94. Ходатайство Митрополита Филарета о пострижении в монашество с назначением настоятельницею Спасобородинского монастыря, находящейся в числе сестер оного, княгини Софии Волконской 2 Сентября 1852 г. В Сентябре 1852 года Преосвященный Филарет вошел в Св. Синод с ходатайством следующего содержания: «В Спасобородинском монастыре уже четыре года имеет пребывание, в качестве послушницы, вдова княгиня София Волконская, урожденная княжна Урусова. Послушанием ее было прежде чтение в церкви; а в нынешнем году служение при общей трапезе сестер. Самый род сего последнего послушания показывает, что она проходила и проходит возлагаемые на нее послушания со смирением. Постоянно соблюдала она свойственное монашеской жизни воздержание и прилежание к молитве. И потому по справедливости должна быть признана удовлетворительно выдержавшею, положенный в законе, трехлетний, пред пострижением в монашество, искус. В нынешнем 1852 году вошла она ко мне прошением, об определении ее в число сестер Спасобородинского монастыря, и, как по сношению с гражданским начальством препятствия не оказалось, то и определена 28 Августа, а 29 облачена в рясофор. По требованию обстоятельств, нахожу необходимым неотлагательно просить разрешения Св. Синода о пострижении ее в полный монашеский образ. Побуждающие к сему обстоятельства суть следующие: Когда скончалась Спасобородинского монастыря игуменья Мария, тогда не имея в виду между сестрами сей обители приготовленной к занятию настоятельской вакансии, и не находя удобным назначить из другого монастыря, по общежительному характеру Спасобородинского, я поручил временно управление оного, одной из старших в нем, монахинь Палладии, а между тем истребовал от каждой монахини представления мне в закрытом конверте имени сестры, достойной избрания в настоятельницы. По вскрытии мною конвертов, большинство избирательных голосов оказалось в пользу вышеозначенной княгини Волконской Софии, что ныне рясофорная монахиня. При дальнейшем наблюдении за действованием монахини Палладии, она не оказывает довольной деятельности в управлении, и значительное число сестер обители уже открытым письмом просили меня о назначении настоятельницею рясофорной монахини Софии. Посему и нашел я нужным ныне же распорядиться, чтобы сия приняла участие в делах монастыря, в надежде, что сие испытание приведет к полному убеждению в способности и достоинстве ее занять место настоятельницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Воспитывать человека – определять судьбу нации " . Председатель общества " Наследники Александра Невского " Маслов Н.В. Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые участники Форума! В наши дни общество настолько переполнено неправдой, назрело столько проблем, кажется нет сил к их исправлению, и поэтому надо сначала сосредоточить усилия на решении основной задачи, а затем приниматься за другие. И эта основная проблема – человек, народ, его моральное состояние, потому что другая проблема – демографическая - будет решена, как только наше общество станет нравственным. Проблема нравственности, проблема воспитания стояла во все времена, перед всеми народами. Ведь от ее решения во многом зависит судьба нации, государства. Но есть ли единое, общее для всех правило воспитания? Да, есть, учит Святитель Филарет (Дроздов) , и дает его Библия . Главное правило воспитания было дано еще Аврааму: «Заповедай сынам твоим сохранять пути Господни, творить правду и суд», т.е. как объясняет сам св. Филарет – давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с законом Божиим. Библия показывает и плоды такого воспитания (Авраам будет в языке (народе) велик и мног) – потомство будет многочисленное, уважаемое и живущее в благополучии. Кто так не воспитывает, тому угрожает противное. Слова эти полностью приложимы к нашему времени и к нам лично. Сущность воспитания, его цель и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами своего времени и во все времена – св. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Климент Александрийский многие другие. Мы много говорим о воспитании. Св. Макарий Великий пишет, что тот кто ищет Бога во всяком деле смотрит прежде всего на его цель. Может ли каждый из нас четко определить цель воспитания ?

