Период первый. Обновляемая Церковь под видимою Главою Состояние Иудеев во время земной жизни Иисуса Христа Иисус Христос, мнимый сын тектона (плотник, строитель) земного, истинный сын Архитектона Небесного, для создания Церкви Новозаветной явился тогда, когда скиния Церкви Ветхозаветной и народа иудейского была готова превратиться в развалины. Гражданское Ирод, великий только по злодеяниям, иноплеменник воцаренный Римлянами, истребил владетельное племя Маккавеев; раздражил Иудеев войнами, жестокостью и недоверчивостью; изнурил своей пышностью и чрезмерными Римлянам подарками и довершил их развращение обычаями языческими. После него правление Иудеи с Идумеею и Самариею наследовал сын его Архелай, которого, впрочем, Цезарь не удостоил имени царя, но только ефпарха или народоначальника. Отправив около десяти лет, вследствие жалобы, принесенной Августу на его жестокость, он был заточен в Галлию. Его владения по желанию народа присоединены к Сирии под начало особых прокураторов или блюстителей 1 , уполномоченных распоряжаться правом жизни и смерти, каковыми, в продолжение земной жизни Иисуса Христа, были: Копоний, Марк Амбивий, Анний Руф, Валерий Грат и Понтий Пилат. Последний неоднократно был виновником мятежей, то из – за внесения в Иерусалим Кесаревых изображений, составлявших знамена римского войска; то из – за посвящения Тиверию золотых щитов во дворце Ирода; то из – за похищения из храма сокровищ под видом предполагаемого строения водовода. Наконец, быдучи вызван в Рим к суду, погиб самоубийством. Другой сын Ирода великого, Ирод Антипа, в звании тетрарха или четвертовластника 2 обладал Галилеей и заиорданской областью, пока, принуждаемый беззаконною женою своею Иродиадою, не стал домогаться царскаго достоинства. Калигула обоих послал в заточение в Лион. Филипп, третий сын Ирода великого, был тетрархом Итуреи, Трахонитиды, Ватанеи и Панеады 3 . Церковное Но перемены и замешательства гражданские суть ничто в сравнении с плачевным последним состоянием иудейской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Период седьмой. Строительство храма Для строительства храма Соломон привлек из евреев 30.000 человек, разделив их на три помесячные череды, а 150.000 под присмотром 3.600 530 приставников из иноплеменных. Главой художников был Хирам, еврей по родителям, но по месту рождения тирянин 531 , присланный к царю еврейскому царем тирским. Подданные сего последнего доставляли морем ливанское дерево, за что Соломон ежегодно посылал пшеницу, ячмень, елей и вино в дар своему союзнику и на содержание трудящихся 532 . Камень обделывался в Ливане так, что на месте самого строения не слышно было звука железных орудий. Работы из металла производились у Иордана. На украшения и сосуды храма еще в царствование Давида приготовлено 108.000 талантов золота и 1.017.000 серебра 533 . Дорогие камни, медь, железо, мрамор по причине множества не исчислены. В течение семи лет с половиной весь план Давида достиг своего исполнения. Освящение храма К освящению храма собран был весь еврейский народ перед открытием Юбилея. В восьмой день седьмого месяца 534 кивот Завета перенесен из скинии при бесчисленных на пути жертвоприношениях. Когда он поставлен на приготовленном для него месте и левиты пели псалмы, слава Божья в виде облака осенила и наполнила храм так, что священники принуждены были на некоторое время прервать свое служение. Соломон, стоя на коленях с простертыми к небу руками, произнес молитву, в которой просил Бога принимать в новосозданном храме молитвы не только евреев, но и других народов. После сего небесный огонь нисшел на жертвы, которыми занят был весь внутренний двор храма, и народ в благоговении пал на землю; 22.000 волов и 120.000 овец, принесенных в жертву мира, составили всенародное пиршество. Торжество продолжалось семь дней. Откровение о храме Кроме чудес, которые запечатлели освящение храма, Бог два раза открывал о нем волю Свою Соломону. Прежде нежели здание приведено было к окончанию, Он через Пророка 535 обещал вселиться в нем посреди людей Своих, если сохранят Его заповеди. После в ночном видении уверял Соломона, что его молитва о храме услышана, обнадеживал его прочностью его царств, а в случае же нарушения Своего завета угрожал изринуть евреев из земли обетования и самый храм предать опустошению 536 . Дворец Соломона

