в Хонех, посвящённый Архангелу Михаилу. Для этого они соединили две горные реки в один поток и направили его на храм. Его служитель, праведный Архипп, начал молиться Архангелу Михаилу, и вскоре около храма появился сам Архистратиг. Ударив жезлом по горе, он открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался невредимым. Спасение храма: 19 сентября – Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех Митрополит Алексий Московский почил в 1378 году и был погребён в основанной им Чудовой обители. Святителю не удалось увидеть триумфальной победы своего воспитанника великого князя Димитрия Донского на Куликовом поле. Но именно этот великий духовный и державный деятель своими молитвами и наставлениями сделал всё, чтобы русские осознали силу своего единства и снискали право на свободу своей Земли и Веры. " Великая Лавра " Государства Российского: от возвышения к разрушению

http://ruskline.ru/opp/2020/11/30/sakral...

По материалам официального сайта Тверской епархии и книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. www.hram-tver.narod.ru В юго-восточной части монастырского комплекса расположена каменная трехпрестольная церковь с одной главою, возведенная в 1851-1854 годах «иждивением кашинских 1 гильдии купцов, братьев Алексея и Петра Ивановичей Ждановых». Главный придел церкви освящен во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, 23 сентября 1851 года при архиепископе Гаврииле. Есть два придела: правый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери; левый - во имя святых апостолов Петра и Павла. Освятили их 24 января 1854 года. Теплые приделы отделяла от холодной Алексеевской церкви деревянная оштукатуренная стена. В главный придел можно было попасть через отдельный вход с северной стороны, в теплые приделы - с западной стороны. Крыши на всем храме были покрыты листовым железом, окрашенным медянкою, а купол с железным вызолоченным крестом - листовым белым железом. Внутреннее убранство церкви, безвозвратно уничтоженное в 1930-е годы, можно представить себе только по дореволюционному «Описанию Николаевского Клобукова монастыря»: «Иконостас в Алексеевской церкви покрыт кармином; резьба и колонны вызолочены на полимент; стены покрыты голубым колером; в куполе и на стенах в некоторых местах написаны священные изображения; 24 иконостасы в приделах простые, окрашены зеленою масляною краскою, резьба и колонны вызолочены; полы во всем храме и алтарях деревянные, окрашены охрою». Была у Алексеевской церкви и своя колокольня: «На восточной стороне, в связи с оградой и рядом с Алексеевской церковью, устроена новая каменная колокольня о четырех ярусах, вышины, без шпиля и креста, 12 саж. (25,5 м) -, крест железный, вызолоченный; шпиль покрыт белым листовым железом; крыша и карнизы покрыты простым листовым железом и окрашены медянкою. Под этой колокольней устроены входные святые врата в монастырь; во вратах устроена часовня: в ней находится прекрасное распятие с приличною лапмпадою.

http://sobory.ru/article/?object=05502

По мнению исследователя Бориса Клосса, основание монастыря возле Киржача произошло не позднее 1375 года. Хронологически это не первая обитель, основанная Сергием Радонежским за пределами будущей лавры, но все редакции Жития сообщают о ней как о первой. Следующее путешествие преподобный Сергий предпринимает уже в Москву. По просьбе митрополита Алексия он отдал своего ученика Андроника в игумены новой обители в честь Нерукотворного образа Спасителя (Андроников монастырь в Москве), а затем навестил его в новой обители, дал ему наставление и снова вернулся в лавру. По мнению Бориса Клосса, это произошло в 1366 году. Сразу после посещения Андроникова монастыря преподобный Сергий Радонежский, по просьбе святителя Алексия и юного московского князя Дмитрия Ивановича, будущего победителя на Куликовом поле, отправился в Нижний Новгород с весьма необычной миссией. Известный историк Церкви Евгений Голубинский так описывает причины и последствия путешествия преподобного: " В 1365 году поссорились между собою князья Суздальские Дмитрий и Борис Константиновичи из-за того, что младший брат захватил Нижний Новгород, оставшийся после третьего, умершего брата, и не хотел уступать его старшему брату. Дмитрий обратился с жалобой на Бориса к великому князю Московскому Димитрию Ивановичу и к митрополиту Алексию, который в малолетство великого князя (родившегося в 1350 году) был правителем государства. Великий князь и митрополит хотели заставить младшего брата удовлетворить требованию старшего брата без вмешательства оружия и для сей цели отправили в Нижний Новгород к Борису преподобного Сергия Радонежского, причем митрополит поручил Сергию, в случае упорства Бориса, затворить в Нижнем все церкви, или наложить на город церковное отлучение " . Интердикт, наложенный Сергием, не очень помог, и князь Борис покорился лишь под угрозой военного вмешательства. Поведение преподобного Сергия Радонежского в этой ситуации не очень вяжется с образом смиренного монаха, но не следует забывать, что Троицкий игумен вместе со святителем Алексием в тот момент рассматривал деятельность московского князя как общероссийскую.

