Незлобивый святитель простил всех и возвратился в Новгород. Его жизнь по-прежнему протекала в непрестанных подвигах поста и молитвы и в тех же неусыпных заботах о вверенной ему пастве, которая постоянно была волнуема смутами гражданскими. Много потрудился святитель Иоанн на благо своей паствы. Наконец, удрученный летами, изнуренный трудами и чувствуя приближение своей кончины, святитель (в малой схиме Илия) был пострижен в великую схиму с прежним именем Иоанн. Под этим именем он впоследствии и прославился, поэтому в нашем каталоге он значится под именем Иоанн. Скончался святитель Иоанн 7 сентября 1186 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе. Через двести с лишним лет были обретены его нетленные мощи. В 1439 году во время ремонта храма со стены упал большой камень и разбил каменную крышку гробницы над гробом святителя. В присутствии архиепископа Евфимия приподняли доску в образовавшемся отверстии, и тотчас вся церковь наполнилась благоуханием. Архиепископ Евфимий, наклонившись над гробом, увидел неизвестного святителя в схиме, которого не коснулось тление. Имя святителя не было известно, т. к. надписи на крышке не было. Тогда архиепископ усердно помолился Господу, чтобы ему было открыто имя святого. После усердной молитвы архиепископу Евфимию во сне явился сам обретенный во гробе святитель и назвал свое имя. Мощи его открыто почивали в Новгородском Софийском соборе. Канонизирован на Соборе 1547 года. В 1629 году митрополит Новгородский Киприан (Старорусенков, † 1634) установил празднование в честь обретения мощей святителя Иоанна. Труды: Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц//Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1 (РИБ, т. 6). стб. 21–62. Прибавление к Уставу о причащении, написанное вместе с неизвестным епископом Белгородским//Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. – М., 1821. – С. 219–224. Поучение// Павлов А. Неизданный памятник русского церковного права XII века//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1890, октябрь. – С. 275–300.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

За время архиерейства архиепископу Пимену приходилось неоднократно самому бывать по церковным делам в стольном граде или же посылать в Москву духовенство. Когда 3 февраля 1555 года был поставлен первый Казанский архиепископ Гурий, то в его хиротонии участвовали все иерархи Русской Церкви того времени, среди которых летопись называет и Новгородского архиепископа Пимена 8 . Сообщая об избрании первого Казанского святителя, летописец говорит, что это произошло на Соборе “о многоразличных чинех церковных” 9 . Выехал архиепископ Пимен из Новгорода в Москву по царскому вызову еще в декабре 1554 года 10 . Очевидно, во время пребывания Новгородского владыки в Москве царь направил грамоту псковскому духовенству в связи с обращением к нему Новгородского архиепископа Пимена, чтобы он “у шти соборских старост” взимал “подъезд по старине по архиепископле же по Генадиеве грамоте” 11 . Вернулся он в Новгород в апреле 1555 года, “а жил на Москве 20 недель и 4 недели, да и Спаской игумен Мартирей с ним же приехал Хутынской” 12 . Позднее в епархии собирали деньги для Казанского архиепископа Гурия, “да и книги певчии имали по манастырем, Апостолы и Еуангелиа и Четьи, в Казань” 13 . Бывая в Москве, архиепископ Пимен участвовал в дипломатических приемах послов, с которыми встречался Митрополит Макарий 14 . В связи с Ливонской войной Русского государства после последовавшего в 1558 году взятия русскими войсками Ругодива (Нарвы) Иоанн Грозный туда “послати велел архиепископу Ноугородцкому архимандрита Юрьевскаго и протопопа софейского, а велел город освящати во имя Божие” 15 . Это же духовенство архиепископ Пимен направил затем в Москву сопровождать для поклонения иконы из Ругодива — Одигитрии и святителя Николая 16 . В марте 1561 года в Москву были затребованы три древние иконы из Великого Новгорода и архиепископ Пимен, совершив молебен, проводил их в Москву 17 . Затем он шлет дары царю в связи с его вступлением во второй брак с Марией Темрюковной 18 . В 1563 году во время полоцкого похода Новгородский архиепископ Пимен прислал царю под Полоцк учительное послание, образ святой Софии Премудрости Божией и святой воды 19 . Это учительное послание продолжало традицию аналогичного жанра на Руси, положенную Ростовским архиепископом Вассианом (Рыло) еще в XV веке 20 . “По чину эти церемонии повторяли подобные действия Митрополита Макария по поводу казанской победы” 21 .

