– Какая благочестивая мысль – осенять святынею все входы, ведущие в город к главному святилищу Св. Софии! Начало деревянному детинцу, или Кремлю новгородскому, положил храмоздатель собора св. князь Владимир Ярославич в 1097 году, и он был обновлен после пожара в 1113 году другим благочестивым князем Новгородским, Мстиславом, сыном Мономаха; но церкви сей ограды были каменные. Св. архиепископ Мартирий соорудил первую из них в честь Положения пояса Богоматери в исходе XI века, а святитель Спиридон – другую, во имя Св. Феодора, над вратами, бывшими со стороны Неревского конца, позади собора. Владыка Климент поставил церковь Воскресения Христова над вратами Литовскими, ныне закладенными, на южной оконечности Кремля, где кончалась Епископская улица, по случаю взятия Кексгольма у шведов; а в 1211 году архиепископ Давид построил над вратами, бывшими на противолежащем конце Кремля, церковь во имя Равноапостольного князя Владимира, замечательную потому, что она была первою во имя сего нового угодника, причтенного к лику заступников земли Русской. Была еще одна церковь – Покрова Богоматери, над южными вратами, уже несуществующими, построенная усердием посадников, которую заменила впоследствии нынешняя Покровская церковь, что близ ограды. Только в 1336 году начал строить каменную ограду знаменитый владыка Василий, от Неревских ворот и церкви Владимирской до нынешней обыденной Андрея Стратилата, для большего охранения Софийского собора со стороны Торговой и Волхова. Архиепископ Иоанн III продолжил ограду сию в 1410 году до Литовских, или Воскресенских, ворот, а Геннадий довершил ее кругом всего Кремля уже в 1490 году, частью иждивением великого князя Иоанна, частью же на собственное, там где стена окружала архиерейские палаты. Она существует и доныне, – с ее девятью башнями, круглыми и четвероугольными, из коих одна, близ Покровской церкви, трехъярусная, вероятно, служила теремом для дома наместников и заключала в себе также церковь . Все сии надворотные церкви разрушены во время шведского нашествия Делагардия, когда ревностный пастырь митрополит Исидор сам обходил с крестом в руках по стенам кремлевским, чтобы отразить нападение врагов, но принужден был наконец уступить силе оружия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Самая ограда Кремлевская, местами угрожающая падением, свидетельсгвует о пастырских заботах по охранению вверенной им паствы, ибо почти вся сооружена была иждивением Владык, и каждые из пяти ее врат ограждены были церковью. Какая благочестивая мысль – осенять святынею все входы, ведущие в город к главному святилищу Святой Софии! Начало деревянному детищу, или Кремлю Новгородскому, положил храмоздатель собора Святой князь Владимир Ярославич в 1097 году, и он был обновлен после пожара, в 1113 году другим благочестивым князем Новгородским Мстиславом, сыном Мономаха; но церкви, сей ограды были каменные. Святой архиепископ Мартирий соорудил первую из них, в честь положения пояса Богоматери, в исходе XI века, а Святитель Спиридон другую, во имя Святого Феодора, над вратами, бывшими со стороны Неревского конца, позади собора. Владыка Климент поставил церковь Воскресения Христова над вратами Литовскими, выше закладенными, на южной оконечности Кремля, где кончалась Епископская улица, по случаю взятия Кексгольма у шведов. А в 1211 году архиепископ Давид построил над вратами, бывшими на противолежащем конце Кремля, церковь во имя равноапостольного князя Владимира, замечательную потому, что она была первою во имя сего нового угодника, причтенного к лику заступников земли Русской. Была еще одна церковь, Покрова Богоматери, над Южными вратами, уже не существующими, построенная усердием посадников, которую заменила впоследствии нынешняя Покровская церковь, что близ ограды. Только в 1336 году начал строить каменную ограду знаменитый Владыка Василий от Неревских ворот и церкви Вдадимирской до нынешней обыденной Андрея Стратилата, для большего охранения Софийского собора со стороны Торговой и Волхова. Архиепископ Иоанн III продолжил ограду сию в 1410 году до Литовских или Воскресенских ворот, а Геннадий довершил ее кругом всего Кремля уже в 1490 году – частию иждивением Великого князя Иоанна, частию же на собственное – в той части, где располагались Архиерейские палаты. Она существует и доныне с ее девятью башнями, круглыми и четвероугольными, из коих одна, близ Покровской церкви, трехъярусная, вероятно, служила теремом для дома наместников и заключала в себе также церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Великий князь Иоанн III, обольщенный жидовствующими, пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами - одного в Успенском, другого - в Архангельском соборах Кремля, звал в Москву и самого ересиарха Схарию. Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Феодора Курицына, брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей был поставлен митрополит-еретик Зосима. Борьбу с распространением ереси возглавили преподобный Иосиф и святитель Геннадий, епископ Новгородский. Первое свое послание преподобный Иосиф написал " О таинстве Пресвятой Троицы " еще будучи иноком Пафнутьева Боровского монастыря - в 1477 году. Успенский Волоколамский монастырь с самого начала стал духовным оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богословские творения святого аввы Иосифа, здесь возник " Просветитель " , создавший ему славу великого отца и учителя Русской Церкви, здесь родились его пламенные противоеретические послания, или, как сам Преподобный скромно их называл, " тетрадки " . Исповеднические труды преподобного Иосифа Волоцкого и святого архиепископа Геннадия увенчались успехом. В 1494 году был сведен со святительской кафедры еретик Зосима, в 1502 - 1504 гг. были соборно осуждены злейшие и нераскаявшиеся жидовствующие - хулители Святой Троицы, Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Церкви. Многие другие испытания были посланы святому Иосифу - ведь Господь каждого испытывает в меру его духовных сил. Гневался на святого то великий князь Иоанн III, лишь в конце жизни, в 1503 году примирившийся с угодником Божиим и покаявшийся в своей прежней слабости к жидовствующим, то удельный князь Волоцкий Феодор, на земле которого находилась его обитель. В 1508 году преподобный претерпел несправедливое запрещение от святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (память 16 марта), с которым вскоре, однако, примирился. В 1503 году Собор в Москве под влиянием святого аввы и его учений принял " Соборный ответ " о неприкосновенности церковного достояния: " понеже вся стяжания церковная - Божия суть стяжания, возложенная, нареченная и данная Богу " . Памятником канонических трудов игумена Волоцкого является в значительной степени и " Сводная Кормчая " - огромный свод канонических правил Православной Церкви, начатый преподобным Иосифом и завершенный митрополитом Макарием.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Преподобный столько был известен здесь духовными подвигами и так много сделал для островской пустыни, что пустынь называлась потом пустыней Серапиона 65 . Тяготясь заботливою должностью, он отказался от нее и перешел в Сергиеву лавру. Но и здесь недолго был в покое. Вопреки его иноческому смиренному желанию, и здесь ожидала его честь начальническая: в 1493 году волей митрополита и великого князя он определен в игумена лавры. Великий князь Иоанн уважал подвижника-игумена. Три боярыни обвинены были в волшебстве; строгий Иоанн велел сжечь их. Блаженный Серапион, уверенный в невинности несчастных, после усердной молитвы к Святой Троице, пришел к великому князю и убеждал его отменить суровый приговор; великий князь послушался благочестивого игумена, и жизнь трех невинных была спасена. Заботливый о благоустройстве великой обители и особенно о жизни, достойной иночества, блаженный Серапион был и на соборе о церковных имениях; здесь старался он согласить пользу Церкви и государства и подавал голос, одинаковый с голосом игумена Волоколамского Иосифа. Великий князь Иоанн, передавая управление сыну своему Василию, указал ему на Серапиона, как на достойного занять святительскую кафедру в Новгороде, и 15 января 1506 года собором архипастырей Серапион посвящен в архиепископа Новгородского. Это возведение на высокую степень власти было для Серапиона призывом к самым тяжким скорбям. В феврале прибыл он в Новгород, а осенью открылся мор. То же бедствие возобновлялось и в следующие два года, также осенью. В последнюю осень померли в Новгороде от язвы 15398 человек. Между тем в августе того же 1508 года был такой страшный пожар в Новгороде, что трудно указать в летописи другой подобный; страшная буря усилила свирепость огня до крайней степени. Святитель во время пожара выходил с крестным ходом на волховский мост к «чудному кресту». Молясь об утолении гнева Божия, он не только лил слезы, но рыдал и от рыданий не мог читать молитв; он продолжал дотоле молиться, пока пожар стал ослабевать. Когда все кончилось, оказалось, что одних людей сгорело до 3315 человек, не считая утопших в Волхове.