Москва. Церковь Святителей Московских в Троицком подворье. Домовая церковь Сергия Радонежского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1759 и 1760 годах возводится каменный двухэтажный дом и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1875 году дом частично перестроен в русском стиле. До нашествия наполеоновских войск церковь блистала своим внутренним убранством. Территория Троицкого архиерейского подворья с 1815 года, после утраты кремлевского дома московских  архиереев, определяется в качестве их резиденции и как место пребывания митрополита Московского, имевшего титул Священно-Архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 1917 года оно становится местом пребывания вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси. В начале 1930-х годов подворье было ликвидировано, церковь закрыта. Готовясь к Олимпиаде, храм внешне отреставрировали, но настоящее его восстановление началось только в наши дни, когда он вернулся в 1993 году в лоно Церкви. Тогда в приделе Владимирской иконы Богоматери была организована служба.  Двухэтажный дом подворья Лавры выстроили к 1760 г. и перестраивали в 1860-е – 1870-е гг. Первоначально в нем находилась домовая церковь московских митрополитов во имя апостолов Петра и Павла. Ее в 1813 г. переосвятили во имя преподобного Сергия Радонежского. С 1815 г. Троицкое подворье стало резиденцией московских митрополитов. В 1875 г. был устроен придел Иверской иконы Божией Матери. В 1899 г. над храмом возвели большой световой барабан с главкой, сбоку здания пристроили небольшую шатровую колокольню. С 1917 г. до своего ареста в 1922 г. на Троицком подворье проживал патриарх Тихон. В конце 1920-х годов храм и подворье были закрыты, купол и колокольня снесены. В 1993 г. подворье было возвращено Троице-Сергиевой лавре. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " О фресках домового храма в честь Святителей Московских в митрополичьих палатах Фреска, расположенная перед началом лестницы, изображает явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию. Вся судьба лаврской обители в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы, писал митрополит Филарет (Дроздов). Матерь Божия благословляет преподобного Сергия и обещает ему Свое покровительство. «Не скорби больше об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его...», – так сказала старцу Богородица, явившаяся в окружении апостолов Петра и Иоанна. Лик прп. Сергия, который стоит на коленях перед Пречистой Девой, светится благоговейной радостью, а его келейный ученик, прп. Михей, распростершись ниц, не смеет поднять головы в присутствии чудесных посетителей. Ступени сеней кельи преподобного на фреске отражают ступени лестницы домового храма, и у вошедшего создается впечатление непосредственного присутствия на месте описываемых событий.

http://sobory.ru/article/?object=04014

А.В. Бугаевский Введение. Постановка проблемы В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII-XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней 1 . После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт. Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях. К концу XX столетия информация о значительнейшей части рукописей житий святых вошла в библиографические указатели 2 . И хотя абсолютное большинство древних текстов до сих пор не опубликовано, практически все наследие, сохранившееся в монастырях и фондах библиотек, выявлено и стало доступно современному исследователю. В связи с открывшейся в наше время возможностью воспользоваться этими рукописными текстами, а также благодаря многим исследованиям в области агиографии, текстологии, истории, археологии и, наконец, анатомо-антропологическому изучению мощей представляется весьма актуальной и важной проблемой составление новых редакций житий целого ряда святых, и прежде всего жития свт. Николая Мирликийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной (Сергия Радонежского). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 2005 году по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, посетившего обитель, в архитектурный ансамбль Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря был включен приходской храм Махрищской слободы преподобного Сергия, находящийся у стен обители. В мае 2006 года началась реставрация разрушенного храма, завершившаяся осенью 2009 года. Восстановленный в его прежнем историческом облике храм преподобного Сергия Радонежского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла освящен по имя Святой Живоначальной Троицы. Так возродившаяся Троицкая обитель вновь обрела свой главный престол. По материалам официального сайта РПЦ Московского патриархата Патриархия.ру, http://www.patriarchia.ru/db/text/1247299.html в т.ч. новостная лента от 15 августа 2010г. про освящение храма http://www.patriarchia.ru/db/text/1248427.html Около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней обители, самого же Стефана поставил игуменом собранной братии. В смутное время междоусобия и междуцарствия Махрищский монастырь был разорён, разграблен и почти дотла сожжён польскими интервентами. В октябре 1612 года архимандрит и келарь вместе с народным ополчением, возглавляемым князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, вступили в ворота Московского Кремля. Их стараниями, а затем и усердием других наместников Троице-Сергиевой лавры начала возрождаться разоренная обитель преподобного Стефана. К 1807 году главный собор обители - Троицкий - сильно обветшал. Его разобрали и иждивением митрополита Платона выстроили новый собор, освящённый 23 августа 1808 года. Слово на освящение храма произнёс молодой учитель красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов - будущий святитель Филарет, митрополит Московский.