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко... " В 1165 году святитель Иоанн был возведен во архиепископа (с тех пор Новгородская кафедра стала архиепископской). Зима 1170 года для Новгорода была очень трудным временем. Суздальские войска с союзниками два дня осаждали город за то, что новгородцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области. В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасении города. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спасителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поставить ее на остроге. Наутро Святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой. Войдя в церковь, архидиакон поклонился пред иконой и хотел взять ее, но икона не двигалась. Архидиакон вернулся к архиепископу и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором пришел в Ильину церковь и на коленях начал молиться пред иконой. Начали петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака " Заступнице христианом " икона сама двинулась с места. Народ со слезами взывал: " Господи, помилуй! " Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее в острог. Новгородцы в страхе предвидели свою погибель, потому что суздальцы с союзниками поделили уже их улицы для грабежа. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Тогда Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, и из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы, которые святитель собрал в фелонь. Тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отступили. Это было 25 февраля 1170 года. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода - Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 27 ноября). Суздальская война нанесла большой ущерб Новгородской области. Архипастырь и здесь не остался в стороне. Он проявил отеческую заботу о разоренных семьях, терпевших голод, щедро подавал помощь несчастным сиротам.

http://patriarchia.ru/db/text/913564.htm...

В честь этого чуда от иконы Пресвятой Богородицы Новгородской святитель установил праздник почитания святой иконы, называемой «Знамение», который и доныне празднует вся Русская Церковь 27 ноября/10 декабря. Однако, несмотря на одержанную новгородцами победу, святитель был противником междоусобной войны и убедил новгородских князей просить мира у князя Андрея. Святитель Иоанн, как добрый отец, откликался на все события жизни своей паствы. Когда в Новгородской земле после опустошительной войны наступил голод, святитель первый позаботился о беспомощной нищете, о бедных семьях, разоренных войною и терпевших голод, и щедрою рукою подавал помощь несчастным. Щедрость святителя не препятствовала ему заботиться об устройстве и украшении церквей для своих пасомых. В 1179 году святитель совместно с братом Гавриилом построил великолепный храм Благовещения в созданной им обители. В 1182 году построен каменный храм Богоявления над вратами монастыря и затем другой храм Богоявления над вратами кремлевскими. В 1184 году построен каменный храм на Опоках. Кроме того, им построены еще храмы: во имя пророка Божия Илии – своего небесного покровителя в постриге, во имя трех отроков Вавилонских, преподобного Феодора, игумена Студийского, святого праведного Лазаря. Великая сила молитвы святителя Иоанна проявилась, когда он в умывальнике заклял беса и заставил перенести себя на одну ночь в Иерусалим для поклонения Гробу Господню и возвратился в ту же ночь в Новгород. За то, что святитель Иоанн разгласил тайну этого удивительного путешествия, бес начинает ему мстить: он «мечтанием» заставляет новгородцев видеть в келии Иоанна женские одеяния, выбегает в виде блудницы из его келии. Новгородцы обвинили святителя в блуде и решили изгнать из города. Святителя выволокли из покоев и повлекли к Волховскому мосту, там его спустили на плот, не имеющий весел, и предоставили течению воды нести куда угодно недостойного, по их мнению, архипастыря. Однако бес снова посрамлен: по Божиему изволению плот, «никым же пореваем», плывет против течения реки к Юрьеву монастырю. Иноки монастыря с честью встретили на берегу архипастыря. А новгородцы, пораженные чудом, осознали свою неправоту и со слезами просили святителя простить их и возвратиться на кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Когда великий князь Василий Васильевич отправлялся в поход против казанских татар, митрополит Иона написал (1451–1452) к Тверскому епископу Евфимию, чтобы он настоятельно докучал своему князю — послать вспомогательное войско князю московскому для борьбы с безбожными «за святыя Божия церкви и за все православное христианство». А когда пришло время для России окончательно свергнуть с себя иго монгольское и великий князь московский Иоанн III, выступивший уже с своими войсками против татар, остановился на Угре и колебался, тогда к нему присланы были из Москвы два послания: одно от духовника его — Ростовского архиепископа Вассиана, а другое от митрополита Геронтия и от лица всего духовенства . Кроме всех этих посланий, относившихся к главнейшим событиям времени, известны еще некоторые послания, равно как и другие однородные произведения наших тогдашних иерархов. Мы имеем в виду послания их собственно учительные, а не послания и грамоты деловые, административные, так как эти последние и по содержанию своему представляют мало литературного, и сочинялись, по всей вероятности, не самими святителями, а их дьяками, святителями же только подписывались . От митрополита Ионы дошли до нас следующие учительные послания: а) к Новгородскому архиепископу Евфимию, б) ко всем новгородцам, в) к новгородскому князю Юрию Семеновичу Лугвениеву, г) в Боголюбов монастырь, д) к детям, непокорным своей матери, и е) к жителям Вятки . В послании к Новгородскому владыке (1448–1458) святитель Иона пишет, что до него дошли вести о несогласиях, раздорах, междоусобиях, кровопролитиях и убийствах, совершающихся между жителями Новгорода; потом на основании Священного Писания, правил соборных и учения отцов убеждает владыку заботиться о своей духовной пастве и в заключение говорит: «Благословляю тебя, своего сына и брата, наставляй и научай и сам своими словами, заповедуй и всем священникам, чтобы каждый из них наставлял и учил детей своих духовных отступить от всякого злого дела. Пусть такие вещи, о которых я говорил, от сего времени прекратятся, и вконец истребятся, и предадутся забвению, и даже не именуются между православными христианами в вашей пастве, да поживут все в последующие лета во славу Божию и в свою духовную пользу. И сам ты за то восприимешь от Бога многосторичную мзду и от людей честь, похвалу и славу, а от нашего смирения благословение и молитву. Если же кто ослушается в чем твоего учительства, и запрещения, и священнических поучений и станет ходить по своим душевредным желаниям нераскаянно, ты в том, наш сын и брат, будешь неповинен, а злой зле сам и погибнет, если не обратится к покаянию».