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тихо плыл Иоанн на плоте своем против сильного течения, как будто некоей божественной силой несло его благоговейно и торжественно, чтобы не обогнать крестного хода, – наравне с несущими честные кресты иереями и дьяконами плыл он. И когда священный собор с честными крестами подошел к тому месту, где стоял народ, то все вместе стали еще горячее молить святого, чтобы возвратился он на престол свой. Святой же, вняв их мольбе, словно по воздуху несомый, подплыл к берегу и, поднявшись с плота, сошел на землю. Люди же, видевшие все это, радовались, что умолили святого возвратиться, и плакали о своем согрешении перед ним, прощения прося. Он же, беззлобная душа, простил их всех. Многие из них в ноги падали ему, слезами обливая ноги его, другие же прикладывались к ризам святого. И, попросту сказать, теснились и толкали друг друга, чтобы хоть увидеть святого. Святой же благословлял их. И пошел чудотворец архиерей Божий Иоанн с крестным ходом в монастырь святого Георгия со священным собором, совершая молитвенные пения. И множество народа следовало за ними, восклицая: «Господи, помилуй!» Архимандрит же и иноки того монастыря не знали, что архиерей Божий Иоанн грядет в их монастырь. А в те времена в монастыре святого Георгия жил некий человек, юродивый, получивший от Бога благодать прозорливости. Сей человек быстро пришел к архимандриту монастыря и, постучав в дверь его кельи, сказал: «Иди, встречай великого святителя Божьего Иоанна, архиепископа Великого Новгорода, – грядет он к нам в монастырь!» Архимандрит же не поверил и послал посмотреть. Посланные же, отправившись, узнали от людей, там бывших, о всем случившемся со святым и, быстро вернувшись, рассказали архимандриту. Архимандрит же повелел в большие колокола звонить. И собрались иноки этой великой лавры, взяли честные кресты и пошли из монастыря навстречу святителю Божьему Иоанну. Святой же, увидев их, благословил каждого и, придя в монастырь, вошел в церковь святого Христова великомученика Георгия с архимандритом монастыря того, со всем священным собором и с иноками, и со всем множеством народа. И, совершив молебен, с великой честью вернулся на престол свой в Великий Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 497) Свт. Евфимий II «позлати гроб» св. кн. Владимира Ярославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 497) Благодаря Е. осуществилась местная канонизация Новгородских святителей и князей. Согласно основной редакции Жития архиеп. св. Илии (Иоанна) (2-я пол. XV в.), 4 окт. 1439 г. в паперти Софийского собора в приделе св. Иоанна Предтечи откололся и упал сверху камень, разбив надгробную плиту, под которой были обнаружены нетленные мощи неизвестного святителя. Е. во сне явился архиеп. Илия ( Иоанн ; 1166-1186) и, сообщив, что мощи принадлежат ему, повелел в день обретения мощей творить память погребенных в Софийском соборе князей, княгинь и святителей новгородских. В том же году, как сообщает Новгородская I летопись Младшего извода, «архиепископ Еуфимии позлати гроб князя Володимера, внука великого князя Володимера, и подписа; такоже и матери его гроб подписа, и покров положи, и память им устави творити на всякое лето месяца октября в 4» (НПЛ. С. 420). Вскоре пономарь Софийского собора Аарон рассказал Е. о бывшем ему видении Новгородских святителей, молившихся за Вел. Новгород в алтаре Софийского собора и перед Корсунской иконой Божией Матери . Святитель «бывь радостен о таковем явлениие», велел служить панихиду по Новгородским архиепископам (ПСРЛ. Т. 43. С. 183). По мнению А. С. Хорошева, в связи с этим чудом Е. установил 10 февр. отдельное празднование памяти 9 Новгородских архиереев: святителей Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Германа , Аркадия , Гавриила , Мартирия , Антония , Василия Калики и Симеона. Однако, как указал Янин, служба этим святителям под 10 февр. известна не ранее XVII в., в более древних Служебниках панихиды по «преждеотшедшим» Новгородским владыкам и князьям указаны под 4 окт. ( Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 6). При Е. в богослужении Новгородской епархии утвердился Иерусалимский устав .

