30. Письмо Митрополита Филарета к графу Н. А. Протасову по делу о растлении 12-ти летней девочки, приведенной в Серпуховский Белопесоцкий монастырь, и о мерах осторожности при принятии в монастырь послушников и послушниц и при пострижении их в монашество 31 Мая 1841 г. Управлявший Министерством Юстиции гр. В. Н. Панин 13 препроводил в Октябре 1840 г. Обер-Прокурору Св. Синода донесение стряпчего Серпуховского уезда, в коем он пишет, что 6-го Июля сего года ратман Семенов, пришед в Каширскую полицию, объявил городничему, что на улице лежит девочка 12-ти лет, жалующаяся на страшное расслабление, не позволяющее ей двинуться с места. По доставлении ее в полицию, она показала, что несколько дней тому назад она отправилась из деревни Круглинки в г. Каширу для прошения милостыни; там ее встретила одна женщина, предложившая ей отправиться вместе в Белопесоцкий монастырь под предлогом, что в монастыре много дают. По прибытии в монастырь, девочка была завлечена в келью повара Абрама Ефимова, куда вскоре пришли еще два монаха, которые ее и изнасиловали поочередно в продолжении двух дней, а затем выгнали из монастыря. На Всеподданнейшем докладе о сем гр. Бенкендорфа, Государь написал: «следственное об этом дело, для дальнейшего направления, передать гр. Протасову с тем, чтобы он доложил Мне, какой полагает дать ход сему делу». Исполняя Высочайшую волю, гр. Протасов вошел со Всеподданнейшим докладом, в котором писал, что Св. Синод, на рассмотрение коего он предлагал доставленное Московским Губернатором следственное дело, нашел, что девочка Ермилова и приведшая ее в монастырь Авдотья Дикова уличают в означенном преступлении только находящегося в том монастыре на епитимии крестьянина Ефимова; из монашествующих же хотя некоторых они также оговаривали, но частью после сами отреклись от показаний, частью же в показаниях разноречили. Посему Св. Синод, желая с одной стороны, чтобы столь позорное для монастыря дело не имело рановременно о себе гласности в светском ведомстве, с другой, дабы не подвергнуть суду уголовному тех из монастырской братии, кои могли быть привлечены к делу безвинно, полагает справедливым обратить означенное дело для предварительного рассмотрения к Московскому епархиальному начальству, которому предписать секретным указом:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

45. Письмо Митрополита о назначении о. Николая Леонтьева священником к вновь учреждаемому, по просьбе старообрядцев Августовской (Сувалкской) губернии, единоверческому приходу 11 Апреля 1843 г. В феврале 1842 года Преосвященный Антоний Архиепископ Варшавский писал Обер-Прокурору Св. Синода: в Августовской губернии с давних времен поселились выходцы из России – старообрядцы и раскольники разных толков, коих теперь около 3900 душ. Из числа этих старообрядцев 39 семейств, называя себя единоверцами, обратились к Августовскому губернатору 33 с прошением, в котором изъяснили, что они прежде приглашали к себе священников из Империи, но теперь, придя в бедное положение и не имея церкви, шесть лет без отца духовного, и некоторые из них, по сей причине, ходят в молельни старообрядцев, придерживающихся беспоповщины: почему просят о построении для них церкви, с определением к ней священника на точном основании Высочайше утвержденного 27 Октября 1800 года мнения Московского Митрополита – о принятии старообрядцев в Единоверие; а также об отводе земли под церковь и на постройку деревни, в которой они могли бы все жить при церкви. Правительственная Комиссия Внутренних и Духовных дел Царства Польского, получив о сем донесение Августовского губернатора, препроводила оное к Преосвященному Антонию на заключение. Убедившись из присланных бумаг, пишет Преосвященный в своем письме к гр. Протасову, что желание и предположение старообрядцев и Богу угодное и для правительства соответственное, отношением от 13 января, просил я председательствующего в Правительственной Комиссии 34 исходатайствовать у наместника назначения потребной суммы на сооружение Единоверческой церкви, дома для священнослужителей и о назначении им жалованья; причем присовокупил, что если правительство утвердит все вышеизложенное, тогда согласно желанию единоверцев можно будет выписать из России священника с причетниками. Что касается предполагаемого Августовским губернатором учреждения училищ, то поскольку старообрядцы не просят, обстоятельство это следует предоставить времени, дабы на первых порах не сделать неприятного впечатления на старообрядцев и раскольников, кои по невежеству и предрассудкам, вовсе чуждаются образования; но что при помощи Божией и благоразумии будущего священника они сами почувствуют необходимость училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

507. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы 1831 год Бысть же житие Саррино лет сто двадесять седмь и умре Сарра ( Быт.23:1–2 ). Сию малую и по-видимому бесплодную частицу Священного Писания беру ныне для размышления. Но если будете внимательны, тотчас увидите, что она не бесплодна и способна ввести нас в рассуждения немаловажные, настоящему торжественному дню Приснодевы не чуждые и нам полезные. Сарре одной из всех жен отдано сие преимущество, что лета жизни ее записаны в Священном Писании. Что ж была за мысль – такую мелочь записать в такой важной книге, которая назначена для распространения в роде человеческом познания о Боге и о Христе Спасителе. Не из любопытства предлагаю сей вопрос, но потому, что подобные вопросы связаны с великими вопросами о Божественном достоинстве и сему достоинству сообразном совершенстве Священного Писания. Здесь дело идет о твердости нашего верования Священному Писанию и о спасительном употреблении сего Писания. Итак, что была за мысль записать лета Сарры в Священном Писании? Скажем ли, что так случилось? Чрез сие мы унизим достоинство сего Писания и поколеблем верование оному. Где дело идет как случится, там трудно признать и человеческую ограниченную мудрость. Кольми паче, где действует мудрость Божественная, бесконечная, там ничего не должно быть на случай. Непрерывно писано в Св[ященном] Писании летосчисление Патриархов, живших прежде всемирного потопа и после оного, до начала известных народов и царств, и нетрудно усмотреть, что сие сделано не случайно. Из летосчисления Патриархов составляется общее летосчисление первых времен мира; и чрез то самым простым образом опровергаются языческие мнения о баснословной долговременности или даже вечности сего видимого мира. Таким образом, сухая и по-видимому бесплодная запись лет Адама, Сифа, имеет отношение к самому важному предмету Писания – к познанию истинного Бога, Творца мира. Сей пример побуждает нас и в записи лет Сарры искать чего-нибудь достойного Божественной книги. Бысть же житие Саррино лет сто двадесять седмь и умре Сарра.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

67. Мнение Митрополита Филарета о насильственном присоединении к Православию Латышки Анны Бреде или Грете 15 Июня 1848 г. В ионе 1845 г. Епископ Рижский 42 писал Обер-Прокурору Св. Синода: «латышка Бреде являлась много раз с объявлением желания присоединиться к православию. Сперва была одна мать, потом с одною дочерью, когда спрашивал ее один квартальный за отсутствием священника на служение литургии; вечером в тот же день, когда у матери и дочери священником и квартальным отобраны словесные показания и когда мать объявила, что и другая дочь также согласна принять православие, она получила приказание, если угодно то, чтобы пришли все вместе. Наконец 16 Мая все три, каждая порознь, дали требуемое законное показание, которое подписано священником и квартальным, а дававшие показание, как и все другие, поставили кресты своею рукою. Копии с этих показаний препровождены к Рижскому Генерал-Губернатору. Надобно присовокупить, что лютеранская консистория не только записала жалобу Анны Бреде, сказавшей, что она присоединена насильно, но отобрала еще по вопросам ответы и потом составила свое суждение». К письму преосвященного приложено объяснение, присоединявшего Бреде к православию, священника Якова Михайлова, в котором Михайлов, повторя все вышеизложенное, пишет еще следующее: «крестьянка Анна Бреде объявила, что ей с дочерью Анною непременно в тот же день, т. е. 16 Мая, надобно отправиться домой в деревню Икскюль, а другой дочери Дарте к своим господам, и что в виду рабочего времени они не могут долее оставаться в Риге, то, на основании неоднократно подтвержденного их искреннего желания и подписок, и совершено мною присоединение и св. миропомазание над ними в домовой церкви Рижского Епископа. Причем и в оной еще раз повторены были надлежащие испытания в искренности их намерений и они единогласно подтвердили неизменное свое желание присоединиться к православию. Кто же именно привел сих женщин в дом Преосвященного приписаться, как челобитчица Дарте Маншиг Грете пишет, – того мне совершенно неизвестно, но известно, что 13 и 16 Мая приходили они одни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

