Обитель, где подвизался инок Зиновий, была известна с древности. Своими каменными строениями она во многом была обязана замечательному иерарху конца новгородской независимости – архиепископу Ионе (1458–†1470; пам. 5 нояб.). В летописи говорится об этом: «В лето 6970 (1462) поставиша церкви в Отни пустыни Иоанна Предтечи и Онуфрия Великаго каменные; и на другое лето, он же Иона архиепископ постави церковь каменну с трапезою Николая чудотворца, в Отни же пустыни, от Великаго Новаграда тридцать поприщь» 1500 . Из этого же монастыря был избран на архиерейскую кафедру преемником архиепископу Ионе монастырский ризничий Феофил (1470–1482; †1482) 1501 . Известно, что в 1575 г. царь Иоанн Грозный вложил в монастырь драгоценную чашу, на которой была следующая надпись: «Лета 7082 (1575) года марта в 25 день делан сей потир по приказу государя царя Ивана Васильевича от его царских скровишь в монастырь Отню пустыню, при игумене Деонисьи» 1502 . При архиепископе Макарии (1526–1542) некий отенский инок Гурий перешел в Спасский (Хутынский?) монастырь «зело скорбна и смущенна от навождения диаволя», хотя настоятель ему «возбраних, понужая его сохранити обещание свое на неж место зван есть». Об этом потом игумен сообщал святителю, чтобы не дать «овчате Христова волка растерзану быта» 1503 . Ко времени святительства святителя Макария относят появление инока Зиновия в Отенском монастыре. Ф. Калугин считает, что это произошло после Собора 1531, когда был осужден Максим Грек и некоторые другие были разосланы по монастырям; «подверглись ссылке Михаил Медоварцев и Силуан и, может быть, Зиновий, хотя для этого и нет никаких данных. Как бы то ни было, Зиновию пришлось доживать свой век в Отней пустыни» 1504 . П. М. Строев указывает имя настоятеля Отенского монастыря – Мисаил под 1560 годом 1505 . Серединой тридцатых годов XVI столетия датируется самое раннее из известных на сегодня произведение – послание отенского подвижника новгородскому дьяку Я. Шишкину. Его начало позволяет думать, что это не только следование этикету со стороны автора, но что и сам дьяк питал расположение к иноку.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

По преданию, святые основали монастырь на возвышенности, где р. Снежа, впадая в Полисть, образует полуостров в виде косы. Архиеп. Филарет предполагал, что обитель возникла ок. 1220 г. (др. датировка — сер. XIII в.— представлена в справочниках: ИРИ. Т. 4; Ратшин. Монастыри. С. 401). Самые ранние документальные источники, подтверждающие существование мон-ря, относятся к кон. XV в. В писцовой книге Шелонской пятины 1497/98 г. упомянуты принадлежавшие Косинскому мон-рю дворы, с к-рых вел. князю платился оброк (Писцовые и переписные книги Ст. Руссы. С. 13, 25). В приходной книге Новгородского архиерейского дома за 1576/77 г. сохранилось свидетельство, что в Косинской обители служил свящ. Иоанн (Там же. С. 325). «Николского Косина монастыря игумен Пимин» упоминается в Дозорной книге Ст. Руссы (Там же. С. 35). Обитель была разорена шведами в Смутное время . В составленной в 1615 г. росписи церквам и мон-рям Ст. Руссы, пострадавшим во время швед. оккупации, указаны «Косин монастырь, камен храм Никола чюдотворець, трапеза Варлам чюдотворець» (Там же. С. 328). Каменная ц. во имя свт.Николая, по результатам совр. археологических исследований, была сооружена в сер. XV в., вероятно на основе здания XIV в.; своды и глава переложены, видимо, в XVII в. В царской грамоте 1692 г., жалованной новгородскому воеводе Б. И. Прозоровскому, Косинский мон-рь (он ошибочно назван здесь Рождественским) значится приписанным к Новгородскому архиерейскому дому (АИ. Т. 5. 214). Ни в одном документе XV–XVII вв. имена К. и К. не встречаются, мон-рь именуется исключительно Николаевским и Косинским. Во вкладной записи (май 1687) на Трефологионе из собрания РНБ обитель именуется «святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чюдотворца, и преподобнаго Варлаама, игумена Футынскаго, Новгородскаго чюдотворца, честныя их и святыя обители Косина монастыря из Старые Русы...» ( Максимова. 2003. С. 596). Согласно описи 1757 г., в мон-ре был 1 монах, к-рый в том же году выбыл, а на его место определен приходский священник. В 1764 г. монастырь был обращен в приход. В 1765 г. в результате сильного пожара сгорела деревянная церковь с трапезной и сильно пострадал Никольский храм. В 1792 г. была построена новая каменная ц. во имя прп. Варлаама Хутынского. В храме находилась икона Божией Матери «Знамение» с изображением всех Новгородских святых, написанная мастером Афанасием Алексеевым в 1716 г.