http://pravenc.ru/text/187753.html

– Он послал только обыкновенное согласие свое на избрание того, кто признан будет за достойного собором 53 . – Новый митрополит Феодосий прислал Новгородскому архиепископу подтверждение охранять паству от сношений с униатом Григорием 54 . – Не оставляя забот о своей пастве, св. Иона обратил заботливую любовь свою на Отнюю пустынь. В 1462 г. построил он в ней каменный храм в честь св. Предтечи и в том же храме придел в честь св. Онуфрия. В следующем году построили там же теплый каменный храм св. Николая с братскою трапезою. Отняя пустынь усердием святителя из бедной становилась очень достаточною: он подарил ей несколько земель и рыбных озер, которые купил на свой счет 55 . На великокняжеском престоле сидел уже (с апр. 1462 г.) И сын Василия Иоанн III. По некоторым делам видели в Новгороде, что новый великий князь недоволен Новгородом. Блаж. архиепископ решился (1463 г.) отправиться в Москву. – Иоанн привял добродетельного пастыря почтительно, просил молитв его за себя и напомнил ему обещание свободы от орды. Святитель отвечал: «не оставит Господь без внимания слезной молитвы стольких угнетенных, рассеет орду, какими судьбами знает, лишь бы государь пребыл в благочестии и тихими очами надзирал за своею областию». – Вместе с тем напомнил он великому князю, что отец его, твердо веря в скорую свободу отчизны от власти Татарской, и в духовном завещании писал не требовать с Новгородской области той дани, которая назначалась для орды 56 . М. Феодосий принял Новгородского архипастыря с особенною любовию. Он утвердил своею грамотою иерархические права архиепископа и внушал как духовенству, так мирянам, отдавать ему все должное 57 . – С своей стороны Новгородский архипастырь еще на пути в Москву дал обещание построить в Новгороде храм преп. Сергию, которому дотоле не было посвящено ни одного храма в Новгороде, и, возвратясь в Новгород, устроил и освятил в своем доме храм св. Сергию. На целой поныне иконе Сергия преподобный изображен в пояс, благословляющим именословно 58 . – Нельзя не остановиться вниманием на том, что храм преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В XV веке архиеп. Иоанн, после пожаров, в 1408 году перекрыл свинцовыми листами соборную церковь и позлатил на ней большую главу (маковицу) 135 . При том же архиепископе, в 1411 году, к югозападному углу Соф. собора пристроена небольшая придельная церковь во имя исповеднпков Гурия, Самона и Авива, по чудеси, бывшем от их иконы в Соф. соборе 136 . В 1439 году, при святителе Евфимии, весь собор вновь был отштукатурен и обелен 137 . В XVI веке, при архиепископе Серапионе, 1509 года был дописываем Деисус 138 , а в 1528 году архиепископ Макарий устроил в Софийском соборе иконы для иконостаса и царские врата, украсив их сребро-позлащенными окладами, а совне над западными дверьми, вместо прежнего образа Вседержителя, приказал написать «И остающияся доселе настенные изображения св. Троицы, Софии Премудрости Божией и Нерукотворенного Спаса 139 . В XVIII веке в 1688 и 1692 годах, при митрополите Корнилии, пол в Софийском соборе поднят, три круглые столба выломаны, прежние узкие окна увеличеиы, а некоторые пробиты вновь для большего света 140 . В XVIII веке при митрополите Иове, 1706 года соборная церковь покрыта новым тесом, а внутри нее покрыты олифою все почти иконы Софийского собора как местные и в тяблах, так и около столбов и в приделах 141 . В половине прошлого века, при архиепископе Амвросии (1740 года), и в конце оного при митр. Гаврииле, как известно, были производимы некоторые возобновления; но они касались только кровли и стенной иконописи в соборе. Наконец в текущем