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Период третий. Жизнь Аврама до его призывания Аврам родился на сто тридцатом году жизни Фарры, который заключил второе десятичное число Патриархов. Он вступил в супружество с Сарою, которую Златоуст согласно с евреями принимает за одно лицо с Есхою, дочерью старшего брата его Аррана 67 ; а Иероним и арабские писатели почитают дочерью самого Фарры, только рожденною не от одной матери с Аврамом 68 . Местопребывание сей фамилии в сие время было Ур 69 . Он принадлежал к Халдее и Месопотамии, которых пределы между собою смешиваются. Состояние Церкви в сии времена В сие время Церковь и вера находились, по – видимому, в крайней опасности. Правда, нельзя с полною доверенностью положиться на тех, которые повествуют, что еще Серух ввел идолопоклонство между Патриархами 70 ; что Фарра занимался деланием идолов; будто Аврам не иначе, как из рассматривания природы познал единого Бога 71 ; и что он брошен был Невродом в огонь, которому не хотел покланяться, но спасен от него чудесным образом 72 . Но сколь недостоверны сии предания, столько напротив достоверно свидетельство Иисуса Навина, который именно Фарру причисляет к идолопоклонникам 73 . С другой стороны решимость сего Патриарха оставить свое отечество, которой не представляется другой причины, кроме веры; и остатки чистого богопознания и добродетели, долго сохранившиеся в той даже части его потомства, которая ближе была к заблуждению, доказывают, что он не был подобен прочим идолопоклонникам, и что небесный свет еще боролся в нем с тьмою, которую распространял господствующий дух времени. Таким образом, сокрывавшаяся среди язычества Церковь почти теряла из виду то племя, в котором заключалась надежда обетованного ей семени; а сие племя лишалось защиты своей матери. Тогда – то надлежало Самому Богу, так сказать, воспитать отца верующих: Аврам имел столько веры, чтоб удостоиться откровений и избрания для сей высокой цели; и видел столько соблазнов и опасностей, что для подкрепления его часто нужно было видимое присутствие Божие, и многократное повторение обетований. Откровение Бога Авраму первое

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Период шестой. Путь провидения в избрании Самуила Когда церковь , многократно стесненная и униженная идолопоклонством во времена Судей, по – видимому, приближалась к совершенному падению вместе с домом Илия, в то же самое время Промысел Божий готовил ей тем сильнейшую помощь, чем большая предстояла опасность. В глазах сего первосвященника и тех, которые соблазнялись беспорядками его правления, образовался муж, который из простого левита должен был сделаться пророком, судьею, спасителем евреев, и вместо себя дать им других защитников. То был Самуил. Отец Самуила, Елкана, жил в Армафеме, городе Ефремовом. Одна из двух его жен, именем Анна, долго сетовала о своем неплодстве. Некогда, находясь вместе с мужем своим в Силоме для обыкновенного жертвоприношения, в пламенной молитве перед скиниею она просила себе сына и обещалась посвятить его Богу на всю его жизнь. Илий приметил ее исступление, и, приняв его за действие вина, повелевал ей удалиться от святого места, но, узнав из кроткого ее ответа свою ошибку, благословил ее, и пожелал ей исполнения по ее прошению. С сей минуты Анна успокоилась, и её предчувствие оправдано событием. Испрошенный от Бога, сын от сего самого наименован Самуилом, и по воскормлении, вследствие обета, вручен первосвященнику. Анна прославила величество и благость Божию пророчественной песней, а Илий изрек ей и мужу её благословение многочадия, которое также в свое время исполнилось. Бог открылся Самуилу в первый раз во дворе скинии 433 . В одно утро его пробудил голос, который звал его по имени. Он встал и поспешил к Илию, но сей говорил, что не звал его. Тоже последовало в другой и третий раз. Наконец, Илий узнал зовущего, и наставил Самуила отозваться на глас Божий. После сего приготовления 434 к сему гласу присоединилось видение 435 , в котором Самуилу открыта страшная судьба дома Илиева 436 . Несколько последовавших за сим откровений, сопровождавшихся очевидными событиями, еще при Илие доставили Самуилу славу Пророка и уважение народа. Несчастье недостойного судьи открыло евреям случай признать достойнейшего. Так сам гнев Божий был милостью, и разрушение – созиданием. Слава в пленении и возвращение ковчега