http://pravenc.ru/text/2185858.html

После кончины святителя Макария митрополитами Московскими последовательно были Высокопреосвященный Афанасий (1564–1566) и святитель Филипп (1566–1568; †1569). Их сменил настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Кирилл (1566– 1568). В 1570 году митрополит Кирилл (1568–1572) 16 поставил Махрищского игумена на Суздальскую кафедру. Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году, 4 июня, в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: «И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти» 17 . Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Варлаама, несомненно хорошо знал его, будучи до своего первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Начало святительства епископа Варлаама приходится на последние годы опричнины (1565–1572), введенной царем Иоанном Грозным. Несколько ранее, в январе 1570 года, опричному разорению подвергся Великий Новгород и был сведен с престола Новгородский архиепископ Пимен 18 . 25 июля 1570 года в Москве «на Поганой луже» царь подверг казни дьяка И. Выродкова, И. Висковатого и других 19 . В те же годы продолжалась Ливонская война. 23 мая 1571 года, в праздник Вознесения Господня, Москва, подожженная крымским ханом Девлет-Гиреем, полыхала пожаром. 1575–1576 годами датируется правление Симеона Бекбулатовича в качестве Великого князя, когда Иоанн Грозный выделил себе удел. Иностранец-очевидец об этом говорит, что государь, «как бы слагая с себя власть, управление передал Симеону, сыну царя Казанского, возложив на него чрез митрополита также диадему» 20 . Это вызвало неудовольствие, были такие, которые царю «супротив сташа... И на тех возъярися, казнил Ноугородцкого архиепископа Леонида» 21 . В 1579 году Стефан Баторий взял Полоцк, покоренный ранее, в 1563 году, Иоанном Грозным, и в Русской Церкви одной епархией стало меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