столетии, при митроп. Серафиме, с 1829 по 1837 год Софийский собор, по причине оказавшихся в нем и особенно в его приделах повреждений, был возобновлен совне и внутри. В это время внутри были возобновлены иконы в иконостасах и на стенах, а церковь не только покрыта вновь и отштукатурена, но и разобрана северная капитальная стена 142 и построена вновь, с соблюдением прежнего вида 143 . Новгородский Софийский собор построен из дикого камня, – крупного 149 и мелкого, обложенного плинфами или кирпичами неодинаковой величины, а кругом по низу цоколем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили святого Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими святой Роман не ушел из храма после окончания службы, а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился. Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала святому Роману свиток (погречески «кондакион») и повелела его съесть. Так преподобный получил дар книжного разумения, сочинения и испсшнения церковных песнопений. На всенощном бдении в день праздника Рождества Христова преподобный Роман взошел на амвон и пропел свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает...». Вскоре святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. Преподобный Роман составил более тысячи кондаков на праздники Господские и Богородичные, многими из которых Святая Церковь и доныне прославляет Бога. Преподобный Савва Вишерский Преподобный Савва Вишерский родился в городе Кашине в благочестивой семье Ивана Борозды. С юных лет он стремился к иноческим подвигам: молился и постился, как совершенный инок, и усердно посещал храм Божий. Горя любовью к Богу, юноша решился принять монашество. Он обошел несколько Тверских монастырей, в которых исполнял различные послушания. Преподобный отличался необыкновенным смирением и строгостью жизни. Братия Саввинской Тверской пустыни настолько полюбила святого, что избрала его своим игуменом. Молва о его добродетелях разносилась вокруг. Избегая славы человеческой, преподобный Савва около 1411 года удалился на Афон, где пробыл 3 года. Возвратившись на Русь, он скрытно пришел в Великий Новгород под видом странника и поселился на реке Вишере, устроив неболыпой шалаш. Преподобный стал проводить отшельническую жизнь, но узнав, что его подвиги известны новгородцам, он удалился на реку Сосницу. Новгородский архиепископ Иоанн (на кафедре был с 1387 по 1415 гг.) пожелал видеть преподобного и отправился в пустыню. Блаженный Савва, одетый в рубище, встретил архиерея еще на пути и с глубоким смирением пал перед ним на землю. Архиепископ благословил преподобного, считая его обыкновенным странником. Только у своего жилища святой поведал, что он – грешный Савва. Святитель подивился его смирению. Архипастырь разделил со святым пустынную трапезу и возвратился в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель 816 . В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: «...у Чюда Быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей» 817 . Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время «Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю» 818 , – говорится в Книге степенной царского родословия. В 1544 году 21 февраля «поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый» 819 . Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием 820 . Через несколько дней, 24 февраля, был «поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский» 821 . Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский 822 , в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.) 823 . Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. «В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010