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831–1867 гг. Часть первая. 1831–1841 гг. Источник Письмо 1 Преподобный о. строитель! Мысль, которую я вчера имел, но не успел сказать, сего дня, предварив меня, сказал мне другой, и сие внезапное согласие сделалось свидетельством того, что она пришла не даром. Сия мысль есть надежда, что, при помощи Божией, благоугодно Богу и Преподобному Сергию можете вы послужить в его лавре, где упразднилось место наместника мирным преставлением благой памяти брата и сослужителя нашего, архимандрита Афанасия. Призвав Бога и взыскуя Его воли, а не моей, приглашаю вас в служение сие. Да будет вам к принятию сего звания благим побуждением то, что это не ваша воля, и что я вас призываю, как послушник Преподобного Сергия, который о вашем ему чрез меня послушании будет благой пред Богом о вас свидетель и за вас предстатель. Призываю от Господа благословение вам и сему начинанию споспешение. Февраля 25. 1831. Примечание. Получено марта 2-го дня 1831 года в Арзамасской Высокогорской пустыни, бывшу мне оной строителем. 4-е марта получил увольнение от епархиального начальника от должности строителя, для перемещения в Московскую епархию. 5-е и 6-е сдал монастырь казначею и 7-го, по причащении со всею братиею обители Св. Таин, простясь со всем братством, – то была суббота первой недели поста, – заехал в город Арзамас проститься со всеми знакомыми. С любовью Бог помог мне жить с братством высокой Горы; с любовью искреннею и слезами простились мы. Во вторник 10-е марта приехал я в Москву и остановился в Симоновом монастыре; в тот же день явился к его высокопреосвященству митрополиту московскому Филарету. По благословению владыки, привели меня к присяге в домовой церкви (эконом иером. Анастасий) на служение наместника лавры и присутствование в учрежденном оной соборе 15-го марта посвятили в сан архимандрита Вифании, в день воскресный. Из Москвы отправиться в лавру получил благословение 18-го марта в среду, и в лавру приехал марта 19-е, в четверток, во время часов, и был принят братиею лавры с миром. А. А. Письмо 2

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831–1867 гг. Часть третья. 1850–1856 гг. Источник 725 Озабочивает меня болезнь ваша, отец наместник. Молитвами Преподобного отца нашего Сергия, Господь да ниспошлет вам исцеление невидимо, или да покажет видимое средство, действительное для уврачевания. Невежда я в сем деле: но от желания вам помощи, хочется рассуждать о нем. Обстоятельство, что при усилении мысли усиливается боль, кажется, показывает, что дело в нервах. Посему нужен покой и от внешнего движения и от мысли, воздух тихий и ровный, в глубине комнаты, вдали от окон и дверей, и теплота ног, приобретаемая не только обувью, но особенно спокойным их горизонтальным положением. Голове надобно дать положение, которого она лучше желает. Лежать больною стороною вверх иногда хуже, потому, что на нее действует воздух, увеличивает раздражение. Впрочем, я это понимаю, как больной, а не как врач. Врач душ и телес да посетит вас милостью своею, и да дарует мир душе и телу вашему. Более теперь не пишу: потому что и читать много теперь вам не время, если еще не пришло облегчение. Января 1-го 1850. 726 Отцу наместнику добре здравствовать. Сегодня вечером утешен я от г. Горского известием, что вы получили облегчение. Не спешите выходить на воздух, и когда начнете выходить, приучайте к нему себя постепенно. Когда у меня после простуды слаба голова, и надобно идти на холод: я мочу ее кельнскою водою; и мне кажется, что сие предохраняет. Но не даю вам врачебного предписания, а только желал бы дать. Мне не советуют идти на воду в день Богоявления, а я вам не советую. И думаю, что не послушаться более извинительно мне, нежели вам. Мир вам и братии. Января 3-го 1850. 727 От Господа благословение вам, отец наместник, и мир, и здравие. Смиренную мысль вашу не обеспокоил бы я спором, если бы не нужно было остеречься моей гордости, чтобы она не приписала себе не принадлежащего. Не спрашивайте, достанет ли вам времени заслужить участие, которое к вам есть. Вы давно заслужили благодарность Лавры и моего смирения: и моя о вас забота не особенная добродетель, а естественный сердечный долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