правила апостол и св. отец» 4 . Так было в митрополичьей и потом патриаршей области, так и по всем епархиям русской Церкви. Напр. в новгородских судных грамотах замечается: «нареченному на архиепископство великого Новгорода и Пскова… судити суд свой, святительски, по св. отец правилу, по Номокануну; – аже поп, или диакон, и пр. ино не судпти ни князю, ни посаднику, ни судьям не судить, занеже той суд владычня наместника» 5 . Наши митрополиты весьма часто, грамотами в разные епархии, напоминали местным властям, чтобы, в делах церковных судных, они неуклонно держались греческого Номоканона, из которого митрополиты и объясняли им правила 6 . Что касается до высших духовных лиц, – митрополитов и архиепископов, то первые, по правилам, подлежали соборному суду патриарха. На Востоке суд патриарха был окончательный, без дальнейшего делопроизводства. Особенно же патриарх цареградский мог принимать апелляции даже после суда соборного, даже из областей других восточных патриархов. В нашей истории немного видим опытов патриаршего суда в делах митрополитов. Этот суд был вызываем особенными обстоятельствами, когда напр. судные дела имели связь с учением веры и постановлениями православной Церкви, а митрополит своим судом не мог победить разномыслия, или успокоить недовольных, – как было в спорах о посте по средам и пяткам: тогда епископы Нестор и Леон, первый – оправданный, последний – осужденный в России, отправлялись в Царьград на суд патриарший 7 . К суду патриарха также обращались в случае несогласий митрополита с епархиальными епископами, и даже с князьями: с первыми суд патриарха действовал начальственным образом; с последними – в качестве суда посредствующего, третейского: впрочем так, что если несогласия происходили от личных отношений, или политики, – патриарший суд мирил их; если же неудовольствие князей было по делам церковным, или касалось духовного суда митрополита, – патриарх имел в таком случае более сильное влияние на дела. Так напр. патриарх действовал правом высшего суда в раздорах новгородцев и их архиепископа с митрополитом Киприяном, и подтвердил права его над ними 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Ревностный к славе Божией архипастырь благоговел к делам предшественников своих. Это благоговение его одобрено было свыше. Ночью в 1439 году пономарь Аарон, не во сне, а наяву, видел прежних святителей Новгорода, вошедших в храм из притвора. Объятый ужасом, не смел он разбудить товарищей своих. Немного спустя святители вышли из алтаря в полном облачении и, став перед Корсунской иконой Богородицы, начали совершать молебное пение; голос их слышал Аарон, но слов не мог понять. Они молились с час и возвратились в алтарь. – Тем кончилось видение. На рассвете Аарон донёс о том архиепископу Евфимию, а утром рассказал всем. – Блажен. архипастырь соборно отслужил литургию и панихиду по всем архипастырям св. Софии и потом роздал щедрую милостыню бедным 123 . В том же году при возобновлении Софийского собора, в притворе его найдены были нетленные мощи, но чьи, никто не знал. Ночью св. Евфимию явился святитель и сказал: «я тот Иоанн архиепископ, которого открыт гроб». Дав обещание молиться за город, повелел он творить поминовение по усопшим князьям и архипастырям Новгорода 124 . Эти напоминания о долге чтить прежних наставников и князей были весьма благовременны: Новгороду, который часто засматривался на запад, нужно было напомнить, что у него есть достойное уважения его, а новости запада потому уже подозрительны, что они новы. Осенью 1437 г. митрополит Исидор был в Новгороде, потом, пробыв несколько недель в Пскове, отнял у Новгородского архипастыря «суд и печать и воды и землю и все доходы» по Псковской стороне, назначив своего наместника во Псков. Блаженный Евфимий с смирением и кротостью перенёс это, не зная ещё, верный ли пастырь церкви Исидор? В конце 1441 г. открылось для всей России, что Исидор был покорный слуга папы, властолюбивого и гордого, и хотел, чтобы вся Русская Церковь покорилась своеволиям папы 125 . Теперь-то блаж. Евфимий особенно ясно увидел и давал видеть другим, как нужно было для паствы его, имевшей столько сношений с западом, вразумление неба – помнить своих наставников веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Что же касается до Царскаго нашего венчания, продолжает Государь, по какой причине приняли мы венец царства Русскаго, изволением и рукоположением, и соборными молитвами, во Святом Духе богомольца и отца нашего Макария, Митрополита всея Руси и всего священнаго Собора Митрополии Русской, и каким образом, по неизреченному милосердию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, взяли мы царство Казанское и царство Астраханское, со всеми им подлежащими, и как начальники тех царств богохульные Цари, со всеми их воинствами, гневом Божиим, как огнем, истреблены нашею саблею, а иные из них, в наших же руках, просветились банею святаго крещения, и ныне, обще с нами, хвалу воздают Богу и премногое множество Христианских душ раззорением тех царств избавил Бог от томительства безбожных, ибо как восхотел Бог так и сотворил: – о всем том принося ему благодарение, приказали мы Царским нашим словом, с Митрополитом Иоасафом, твоему святительству. – И ты его о том вопроси и воздай хвалу милосердому Богу, излившему на нас свою благодать, и нам о нашем Царском венчании отпиши свое благословение, соборною граматою, с нашим посланным священноиноком Феодоритом. И мы желательно желаем, дабы и вы от Бога получили милость, как чашу исполненную растворения, и избавились во дни сии от томительства богохульных, и мы о том услышав, возрадуемся и принесем победную песнь Богу, во славу и честь его имени.» (Листы 91–97.) Вот с какого времени, не более как чрез одно столетье после пленения Царяграда, обнаруживается уже пламенное и постоянное желание наших державных о его освобождении, которые были обнадежены падением двух Магометанских царств Казани и Астрахани. Замечательное лицо в нашей церковной истории этот Феодорит. Происходя от знаменитого рода, в юных летах удалился он в Соловецкий монастырь под руководство старца, ученика преподобного Зосимы, и после четырнадцатилетнего подвига отплыл в Лапландию, чтобы там проповедать слово Божие язычникам, вместе с другим великим подвижником преподобным Трифоном. После двадцатилетней пустынной жизни пришел он в Новгород, где получил священство и был духовником Архиепископа Макария. Возвратясь в Лапландию, основал он обитель во имя Святой Троицы, на устье реки Колы, и крестил в один день до двух тысяч инородцев; потом по неудовольствию братии, за строгость введенного им устава Соловецкого, удалился в пределы Новгородские и был поставлен Архимандритом в Суздальский Евфимиев монастырь. Тут узнал его Царь Иоанн и избрал для отправления в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Шли годы. Время не затмило памяти святителя Николая. 10 апреля 1970 г. Русская Православная Церковь причислила архиепископа Николая к лику святых. При канонизации за свою миссионерскую деятельность в Японии он получил наименование равноапостольного — одно из величайших духовных именований. «Самые эти факты, — пишет митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Антоний (Мельников), — имеют глубокое значение: казалось бы, во второй половине XX века умаляется вера, но ясным светом загорается новая звезда на церковном небосклоне, свидетельствуя о непрерывном возрастании Церкви как Царствия Божия. Самое же наименование «равноапостольный» говорит о непрекращающейся связи современной Церкви с первохристианской апостольской» Официально было провозглашено то, что жило в сознании православных людей со дня кончины святителя, который, будучи равноапостольным в подвигах, причислен к лику равноапостольных святителей и ныне возносит свои молитвы о всей Церкви Православной. Архиепископ Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 г. в селе Березе, Вольского уезда Смоленской губернии. Отец его, Дмитрий, был диаконом. Тяжелую жизненную школу пришлось пройти юному Иоанну. Жизнь провинциального духовенства в то время была крайне бедна. Пяти лет мальчик остался сиротой — умерла его мать, Ксения Алексеевна, посеявшая в душе сына первые семена веры в Бога. Школьные годы отрока Иоанна проходили среди многих лишений — холода и голода. Но эти трудности укрепили его волю. По отзывам людей, знавших его в детстве, он всегда был веселым и жизнерадостным. Имея прекрасные умственные способности, Иоанн Касаткин в 1856 г. блестяще окончил Смоленскую Духовную семинарию и был принят на казенный счет в Петербургскую Духовную академию. Когда юноша заканчивал четвертый курс, неожиданно определился его дальнейший жизненный путь. Однажды, проходя по академическим комнатам, Иван Дмитриевич увидел на столе лист бумаги с предложением Синода кому-нибудь из оканчивающих Академию занять место настоятеля посольской церкви в Японии и приступить к проповеди Православия в этой стране. На листе уже стояло несколько фамилий его товарищей. Это приглашение, видимо не произвело особого впечатления на юношу, и он спокойно пошел ко всенощной. Но в храме совершилось его призвание. Голос Божий коснулся его души и он вдруг решил, что должен ехать в Японию, и не женатым священником, а монахом. Что-нибудь одно — либо миссия, либо — семья, — твердо решил он Через тридцать лет после этого дня преосвященный Николай вспоминал, что какое-то неудержимое желание служить Церкви потянуло его тогда в Японию

