У казатель мест Св. Писания и предметов, объясняемых в Словах и речах высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского Источник I. Указатель мест Священного Писания 286, 287 250, 251 318, 319 293, слд. 507, 508 379, 380 144, 146 258, 259 492, 494 479, 482, 483 429, 430 339, 340 143, 144 297–301 118, 119 151, 152 380, 381 308, 309 213, 214 498, 499 459, 460 129, 130 121–123 115–117 425, 426 453–455 227, 228 449, 450 413–416 85 и сл. 235 и сл. 558–560 421, 422 36, 184 341, 342 II. Алфавитный указатель предметов А АВГУСТИН. Его свидетельство o силе молитвы за усопших. II, 305. АВРААМ. Образец доблести семейственной. III, 97. Образец долготерпения. I, 352–354. Пример Авраама, пожертвовавшего Богу сыном, научает нас жертвовать для Христа всякою собственностию. 240, 241. АЛЕКСИЙ (св.). Отверз очи Тайдулы. II, 6. Сверял c Греческим текстом Славянский перевод Св. Евангелия и исправлял оный. 76. Важность сих исправлений для последующей борьбы с раскольниками. 77. Евангелие, исправленное им, сохраняется доселе в обличение раскольников. 77. Случай к открытию мощей св. Алексия. I. 212. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ . Замечание его о дне Рождества Христова. III, 309. АНГЕЛЫ. Учение разума о бытии Ангелов. II, 217, 218. Ветхозаветные свидетельства о бытии Ангелов и явлениях их человеку. 218–220. Свидетельства новозаветные. 221. Блаженство их в лицезрении Господа. I, 136. Каким образом распространяется Божественный свет между чинами Ангельскими. II, 371. Почему в Ветхом Завете не было особого установления о почитании Ангелов? 216. Для чего в Церкви Христианской установлено почитание их? II, 216, 217. Праздник в честь Ангелов, установленный Церковию, доказывает общение их с нами. 225, 226. Бытие Ангелов-хранителей человека. 228. Действия их относительно к человекам. 229. Действия на душу человеков. 222, 223. Служение их человекам. 226. Ангелы-хранители детей. 228, 230, 231, III, 144. Влияние их на жизнь младенцев. III, 567. Ангелы-хранители возрастных. II, 228, 229. Ангелы-хранители частей и сил стихийного мира, также народов и царств. 227, 228. Ангелы-хранители удаляются от грешников. 223, 231. Почему должно просить у Бога Ангела-хранителя, когда Ангелы назначены уже Богом на сие служение? 229–231. Как Апостол Павел изображает отношения Ангелов к человекам? 226. Учение о том св. Иоанна Дамаскина . 227. Иногда не примечаем служения нам Ангелов. 222, 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

11. Мнение Преосвященного Филарета о ревизии Вятской семинарии и Вятских духовных училищ ректором Казанской семинарии архимандритом Стефаном 31 Октября 1835 г. Преосвященный Иоанникий, Еп. Вятский, в 1835 году представил в Комиссию Духовных Училищ документы по постройке зданий для Вятских училищ. Документы эти признаны были недостаточными для контроля, поэтому журналом Комиссии от 17-го Июля 1835 года ректору Казанской семинарии архимандриту Стефану было предписано обревизовать постройку сих зданий и попутно также Вятскую семинарию – по экономической части и по управлению вообще, кроме классов, которые не могут быть ревизованы вследствие вакационного времени. Исполнив предписание Комиссии, арх. Стефан, представил отчет, в котором пишет, что 24-го Августа он в присутствии членов Вятского семинарского правления обозревал делопроизводство семинарского правления, осмотрел все классы, квартиры наставников, библиотеку, кухню и пр. Сему обозрению арх. Стефан представил копию с журнала семинарского правления. Далее в том же отчете арх. Стефан пишет, что предложил семинарскому правлению дать письменное объяснение на неправильности, найденные им по управлению семинариею. Ответ семинарского правления в виде представления на его, арх. Стефана, имя он приложил к отчету; что касается до бывших в семинарии беспорядков, то арх. Стефан, пишет, что все они изложены в представлении ректора Вятской семинарии арх. Никодима к Преосвященному Иоанникию, копия с коего приложена к его отчету. Пунктом 18-м инструкции, данной арх. Стефану, предписано было донести Комиссии Духовных Училищ о всех частях семинарского правления, а арх. Стефан в своем отчете пишет, что им это не сделано, так как семинарское правление, с утверждения Епархиального Архиерея, по канцелярии, библиотеке и о происшествии означенном в журнале правления от 6-го Марта 6 уже сделало свои распоряжения, а о беспорядках и расстройстве экономической части положило представить окружному Академическому правлению. По прочтении представленных арх. Стефаном бумаг, Митрополит Филарет