http://sedmitza.ru/lib/text/429814/

Георгий, затворник Задонский. Передаю вам слово души моей Георгий, затворник Задонский. Передаю вам слово души моей: Сб. писем/Сост. Е.А. Смирновой. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2008.— 672 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). Письмами затворника Задонского монастыря Георгия Машурина (1789–1836) вот уже более ста пятидесяти лет зачитываются все русские боголюбцы. Вышло уже много их переизданий, однако спрос на них только возрастает. Святители Игнатий (Брянчанинов), Филарет (Дроздов), Феофан (Говоров), Филарет (Амфитеатров) очень любили этого подвижника и всегда рекомендовали своей пастве обращаться к его письмам для духовного возрастания. Данный сборник включает в себя не только полюбившиеся письма, но и те, которые современному читателю еще не известны. Они были совсем недавно найдены в архивах или в малодоступной периодике XIX века и приоткрывают новые факты из жизни и духовных подвигов Георгия Затворника. Приводим отрывок из книги. N. N . При воспоминании моем, в славу Божию, достопамятного повествования, которое сообщено было сердцу моему очень близко в самом конце 18-й сотни лет от Рождества Христова, ныне убедился я мыслью передать оное, сколько могу припомнить, вашему сердцу, благоговеющему к истине. Ставши на точке истины, не мечтательное и умственное, но историческое сказание вам представляю. Я вижу священную чету, одаренную красотою, благоухающую благотворениями, увенчанную добродетелями и взаимно приветствующуюся спасительным словом, льющимся от благодатных источников чистейшей любви; и при ней играет дочь-младенец, как расцветающая роза. Пленяюсь в удивление Промыслу Божию и простираюсь далее. Сказал я вам о юных супругах и об их маленькой дочери (о моей сестре Надежде), которая была первым от Всевышнего благословением их супружества. Потом, при часто совершаемых молитвах, благоугождающая Господу мать еще удостоивается небесного благословения в особенном посещении. Когда все покоилось в мирной тишине, в самую глухую ночь, когда она почивала на ложе своем, вдруг озарился весь ее покой светом. Отворилась дверь; свет приумножился; явился священник, бывший ее духовник и уже три года опочивающий во гробе, и принес на руках своих святую икону, на коей три венца пресветлейшие. С сим-то образом Божий посланник, тихо приблизившись к одру спавшей, благословил духовную дочь свою, стоявшую в радостном трепете и объятую святым страхом, и возвестил ей вожделенные слова сии: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Бог даст тебе сына Георгия. Се тебе и образ святого Великомученика и Победоносца Георгия».

http://pravoslavie.ru/6130.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Государственное значение митрополита Филарета Ко дню памяти 02.12.2023 880 Время на чтение 6 минут Ниже , ко дню памяти святителя Филарета (Дроздова) , мы публикуем подготовленную специально для РНЛ статью выдающегося русского публициста, журналиста, литературного критика, общественного деятеля Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887). Статья была в первые опубликован а в « Московски х Ведомост ях» ( 1867. 6 августа. 172 ). Святитель Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (26 декабря 1782/ 8 января 1783 - 19 ноября/ 2 декабря 1867 ) – митрополит Московский и Коломенский (в 1826 – 1867 гг.) . В 1994 г. причислен к лику святых . Д ень памяти – 19 ноября/2 декабря. + + + Сегодня всецерковно праздновалось пятидесятилетие архиерейского служения высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Особенно важным, быть может, знаменательным событием этого торжественного дня был съезд епископов из разных епархий Российской Империи, хотя не для совещаний, однако по церковному делу. Явление, давно у нас небывалое. Да будет же оно хотя бы отдаленным предвестием обновления нашей церковной жизни, в котором она так глубоко нуждается! Митрополит Филарет родился в Коломне 26 декабря 1782 г.; окончил курс наук в Сергиево-Лаврской семинарии в 1803 году; принял иночество в Лавре в 1808 году; посвящен в иеромонаха в Пасху 1809 г.; возведен в сан архимандрита в 1811 г.; был ректором С.-Петербургской Духовной академии с 1812 г. до 1819 г.; в этом звании в 1817 году посвящен в епископа Ревельского; в 1819 году, возведенный в архиепископа, назначен на Тверскую кафедру, в следующем, 1820 году – на Ярославскую и в 1821 г. – на Московскую; митрополитом с 1826 года. Столь долговременное служение Ц еркви ознаменовано непрерывным рядом всеми признанных заслуг нашего архипастыря, из коих самая высшая есть его жизнь, есть он сам. Люди оказывают заслуги не только тем, что они делают, но и тем, что они суть. В служении Ц еркви это имеет особенную силу. Да теплится еще многая лета на благо церкви свет жизни нашего славного архипастыря!