http://pravmir.ru/ne-bylo-stol-uvazhaemo...

Управляли монастырем игумены, редко находящиеся в сане архимандрита. Игумен Никанор, управлявший монастырем в 50- 60-х гг. XIX века, имел наперсный крест от Св. Синода. Его сменил игумен Исайя, которого в свою очередь в 1870 году сменил иеромонах Николай. С 1879 г. по 1893 г. монастырем управлял игумен Митрофан, которого сменил на непродолжительное время архимандрит Иоанн. Управление монастырем в конце XIX века осуществлял игумен Амвросий, а на стыке веков – игумен Сергий. Последний составил «Сказание о явлении Пресвятыя Богородицы и святителя Николая клирику Георгию в пустыне, с приложением стихотворения на явление и проч., и краткой летописи Тихвинского заштатного Николо-Беседного монастыря с 1383 г. по 1898 год». Книга была издана в Новгороде в 1898 году и имела объём в 36 страниц. В конце XIX века, в соответствии с законом от 2 июня 1897 года об усовершенствовании системы и методов исправления несовершеннолетних преступников, Новгородская консистория утвердила список монастырей, предназначенных для содержания в них малолетних правонарушителей. В данный список вошли все тихвинские монастыри. Прибытие в Николо-Беседный монастырь подсудимого из Ревеля, сына капитана Штофа, вызвало в нем полное недоумение. Игумен Сергий обратился в консисторию с вопросом о том, какое послушание должен нести подсудимый и какое нужно иметь за ним смотрение. Спустя короткое время игумен Сергий посылает жалобу самому архиепископу Новгородскому и Старорусскому на несовершеннолетнего Штофа, который «оказывается для обители в великую тягость, на послушание никуда не способен, качеств самых буйных и упрямых, поведение его весьма опасное для монастыря, произносит всякие кощунные и нецензурные слова и производит страх с угрозою ножа. В настоящее время Штоф помещен в кухонной келии с поварами, но и те его боятся, книг духовных не читает, в церковь на богослужение не ходит». Далее в своем письме игумен просит Его Высокопреосвященство удалить, куда следует, Штофа из вверенного ему монастыря. Из-за различного рода бюрократических проволочек новгородская консистория только спустя несколько лет обратилась в Синод с просьбой ходатайствовать перед правительством об освобождении монастырей от помещения в них несовершеннолетних преступников. Действительно, принятый по инициативе правительства закон пагубно отразился на моральном состоянии насельников обителей и посещающих их богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=37561