http://religare.ru/2_97173.html

С приходом советской власти на 80 лет об этой традиции забыли, но с возрождением в наши дни церковной жизни восстанавливаются и привокзальные часовни и церкви. Так, с 2008 г. вновь стали совершаться службы в восстановленном храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при железнодорожной станции Черепаново в Черепановском районе Новосибирской области. Каменный Алексиевский храм был построен в 1914 г. и предназначался для строителей Алтайской железной дороги, проживавших в образованном ими пос. Свободный на месте будущей станции Черепаново, давшей в 1921 г. свое название и поселку. Как правило, приходы вновь построенных храмов не сразу становились самостоятельными, а были на протяжении ряда лет приписными к другому ближнему приходу. Делалось это во избежание обнищания действующего прихода, чтобы новый храм не оттянул сразу большое количество прихожан с их пожертвованиями к себе. Кроме того, приход не мог быть сразу открыт как самостоятельный, если не успели построить дома для священника и псаломщика либо просто не было еще священника, назначенного в этот приход. Так или иначе, сразу после завершения строительства Алексиевский храм был приписан ко храму в честь Вознесения Господня, расположенному в с. Ганюшкино Зимовье, поэтому служба в нем ввелась по праздникам специально прибывавшими из Вознесенского храма священниками. В отличие от многих других церквей в Сибири в конце XIX - в начале XX в., здание Алексиевского храма было построено не по типовому проекту - попытка найти аналоги в атласах типовых проектов церквей не увенчалась успехом. На данный момент нам не удалось выявить автора проекта храма. Можно лишь сделать предположение, что это мог быть томский архитектор Болеслав Францевич Татарчух, назначенный с 1 июля 1912 г. архитектором Алтайской железной дороги. По долгу службы Б. Ф. Татарчух рассматривал и подписывал все крупные проекты зданий, строившихся вдоль Алтайской железной дороги. Вступив в должность в июле, Татарчух мог до конца 1912 г. разработать проект церкви в пос. Свободном либо использовать уже имевшийся, разработанный ранее проект, а строительные работы могли начаться в летний сезон 1913 г. и быть закончены в 1914 г. Б. Ф. Татарчух был выпускником Краковского высшего технического училища и с 1902 г. работал в Томске при управлении Средне-Сибирской железной дороги. В списке его работ упомянуты «несколько церквей», в связи с чем мы и делаем предположение о гипотетически возможном авторстве проекта храма.

http://sobory.ru/article/?object=23048

…Святейший Владыка непрестанно заботился о молдавской пастве, всегда интересовался насущными проблемами не только церковной, но и общественной жизни нашей республики. Там, где сеется вражда среди людей, Святейший Патриарх всегда призывал к миру и пониманию, бережно сохраняя традиции и обычаи братских народов. Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси С духовной радостью мне хочется назвать служение Святейшего Патриарха Алексия II литургическим. Из храма в храм, от Литургии к Литургии он шествовал, зажигая Божией благодатью лампады человеческих сердец...Чествуя в 2009 году 420-летие Патриаршества на Руси, мы, чада Русской Православной Церкви, осознаем, сколь многим современное русское Православие обязано святительскому подвигу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Савва, Митрополит Варшавский и всея Польши Одной из главных идей Его Святейшества было восстановление Святой Руси, понимаемой как святость народа. Одно из подтверждений этого — восстановление великого Храма Христа Спасителя в Москве, возобновление богослужений в соборах Московского Кремля как духовного и исторического центра Православия на Руси. Все эти изменения не имели бы места без живой, искренней веры Предстоятеля Русской Православной Церкви, любовь которого к священным богослужениям мне хорошо знакома, так как я имел честь несколько раз сослужить Его Святейшеству Святейшему Патриарху Алексию II… …Мир и единство были постоянными заботами Его Святейшества. Войны, терроризм, социальная несправедливость, экологические и экономические проблемы не оставляли его равнодушными. Его Святейшество сумел устоять вне политических интриг, всегда подчеркивая, что Церковь как Царство Христово «не от мира сего» (Иоанн. 18, 36). Она освящает мир и вносит в него любовь и учение единения и дружбы всех. Юрий Осипов, президент Российской академии наук Знакомство и общение с великим пастырем и замечательным человеком, Патриархом Алексием II, помогло выстоять в те, самые трудные, времена, когда нашему многострадальному народу снова выпала нелегкая доля строить заново Россию.

http://e-vestnik.ru/church/svetlyj_obraz...