http://sobory.ru/article/?object=03853

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Листах. Троицкая церковь в Листах Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм построен стрельцами и освящен патриархом Никоном в 1661 г. Название в " листах " пошло от живших вблизи печатников, которые изготовляли лубочные картинки, которые тогда назывались листами. Печатники затем их продавали около церкви Троицы, увешивая ее ограду листами. В 1704 г., по указу Петра I, храму присвоен статус Адмиралтейского и приходского Сухаревой башни. В 1671 г. построена трапезная, в 1678 г. - придел Покрова Божией Матери, колокольня - в 1788 г., придел святителя Алексия - в 1805 г. Храм является памятником Троицкого, Виленского, Низовского, Чигиринского стрелецких походов. В стенах его увековечена память царей Алексея и Федора, императоров Петра I и Александра III, патриархов Никона и Иоакима, митрополита Филарета (Дроздова). Храм был закрыт в 30-е годы, обезглавлен, колокольня разобрана в 1957 г. Богослужение было возобновлено в 1991 г. Главный престол освящен в честь Святой Троицы, приделы - в честь Покрова Божией Матери и святого Алексия, митрополита Московского. Деревянный храм известен с 1635 г. как кладбищенская церковь. Каменная церковь построена стрельцами в 1661 г., трапезная в 1680 г. Колокольня перестроена в 1788 г. Престолы: Троицы Живоначальной, Покрова Пресвятой Богородицы, Свт. Алексия, митр. Московского. В том же XVII веке скромная Троицкая церковь переживала свои самые судьбоносные времена. С 1651 года здесь жили московские стрельцы под началом полковника Василия Пушечникова. Стрельцов тогда селили около Земляного вала для охраны рубежей Москвы и проездных ворот в город. Так стрельцы этого полка стали прихожанами местной Троицкой церкви, и эта деревянная церквушка получила официальный статус полкового храма. Конечно, ратные прихожане хотели иметь каменный храм. Тогда Москва была деревянной, и получить собственный каменный храм было хотя и почетным, но трудным делом. Камень для своего храма сретенские стрельцы получали за военную службу: отличившись в Смоленском походе, они получили более 100 тысяч царских кирпичей, клейменых двуглавым орлом. Их не хватило, строительство затянулось на годы. С 1704 г. по указу Петра I храму присвоен статус адмиралтейского и приходского Сухаревой башни. В 1774 г. на средства фабриканта парчи П.В. Колосова перестроили Покровский придел, в кон. XVIII в. появился второй придел - Иоанна Дамаскина, вскоре переосвященный в 1805 г. во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В это же время, в 1788 г. снесли старую и построили новую колокольню. В 1857 г. стараниями протоиерея Павла Соколова была перестроена трапезная, обновлено внутреннее убранство храма - появились новые иконостасы, стенная роспись, деревянный пол. Эту работу высоко оценил митрополит Московский Филарет (Дроздов), выразив благодарность священнику и художнику А.М. Варламову.