почерпнутое из достоверных источников, читанное в Лавре его на всенощном бдении, Июля 5 дня, 1822 года. Путие праведных подобне свету светятся, говорит премудрый Соломон. Светлы пути праведников, во-первых, для самих праведников, поскольку освящаются светильником закона Божия и Божественным светом благодати. Далее, сим же светом светят пути праведников и для прочих человеков, которые по их следам, чрез очищение себя исполнением заповедей, также могут восходить к духовному просвещению и блаженному с Богом соединению. И так полезно нам прилежно рассматривать пути праведных, то есть образ их жизни и деяний, дабы им последовать, и дабы, по невежеству и нерадению, не уклониться во след нечестивых, коих пути темни, как говорит тот же Соломон, не ведят, како претыкаются. В сем намерении предприемлем обозреть путь святой жизни Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия, и означить оный краткими, но верными чертами, которые заимствовать будем наипаче из современного писателя жития его. Преподобный Отец наш Сергий родился в лето от Рождества Христова 1315, при великом Князе Юрии Даниловиче, при Архиепископе Петре, Митрополите Всероссийском, во граде Ростове, от родителей благородных и благочестивых, Кирилла и Марии. Еще прежде, нежели он родился, необыкновенный случай, или лучше сказать, дивный Промысел Божий дал о нем знамение, что он будет благословенного корня святая отрасль. В один день мать его пришла в Церковь к Литургии. Пред чтением Евангелия, вдруг младенец вскричал у нее во чреве. При начатии Херувимской песни, вторично вскричал он так громко, что голос его слышен был во всей Церкви, и мать пришла в страх. Когда священник возгласил: Святая Святым, в третий раз вскричал младенец, и мать, едва не падши от страха, начала плакать. Прочие женщины, слышав громкий крик и видя смятение матери, пожелали видеть младенца, и она принуждена была открыться, что он кричал не на руках, а во чреве ее. В наше время свидетели подобного происшествия, вероятно, имели бы не мало заботы о изыскании причины, произведшей сие необыкновенное явление. Проницательнейшие, может быть, осмелились догадываться, что молитвенный восторг благочестивой матери, в три важные времена священнослужения, сообщил необыкновенное возбуждение жизни плоду, который носила она во чреве. Но в то время любили не столько любопытные умствования, сколько благоговейное наблюдение путей Провидения: и народ выходил из Церкви, повторяя написанное в Евангелии об Иоанне: что убо отроча сие будет? Епифаний, благочестивый писатель жития Сергиева, приводит по сему случаю на память и тот пример Иоанна, что он также во чреве матери ощутил приближение Иисуса Христа, только еще зачатого Богоматерью, и оттого взыгрался радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Преподобный Алексий Зосимовский      Книга посвящена преподобному Алексию Зосимовскому (Соловьеву; 1846–1928), старцу-иеросхимонаху, затворнику Зосимовой пустыни, который на Всероссийском Поместном Соборе в ноябре 1917 года вытянул жребий избрания митрополита Тихона (Белавина) Патриархом Московским и всея России. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. В книге собраны фрагменты жития старца, его наставления, советы. Преподобный Алексий Зосимовский (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье священника. С самого раннего возраста отрок прислуживал в алтаре своему отцу. В 1866 году Федор Соловьев окончил семинарию, в 1867 году женился. Молодой выпускник семинарии был рукоположен в диаконы, и митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил отца Феодора служить в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. В 1868 году у отца Федора родился сын Михаил. Заметное влияние на судьбу и духовное возрастание отца Феодора оказал настоятель Толмачевской церкви протоиерей Василий Нечаев (будущий епископ Виссарион). Прихожане уважали его за благоговейное служение, доброе и чуткое сердце. Отец Василий занимался еще и литературным трудом — был редактором и основным автором известного тогда журнала «Душеполезное чтение», который издавался при Толмачевском храме. В 1873 году молодой диакон Феодор овдовел, и отец настоятель загрузил его работой в редакции. В отце Феодоре проснулся интерес к литературной деятельности, и он начал писать статьи в журнал, некоторые из этих статей были изданы отдельными брошюрами. Кроме богослужений в храме, отец Феодор участвовал вместе с отцом Алексием Мечевым, тогда еще диаконом, в народных чтениях. В мае 1895 года отец Феодор Соловьев после двадцативосьмилетнего служения покинул Николо-Толмачевский приход, а в июне он был рукоположен в священника и определен в штат Кремлевского Успенского собора. Уже через два года отец Феодор был единогласно избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, стал протоиереем.