III. По делам нашей духовной миссии в Иерусалиме 1859 г. 15 мая. Отзыв митрополита Филарета об отчете преосвященного Кирилла389, епископа мелитопольского, от 10 февраля, 1859 г. 390 I. В сем отчете есть изречения преосвященного, затрудняющие суждение о правильности действования его и о достоверности описываемого им. «Злоба патриарха 391 в отношении ко мне». Жестоко, а неубедительно. Патриарх ли слишком тяжело поступал, или преосвященный Кирилл слишком тяжело осуждает. Слово злоба в устах епископа о патриархе кого более осуждает, укоряемого или укоряющего? «Невозможно было прямо вмешиваться в дела внутреннего управления греческих монастырей». Это значит, что он хотел бы вмешаться. Правильно ли? Полезно ли? «Секретные сделки поклонников с греческим монастырем». Какие могут быть? Почему поклонникам русским искренне относиться к греческим монастырям, нежели к русскому епископу? «Я не верил своим глазам». А что он видел, не видно. «Проповедь о значении флага». Употребляя в насмешку слово проповедь , вы оскорбляете ваше собственное служение. «Меня нельзя ставить на одну доску с последним поклонником». Но было ли это? Каким образом? И не лучше ли бы стоять за справедливость дела, а не за свою личность? «Лучше будет, если мы не будем играть в жмурки, ловя друг друга». Это не объясняет дела. И согласно ли с степенностию архиерея, что он сам себя изображает играющим в жмурки? II. Но есть и такое, что ясно, и о чем стоит труда подумать. Преосвященный Кирилл пишет: «агенция общества пароходства и торговли в Иерусалиме, городе ни приморском, ни торговом, так аномальна, что сама не может не чувствовать себя в довольно неловком положении, без товарищей, без дела». Нет ли здесь правды? Что делает, или хочет делать пароходное общество? Не видно. Оно хочет строить церковь , помещения и больницу для поклонников. Но это не больше ли принадлежит духовной миссии, нежели обществу пароходства и торговли? А между тем деньги, собираемые на богоугодные заведения в Иерусалиме, общество пароходства и торговли имеет в своих руках, и заботится как бы и впредь в большом количестве получать их в свои руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

III. Римско-католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви 165 Испытующий. – Я сомневаюсь, чисто ли Восточная Церковь исповедует догмат о происхождении Святого Духа. Уверенный. – Словеса Господня словеса чиста ( Пс.11:7 ). Церковь Восточная исповедует догмат о происхождении Святого Духа самыми словесами Господа Иисуса Христа, сказанными апостолам: Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне ( Ин.15:26 ). Что же может быть чище сего исповедания? Ибо самые слова Иисуса Христа: Иже от Отца исходит богомудрыми отцами Второго Вселенского Собора поставлены в Символе веры : «Иже от Отца исходящаго». И. – Сие происхождение догмата столь ясно, что, по-видимому, не оставляет места для спора, однако же самый догмат есть предмет спора между Восточной и Западной Церковью. У. – Да, за то, что мы от слова до слова повторяем в нашем Символе догмат, принятый из уст Самого Иисуса Христа, учители отделившейся Западной церкви называют нас «раскольниками», а хотят, чтобы мы сделали прибавление к словам Иисуса Христа и говорили бы: «Иже от Отца и Сына исходит». И. – Может быть, Западная церковь находит, что Церковь Восточная хотя и словами Самого Иисуса Христа произносит догмат о происхождении Святого Духа, но неправильно разумеет сии слова или не прилагает к ним нужного изъяснения? У. – Разберем оба сии подозрения. Во-первых, ты сомневаешься, правильно ли Восточная Церковь разумеет слова Иисуса Христа о происхождении Святого Духа? Но не примечаешь ли ты, что богомудрые отцы, составлявшие Символ, как бы предвидя сие подозрение, совершенно его предупредили? Они не поставили в Символе своего какого-либо толкования на слова Христовы, дабы совсем не дать места сему вопросу: правильно ли слова сии толкуются? Но поставили самые слова Христовы, предоставляя здравому смыслу каждого христианина разуметь их так, как они гласят.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

II. Папский примат и папская непогрешимость Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви 21 Испытующий, – Я имею предложить тебе отрывок из книги «Главнейшие наставления в форме катехизиса», изданной по указанию Шарля-Иохима Кольбера, епископа Монпелье. Вот он в переводе: «Нетрудно доказать, что те из греков, которые отделились от Церкви Римской, отделились чрез сие от истинной Церкви Иисуса Христа. Дабы в сем убедить всякого благонамеренного человека, надобно только взять в рассмотрение ту и другую Церковь , как они были во времена своего соединения. То достоверно, что тогда греки признавали папу главою Церкви. Сие доказывается семью первыми Вселенскими (Generaux) Соборами, которые держаны были на Востоке и на которых первенство папы законно было признано. Сам Фотий, который посеял первые семена разделения, в сем не прекословил. На Вселенских (Generaux) соборах Лионском и Флорентийском, на которых рассуждаемо было о воссоединении двух Церквей, сия истина также была признана греками. Церковь Константинопольская никогда не требовала себе более того, чтобы ей быть вторым Римом и по нем иметь первое место. Достоверно также, что Церковь Константинопольская получила второе место уже на Четвертом или не ранее как на Втором Вселенском Соборе, что сделалось не без сопротивления. Итак, тогда справедливо можно было сказать, что папа был видимой главою Церкви и Рим был средоточием единства, как говорит Ириней, епископ Лионский, родом грек, живший во II веке. Если Церковь, признававшая папу за видимую главу, была беспрекословно истинной Церковью в течение восьми первых веков, то будет она таковою и всегда, ибо в сем пункте никогда не может приключиться в Церкви изменения. Следовательно, отделяться от Церкви, признававшей папу главою, – значит отделяться от истинной Церкви Иисуса Христа, значит быть раскольником. Следовательно, восточные, отделившиеся от оной, суть раскольники».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