http://sobory.ru/article/?object=03046

Мудрые советы свт. Филарета, митр. Московского. Из его писем к наместнику Сергиевой Лавры архим. Антонию Источник Вот уже и 25 лет прошло со дня кончины приснопамятного святителя московского Филарета (†19 ноября 1867 г.). Кому не известен сей великий Учитель Церкви? Кто не увлекался его поистине вдохновенными писаниями? Но едва ли много найдется людей, которые успели не только прочитать, но даже оглянуть все доброе, оставленное нам в его благодатном слове. Говорим: «даже оглянуть», потому что многое из его творений и особенно писем рассеяно во множестве журнальных книг, не всякому доступных, не всякому и ведомых. А между тем не только в его капитальных сочинениях, но даже в его частных письмах встречается немало сокровищ назидательных, истолковательных, канонических. В письмах своих он является (смеем сказать) еще лучше, чем в своих сочинениях: проще, сердечнее. Читая их, особенно в их целом виде, словно подходишь ближе к нему самому и чувствуешь, что с тобою говорит мудрый наставник, искренний друг, благосострадательный человек, любящий отец. И как часто самые простые истины он говорит тебе как бы изваянным словом! Помянем же его в настоящую годовщину его же словом. Редакция «Троицких листков» находит приличным прежде всего остановиться на письмах его в Троицкую Лавру, к бывшему наместнику ее, Архимандриту Антонию. Писем этих вышло четыре большие части, в 1905 страниц, с двумя прекрасными портретами – Святителя и Архимандрита (М. 1877–1884 г.; 7 р. 50 к.). Мы постараемся извлечь из них наиболее достойное внимание и общеполезное. Благослови, Святитель Божий, прочесть и воспринять в сердце твои речи о храме Божием, о молитвах в нем, о приношениях в пользу его; научи нас правилам жизни, отношениям к людям, перенесению скорбей и многому другому, что благовествуешь нам силою многою! 1 Господи, благослови; прости дерзновение, и настави нас на истину Твою (IV, 220) 1) Для чего созидается и освящается храм? Для богослужения вообще? – Оно совершается и вне храма. – Для таинств? – И большая часть таинств могут совершаться вне храма. Только одно таинство, таинство Тела и Крови Христовых непременно требуют освященного храма. Следственно храм созидается и освящается наипаче для того, чтобы в нем было священнодействуемо и хранимо Тело и Кровь Христовы. Для сей величайшей на земле святыни требовалось святое хранилище. Из сего следует, что только по крайней нужде Тело и Кровь Христовы могут быть выносимы из храма; а имеющий оныя в простом доме или келлии без нужды – оскорбляет сию святыню (III, 127).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Разделы портала «Азбука веры» святитель Афанасий Великий : Когда и нечестивые толпою стекаются, чтобы праздновать Пасху в обществе святых, и во время празднества славят Бога, Бог отклоняет (славословие) их, говоря грешнику: «Что ты проповедуешь уставы Мои» ( Пс.49:16 )? и Дух Святый кротко отстраняет их, говоря: «Неприятна похвала в устах грешника» ( Сир.15:9 ). Похвально удерживаться от лукавства и беззаконных деяний для того, чтобы возможно было отпраздновать Пасху приличествующим образом; ибо тот, кто оскверняет себя мерзостями безбожных, тот не может принести пасхальную жертву Господу Богу нашему. …Что иное (представляет) пасхальное празднество, как не постоянное поклонение Богу, как не познание благочестия и от сердца, без принуждения, исходящая единодушная молитва? Если мы, возлюбленные, будем питаться этою спасительною пищею [ Мф.26:26-28 ], то будем совершать истинную Пасху. Наш долг – не себе, но Господу праздновать Пасху, ликовать не в себе, но в Господе. Наше же звание (которым принадлежит и Пасха) свыше, и жительство наше на небесах, по словам Павла: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ), и туда направляя взоры наши, мы совершаем празднество надлежащим образом. святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский: Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит доказательством Божества Иисуса Христа и началом нашего воскресения. До Воскресения Христова многие из людей знали только землю, на которой они являются на краткое время и вскоре скрываются, неизвестно куда… Теперь, когда Христос воскрес и когда Ему, как Богочеловеку, дана «всякая власть на небе и на земле», не только небо сделалось достижимым, но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие, ибо и на земле является Божество, и на небе человечество. преподобный Симеон Новый Богослов : Славное Воскресение Христово есть собственное наше воскресение, которое мысленно совершается и проявляется в нас, умерщвленных грехом, через Воскресение Христово.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-pashe