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/01/...

Несмотря на мнения противников канонизации императора Николая II, которые, в основном, нужно отметить, основываются на негативных стереотипах, навязанных обществу коммунистической пропагандой, в августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Церкви царь Николай II и вся царская семья были причислены РПЦ к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских. При этом особо подчеркивалось, что прославление Царственных мучеников было свободно от всякой политической конъюнктурности и «не обозначало «канонизации» монархической формы правления» 1 . Однако следует отметить, что из наиболее известных духовными дарами представителей Церкви никто и никогда не канонизировал, так называемые, демократические формы правления. Наоборот, из уст святых отцов XVIII–XX вв. мы слышим ясное указание на необходимость и благотворность для России именно власти самодержавного Царя. Свт. Димитрий Ростовский , свт. Филарет Московский и свт. Феофан Затворник , преп. Серафим Саровский и св. прав. Иоанн Кронштадтский 2 , преп. старцы Оптиной пустыни, а также один из первых мучеников, пострадавший сразу после кровавого октября 1917 – свт. Владимир Киевский, единогласны в своих суждениях по этому вопросу. Например, знаменитый свт. Филарет (Дроздов) , поддерживая идею самодержавной монархии как власти Богом установленной, давал богословское обоснование как ее самодержавности, так и наследственности. Способный к весьма смелому противостоянию Царю в вопросах, касающихся компромиссов совести, Святитель предчувствовал, что гибель Российской империи придет с Запада. Он отмечал, что западные христианские народы «делают для себя постановления, не основанные на постановлениях Божественных», называл их «строителями Нового Вавилона», характеризовал демократический образ правления как избрание правителей, «порабощенных своим подданным» 3 . В этой связи хочется сразу подчеркнуть единомыслие св. царя страстотерпца Николая II с сонмом святых русской Церкви по вопросу о необходимости сохранения традиционной для России самодержавной власти Царя как основы ее политического и экономического процветания. Изменить строй, отворить ворота нападающим сторонникам демократии в глазах Царя означало – положить начало не только распаду страны, но и неизбежным многочисленным бедам для населяющих ее народов. Неспособность демократов сохранить власть и порядок, страшные бедствия немедленно последовавших революции, гражданской войны и разрухи стали историческим доказательством его правоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Орловская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор (Болхов) Орловская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района. Граничит с областями: на севере с Тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской, на западе с Брянской, на северо-западе с Калужской. Административный центр — город Орёл . Содержание Православие в Орловской области [ править править код ] История Орловской и Ливенской епархий теснейшим образом связана с историей Орловского края; её знание помогает понять многие закономерности и причины тех или иных событий, характерные черты области и населяющих ее людей, ощутить духовный климат региона, предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни. Учрежденная в конце XVIII в. Орловская епархия более чем за двести лет своего существования претерпела немало преобразований, которые коснулись не только церковного управления, но и многих других областей духовной жизни. Была основана Духовная Семинария, учреждено викариатство, строились храмы и монастыри. Большую роль в деле духовно-нравственного просвещения народа сыграли такие выдающиеся епископы, как Аполлос (Байбаков), Иона (Павинский), Смарагд (Крыжановский), Симеон (Линьков), Никанор (Каменский) и др. С 1865 года стали выходить «Орловские епархиальные ведомости». Были организованы религиозно-просветительские общества и братства. Только за один XIX век Орловский край дал немало замечательных иерархов — подвижников благочестия, которые украсили церковную историю России. Среди них причисленные к лику святых Филарет (Дроздов), Митрополит Московский; Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров); знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) ; протоиерей Иоанн Жданов; иеромонах Мельхиседек (Орнаутов).