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Приняв иноческий образ, он для покоя родителей оставался священником при Покровской церкви; по смерти же родителей, отпустив работников и раздав имущество бедным, вступил в Дубенский Успенский монастырь, что на острове. По смерти настоятеля братия упросили Серапиона принять на себя должность строителя обители Дубенской, состоявшей тогда в ведении Сергиевой лавры. Преподобный столько известен был здесь духовными подвигами и так много со делал для Островской пустыни, что пустынь называлась потом пустынью Серапиона 172 . – Тяготясь заботливой должностью, он отказался от неё и перешёл в Сергиеву лавру. Но и здесь не долго был в покое. Волей митрополита и великого князя определён он (1493 г.) в игумена лавры. – Великий князь Иоанн уважал подвижника игумена. Три боярыни обвинены были перед великим князем в волшебстве; строгий Иоанн велел сжечь их. Блаженный Серапион, уверенный в невинности несчастных, после усердной молитвы к Св. Троице, явился к великому князю и убеждал его отменить суровый приговор; великий князь послушался благочестивого игумена, и жизнь трёх невинных была спасена. Заботливый о благоустройстве великой обители и особенно о жизни достойной иночества, блаж. Серапион был и на соборе о церковных имениях; здесь старался он согласить пользы Церкви и государства и подавал голос одинаковый с голосом игумена Волоколамского Иосифа 173 . Великий князь Иоанн, передавая управление сыну своему Василию, указал ему на Серапиона, как на достойного занять святительскую кафедру в Новгороде, и 15 января 1506 г. собором архипастырей Серапион посвящён в архиепископа Новгородского. – Это возведение на высокую степень власти было для Серапиона призывом к самым сильным скорбям. В феврале прибыл он в Новгород; а осенью открылся мор. То же бедствие возобновлялось и в следующие два года, также осенью. В последнюю осень померло в Новгороде от язвы 15,398 человек. Между тем в августе того же 1508 года был такой страшный пожар и в Новгороде, что трудно указать в летописи другой подобный: страшная буря усилила свирепость огня до крайней степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В списке архиереев, занимавших новгородскую кафедру с X по XVII века, трижды упоминается имя Иоанн. Первый - Иоанн Попин (на кафедре 1110-1129 г.г.) не был архиепископом, второй - святитель Иоанн (1165-1186) будучи епископом, до пострижения в схиму носил имя Илии, третий - архиепископ Иоанн, занимал кафедру в 1389-1415 г.г. Наиболее вероятно, что грамота относиться ко времени третьего Иоанна и говорит об основании Архангельского монастыря в XIV в. Дата косвенно подтверждается описанием сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. Однако, в грамоте архиепископа Иоанна нет слов о строительстве монастырских храмов, а церковь св. Михаила упоминается как уже существующая. Архиепископ Иоанн благословляет игумену " с собором и стадом св. Михаила " отправлять вседневную службу, что предполагает существование значительного штата священнослужителей. По второй версии Архангельский ммонастырь основан в XII в. Этого мнения придерживались историки В.В. Крестинин и Н.М. Карамзин. Самым древним источником, указывающим на XII в. как дату основания монастыря является сохранившаяся рукописная копия челобитной игумена Архангельского монастыря Иеремии (1690-1700) от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну. Ходатайствуя о льготах для монастыря, он приводит агрумент: " а тому, государи, богомолию (т.е. А. м.) больши 500 лет " . Возможно, что в основании Архангельского монастыря принимали участие наместники Новгородского великие князя в Заволочье. Большинство историков (митрополит Макарий, А.А. Шахматов, В.В. Зверинский и В.Ф. Андреев ) утверждают, что Аархангельский монастырь был основан в XIV в. Самое раннее достоверное историческое свидетельство об Архангельском монастыре содержится в " Двинской летописи " и относится к 1419 г.: " Пришедше мурманы (т. е. норвежцы - Автор) войною 500 человек с моря в бусах и в шняках, и повоеваша в Варзуге погост Карельский, и в земли Заволоческой погост в Неноксе, и Карельский монастырь святого Николая, и Онежский погост, Яковлю Курью, Андреяновский берег, Кечь остров, Княж остров, Архистратига Михаила монастырь, Цигломено, Хичемино, три церкви сожгли, а христиан и чернцов всех посекли " .