дал следующее мнение:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Новый 1893/1894 год в нашей Академии начался магистерским коллоквиумом, состоявшимся 10-го сентября в присутствии профессоров и студентов. В качестве диспутанта выступил Дмитрий Григорьевич Наумов, представивший на соискание степени магистра диссертацию „Митрополит Филарет, как канонист“. После молитвы секретарем Академии было прочтено curriculum vitae магистранта. Диспутант – Дм. Григ. Наумов – сын дьякона села Покровского Ярославской губернии, Любимского уезда. Перво­начальное образование получил в Ярославской духовной Семинарии, по окончании курса в которой в 1886 году был послан семинарским начальством на казенный счет в Московскую Академию для продолжения высшего богословского образования. Здесь он окончил курс учения в 1890 году со степенью кандидата и правом па получение степени магистра без новых устных испытаний. 1891 г. 29 августа приказом г. Обер-Прокурора св. Синода был определен на должность преподавателя греческого языка в Бирючевское духовное училище, где состоит и по настоящее время. Из литературных произведений Дмитрия Григорьевича, кроме подлежащей защите диссертации, известны следующие статьи: 1) Теократические и Иерократические воззрения Владимира Соловьева и Ф. Достоевского перед судом канонического права Православной церкви и 2) Правда и ми­лость, как юридичские принципы по воззрениям и практике Московского митрополита Филарета. Обе статьи на­печатаны в журнале „Чтения в Обществе любителей Духовного Просвещения“, – первая в 1891 г., а вторая в настоящем 1898 году. По прочтении этих кратких биографических сведений о диспутанте, этот последний занял кафедру и произнес речь, в которой выяснил, что он не считал себя в праве входить в своей диссертации в какие бы то ни было историко-критические изыскания по поводу канонических воззрений м. Филарета. Этому препятствовало с одной стороны глубокое уважение, которым он проникнут к памяти великого святителя, с другой стороны сознание, что верную критическую оценку воззрений м. Филарета может дать лишь равносильный ему талант. Его целью было дать систематическое изложение канонических воз­зрений м. Филарета, и он добросовестно трудился над осуществлением этой задачи. Quod potui – feci, faciant meliora potentes – такими словами заключил диспутант свою речь. Непосредственно после этого начались прения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ma...

10. Мысли и советы, составленные Преосвященным Филаретом, для руководства при присоединении Униатов к православию 31 Марта 1834 г. В Октябре 1833 года Преосвященный Полоцкий Смарагд 5 писал Обер-Прокурору Св. Синода С. Д. Нечаеву, что им получено от протоиерея Витебского Собора Ремезова донесение о неправильных действиях Унитского духовенства и беспорядках допускаемых оным в церквах своих приходов. В виду важности сообщаемых сведений Обер-Прокурор вошел со всеподданнейшим докладом к Государю, в котором писал, что по словам прот. Ремезова: 1) Во всех Унитских церквах не имеется церковных книг, кроме служебников Виленской печати, называемых мшалами, в коих находится много нововведений против служебников Восточной церкви и даже Почаевской печати, и кроме таковых же общих миней, а в некоторых только церквах существуют еще триоди, никаких более книг не имеется; посему молебных пений о здравии Вашего Величества и всей Августейшей фамилии, равно как и Царских панихид ни в одной Унитской церкви не отправляется и сомнительно, чтобы где либо могли быть совершаемы всенощные бдения и другие церковные службы по чину Восточной церкви, чем самым Униаты, не без особенного намерения, ксендзами своими поспешно и быстро руководствуются к принятию католицизма. 2) Ни в одной Унитской церкви проскомидии пред литургией не совершаются, часы не читаются и даже ни копья ни просфор не употребляется, а приготовляется агнец и несколько кое-каких частиц предварительно не священником, а посторонним лицом, даже женским, вопреки предписаниям, употребляемых у них же самих служебников. 3) Во многих Унитских церквах, вместе с запасными Дарами, по обычаю Восточной церкви освященными, хранятся и католические облатки, а сверх того в некоторых церквах, в нарочито устроенных по католическому обычаю монстрациях, хранятся целые Агнцы, кроме запасных Даров, и сии монстрации без всякого устава по одному только самопроизвольному подражанию Католикам выставляются к народу на литургии, во время вечерних пений и во дни праздников местных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