Деяния седьмого Вселенского Собора; Письмо Авгаря Христу и письмо Христа Авгарю; Неизданные письма епископа Феофана Затворника; Митрополит Серафим (Чичагов). О святых мощах; А.В. Комаровская. О первых иконописных работах моего отца; Б. Кутузов. Феодор Христианин (главы из книги «Русское знаменное пение»). 4–1998 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе; Деяния седьмого Вселенского Собора; Святаго Геннадия, Патриарха Константинопольскаго. О вере; Блаженаго учителя нашего Константина Философа. Слово и азбучная молитва; Возвращение иконы преподобных Андроника и Саввы; Н. Аввакумов. О древнерусских хоросах; Я. Зеленина. «Христианская символика» графа А.С. Уварова; А.С. Уваров. Кентавр; Приложения; Святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Слово об иконописании в Неделю Торжества Православия; И.С. Красовский. Архитектура Спасо-Андроникова монастыря XVIII века; Б.П. Кутузов. Местные центры певческого искусства. 5–2000 Л.А. Успенский. Большой Московский Собор и Образ Бога Отца; Деяния седьмого Вселенского Собора; История Андроникова монастыря в миниатюрах; Стоглав. Главы об иконописи; Священник Сергий Дубровин. Юные годы святого Андроника в граде Ростове Великом; Т.Л. Никитина. Жезл преподобного Аврамия Ростовского; В.Ф. Козлов. Епископ Владимир (Соколовский); Стихиры Пасхи. 6–2002 Иосиф Волоцкий. Слово тринадцатое, против ереси новгородских еретиков; Седьмой Вселенский Собор. Деяние Шестое; О.В. Никифорова. Последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря; Житие и похвала Аврамию Ростовскому; Князь А.А. Ухтомский. О церковном пении; Н.Б. Кишилов. Изображение Успения на Донской иконе Богоматери; Э.К. Гусева. О Николае Борисовиче Кишилове; И.С. Красовский. Церковь Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря. 7–2002 К 100-летию Л.А. Успенского: Л.А. Успенский. Искусство литургическое и искусство религиозное; В.Н. Сергеев. Из истории иконологических споров; Л.А. Успенский. По поводу одной из тем будущего предсобора; Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Продолжение;

http://pravoslavie.ru/12054.html

«Сегодня с нами радуются взирающие на нас со святых икон те святители, богоносные и преподобные отцы, которые здесь совершали свое церковное послушание, проходили здесь свое становление в качестве студентов духовной академии. Еще до строительства этого здания ректором академии был святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, который, когда был освящен этот храм Двенадцати апостолов, будучи епископом Тверским, передал в дар храму напрестольное Евангелие. Сегодня на нас взирает и святитель Феофан Затворник, ректор духовной академии. Сегодня радуется на небе и святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, который в этом святом храме был пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха и отправлен для своих равноапостольных трудов в далекую страну Восходящего солнца. Сегодня ликует и святой праведный Иоанн Кронштадтский, который после Архангельской семинарии прибыл в Петербург для того, чтобы учиться в этих стенах и молиться в этом святом храме. Здесь есть и образ преподобномученицы Елисаветы, которая была почетным членом духовной академии и заботилась о ее материальном благосостоянии. Сегодня на нас взирают и те новомученики и исповедники Российские, которые являются нашими выпускниками — это и святитель Тихон, Патриарх Московский, и многие, многие другие святые люди, запечатлевшее своей кровью веру в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа». Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав поздравил владыку ректора со значимым событием в жизни духовной академии. Перед Литургией владыка преподнес в дар храму Двенадцати апостолов богослужебные иерейские и диаконские облачения, предметы церковной утвари. При целовании креста священнослужители и молящиеся делали пожертвования в помощь беженцам с Украины. Торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской духовной академии а соседнем с Александро-Невской лаврой участке Монастырского острова Петербурга совершил митрополит Амвросий (Подобедов). 26 августа 1819 года храм во имя святых Двунадесяти апостолов торжественно освятил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Михаил.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010