Строительство православной церкви в Марцене отложили до лучшего времени. Это время наступило в 1871 году, когда правительство выделило на постройки православных церквей в Прибалтийских губерниях 600 тыс. рублей из казны и 200 тыс. рублей из сумм Св.Синода.С 1871 по 1874 год выделялось на 4 года по 200 тыс. рублей в год. Весной 1871 года началось строительство в Марцене нового каменного православного храма на 300 человек по проекту латышского архитектора Яниса Бауманиса, первого латышского архитектора с академическим образованием. В 1873 г. строители передали все построенные церковные здания в Марцене в Духовное ведомство. Начались отделочные работы и просушка каменного храма. В архивном деле 1248 имеется рапорт Марценского священника Иоанна Седвалка о передаче строителями нового храма в Духовное ведомство. Передача состоялась 01.11.1873 года и священник просил разрешения на освящение храма 25 августа 1874 г. благочинным священником Губиным. Рижская Духовная Консистория приказала : «...Если всё потребное к освящению нового строенного здания храма в Марценском приходе готово и устроено с должным приличием, то посему разрешаем Керстенбемскому благочинному священнику Андрею Губину совершить освящение 25 августа 1874 года, совместно с настоятелем Марценской церкви и другими ближайшими к мызе Марцен священниками...» Освящение нового храма состоялось 23 августа 1874 года во имя святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Антиминс был священнодействован ещё 13.12.1870 г. Преосвященным Вениамином, епископом Рижским и Митавским. В 1872 г. помещиком фон Трансе подарена для устройства приходского кладбища 1 десятина земли. Священник помещается в церковно-причтовом доме, построенном одновременно с церковью. Дом этот длиной 9 и шириной 5 саженей. Первый псаломщик помещается во втором выстроенном доме длиной 5 и шириной 4 сажени. Второй псаломщик помещается в здании церковно-приходской школы, построенной одновременно с церковью. Имеются хоз. постройки: сарай, хлев, конюшня, клеть 8 х 4 саженей, баня 3х3 сажени.

http://sobory.ru/article/?object=07837

Утвердившись в великокняжеском достоинстве, Димитрий уже на заре своего правления начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем, завершившийся в 1366 году браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны. Тем не менее постоянная трудность положения великого князя Димитрия Иоанновича состояла в том, что практически на протяжении всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси держав внешних — Орды и Литвы, великий князь должен был неусыпно помнить о противниках внутрирусских, сильнейшими из которых были княжества: Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское. В 1371 году тверской князь Михаил отправился к Мамаю просить ярлыка для себя. Мамай, который уже давно наблюдал за действиями московского князя Димитрия, давно не выплачивавшего ему дани, охотно дал ярлык Михаилу. В Москву же был направлен посол Сары-хожа с оскорбительным приглашением Димитрию Иоанновичу во Владимир на венчание Михаила. И здесь великий князь поступил как свободный человек, истинный хозяин положения: «К ярлыку не еду, а в землю на княжение Владимирское не пущу, а тебе послу, путь чист». Главным в этом поступке было неповиновение Орде — и в деле весьма важном. Димитрий Иоаннович, действительно, перекрыл путь Михаилу во Владимир, введя свои войска в Переяславль: ордынский же посол, прибывший в Москву, был встречен великим князем прекрасно. Задобренный, Сары-хожа в Орде походатайствовал за московского князя, чем в какой-то мере подготовил и дальнейший его успех. Вскоре, в этом же году, Димитрий Иоаннович отправился в Орду, чтобы прекратить происки Михаила; на этот поступок великий князь имел благословение митрополита Алексия. Руководство митрополита Алексия, продолжавшееся вплоть до его смерти в 1378 году, соответственно самой личности святителя, имело жизненно-практический характер, было для Димитрия Иоанновича школой не только духовной жизни, но и управления страной. Великий князь вернулся в Москву с нужным ярлыком. Михаилу же от Мамая пришло послание, в котором содержалось отрицание права на великое княжение.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Церковь построена в центре площади Баилова мыса. Ограда её была устроена из старых орудий, якорей и цепей, оставшихся по упразднении Астраханского порта. Иконостас для нее был заказан в Санкт-Петербурге у Пошехонова, который, из усердия и по убеждению строителя, исполнил заказ весьма дешево, добросовестно и изящно; образа в иконостасе написаны на досках и имели фон золотой, чеканный. Высота церкви до вершины креста у главного купола – 16 саж. 2,5 аршина метров). Церковь сооружена во имя святителя Алексия митрополита московского и могла вместить в себя более 500 человек. Она должна была обойтись, даже и при экономном выполнении работ, в 41 069 рублей. Между тем, на постройку ее израсходовано только 15 690 рублей. Короткому сроку постройки и значительному удешевлению ее стоимости способствовало усердие строителя и пожертвования. Командир порта исходатайствовал высочайшее соизволение на безвозмездный отпуск из портовых складов 75 пудов меди, на отливку 5 крестов с шарами. Ко дню освящения церкви был приготовлен хор певчих из морских нижних чинов и их детей. В день освящения церкви, последовавшего 28 ноября 1871 года, был назначен церковный парад, при хоре портовых музыкантов. Уже в 8 часов утра Баилов мыс начал принимать праздничный вид. Нарядная публика отовсюду стремилась к храму. Дорога из Баку на Баилов мыс представляла собой волнующуюся, пеструю, живую ленту; что то торжественное проглядывало в религиозной церемонии освящения. По окончании обедни, в 12 часов, избранная публика отправилась в казарму флотского экипажа, где был приготовлен обед. На нем присутствовали также и дамы. По штату при церкви положены были два священника и псаломщик. В 1883 году, 26 декабря, высочайшим повелением было утверждено Положение Адмиралтейств-совета о сравнении содержания духовенства портовой церкви в Баку (и еще ряда церквей в других городах) с содержанием духовенства церквей морского ведомства. Согласно штату, протоиерею назначалось жалованье 600 руб. и столовых 200 руб. в год. Квартира протоиерею предоставлялась казенная. Священнику назначалось жалованья 450 руб. и столовых 150 руб. в год. Квартирные же деньги, производимые в то время священнику в Баку, не имеющему казенной квартиры, оставлены были в существовавшем размере 114 руб. 30 коп. в год. Дьячку назначалось жалованье в размере 240 руб. в год. Адмиралтейств-совет нашел возможным принять этот расход на текущую смету Морского министерства, а также признал необходимым на будущее время отпускать на наем сторожей только для некоторых церквей, в числе которых была и портовая церковь Баку, в уважении бедности их и прихожан их, 260 руб. в год – на содержание причетника. Позже для всего причта были построены казенные квартиры, напротив церкви.