15. Всеподданнейший доклад, составленный Преосвященным Филаретом, о Епископе Оренбургском Августине и трудах его, представленных в Св. Синод 9 Февраля 1837 г. В Январе 1837 г., бывший Епископ Оренбургский Августин подал Государю Николаю Павловичу всеподданнейшее прошение, в котором писал: светоносные Ангелы Господа Вседержителя, приведенные всемогуществом Его из небытия в бытие, и одаренные разумом, свободною волею, особливо мудростью, святостью и силою для прославления бесконечных Его совершенств, для участия в Его любви, для служения Величеству Его и вечному спасению человеков, все сии Ангелы, узревши миллионы блистательных светил, мгновенно воссиявших по изволению Бога в неизмеримом круге эфирной бездны, для проповедования славы Божией и для освещения вселенной, торжественным гласом возгремели бесчисленные похвалы Премудрому. Всесильному и Преблагому Творцу неба и земли (Иова 38:7). Подобные похвалы Всеавгустейшему имени Вашего Императорского Величества торжественным гласом гремят и вечно будут греметь во всех пределах России, преисполненной беспредельною благодарностью к Вашему Императорскому Величеству за составление полного собрания и полного свода премудрых Ваших законов, изложенных для управления Всероссийскою Империею во всех видах гражданского благоустройства. Сии два величественные произведения неусыпных Ваших трудов руководствуют все Российские гражданские судилища к сохранению истины и правосудия и к утверждению единодушия, мира и тишины во всех пределах России, изливают бесчисленные пользы на все государственные состояния, и будут вечно сиять в храме бессмертной славы. С глубочайшим благоговением исполняя премудрое и всеблагое соизволение Христа Бога, воззвавшего меня к совершению трудов для приведения всех духовных законов в хронологический порядок, состоявшихся с первого века по Рождестве Христове по настоящее время, и убеждаясь пламенным соревнованием к наивысочайшему совершенству гражданского законодательства Всероссийской Империи, удостоился я, при благодатном содействии Всесильного Спасителя мира, в течении минувших четырех годов, составить собственными моими трудами пятнадцать томов полного собрания духовных законов хронологическим порядком в историческом виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1) Предмет сего псалма Предмет 2-го псалма, по мнению новейших иудеев и Социниан, есть сам Давид. Но сколь неосновательно такое превращение пророчества Давида, откроет следующее: 1) Некоторые, и даже самые древние иудеи, думают, что псалмопевец вещает совокупно о себе, как образе, и Мессии, как образуемом, и утверждаются на том, что, а) и на Давида восставали соединенными силами многие народы ( 2Цар. 8 и 10); б) в ст. 6 Давид повествует о себе и о Иисусе Христе, подобно как в пс. 21, о Соломоне; в) царство Давидово продолжается во Христе, который наименован сыном Давида, принявшим престол его. 2) Все мысли псалма могут быть отнесены, без превращения разума, с правильною ясностью, к Иисусу Христу; поскольку излагается в ст. 7 вечное рождение; в 8 – царство над всеми языками и царями; в 11 и 12 предписываются поклонение и надеяние, требуемые единым Богом, что все ни в каком отношении не свойственно Давиду. Сверх того, 3) Св. Лука Деян. 4:25 и 13:32 и ап. Павел ( Евр. 1:4, 5:5 ) словами сего псалма благовествуют о Христе и на оныя указуют как на пророчество. Итак, дабы уклониться препретельных тонкостей, имея в руках нить, подаемую самим Писанием, довольно ей последовать и предметом сего псалма иметь Иисуса Христа, Царя и Судию всего мира. 2) Главное расположение онаго Сей псалом написан в виде разговора, впрочем, так, что изложены только мысли различных лиц, о самых же лицах умолчано. Подобный образ Божественного откровения находится в Песни песней. Для удобнейшего изъяснения можно расположить оный на четыре главные части. В первой, которую можно назвать вступлением, пророк излагает тщетное усилие восстающих на Господа, 1–4. Во второй, которая есть доказательство на первую часть, поставляет живущего на небесех (Бога Отца) защитником Господа и гневным карателем врагов Его, 4–6. В третьей, которую можно назвать предложением, вводит говорящим Мессию, Бога Сына, указующим на свое рождение, обширность царства и силу власти, 7–9. В четвертой, как в следствии из предыдущего или заключении, Дух Св. научает царей, судящих земли, и всех покоряться царю – Богу. I

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