http://pravoslavie.ru/91756.html

протоиерей Герасим Шорец Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский, и воссоединение униатов с Православной Церковью Источник Скачать epub pdf С легкой руки историков левого направления, наша либеральная общественность эпоху Императора Николая I считает самым мрачным периодом в Русской императорской истории. Между тем, Николаевская эпоха дала отечеству нашему много великих людей: в государственном управлении – Сперанского, Канкрина, Киселева; в литературе – Пушкина, Лермонтова, Гоголя и много других писателей и поэтов; в науке – Лобачевского, Грановского; в стратегии – Дибича, Паскевича, Нахимова, Корнилова и др. В эту замечательную эпоху выдвинула великих деятелей и наша Православная Церковь . В сердце России, Москве, святительствовал знаменитый Митрополит Филарет Дроздов ; на Дальнем Востоке подвизался замечательный миссионер, священник Иоанн Вениаминов, впоследствии митрополит московский Иннокентий, преемник Филарета; в центре Сибири нес апостольский подвиг по просвещению инородцев Алтая известный архимандрит Макарий Глухарев. Но всех их своими трудами на пользу Церкви и Отечеству превосходит приснопамятный Иосиф Семашко , митрополит Литовский и Виленский. «За последнее столетие не было более выдающейся личности, более русского государственного человека в Западной России, как митрополит Иосиф», писал в 1869 г. граф Д. А. Толстой, министр народного просвещения и президент Императорской Академии Наук. Около 50 лет неустанно трудился святитель Иосиф над возстановлением веками попираемого в Западном крае православия и возвышением русской народности. Митрополит Иосиф сам пришел в ограду православной Церкви и привел с собою более тысячи священников и полтора миллиона мирян. Главная заслуга митрополита Иосифа Семашко состоит в том, что он в течение двух десятков лет сумел разрушить унию, искусственно державшуюся более 200 лет соединенными усилиями римских пап, польских королей и панов, а также ксендзов, вместе с иезуитами и базилианами. Апостольские труды митрополита Иосифа не пропали даром. В трудное для русской государственности время двух польских мятежей (1830:1863) западно-русский православный народ, в церковной жизни руководимый митр. Иосифом, показал непоколебимую преданность и верность Отечеству и Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  3.8 из  5) По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ Данный сборник предназначен в первую очередь тем молодым людям, которые собираются вступить в семейную жизнь, также он может быть полезен тем, кто уже живет в браке. Что нужно делать и как жить, чтобы брак был счастливым? На этот вопрос можно найти ответ в этой книге. Что такое целомудрие Современные молодые люди редко задумываются, а возможно, и не знают, что такое целомудрие. Обычно под ним понимается непорочность, сохранение себя в девственной или брачной чистоте, а также строгая нравственность. В православном обиходе это понятие включает в себя чистоту нравов и благочестие. Слово «целомудрие» – церковнославянское и означает буквально «здравомыслие»; оно происходит от прилагательного «целый» (крепкий, здоровый) и от глагола «мудрствовать» (рассуждать, размышлять). Целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством. Что мы подразумеваем, когда говорим «целомудренный человек»? Это значит то, что, живя в семье, он верен своим домашним, прежде всего супруге; будучи одиноким, хранит верность заповеди Божией. Нарушая целомудрие, человек творит неправду перед Богом и людьми, забывая о том, что тайное всегда становится явным. И нераскаянный грех будет всегда довлеть над согрешившим, оттягивая принесение покаяния, побуждая ко многим дальнейшим согрешениям. Многие считают нарушением целомудрия лишь плотские грехи. Однако и блудные мысли, и нечистые помыслы также являются изменами Богу, Церкви, своим близким и родным. «Жить целомудренно означает жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум от осквернений нечистыми мыслями, сердце не зараженным нечистыми желаниями, тело не растленным нечистыми делами», – пишет святитель Филарет (Дроздов) . Целомудрие – драгоценное сокровище, которое так легко потерять и которое стоит хранить, хотя иногда это и кажется невозможным. Нарушение целомудрия поначалу больно ранит совесть, а при повторении греха заглушает ее голос как ничто другое. « Церковь проповедует целомудрие, – говорит протоиерей Николай Балашов, – а не «свободную любовь», то есть временную телесную близость, освобожденную от верности, от личностной и духовной общности, то есть в конечном счете – от самой любви. Иначе говоря, Церковь выступает за отказ от минутных имитаций любви, неизбежно рождающих лишь чувства стыда, разочарования и усталости, – ради любви настоящей, единственной, вечной и всецелой, захватывающей душу и тело человека. В том и заключается целостная мудрость, чтобы обрести бесценную жемчужину, раз и навсегда отмахнувшись от ее дешевых подделок, – потому что одно и другое просто несовместимы».

http://azbyka.ru/semya/celomudrie-i-brak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010