http://sobory.ru/article/?object=37167

2 сент. 1903 г. А. был назначен казначеем Чудова мон-ря в Москве, 26 марта 1904 г.- наместником этой обители, 27 марта сщмч. Владимиром (Богоявленским) , митр. Московским, возведен в сан архимандрита. А. ввел в Чудовом мон-ре ряд мер для укрепления монашеской дисциплины: обязательное присутствие братии на всех богослужениях, посещение насельниками трапезы только в полном монашеском облачении и др.; женщинам был запрещен вход за ограду мон-ря и в кельи. При обители была открыта школа для послушников, в к-рой преподавались церковная история, катехизис, аскетика, в братию зачислялись только окончившие эту школу. 27 окт. 1911 г. при Чудовом мон-ре А. учредил Московский отдел Камчатского миссионерского братства. В 1912-1917 гг. вместе с миссионером И. Г. Айвазовым издавал журналы «Лепта обители святителя Алексия» и «Голос Церкви», в к-рых публиковались проповеди и «Духовные дневники» А., посвященные раскрытию правосл. вероучения, а также актуальным проблемам церковной жизни: деятельности секты иоаннитов , распространению атеизма, младостарчеству, возрождению чина диаконис , имяславию и т. д. Стараниями А., сблизившегося в эти годы со сщмч. архим. Серафимом (Звездинским) , св. прав. прот. Алексием Мечёвым , схиигум. Фамарью (Марджановой) , Чудов мон-рь стал одним из центров духовного просвещения в Москве. 8 июня 1914 г. в Алексиевском соборе Чудова мон-ря А. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. Ведению А. подлежало наблюдение за преподаванием Закона Божия в средних учебных заведениях Москвы, назначение законоучителей, контроль за постригами в мон-рях Московской епархии. А. являлся также председателем миссионерского братства во имя свт. Петра (см. Петра митрополита братство ), Комитета по устройству внебогослужебных собеседований с народом, религиозно-философского кружка и др. 27 окт.- 3 нояб. 1917 г. Московский Кремль подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны большевиков, среди проч. пострадали здания Чудова мон-ря. При начале обстрела мощи свт. Алексия были перенесены братией в пещерную Ермогеновскую ц., где под грохот разрывающихся снарядов А. молился вместе с митр. Петроградским сщмч. Вениамином (Казанским) , архиеп. Гродненским Михаилом (Ермаковым) , прп. Алексием (Соловьёвым) и иноками обители. После закрытия мон-ря в авг. 1918 г., тяжело заболевший от пережитого потрясения, А. вместе со сщмч. Серафимом (Звездинским) уехал в подмосковный Серафимо-Знаменский скит , где стал духовным наставником схиигум. Фамари и мн. сестер. А. ежедневно совершал Божественную литургию, занимался иконописанием, изучал церковную музыку, медицину. В скитском храме перед игуменским местом находилась написанная им икона «Спас Нерукотворный».

http://pravenc.ru/text/76226.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010