22. Мнение Преосвященного Филарета о злоупотреблениях по управлению Подольскою епархиею 4 Марта 1839 г. Генерал-адъютант Гр. Бенкендорф 22 февраля 1839 г. препроводил к Об.-Прокурору Св. Синода Гр. Н. А. Протасову, записку, о злоупотреблениях по Подольской епархии, следующего содержания: По случаю ропота Греко-Российского Духовенства Подольской епархии на стесненность, происходящую от злоупотребления и противозаконных действий епархиального начальника 8 , Ректора семинарии 9 и протоиерея Гогоцкого 10 , дознано следующее: 1) Всякое лицо, получающее степень духовенства, не прежде удостаивается таковой, пока не пожертвует деньгами, под предлогом на украшение Архиерейской Церкви и ризницы; для чего у протоиерея Гогоцкого под секретом хранится книга. 2) К рукоположению во священники допускаемы бывают не только принявшие из Евреев Греко-Российское исповедание, но и зазорного поведения люди. Таким образом рукоположен в 1837 году в священники Кашериновский, изобличенный в воровстве вещей, оставшихся по смерти покойных Архиеп. Ксенофонта и игумена Амвросия; о чем заведенное дело, еще не решено в Летичевском уездном суде. 3) Протоиерейскими степенями и наградами, зависящими от Преосвященного и по представлению его жалуемыми Св. Синодом, не все удостаиваются за заслуги, по прежде или после получения, эти милости скупаются. Подобно протоиерею в Балтском уезде Подфилинскому, человеку неученому, произведенному в священнический сан из церковников, Проскуровского уезда священник Веселовский, в течении одного лета получил протоиерейский сан и представлен к награде камилавкою. А как удостоение протоиерейскими степенями и другими наградами, зависящими от Преосвященного, бывает без заслуг и непомерное так, что число протоиереев превышает число благочинных Церквей: то о награде их при представлении списка Св. Синоду не все показываются. 4) При обозрении епархии Преосвященным, наезды его бывают с челядью, которая слишком велика и весьма разоряет духовенство своими требованиями. 5) В 1836 году, вследствие указа духовной консистории был денежный сбор по 50 коп. сер. от каждой приходской и заштатной церкви, для постройки форменной одежды певчим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

II. О греко-болгарской распре 1858 г. Мнение митрополита Филарета о предприятии экзарха 171 Стоиловича печатать в Константинополе церковно-богослужебные книги на славянском языке Константинопольская иерархия действует во вред себе и православной церкви, непреклонно стараясь иметь в Болгарии духовенство из греков. Народ не может иметь наставления в вере от духовенства, которого языка не разумеет, и не может войти с оным в искреннее по духу веры общение. А не имея наставления православного, и не находясь в искреннем духовном общении с духовенством, народ болгарский не имеет ограждения от прозелитизма неправославных, которые посылают к нему миссионеров, приготовленных к своему делу, говорящих на его языке, имеющих политические для себя опоры, снабженных вещественными средствами привлекать к себе людей, особенно бедных. Не трудно усмотреть, какие могут быть от сего последствия. Для недопущения их, надобно, чтобы болгары имели духовенство единоплеменное, и если частию и греческое, для связи с константинопольскою иерархиею, то достаточно знающее болгарский язык. Желательно, чтобы найдены были средства убедить в сем константинопольскую иерархию. Предприятие экзарха Стоиловича печатать в Константинополе православные богослужебные книги на славянском языке не довольно изъясняется одним тем намерением, чтобы устранить воспоминание российской императорской фамилии и оскорбительные выражения против оттоманской державы. По сему намерению надлежало бы начать печатание с таких книг, в которых воспоминание императорской фамилии и воззвание против магометанства наиболее слышимы в церкви; но оно начато с Апостола и Евангелия, в которых сие вовсе неслышимо в церкви. В Евангелии только заглавный лист представляет имена российской императорской фамилии, и в указании евангельских чтений одно выражение: за императора и за люди во время брани. Подобное есть и в Апостоле, и еще тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному императору нашему на сопротивные даруя. Посему от предприятия Стоиловича можно опасаться и более вреда, нежели по первому виду представляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. О неустройствах в Константинопольской патриархии 1858 г. 3 апреля. Мнение митрополита Филарета о жаловании православному духовенству в Турции Обер-прокурор Святейшего Синода, граф А.П.