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Десницкий Библия: история Синодального перевода Источник:  Фома Русская Библия, казалось, была всегда. Ее перевод, известный нам как Синодальный, воспринимается как что-то незыблемое и бесспорное... но сколько же споров вызывало его рождение на свет, сколько было на его пути препятствий, как долго длилась эта история! Попытки переводить библейский текст на русский язык предпринимались достаточно давно: тут можно вспомнить переложения псалмов Симеона Полоцкого (1680 г.), Авраамия Фирсова (1683 г.), Василия Тредиаковского (1753 г.), а также полумифический перевод пастора Эрнста Глюка, бесследно пропавший после его смерти в 1705 г. Возможно, его никогда и не было. Но принципиальное решение подготовить официальный перевод Библии на русский Святейший Синод по предложению императора Александра I принял только в начале 1816-го. Большую роль здесь сыграло Российское Библейское общество, учрежденное за несколько лет до того по образцу некоторых западных стран (первое подобное общество было создано в Великобритании). Цель подобных обществ с самого начала заключалась в том, чтобы обеспечить всех желающих изданием Библии по доступной цене и на родном языке, и вполне естественно, что в России это, прежде всего, был русский язык. Уже в 1819 г. было издано Четвероевангелие, а в 1821 г. – полный Новый Завет. Первые издания были параллельными, с русским и славянским текстом. Началась работа и над Ветхим Заветом, при этом изначально перевод делался с еврейского текста, а при редактировании добавлялись в квадратных скобках варианты из греческого перевода (Септуагинты). В 1822 г. впервые вышла Псалтирь, причем за два года ее тираж составил более ста тысяч экземпляров. Главными сторонниками перевода были на тот момент обер-прокурор и министр просвещения князь А. Н. Голицын, а также ректор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (Дроздов), будущий митрополит Московский и Коломенский, известный нам ныне как святитель Филарет. Отставка Голицына в 1824 году во многом определила и судьбу всего проекта: Библейское общество было закрыто, переводческая работа прекращена, и в конце 1825 г. тираж первых восьми книг Ветхого Завета был сожжен на кирпичном заводе. Критики, среди которых следует назвать митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского) и нового министра просвещения адмирала А. С. Шишкова, не столько были недовольны качеством перевода, сколько отрицали саму возможность и необходимость для русских читателей какой-либо Библии, кроме церковнославянской. Разумеется, сыграла свою роль и настороженность по поводу мистических исканий и религиозных экспериментов тогдашнего петербургского общества.