     В дни светлого ликования о приходе в мир Спасителя Церковь не чужда и некоторой скорби, о которой говорит святитель Филарет (Дроздов): «среди торжества о Его рождении, Церковь страждет болезнью рождения, дабы Он “вообразился” (Гал. 4, 19) в нас» . Что это за болезнь? У преподобного Симеона Нового Богослова есть замечательные слова, проясняющие образ «воображения» в нас Христа: «В будущей жизни христианин…будет тщательно испытуем, имел ли он какое подобие Христу, как сын отцу» . Вся забота Церкви по отношению к Ее чадам в том состоит, чтобы они обрели сходство со Христом – сходство духовное, состоящее в уподоблении Ему добродетелью. Пока этого не произошло, Церковь пребывает в «муках рождения»: непрестанно и неустанно очерчивает черты Христовы в душе всякого Своего верного сына. И здесь большая разница между тем, в ком этот процесс совершается, но еще не завершен, и тем, в ком он еще и не начинался. Представьте, что пришел в некий город известный всем врач или учитель. Всякий житель того города еще не получил от этого посещения никакой пользы, но получит ее, если тот врач или учитель дойдет до его дома и войдет к нему. Если же хозяин дома не захочет принять сего гостя, то и пользы никакой не обрящет, хотя гость и готов бы был ее доставить. Так мы должны рассуждать и о приходе в мир Спасителя: лишь тот получит от Него существенную пользу, кто примет Его в свой дом (душу) и станет учеником, похожим на Учителя. А в ком этот процесс еще не совершается, тот, как ни кричит о своем христианстве, знает о приходе Учителя пока разве что «из новостей»… Думаю, нам стоит об этом сейчас поразмыслить, чтобы наша радость о рождении Христа не приобрела окрас веселья протестантского толка, когда достаточно одного осознания и принятия истины вочеловечения Христова ради спасения всякого человека, и спасение это становится «явью». Христианству «без макияжа» свойственны иные установки и более приличны такие мысли: «Учитель пришел. Слава Богу! Теперь нужно “засучить рукава” и в поте лица учиться». Или: «Наконец-то пришел врач! Теперь только бы не нарушить его предписаний и не опустить своевременного приема лекарств». Из этих двух постепенного выздоровления и кропотливого научения и состоит процесс «воображения» в нас Христа.

http://pravoslavie.ru/109770.html

     Те, у кого есть живой искренний интерес к истории православных обителей, наверняка хорошо знают историю Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря в селе Лукино Домодедовского района Московской области. Его судьба в своем роде уникальна. Когда-то при церкви села Старый Ям Подольского уезда была устроена небольшая богадельня для женщин, где спустя время сестры стали читать Неусыпаемую Псалтирь. Это явилось тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь. Опекал богадельню митрополит Московский Филарет (Дроздов). В благословение ей будущий святитель прислал Иерусалимскую икону Божией Матери. (Чудом сохраненная в годы советской власти, она теперь находится в восстановленном в рекордно короткий срок – за 95 дней – монастырском храме Иерусалимской иконы Божией Матери). Переезд общины в Лукино – в имение, подаренное сестрам благочестивой помещицей Головиной, получение статуса монастыря – всё это произошло уже после кончины митрополита Филарета. Сбылись пророческие слова, сказанные им во время поездки в село Старый Ям еще в 1860 году: «Здесь не богадельня, а монастырь!» И вот на днях монастырь торжественно отметил праздник, изобилующий памятными датами: 185 лет со дня его основания, 135 лет со дня открытия, 30 лет с начала возрождения. Сегодня жизнь восстановленной обители многогранна. В беседе с ее настоятельницей игуменией Екатериной (Чайниковой) мы постарались показать некоторые из этих граней.      Голос мамы: «Помогай нуждающимся!» Матушка Екатерина, Вы чуть более двух десятилетий возглавляете обитель в Подмосковье. И если бы сейчас задали себе вопрос: «Что мне, настоятельнице с немалым опытом, удалось за это время сделать?», как бы на него ответили? Ответить на него непросто. Тут не могу не вспомнить один момент из своей жизни. Когда мне исполнилось тридцать лет, именно в свой день рождения я вдруг остро ощутила, что я прожила очень большой отрезок времени – тридцать лет! – а что успела сделать? С ужасом сказала себе, что нет, ничего не успела.

http://pravoslavie.ru/147220.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010