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2017 18 мин., 26.12.2017 1-я страница обложки. Человек, на большой высоте идущий по канату со страховочным поясом (фото Plainpicture RM/Tobias Leipnitz/Diomedia). В центре надпись – НЕСМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР. Как преодолеть свои страхи по-христиански. См. в разделе «Вера» беседу с протоиереем Павлом Великановым «Как избавиться от страха и начать жить» (с.26-34) и высказывание Патриарха Кирилла «Оптимизм по-христиански» (с.35). Пролог Давид Самойлов. « Когда замрут на зиму… ». Стихотворение. 1986//Фома. - – декабрь 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа: Даты месяца. Декабрь //Фома. - – декабрь 2017. – С.4-5. -(рубрика « Числа »). Представлены даты:   10 декабря. 80 лет назад родился филолог и культуролог Сергей Аверинцев (1937-2004) – уникальный человек, сумевший в годы государственного давления на Церковь писать о христианстве с позиций верующего человека . Фотопортрет. – С.4; 27 декабря. 1480 лет назад (в 537 году) в Константинополе был торжественно освящен православный собор святой Софии. Фото Владимира Ештокина. – С.4;   1 декабря. 150 лет назад умер митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (1783-1867). Самым  значительным его трудом стал перевод Библии на русский язык. – Ил.: Портрет Филарета (Дроздова) и фото «Библии» (издание 1874        года). – С.5;   4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Ил.: Икона праздника. – С.5;   9 декабря. День памяти святителя Иннокентия, епископа      Иркутского. Ил.: Церковное изображение святителя. – С.5. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Кровь миллионов: судить нельзя простить //Фома. - – декабрь 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). этой колонки смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.tv)   Интервью номера: Владимир Маторин: «Мою жизнь перевернул вечер, когда я узнал, что такое духовная музыка» . [Всемирно известный бас – Владимир Анатольевич Маторин – поделился воспоминаниями о своем пути к крещению, к Большому театру, о многочисленных поездках по русским городам и селам, о важных событиях в жизни своей семьи]. Подготовила Дарья Баринова . Фото Владимира Ештокина; Александра Косинца/ТАСС. 1997; Дамира Юсупова/Большой театр; Владимира Вяткина/РИА Новости; Из семейного архива автора//Фома. - – декабрь 2017. – С.8-13. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Владимир Анатольевич Маторин » (С.10).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-176...

1. Мнение Преосвященного Филарета о бумагах доктора философии Ясской Эллинской школы Димитрия Годеля, представленных Государю Александру Павловичу 8 Декабря 1821 г. 26 дек. 1841 г. д. т. с. кн. Александр Голицын по Высочайшему повелению препроводил к Обер-Прокурору Св. Синода, хранившиеся у него по воле покойного Императора Александра Павловича, бумаги доктора философии Ясской Эллинской школы Димитрия Годеля. Бумаги сии состоят: 1) Письмо Годеля в Св. Синод от 1 июня 1821 г. 2) Молитва о благопоспешном шествии Христолюбивого воинства на Агарян. 3) Толкование на симфонию Ветхого и Нового Завета о событии грядущего, о кончине века сего, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, изложенное некоторым неученым православным восточным недостойным христианином в пользу православных людей Божиих и всего человечества, когда раскаются. Провозглашено и посвящено верному Православному Царю Зоровавелю, от племени Иудина, Самодержцу и Заступнику Филадельфии Монарху В. Р. А. П. В лето искупления 1817 ноября 8. В Христианополе. Толкование разделяется на 7 глав, и на основании текстов Апокалипсиса и Св. Писания, доказывает, что царство Российское есть царство Давидово от племени Иудина или царство Христово, что ему предназначено сокрушить антихриста-Магомета, освободить единоверных Греков, поразить Западные народы, обратить Евреев и прочих нехристиан к христианству – тогда наступит пришествие Иисуса Христа, которое предназначается в 1988 году. В посвящении своем Государю, сочинитель просит о напечатании оного секретно и рассылке его к первенствующим пастырям Церкви для наставления верующим молиться о скором прекращении страшных дней и о соединении Церквей. В письме своем Св. Синоду Годель изъясняет, что толкование сие составлено святым мужем, проживающим на Афонской горе, который передал рукопись одному лицу для представления Императору Александру Павловичу, а от сего лица рукопись