http://religare.ru/2_92271.html

Ядерное оружие в святом месте? Можно иметь блестяще развитую систему международного права, как часы работающую систему международных организаций и свалиться в пропасть войны. Разве на исходе XX века, а тем более в XXI веке, уровень развития международного права был ниже, чем 100 лет тому назад? 13 сентября, 2009 Можно иметь блестяще развитую систему международного права, как часы работающую систему международных организаций и свалиться в пропасть войны. Разве на исходе XX века, а тем более в XXI веке, уровень развития международного права был ниже, чем 100 лет тому назад? В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию вечером 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Его Святейшества с молодежью Нижегородской области. В заключение встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на несколько вопросов аудитории. Один заданных вопросов затрагивал проблему отношения Церкви к оружию. Источник: Патриархия.ру — Ваше Святейшество, здесь присутствуют молодые специалисты Российского федерального ядерного центра . Позавчера Вы посетили наш город Саров, места жизни и подвига преподобного Серафима Саровского . Как Вы относитесь к тому, что в святом месте расположено предприятие, работающее над созданием ядерного оружия? — Будучи в Сарове, я уже высказался на эту тему, правда, в узком кругу. Но теперь, благодаря Вашему вопросу, я выскажусь публично. В катехизисе, в книге о вере, которую написал в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный к лику святых, дается формулировка того, что есть промысл Божий. Промысл Божий — это забота Бога о мире, о космосе, о мироздании, о каждом человеке. И вот святитель Филарет дает такую формулировку — она довольно длинная, я не буду ее полностью цитировать, но в ней есть замечательные слова, что промысл Божий заключается, в частности, и в том, что Бог дурные и плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Ужасным поступком было закрытие Саровской обители, изгнание монахов, осквернение святынь, но промысл Божий даже этот дурной и страшный поступок обратил к добрым последствиям, которые сейчас сознают (и я этому очень рад) в том числе многие сотрудники вашего центра, — что именно здесь, в обители преподобного Серафима , наша страна получила то, что мы называли «оружием сдерживания». В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило третью мировую войну с ее самыми страшными и губительными последствиями. Нельзя сказать, что это все случайно. Получилось, что под покровом преподобного Серафима, в его обители страна получила то, что спасло ее в самый критический момент послевоенной истории XX века.

http://pravmir.ru/yadernoe-oruzhie-v-svy...

ЦВ 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г. Актуальность духовного наследия святителя Игнатия Брянчанинова Святитель Игнатий (Брянчанинов) является для России символом возрождения Русской Православной Церкви и особенно монашества после десятилетий унижений и гонений. И на Западе растет интерес к изучению наследия этого русского автора. Чем же вызвано подобное внимание? Большую роль в этом сыграли «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», которые впервые были опубликованы в послевоенное время и вскоре были переведены почти на все европейские языки. Это привело к тому, что поначалу в небольших антологиях, а со временем и в полном виде, на некоторых европейских языках стали появляться издания «Добротолюбия». Но поскольку «Добротолюбие» — не развлекательное чтение для обычного читателя, то вполне естественно, что появился спрос на специалистов, которые могли бы открыть путь к пониманию его текстов. Эта проблема не нова. Ведь даже в самих «Откровенных рассказах» странник по страницам «Добротолюбия» ведется старцем. Более того, Паисия Величковского, который перевел «Добротолюбие» на древнецерковнославянский, в чтении направлял его духовник — старец Василий Поляномарульский. Он написал множество вводных текстов к отеческим писаниям, которые позднее были изданы в Оптиной пустыни. И святитель Игнатий (Брянчанинов) часто ссылается на Василия, чьи «Введения…» характеризуются ясностью и простотой. Таким образом, святитель очень хорошо понимал, что «Добротолюбие» нужно распространять, ибо оно действительно приносит пользу для душ верующих. Можно сказать, что этому он посвятил всю свою жизнь, почему и стоит в одном ряду с такими первопроходцами распространения «Добротолюбия» в России, как святитель Филарет (Дроздов) или святитель Феофан Затворник. Святитель Игнатий (Брянчанинов) известен как писатель, который при этом всегда оставался настоятелем монастыря и епископом. Он много цитировал, пересказывал, но всегда в рамках текста «Добротолюбия», так что некоторые его работы стали своего рода комментарием к «Добротолюбию». Однако было бы неверно упрекать его в отсутствии собственных идей: скорее это проявление особого почтения к духовным традициям отцов, вследствие чего он, будучи смиренным служителем, отступает на задний план. Здесь проявляется такое качество как сдержанность, ведь его цель — распространение в мире духовного наследия «Добротолюбия», и особенно — обновление монашества в духе «Добротолюбия», что во времена святителя Игнатия было очень непросто. После первоначальных успехов его перестали понимать, начали относиться к нему враждебно. Несмотря на это сегодня он считается ключевой фигурой в деле возрождения русского монашества из пепла, в который оно было низвергнуто петровскими «реформами».

http://e-vestnik.ru/church/aktualnost_du...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010