Толстой 1 , при письме, от 11 февраля, 1857 года, препроводил к митрополиту Филарету сообщенную ему директором 2 азиатского департамента копию с письма г. Новикова 3 из Перы, от 24 декабря 1856 г.–4 января 1857 г., следующего содержания: «По поводу визита, сделанного сегодня посланнику 4 нашему иерусалимским патриархом 5 , мне пришло на ум передать нашему превосходительству впечатление, произведенное на меня первым знакомством с константинопольскою вселенскою патриархиею. Нынешний константинопольский патриарх Кирилл 6 , по общему уверению, человек ограниченный и без всякой энергии, обязан возвышением своим в патриарший сан партии, низложившей предшественника его Анфима 7 , будто бы за излишнюю преданность к России. Окруженный доносчиками, он боится и Порты, и послов западных держав, и предателей в собственном его духовенстве. Ему тем труднее принять независимое положение, он и в словах, и в действиях должен быть тем осмотрительнее, что шесть или семь митрополитов, составляющих синод его, почти постоянно окружают его, не выпуская его из виду, как почетная стража. Я видел его в первый раз, когда мы с князем Лобановым 8 , и Аргиропуло 9 , на первых порах нашего приезда, зашли к нему для принятия его благословения, после обедни, в патриаршей церкви. Он принимал у себя членов миссии в первый раз, после трехлетнего ее отсутствия. Говоря о духовном единстве между Русскою и Восточною церковию, мы коснулись тогда, в общих чертах, и великодушного заступничества России и жертв, принесенных ею для блага церкви на Востоке. Патриарх счел долгом ответить, что благосостояние этой церкви вполне упрочено мудрою об ней попечительностию турецкого правительства, не прибавив ни слова о России. Но после дошло до него, что мы, отправившись от него к патриарху иерусалимскому и армянскому, нашли у этих двух пастырей самый радушный прием и самое откровенное изъявление покорности России. Со стороны последнего откровенность эта дошла до признания, что турецкие армяне григорианского исповедания, состоя уже под духовною властию эчмиадзинского каталикоса, желали бы, вместе с ним, и повиноваться России.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Благодаря успехам нашего времени в образовании и просвещении, теперь повсеместно начинают чувствовать недостатки бывших учебных заведений наших и обладателями земного шара признано за необходимое, улучшать оные по общим хорошим основным правилам, дабы доставлять милостивейшим образом пути и средства Еврейским подданным к образованности в качестве полезных Государству граждан, и пролагать дорогу к наукам и полезным знаниям необходимым для благосостояния общественного. А потому и мы с своей стороны отнюдь не должны отставать, а наипаче стараться быть достойными подаваемой нам милости пред глазами всего мира, готовностью нашею и усердием ко всему доброму. В небольшом нашем обществе, благодаря Бога, стремление к этому предмету давно уже возбуждено, и мы можем хвалиться, что сделали для нашего юношества гораздо более, нежели сколько возможно было при тягостном нашем гражданственном положении. Мы очень хорошо понимаем, сколь важным должно быть введение, в учебных заведениях наших, хорошего религиозного и нравственного преподавания, каковое одно только может доставить истинное образование и укоренить высшие гражданские добродетели особенно любовь к отечеству в нежных душах юношества; ибо прежнее обучение без системы и правил могло служить только к испорченности юношества, а иногда и к развращенно в зрелых летах. А потому добромыслящие из нашей нации уже и теперь исполнены благодарностью, готовностью и усердием к Всемилостивейшему Монарху нашему за сие благодеяние и попечение о нашем юношестве, но какими возвышенными и благородными чувствами не будет одушевляться, к изумленно всех чрез несколько лет, вся нация, когда быв просвещена наравне с другими народами, составляющими одно целое, будет уметь ценить дарованные ей Монаршие милости, и заслужит оные. Истинно свидетельствуем глубочайшую признательность и вечную верность нашу к Великому Монарху; ибо он, побуждаемый нежными отеческими попечениями ко благу юношества пространной Империи своей, помянул с равным благоволением и о наших чадах. Благоговейная благодарность Государю Императору нашему за то, что он назначил начальником сего столь великого благословенного начинания, такого мужа, который стремится восполнять со всем усердием волю Цареву. Признательнейшая благодарность довлеет и сему мужу, образцу верности пред Богом и Монархом за прилагаемые им труды. Желание наше на первый раз состоит в следующем:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010