получена Годелем и отправлена им в Св. Синод с просьбою по рассмотрении представить Его Величеству. Бумаги эти были отправлены к Преосвященному Филарету, который дал о них следующее мнение: Мнение о сочинении: Толкование по симфонии В. и Н. Завета о событии грядущего и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1 С истинною радостию, Милостивый Государь, Егор Иванович, узнал я, что Вы избрали состояние наиболее благоприятствующее духовному просвещению. Тотчас писал в Петербург, прося справедливого Вам внимания и покровительства: хотя, впрочем, слышал, что и местное Начальство отдает Вам справедливость. Давно бы писал я к Вам, если бы не опасался из сего для Вас могущего произойти беспокойства, по известным Вам обстоятельствам. Желание же моё не беспокоить или Вас, или кого либо, а усердствовать, чем могу, добрым людям и благу общему. Бог да совершит Ваше начинание, и да утвердит Вас на предлежащем пути. Приимите сие желание и искреннее почтение Вашего покорнейшего слуги А. Ф. Тверь, в проезде. 26 Июля, 1815. Слышал я и о замешательстве касательно Вашего классного жалованья; о сём писать ещё не успел: если не исправлено еще, надеюсь, будет исправлено. 2 2 Высокопреподобнейший Отец Ректор! Любезнейший Брат! Опять Вам путь: надеюсь, однако, что Вы не скажете: лев на пути. Вы переводитесь в Семинарию Нижегородскую и в монастырь Макарьевский, Надобно признаться, что дела тамошней Семинарии усмотрены не в устройстве: даже до высшего Начальства доходили жалобы учеников, основательные, или нет, по, крайней мере, означающие неустройство места. Видели Ваше правильное действование в настоящем месте; и повторяют Вам другое, чтобы Вы постарались привести оное в правильное состояние. С сим вместе открылся случай и по монастырю исправить неправильное прежнее перемещение Вас: Вам не должно быть неприятно, что не хотели отложить сего далее, – для нового места Вашего сообщу Вам мои мысли, которым Вы столько можете последовать, сколько оправдаются они собственными Вашими наблюдениями. Во-первых, как можно точно надлежит Вам уставить всё по Уставу: тогда ни ветер сверху, ни вода снизу не поколеблют того, что Вы уставите. Как скоро будут от Вас требовать чего бы то ни было, не определённого Уставом: не допускайте при самом первом случае, и если нужно не огорчить отказом, просите разрешения от Высшего места. Инспектор даётся Вам из Москвы: постарайтесь стяжать единомыслие, которое и всегда, и особенно по обстоятельствам места, Вам необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2. К духовному образу святителя Филарета «Слава Богу о всем» (19–2:319) Святитель Московский Филарет (Дроздов) , прослуживший Святой Российской Церкви и Отечеству 64 года – со дня определения учителем греческого и еврейского языков в 1803 г. в только что оконченной им Сергиево-Лаврской Семинарии и до блаженной кончины в 1867 г. – еще при жизни стяжал славу во Вселенском Православии, хотя сам к ней никогда не стремился и был, как увидим, смиреннейшим служителем Божиим. Литературное творчество его неисчерпаемо: многочисленные слова, речи, богословские трактаты, мнения, отзывы, резолюции и, конечно, письма – подлинное наше сокровище 4 . Мне хотелось бы здесь упомянуть лишь один труд Святителя – «Пространный Христианский Катихизис Православный Кафолическия Восточныя Церкви». Написан Катихизис по поручению Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви, им же рассмотрен, одобрен и издан для преподавания в Училищах и для употребления всех православных христиан. Сия книга по напечатании в Синодальной типографии вызвала благодарность автору Русского императора, была переведена на разные языки мира, получила широчайшее распространение – издавалась много раз в прошлом, переиздается большими тиражами и сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и других Иерархов. И, что весьма важно – показательно, – служит учебником для современных Духовных Семинарий нашей Святой Церкви. Книга отличается широким охватом тематики (Вера, Надежда и Любовь ), четкостью и точностью формулировок, выражением истины Святого Православия, предельной доступностью. Вопросо-ответная форма изложения материала помогает не только удерживать внимание при изучении содержания, но и контролировать себя. Катихизис и утверждает в Православии, и обнаруживает его перед незнающими его или неправильно представляющими. В 1911 г. епископ Никон писал: «Обаяние личности митрополита Филарета кроется в равномерном совершенствовании двух свойств личности: теоретика-богослова и аскета.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010