http://sobory.ru/article/?object=37144

Наряду со стихийными бедствиями, большое огорчение архиепископу Иоанну доставляли частые ссоры жителей Пскова и Новгорода между собой и вражда новгородцев с московскими князьями. Он всей душой желал мира в своей епархии, поэтому всегда старался примирить враждующих. Тяжелым испытанием для архиепископа Иоанна было столкновение новгородцев с митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном по вопросу «месячного» 1 суда. Этот вопрос поднимался несколько раз, и новгородцы вынуждены были покориться воле первосвятителя. Неоднократные столкновения новгородцев с митрополитом и великим князем Московским Василием I Дмитриевичем отразились на судьбе архиепископа Иоанна, который часто ходатайствовал за свою паству перед князем. В 1401 году владыка Иоанн был вызван митрополитом Киприаном в Москву якобы для решения святительских дел, а там задержан и заключен в Николаевский Старый монастырь, в котором пробыл более трех лет. Со смирением, с радостью принял это наказание честный старец. Но новый архиерей в Новгород не был назначен. В 1403 году преосвященный Иоанн с миром был отпущен в Новгород и продолжал еще трудиться на благо своей паствы до 1415 года. За это время он много внимания уделил строительству церквей и монастырей. Первый храм (придельный) в честь Божией Матери был устроен им еще в 1391 году. В 1398 году архиепископ Иоанн поставил каменную церковь на воротах в честь Воскресения Христова, сам ее освящал, а в 1400 году по велению владыки эта церковь была украшена живописью. В 1399 году им устроена новая каменная церковь в честь Успения Богоматери. В 1407 году преосвященный Иоанн поставил каменную церковь Преображения Господня на Видогощи и святителя Николая на Веренде. При каждой из них он устроил иноческие обители. В 1411 году была построена каменная церковь в честь святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. В 1413 году в воспоминание победы новгородцев над немцами под Выборгом архиепископом Иоанном был построен каменный собор Архангела Гавриила и в самый день праздника освящен им. Это был последний храм, построенный самим владыкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На том Соборе отписались своих епископий архиепископ Новгородский Иоанн и епископ Луцкий Савва, и митрополит, недовольный на них «за некия вещи святительския», приказал обоим не выезжать из Москвы, «да не точию сами полезное и спасеное обрящут, но и инем полезное и спасеное будет». Владыка Новгородский Иоанн, который подвергся опале, как можно догадываться из хода летописного сказания, едва ли не за то, что благословил новгородцев действовать против великого князя московского, просидел в Москве в одном из монастырей три года и четыре месяца и снова был отпущен на свою епархию . В 1405 г., когда Киприан обозревал юго-западные епархии, один из тамошних епископов — Антоний Туровский был оклеветан пред Витовтом, князем литовским, в государственной измене. Витовт обратился с жалобою к митрополиту и препроводил к нему самые грамоты клеветников, которые доносили, будто Антоний посылал в Орду к татарскому царю Шади-беку и призывал его на Киев, и на Волынь, и на другие города. Киприан, может быть узнав, что клевета эта происходила от латинского духовенства, враждовавшего на Антония за его ревность по православию, думал было сначала ограничиться тем, чтобы удержать Антония при себе. Но потом, уступая гневу и угрозам Витовта, решился снять с епископа Туровского святительский сан и послал его на покой в московский Симонов монастырь . Имея под своею непосредственною властию всех епископов Русской Церкви, митрополиты наши уже чрез епископов заведовали и управляли и всею Церковию. Впрочем, по временам они действовали и непосредственно в пределах своей митрополии. Это бывало, во-первых, тогда, когда митрополиты посылали свои грамоты, поучения, послания или ко всем вообще православным христианам русским, или ко всему русскому духовенству, или в известные только места, города, монастыри, или к известным лицам ; а во-вторых, тогда, когда сами предпринимали путешествия для обозрения разных епархий своей митрополии или отправлялись в какой-либо город для рукоположения местного архиерея или для суда над ним.

http://sedmitza.ru/lib/text/435921/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010